Камера

По каким характеристикам определяется тип машины. Типы автомобилей

Автомобиль - это самодвижущийся экипаж, предназначенный для перевозки по безрельсовому пути пассажиров, различных грузов или специального оборудования, а также для буксирования прицепов. В основу классификации и системы обозначения отечественных автотранспортных средств положены следующие признаки: вид автотранспортного средства (подвижной состав); основной технический параметр (масса, мощность или габаритные размеры); тип кузова; назначение; колесная формула; тип двигателя.

Автомобильный подвижной состав подразделяют на пассажирский, грузовой и специальный.

К пассажирскому подвижному составу относят легковые автомобили, автобусы, пассажирские прицепы, к грузовому - грузовые автомобили, автомобили-тягачи, грузовые прицепы и полуприцепы с универсальными или специализированными надстройками для размещения груза.

Специальный подвижной состав охватывает автомобили, прицепы и полуприцепы с установленным на них специальным оборудованием, имеющие особое технологическое или иное назначение и выполняющие различные, преимущественно транспортные работы.

Пассажирские автомобили вместимостью до восьми человек, включая водителя, относят к легковым, а выше восьми человек - к автобусам.

Все автомобили в зависимости от типа и назначения подразделяются на классы, в соответствии с которыми они маркируются.

Каждая модель автомобиля, прицепа или полуприцепа имеет свое обозначение в зависимости от того, является она базовой или модификацией. Базовой называется основная модель, на основе которой выпускаются ее модификации.

Базовой модели автомобиля присваивается четырехзначный цифровой индекс, в котором первые две цифры означают класс, а две последующие цифры - модель автомобиля. При этом, первая цифра соответствует классу автомобиля (по рабочему объему двигателя для легковых автомобилей, полной массе для грузовых автомобилей и длине для автобусов); вторая цифра - эксплуатационному назначению автомобиля (1 - легковые; 2 - автобусы; 3 - грузовые бортовые автомобили; 4 - седельные тягачи; 5 - самосвалы; 6 - цистерны; 7 - фургоны; 8 - резерв; 9 - специальные автомобили). Перед цифровым индексом ставится буквенное обозначение завода-изготовителя.

Модификацией называется модель автомобиля, отличающаяся от базовой некоторыми показателями (конструктивными и эксплуатационными), удовлетворяющими определенным требованиям и условиям эксплуатации. Например, модификации могут отличаться от базовой модели применяемым двигателем, кузовом, отделкой салона и др.

Модификации имеют пятизначный цифровой индекс, в котором пятая цифра означает номер модификации базовой модели.

Легковые автомобили по отечественной классификации разделены на пять классов в зависимости от рабочего объема цилиндров (литража) двигателя (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Классы легковых автомобилей в зависимости от рабочего объема цилиндров двигателя

Маркировка легковых автомобилей производится следующим образом. Например, BA3-2105 и BA3-21053 означают: BA3 - Волжский автомобильный завод, цифры 21 - легковой автомобиль малого класса, цифры 05 - модель пятая (базовая), цифра 3 - третья модификация.

По международной классификации ЕЭК ООН легковые автомобили относятся к одной категории М1, так как они, независимо от их размеров и особенностей конструкции, должны удовлетворять одинаковым техническим требованиям.

С точки зрения потребителя, легковые автомобили могут иметь между собой весьма существенные отличия. В связи с этим европейский опыт классификации предлагает в качестве основного классификационного параметра легкового автомобиля использовать его габаритную длину. При этом автомобили общего назначения подразделяются на шесть основных классов, обозначаемых буквами латинского алфавита. Устанавливается следующее распределение автомобилей по классам (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Классы легковых автомобилей в зависимости от габаритной длины

Городские (габаритная длина до 3,5 м)

Кабриолеты и родстеры

Малый класс (габаритная длина от 3,5 до 3,9 м)

Кабриолеты и родстеры “премиум”

Малый средний класс (габаритная длина от 3,9 до 4,3 м)

Универсалы повышенной проходимости

Средний класс (габаритная длина от 4,3 до 4,6 м)

Легкие внедорожники полной массой до 2100 кг

Бизнес-класс (габаритная длина от 4,6 до 4,9 м)

Средние внедорожники полной массой до 3000 кг

Представительский класс габаритная длина свыше 4,9 м)

Тяжелые внедорожники полной массой свыше 3000 кг

Представительский “премиум” (габаритная длина свыше 4,9 м)

Минивэны

Купе “премиум”

Малые коммерческие

В случае совпадения габаритной длины с верхней границей диапазона автомобиль относится к более высокому классу.

В привычных для нас терминах автомобили класса А - относятся к особо малому, класса В - малому, классов С и D - среднему, класса Е - большому, класса F - высшему классу.

Существуют, однако, легковые автомобили более узкого назначения, использование для которых принятого критерия классификации нецелесообразно, поскольку он не отражает особенностей их потребительских качеств. Эти автомобили принято выделять в отдельные классы.

Специфика мощных высокоскоростных легковых автомобилей, называемых спортивными, учитывается выделением их в два класса G и Н, в которых они различаются уже в зависимости не от длины, а от стоимости.

Тип кузова легковых автомобилей определяется числом функциональных отсеков и конструктивным их исполнением. Кузова могут быть трех-, двух- и однообъемными. Трехобъемный кузов имеет моторный отсек, салон и багажник. У двухобъемного кузова салон и багажник объединены.

Автобусы по отечественной классификации разделены также на пять классов в зависимости от их длины (табл. 1.3).

Таблица 1.3

Классы автобусов в зависимости от габаритной длины

Автобусы обозначаются следующим образом. Например, ЛИАЗ- 5256 означает: Ликинский автобусный завод, автобус большого класса, пятьдесят шестая базовая модель.

По назначению различают автобусы трех групп: городские, междугородние и дальнего следования.

По международной классификации ЕЭК ООН автобусы с точки зрения наличия разницы в технических требованиях разделены на две категории: М2 -- автобусы полной массой менее 5 т (маломестные) и М3 - автобусы полной массой свыше 5 т.

Грузовые автомобили по отечественной классификации разделены на семь классов в зависимости от их полной массы: первый класс (до 1,2 т), второй (свыше 1,2 до 2 т), третий (свыше 2 до 8 т), четвертый (свыше 8 до 14 т), пятый (свыше 14 до 20 т), шестой (свыше 20 до 40 т), и седьмой (свыше 40 т). При этом у грузовых автомобилей первая цифра индекса означает класс автомобиля, вторая цифра индекса показывает тип грузового автомобиля, третья и четвертая цифры - номер модели автомобиля, а пятая цифра (для модификаций) - номер модификации.

Например, ЗИЛ-4331 означает: Автомобильный завод им. Лихачева, грузовой автомобиль полной массой 8…14 т, бортовой, тридцать первая модель.

Грузовые автомобили могут быть общего назначения, специализированными и специальными.

Грузовые автомобили общего назначения предназначены для перевозки всех видов грузов, кроме жидких без тары. Они имеют грузовые кузова в виде бортовых платформ.

Специализированные грузовые автомобили служат для перевозки грузов только определенных видов. Они имеют приспособленные для таких перевозок кузова и оборудуются специальными устройствами и приспособлениями для погрузки и разгрузки. К специализированным относят автомобили-самосвалы, цистерны, фургоны, рефрижераторы и самопогрузчики.

Специальные грузовые автомобили предназначены для выполнения разнообразных нетранспортных работ и операций. К ним относят автомобильные мастерские, краны, вышки, бетономешалки, а также автомобили, используемые в коммунальном хозяйстве (мусороуборочные, снегоуборочные, поливочные и др.) и пожарные автомобили.

Специализированные и специальные автомобили изготовляют на базе грузовых автомобилей общего назначения.

В зависимости от назначения и нагрузок, приходящихся на ко- лесную ось, различают грузовые автомобили двух типов: дорожные и внедорожные. Автомобили первого типа предназначены для движения по дорогам общего пользования, второго типа - по специальным дорогам или на местности. В России существует деление грузовых автомобилей на две группы в зависимости от осевой нагрузки: до 60 кН и до 100 кН на ось. Эти автомобили соответствуют несущей способности дорог общей сети двух основных типов. Автомобили с осевой нагрузкой более 100 кН относятся к типу внедорожных.

Автомобили по общему числу колес и числу ведущих колес обозначают колесной формулой 4Ч2, 4Ч4, 6Ч6, 8Ч8 и т.д., где первая цифра соответствует числу колес автомобиля, а вторая - числу ведущих колес. При этом каждое сдвоенное ведущее колесо принимается как одно целое.

По международной классификации ЕЭК ООН грузовые автомобили делятся по полной массе на три категории: N1 - до 3,5 т; N2 - от 3,5 до 12 т и N3 - свыше 12 т.

В классификации по грузоподъёмности различают грузовые автомобили особо малые (до 0,75 т), малые (от 0,75 до 2,5 т), средние (от 2,5 до 5,0 т), большие (от 5,0 т до 10 т) и особо большие (свыше 10 т).

Прицепы и полуприцепы по отечественной классификации маркируются четырехзначным цифровым индексом, перед которым ставится буквенное обозначение завода-изготовителя. При этом для различных моделей прицепов (полуприцепов) даются следующие две первые цифры индекса из четырех: легковые - 81 (91), грузовые бортовые - 83 (93), самосвальные - 85 (95), цистерны - 86 (96), фургоны - 87 (97) и специальные - 89 (99).

Две вторые цифры индекса из четырех для прицепов и полуприцепов присваиваются в зависимости от их полной массы, в соответствии с которой прицепы и полуприцепы разделены на пять групп (табл. 1.4).

Маркируют прицепы и полуприцепы следующим образом. Например, прицеп-тяжеловоз ЧМЗАП-8390 означает: Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов, прицеп грузовой бортовой, полной массой свыше 24 т.

Таблица 1.4

Группы прицепов и полуприцепов в зависимости от их полной массы

По международной классификации ЕЭК ООН предусмотрено деление прицепного подвижного состава на четыре категории (табл. 1.5).

Выбрать подходящий автомобиль на современном рынке становится все сложнее. Новые виды и классы машин появляются чуть ли не каждый год. Еще 5-8 лет назад новинками считались городские кроссоверы и четырехдверные купе. И если последние так и остались нишевыми авто, то первые захватывают все большие доли рынка. Кроме того, наблюдается размытие границ классов: все чаще встречаются обозначения B+ и C+. В этой статье мы рассмотрим общие классификации легковых автомобилей по классам и типам кузова. Она поможет вам сориентироваться в типах авто и подобрать подходящий. Для наглядности мы приведем примеры популярных в каждом классе моделей.

Классификация автомобилей по типам кузова

Седан

Это самый распространенный и популярный кузов, именно он ассоциируется со словом «автомобиль». Его конструктивной особенностью стала трехобъемность - моторный отсек, салон и багажник отделены друг от друга и занимают отдельные объемы. Седанами бывают и машины B-класса, и автомобили класса F (о размерах и классах - ниже). Это обусловлено уже упомянутой популярностью, которая, в свою очередь, вытекает из удобства использования и условной «статусности». Почему-то именно этот тип кузова считается наиболее представительным, стильным, и при этом практичным. Так это, или нет - решать вам.

Хэтчбек

Это городские автомобили, багажное отделение которых совмещено с салоном. Они лишены традиционного для седанов «хвоста» - задний свес у таких авто значительно короче. Такая конструктивная особенность и делает их практичными для использования в городских условиях - парковаться и маневрировать на хэтчбеке легче, чем на седане, ведь кузов заканчивается примерно на линии заднего стекла.

Универсал

Это гибрид седана и хэтчбека. Его багажник так же совмещен с салоном, но задний свес при этом «растянут» так же как у седана. Если вы любите путешествовать на автомобиле или часто перевозите габаритные грузы - стоит рассмотреть именно этот тип кузова.

Другие

Типов кузовов на деле огромное количество, но описывать абсолютно все смысла нет - они мало распространены, и либо встречаются крайне редко, либо вообще перестали использоваться автопроизводителями. Тем не менее, перечислим некоторые из них, и дадим им краткое описание.

  • Купе - двухдверный трехобъемник, в целом аналогичный седану. Главное отличие - уменьшенный задний ряд сидений. Термином «купе» также называют трехдверные хэтчбэки с небольшими размерами заднего дивана.
  • Минивэн - двухобъемный или однообъемный кузов, предназначенный для комфортной перевозки пассажиров. Может оборудоваться третьим рядом сидений и сдвижными задними дверьми.
  • Лифтбек - хэтчбек с длинным задним свесом. Выглядит почти как седан, но располагает пятой дверью. Такой тип кузова стал «фирменным» для автомобилей Skoda.
  • SUV. Не совсем верно выделять такой тип кузова, но тем не менее, упомянуть о так называемых sports utility vehicles стоит. К этому классу относятся всевозможные кроссоверы и внедорожники. Первые - это построенные на платформах обычных легковых автомобилей машины. Отличаются они формой кузова, высоким клиренсом и возможностью установки полноприводной трансмиссии. Такие авто предназначены в первую очередь для города - высокий дорожный просвет нужен для преодоления бордюров, и небольших ям, а увеличенная высота кузова помогает выкроить несколько лишних сантиметров пространства для водителя, пассажиров и багажного отделения. Внедорожники проектируются на основе рамной конструкции, обеспечивающей им повышенную проходимость и просторный салон.

Классификация автомобилей по классам

Класс A

Самый компактный класс, отлично подходящий для использования в городских условиях. Длина кузова таких машин не превышает 3,6 м, а ширина 1,6 м. Авто класса А - это трех- и пятидверные хэтчбеки, оснащаемые небольшими по объему моторами. Примеры автомобилей A-класса:

  • Ravon Matiz
  • Ravon R2
  • Lifan Smily
  • Hyundai i10

Класс B

Еще 5-6 лет назад такие авто были представлены, по большей части, пятидверными хэтчбеками и седанами длиной до 3,9м и шириной до 1,7. Однако развитие автомобильного рынка привело к возникновению целого сегмента бюджетных седанов этого класса. Авто класса B также ориентированы на городскую эксплуатацию: они компактны, маневренны и при этом вместительны и комфортны. К популярным моделям относят:

Класс C

Это так называемый «гольф-класс», названный так в честь своего основателя - модели Volkswagen Golf. Машины этого сегмента не превышают в размерах 4,3-4,5м в длину и 1,8м в ширину. При этом авто выполняются в кузовах «седан», «хэтчбек» и «универсал». С класса C начинается «средний» ценовой сегмент. Такие машины прекрасно подходят на роль семейного городского авто: в салоне с комфортом размещаются четыре человека, но вместе с тем габариты кузова позволяют им легко маневрировать в потоке машин. К популярным моделям относят:

Класс D

Автомобили D-класса - это, в большинстве своем, седаны и универсалы, длиной до 4,6м. Эти машины сочетают в себе простор салона с хорошим оснащением и ездовыми характеристиками. Наиболее популярные модели:

Класс E

Это «бизнес-класс», такие машины отличаются богатым пакетом опций уже в «базе», более сложной подвеской, просторным салоном и повышенным комфортом. Длина кузова авто класса E равна 4,8-5м, а ширина 1,8м. Распространенные модели:

Класс F

Это люксовые представительские автомобили премиум-брендов. Они ориентированы на тех, кто предпочитает задний диван месту водителя. Регулировки задних кресел и отдельный блок управления климатом для пассажиров - стандартные опции для таких авто. Они длинные (от 5м) и широкие (от 1,9), что позволяет водителю и пассажирам располагаться в салоне с максимальным комфортом. Главные модели в классе:

  • Mercedes-Benz E-klasse
  • BMW 7 series
  • Audi A8

Класс J

Это отдельный класс авто, в которых входят внедорожники и кроссоверы - SUV (sports utility vehicles). Внутри него есть своя система классификации автомобилей, схожая с общей. В общем случае их делят на компактные, средне- и полноразмерные SUV. По аналогии с обычными легковушками, существует также разделение на B,C,D и E классы.

Заключение

В этой статье мы привели общую классификацию автомобилей по классам (размерам) и кузовам, которая поможет вам сориентироваться на рынке, и подобрать машину, удовлетворяющую ваши потребности. Стоит отметить, что, за исключением класса F, мы не упоминали преимум-бренды. Авто таких производителей отличаются высокой ценой, технологичностью и уровнем оснащения. Компактный хэтчбек премиум-марки может быть напичкан опциями, обычно ассоциирующимися с полноразмерными седанами класса D или E, и обладать соответствующей стоимостью. Поэтому, во избежание путаницы, мы и обошли вниманием «дорогие» марки.

Начинающим водителям всегда интересна классификация автомобилей по классам . Знания о классификации авто, отличиях и особенностях – помогут при выборе машины в личное пользование. В этой статье мы подробно остановимся на каждой группе.

Для чего нужна классификация авто

Прежде всего, классификация автомобилей по классам создана для удобства потенциальных покупателей – будущий владелец сможет оценить собственные возможности по содержанию автомобиля, приемлемость только для себя или всей семьи, прикинуть, во сколько в будущем обойдется постоянная заправка, периодический ремонт и прочие нюансы. Систематизация моделей позволит не тратить время, перебирая сотни типов машин в поисках своей. На выбор влияют следующие критерии:

Важно рассматривать не только классификацию автомобилей по классам в таблице, но и рассчитывать собственные силы на ее содержание. Машина потребует постоянной , профессионального осмотра и ремонта. Необходима страховка, размер которой, как известно, зависит от модели и прочие нюансы.

Принцип классификации в России

Учитывая, что географически к РФ ближе расположена Европа, рынок заполнен преимущественно тамошними моделями. Также на классификацию легковых машин повлиял малый спрос продуктов отечественного автопрома – в нашей стране он еще не на высоте. В странах ЕС принято больше 20 категорий авто, но многие из них на российский рынок не попали. Например:

  1. Полноразмерные внедорожники. Их выпускают только в Америке и везут в Россию по специальному заказу.
  2. Нет больших пикапов и маленьких японских малолитражек. Это обусловлено дороговизной содержания первых и практической бесполезностью вторых.
  3. Скоростные автомобили также изготавливаются по запросу. Их преимущественное нахождение – мегаполисы нашей страны. В остальных случаях – покупка нецелесообразна, так как автобаны в России – редкость.

Тем не менее в нашей стране есть широкий выбор легковых авто на любой вкус и кошелек. Как определяется класс автомобиля – узнаем далее.

Правила определения категории автомобиля

Классификация – непостоянное динамично развивающееся явление. В будущем, она, несомненно, будет эволюционировать, пополняться новыми моделями. Как узнать класс автомобиля? Для этого есть правила их определения:


Зная собственные потребности, легко определить из любого класса, которая подойдет для достижения требуемых целей.

Классификационная таблица

Подробный список машин по классам – в таблице:


  • Авто В-класса. Комфортные для водителя и трех пассажиров малолитражки с передним приводом. В последнее время комплектация машины мало отличается от класса С – авто недотягивает только габаритами. Машина бюджетная – цена невысока, расход топлива щадящий – до 6 л/100 км. К таким моделям относят Volkswagen Polo, Opel Corsa и прочие. Помимо технической оснащенности, стартовая комплектация предусматривает легкосплавные диски.

  • Авто С-класса. Иногда, машины подобного типа называют авто гольф-класса, так как основателем категории стал Volkswagen Golf. Стандартный средний кузов для пяти человек, включая водителя. Из российского автопрома к этой категории подходит Лада Приора. Многие автовладельцы отмечают меньший комфорт при полной загруженности кузова.

  • Авто D-класса. Вместительные багажники, просторные салоны. Пример – Audi A4 или наша Волга. Категория делится на элитные и семейные авто. Первые – это машины повышенного комфорта и мощности двигателя. Все опции уже закладываются в базовой комплектации, что отличает их от семейных, почти бюджетных моделей. Цена подобной машины высока, но, тем не менее себя оправдывает полностью.

  • Е-класс. Бизнес-категория отличает эти модели автомобилей повышенным комфортом – люкс. Широкие, вместительные салоны, богатая начальная комплектация, независимая подвеска, обеспечивающее безопасное, плавное передвижение и отсутствие усталости у водителя, даже спустя несколько часов в пути. Примеры автомобилей бизнес-класса – Toyota Camry, Nissan Teana. Наш автопром пока не может порадовать потребителя подобными моделями.

  • F-класс авто. Представительская категория, доступная узким кругам населения и правительству РФ. Отличаются мощными двигателями – более шести цилиндров, развитой электронной структурой, использованием кожи и других дорогостоящих материалов в отделке салона. Высочайший комфорт передвижения. Как правило, владельцы подобных автомобилей сами не управляют моделью. Во время поездки пассажир наслаждается дорогой или решает повседневные дела, не отвлекаясь на происходящее за стеклом. Примеры моделей: Audi A8, Volkswagen Phaeton.

Таким образом, делятся категории машин по классам. Есть еще несколько типов авто, отличающихся от легковых «коней» величиной дорожного просвета, формой кузова, вместимостью и/или наличием полного привода. Рассмотрим:

Вместительные авто

К ним относят «вэны» – разделение на микровэны, компактвэны и минивэны. Отличительной чертой каждого типа становится высота модели – от 1,5 м и количество посадочных мест – до 9 шт в зависимости от варианта. Такие автомобили по праву считаются семейными, созданными для комфортного передвижения, туризма и переездов на большие расстояния. Представители: Kia Soul, Opel Zafira Tourer, Ford Galaxy – соответственно.

Внедорожники и кроссоверы

Отличными качествами проходимости автомобиля обладают внедорожники. Они способны показать себя на нестандартной трассе – горные спуски, лесные пути, нестабильные грунты. – это внедорожники для городских трасс, отличающихся плачевным состоянием. Категории внедорожников аналогично легковым авто имеют собственные литеры – B, С, D, Е.

Подобная классификация автомобилей по классам показывает отличия в длине кузова и величине дорожного просвета. Примеры моделей: Renault Duster, Nissan Qashqai, Kia Sorento и Toyota Highlander соответственно.

Также к внедорожникам вполне можно отнести – грузовики с открытой платформой. Они легко узнаваемы. И универсалы с повышенной вместимостью – из отечественных авто к ним относят Газель, европейские модели – Renault Kangoo, Mercedes-Benz Citan. Узнать универсал, возможно, по высоте – он еще выше минивэна.

Спорткары

Спортивные классические авто – это двух или трехдверные машины типа купе или хэтчбек. Отличительная черта подобных моделей – низкая платформа, годящаяся для дорог хорошего качества – автобанов. Примеры – Opel Astra GTC, Kia pro_cee’d. Также среди спорткаров выделяют кабриолеты и родстеры – Mercedes E-class Cabrio, Audi A5 Cabrio.

Влияние спроса на стоимость легковой машины

Итак, узнав, на какие классы делятся автомобили, логично предположить, что категория эконом более конкурентная, чем бизнес и премиум. В последнее время, возросли продажи кроссоверов и внедорожников – их используют не только в экстремальных условиях, но и на городских трассах. Для активных владельцев при покупке имеет значение удобство машины, ее вместительность, мощь двигателя.

В последние годы качество зарубежного и российского автопрома – растет. Производители стремятся оснастить собственные детища всевозможными технологиями, повышающими комфорт. Появилась тенденция к увеличению длины кузова, пространству внутри салона и багажника независимо от класса автомобиля, указанного в таблице выше.

Сейчас многие, прежде чем выбрать конкретную модель и даже марку автомобиля, обращаются к Интернету, но у различных классификаторов существуют разные параметры для разных машин. А некоторые покупатели, уже определившиеся с выбором, ищут более конкретную информацию в прессе и также встречают незнакомые определения.

В первую очередь, транспортные средства делятся по назначению - пассажирские, грузовые, грузопассажирские и специальные. Нас интересует только первая категория - пассажирская, причём не автобусы, а легковые автомобили вместимость до 8 человек . И сразу примечание - если с виду машина кажется легковой, но в неё помещается более 8 пассажиров, то нужно получать водительские права категории D. Легковые автомобили делят по классам, типу кузова, типу привода и другим показателям.

Самая распространённая на сегодняшний день классификация - это деление по классам, её иногда называют европейской классификацией . В её основе лежит деление по размеру автомобиля, и она очень напоминаетразбивку по моделям у Mercedes-Benz. Самый младший A-класс (сюда относятся самые маленькие машинки от Smar tдо «Оки» длиной не более 3,6 м), чуть больший В-класс (так называемые городские автомобили небольшого размера, длиной до 4 м, и с двигателями малой и средней мощности), один из самых популярных средний C-класс (длина до 4,5 м), похожий по размерам, но более просторный D-класс, более длинный Е-класс и самый большой F-класс (длина основных представителей колеблется около 5 м). Отдельное место занимают , минивэны, купе, кабриолеты и различные спортивные автомобили.

Европейская классификация автомобилей (D-, E- и F-классы)



Renault Laguna Nissan Teana Audi A8

Представителям некоторых классов могут давать другие названия. Так раньше самыми популярными были автомобили Гольф-класса , от вольксвагоновского Golf, который был эталоном городского автомобиля. D и Е категории относят к бизнес-классу , а F-класс - это представительские автомобили .

Стоит отметить, что до последнего времени автопроизводители, выпуская следующее поколение того или иного автомобиля, уже получившего принадлежность к определённому классу, несколько добавляли в размерах. Поэтому некоторые «типичные» представители из своего класса по физическим размерам, но остаются в нём в силу позиционирования. Сейчас же начинается обратный процесс уменьшения, из-за более высоких экологических требований, для достижения которых начинается борьба с лишним весом.

Другая не менее важная классификация основана на типе кузова . Главным понятием здесь является «объём», то есть та часть пространства, которую можно отделить от других частей кузова. Так трёхобъёмник - это классический автомобиль с отдельным моторным отсеком, салоном и багажным отделением. Двухобъёмник чаще представляет собой отдельный отсек для двигателя и единые салон и багажник (у некоторых машин с заднемоторной компоновкой объединено пространство салона и двигателя, а багажник находится отдельно спереди). Однообъёмник подразумевает единое пространство для всех частей автомобиля.

Понятие «объёма» в классификации легковых автомобилей



GAZ Siber Lada Kalina Citroen C4 Picasso

Итак, основными видами легковых автомобилей являются седан и хетчбэк. Седан (в Англии и Японии saloon, нотчбэк в Америке) - классический трёхобъёмник с жёсткой крышей, у которого все три части структурно отделены друг от друга. Среди седанов нужно выделить отдельный подвид: лимузины - удлиненные ради комфорта пассажиров второго ряда седаны с перегородкой между местом водителя и остальным салоном. Хетчбэк - двухобъёмник с жёсткой крышей, у которого салон и багажник представляют собой единое пространство, а багажное отделение открывается вместе со стеклом. И тот и другой обычно имеют 4 боковые двери, хотя есть исключения.

Представители седанов, лимузинов и хетчбэков



Volkswagen Polo Sedan Cadillac Presidential Limousine Hyundai Solaris

Существует несколько промежуточных видов между седаном и хетчбэком. Фастбэк - седан с сильно скошенным задним стеклом, но отдельной крышкой багажника. Лифтбэк - седан, очень похожий на хетч, благодаря 5-й двери багажника, но в отличие от второго, задняя часть имеет такой же свес как у седана. И самый большой двухобъёмник - универсал , также имеет большой свес, а его крыша идёт до конца всего автомобиля. У него много обозначений, которые встречаются в названиях моделей - Tourer, Estate, Kombi, Аvant, Caravan и просто Van.

Фастбэк, лифтбэк и универсал



Bentley Continental GT Skoda Octavia Volvo XC70

Универсалы близки двум другим направлениям. Первое, увеличившее полезное пространство, преобразовалось в однообъёмники минивэны (и их родственники с большими возможностями трансформации кузова - мультивэны). У второго увеличена проходимость и сюда входят внедорожники (их ещё иногда называют SUV- Sport Utility Vehicle), у которых большой дорожный просвет, высокая геометрическая проходимость, привод на все колёса и т.д. Впрочем, иногда эти направления пересекаются и получается .

Минивэн , внедорожник и мультивэн повышенной проходимости



Chrysler Grand Voyager Toyota Land Cruiser Volkswagen Multivan PanAmericana

Минивэны и внедорожники, достигшие своего расцвета в период дешёвого бензина, поддаваясь требованиям рынка со временем при сохранении формы кузова стали уменьшаться в размерах. Так появились их средние и малые представители, к определению которых стали присваивать вышеприведённую классификацию (минивэн В-класса ). С другой стороны, был целый класс кмпактных внедорожников,сделанных для армии и получившие гражданские версии.

Компактный минивэн и внедорожник


Opel Meriva Suzuki Jimny

Внедорожники имеют сходство ещё с двумя видам кузовов. Пикапы - средний вариант между внедорожником и грузовиком, - это обычно трёхобъёмники одной частью которых является грузовая платформа. И кроссоверы (производное от внедорожника и хетчбэка), которые становятся всё больше похожи на однообъёмники, характеризуются короткими свесами, большим клиренсом и скошенной крышкой багажника, но переодичеки отсутствием полного привода. Кроссоверы также как и внедорожники могут быть разных размеров.

Пикап, кроссовер и компактный кроссовер



Mitsubishi L200 Mazda CX-9 Subaru XV

Ещё одним направлением развития кузовов, стало создание автомобилей для эгоистов. В их концепцию изначально заложено то, что удовольствие от движения получает только водитель, но и заодно пассажир, который зачастую является единственным. В первую очередь это относится к купе , название которого произошло от двухместного конного экипажа. Раньше этот термин применялся только к автомобилям, имеющим две двери и два места, что справедливо и в наши дни, но сейчас его часто используют для придания спортивности некоторым вполне обычным машинам. Появились четырёхдверные купе , очень похожие по строению кузова на обычные седаны, и даже купе-кроссоверы .

Купе, четырёхдверное купе и купе-кроссовер



Jaguar XKR Mercedes-Benz CLS 63 AMG BMW X6 M

Также к категории «машин для удовольствия» можно отнести кабриолеты , то есть автомобили без крыши, которая может быть мягкой или жёсткой, но полностью убирается. Это и является их главным параметром, а по всем остальным кабриолет может быть каким угодно, и иногда вместо изящного купе cabrio могут быть и городские хетчбэки и даже внедорожники.

Кабриолеты



Aston Martin V8 Vantage Fiat 500C Abarth Land Rover Defender SVX

У кабриолетов есть более узкая ниша - родстеры . Они характеризуются классическими двухдверными кузовами и мощными двигателями. Хотя и этот тип постигала участь купе, и иногда эта приставка появляется у почти обычных моделей. Иногда в Европе и Америке их ещё называют спайдерами . Другой подвид - тарга , отличался дугой безопасности и стеклом, расположенными за сиденьями.

Родстеры



Smart Roadster Coupe Lamborghini Gallardo LP570-4 Spyder Porsche 911 Targa 4S

Существует ещё несколько названий кузовов, которые в основном относятся к ретро автомобилям: фаэтоны (четырёхместные, обычно комфортабельные автомобили без центральных стоек с мягкой крышей), ландо (с открывающимся верхом над пассажирами заднего сиденья), или к различным спортивным направлениям: ралийные автомобили , масл- (маскл)кары , хотроды , машины для кольцевых гонок и прочие. Обычно они имеют свои характеристики и собственную классификацию.

Необычные типы автомобилей



Фаэтон Ford Model T Tourer (1912 год) Chevrolet Indy Car Baltimore Фото: Dakar.com

Можно разделять автомобили по типам двигателей : в зависимости от топлива - бензиновые, дизельные, гибридные и электрические, простые, турбированые и компрессорные с механическим наддувом, по количеству выдаваемых лошадиных сил (актуально при расчёте налогообложения) и пр.

Достаточно показательными с точки зрения классификации машин, являются различные автомобильные премии.

Одна из самых крупных российских премий «Автомобиль года» делит претендентов и по кузову, и по стоимости, добавляя приставку премиум. В итоге получается 23 класса: городские автомобили, малый, малый средний класс, средний и бизнес-класс, представительский и представительский класс премиум, купе, купе премиум, грантуреры, кабриолеты и родстеры, кабриолеты и родстеры премиум, универсалы повышенной проходимости, компактные, лёгкие, средние и тяжёлые внедорожники, пикапы, компактвэны, минивэны, мини-фургоны, легкие фургоны и фургоны.

Уважаемое российское автомобильное издание выбирает лучшие машины, распределяя их в следующих номинациях: компактный автомобиль, автомобиль гольф-класса, автомобиль среднего класса, автомобиль бизнес-класса, представительский автомобиль, минивэн, компактный внедорожник, полноразмерный внедорожник, спортивная модификация, спортивный автомобиль, купе и кабриолет, спецтранспорт.

Одна из самых уважаемых премий британского журнала «What car?» вручает свою премию двум категориям: новые и подержанные авто, разделяя их на супермини, компактные семейные автомобили, семейные автомобили, компактные автомобили премиального сегмента, среднеразмерные автомобили премиального сегмента, автомобили представительского класса, универсалы, мультивэны, кроссоверы, внедорожники, купе, родстеры и кабриолеты, высокотехнологичные автомобили и заряженные хетчбэки

А вот самая главная мировая премия «Car of the Year» в состав жюри которой входит более около 200 профессиональных журналистов, инженеров и менеджеров, не делит машины по классам, а просто выбирает лучшие. В этом году призы получат: Ford B-Max, Hyundai i30, Mercedes Benz A-class, Peugeot 208, Renault Clio, Subaru BRZ/Toyota GT86, Volkswagen Golf and Volvo V40.

Автомобиль — это самодвижущийся экипаж, приводимый в движение установленным на нем двигателем и предназначенный для перевозки по безрельсовым дорогам пассажиров, грузов или специального оборудования и буксирования прицепов.

Современные автомобили классифицируют по следующим основным признакам.

1. По назначению различают транспортные и специальные автомобили.

Транспортные автомобили разделяют на несколько типов:

  • а) легковые — для перевозки нескольких пассажиров
  • б) автобусы — для перевозки групп (численность больше восьми) пассажиров
  • в) грузовые — для перевозки различных грузов. Определяющим показателем, характеризующим легковые автомобили и автобусы, является их вместимость, измеряемая количеством пассажирских мест

Основная величина, характеризующая грузовые автомобили — их поминальная грузоподъемность, то есть предельно допустимая масса груза (в тоннах), перевозимого при движении по дорогам с твердым покрытием. В связи с этим различают грузовые автомобили особо малой (до 1 т), малой (от 1 до 3 т), средней (от 3 до 5 т) и большой (от 5 т) грузоподъемности.

В зависимости от устройства кузовов и других конструктивных особенностей выделяют грузовые автомобили общего назначения и специализированные, предназначенные для перевозки определенных видов грузов (например, самосвалы, автоцистерны и автофургоны).

Автомобили специального назначения служат для выполнения каких-либо определенных работ и оборудованы соответствующими приспособлениями и устройствами. К этой группе относятся пожарные, поливочные автомобили, автокраны, автовышки и другие. Они обычно представляют собой видоизмененные модели транспортных автомобилей.

2. По роду топлива:

  • а) автомобили с двигателями, работающими на жидком топливе
  • б) автомобили с двигателями, работающими на газообразном топливе

3. По приспособляемости к дорожным условиям:

  • а) дорожной (нормальной) проходимости, предназначенные для работы главным образом на дорогах с твердым покрытием и сухих грунтовых дорогах
  • б) повышенной проходимости, которые могут работать на плохих дорогах и в условиях бездорожья. Автомобили нормальной проходимости имеют привод на одну (заднюю) ось, а повышенной проходимости двухосные — на обе оси и трехосные — на две или три оси