Полировка

Ниссан полностью электрический. Nissan Leaf — обзор — плюсы и минусы

Уже почти два месяца в Японии выпускают и продают новый Nissan Leaf, а в декабре он обоснуется еще и на заводах в английском Сандерленде и в американском штате Теннесси, чтобы начать крестовый поход за потерянным два года назад титулом самого популярного электромобиля планеты. И очень вероятно, что на этом марше Leaf появится даже в России, став единственным «официальным» легковым электромобилем на нашем рынке. А пока я в Иокогаме, и у меня впереди примерно 50 км на то, чтобы, как предлагает новый Leaf, не крутить руль и не нажимать на педали.

Дамы и господа, новый Nissan Leaf не электромобиль!

Спичрайтерам и говорящим головам компании Nissan не позавидуешь. Только представьте: месяц назад мир сходил с ума по айфону, который узнает хозяина в лицо, еще через месяц все потеряют голову от первого грузовика на батарейках, потом косяком пойдут серийные ­премиум-электрокроссоверы, а ваша главная новинка под покрывалом - демократичный электрохэтчбек, которому немного увеличили батарею и сделали масштабную пластическую операцию. Раз драмы нет, ее нужно изобрести. Вот почему гала-вечер в Токио, на котором за две недели до моего приезда впервые показывали новый Leaf, начинался с такой наигранной сенсации из уст Даниэля Скиллачи, вице-президента компании Nissan, отвечающего за маркетинг, продажи и электромобильность.

Электромобиль Глобальные продажи в 2016 году США Европа
Nissan Leaf 51882 14006 18378
Tesla Model S 50944 26525 12400
BYD Tang 31405 - -
Chevrolet Volt 28296 24739 42
Mitsubishi Outlander PHEV 27322 - 21318
BMW i3 25934 7625 15023
Tesla Model X 25299 13450 3709
Renault Zoe 22009 - 21266
BYD Qin 21868 - -
BYD e6 20610 - -
Электромобиль Глобальные продажи в январе-сентябре 2017 года
Tesla Model S 39515
Toyota Prius Prime / PHV 39369
BAIC EC 37876
Nissan Leaf 36311
Tesla Model X 33415

Самый массовый электромобиль в мире? Если считать продажи за весь жизненный цикл, то это по-прежнему Leaf: Nissan утверждает, что с 2010 года на всей планете продано 283 тысячи таких хэтчбеков. Но анализ ежегодных результатов даст нам других победителей. Не все производители охотно делятся точными данными о продажах электромобилей, однако среди ресурсов, которые ведут независимую статистику глобальных продаж, доверия заслуживает портал EV Sales , который сводит в одном зачете и чистые электромобили, и подключаемые гибриды с существенным запасом электрохода. По его данным, Tesla Model S впервые перехватила лидерство в 2015 году и в 2016-м тоже должна считаться бестселлером, однако в результат электромобиля Nissan Leaf включены 1200 экземпляров его китайской версии Venucia e30, которые не фигурируют в официальных отчетах. При этом спрос на Leaf равномерно распределен по всему миру, и, например, в Японии у него на счету еще 14800 машин в 2016 году. Результаты во второй таблице дают представление о расстановке сил в 2017-м.

Ну разумеется, Leaf - стопроцентный электромобиль. Даже двестипроцентный, потому что он сохранил не только идеологию, но и технику своего предшественника. По сути, Leaf II - это серьезно модернизированный Leaf первого поколения, который унаследовал прежние компоновку и шасси вместе со всеми их достоинствами и недостатками. Однако теперь на эту платформу-носитель водружена вся парадная электроника компании Nissan, так что Leaf, как и объявил вице-президент Скиллачи, уже не столько электромобиль, сколько «икона новой мобильности», витрина ближайшего будущего, каким его видят с верхних этажей штаб-квартиры на западном берегу Токийского залива.

Платформу с задней эластичной балкой Leaf получил в наследство еще от автомобилей Nissan Tiida и Note предыдущих поколений. Главные доработки по шасси - резиновые буферы вместо полиуретановых в задней подвеске и перенастроенный усилитель руля

Точнее, иконостас. Электромобильность плюс автопилотность плюс интегративность, под которой Nissan понимает расширение бытовой роли личного электротранспорта. По отдельности они не откровения, но Leaf впервые собрал все это в наглядный триптих.

Он теперь оснащен системой ProPilot, которая частично берет на себя управление при движении по автомагистралям. У него есть комплекс ProPilot Park, который почти полностью автоматизирует процесс парковки. Расширен отряд электронных помощников Nissan Safety Shield с функциями автоматического торможения и способностью ­предотвращать наезды на препятствия или столкновения при движении задним ходом. Как и прежде, Leaf можно использовать в качестве буферного аккумулятора для оптимизации домашнего энергопотребления: пока Nissan стоит в гараже, он может заряжать свою батарею дешевым «ночным» электричеством, а потом запитывать бытовую технику днем. И теперь всем этим стало удобнее управлять дистанционно - через обновленное приложение для смартфонов. А на подходе еще и функция бесконтактной зарядки.

Nissan верен стандарту CHAdeMo (левый разъем) c зарядкой постоянным током мощностью до 50 кВт. Справа - традиционный разъем формата IEC 62196-2, он же SAE J1772-2009, или Yazaki для переменного тока. А в середине отсека - подсветка

За все это Leaf уже успел авансом получить приз выставки потребительской электроники CES 2018. Но по-моему, Скиллачи не сказал главного. Leaf теперь не совсем электромобиль, потому что выглядит, ощущается и стоит почти как обычная легковушка. Это и есть его важнейшая инновация.

Ведь как все начиналось? Когда в 2010 году Nissan запускал Leaf первого поколения, важнее всего было заявить миру, что электромобили уже здесь и они не такие, как все. Дизайн, интерьер, ездовые повадки, водительский интерфейс - все это нарочно было из ряда вон. Chevrolet Volt, Tesla, Renault Zoe, BMW i3 и многие другие строем двинулись по этому пути. Но спустя семь лет все уже в курсе, что такое автомобиль на батарейках, поэтому битва за ­«вау-фактор» потихоньку сменяется возней в конфигураторах ради value for money, и Nissan теперь шагает с другой ноги.

Антиайфон на колесах! Самый обычный автомобильный интерьер сделал Leaf, может, и скучнее, но космополитичнее. Единственный серьезный прокол по эргономике - руль без регулировки по вылету, хотя для Европы и Америки Nissan обещает другую колонку

Leaf II предельно прагматичен и ради рыночного успеха создан по канонам мейнстрима. Его задача - привлечь не только владельцев экземпляров первого поколения, но и тех, кто раньше не думал про машину на электричестве. Поэтому он изо всех сил старается казаться неэлектромобилем.

Дождались: на японском автомобиле - современный блок вспомогательных кнопок

Точно так же мог бы выглядеть новый Pulsar или Tiida, а интерьер подошел бы любому компактному Ниссану. Прежние двухуровневые, как от космолета, приборы сменились щитком с обыденным стрелочным спидометром - такой же у кроссовера Kiсks. И даже на носу теперь некое подобие традиционной решетки радиатора! А единственной деталью образа, которая с ходу выдает электромобильность, остался джойстик трансмиссии.

Неожиданное место для кнопок подогрева заднего дивана? Зато у всех на виду

Nissan не стал вносить существенных изменений в платформу, поэтому сохранились и расстояние между осями (2700 мм), и размеры батареи, хотя сам хэтчбек стал на два-три сантиметра длиннее, шире и выше. Самое важное изменение в силовом агрегате - это в очередной раз доработанный состав катода внутри литий-ионных ячеек, а также более эффективный способ их упаковки в общий корпус. Если сравнивать с прежней базовой батареей на 24 кВт·ч, то плотность энергии выросла чуть ли не вдвое: в тот же самый блок Leaf может закачать 40 кВт·ч.

Тяговому электромотору теперь позволено не стесняться в предельных возможностях: мощность поднялась с 80 до 110 кВт, а крутящий момент - с 280 до 320 Нм. И сразу стало веселее. Пусть полторы сотни лошадиных сил на полторы тонны снаряженной массы не бог весть что, однако в пределах японского дорожного этикета Leaf разгоняется ободряюще. Это еще не Tesla, но разгонная динамика и управление тягой уже на уровне добротного ­гольф-хэтчбека с двухлитровым дизелем. И только максимальная скорость все так же ограничена на отметке 144 км/ч.

Электромотор EM57 перекочевал с предшественника c незначительными изменениями в управляющей электронике и в шумоизоляции. Базовое бортовое зарядное устройство для домашней сети по-прежнему имеет мощность 3 кВт (с ним нужно 16 часов на восполнение 100% заряда), опционное - 6,6 (зарядка будет длиться восемь часов). Гарантия на батарею, как и раньше, восемь лет или 160 тысяч километров

На моей памяти японцы впервые рискнули выпустить иностранных журналистов на местные дороги общего пользования, однако свое великодушие тут же уравновесили самурайской дисциплиной: строй не нарушать, ведущего не обгонять, полосу не менять и вообще «пользуйтесь режимом ProPilot».

Серийный ниссановский автопилот носит полуофициальный индекс 1.0, то есть по шоссе он уже может ехать самостоятельно в пределах одной полосы, но все-таки не рекомендуется снимать руки с руля. Полосу и темп Leaf держит хорошо, безукоризненно останавливается, самостоятельно трогается в пробке и здорово помогает соблюдать разметку, особенно когда с непривычки ты все время залезаешь левым бортом в соседний ряд.

В Иокогаме мне удалось поездить еще и на прототипе с системой ProPilot 3.0, но об этом отдельный рассказ. А там, где нужно рулить самостоятельно, Leaf, увы, управляется без огонька, несмотря на то, что подвеску и рулевое управление немного перенастроили: баранка все так же синтетична и пустовата. На педали тормоза тоже привычное для электромобилей «искусственное» усилие, однако главным ездовым впечатлением остался режим, при котором вообще не нужно трогать тормоз.

Возможность интенсивно замедляться под сброс «газа» с помощью рекуперативного торможения Leaf получил три года назад, когда в трансмиссии появился режим B, но теперь рядом с селектором поселилась еще и кнопочка e-Pedal, которая активирует «однопедальное» управление. В таком режиме Leaf c отпущенным акселератором не просто рекуперативно сбрасывает скорость, развивая замедление до 0,2g, но в какой-то момент активирует и штатную тормозную систему, зажигает ­стоп-сигналы и позволяет машине плавно остановиться без касания педали тормоза. Нажал - поехал, отпустил - остановился, «вкл» - «выкл», что может быть проще?

E-Pedal включается клавишей возле селектора трансмиссии, кнопка рядом - автопарковщик ProPilot Park, который не требует от водителя никакого вмешательства, но ориентируется только по линиям разметки

Понятно, что и автопилотность, и все водительские ассистенты, и e-Pedal компания Nissan внедряет с оглядкой на стареющее японское население, ведь при управлении скоростью «в одну педаль» риск нажать на газ вместо тормоза намного меньше, а это одна из частых причин смертельных аварий в Японии. К тому же «e-педальность», минимизируя свободные выбеги, позволяет еще эффективнее преобразовывать и собирать обратно в батарею кинетическую энергию, повышая запас хода.А в этом вопросе важны любые крохи.

Готовая платформа и унификация позволили сделать новый Leaf дешевле старого: на своем главном рынке в США электромобиль с 40-киловаттной батареей и передовым оснащением будет стоить на 690 долларов меньше машины прошлого поколения с опциональной 30-киловаттной батареей! Цены стартуют с отметки 30 тысяч долларов, примерно на 4000 долларов ниже средней цены автомобиля в Америке. Хотя все равно немало, ведь за сходные деньги там продаются, например, Nissan Murano или Mercedes CLA, но с учетом хорошего оснащения и «электромобильных» налоговых преференциий Leaf выглядит очень интересно. При этом он на 5000 долларов дешевле, чем Tesla Model 3 (правда, начало реальных продаж неприлично задерживается) или Chevrolet Bolt. И как раз на это рассчитывает Nissan, потому что сравнение по главным электромобильным характеристикам будет уже не в пользу японцев.

Из-за той же старой платформы Nissan пока не может предложить сопоставимого запаса хода. В паспортных данных Leaf обещает 400 км по японскому циклу JC08, который отличается очень миролюбивым характером движения. Но в Европе по циклу NEDC, тоже весьма далекому от реальной эксплуатации, Nissan указывает уже 378 км, а в Америке по стандарту EPA - только 150 миль, или 240 км. Для сравнения: Tesla Model 3, предлагая выбор между батареей на 50 или 75 кВт·ч, заявляет пробег 220-310 миль, а Chevrolet Bolt (60 кВт·ч) - 240 миль.

Чтобы упаковать в Leaf более крупную батарею, пришлось бы перекраивать пол салона, что сказалось бы на цене, да к тому же необходимой батареи у Ниссана пока попросту нет. Изначально альянс Renault-Nissan собирался обеспечивать себя литий-ионными аккумуляторами самостоятельно, для чего в 2007 году создал СП AESC с фирмой NEC, но и цена, и характеристики того, что получалось, в какой-то момент перестали соответствовать ожиданиям, так что этим летом альянс продал свою 50-процентную долю китайцам и вышел из бизнеса. В ближайшее время аккумуляторы для Ниссана начнет поставлять фирма LG Chem, однако на рынок Leaf e-Plus с новой 60-киловаттной батареей LG выйдет только в конце 2018 года, а пока будет выжимать все соки из батареи AESC.

Есть еще одно важное обстоятельство, которое предопределяет судьбу династии Leaf. Для противостояния с электромобилями Tesla альянс ­Renault-Nissan готовит совершенно новую платформу - с полным приводом и задней независимой подвеской, c возможностью разместить под полом крупную батарею и применять мощные электромоторы. Эту архитектуру уже показали на автосалоне в Токио под видом 435-сильного концепт-кроссовера IMx, но на самом деле она позволяет создавать электромобили и размером с Leaf, и даже компактнее. Поэтому пока все идет к тому, что лет через пять Nissan выпустит сверхпрогрессивный Leaf III, про который корпоративные спичрайтеры уже спокойно смогут заявить, что он электромобиль с большой латинской буквы E.

А что, если дополнить Leaf «удлинителем хода» с бортовым бензогенератором? Вопрос не праздный, ведь Nissan с 2017 года предлагает в Японии силовые агрегаты e-Power для хэтчбека Note и минивэна Serena. Принцип устройства почти как у гибридомобиля Chevrolet Volt: трехцилиндровый моторчик 1.2 вращает только генератор, а колеса приводятся исключительно электродвигателем. Наличие механической связи между ДВС и колесами Nissan отрицает. Возможно, Leaf e-Power нашел бы свою нишу, но нынешняя платформа не позволяет сделать такой гибрид

А Leaf II все это время будет отвоевывать покупателей не столько у других электрокаров, сколько у «неэлектромобилей» - у традиционных машин с двигателями внутреннего сгорания и у гибридомобилей. Недаром же Nissan хвалится, что смог в шесть раз - до 6,4% - увеличить долю покупателей, которые приобретают Leaf, сдавая в трейд-ин гибриды Toyota Prius.

И конечно, очень интересно посмотреть, как все это будет работать в России. Грядущий 2018 год точно не самое удачное время для запуска электромобиля на нашем рынке, хотя бы потому, что этой осенью Таможенный союз отменил нулевые ставки на ввоз электрического транспорта, а Госдума отказалась освобождать электромобилистов от транспортного налога. Однако в компании Nissan говорят, что в последнее время весь российский офис работал именно на то, чтобы Leaf появился в салонах, - это имиджевый проект. Так что, скорей всего, новый Leaf все-таки доберется до нас, но далеко ли уедет - уже другой вопрос.


Голубая кнопка

То, что у компании Nissan с автопилотной программой все в полном порядке, я понял, когда Тэцуя Идзима развернулся ко мне и принялся оживленно жестикулировать. Для японца это совсем не типичная манера беседы. И тем более для японца, который управляет беспилотным прототипом Infiniti Q50 ProPilot 3.0. Идзима-сан сидел спереди за рулем, а я - сзади слева. В тот момент мы, кажется, кого-то обгоняли на хайвее.


Позже меня предупредили: публиковать фотографии экспрессивного инженера за рулем не слишком удачная затея, потому что токийская полиция разрешает испытания беспилотников на улицах города лишь с тем условием, что водитель будет все время держать возле баранки вытянутые вперед руки ладонями вверх. Но я все же решил понадеяться на то, что токийская полиция не читает по утрам советских газет, и на то, что такая мизансцена может быть истолкована только в одном ключе: с беспилотниками все идет как надо.


Для тех, кто забыл, я напомню, что череда системных скандалов, накрывших японские индустриальные корпорации, здорово замедлила местный технический прогресс. Toyota погорела на неконтролируемом ускорении, Takata - на самоподрыве эйрбегов, Mitsubishi - на истинном расходе топлива, Kobe Steel - на низкопробном металле, а Nissan (прямо только что!) - на недобросовестном контроле брака. После всего этого в любых ситуациях, которые касаются качества, безопасности или инноваций, японцы дуют не то что на воду, а даже на пустой стакан. Поэтому пока Tesla, Mercedes и BMW запускают серийные комплексы автономного вождения, Nissan и Toyota сидят в прототипах, вытянув ладошки к рулю. И анонсированную правительством два года назад цель - выпустить к Олимпиаде-2020 автономное такси на улицы Токио - автоконцерны теперь комментируют уклончиво: может, да, а может, и нет. Nissan, впрочем, от обещаний пока не отказывается, и раскрепощенность ниссановского инженера говорит об этом особенно красноречиво.


Мне кажется, что по-настоящему от беседы Идзима-сан отвлекся лишь однажды, когда Infiniti въезжал на автомагистраль через автоматизированные ворота пункта оплаты. Это наиболее сложный маневр, во всяком случае в условиях Токио. Хайвеи здесь проложены над улицами и часто лишены длинных разгонных полос - въезжающие автомобили поднимаются вверх по рампе и после короткого разбега вливаются в поток. Для автопилота это означает, что сначала нужно попасть в тесные ворота въездного поста, набрать ход на узком и нередко изогнутом подъеме, заглянуть за разделительное ограждение, синхронизироваться со скоростью потока, прицелиться - и безопасно вклиниться в промежуток между машинами.

Задача не самая простая, поэтому, например, комплекс Highway Teammate, который Toyota готовит к 2020 году, активируется только после проезда шлагбаума и отключается сразу после выезда через него же. А вот Nissan катал журналистов и по улицам, и по хайвеям в полностью беспилотном режиме: Q50 сам миновал светофоры и пешеходные переходы, сам поворачивал, сам миновал шлагбаумы и рампы. Причем делал это по-гусарски. Мне приходилось ездить на беспилотных прототипах, которые вели себя подобно водителю с месяцем стажа: я лучше постою, пока все проедут. Но ProPilot скорее похож на московского таксиста: на хайвей он въезжал с разгоном, с наглым выпадом в свободное окно между машинами и акцентированным торможением у бампера впередиидущего автомобиля. На МКАДе сошел бы за своего.

На перекрестках панель приборов превращается в экран, транслирующий картинку с фронтальной камеры, по которой электроника выстраивает свою «картину мира». Маленький красный кружок - распознанный сигнал светофора

Это - так называемый четвертый уровень автономности, на две ступени выше, чем серийный ProPilot, которым оснащен новый Leaf. Водителю достаточно вбить адрес места назначения, перевести «автомат» в Драйв и нажать голубую кнопку на руле. Собственно, Тэцуя Идзима так и сделал, причем я готов верить, что это не было постановкой. Ведь бывает, что следом за беспилотником идет машина с оператором-суфлером, готовым подстраховать через дистанционное управление. За нашим Infiniti тоже держался Nissan Notе, но без «группы перехвата». «Для прикрытия от случайных аварий», - объяснили мне японцы. Мол, ремонтировать задний бампер с пятнадцатью камерами, радарами, сканерами и сонарами выходит немного дороже, чем обычный.

Infiniti ощетинился со всех сторон: 39 устройств слежения за обстановкой! Все потому, что Nissan полагается только на бортовые системы «технического зрения» и едет без подсказок от дорожной инфраструктуры, хотя в Токио существует специальный квартал с «интерактивными» светофорами. Меня же прокатили по другому маршруту, без них, и Q50 ни разу не замялся, а местами даже двигался быстрее потока: в алгоритм автопилота, как и в Тесле, заложена небольшая степень «толерантности» к ограничениям скорости.

Первые серийные автономные машины будут крупными и дорогими, иначе в них просто не поместится все необходимое оборудование. Прототип Infiniti Q50 Hybrid обвешан оптикой, радарами и сканерами с ног до головы, а вдобавок искусственный интеллект занял почти весь багажник

Словом, ProPilot уже сегодня ведет себя как довольно опытный водитель. Но что же мешает Ниссану не ждать намеченного 2020 года для запуска в серию, а прямо сейчас пуститься вдогонку конкурентам? Идзима-сан объяснял, что дело в японском законодательстве и что еще нужно работать над проездом сложных развязок, узких улиц в центре городов и над распознаванием животных: один из прототипов уже пережил столкновение с оленем на загородной дороге. Точнее, не пережил, как и олень. Именно поэтому, кстати, японцы не спешат сажать журналистов за руль беспилотников. Но по жестам и позе Тэцуи Идзимы я понял, что этот момент не за горами.

Nissan Leaf – переднеприводный пятидверный хэтчбек на электротяге и самый популярный автомобиль подобного формата в мире (имеющий «глобальную направленность») который предназначен, в первую очередь, для жителей мегаполисов… Он может похвастать агрессивным дизайном, функциональным салоном и высокотехнологичной «начинкой»…

Мировая премьера электрокара второго воплощения, призванного закрепить лидирующее положение японского производителя в области создания «зеленых машин» с нулевым уровнем выбросов, состоялась 6 сентября 2017 года одновременно в двух городах – в Токио и Лос-Анджелесе.

Со «сменой поколений» пятидверка стала выразительнее внешне, обзавелась новым интерьером и получила «умную начинку», созданную при поддержке Google и Apple.

Выглядит «второй» Nissan Leaf привлекательно, выразительно, динамично и агрессивно, а своими оформлением полностью соответствует актуальному дизайнерскому стайлингу японской марки.

Спереди электрокар выставляет напоказ хищный взгляд светотехники, V-образную радиаторную решетку с расходящимися от нее через капот линиями, и рельефный бампер, а сзади приковывает внимание лихими росчерками фонарей, наполовину черной крышкой багажника и «пухлым» бампером с псевдодиффузором.

В профиль пятидверка демонстрирует энергичные и ладные очертания, привлекательности которым добавляют плавно ниспадающая к корме крыша, вздымающаяся линия «подоконника», затемненные в верхней части стойки, придающие крыше «парящий» эффект, и наглядные боковины с правильными вырезами колесных арок.

«Лиф» второго поколения своим габаритами не выходит за рамки «гольф»-класса по европейской классификации: 4480 мм в длину, 1790 мм в ширину и 1540 мм в высоту. База колес простирается у хэтчбека на 2700 мм, а его дорожный просвет равняется 150 мм.

В снаряженном виде электромобиль весит 1535 кг, а его полная масса варьируется от 1765 до 1795 кг в зависимости от исполнения.

Интерьер Nissan Leaf оформлен без изюминки, хоть и не лишен интересных дизайнерских решений – стильная комбинация приборов, включающая в свой состав аналоговый спидометр и крупный дисплей для остальной информации, рельефный мульти-руль с подпиленным в нижней части ободом и необычный селектор трансмиссии.

На традиционной центральной консоли находятся 7-дюймовый экран мультимедийного комплекса и интересный на вид блок климатической установки.

Салон электрокара сделан из приятных материалов отделки, а в виде опции может быть предложен в нескольких типах расцветки.

«Апартаменты» у хэтчбека – пятиместные. Спереди установлены эргономичные кресла с ощутимыми валиками боковой поддержки, оптимальной плотностью набивки и широкими интервалами регулировок.

Сзади базирован полноценный трехместный диван, который способен похвастать гостеприимным профилем.

Объем грузового отсека у «Лифа» второго воплощения вполне себе соответствует запросам C-класса – 435 литров в стандартном положении (правда, эти цифры могут быть сокращены за счет установки двойного пола с органайзером или усилителя акустики Bose). Второй ряд сидений складывается двумя неравными секциями, увеличивая вместимость багажника, однако в таком случае образуется огромная «ступенька» в салон.

В движение «второй» Nissan Leaf приводится трехфазным синхронным электродвигателем переменного тока, который максимально генерирует 150 лошадиных сил (110 кВт) при 3283-9795 об/минуту и 320 Н м крутящего момента, доступного в диапазоне от 0 до 3283 об/минуту.
Весь запас мощности «транслируется» на колеса передней оси посредством одноступенчатого редуктора, а «питание» силовой установки осуществляется тяговыми литий-ионными батареями вместимостью 40 кВт*час.

Максимально «Лиф» способен разогнаться до 144 км/ч, а до первой «сотни» устремляется за впечатляющие 7.9 секунды.

Паспортная «дальнобойность» машины на одной зарядке зависит от цикла движения: в японском JC08 – 400 км, в европейском NEDC – 378 км, в американском EPA – 241 км.

Время «насыщения» батарей от обычной сети у хэтчбека занимает 8-16 часов (на результат влияет тип розетки – переменный или постоянный ток), а от станции быстрой зарядки – 40 минут (до 80%).

В основе Nissan Leaf 2018 модельного года находится переднеприводная платформа «Nissan EV» с конструкцией кузова, в которой наблюдается широкое применение высокопрочных сортов стали. На передней оси электромобиля задействована независимая подвеска типа МакФерсон, а на задней – полузависимая архитектура с балкой кручения (в обоих случаях – со стабилизаторами поперечной устойчивости).

На пятидверке применены электроусилитель рулевого управления и тормозная система с вентилируемыми дисками на всех колесах, ABS и EBD.

«Лиф» второго поколения может похвастать рядом интересных «фишек», а одна из них – комплекс ProPilot с адаптивным «круизом», снижающий нагрузку на водителя в дальней дороге. Он способен управлять «японцем» в пределах полосы (на скорости от 30 до 144 км/ч) – электроника самостоятельно при необходимости подруливает, тормозит (вплоть до полного замедления и даже в экстренном режиме) и разгоняет хэтчбек. Правда, если едущая впереди машина остановилась больше, чем на три секунды, то для активации ProPilot потребуется притронуться к педали газа. Кроме того, в его состав входит система ProPilot Park – полноценный автономный парковщик, умеющий ставить автомобиль перпендикулярно, параллельно и по диагонали (причем и при переднем, и при заднем ходе).

В Японии Nissan Leaf второго воплощения появится в продаже в январе 2017 года, а до США и стран Старого Света доберется лишь в январе 2018-го (в обозримом будущем он должен «доехать» и до российского рынка). У себя на родине электрокар оценен в сумму от 29 000 долларов, а в Америке – от 29 990 долларов (~1.66 и 1.71 млн. рублей по текущему курсу соответственно).
По умолчанию пятидверка оснащается: передними и боковыми подушками безопасности, ABS, ESP, EBD, светодиодными фарами и фонарями, мультимедийной системой, «климатом», комплексом ProPilot, многофункциональным рулем, подогревом передних кресел, электростеклоподъемниками всех дверей и другими современными «примочками».

В настоящее время автомобильная промышленность стоит на пороге перехода к электрической тяге. На дорогах все чаще встречаются электромобили, которые по техническим характеристикам практически не уступают бензиновым аналогам. В этой статье мы подробно рассмотрим самый продаваемый во всем мире электромобиль Nissan Leaf и узнаем, почему он пользуется такой популярностью.

Марки и модели электромобилей в мире

Уже сбоку видны формы кормы. И они, откровенно говоря, уж совсем на любителя. Странный дизайн задней двери с одной стороны сулит увеличенный объем багажника, с другой – это не самое решение лучшее решение с точки зрения эстетики.

С другой стороны, мы имеем довольно практичное решение: большая задняя дверь предоставляет весьма удобный доступ к не менее большому багажному отделению. В целом можно сказать, что такое решение больше ориентировано на ценителей практичности и для улучшения аэродинамики машины.

Nissan Leaf 2 имеет практически идентичный дизайн с Nismo. Различия заключаются только в менее яркой окраске. Второе поколение “Лифа” появилось в 2017 году. И именно на базе этого электрохэтчбека и была построена спортивная версия “Ниссана Лиф”.

Оформление салона

“Ниссан Лиф” имеет довольно приятный салон. Оформление выполнено в строгом футуристичном стиле. В первые моменты складывается впечатление, что вы сидите в каком-то межзвездном корабле.

Большое ветровое стекло предоставляет отличный обзор. Водителя встречает трехспицевый руль, на котором расположились кнопки управления мультимедиа и другими дополнительными функциями. Вместо привычного механического спидометра, тахометра и других датчиков мы имеем экран, на котором отображается вся необходимая информация:

  • уровень заряда;
  • прогнозируемый запас хода;
  • режим езды и так далее.


Во втором поколении приборная панель имеет существенные отличия, как и центральная консоль. Что касается кнопок и управления функциями автомобиля, то здесь все довольно просто. Оформление имеет интуитивно понятный стиль и отличную эргономику.

Если говорить обо ощущениях при посадке, то салон получился довольно приятным, тихим и просторным. Места довольно много как спереди, так и сзади. Кресла весьма удобные. Передние сидения можно регулировать в двух плоскостях:

  • вперед/назад;
  • вверх/вниз.

Модификации

Некоторые модификации и их отличия мы уже рассмотрели выше. Всего их было несколько:

  • SL – тот же Leaf первого поколения, но с увеличенной батареей. Появилась модель в 2016 году.
  • “Лиф” второго поколения – полностью переработанный дизайн и многие технические характеристики. Производство началось с 2017 года.
  • Nismo – спортивный вариант второго поколения электрохэтчбека. В 2020 году серийное производство налажено только для внутреннего рынка.

Различия между этими модификациями приведены выше и касаются по большей части внешнего дизайна и оформления салона. Однако некоторые изменения касаются и технических характеристик.


Так, Nissan Leaf SL – это тот же “Лиф” первого поколения, но с увеличенной батареей до 30 кВт/ч, что позволило увеличить запас хода. А с обновлением системы контроля уровня заряда и оптимизацией расхода электроэнергии удалось увеличить запас хода с 200 км (по циклу NEDC) до 250. Давайте же рассмотрим технические характеристики всех модификаций электрохетчбека подробнее.

Стоит отметить, что помимо модификаций все указанные модели имеют еще отличия по поколениям:

  • AZE0.

Отличия Azeo от Zeo заключаются во множестве деталей. В частности, стоит обратить внимание на такие отличия:

  • Блок зарядки в ЗЕО находится в багажнике, а в АЗЕО под капотом. Это означает, что в Azeo багажник больше.
  • Также Azeo имеет на 8-10% больший запас хода благодаря лучшей оптимизации электроники.
  • В Azeo печка на электросприралях (в Zeo на тосоле).

По сути, AZE0 – это новое поколение с улучшенной электроникой и оптимизацией, имеющее ряд визуальных отличий: немного измененные фары, незначительные отличия кузова, возможность заказать колесные диски на 17 дюймов и так далее.

Технические характеристики

Итак, технические характеристики “Ниссан Лиф” первого поколения:

  • Мощность привода – 80 кВт (108 л.с.).
  • Емкость батареи – 24 кВт/ч.
  • Крутящий момент – 280 Hm.
  • Максимальная скорость – 144 км/ч.
  • Запас хода на одной зарядке – 175 км.
  • Увеличенная емкость батареи – 30 кВт/ч.
  • Запас хода – 250 км по циклу NEDC.
  • Улучшенная рекуперация.

Также изменениям подвергся и внешний вид, однако это коснулось лишь слегка видоизмененных фар, колесных дисков и других незначительных деталей. Появился и новый цвет «кованная бронза», а базовую комплектацию теперь включается сенсорный дисплей на 5 дюймов.

Nissan Leaf 2 поколения:

  • Мощность электропривода – 150 л.с.
  • Емкость батареи – 40 кВт.
  • Крутящий момент – 320 Hm.
  • Разгон до 100 км/ч – 7,9 секунд.
  • Запас хода – 370 км.
  • Скорость зарядки от обычной бытовой розетки – до 16 часов.
  • Зарядка от терминала быстрой зарядки – за 40 минут до 80%.

При всём техническом превосходстве над первым поколением, максимальная скорость осталась неизменной и ограничена отметкой 144 км/ч.

Nissan Leaf Nismo по техническим характеристикам не отличается от “Лифа 2”. Это означает, что и разгон до 100 км/ч остался прежним. По сути, спортивность Nismo выражается только в его внешнем оформлении. Также спортивный электрохэтчбек имеет немного увеличенные габариты:

  • Длина: 4512 мм.
  • Ширина: 1792 мм.
  • Высота: 1551 мм.
  • Величина колесной базы: 2703 мм.

Безопасность


“Ниссан Лиф” имеет довольно высокий уровень безопасности:

  • Безопасность взрослых пассажиров – 89%.
  • Безопасности детей – 83%.
  • Безопасность пешеходов – 65%.
  • Оборудования обеспечения безопасности – 84%.

К оборудованию обеспечения безопасности относится:

  • Система контроля скорости – 1 балл.
  • Система курсовой устойчивости – 3 балла.
  • Индикатор не пристегнутого ремня – 2 балла.
  • Система удержания машины на полосе движения – 0 баллов.

Так как вес батареи (который составляет 300 кг) распределен под днищем автомобиля, машина отлично держит дорогу на виражах. Более того, автомобиль имеет неплохие показатели аэродинамических свойств. Помимо всего прочего, модель оборудована всеми атрибутами пассивной безопасности, к которым относятся:

  • ремни.
  • подушки;
  • подголовники и так далее.

Стоимость и комплектации Nissan Leaf

Цена в России на “Лиф” зависит от модификации, года выпуска и прочих факторов. Как мы уже знаем, существует четыре модификации:

  • Nismo;
  • Leaf 2 поколения;
  • Leaf 1 поколения.

Новый электромобиль “Ниссан Лиф” в зависимости от модификации можно приобрести за следующую цену:


Эти цены могут отличаться в зависимости от выбранного дилера. Кроме этого, они зависят от курса рубля к доллару и многих других факторов. Так как в России есть официальные дилеры, то электрокар можно приобрести в кредит.

Если “Ниссан Лиф” – слишком дорогое удовольствие или не удовлетворяет нужным требованиям, то на отечественном рынке представлены и другие модели электромобилей от мировых брендов и малоизвестных стартапов, на которые стоит обратить внимание.

Совершенно новый Nissan LEAF устанавливает новые стандарты на растущем рынке электромобилей, предлагая передовые технологии такие как Propilot Assist и ePedal и динамичный новый дизайн. Nissan LEAF продолжает оставаться самым продаваемым электромобилем в мире.

Новая концепция Nissan Intelligent Mobility вносит свою лепту в такие моменты как управление питанием, автономное вождение и бесконтактная зарядка. Электромобиль сможет сам парковаться без водителя в салоне и позволит отвлекаться водителю от дороги при помощи автопилота во время вождения.

Ключевые моменты обновленного Nissan LEAF 2018 года.

  • Увеличенный объем батареи до 40 кВт*ч
  • 150 — сильный электромотор
  • Зарядное устройство на 6,6 кВт
  • Два варианта зарядки
  • Интеллектуальная система предупреждения столкновений отслеживающая автомобили и пешеходов.
  • Совместимость NissanConnectSM с Apple CarPlay и Android Auto.
  • Совершенно новый интерьер и внешний вид.

Инновационные технологии, которые интегрировали в новый Nissan LEAF, ProPilot Assist и E-Pedal. ProPilot Assist контролирует ситуацию на дороге во время вождения. Отслеживает два впереди идущих автомобиля и своевременно предупреждает о необходимости притормозить. Так же отслеживаются слепые зоны во время перестроения и электромобиль может вас предупредить если перестроение не безопасно. Туда же входит система контроля полосы движения, она автоматический удерживает электромобиль на выбранной полосе. Интеллектуальная система кругового обзора покажет электромобиль с высоты птичьего полета со всеми препятствиями на полные 360 градусов. Интеллектуальный круиз-контроль держит безопасную скорость и дистанцию отслеживая впереди идущий автомобиль и скорость всего потока.


E-Pedal дает возможность управлять автомобилем одной педалью разгонять, притормаживать и останавливаться. Электромобиль разгоняется при нажатии на педаль газа, а притормаживает когда давление на педаль уменьшается и останавливается если её отпустить.

Обновленная литий-ионная батарея Nissan LEAF 2018 обеспечивает запас хода в 240 км, который вполне удовлетворяет ежедневные потребности большинства водителей. Новые технологии добавили в батарею больше объема без увеличения рамеров самой батареи. Размер обновленной батареи не отличается от размера старой. Ячеистая структура прокатных гальванических элементов литий-иона была улучшена, что позволило увеличить мощность батареи.

С увеличением мощности электромотора инженерам Nissan пришлось задумать об устойчивости элетромобиля на дороге. Для этого увеличили колесную базу, батарею и все тяжелые элементы сместили ближе к центру.

Новые системы управления контролируют чувствительность руля от скорости Nissan LEAF, что увеличивает уверенность водителя на больших скоростях.

Внешний вид нового Nissa LEAF вдохновлен концеп-каром IDS, впервые показанным в Токио в 2015 году. Фирменная решетка V-Motion, световая подсветка и покатое лобовое стекло подчеркивают принадлежность электромобиля к бренду Nissan.


Салон Nissan LEAF 2018 стал просторнее и светлее. Дисплей стал лаконичнее и вместительнее. без лишних «украшений». Фокус был сделан на отчеливое отображение всех элементов на дисплее.


Возможные варианты комплектации: Nissan LEAF S, Nissan LEAF SV и Nissan LEAF SL

Предоставляется гарантия батарею 8 лет или 100 000 миль. То есть Nissan гарантирует, что батарея не потеряет емкость на протяжении 8 лет.

Основные моменты Nissan LEAF 2018

Внешний вид

  • Обновленный внешний вид
  • Увеличеная колесная база и низкий центр тяжести
  • Аэродинамический коэффициент сопротивления кузова 0,28
  • Габариты: 4480х1790х1545 мм, клиренс 150.
  • Задний спойлер и плоское днище с задним диффузором
  • Светодиодные фары с системой «Direct Lens»
  • Диодные дневные ходовые огни
  • Автоматическое включение фар
  • Тонкие аэродинамические светодиодные задние фонари
  • Противотуманные фары (в комплектации SL)
  • Бампера в цвет кузова
  • Запираемый зарядный порт, при закрытии дверей, с подсветкой
  • Хромированные ручки дверей
  • Восемь вариантов цвета кузова
  • Обогреваемые зеркала заднего вида

Двигатель и батарея

  • Передний привод
  • Одно скоростной редуктор
  • Литий-ионная батарея объемом 40 кВт*ч
  • Электромотор мощностью 150 л.с. с крутящим моментом 320 Нм
  • Запас хода 204км
  • Порт быстрой зарядки (в комплектациях SV и SL, а в S как опция)
  • Три режима вождения Normal, Eco-Mode and B-Mode
  • E-Pedal

Подвеска, рулевая и тормозная система

  • Независимая передняя подвеска со стабилизатором
  • Задняя подвеска со стабилизатором
  • Чувствительный к скорости усилитель руля
  • Система рекуперативного торможения
  • Передние и зандние дисковые тормоза
  • Системы ABS и EBD
  • 16-ти дюймовые стальные диски (в комплектации S)
  • 17-ти дюймовые стальные диски (в комплектациях SV и SL)
  • Запаска

Интерьер

  • Приборная панель “Gliding Wing”
  • Пять мест
  • Регулируемые сиденья водителя и переднего пассажира
  • Двухстронняя поясничная поддержка на водительском сидении (опция)
  • Эко-замша
  • Обогрев передних сидений (опция)
  • Обогрев зандих сидений (опция)
  • Складывающиеся задние сидения 60/40
  • Кожаный руль с подогревом как опция
  • Карманы на спинках передних сидений
  • Задние воздуховоды
  • Датчик EV-IT для коммуникации с водителем
  • Электронная цифровая приборная панель
  • Стандартный бортовой компьютер
  • Климат контроль
  • Мультимедийная система AM / FM / CD с возможностью воспроизведения MP3/WMA, 4 динамика и 5-ти дюймовый LCD дисплей. (в комплектации S)
  • Мультимедийная система AM / FM с возможностью воспроизведения MP3/WMA, 6 динамика и 7-ми дюймовый сенсорный дисплей (в комплектациях SV и SL)
  • порт USB для iPod и других совместных устройств
  • Безключевой доступ и кнопка «Start»
  • автоматические свеклоподъемники
  • Автоматическое запирание дверей
  • Дистанционный ключ
  • Два постаканника и держатель для бутылок в каждой двери
  • Прикуриватель
  • Ковровое покрытие пола и багажника
  • Bluetooth® Hands-free
  • NissanConnect EV — для удаленного соединения с электромобилем (опция)
  • Камера заднего вида
  • Отделка салона черной тканью (в комплектациях S и SV)
  • Отделка черной или светлой кожей (в комплектации SL)

Безопасность

  • Передние подушки безопасности
  • Трехточечные ремни безопасности с датчиками
  • Крепления для детского автокресла
  • Защита от ребенка в дверях
  • Вибропоглощающая рулевая колонка
  • Система контроля давления в шинах
  • Имобилайзер
  • Система безопасности автомобиля
  • Система обнаружения пешеходов
  • Система ProPILOT Assist (опция)

Цена

Цена на новый Nissan LEAF в зависимости от комплектации начинается от $30 000(1 900 000 руб.) и заканчивается $36 500 (2 300 000 руб.).

Всего два года понадобилось инженерам, что бы Ниссан Лиф прошел путь от концепции до действующей серийной модели, а попав на конвейер в 2010 году, уже через год NISSAN LEAF ZE0/AZE0 завоевал титул «Автомобиль Года» в Японии, США и Европе.

Дизайн

Внешне Ниссан Лиф ничем не отличается от представителей авто своего класса, разве что электрокар не имеет выхлопных труб, но не заметить NISSAN LEAF в городском потоке будет сложно. И хотя внешность может показаться кому-то не совсем выдающеюся, тем не менее автомобиль имеет компактные размеры и довольно вместителен.

слева порт CHAdeMO для постоянного тока (быстрая зарядка «ЧАдеМО»), справа порт SAE J1772 для переменного тока (от розетки)

Возможно заряжать от стандартной сети переменного тока, то есть от бытовой розетки (16 Ампер/220 Вольт) — но дольше. Полная зарядка от розетки занимает от 5 до 8 часов.

С розеткой на 40 Ампер время заряда батареи на 80% займет 1.5 часа, на 100% батарея зарядится за 2.5-3 часа.

С быстрой зарядкой батарею возможно зарядить на 80% за 20 минут, но для этого необходима специальная зарядная станция.

Безопасность

Электромобиль является вполне безлопастным, так как в нем нет воспламеняющих жидкостей, и оснащен восемью подушками безопасности.

Риск быть ударенным током отсутствует, так как батарея и электродвигатель герметичны.

Так же стоит отметить, что Ниссан Лиф абсолютно спокойно преодолевает брод глубиной до 60 см.

Краш-тест

На краш тесте, который провел Европейский Институт Экспертизы новых автомобилей, Ниссан Лиф получил наивысшие оценки.

Испытания проходили в три этапа:

  • безопасность пассажиров;
  • безопасность высоковольтной сети;
  • защита аккумуляторной батареи;

Nissan Leaf прошел полномасштабные испытания на прочность, в том числе лобовые столкновения, боковые удары и удар в столб.

В случае ДТП, с котором сработали подушки безопасности, подача энергии в авто будет прекращена

По итогам краш-теста было определено, что комбинация прочного кузова и крепкая батарея позволяют сохранить целостность машины и электросети.

Пяти-дверный хэтчбек Лиф показал высокие результаты:

  • 89% в тестах безопасности взрослых пассажиров;
  • 83% за безопасность детей;
  • 84% за работу бортовых систем безопасности;

Кроме этого, электрокар Ниссан оказался относительно безопасным и для пешеходов (65%) за счет малого количества так званых «жестких точек» в передней части автомобиля.

Minor change

В 2015 году Nissan Leaf был незначительно обновлен. Внешне автомобиль практически не изменился. Внутри и технически обновленный Лиф был немного модернизирован с целью уменьшения расхода электроэнергии.

В 2017 году был представлен новый Лиф 2018 модельного года, более современный, технологичный и эффективный.

Плюсы и минусы

Недостатки найдутся в абсолютно любом транспортном средстве, и они для каждого их количество индивидуально, поэтому для начала выделим преимущества электрокара перед автомобилем с бензиновым/дизельным двигателем.

Из плюсов Ниссан Лиф стоит отметить пожалуй самый главный — экологичность, ведь цель создания такого автомобиля и заключается в сохранении окружающей среды.

Автомобиль не загрязняет воздух и имеет в сравнении с машиной работающей на ДВС — меньше жидкостей и масел, которые необходимо периодически менять. В добавок ко всему, из переработанных материалов в NISSAN LEAF сделаны ковры, защита, бесшумка.

Одним из немалых расходов на обслуживание является плановое ТО , и так как электромобиль не имеет двигателя внутреннего сгорания и трансмиссии, то замену масла в редукторе достаточно проводить 1 раз на 24 000 км пробега.

Небольшой, но тем не менее приятный момент в длительности службы тормозных колодок. Это связано с тем, что основное торможение происходит за счет рекуперации энергии, а колодки выполняют второстепенную функцию.

Итог

Подытожив, Nissan LEAF первого поколения характеризуется как абсолютно экологически чистый городской электрический автомобиль, аккумуляторную батарею которого возможно заряжать дома.

Электродвигатель, который установлен вместо обычного мотора — тихий и с быстродействующим ускорением дарит совершенно другие чувства во время поездки.

Чтобы понять, что такое электрокар — достаточно совершить одну поездку, хотя бы для того чтобы узнать какие в нем могут быть недостатки как в автомобиле для ежедневного использования.

К примеру тот же Лиф отлично подойдет как второй автомобиль, или как транспортное средство для передвижений в черте города и пригорода.