Покраска 

Тренд развития общества – улучшение показателей экологичности транспорта. Новые требования экологического класса для автобусов и грузовиков Какой транспорт считается не экологичным

Как будущие электрички очистят воздух города и зачем Москва тратится на зарядные станции для редких электромобилей? На эти и другие вопросы АиФ.ru ответил Константин Трофименко, директор Центра исследования транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ .

АиФ.ru: Константин, недавно вы участвовали в круглом столе по экологии, проведенном кандидатом в мэры Сергеем Собяниным. Это было подведение итогов последних лет или мозговой штурм для создания следующих программ?

Константин Трофименко : И то, и другое. Улучшение экологической обстановки в столице напрямую связано с проектами, которые реализуются с 2011 года. Например, московский запрет на продажу бензина ниже класса Евро-4 подтолкнул водителей поменять старые машины на менее вредные для воздуха модели. Масштабное развитие общественного транспорта в столице уже дает колоссальный «зеленый» эффект. Ведь, как напомнил на круглом столе Сергей Собянин , каждый автомобилист «дарит» городу 120 кг вредных выбросов в год. Благодаря открытию новых станций метро и запуску МЦК сотни тысяч жителей стали ежедневно использовать общественный транспорт. После реконструкции основных развязок и вылетных магистралей уменьшились пробки на дорогах, и это еще один шаг к чистому воздуху. Ведь выбросы от машин в пробках на порядок выше, чем от тех, что несутся по магистрали. На мой взгляд, очень важно, что Москва не считает строительство новых дорог панацеей. Даже если бы мы расширили шоссе до 50 полос, они бы тоже стояли. Ведь невозможно расширить центр Москвы, куда каждый день стремятся миллионы людей.

— Какое же лекарство выбрала столица?

— Сегодня во всем мире объективным техническим трендом является внедрение электромобилей. Мы ему следуем. Например, с 2021 года Москва станет закупать исключительно электробусы, а обычные автобусы будут постепенно списывать согласно сроку их службы. Даже каршеринг, который уже вносит свою лепту в улучшение экологической ситуации, начнет предлагать прокат электромобилей. Мне нравится, что в столице занимаются ранним прогнозированием. На круглом столе Сергей Семенович сказал, что, согласно экспертным оценкам, в ближайшие 5 лет электромобили станут общедоступными (из-за удешевления аккумуляторов) и город должен потратить это время на создание разветвленной сети зарядных станций. Чтобы она была готова к тому моменту, когда число электромобилей на московских улицах начнет резко расти. Есть интересный проект зарядок на базе существующей троллейбусной контактной сети. Предлагается не демонтировать ее, а модернизировать под нужды инновационных видов транспорта.

— Что поможет пересадить на общественный транспорт даже заядлых московских автомобилистов?

— Надо предложить им большую мобильность без использования личного транспорта. Но есть проблема «последней мили». Если её решить, это облегчит жизнь миллионов москвичей и внесет большой вклад в улучшение экологической ситуации столицы. «Последняя миля» — это отрезок пути, который человек должен преодолеть до дома (или офиса), выйдя из общественного транспорта. Когда данный отрезок нужно именно преодолевать, если он неудобен, мы точно знаем: автомобильный поток здесь не снизится, так как «последняя миля» не является комфортной. Москва планирует решить эту проблему с помощью нескольких программ. Обновляются маршруты наземного транспорта, строительство новых станций метро идет одновременно с благоустройством прилегающих территорий в радиусе полутора километров. Окрестности старых станций также становятся удобными для пешеходов. Плюс идет активная кампания по популяризации немоторизированной мобильности. Этому способствует реконструкция улиц, где появляются широкие бульвары, и пропаганда велодвижения. Лучшее доказательство тому — обустройство дорожек в зеленых зонах и специальных полос на улицах, а также разветвленная сеть прокатных байков и самокатов. Часть населения (особенно молодежь) это точно удержит от ежедневного пользования личным автомобилем в часы пик. Зачем стоять в пробках, а потом платить за парковку у офиса, если можно сесть на метро, а «последнюю милю» проехать на прокатном велосипеде, гироскутере или просто пройти пешком по красивому бульвару?

— Вы согласны с утверждением, что экология сегодня важнее транспорта?

— Да, это так, потому что обитание в экологически неблагополучном городе сокращает жизнь человека на годы. И, если личный автомобиль, работающий на бензиновом топливе, — главный источник вредных выбросов, значит, нужно свести его использование в мегаполисе к минимуму. Траты, которые условно можно считать транспортно-экологическими (например, замена автобусов на электробусы), на самом деле являются инвестициями в социально-экономическое будущее Москвы. Это инвестиции в самих жителей, их качество жизни. Когда в районе появляется продуманный, комфортный и экологически чистый транспорт, «мертвая территория» оживает, там появляются рабочие места, точки притяжения для коммерсантов и населения. Все это напрямую сказывается на качестве жизни москвичей. Но это долгосрочные вложения. Мы не можем ожидать мгновенного экологического эффекта от реализации одной, двух, трех городских программ, будь то каршеринг, перезапуск отрасли такси или открытие МЦК. Немцы, помешанные на экологии, запустили большинство транспортных «зеленых» проектов в девяностые годы прошлого века. И у них ушло более 20 лет на то, чтобы кардинально переломить ситуацию. Москва уже встала на правильный путь. У нас есть все шансы увидеть столицу совсем другой: городом, где легко дышится и где превалирует электротранспорт.

Я думаю, уже в этом году начнется подготовка новой транспортной стратегии Москвы, по которой город будет жить после 2020 года. Уверен, что и дальше будут развиваться нынешние московские тенденции: строительство хорд, развязок, станций метро, запуск Московских центральных диаметров. Последний проект электрического общественного транспорта чрезвычайно важен, ведь добрая половина автомобилей на улицах мегаполиса принадлежит жителям ближнего Подмосковья. У них своя «последняя миля» около дома, причем очень большая, зачастую она заканчивается на МКАД. Именно поэтому многие едут от начала и до конца маршрута на личном автомобиле, даже несмотря на утренние пробки при въезде в Москву. Когда заработают МЦД, весомая часть пассажиров выберет быстрые электрички. И воздух в городе станет еще чище из-за снижения автомобильной активности, при этом мобильность горожан только увеличится.

Проблема глобального потепления, вызванного ростом углекислого газа в атмосфере, постоянно звучит в речах видных деятелей и организаций, занимающихся экологией. Несмотря на то что данная идея ставится под сомнение, зачастую вполне аргументированно, наличие масштабного загрязнения окружающей среды различными транспортными средствами стоит весьма остро.

Да, факты говорят, что углекислый газ, вырабатываемый всей промышленностью и автомобилями, может оцениваться всего в несколько процентов от уровня вреда, который наносится извержением среднего вулкана. Но проблему других выбросов человечество не может игнорировать. Чтобы снизить вред для природы, разрабатывается экологический транспорт, удобный для людей и безопасный для экосферы.

Современные двигатели могут называться верхом экологичности, если проводить сравнение с их предшественниками полувековой давности. Использование биодизеля, постоянное снижение уровня вредных веществ в выхлопе, задаваемое стандартами безопасности, положительно влияет на атмосферу городов.

Однако постоянный рост количества автомобилей на дорогах не ведет к снижению вреда для окружающей среды. К самым заметным опасным чертам современного транспорта относятся:

  • наличие в выхлопе угарного газа, смертельно опасного для человека и других живых организмов;
  • присутствие солей тяжелых металлов, осаждаемых в почву;
  • наличие активных веществ кислотной, щелочной групп, которые при растворении в атмосферных осадках воздействуют на почву, конструкции зданий, загрязняют грунтовые воды.

Экологические проблемы транспорта не ограничиваются только выбросами и опасностями, связанными с работой двигателей. К области вредных воздействий относятся протечки масел, топлива, выбросы сажи, неизбежные у дизельных двигателей. Ущерб природе наносит и добыча исходного сырья для производства бензина и дизеля, а также его переработка.

Чем характеризуется экологический транспорт

Экологичные автомобили минимизируют до предела все выбросы в окружающую среду. Современные инженерные идеи, реализованные «в металле» и используемые на дорогах, знакомы многим, например, в виде общественного транспорта. Другие экологически чистые автомобили работают либо на гибридном принципе, используя меньшее количество топлива, либо построены без применения двигателей внутреннего сгорания.

Общественный транспорт

Знакомые всем экологически чистые виды транспорта – общественные троллейбусы, трамваи, метро. Эта часть инфраструктуры городов, если оценивать конкретное средство передвижения, кажется идеальной. В воздух не выбрасывается вредных веществ, нет сажи, нет масштабных задымлений атмосферы. Экология транспорта этого типа привлекательна, но несколько спорна.

  1. Общественный транспорт используется в дневное время суток.
  2. Необходимые мощности энергетической сети весьма высоки.
  3. Существуют большие утечки энергии из-за повреждений сетей, коротких замыканий, различных аварийных ситуаций.

В результате происходит рост нагрузки на производителей электроэнергии. Тепловые станции сжигают больше топлива, увеличивая выбросы в атмосферу. Регулировать нагрузку по времени суток с помощью общественного электрического транспорта весьма трудно. Поэтому человечеству необходим другой выход.

Гибридные автомобили

Популярные и знакомые всем гибриды представляют собой автомобиль, у которого двигатель внутреннего сгорания работает в стабильном, контролируемом режиме. Часть нагрузки берет на себя вторичная электрическая система привода. Экологический транспорт такого рода действует по следующей схеме:

  • во время движения по трассе с крейсерской скоростью или с малым диапазоном ее изменения работает двигатель внутреннего сгорания;
  • в городском режиме, когда скорость не нужна, а требуются постоянные разгоны и торможения, автомобиль приводится в движение электродвигателем;
  • во время нахождения в городе, двигатель внутреннего сгорания обеспечивает только работу кондиционера, а также электрогенератора, подзаряжающего аккумуляторы автомобиля.

Экологичный транспорт гибридного типа значительно снижает выбросы вредных веществ в атмосферу. Общее потребление топлива падает до 50% (для автомобилей, которые большей частью двигаются в городском цикле). Но при дальних поездках по трассе преимущества гибридов сходят на нет.

Аккумуляторные электромобили

Электромобили, которые питаются только от аккумулятора, признаются множествами экспертов как самое удобное и рациональное решение. Сегодня серийно выпускается широкий ряд моделей – от пикапов, например, торговой марки «Шевроле», способных пройти с одной зарядки под грузом до 240 км, до небольших автомобилей для индивидуального или семейного пользования. Такие экологические виды транспорта решают сразу несколько проблем:

  • у электромобилей нет выброса вредных веществ в атмосферу;
  • тактико-технические характеристики инженерных решений весьма привлекательны: модели
  • «Ниссан», способные заряжаться даже от обычной электросети квартиры, могут пройти с одного заряда до 400 км;
  • восстановление емкостей аккумуляторов происходит в ночное время суток, что дает возможность балансировать нагрузку на инфраструктуру производства электроэнергии.

Становится ясно, почему все больше компаний предлагают на рынке свои разработки электромобилей. Распространение такого вида транспорта ограничено – в некоторых странах не приняты системы стандартов и законов, регламентирующие налогообложение, правила использования и обслуживания таких индивидуальных средств передвижения.

Но в целом ряде государств электрический автомобиль стал привычным транспортом, предусмотрена даже инфраструктура для быстрой зарядки аккумуляторов от мощных источников энергии.

Транспорт на солнечных батареях и индукционных движителях

Автомобиль на солнечных батареях давно присутствует в произведениях фантастов и различных фильмах о будущем. Такой вид транспорта существует. Его развитие пока тормозится несомненным недостатком:

  • движение автомобиля может происходить только днем;
  • аккумуляторы, способные обеспечить тягу вечером и ночью, утяжеляют инженерное решение, удорожают автомобиль, снижают общую динамику.

Индивидуальные средства передвижения на солнечных батареях не предлагаются на рынке. Но общественный транспорт уже функционирует. К серийным, существующим и используемым решениям относятся автобусы на солнечных батареях, двигающиеся по маршрутам в городах Австралии.

Другой пример – мини-поезда для туристов, запущенные в Венгрии. Реализует проекты общественного транспорта, движимого энергией солнца, Китай и другие страны с высоким промышленным потенциалом.

Еще один интересный тип экологичного средства передвижения питается так же, как смартфоны с беспроводной зарядкой. Источником энергии служит кабель, проложенный под дорогой. С помощью индукции электричество передается на двигатели. Такие автобусы курсируют по улицам Парижа (проект Jeweline), в парках Америки, Японии.

Другую схему применения индукции нашли шведские инженеры. Рейсовые автобусы Scania Citiwide построены как электромобили. Они оснащены аккумуляторами и движутся свободно. Станции подзарядки на индукционном принципе располагаются прямо в зонах остановок общественной сети. Это дало транспорту мобильность и одновременно возможность двигаться как угодно долго, не привязываясь к проложенной под дорогой линии энергопитания.

Индукционные автобусы, не оснащенные аккумуляторами, предлагают еще одно преимущество. Им не нужен водитель. Маршрут четко выверен, проходит там, где проложен силовой кабель под дорогой. При этом скорость транспортного средства легко контролировать, возможно даже отслеживание положения конкретной машины в пути, организуя безопасный режим.

Но в масштабах большого города, где присутствует множество участников дорожного движения, систему слежения сложно реализовать. Поэтому автобусы с кабельным питанием двигаются пока только в зонах туристических маршрутов в парках или четко локализованных областях городов.

Правительство РФ упорно преследует владельцев старого автотранспорта. На это раз владельцы автобусов и грузовиков почтенного возраста могут столкнуться с очередным повышением транспортного налога именно на этот вид транспортных средств.

Таким образом, производство новой техники будет дополнительно простимулировано за счёт более быстрого устранения с рынка пассажирских и грузовых автоперевозок транспорта низкого экологического класса.

Поправки в Налоговый кодекс уже разрабатываются. По прогнозам экспертов, они вступят в законную силу не ранее 2019 года. Говорить о конкретных налоговых ставках ещё рано. Документ находится в Минфине в процессе разработки, поэтому итоговой информацией ведомство пока не располагает. Впрочем, регионы уже получили право менять ставки на основании собственного решения, при условии, что оно не противоречит НК РФ.

Министерство финансов с 2013 года настойчиво пытается реализовать идею о привязке транспортного налога к характеристикам двигателя: его объёму, экологическому классу. Решающим показателем должен стать возраст машины. Если рассматривать грузовики, которые двигаются по российским дорогам, то двигатель подавляющего большинства не соответствует даже классу Евро-2. Возраст основной массы эксплуатируемого коммерческого транспорта составляет в среднем 15 лет.

По мнению представителей отечественного автопрома, такое количество грузовиков, безусловно, наносит огромный экологический вред. Однако, заинтересованность таких «экспертов» вполне обоснована. Продать новую отечественную грузовую машину рядовому российскому покупателю не так то просто.

Поэтому лучше лишить его права на вождение уже имеющегося старенького грузовика или автобуса. И тогда отечественный потребитель всё же обратится в автосалон - в добровольно-принудительном порядке. Зато план по автопродажам наверняка будет перевыполнен.

Впрочем, такое развитие сценария вовсе не обязательно. До 2019 года ещё есть время. А пока, грузовики с двигателем класса Евро-2 уже лишены права двигаться по московским улицам. И в то же время владельцы электромобилей полностью освобождены от уплаты транспортного налога.

Видео: Аренда спецтехники и услуги грузоперевозки без посредников!

«Новый бесшумный и экологичный вид транспорта - электробус - начинает работать в столице» — сообщает портал mos.ru. Ввод в эксплуатацию электробусов 1-2 сентября закончился неудачно: проблемы с подзарядкой, неработающие системы кондиционирования и другие поломки.

1 сентября на ВДНХ прошла презентация первого электробуса, где присутствовал кандидат в мэры Москвы Сергей Собянин, а так же руководитель Департамента транспорта Максим Ликсутов.

Учредитель «Городских проектов» и урбанист Максим Кац сообщил в своем твиттере, что первый электробус с Собяниным на борту проехал 500 метров и сломался. Последующие запуски закончились неутешительно: проблемы с зарядкой, неработающая система кондиционирования, постоянные остановки и поломки.

Мэрия Москвы и СМИ умалчивают о сложившейся ситуации. Сергей Собянин ожидал, что запуск электробусов значительно улучшит экологическую обстановку .

Так, уже несколько раз в течение мэрского срока анонсировался запуск электробусов и такой результат явно не то, что ожидал получить С.С. Собянин за неделю до единого дня голосования.

Ежедневно общественный транспорт проезжает сотни километров и сжигает сотни литров топлива. А ведь с ростом городов потребность в общественном транспорте все увеличивается, нагрузка на дороги растет, а вместе с этим растет и количество выхлопных газов, сажи, пыли и копоти в воздухе. И всем этим дышат водители, пассажиры и пешеходы. Наверное, в каждом крупном городе России ощущается острая необходимость в такой системе общественного транспорта, которая наносила минимальный ущерб окружающей среде, отвечала экологическим запросам современности.

Пока в России проблема еще только-только начинает приобретать остроту, в ряде городов мира уже сделаны первые шаги для изменения ситуации к лучшему.. Так, например, в Нью-Йорке программа перевода городского транспорта на альтернативные источники энергии существует уже более 20 лет. Согласно ей, по улицам города курсируют автобусы на сжиженном газе, а старые дизельные автобусы подлежат замене на более новые, с дополнительными фильтрами.

Аналогичная ситуация существует и в столице Великобритании. В марте 2006 года на улицах Лондона появились гибридные автобусы. Все автобусы успешно прошли испытания. Воодушевленные этим власти города заявили, что уже в скором времени все без исключения автобусы будут ездить на гибридных двигателях. А совсем недавно лондонцы стали участниками еще одного эксперимента с общественным транспортом — в городе появилось 10 автобусов, которые приводятся в движение топливными элементами, работающими на сжатом водороде. Пассажиры уже оценили их бесшумность и плавность хода. Вместе с тем экологические автобусы развивают достаточно серьезную скорость — до 80 км/час.

В столице Китая, Пекине, сейчас курсирует 1000 гибридных автобусов. Они используют всего 29,5 литров бензина на 100 км. Это количество горючего идет на генерацию электричества, которое необходимо для приведения автобуса в движение. Экологи отмечают значительное снижение вредных выбросов в атмосферу и улучшение экологической ситуации в городе. Несколько подобных автобусов мэр Пекина преподнес в дар правительству Москвы.

Интересно обстоят дела в немецком Гамбурге, где довольно успешно реализуется программа «Чистый городской транспорт для Европы». В рамках программы по городу ездят 30 автобусов, работающих на водороде. Водород как топливо примечателен тем, что при его сгорании образуется вода. При этом в атмосферу не выбрасывается никаких выхлопных газов и продуктов горения. Единственная сложность состоит в том, что выделение чистого водорода — довольно сложный и трудоемкий процесс, однако власти Гамбурга надеются в скором времени решить и эту проблему.

В России же с 2010 года экобусы достаточно успешно курсируют в Краснодаре. Примечательно, что все они — разработка Энгельсского троллейбусного завода. Работают такие автобусы на природном газе и электричестве. Как и все транспортные средства, работающие на электричестве, они бесшумны. Экобусы достаточно дружественны окружающей среде — выброс вредных вещество значительно снижен.

Эксперименты по внедрению экобусов в качестве общественного транспорта сейчас проводятся во многих городах России, в том числе и Москве. Поэтому учитывая мировые тенденции можно смело предположить, что системы общественного транспорта крупных городов России в скором времени, возможно, будут пересмотрены в пользу внедрения экологических автобусов.