Материалыт

Подключение проводки под капотом ваз 2106. Схема проводки «Шестерки» для новичков: подключение, обслуживание и замена

Как известно, электрическая цепь в любом транспортном средстве является одним из основных компонентов. Схема электрооборудования позволяет водителю ВАЗ 2106 правильно выявлять неисправности системы при обнаружении сбоев в работе оборудования. Эта статья посвящена проводке отечественных «шестерок».

[ Скрыть ]

Что входит в электросхему?

Вне зависимости от того, какая схема зажигания в вашем ВАЗ 2106 — контактная или бесконтактная (бсз), электросхема транспортного средства включает в себя такие компоненты:

  • аккумуляторная батарея с минусовым контактом на кузов автомобиля;
  • устройство стартера с выходом «50»;
  • генератор — один из основных элементов электросхемы ВАЗ 2106;
  • монтажный блок с предохранителями, защищающими цепи устройств питания;
  • выключатель зажигания;
  • реле регулятора.

Необходимо отметить, что электросхема автомобиля ВАЗ 2106 с бсз или без него изначально выполнена с учетом однопроводного типа соединения компонентов электрического оборудования. По сути, это значит, что отрицательные контакты электрооборудования выводятся на массу, то есть кузов транспортного средства. Что касается проводного соединения, то оно обеспечивается исключительно плюсовой проводкой.

Выявление неисправностей

Если на ВАЗ 2106 приходится искать неисправность проводки, во время проведения ремонтных работ необходимо полностью обесточить электросхему. Для этого потребуется отсоединить минусовой провод с клеммы аккумулятора, в противном случае в электросхеме ВАЗ 2106 может возникнуть короткое замыкание. Диагностика поломок выявляется с использованием схемы, приведенной выше.

Если в работе проводки имеются перебои, есть несколько вариантов поведения автомобиля при этом:

  1. Машина не может сдвинуться с места и не заводится. Причин возможных неисправностей может быть множество, но в первую очередь необходимо , трамблер, работоспособность АКБ. Как правило, полный разряд аккумулятора является одной из самых распространенных причин. Гораздо реже из строя выходит генератор, но диагностике этого элемента на ВАЗ 21062 с бсз также следует уделить внимание.
  2. Машина двигается, но один или несколько элементов электросхемы работают неправильно. К примеру, это могут быть сбои в работе света в салоне, поворотных сигналов, обогрева заднего стекла либо оптики. Если это так, то в первую очередь необходимо проверить блок предохранителя и выявить выгоревшие элементы. Если все предохранители целые, то в случае с оптикой сначала проверяется работоспособность ламп, после чего осуществляется прозвонка проводки машины ВАЗ 21063 с бсз или без него.
  • осуществляет управление всеми возможностями системы зажигания;
  • управляет работой охранной, а также противоугонной системами ВАЗ 21063;
  • позволяет производить буксировку 21063 с работающей световой сигнализацией (автор видео — Andrey Aleksandrov).

Принцип работы электрооборудования

Замок зажигания на 21063 в соответствии со схемой имеет четыре режима, при включении каждого из которых активируется определенное оборудование:

  1. В режиме 0 импульс от АКБ поступает только на два разъема — 30 и 30/1, остальные разъемы обесточены.
  2. В режиме 1 импульс начинает подаваться на другие разъемы, в результате чего работать могут габаритные огни, дворники стекла, вентилятор, а также устройство .
  3. В режиме 2 в работу схемы включается система зажигания, датчики на приборной панели, поворотные огни, а также стартер.
  4. В режиме 3 работают только габаритные огни, рулевой гудок, а также очистители стекол.

В постоянном режиме под током в модели 21063 в соответствии со схемой работают рулевой гудок, тормозные огни, световая сигнализация, подсветка на контрольном щитке, а также прикуриватель. Основные элементы схемы защищаются предохранителями, расположенными в основном и дополнительном блоках, установленных под панелью приборов напротив водительского сиденья (автор видео — Вячеслав Витер).

Диагностика неисправностей

Чтобы правильно выполнить замену необходимых элементов схемы, при выявлении неисправностей должен осуществляться следующий порядок действий.

Такие действия актуальны в том случае, если автомобиль отказывается заводиться:

  1. Проверьте аккумулятор. Возможно, он просто разрядился.
  2. В первую очередь, проверяется участок на схеме от генераторного устройства до катушки. При наличии обрывов в схеме производится замена и подключение новых проводов, окислении — зачистка контактов с использованием железной щетки. Если контакты начали «сыпаться», они также подлежат замене.
  3. Продиагностируйте катушку на предмет наличия искры. Извлеките высоковольтный кабель из места установки и поднесите его к кузову авто. Когда вы попытаетесь завести мотор, между высоковольтником и кузовом должна проскочить искра.
  4. Проверьте, рабочие ли свечи зажигания. Бывает такое, что причиной невозможности запуска двигателя служит нагар, образовавшийся на свечках. Вы можете легко их прочистить своими силами, для этого свечи нужно снять и воспользоваться инструкцией, которую вы найдете тут .

Слабые места блока предохранителей

  1. Плохое соединение самого предохранителя с посадочным местом, что приводит к обгоранию гнезд.
  2. Во время эксплуатации авто предохранители всегда греются, в результате чего они также отрицательно воздействуют на гнезду, находящиеся рядом.
  3. Блок необходимо регулярно проверять, поскольку стоимость предохранителей всегда низкая, а это соответствует не особо высокому качеству их выполнения и надежности.
Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Видео «Обозначение предохранителей на 2106»

Подробное обозначение предохранителей на «шестерке» описано на ролике ниже (автор видео — AVTOCLUB_22).

Главная особенность проводки ВАЗ 2106 электро заключается в том, что она является однопроводной. Поэтому интересно посмотреть на проводку, которая выполняет 2 роли: плюс и минус. Также важно знать, что все, что является в машине электрическим, рассчитано на конкретный рабочий процесс.

Что касается самой машины, то уже многие знакомы с функциональными возможностями автомобиля ВАЗ 2106, пространством как под капотом, так и в багажнике. Этот автомобиль можно подстраивать под себя, как только пользователю удобно. Но даже такой известный автомобиль, как ВАЗ 2106, может вновь чем-то удивить.

Элементы электропроводки, как и любой другой элемент, который отвечает за функционирование автомобиля, в полном объеме обладает своими характеристиками, а схема электропроводки, в свою очередь:

  • активирует электрические цепи путем использования замка зажигания ВАЗ 2106;
  • соединяет с АКБ через блок ряда предохранителей;
  • проводит электроток ключевых узлов.

Исходя из всего вышеуказанного, все неисправности нужно начинать искать с замка зажигания, потому что большая часть ответственности лежит именно на нем. Ключевой узел сам по себе не только отвечает за управление всей системой зажигания в машине, но и выполняет охранную функцию. Также он разрешает буксировку машины.

По каким причинам нужно ремонтировать замок зажигания

Замок зажигания такой классической машины, как ВАЗ 2106, обладает 4 режимами работы, которые отличаются выполнением электро-функций.

  1. Нулевой режим практически ни за что не отвечает, только питает некоторые провода.
  2. Первый режим дает возможность функционировать не только ходовым огням, но и противотуманкам, щеткам-дворникам и поддерживает работу отопления машины.
  3. Второй режим отвечает за работу поворотников, приборной панели и системы зажигания.
  4. Третье положение питает клеммы.

Замена замка зажигания может понадобиться однажды практически каждому водителю. Это можно объяснить тем, что некоторые водители теряют ключи от зажигания, а как завести машину без ключей?

Ну а если говорить о классической машине, скорее всего, водитель ВАЗ 2106 уже имел дело с физическим износом некоторых деталей, в данном случае речь идет о личинке замка. Если провода в зажигании уже выглядят как-то подозрительно, то в таком случае замена проводки должна быть произведена в кратчайшие сроки, чтобы не привести ситуацию к короткому замыканию.

Как сменить замок зажигания

Для того чтобы осуществить замену замка зажигания, необходимо выполнить следующие шаги:

  • отключить аккумуляторную батарею;
  • открутить все винты кожуха под рулем и снять его;
  • перевести ключевой узел в положение «0»;
  • вставить шило в отверстие, чтобы убрать фиксатор;
  • пометить контактные провода, чтобы в дальнейшем их не перепутать;
  • установить новый замок и выполнить инструкцию заново, но наоборот.

Удобно, что схема электропроводки сделана так, что для того, чтобы поменять всю контактную группу, замок зажигания снимать вовсе не нужно. Но в любом случае не нужно фактически «сдирать» все одной рукой, потому что обратно установить все снятое ранее не получится.


Что касается покупки запчастей, то в таком случае это нужно делать у проверенных поставщиков, ведь подделок сейчас на рынке хватает. ВАЗ 2106 привык только к качественным комплектующим. Нужно помнить, что корпус оригинального замка зажигания выполнен бережно, даже по краям и сверху, а голограмму аккуратно сорвать не получится.

Отличительным свойством от подделки будет плавное и точное движение ключа в замке, в подделках обычно это дается не так просто.

Преимущества бесконтактного зажигания

Схема электропроводки может быть охарактеризована иначе. Бесконтактное зажигание является популярным видом тюнинга классических моделей автомобилей, а ВАЗ 2106 здесь не исключение. У такого вида зажигания нет минусов. Главным преимуществом является экономия бензина, двигатель работает максимально чисто, а запуск зимой происходит ровнее, разгон автомобиля становится более комфортным. Но основным плюсом является все-таки ровная работа двигателя.

Важно знать, что чем ровнее будет работать механизм, двигатель ВАЗ, тем дальше можно уехать на этой машине. А если знать, за что отвечают схемы, то ремонт основных частей можно будет провести своими руками.

Схема электропроводки ВАЗ 2106 является такой же, кроме некоторых элементов. Датчик здесь импульсный, он создает колебания, которые поступают на транзисторный коммутатор. За счет этой подачи появляются другие импульсы, поступающие в систему.


Схема ВАЗ 2106 не такая сложная, как кажется. В автомобиле есть масса других сложных сюрпризов, но это уж точно не схема проводки. Нужно знать и понимать, насколько важно разбираться в том, что такое электрическая схема ВАЗ и на что она влияет, а также есть ли какие-то сходства с другими моделями, например с ВАЗ 21063. И независимо от того, сколько лет автомобилю, какого года или века он выпуска, информация о машине всегда будет актуальной.

Электросхема ВАЗ может быть идентичной другим ее моделям, как и другие элементы и механизмы, например схема двигателя. Удобно, что запчасти к таким машинам продаются на каждом авторынке, это касается всего электрооборудования. В классических автомобилях очень просто запомнить, что собой представляет электросхема, потому что ее аналоги встречаются довольно часто, поэтому во всех «классиках» элементы электропроводки могут быть идентичными. Не стоит бояться таких машин, здесь все элементы понятны простому русскому человеку. Поэтому многие не покупают новые машины, а проводят тюнинг старых агрегатов и активно ими пользуются долгие годы.

Схема электрооборудования автомобиля ВАЗ-2103.
1. Звуковые сигналы; 2. Фары; 3. Передние фонари; 4. Боковые указатели поворота; 5. Аккумуляторная батарея; 6. Реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи; 7. Электромагнитный клапан карбюратора; 8. Генератор; 9. Подкапотная лампа; 10. Стартер; 11. Свечи зажигания; 12. Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя; 13. Датчик включения электродвигателя; 14. Распределитель зажигания; 15. Датчик указателя давления масла; 16. Датчик контрольной лампы давления масла; 17. Датчик уровня торомозной жидкости; 18. Регулятор напряжения; 19. Предохранитель электродвигателя вентилятора; 20. Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости, 21. Электродвигатель стеклоочистителя; 22. Катушка зажигания; 23. Электродвигатель омывателя ветрового стекла; 24. Реле включения звуковых сигналов; 25. Реле включения дальнего света; 26. Реле включения электродвигателя вентилятора; 27. Колодка для выключателя стеклоочистителя в ножном насосе омывателя (устанавливался до 1980 г.); 28. Реле стеклоочистителя; 29. Штепсельная розетка для переносной лампы; 30. Выключатель стоп-сигнала; 31. Блок предохранителей; 32. Выключатель света заднего хода; 33. Реле-прерыватель указателей поворота; 34. Дополнительный резистор электродвигателя отопителя; 35. Электродвигатель отопителя; 36. Часы; 37. Лампа освещения вещевого ящика; 38. Прикуриватель; 39. Переключатель стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла; 40. Переключатель стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла; 41. Переключатель света фар. указателей поворота и звуковых сигналов; 42. Выключатель зажигания; 43. Выключатель освещения приборов; 44. Выключатель наружного освещения; 45. Выключатель фонаря сигнализации открытой передней двери; 46. Фонарь сигнализации открытой передней двери; 47. Выключатели плафонов, расположенные в стойках передних дверей; 48. Выключатели плафонов, расположенные в стойках задних дверей; 49. Плафоны освещения салона; 50. Лампа освещения прибора; 51. Указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва; 52. Указатель температуры охлаждающей жидкости; 53. Указатель давления масла с контрольной лампой недостаточного давления; 54. Контрольная лампа стояночного тормоза; 55. Контрольная лампа аккумуляторной батареи; 56. Контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора; 57. Тахометр; 58. Контрольная лампа габаритного света; 59. Контрольная лампа указателей поворота; 60. Контрольная лампа дальнего света фар; 61. Спидометр; 62. Выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора; 63. Реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза; 64. Выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 65. Задние фонари; 66. Датчик указателя уровня и резерва топлива; 67. Фонарь освещения номерного знака; 68 Лампа освещения багажника; 69. Фонарь света заднего хода. А Условная нумерация штекеров в колодках электродвигателя и реле стеклоочистителя.

Схема электрооборудования автомобиля ВАЗ-2106.
1. Фары; 2. Передние фонари; 3. Боковые указатели поворота; 4. Аккумуляторная батарея; 5. Реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи; 6. Реле включения ближнего света фар; 7. Реле включения дальнего света фар; 8. Электромагнитный клапан карбюратора; 9. Стартер; 10. Генератор; 11. Звуковые сигналы; 12. Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя; 13. Датчик включения электродвигателя вентилятора; 14. Распределитель зажигания; 15. Свечи зажигания; 16. Датчик уровня тормозной жидкости; 17. Подкапотная лампа; 18. Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 19. Датчик указателя давления масла; 20. Датчик контрольной лампы давления масла; 21. Электродвигатель стеклоочистителя; 22. катушка зажигания; 23. Электродвигатель омывателя ветрового стекла; 24. Реле включения звуковых сигналов; 25 Реле включения эликтродвигателя вентилятора; 26. Регулятор напряжения; 27. Реле-прерыватель стеклоочистителя; 28. Дополнительный блок предохранителей; 29. Основной блок предохранителей; 30. Выключатель света заднего хода; 31. Выключатель стоп-сигнала; 32. Штепсельная розетка для переносной лампы, 33. Реле-прерыватель аварийной сигнализации и указателей поворота; 34. Переключатель электродвигателя отопителя; 35. Дополнительный резистор; 36. Электродвигатель отопителя, 37. Лампа освещения вещевого ящика; 38. Часы; 39. Прикуриватель; 40. Выключатель аварийной сигнализации; 41. Выключатель-регулятор освещения приборов; 42. Переключатель очистителя и омывателя ветрового стекла; 43 Переключатель света фар, указателя поворота и звукового сигнала; 44 Выключатель зажигания, 45. Выключатель Заднего противотуманного фонаря; 46. Выключатель наружного освещения; 47.Выключатель фонаря сигнализации открытой передней двери; 48. Фонарь сигнализации открытой передней двери; 49. Выключатели плафонов, расположенные в стойках передних дверей; 50. Выключатели плафонов, расположенные в стойках задних дверей; 51.Плафоны освещения салона; 52. Выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 53. Лампа освещения прибора; 54. Указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва; 55. Указатель температуры охлаждающей жидкости; 56. Указатель давления масла с контрольной лампой недостаточного давления; 57. Контрольная лампа стояночного тормоза; 58. Контрольная лампа заряда аккумумуляторной батареи; 59. Контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора; 60. Тахометр; 61. Контрольная лампа габаритного света; 62. Контрольная лампа указателей поворота; 63. Контрольная лампа дальнего света фар; 64. Спидометр; 65. Выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора; 66. Реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза; 67. Контрольная лампа недостаточного уровня тормозной жидкости; 68. Задние фонари; 69. Фонари освещения номерного знака, 70. Датчик указателя уровня и резерва топлива; 71. Лампа освещения багажника; 72. Задний противотуманный фонарь (устанавливается на некоторых автомобилях). А. Условная нумерация штекеров в колодках электродвигателя и реле стеклоочистителя.

На автомобилях ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106 применяется однопроводная схема включения приборов электрооборудования. Вторым проводом, соединяющим потребителей с источниками электроэнергии, является кузов автомобиля или "масса". Номинальное рабочее напряжение источников и потребителей электроэнергии - 12 В. Однако напряжение в системе электрооборудования в зависимости от конкретных условий может колебаться от 11 до 14,5 В, и в этих пределах потребители сохраняют свою работоспособность.

Напряжение питания к большинству потребителей подводится через выключатель зажигания. Цепи питания этих узлов электрооборудования, работа которых может потребоваться при любых обстоятельствах, всегда подключены к аккумуляторной батарее (независимо от положения ключа в выключателе зажигания). К таким узлам относятся узлы, защищенные предохранителем 1 (см. таблицу).

Цепи питания большинства узлов электрооборудования защищены плавкими предохранителями, установленными в пластмассовом блоке 31. В нем находятся 9 предохранителей на 8 А и один (1-й) - 16 А. Блок расположен под панелью приборов с левой стороны рулевой колонки. На ВАЗ-2103 есть также предохранитель 19 на 16 А для защиты электродвигателя вентилятора. Он расположен в отдельном корпусе рядом с блоком предохранителей. На автомобилях ВАЗ-2106 имеется еще дополнительный блок предохранителей с шестью предохранителями, два из которых (4-й и 5-й) на 16 А, а остальные на 8 А. Номера предохранителей и защищаемые ими цепи приведены в таблице:

Защищаемые цепи
1 Плафоны. Звуковые сигналы. Штепсельная розетка для переносной лампы. Прикуриватель. Лампы стоп - сигнала в задних фонарях. Фонари сигнализации открытых передних дверей. Часы.
2 Стеклоочиститель и его реле. Электродвигатель отопителя. Омыватель ветрового стекла.
3 Левые фары (дальний свет) и контрольная лампа включения дальнего света.
4 Правые фары (дальний свет)
5 Левые фары (ближний свет)
6 Правые фары (ближний свет)
7 Левый подфарник (габаритный свет). Правый задний фонарь (габаритный свет). Контрольная лампа габаритного света*. Лампа освещения приборов. Лампа освещения багажника. Фонарь освещения регистрационного знака*. Правый фонарь освещения регистрационного знака**. Лампа освещения прикуривателя*.
8 Правый подфарник (габаритный свет). Левый задний фонарь (габаритный свет). Контрольная лампа габаритного света**. Лампа освещения прикуривателя*. Подкапотная лампа. Левый фонарь освещения регистрационного знака**.
9 Контрольная лампа давления масла. Указатель давления масла**. Указатель температуры охлаждающей жидкости. Указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва. Контрольная лампа включения стояночного тормоза и уровня тормозной жидкости. Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи. Указатели поворота и соответствующая контрольная лампа. Контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора. Лампа освещения вещевого ящика. Электромагнитный клапан карбюратора. Фонарь света заднего хода*. Задние фонари (лампы света заднего хода) **. Тахометр**.
10 Регулятор напряжения. Обмотка возбуждения генератора. Дополнительный блок предохранителей на ВАЗ-2106
1-4 Резервные
5 Электродвигатель вентилятора системы охлаждения
6 Указатель поворота в режиме аварийной сигнализации

* Для автомобилей ВАЗ-2103.
** Для автомобилей ВАЗ-2106.

При перегорании какого-либо предохранителя надо просмотреть цепи, которые он защищает, устранить неисправность, вызвавшую его перегорание, а затем поставить новый предохранитель. Не допускается устанавливать самодельные или какие-либо другие предохранители, не предусмотренные конструкцией автомобиля.

Некоторые системы электрооборудования, работа которых требуется в аварийных ситуациях, не защищены предохранителями.

Так не защищена предохранителями система зажигания двигателя, чтобы не вводить в нее лишний элемент, снижающий надежность системы в эксплуатации. При отказе системы зажигания перестанет работать двигатель. Цепь пуска двигателя также не защищена, чтобы не снижать надежность пуска. Кроме того, не защищена предохранителями цепь заряда аккумуляторной батареи, так как генератор соединяется с аккумуляторной батареей коротким проводом и введение предохранителя усложнило бы схему. Также не защищены предохранителями обмотки реле включения ближнего и дальнего света фар.

На автомобилях применяются гибкие низковольтные провода типа ПВА. Эти провода имеют эластичную поливинилхлоридную изоляцию, стойкую к воздействию масла, бензина и работоспособную в интервале температур от -40 до +105°С. Гибкость проводов обеспечивается за счет изготовления токопроводящей жилы из большого числа мягких медных проволочек. Для облегчения поиска необходимого провода в пучках, изоляция проводов окрашена в разные цвета. Кроме того, на поверхность изоляции могут быть дополнительно нанесены полоски разных цветов.

При прохождении тока по проводам происходит падение напряжения и нагрев проводов. Чтобы нагрев и падение напряжения не превышали допустимых пределов, необходимо выбирать соответствующее поперечное сечение токопроводных жил проводов. Чем большей силы протекает электрический ток, тем должно быть больше поперечное сечение жилы провода. Поэтому на автомобилях применяются провода с разным сечением жилы: 16; 6; 4; 2,5 и 1 мм 2 .

Самыми толстыми проводами сечением 16 мм 2 соединяются с "массой" аккумуляторная батарея и двигатель, а также стартер с аккумуляторной батареей. По этим проводам протекает ток наибольшей силы при пуске двигателя стартером. Аккумуляторная батарея и генератор соединяются проводом сечением 6 мм2, так как по ним протекает тоже довольно значительный ток при зарядке аккумуляторной батареи и при неработающем двигателе, когда от батареи питаются все потребители. Остальные провода имеют поперечное сечение жилы 4, 2,5 или 1 мм 2 .

Провода подключаются к узлам электрооборудования и соединяются между собой с помощью быстроразъемных штекерных соединений. Исключением является присоединение проводов к аккумуляторной батарее, к зажиму "30" генератора, к силовому болту стартера и к выводам низкого напряжения катушки зажигания. У этих ответственных соединений наконечники проводов зажимаются гайками для максимальной надежности соединений.

Для предохранения электрических соединений от воды и грязи задняя часть подфарников закрыта резиновыми чехлами. Защитными резиновыми колпачками закрыты наконечники проводов высокого напряжения, датчики температуры охлаждающей жидкости и давления масла, клемма "+" аккумуляторной батареи и клемма "30" генератора. Также закрыты колпачками патроны ламп боковых указателей поворота и фонарей освещения регистрационного знака.

Для облегчения монтажа все провода на автомобиле объединены в пучки. Между собой пучки соединены с помощью штепсельных разъемов, что уменьшает возможность перепутывания проводов при монтаже. Всего имеется шесть пучков проводов: передний пучок, задний, пучок проводов панели приборов, правый и левый пучки подфарников и боковых указателей поворота и пучок проводов аккумуляторной батареи.

Основной пучок проводов - передний. Он имеет три ветви. Две из них находятся в отсеке двигателя, а третья - в салоне под панелью приборов. Из салона в моторный отсек пучок проводов проходит сквозь резиновый уплотнитель и после выхода из него разветвляется. Правая ветвь пучка проложена на щите передка и правом брызговике кузова, а левая - на левом брызговике. На щите передка и брызговиках провода крепятся стальными скобами, приваренными к кузову, и пластмассовыми хомутиками. Крепление пучка должно быть таким, чтобы он был не слишком натянут, но и не болтался, так как это может привести к перетиранию проводов при тряске и замыканию их с "массой".

В салоне автомобиля передний пучок проходит под панелью приборов и имеет небольшие ответвления, идущие к блокам предохранителей, к переключателям, к приборам, выключателю зажигания и другим узлам электрооборудования.

Задний пучок проходит назад по левой стороне пола кузова и имеет ответвления к плафонам освещения салона и к лампе освещения багажника. Ответвление к правому плафону проходит за задней поперечной балкой пола кузова. Провода пучка крепятся к полу кузова липкой лентой и пластмассовыми хомутиками.

Наконечники проводов (черных), соединяющих плафоны с "массой", крепятся к стойкам дверей самонарезающими винтами. Наконечники провода, соединяющего с "массой" датчик указателя уровня топлива, крепятся под винтами крепления датчика и правого заднего фонаря.

За годы выпуска автомобилей ВАЗ-2103 в их схему вносились изменения, связанные с заменой отдельных узлов и направленные на улучшение качества автомобилей и экономию проводов. К серьезным изменениям можно отнести замену ножного омывателя ветрового стекла на омыватель с электроприводом и замену двухрычажного переключателя на рулевой колонке трехрычажным.

Особенности схемы автомобилей ВАЗ-2106

На этих автомобилях по сравнению с ВАЗ-2103 другая конструкция задних фонарей и фонарей освещения регистрационного знака. Установлены два блока предохранителей - основной 29 (приложение) и дополнительный 28. Добавлено реле 6 для включения ближнего света фар. Введена система аварийной сигнализации, включающая указатели поворота с помощью выключателя 40 и реле-прерывателя 33. Имеется отдельная лампа 67 для контроля уровня тормозной жидкости и выключатель 41 с регулятором степени освещенности приборов.

В последнее время в схеме автомобилей ВАЗ-2106 были сделаны небольшие упрощения. Так, в настоящее время устанавливается один звуковой сигнал, и он включается напрямую переключателем 43 без реле 24. Не устанавливаются фонари 48 сигнализации открытой передней двери с выключателем 47 и реле-прерыватель 66 контрольной лампы стояночного тормоза. Теперь при включении стояночного тормоза контрольная лампа 57 горит постоянным светом.

В каждом современном автомобиле есть бортовая сеть — система, соединяющая в себе все потребители энергии и электрооборудование. Эти устройства с проводкой отмечаются на , в частности, в данной статье речь пойдет о легендарных отечественных «Шестерках». Какие элементы включает в себя электросхема ВАЗ 2106, какие неисправности для нее характерны — узнайте из этого материала.

[ Скрыть ]

Признаки неисправности

Какие элементы включает в себя схема электрооборудования и проводки с описанием 21063? Эта система включает в себя все без исключения потребители энергии, а также основные системы авто, в том числе зажигания, охлаждения двигателя и отопления. В том случае, если машина не заводится, при этом возникают неполадки в работе электрооборудования, в первую очередь следует проверить исправность электрической проводки и заменить вышедшие из строя компоненты.

При невозможности запуска двигателя следует в первую очередь произвести диагностику состояния аккумуляторной батареи, а также подачи горючего в карбюратор либо инжектор.

В том случае, если горючее нормально поступает, то для диагностики вам потребуется электро схема машины, проверять нужно следующее:

  1. В случае с карбюраторными двигателями производится диагностика распределителя зажигания, катушки, свечей и, разумеется, само проводки подключения этих компонентов. В некоторых случаях невозможность запуск двигателя связана с повреждением , к которым подключаются свечи.
  2. В том случае, если речь идет об инжекторном силовом агрегате, то причина может заключаться в неработоспособности блока ЭСУД. Этот узел предназначен для обработки сигналов, подающихся от датчиков, а также передачи команд на исполнительные устройства. В общем, блок управления предназначен для определения наиболее оптимальных параметров работы мотора, но оснащаются им далеко не все автомобили.

Также бывает такое, что неполадки в работе силового агрегата связаны с работоспособностью замка зажигания, в частности, речь идет о поврежденных контактах контактной группы.

Фотогалерея «Основные неисправности АКБ»

Карбюраторный двигатель

Как работает схема подключения электропроводки карбюраторного мотора при запуске силового агрегата:

  1. Водитель поворачивает ключ в замке зажигания, при этом система начинает подавать на этот узел питание.
  2. На приборной панели активируются все индикаторы и значки, в данном случае питается оборудование от аккумуляторной батареи.
  3. На катушку поступает низкое напряжение, которое используется для образования высоковольтного разряда. Когда напряжение проходит через модуль, оно преобразуется в высоковольтное и поступает на распределительный узел.
  4. Посредством высоковольтного разряда привод распределительного механизма осуществляет вращение коленвала мотора «Шестерки». Сам трамблер, в порядке очереди, производит замыкание контактов и осуществляет передачу разряда через высоковольтные провода на свечи. Впоследствии этот разряд используется для возгорания горючей смеси в цилиндрах мотора (автор видео — канал Автоэлектрика ВЧ).

Классическое зажигание

В соответствии со схемой электрики классическое зажигание включает в себя такие компоненты:

  • сам замок;
  • катушка;
  • трамблер или распределительный узел;
  • высоковольтные кабеля со свечами.

При помощи трамблера осуществляется прерывание первичной обмотки модуля, после чего высоковольтное напряжение подается в определенной последовательности на цилиндры. Как сказано выше, катушка используется для преобразования низковольтного напряжения в высоковольтное.

В том случае, если при попытке запуска двигателя ничего не происходит, то причины могут быть такими:

  1. Повреждение проводки на участке между модулем и генераторным узлом. При такой проблеме следует произвести диагностику состояния контактов, а также целостности электроцепей.
  2. Выход из строя самой катушки. В данном случае работоспособность устройства можно проверить при помощи искры — из распределителя извлекается кабель и соприкасается с кузовом или двигателем машины. Если при попытке завести мотор ничего не происходит, это говорит о том, что устройство подлежит замене.
  3. Повреждение проводки на участке между свечами и распределителем. В данном случае необходимо произвести диагностику состояния крышки распределителя, в частности, проверить бегунок, расположенный внутри, а также провода (автор видео — канал Александр Амочкин Коломна ААК).

Электронное зажигание

Автомобили ВАЗ 2106 также комплектовались и электронным или бесконтактным зажиганием (БСЗ). Принципиальной особенностью таких авто является то, что между распределительным механизмом и самой катушкой дополнительно монтировался электронный коммутатор. Помимо основных компонентов, БСЗ включает в себя коммутаторное устройства, а также датчик распределитель.

При помощи последнего осуществляется передача управляющих импульсов на коммутаторное устройство для создания искры, после чего сигналы распределяются по цилиндрам. Основное назначение коммутаторного устройства заключается в преобразовании управляющих сигналов в импульсное напряжение, подающееся на обмотку катушки, в частности, речь идет о первичной обмотке. Наличие коммутатора способствует улучшению образования разряда, особенно, если силовой агрегат функционирует на обедненной горючей смеси.

Инжекторный двигатель

Что касается инжекторных силовых агрегатов, то такие моторы отличаются от карбюраторных версий следующим:

  • в первых имеется электрический насос, использующийся для увеличения давления в топливной системе;
  • горючая смесь в данном случае образуется непосредственно в цилиндре, в то время как в карбюраторных версиях ее формирование происходит непосредственно в карбюраторе;
  • в инжекторах используются топливные форсунки, которые обеспечивают нормальный впрыск горючего;
  • наличие , что позволяет точно определить момент, при котором нужен впрыск горючей смеси (автор видео — канал Советы автолюбителю).

Как вы понимаете, инжекторные силовые агрегаты оснащаются большим числом различных датчиков и контроллеров. Поэтому если мотор не заводится, то причина может заключаться в неполадках в работе электроцепи или самих датчиков.

Если речь идет именно о датчике, то такую поломку можно определить своими руками:

  • сначала от контроллера следует отсоединить проводку, для этого извлекается разъем;
  • далее, используя мультиметр, диагностируется сопротивление;
  • если полученные значения отличаются от нормированных, то скорей всего, устройство подлежит замене.

Инструкция по диагностике и замене электропроводки

Перед тем, как приступить к замене проводки и вышедших из строя компонентов, необходимо произвести диагностику системы.

Как проверить напряжение:

  1. Для тестирования вам потребуется лампа с проводами, один из ее щупов следует подключить к минусовой клемме АКБ или кузову «Шестерки».
  2. Другой контакт от лампы подключается к диагностируемой электроцепи. При этом нужно, чтобы щуп находился как можно ближе к аккумуляторной батарее либо предохранительному устройству.
  3. В том случае, если контролька в результате подключения стала гореть, это говорит о том, что напряжение на диагностируемом участке имеется. Тестирование продолжается аналогичным образом до выявления поврежденной цепи. Как показывает практика, зачастую неисправности в работе электрической системы связаны с плохим соединением, поэтому в первую очередь рекомендуется проверить контакты (автор видео — канал ВАЗ 2101-2107 РЕМОНТ И ОБСЛУЖИВАНИЕ).

Также можно проверить и целостность проводки, это делается с целью определения разрыва в электроцепи.

Для этого надо сделать следующее:

  1. Для начала следует отключить все напряжение от электрической цепи и произвести ее диагностику на целостность. Для этого можно использовать контрольную лампу с подсоединенным источником питания.
  2. Оба контакта от лампы следует подсоединить к концам электрической цепи. Если такой возможности нет, то один щуп контрольки подсоединяется к плюсовому контакту, а другой соединяется с заземлением, то есть кузовом машины. В том случае, если после подсоединения лампа загорелась, то это говорит о том, что в проверяемый участок проводки целый. Если же лампа не загорелась, это говорит о том, что в электропроводке имеется повреждение.
  3. Аналогичным образом осуществляется диагностика замка, для этого контакты от контрольки нужно будет соединить с его клеммами. При активации замка источник освещения должен загореться.

Схема электрооборудования машины ВАЗ-2106 необходима для поиска неисправностей в электропроводке и их быстрого устранения.

Весь комплекс электрооборудования подсоединен по однопроводному типу - отрицательные клеммы выводов от источников тока соединяются с “массой” непосредственно к элементу, потребляющему энергию. В итоге “масса” в данной схеме ВАЗ-2106 выполняет роль второго соединительного провода. На рисунке ниже представлен полный вид схемы оборудования и проводки автомобиля.

Схема ВАЗ-2106 на уровне электрооборудования особенно полезна для владельцев этой машины, когда возникает необходимость быстрого поиска неисправности в системе электропроводки. Провели регулировку клапанов на ВАЗ-2109 ? Проверьте провода!

Кроме того, схему часто используют для равномерного подключения дополнительных элементов и аудиоприборов. В случае, если вы решили заменить или отремонтировать на ВАЗ-2106 осветительные приборы, систему зажигания и другое электрооборудование, с помощью данной схемы вы найдете нужную клемму и источник тока. При обнаружении же проблем с двигателем, сначала проверьте момент затяжки болтов ГБЦ , а потом проверяйте проводку.

Рассмотрим данный план электропроводки по частям, в которых будут расписаны конкретные детали и элементы электрооборудования машины.

Левая верхняя часть схемы электропроводки ВАЗ-2106

Данная схема позволяет рассмотреть элементы передней части машины. Здесь указаны:

  • Боковой левый и правый указатель поворота (1);
  • Несколько подфарников (2);
  • Наружные (3) и внутренние (4) образцы фар;
  • Подключенный звуковой сигнал (5).
  • Клеммы электродвигателя обоих вентиляторов, входящих в систему охлаждения движка ВАЗ-2106 (6);
  • Комплект датчиков, отвечающих за своевременное включение электродвигателя (7);
  • 2 типа реле – один используется при включении звукового сигнала(8), а другой при регулировании работы электродвигателя системы охлаждения (9);
  • Небольшой регулятор напряжений в машине (10);
  • Катушки системы зажигания автомобиля (11);
  • 2-ой электродвигатель, который отвечает за работу омывателя лобового стекла (12);
  • Один из главных датчиков ВАЗ-2106 – он определяет уровень тормозной жидкости в машине и своевременно подает владельцу команду о несоответствии положенным нормам (13);
  • Также в центре схемы отмечены распределитель системы зажигания (14) и двигатель для работы стеклоочистителя (15).

Завершает эту часть схемы следующее электрооборудование:

  1. Комплект свечей зажигания машины (16);
  2. Датчики, следящие за лампой давления смеси масла (17) и редуктор с указателем этого давления на панели (18);
  3. Также показано подключение датчика указателя текущей температуры в охлаждающей жидкости двигателя (19) и подкапотной лампы ВАЗ-2106 (10).

Совет: при возникновении проблем с работой двигателя и конкретно ходовой части сначала проверьте с помощью таблицы давление в шинах автомобиля – все ли колеса правильно накачаны? Затем приступайте к изучению проблем с проводкой!

Левая нижняя часть схемы электропроводки ВАЗ-2106

На этой части схемы показываются элементы и запчасти, отвечающие за работу двигателя и системы электропроводки (стартеры, реле и т.д.). При просматривании сверху вниз можно увидеть следующие элементы:

  1. Комплект электромагнитных клапанов карбюратора машины (21);
  2. Конструкция генератора автомобиля (22) и непосредственно сам стартер (23);
  3. Аккумуляторные клеммы батареи (24);
  4. Комплект различных типов реле, отвечающих за получение заряда для всей системы от аккумуляторных батарей (25), включение фар с ближним (26) и дальним светом (27), а также реле, контролирующее работу стеклоочистителя (28);
  5. В конце указывается подключение к дополнительному блоку предохранителей (29).

Центральная часть схемы электрооборудования ВАЗ-2106

Центральный кусок схемы в основном состоит из включателей/выключателей освещения и переключателей подачи тока в систему. Главные элементы проводки указаны следующими цифрами:

  • Комплект с основным блоком предохранителей (30);
  • Выключатели освещения в фарах заднего хода машины (31), работы контрольных ламп при выставлении ручного тормоза (32);
  • Разновидности штепсельных розеток у переносных ламп (33);
  • Оборудование для работы указателя поворотника и аварийного сигнала (34);
  • Конструкция электродвигателя печки (35) и клеммы для выключения работы стоп-сигнала (36);
  • Реле подачи тока для прогрева заднего стекла (37);

Совет: в зависимости от модификации и года выпуска ВАЗ-2106, тип реле и его положение в сети может меняться. Для ремонта этой запчасти лучше всего использовать схемы, которые поставляются в комплекте с машиной.

  • Комплект резисторов электродвигателя печки ВАЗ 2106 (38);
  • Проводка к лампе света в вещевом ящике (39);
  • Список выключателей наружного света (40), прогрева задней поверхности стекла (41), а также системы зажигания (42);
  • Комплект переключателей с ближнего на дальний свет (43), стеклоочистителя (46) и стрелки-указателя поворота машины (44);
  • Специальные типы выключателей сигнала машины (45), универсального смывателя для лобового стекла (47) и регуляторы света на приборной доске и сигнала при аварийной ситуации.

Как защищены основные элементов проводки машины ВАЗ-2106?

Электропроводка машины защищается с помощью плавких предохранителей, которые в основном устанавливаются в центральном и дополнительном блоке, расположенных в нижней части панели приборов по левую сторону рядом с рулевой колонкой. Цепь от аккумулятора к клеммам и проборам замыкается при включении зажигания автомобилем.

Совет: при проведении работ по замене или ремонту осветительных приборов и проводки обязательно отсоедините от сети аккумулятор. Реле, выключатели, аккумуляторная батарея, свечи и даже обмотка реле в системе включения освещения и вентилятора в системе охлаждения не защищается предохранителями. Когда проводится прокачка тормозов на ВАЗ-2107 может возникнуть схожая проблема.

В случае повреждения одного из элементов цепи срабатывает предохранитель. При возникновении неисправностей основного комплекта предохранителей в работу включаются резервные, которые дополнительно установлены рядом с блоком зажигания. При обнаружении перегоревшего предохранителя недостаточно лишь заменить его – нужно детально изучить проводку и выяснить причину сгорания этой запчасти в ВАЗ-2106.

Схема электрооборудования и электропроводки должна помочь вам быстро найти и устранить неисправности в освещении фар, индикаторов приборной доски и других систем вашего ВАЗ-2106.

Видео: как читать схему проводки автомобиля