Ремонт

История дизайна автомобилей. Что происходит с современным дизайном автомобилей Автомобильный дизайн история и развитие

На заре возникновения автомобилестроения не существовало правил и ограничений по поводу безопасности пассажиров и окружающих . А многие детали для машин создавались мастерами вручную. Количество автомобилей, которые выпускались, было значительно меньшим , чем в наше время. Основным материалом для изготовления авто был металл . Все эти факторы сильно влияли на разнообразие дизайна автомобилей прошлого и их неординарный внешний вид.

До середины 20-х годов ХХ века в дизайне автомобилей угадывались формы конных экипажей . Машины, которые выпускались с середины 20-х до середины 30-х годов, были выполнены в стиле Art Deco. Автомобильный дизайн перекликался с основными ассоциациями о машине - динамикой, мощностью и скоростью.

Duesenberg Model J 1933

На смену Art Deco пришел Streamline Moderne. Он характеризовался обтекаемыми формами, наложенными на внушительные размеры авто.

1939 Lincoln Zephyr fastback

В 50-х годах для автомобилей были характерны метафорические формы кузова. Они напоминали о начале космической эры человечества. В линиях авто угадывались элементы дизайна самолетов и ракет.

Ford thunderbird 1965

В середине 70-х годов в моду вошла роскошь и неоклассический стиль. Характерным представителем этого стиля является четырехдверный седан американского производства Marquis Brougham 1973 года.

К концу двадцатого века была изменена конструкция двигателя, что повлекло за собой изменение облика машины. Восьмидесятые годы можно считать революцией во внешнем виде автомобилей. На смену квадратным формам пришли более округлые. На первый план при создании дизайна выходят законы аэродинамики. Обтекаемость позволяла существенно снизить расход бензина, что было особенно актуально (в конце семидесятых годов мир накрыла вторая волна бензинового кризиса).

Ford Sierra 1982 года и Audi 100 C3

Характерными представителями нового стиля являются Ford Sierra 1982 года и Audi 100 C3. В 90-е годы основой дизайна автомобиля оставались полученные в 80-х округлые формы, которые стали еще более тонкими и плавными. Этого результата удалось достичь благодаря использованию компьютерных технологий проектирования, которые в этот период становятся массовыми.

В 1997 году вышел Ford Ka. В его дизайне впервые использовался геометрический стиль «Новая грань». Эта машина была пионером новой - «геометрической» или «компьютерной» формы кузова. К концу 90-х годов максимальная округлость (стиль биодизайн) сменяется сочетанием округлых и граненых элементов.

Ford Ka 1997

Благодаря глобализации автомобильной отрасли на второй план отошли закрылки, массивные радиаторные решетки, понтонные дутые формы. В силу вступил рационализм, который стимулировал поиск новых, более удобных форм. Сегодня автомобильный дизайн характеризуется тягой к безопасности, заботой об экологии, а также влиянием компьютерных технологий.

Компания KLONA специализируется на . Если у вас есть в сфере автомобилестроения - обратитесь к нам.

На сегодняшний день, после всех эволюций и принятия законов о безопасности, дизайн автомобиля оставляет не очень много маневров для изменений. Существуют определенные фирменные особенности , которые ассоциируются с национальным происхождением брендов. Французский стиль легкий, немного фривольный , немецкий - сдержанный и пропорциональный, корейский - яркий с живыми искривленными линиями. Особняком стоит посткласика вроде Mini или Fiat 500.

Создание дизайна машины: соотношение разумного с возможным

Во внешнем автомобильном дизайне главными являются пропорции. Неправильный подход - это слишком длинная передняя или задняя часть машины. Колеса должны быть пропорциональны общему размеру и выделяться визуально, так как весь объем опирается на них. Это срабатывает не только с технической точки зрения, но и с психологической. Чем внушительнее опора - тем больше к ней доверия.

Сложность в создании индустриального дизайна автомобиля для массового производства состоит в том, что модели должны соответствовать заданным габаритам, размерам двигателя, колес, объему свободного пространства в салоне. Существует много ограничений, любое большое изменение может привести к переходу автомобиля в другой ценовой сегмент. Еще один значимый аспект, который стоит на пути у инноваций - законодательные ограничения. Высота крыши, размеры фар и зеркал - параметры, которые обусловлены законами и требованиями к безопасности. Дизайнеры не могут их менять.

Если говорить о компактных массовых автомобилях, то при создании и производстве продукта, главное - наибольшая экономия при получении максимальной прибыли. Прежде всего, это касается жестких требований к двигателю и аэродинамике, а этот фактор в свою очередь влияет на дизайн. Небольшой двигатель предполагает невысокую мощность такого автомобиля, за счет чего уменьшаются колеса. Сам автомобиль тоже становится меньше.

Во время работы дизайнеры постоянно в поиске новых путей совершенствования автомобиля. Существует изначальное видение лучшей концепции решения. Оно может трансформироваться во время работы над машиной. Важным фактором является требование обеспечить как можно больше пространства в салоне при небольших габаритах авто. Создать дизайн интерьера машины сложнее, чем дизайн внешнего вида. Сделать дизайн машины удобным и красивым трудно из-за решения многих вопросов связанных с эргономикой и практичностью.

Промышленный дизайн автомобилей: взгляд в будущее

1. Модульное конструирование автомобилей. Об этой технологии люди мечтали еще в начале двадцатого века. Ее смысл в том, чтобы на универсальную платформу-шасси можно было «надевать» корпус авто. Таким образом, купив одну платформу можно обзавестись несколькими авто разных форматов (спорткар и кросовер, например). В 2002 году General Motors презентовали концепт такой универсальной платформы под автомобиль, и продолжают работать в этом направлении (концепты Hi Wire и AUTOnomy) . Ожидается, что в недалеком будущем эта технология станет реальностью и будет доступна для человека со средним доходом.

2. Краска и эмаль нового поколения. Nissan уже давно экспериментирует с антивандальной краской, модель Murano сама заживляет небольшие царапины корпуса. В будущем большинство автомобильных марок возьмут эту технологию на вооружение.

3. Проецирование данных на лобовое стекло. Технология, которая была разработана для авиации, является актуальной и для авто. К 2020 году ожидается, что серийные автомобили будут оборудованы полноцветными хед-ап (с англ. - голову к верху) системами. В идеале на стекло можно будет проецировать не только данные о внутренних параметрах автомобиля, но и навигационную информацию об окружающих объектах. На лобовое стекло будут выводиться и данные с приборов ночного виденья. Все это позволит полностью изменить дизайн салона автомобиля и дизайн приборной панели машины. Сейчас разработки в этой сфере ведут Harman Interactive , Tesla , Toyota и BMW.

4. Гидрофобные окна. Еще одним достижением будущего должны стать гидрофобные окна, которые отталкивают воду и предотвращают запотевание. Одним из первых автомобилей, который использует эту технологию, является Kia Cadenza 2014 года. В будущем эта функция станет очень распространенной.

5. Машина без водителя. Google, Uber, Tesla, Apple, General Motors, Volkswagen, Audi, BMW, Volvo, Nissan - все они занимаются созданием автомобилей, которые смогут передвигаться без водителя. Сейчас существует два направления разработки: для использования в качестве такси и для стандартного использования. Первые характеризуются небольшими габаритами и более футуристичным дизайном. Вторые мало чем отличаются от других современных авто.

Автомобиль, который был представлен Google в 2014 году, не был оборудован рулем и педалями, он рассчитан на 2 пассажиров. Дизайн машины отличается от обыкновенных авто формой и размером. Создатели среди преимуществ такого транспорта называют повышение пропускной способности дорог за счет сужения ширины полос дорог.

Автомобили-беспилотники Google (двухместный и стандартный)

6. Эра пластика и карбона. Пластик становится более популярным и будет использоваться не только в дизайне салона авто. Кузовные панели, силовые элементы шасси, шины, пружины подвески - все эти элементы будут производить из пластика. Например, у Ford GT каркас выполнен из углепластика, а панели кузова - из карбона. Корпорация Bridgestone разработала новый дизайн автомобильных покрышек (аналогичные разработки есть и у гиганта Michelin). Они сделаны на основе пластика и им не нужен воздух. Такие покрышки не боятся проколов, весят меньше, стоят дешевле и могут прослужить дольше обыкновенных шин.

7. Новые виды топлива. Выше уже упоминалось о том, что внутреннее строение автомобиля влияет на его внешний облик. Чем легче конструкция автомобиля - тем меньше бензина он поглощает. В начале 2016 года Пежо и Ситроен презентовали инновационную разработку - прототип авто с двигателем на сжатом воздухе Air Hybrid. Машина выглядит аккуратно и является чрезвычайно экономичной.

Индустриальный дизайн автомобилей будущего: обзор лучших решений

BMW и беспилотный автомобиль будущего. Vision Next 100 - концепт, который был презентован в начале 2016 года. Он должен продемонстрировать, как изменится автомобиль в ближайшие сто лет. Кроме модерного внешнего вида его особенностью является возможность работать одновременно в двух режимах - беспилотном и стандартном. Конструкция автомобиля по замыслу создателей сможет трансформироваться, подстраиваясь под водителя. Это происходит благодаря наличию снаружи и внутри машины 800 подвижных треугольных элементов кузова. Таким образом, авто сможет увеличивать и уменьшать ширину колесной арки.

Концепт Cadillac WTF - автомобиль с ядерным двигателем. Этот автомобиль будущего работает на торие. По утверждению создателей он является одним из самых безопасных радиоактивных элементов. 8 граммов такого вещества хватит этому автомобилю чтобы проработать всю жизнь владельца (срок службы - 100 лет). Футуристичный дизайн машины напоминает скорее космический корабль, чем просто средство передвижение и перекликается с работами Сальвадора Дали.

Форма кузова похожа на змеиный язык или стрелу, которая раздваивается посредине. У концепта - 24 колеса, по 6 с каждой из 4 сторон. Благодаря особенным подходам конструкция получилась очень гибкая, используя подвижные элементы корпуса автомобиль сможет трансформироваться, меняя свою форму. Реактор расположен в задней части машины. Вопросы о безопасности такого авто остаются без ответа. Что будет происходить при аварии, как провести краш-тесты? Однако не исключено, что эта идея может стать реальностью через 50 лет.

В январе 2016 был представлен концепт автомобиля Lo Res, который создали в Нидерландах. Его особенность в внешнем виде, который очень мало похож на то, что принято называть автомобилем. Дизайн автомобиля - абстрактная структура и чистые формы.

Студенты из университета Эйнховена в Нидерландах разработали метровый прототип автомобиля, который работает на муравьиной кислоте (в которой содержится водород). Готовый полноразмерный прототип студенты обещают показать в 2017 году. Стоит отметить что Audi, Toyota, и Honda презентовали свои авто на водородном топливе, но этот проект будет дешевле воплотить в жизнь.

Особенности дизайна автомобилей: внимание к деталям

1. Цифровые вентиляционные отверстия Audi TT. В 2016 году вентиляционные воздуховоды автомобилей оснастили цифровыми технологиями. Это небольшие ЖК-экраны и регуляторы, которыми можно регулировать температуру, воздушные потоки в салоне автомобиля.

2. Концепт Lexus LF-SA выполнен в стиле оригами. Внимание приковывает решетка радиатора, которая похожа на атакующую стаю пираний.

3. Дифузор Ford GT который установлен в задней части выглядит как небольшой ядерный реактор. Задние фонари напоминают сопла ракетного двигателя, которые работают на полную мощь.

4. Создатели Lincoln Continental 2016 тоже уделили внимание фонарям, которые в сочетании с хромом смотрятся невероятно ярко. На примере этой машины видно, что можно сделать акцент на заднюю часть авто, и она все равно будет выглядеть круто.

5. Концепт Nissan Sway чем то похож на Lexus LF-SA. Его можно сравнить с ястребом, который нападает на добычу. Особенность дизайна машины в том, что Широ Накамура сделал авто похожим на большой автомобиль, при том что Sway - малолитражка. Этот эффект достигается благодаря необычным боковым волнам на кузове, которые и создают обманчивое впечатление о больших габаритах авто.

6. В дизайне Nissan Maxima 2016 V-образная крыша позволяет достичь эффекта «дизайн-движение» , когда кажется, что машина движется, хотя она стоит. Этот прием часто используют при создании спортивных автомобилей.

7. Дизайн салона машины Volvo XC90 отличается большим количеством утонченных деталей. Например, стеклянной ручкой переключения скоростей, которую для Volvo создала стекольная компания Orrefors (одна из лидеров мировой стекольной отрасли).

8. Сейчас сложно представить салон машины без информационного экрана. Однако не все они хорошо вписываются в дизайн интерьера машины. В Fiat 500X 2016 сенсорный экран стилизован под старый телевизор с двумя ручками внизу. Такой ретро дизайн смотрится нестандартно и очень стильно.

9. Интерьером Jeep Renegade 2015 года занимался Клаус Буссе. Благодаря ему дизайн автомобильных сидений, зеркал заднего вида, салонных панелей, ковриков, центральных консолей и даже багажника украшен тематическими рисунками. По замыслу мастера это позволяет привлечь внимание к тем местам в авто, на которые обычно не смотришь.

10. Mazda MX-5 Miata выполнена в классическом дизайне и придерживается стиля марки. Оригинальность этой модели в округлостях и дутых крыльях машины. Их дополняет классическая оптика и в завершении получился не просто автомобиль, а предмет искусства.

11. BMW i8 2014 можно назвать шедевром дизайна автомобиля. Этот спорткар выполнен в футуристическом стиле. У него динамичные формы и четкие линии. Фишкой авто являются светодиодные фары с лазерной технологией красного и синего цветов. Благодаря сочетанию с металлом от них невозможно оторвать взгляд.

12. Концепт Nissan Gripz получил название «Эмоциональная геометрия». Внешний вид характеризуется неординарными линиями, цветами и сочетанием различных структур. Они отлично вписываются в общую идею дизайна и красиво обтекают заднюю оптику машины.

13. Суперкар Ferrari 488 выиграл приз за лучший дизайн в 2016 году по версии престижного Red Dot Design Awards. Дизайн автомобиля напоминает модель 458 Italia и имеет частичные отсылки к 308 GTB. Благодаря более совершенной аэродинамичной системе (по сравнению с 458 Italia) кузов автомобиля развивает на 50% больше прижимной силы, и создает меньше сопротивления воздуху.

В дизайне авто узнаются ретро-нотки. Благодаря выразительным боковым воздухозаборникам легко провести параллели с моделью 308 GTB, которая выпускалась в 70-80 годах. Другие яркие элементы модели - большой воздухозаборник, широкий передний спойлер, дуфузор с активными задними закрылками.

Интерьер авто практически не отличается от предыдущих моделей, но дизайнеры оснастили его новыми треугольными вентиляционными отверстиями климат контроля, сидениями нового образца и обновили интерфейс информационно-развлекательной системы.

Для создания дизайна авто обратитесь в KLONA. Благодаря нашему опыту, профессионализму и нестандартным подходам дизайн вашей машины будет неповторимым!

Дизайн автомобиля и его влияние на продажи: 10 подходов

Дизайн автомобилей условно можно разделить на 2 больших аспекта. Первый - это дизайн шоукаров. При их создании у дизайнеров много пространство для творчества, а зрители обычно впечатлены нестандартными подходами и революционными идеями. Для массового производства обычно выбираются более простые и классические варианты. Людям нравится смотреть на шикарные футуристические автомобили на автосалонах, но они не всегда готовы их покупать. Обычно клиенты ориентируются на практичность и интуитивно отдают предпочтение уже знакомым формам. Существуют тенденции в дизайне, которые являются ключевыми, и к которым регулярно возвращаются дизайнеры.

1. Tumblehome. Этот термин пришел из морской инженерии и означает сужение корпуса верхней части к низу. Сейчас большинство моделей автомобилей придерживаются этого стиля. В начале двадцатого века этот прием еще не перекочевал из кораблестроения в автомобильную промышленность. Поэтому машины выглядели совсем не так, как сейчас.

Пример несоблюдения принципа Tumblehome

2. Реалистичный дизайн. Несмотря на прогресс в развитии новых технологий и впечатляюще красивые машины с футуристичным дизайном, он не подходит для автомобилей массового производства. Покупатели все еще с опаской относятся к модерным автомобилям и слишком современному дизайну, отдавая предпочтения более привычному внешнему виду авто.

3. Баланс реалистичности. При создании авто для массового производства дизайнеры стараются соблюсти равновесие между традициями и инновациями. Лучше всего продаются новые модели, которые ближе всего к знакомым формам, но при этом наделены новыми качествами.

4. Squircle - термин, который означает математическую форму - гибрид круга и квадрата. Эта форма является очень популярной при создании дизайна автомобилей. Наиболее любим этот подход немецкими конструкторами.

Пример использования принципа Squircle

5. Thick-to-Thin (от толстого к тонкому). Это правило строится на плавных переходах от одной точки другой. Сюда входит утонение линий, и переходы от темных цветов к светлым.

6. Прямые линии кузова являются основой будущего внешнего вида автомобилей. От них дизайн зависит на 65%. При его создании главной задачей является поиск баланса между грубым и изящным. Дизайнер прикладывает все усилия, чтобы сделать это без ущерба для внешнего вида автомобиля.

7. Плавные линии кузова. Эти линии создают стиль модельного ряда каждого бренда. Часто автомобильные компании применяют плавные элементы кузова во всех своих моделях, что позволяет узнать силуэт марки даже при плохом освещении.

8. Визуальное безумие. Этот прием помогает автомобильным компаниям привлечь к себе больше внимания. С ним ассоциируются марки Acura и Lexus. Новые модели этих марок часто выглядят агрессивно и шокирующе. Профессионалы спорят об эффективности таких подходов. Говорят, что такой дизайн быстро устаревает, и, соответственно, нужны большие вливания для его частого обновления.

9. Стиль бутылки кока-кола. Форма стеклянной бутылки колы сильно повлияла на дизайн автомобилей. Если смотреть на такой автомобиль в профиль, линии напоминают бутылку. По центру автомобиля элементы кузова (двери и крылья) делают уже, чем передняя и задняя часть. Впервые этот прием был опробован в 1963 году, когда фирма Studebaker презентовала модель Studebaker Avanti. За ними последовали, а Chevrolet Corvette, Pontiac Tempest и Ford Torino. Отголоски этого стиля все еще можно увидеть в моделях Dodge Charger и Dodge Avenger, Dodge Challenger и Chevrolet Camaro.

10. Гигантомания (Land Yacht). Этот стиль зародился в Америке 70-х годов и характеризуется гигантскими элементами кузова. Такие машины потребляют много топлива из-за большого веса и аэродинамического сопротивления. Мода на большие машины все еще существует и развивается параллельно моде на крошечные экономичные смарты.

Lincoln - автомобиль, который сильнее всего ассоциируется с принципом Land Yacht

Автомобильный дизайн: спорные моменты

Существуют дизайнерские решения, цель которых до конца не понятна, а польза призрачна. Обычно это касается дизайна интерьера авто и технической начинки машины.

1. Проецирование на дорожную поверхность марки автомобиля при открытии двери и светодиодная подсветка на порогах автомобилей. Это решение, скорее бахвальство, чем в самом деле нужная функция.

2. Лампа контроля на приборной панели eco-режима. Панель eco-режима помогает водителю экономить топливо. Лампа загорается, если активировать режим экономии и начинает мигать, если водитель резко изменит стиль езды. При быстром нажатии на тормоз или газ лампочка начинает мигать, таким образом, рекомендуя водителю сменить стиль езды. Но большинство автомобилистов говорят, что такой сигнал скорее раздражает и отвлекает. Кроме того, срабатывает он постфактум, и априори не может помочь.

Chris Labrooy - Tales Of Auto Elasticity

3. Обилие электронных гаджетов и ненужных функций. С развитием смартфонов и социальных сетей внутри автомобилей помещают все больше сенсорных экранов и дополнительных функций. При этом, они все еще не очень хорошо работают, а многие просто отвлекают от основной задачи - вождения. Также они способствуют созданию аварийных ситуаций на дорогах. К таким функциям относятся:

  • технология ночного виденья (с проецированием на экран);
  • интеграция с социальными медиа;
  • дополнительные навигационные и информационно-развлекательные системы.

Прибор ночного виденья - очень важная функция, но пока что она не работает как следует. В большинстве автомобилей технология ночного виденья проецирует изображение на экран, который находится ниже лобового стекла. Смотреть на него неудобно и опасно, как и отвлекаться на социальные медиа за рулем. Покупка навигационной системы не оправдывает себя, так как навигатор есть в любом смартфоне, и работает он не хуже.

Не допустить ошибок поможет KLONA - лидер украинского рынка промышленного дизайна. Обратитесь к нам, чтобы разработать дизайн машины для вашего проекта. Вперед, навстречу новым достижениям!

сайт продолжает знакомить вас с историей автомобилестроения. Новая серия исторических статей посвящена развитию формы кузова легкового автомобиля. В этих публикациях мы рассмотрим основные этапы становления автомобилестроения. Речь пойдет не только о стиле машин разных периодов, но и об их социальных, культурных, инженерных и технологических особенностях, непосредственно повлиявших на дизайн кузова.

К великому счастью в истории запечатлены первые шаги автомобилестроения. Многие с детства слышали и знают имена людей, навсегда изменивших мир. Первый из них – Карл Бенц (Karl Benz), а второй – Готтлиб Даймлер (Gottlieb Daimler). Работали они в Германии в одно и то же время в соседних городах. Оба спроектировали, построили, испытали и запатентовали работоспособные машины с двигателем внутреннего сгорания. С той лишь разницей, что Бенц действительно был конструктором своей трехколесной коляски с мотором, а Даймлер – «управленцем», под руководством которого талантливый инженер Август Вильгельм Майбах (August Wilhelm Maybach) вначале создал «мотоцикл Даймлера», а позже и первую четырехколесную машину. Именно они официально признанны «отцами» автомобиля.

Известны и даты появления первых транспортных средств. О них свидетельствуют патент № 37 435, выданный 29 января 1886 года Карлу Бенцу, и патент № 34 926 на «одноколейный» экипаж, выданный Готтлибу Даймлеру 3 апреля 1885 года, а в 1886 году – на четырехколесный. Стоит отметить, что автомобиль Бенца поехал немного раньше, в том же 1886 году, против 1888 года у Даймлера.


Трехколесная коляска с мотором Бенца

Какими же были первые автомобили? На их облик сильное влияние оказали конструкции велосипеда и конного экипажа. Достаточно легкие, надежные и хорошо отработанные, они к тому же ассоциировались у людей с передовыми техническими достижениями тех лет. От экипажей автомобили унаследовали и большинство названий типов кузова.

Мотоцикл и четырехколесный автомобиль Даймлера

Как ни странно, машины Бенца и Даймлера не нашли популярности на родине. Жителей окрестных домов и деревень пугали громкие хлопки работающего двигателя, и вообще к новому чуду техники они относились с опаской. Пришлось изобретателям продать свои патенты во Францию, где публика проявила гораздо больше интереса к новому «аттракциону». Тут стоит отметить, что о транспортных функциях автомобиля в те годы никто особо не задумывался, относясь к нему исключительно как к развлечению.

Именно во Франции автомобиль начинает приобретать статус индивидуального средства передвижения, поэтому неудивительно, что французским же каретным мастерам принадлежат многие открытия и инновации в кузовостроении. Например, первый автомобиль с закрытым кузовом, которым стал Renault Type B Coupe, или технология изготовления кузовных панелей из алюминиевых сплавов, которыми облицовывался деревянный каркас.

Но вернемся к описанию внешнего вида автомобилей конца XIX века. Высокий и неустойчивый кузов «вуатюретки» (по-французски «повозка») представлял собой изящную стальную трубчатую раму и установленную на нее небольшую деревянную платформу с парой диванчиков, расположенных друг напротив друга. Маломощный двигатель зачастую размещался сзади или под сиденьями. Колеса передней и задней оси, из-за несовершенства конструкции механизма поворота, были разного диаметра, абсолютно отсутствовали средства защиты пассажиров от грязи, пыли и непогоды.

Позднее, когда автомобили стали использоваться не только как прогулочный транспорт, но и для поездок на достаточно большие расстояния, появились гнутые по радиусу крылья из тонкой древесины, складные тенты и фонари освещения. Попутно выяснилось, что распространенный тип посадки «визави» непригоден для дальних поездок, и передние сиденья стали делать вращающимися на 180 градусов. С ростом скорости машин увеличивались размеры, масса и мощность двигателя. Становилось все труднее размещать его под сиденьями, к тому же он требовал хорошего охлаждения.

И тут настоящую революцию совершила французская фирма «Панар-Левассор» (Panhard et Levassor). В 1893 году ее главный конструктор Эмиль Левассор (Emile Levassor) предложил новый тип компоновки автомобиля, которому суждено было стать «классическим»: двигатель и радиатор охлаждения расположились спереди, крутящий момент передавался через механизмы сцепления и коробки передач на промежуточный поперечный вал, а от него цепями на задние колеса. Забегая немного вперед, скажем, что эту конструкцию в 1898 году доработал молодой французский инженер Луи Рено, заменивший цепной привод карданным валом, тем самым максимально приблизив компоновку тех лет к тому, что мы имеем сегодня.

Эмиль Левассор (Emile Levassor)

Новой конструкции предстояла серьезная проверка. В июле 1894 года автомобиль Левассора, оснащенный двигателем Даймлера, вышел на старт 127-километровой гонки Париж – Руан. Эмиль Левассор, лично управлявший машиной, пришел к финишу, разделив первое место с автомобилем широко известной ныне марки Peugeot, также оборудованным двигателем Даймлера. Гонки в это время становятся не только зрелищным экстремальным развлечением, но и источником полезных сведений для инженеров, которые неустанно продолжали совершенствовать конструкцию автомобиля.

В следующих же соревнованиях, по маршруту Париж – Бордо – Париж, состоявшихся в 1895 году, Левассор одержал заслуженную победу, пройдя 1200-километровую дистанцию со средней скоростью 24,5 км/ч. Когда он остановил машину и ступил на землю, то сказал: «Это было настоящее безумие! Я делал до тридцати километров в час!». На месте финиша, в Булонском лесу, в честь Левассора установлен памятник, на медальоне которого высечено изображение автомобиля, сам гонщик, приветствуемый толпой, и его слова, вошедшие в историю.


К сожалению гонка Париж – Марсель – Париж 1896 года стала роковой для Эмиля. Попав в аварию, он получил тяжелые травмы и выбыл из борьбы, а через несколько недель внезапно скончался.

В этих гонках принимали участие и автомобили с паровыми двигателями, а также с пневматическими шинами. Результатом их участия стало понимание того, что бензиновые моторы значительно превосходят паровые, а вот пневматические шины, дажн несмотря на тогдашнее несовершенство конструкции, заметно снижали массу автомобиля, повышали уровень комфорта, скорость и долговечность машин. Кроме того, они обеспечивали надежное сцепление колес с дорогой.

Автомобили с классической компоновкой получились довольно тяжелыми, управление заметно усложнилось и владельцам пришлось уступить место за рулем профессиональным шоферам, а самим вновь занять задний диван. Но короткая колесная база делала посадку и высадку пассажиров заднего ряда весьма неудобной, поэтому пришлось обратиться к кузову типа «тонно» (по-французски «бочка»), в который пассажиры попадали либо через дверь в заднем борту, либо поворачивая соседнее с водителем сиденье, чтобы освободить проход в заднее отделение кузова. Забегая вперед скажем, что «тонно» стал одной из последних попыток приспособить конструкцию старого конного экипажа к новому типу транспортного средства. Он вышел из употребления в конце первого десятилетия ХХ века, когда автомобили стали длиннее и получили колеса одинакового диаметра, что позволило избавиться от многих недостатков ранних компоновочных схем.

В начале ХХ века практически все кузовные ателье «выходили» из мастерских по изготовлению конных экипажей. До 1903 года автомобильные кузова, как и кареты, были целиком деревянными, металл не использовался вообще. При этом доля потребителей, заказывающих закрытые кузова, к этому времени значительно увеличилась. В них нуждались доктора и деловые люди, вынужденные отправляться в путь в любую погоду. Поэтому вполне логично, что, имея огромный опыт экипажного производства, мастера стали переносить традиционные технологии и способы компоновки каретного закрытого кузова на автомобильные шасси, попутно копируя и общую стилевую архитектуру. Ярким примером этого может служить тип кузова «Брогам» («Brougham»), который был изобретен еще в первой половине XIX века английским лордом Брогамом, получивший широкое распространение в США.

Были сильны и экипажные традиции: пассажиры не садились рядом с шофером, в темное время суток кузов подсвечивался каретными фонарями, а передняя стойка крыши продолжалась вниз и зрительно отделяла объем двигателя от пассажирского салона. Это были классические правила экипажной архитектуры, нарушать которые никто не хотел.

Однако начинали появляться и оригинальные, сугубо автомобильные приемы компоновки. Так, примерно в 1905 году, некоторые производители стали устанавливать двигатели не на канонические экипажи, а на своеобразные тележки, состоявшие из двух продольных лонжеронов, соединенных между собой несколькими поперечинами. К получившейся раме крепились двигатель, трансмиссия и подвеска. Иными словами, у автомобиля стали различимы две основные части: механическая – «шасси», и кузов, который устанавливался как отдельный, независимый агрегат и обычно изготавливался сторонним производителем. Причем боковых дверей еще не было и передние сиденья оставались открытыми с боков.

На базе единого шасси создавать самые разнообразные модификации пассажирских и даже грузовых машин. Ремесленное производство в это время довольно мирно уживалось со вкусами хорошо обеспеченных автомобилистов, по старинке продолжавших воспринимать поездку на машине как неспешную конную прогулку, и огромная высота кузова, отчасти вызванная модой на цилиндры, долгое время никого не смущала. Но постоянно растущие скорости постепенно заставляли автомобили становиться длиннее и ниже. А в 1906 году в мировом автомобильном кузовостроении произошла очередная революция – в Англии была применена технология сварки стальных кузовных панелей.

В то время, как в Европе складывался новый тип компоновки автомобиля и разрабатывались новые технологии кузовостроения, в США с начала ХХ века главным направлением в технике было создание массового, дешевого, индивидуального транспортного средства. Первым успехом в этой области можно считать появившийся в 1901 году Oldsmobile Curved Dash, спрос на который превзошел все ожидания. Легкий открытый кузов Олдсмобиля был закреплен на паре длинных продольных рессор, соединявших передние и задние колеса. Дизайн машинки подчинялся модному в то время стилю «ар нуво» («модерн») который привлекал потенциальных покупателей. За первые два года было выпущено 3000 машин и выпуск продолжал нарастать.

Автомобильный дизайн зародился в конце 20 -х годов , в США . В то время что требовалось от первых дизайнеров ? Им нужно было уменьшать высоту автомобиля . Из этого можно понять , что изначально дизайн автомобилей , был направлен только на повышение универсальности кузова , ну а в наше время эта отрасль взяла совершенно другое начало . В те года люди не обращали особого внимания на форму и стиль машины , так как их больше интересовала техническая составляющая .

Машинам в то время требовалось довольно часто ездить по бездорожице , поэтому им приделывали громадныеколеса и низкий кузов . Дизайн автомобилей на сегодняшний день включает в себя две ведущие особенности : «стримлайн » и «брутализм ». Стримлайн - это обтекаемые формы машин . Брутализм - это более резкие формы , упрощенная геометрия . В современное время люди от машин ждут не просто передвижения , но и индивидуальности , характера .

Для людей машина стала средством самовыражения , оттенком статуса и стиля . Большинство владельцев начинают переделывать своих железных любимцев , делая из них настоящие шедевры . В этом случае они обращаются за дизайнерскими услугами . На нашем рынке можно найти огромное количество автомобилей , которые обладают уникальным дизайном .

Например, автомобили Daewoo имеют свой неповторимый дизайн. Компания создана еще в 1967 году. За это время линейка автомобилей Daewoo прошла немалые изменения и продолжает модифицироваться.

На сегодня большой популярностью пользуется интерьер, дизайн автомобиля изнутри. Внутренний стайлинг автомобилей, интерьер, подвергся новой моде, такой как, футуризм. В его принципах стоит использование ярких цветов (очень ярких, бросающихся в глаза) и эффект поп-арта (в данном стиле используется оптическая иллюзия). Если дизайнеры хорошо совмещают свет и цвет, тогда дизайн автомобиля даёт большую возможность создавать условия не только снаружи, но и внутри неё, а хорошо обработанные детали завершают общий вид.
Современным дизайном наших дней является экологический дизайн авто, ведь наши машины являются источником загрязнения атмосферы. Индивидуальностью салона в такой машине является «зеленый павильон». В нём используются гаммы цветов: серая, белая, зеленая. Тенденциями в современности автомобильного проектирования можно назвать скромность линии и жесткость. На автомобильных цехах всё чаще присутствуют бизнес-лайнеры, чем цветные машинки, автобусы. Новомодные тенденции - это хай-тек и минимализм, их нам принёс 21 век. И все мы прекрасно знаем, что дизайн автомобилей шагает в одну ногу со временем.

Я не знаю, замечаете ли вы, на сколько авто дизайн становится все больше и больше буйным. Я не против странного и буйного дизайна в принципе. Но как мне кажется, в последние годы конструкторы и явно не знают что делать. В итоге каждый год на рынке появляются автомобили с очень странным и неординарным дизайном. Может, пришло время остановиться, и вернутся к более простым решениям, а не экспериментировать с футуристичным авто дизайном?

Если посмотреть на все автомобили, которые были выпущены с 2000 года, то вам сразу бросится в глаза, как резко каждый год менялся дизайн во всей автопромышленности.

Во-первых, все автомобили значительно увеличились в своих размерах. Во-вторых, начиная с 2000-х и заканчивая сегодняшним днем, дизайн автомобилей стал несдержанным.

Да, где-то в середине 2000-х годов многие автомобильные компании пытались выпускать автомобили с чистой рациональной геометрической конструкцией. Кстати этот простой стиль автомобилей особенно был заметен в работах дизайнера Джея Мейса, который разработал немало автомобилей Volkswagen, выпускаемых с 1998 по 2005 года. Но потом современный дизайн автомобилей стал прогрессировать в сторону футуристического будущего.

С тех пор автодизайн большинства автомобилей стал более скульптурным, а кузов автомобилей стал постоянно расти в размерах. Также с тех лет наблюдается постоянное увеличение в размерах передней оптики и вентиляционных отверстий в экстерьере (реальные или имитационные).

В том числе, недавно снова в моде стал хром, которого становится в современных автомобилях все больше и больше.

Но главное совсем недавно дизайнеры взяли моду придумывать странные текстуры дизайна кузова, с сочетанием рваных линий.

Посмотрите на эти автомобили, которых разделяют 15 лет. Перед вами автомобили 2000-х и 2015 годов (2000 и 2015 BMW 4-серии, а также два поколения Nissan Teana).


Обратите внимание на дизайн автомобилей 2000-х годов. Он свежий, чистый и лаконичный, чего не скажешь о внешнем виде новых автомобилей, дизайн которых стал полон волнистых поверхностей (мне часто на дороге кажется, что многие новые автомобили имеют на кузове повреждения, но при внимательном рассмотрении деталей кузова, я понимаю, что из-за неровных поверхностей элементов экстерьера бликует свет, что и приводит к обману зрения).

Также обратите внимание, как выросли фары современных автомобилей. В том числе сразу в глаза бросается, как выросли в размерах современные автомобили. И так произошло с моделями любого автопроизводителя. Все автомобили, начиная с 2000-х годов, росли и вытягивались в размерах. Но и конечно множество современных автомобилей получили большие решетки радиатора, множество воздухозаборников и многого другого.


Вы также можете видеть прогрессирование автодизайна с 2000-х годов на примере автомобиля Lexus. Обратите внимание, как дизайнеры Японского бренда экспериментировали со своей продукцией, начиная с 2000 года. Вы увидите, как каждый новый автомобиль получал все больше углов и различных линий и изгибов.

Кстати возможно кто-то подумает что я, пытаясь осудить современный дизайн. Нет, на самом деле я просто указываю, что происходит в современной эре авто дизайна. Стоит отметить, что пока не все компании осваивают современные тенденции в автодизайне. На самом деле каждый автопроизводитель экспериментирует по-своему.

Например, компания Toyota в последние годы экспериментирует очень смело, создавая новые модели с неординарным футуристическим внешним видом. Знаете, почему получается такой дизайн в современных автомобилей Toyota?

Все дело в том, что дизайнеры этой компании стали смешивать стиль барокко с линиями и текстурами, которые встречаются в дикой природе. В итоге мы получили не совсем обычные автомобили. Хотя стоит признать, что каждая компания в той или иной мере в настоящий момент идет именно в этом направлении.


Посмотрите на Toyta Prius последнего поколения и вам станет ясно, о чем думали дизайнеры, когда создавали внешний вид этого спорного автомобиля.

Особенно странным кажется передняя часть гибридного автомобиля. Например, новый Prius имеет 8 основных передних фар освещения дороги (4+4). Плюс в дополнение автомобиль получил еще 18 светодиодных ламп на бампере (по 9 с каждой стороны). И это еще не все. Дизайнеры также решили, что противотуманные фары это еще не пережиток прошлого.

Ладно, если бы все эта оптика была размещена на обычных бамперах и кузове. Но новая модель Toyota Prius получила очень сложные по конфигурации передние бампера и решетку радиатора. В итоге, как мне лично кажется, получился слишком тяжелый дизайн экстерьера, элементы которого в принципе перегружают внешний вид машины. Поэтому понять задумку автодизайнеров Toyota нелегко. Особенно если попытаться разгадать тайну дизайнеров, которые решили оснастить переднюю часть Prius элементами дизайна с разными текстурными поверхностями с различными цветовыми решениями.

Как мне кажется (и многих других марок) в последние годы перестарались. Хотя конечно о вкусах не спорят. Но, тем не менее, это не только мое мнение. Например, о том, что современный автодизайн стал каким-то непонятным, говорят многие. В том числе известные и авторитетные автоэксперты, известные на весь мир.

Кстати подобные смелые эксперименты, которые проводят в настоящий момент все автопроизводители, встречаются в истории автопромышленности не впервые. Например, что-то подобное уже наблюдалось с авто дизайном американских автомобилей в 1950-е года.

Посмотрите на два автомобиля ниже. Да обе машины, конечно, выполнены совершенно в разных стилях и их разделяют эпохи.

Но в этих машинах на самом деле есть общее. Знаете что?


Их авто дизайн очень громкий, вызывающий и немного сумасшедший. Кстати, если вы этого не заметите на автомобиле 1950-х годов, то это вполне естественно. Ведь вы не жили в той эпохе. Но стоит отметить, что для 1950-х годов, дизайн американских автомобилей действительно был очень буйным и вызывающим. И что в итоге? Как вы знаете, автомобили тех лет с буйным дизайном ушли в прошлое.

Все дело в том, что покупателям автомобилей тех лет, просто надоел вызывающий дизайн. И это, кстати, произошло тогда, когда автодизайнеры американских автомобилей не придумали, как дальше совершенствовать .

Примерно ту же тенденцию мы сейчас наблюдаем и на авторынке. Вполне возможно, что совсем скоро в автопромышленности закончится мода на постоянное глобальное внешнее изменение новых автомобилей, а также автодизайнеры и авиаконструкторы поймут, что слишком буйный дизайн не может постоянно совершенствоваться.

Скорее всего, в ближайшие 20-30 лет мы увидим, что дизайн станет намного скромней. Правда для этого придется подождать, прежде чем успокоятся дизайнеры автомобилей, которые пока еще с радостью экспериментируют, создавая новую эру в автодизайне.


Да, конечно, современный дизайн основывается на хай-теке и от этого не куда не уйти. Каждый год мы будем видеть все свежие и неоригинальные идеи в экстерьере новых автомобилей. Но, тем не менее, я считаю, что автомобильным компаниям рано или поздно придется немного поумерить творческие мечты дизайнеров и конструкторов.

На одном из показов перспективных образцов на АЗЛК тогдашний министр автопрома Владимир Поляков, по воспоминаниям очевидцев, изрек: «Где вы видели такой автомобиль? Таких автомобилей не бывает!».

Дизайнеры расшифровали мысль министра: надо делать автомобили по зарубежным образцам, а не искать нехоженых путей. В СССР, как правило, именно так и поступали. Но не всегда.

Чтоб сказку сделать былью

Не секрет, что все наши автомобили, созданные до Великой Отечественной, были в той или иной степени скопированы с западных. Вернее, почти все. В 1938 году молодой художник ЗИСа (термин «дизайнер» появился лет через тридцать) Валентин Ростков нарисовал очень необычный и даже авангардный двухдверный родстер, который принято называть ЗИС-Спорт. Облик автомобиля - в частности, линия массивных крыльев - следовал тогдашней американской моде, но в решении передка со встроенными фарами и аэродинамической решеткой радиатора Ростков не просто ничего не копировал, а даже опережал мировые тенденции.

Убедиться в этом несложно, достаточно сравнить с породистыми спортивными моделями тех лет. Вот только творение Росткова не было предназначено для серийного производства, да и не факт, что тогда наша промышленность осилила бы такой кузов.

Это очень важный штрих к портрету советского дизайна. Ведь художественное конструирование, как некогда величали это ремесло, подразумевает и технологическую проработку - доведение изделия от эскиза до товарного образца. Без полета фантазии, конечно, нельзя, но речь всё же о товарных автомобилях, а не о выставочных концепткарах.

Что касается фантазии, одним из первых на ее полет у нас в стране осмелился - художник, инженер и знаменитый популяризатор автомобиля. В 1930‑е годы он, как и многие зарубежные инженеры и стилисты, увлекся заднемоторной компоновкой, вдохновившись авангардной чешской Татрой. Именно авторитет Долматовского повлиял на то, что на протяжении двух десятилетий создание автомобилей всех классов с двигателем сзади стало одним из основных направлений для наших дизайнеров.

Футуристические эскизы вылились-таки в авангардный, но уже ходовой , действительно очень передовой для 1951 года. (Нечто подобное - минивэн Fiat Multipla - итальянцы запустили в производство лишь в 1956 году, но большого коммерческого успеха он не снискал.)

Одно дело - восторгаться необычными машинами и совсем другое - покупать их и эксплуатировать. А уж поставить на конвейер в СССР нечто подобное концептуальному НАМИ‑013 и вовсе было немыслимо. Трудно представить человека, который по своей воле пересел бы из Победы или ЗИМа в столь необычную, да еще и конструктивно сомнительную, машину.

Художники, конечно, жаждали творить, на то они и художники. Но от руководства отраслью, как правило, приходила установка: копировать западные образцы. И определенный резон в этом был, поскольку зарубежные дизайнеры имели куда больше опыта не только в создании новых моделей, но и в доведении их до серии.

Впрочем, надо отдать должное нашим: они не просто копировали, а ловко перерабатывали зарубежную стилистику, приспосабливая ее к нашим условиям, в том числе к возможностям производства, и создавая пусть не самые передовые, но вполне соответствующие времени машины. Самые яркие примеры - и . А вот и продукция ЗИСа 1950‑х годов - откровенное копирование американских образцов.

Но художники-то не виноваты! Именно на таких машинах хотели ездить те, . Трудно вообразить, что руководители СССР предпочли бы авангардный минивэн, нарисованный, скажем, талантливым художником Эдуардом Молчановым: несколько странное сочетание кузова-вагона и огромных стекол с прихотливыми изгибами, характерными для американской стилистики рубежа 1950‑х и 1960‑х годов. Но нечто подобное появилось-таки в металле.

Путевка в жизнь

Расцвет советского дизайна пришелся на эпоху хрущевских совнархозов и относительной самостоятельности промышленных предприятий. При Московском городском совнархозе создали Специальное художественно-конструкторское бюро (СХКБ), которое работало по заказам МЗМА, ЗИЛа, Серпуховского мотоциклетного завода. Романтический подъем был и на самих заводах, а также в НАМИ.

Две характерные работы начала 1960‑х, доведенные пусть и до маленькой, но серии, - московский и украинский Старт. Их очень интересно сравнить, поскольку у машин, на первый взгляд, много общего, но есть и очень существенные, а по сути - коренные различия.

Оба автомобиля имели вагонную компоновку. Оба не избежали влияния американской стилистики (ему в те годы были подвержены и многие европейские компании): обширные решетки радиаторов, козырьки над четырьмя фарами.

Но есть и отличия. ЗИЛ‑118 Юность, над которым работала группа под руководством одного из лучших советских дизайнеров Эрика Сабо, в процессе доводки до опытного образца стал куда спокойнее в линиях и декоре, чем на первых эскизах. А вот Старт производил странное впечатление. Оригинален? Да! Запоминается? Конечно! Но уж больно эклектичным получился у художников этот микроавтобус, наделенный вычурными чертами американских «крейсеров». Ведь дизайн подразумевает сочетание красоты и рациональности, а у Старта - выступающий, как у легкового автомобиля, багажник с вызывающими «килями». Ладно бы двигатель стоял сзади, как у НАМИ‑013, но он был расположен традиционно для таких машин - между передними сиденьями. Привычный - рациональнее, вместительнее, гармоничнее Старта.

В общем, московская Юность - работа профессиональная и оригинальная, а Старт - творчество любителей-романтиков. Никакой особой оригинальности в нем нет, а есть резкая эклектика - причудливое сочетание нескольких стилей, создающее, повторю, запомина­ющийся, но дисгармоничный образ.

Еще одна важная примета професси­онализма создателей Юности - возможность модернизации машины без коренной переделки платформы, что и сделали в 1970 году. А ведь трудно представить себе, как можно было осовременить Юность всего через пару лет после ее рождения, когда американские «аэрокосмические» изломы вышли из моды.

Модернизированная Юность ЗИЛ‑119 19