Обтяжка

Все легендарные мотоциклы истории советского союза. Рокеры ссср: от «явы» до «харлея Мотоциклы 50 60 годов

Самые популярные модели мотоциклов, произведенных в Великобритании в 50-х годах прошлого столетия

Часть VI

АСЕ мотоциклы пятидесятых

В пятидесятые годы британская промышленность в среднем производила 135 000 двухколёсных транспортных средств. Более 20 марок отечественных мотоциклетных компаний, некоторые из них входили в конгломерат. Одним из таких объединений было Associated Motor Cycles (АМС), базировавшееся в Лондоне. Другим важным игроком являлся большой BSA Group в Уэст-Мидлендс.

Объём производства в 1959 году достиг небывалого максимума 234 300 машин. В этом же году общее количество мотоциклов, мопедов, скутеров, мотоколясок и мотонарт на дорогах Великобритании приблизилось к 1 750 000 единиц. Проходившие в 59-м году правительственные выборы способствовали принятия законов о снижении налогов, что в свою очередь привело к снижению цен на аренду и покупку транспортных средств. И кроме всего прочего, было исключительно длинное и сухое лето.

Появление доступных транспортных средств в значительной степени подхлестнуло потребительский спрос. В течение 1959 года British Motor Corporation (BMC ) выпустило на рынок четырёхколёсные новинки Morris Mini - Minor и Austin Seven . Доступный, достаточно вместительный для своего размера, да ещё очень модный по меркам своего времени, «МИНИ» с самого начала начал отнимать потенциальных клиентов у двухколёсной техники. В этот момент закладывались предпосылки спада спроса на мотоциклы в будущем.

AJS , Matchless "Ajay" и "Matchbox"


Две марки образовывали холдинг Associated Motor Cycles (АМС), образованный в 1937 году. Унифицированные модели, отличавшиеся цветом и эмблемами, выпускались под двумя брендами AJS и Matchless. На продажах негативно сказался отказ АМС предоставлять прессе мотоциклы для дорожных тестов.

Последовав примеру «Триумфа», начиная с 1949 года, в производственной линейке оставались модели с двухцилиндровыми моторами. Одноцилиндровые машины предназначались для экспортных поставок. Модели AJS Model 20 Spring Twin и Matchless G9 Super Clubman с 500-кубовыми двигателями для комфортного передвижения оснащались маятниковой задней подвеской и мягкими сиденьями. Основное отличие двигателей от остальных британских твинов заключалось в наличии дополнительного подшипника посередине коленчатого вала. Средний подшипник создавал ещё одну опору, которая не допускала сгибания вала на высоких оборотах.

В период с 1956 по 1958 годы выпускались большие 600-кубовые твины AJS Model 30 и Matchless G11. Существовало несколько легких спортивных вариантов мотоциклов модели CS (Competition Spring frame) и её дорожная разновидность CSR, но они в основном поставлялись на экспорт. Впервые дорожный мотоцикл G11 CS с двухцилиндровым двигателем прошел необычное испытание. Специалисты из журнала Motor Cycle в течение одного часа гоняли его по спортивного треку со скоростью 160 км/ч. В 1958 году производитель объявил о допустимости эксплуатации мотоциклов с 650-кубовыми двигателями Model 31 и G12 со скоростью 160 км/ч. Практика показала, что коленчатые валы у двигателей с увеличенным объёмом не выдерживают длительной эксплуатации. Поломкам особенно подвержены моторы с массивным ротором генератора на конце вала.

В конце 40-х в начале 50-х годов, одноцилиндровые 350-кубовые Matchless G3L, поставлявшиеся в период с 1941 по 1942 год в больших количествах в армию, получили общее название АСЕ (туз). Модель G3L предшествовала появившимся позднее машинам AJS и Matchless с двигателями 350 и 500 кубических сантиметров, на которых было очень приятно и достаточно быстро ездить, но выполнить «тонну» на них было нереально.

АМС внесло свой вклад в производство немалого количества «четвертушек» в 1958 году. В тот период выпускались синглы AJS Model 14 и Matchless G2. Масса одной машины составляла 148 кг. и она была способна разгоняться до 110 км/ч!

Ariel

Самым известным продуктом завода в Бирмингеме, входившего с 1944 года в BSA Group, литровый 4G Square Four. Название произошло от необычного квадратного расположения двух рядов цилиндров. На протяжении долгих лет тандем из пары параллельных твинов оставался единственным 4-цилиндровым мотоциклом, производимым в Великобритании. Плавные формы силуэта аппарата служили внешне выражением плавного и спокойного характера мотоцикла. Недаром он пользовался неизменной популярностью среди «колясочников». К удивительным способностям двигателя можно отнести его приёмистость. Без коляски мотоцикл на высшей четвёртой передаче мог спокойно разгоняться со скорости 16 км/ч.


Как у всех остальных британцев, у Ariel начальным объёмом были 200 кубических сантиметров. Тяжёлые «шестисотки» предназначались для эксплуатации с боковой коляской. Промежуток заполняли 350 и 500 кубических сантиметров. Последние пользовались наибольшей популярностью среди «каферейсеров».


Самый необычный английский мотоцикл Ariel Leader 250сс появился в 1958 году. Стальной обтекатель с топливным баком внутри полностью закрывал ноги водителя и корпус двигателя. Над верхней частью обтекателя возвышалось ветровое стекло приличного размера. На мотоцикл устанавливались покрышки с «вайтволами», как на модных авто 50-х годов.

В то время новая концепция пошла навстречу идее создания мотоцикла на каждый день, что расходилось с подходами разработки мотоциклов для удовольствия. Молодым гонщикам требовались полуфабрикаты для конструирования собственной идеальной машины, большинство же обычных потребителей хотели получить недорогие и надёжные мотоциклы. Многие городские гонщики с презрением смотрели на скутеры и капотированные мотоциклы, водителей таких транспортных средств они называли «скутеристами» и «маменькиными сынками».

«Лидер» не обладал головокружительным ускорением, зато отлично рулился, хорошо держал дорогу, правда, плохо тормозил и испускал немало дыма своим двухтактным двигателем.

BSA

Компания, основанная в XIX веке в качестве предприятия по производству оружия, стала одним из крупнейших производителей мотоциклов. Завод BSA в годы Второй мировой войны сотнями тысяч производил оружие и мотоциклы. В 1948 году BSA выпустило 50 000 мотоциклов, многие из них были поставлены на экспорт.

В 1946 году появилась на свет новинка A7 Star Twin 500сс с параллельным твином схожей конструкции, как у довоенного Triumph 5T Speed Twin, 1938 года выпуска. С 1951 по 1961 год производилась спортивная версия мотоцикла A7SS Shooting Star, способная разгоняться свыше 145 км/ч.

Специально для экспортных поставок BSA разработало линейку 650-кубомых мотоциклов с параллельным расположением цилиндров. В продаже в 1951 году появился A10 Golden Flash, надёжный и универсальный мотоцикл для эксплуатации с коляской. В середине 50-х у него появилась задняя маятниковая подвеска. Специально для любителей скорости в 1955 году в серию пошли Road Rocket (максимальная скорость 170 км/ч). Производство этой модели завершилось с появлением в 1958 году Super Rocket. Последняя модель производились с 1958 по 1961 год.


В разряд «кафешной» элиты входили BSA Gold Star. Верхневальные, воздушные синглы из легкосплавных материалов объёмом 350 и 500 кубиков производились в небольших количествах специально для ценителей покатушек выходного дня. Возникший спрос на уличных гонщиков Clubmans TT и Thruxton Nine Hour, подтолкнул компанию BSA к форсированию работ по разработке и выпуску в 1956 году модели Clubmans Goldie. Этот бескомпромиссный «уличный хулиган» разгонялся на второй передачи до 140 км/ч. Дорогой как всё новое, с трудным запуском двигателя, шумный как «Иерихонские трубы», «Голди» был идеальным средством выполнения «тонны», пока не появилась «пятисотка» DBD34. Максималка в версии DB32 350сс вплотную приблизилась к отметке 160 км/ч.


Не забыл производитель и о простых гражданах, передвигающихся с невысокой скоростью. На конвейере появились мотоциклы для новичков и езды с пассажиром с объёмом двигателя 250, 320 и 500 кубических сантиметров. Тысячи водителей узнали о Bantam, 125-кубовой копии немецкого DKW RT125. Этот двухтактник выпускался в нескольких версиях с объёмом 150 и 175 кубических сантиметров. Приверженцы больших мотоциклов презирали маленький, дымный и вонючий Beesa Bantam, но это не помешало ему найти пристанище в полумиллионе домов в Великобритании и за рубежом.

Douglas "Duggie"


Марка Bristol в пятидесятые годы специализировалась на производстве двухцилиндровых, оппозитных 350-кубовых машин. Douglas Plus 90, годы производства с 1950 по 1954 год, оправдывал своё «быстрое» имя. На «Дугласе Плюс» устанавливалась торсионная подвеска. В 1955 году его сменил необычный на вид туристический Dragonfly, способный разгоняться до 113 км/ч. Но после трёх лет безуспешных продаж, завод переключился на лицензионный выпуск итальянской Vespa.


Norton

Популярность «Нортонов» связана со спортивными успехами, которых удавалось добиваться в период с начала 30-х до середины 50-х годов. Марку основал в 1902 году энтузиаст Джеймс Нортон, у которого к 1912 году закончились деньги на развитие компании. Краха удалось избежать благодаря автопроизводителю RT Shelley.


Самыми популярными мотоциклами завода в Бирмингеме в середине прошлого столетия были родстеры с параллельными твинами Dominator, в народе известными как Dommies. Первенцем в 1949 году оказался Model 7 500сс с максимальной скоростью 160 км/ч. В след ему с заводских стапелей вышел в 1952 году Dominator 88. Особенностью спортивного «Восемьдесят восьмого» была облегчённая рама, модель предлагалась для спортивных команд. С рамой Featherbed в основном поставлялись на экспорт. Хорошая управляемость и стабильная курсовая устойчивость модели положительно сказывалась в целом на репутации бренда. Появившийся в 1956-м Dominator 99 с двигателем объёмом 600 кубических сантиметров, поднял планку максималки до 160 км/ч.


Редкий довоенный спортивный Norton International с верхневальными, одноцилиндровыми силовыми установками объёмом 350 и 500 кубов, получил новую жизнь. Специально для «Интера» разработали собственную версию рамы Featherbed, которая использовалась в течение последних пяти лет производства вплоть до 1958 года. С демонтированным глушителями «Интернешнл» выжимал «тонну», но при этом большие нагрузки приводили к утечке масла из двигателя.

Конгломерат АМС поглотил «Нортон» в 1952 году. В модельном ряду появились одноцилиндровые Model 50 350 сс и туристические ES2 500сс. Вместе с ними в 1958 году народились двухцилиндровые мотоциклы начального уровня с 250-кубовым моторами. Но Jubilee со своими максимальными 113 км/ч никогда не входил в одному лигу с «Доминаторами».

Panther


Компания P&M, со штаб-квартирой в Йоркшире, известна своими одноцилиндровыми Panther объёмом 600 и 650 кубических сантиметров. Особой популярностью «Партнёры» с колясками пользовались среди торговцев. Запустить низкооборотистый двигатель было не так просто. Поэтому поводу даже существовала расхожая шутка: «Проще завести телеграфный столб!» Менее известным моделями считаются «Пантеры» с двухтактными одноцилиндровыми двигателями объёмом 200 и 250 кубиков.

Royal Enfield

Несмотря на передовые технологии «Энфилды» никогда не пользовались такой популярностью как AMC, BSA, Norton и Triumph. Мотоциклы собирались в Реддич в графстве Вустершир, название было позаимствовано у старой оружейной фабрики Royal Small Arms Factory, располагавшейся в Энфилде, графстве Вустершир. Компания, чей лозунг Made like a Gun goes like a bullet (Собран, как оружие, едет, как пуля), постоянно проводила ресурсные испытания своей техники в ходе длительных международных путешествий. Основным моделями считались одноцилиндровые Bullet 350 и 500 кубических сантиметров, предназначенные для туризма. Инженеры компании уделяли особое внимание разработке традиционных для британцев двухцилиндровых мотоциклов. В 1948 году на «пятисотке» появляется задняя маятниковая подвеска.


К середине пятидесятых годов в тираж выходят большие двухцилиндровые мотоциклы Meteor 700сс (максималка 153 км/ч), а затем Super Meteor с максимальной скорость 180 км/ч. В период с 1958 по 1962 год производились двухкарбюраторные Constellation 700сс. Двухцилиндровые двигатели собирались на подземном заводе, ранее использовавшемся в качестве секретного военного предприятия, располагавшегося в Брэдфорд-на-Эйвоне в графстве Уилтшир.


В индийском Мадрасе (ныне Ченнай) построили завод для производства по лицензии 350-кубовой «Пули» и 175-кубового двухтактника. В настоящее индийское предприятие производит старые, четырёхтактные модели Bullet. Сохранившийся завод входит в большую индустриальную группу Eicher.

S unbeam ‘Beam’


Производились под брендом BSA. Своего апогея достигли в 20-е годы прошлого столетия. Величественный Sunbeam S7 и последовавший за ним Sunbeam S8, представляли собой двухцилиндровые туристические «пятисотки» с пухлыми шинами. Мотоциклы не пользовались коммерческим успехом, производство «С8» прекратилось в 1958 году.


Triumph Trumpet

Холдинг BSA Group приобрёл Triumph в 1951 году. Однако «Триумфовские» машины, выпускаемые на заводе Меридене, расположенном недалеко от Ковентри, сохраняли свою индивидуальность. Большинство из них использовали двухцилиндровый параллельный твин, сконструированный Эдвардом Тёрнером и впервые установленный в 1938 году на Speed Twin. Под чутким руководством Тёрнера компания сосредоточилась на производстве продукции для американского рынка. Поставленная задача по захвату богатого рынка Америки требовала разработки мощных, стильных и в тоже время недорогих мотоциклов. Первые проданные модели пользовались популярностью за свои скоростные качества. Однако, машины, появившиеся в 40-х и 50-х годах, не удовлетворяли полностью требования потребителей. Гоночных команд столь необходимых для обкатки новых технических решений у «Триумф» не было.


Спортивная версия «Тигра 100» с 500-кубовым двигателем получившая название Speed Twin, была перевыпущена после войны. Её заявленная максимальная скорость составляла 160 км/ч. В 1951 году на рынок выходит модель с облегченным двигателем из алюминиевого сплава. В продаже у дилеров появляется специальный набор для тюнинга мотоцикла, предназначенный для американских любителей прокатиться по выходным «с ветерком».

Американские компании продавали мотоциклы с объёмом двигателя 1 200 кубических сантиметров, британские «пятисотки» на их фоне смотрелись мелковатыми. Специально для американцев Тёрнер разработал 650-кубовый мотоцикл, получивший название Thunderbird. Новая модель развивала максимальную скорость до 160 км/ч. Продажи подскочили вверх. Заокеанские гонщики стали всерьёз воспринимать «Триумф».


Управляемость мотоцикла улучшилась с появлением в 1954 году маятниковой подвески. Следующая модель получила название Tiger 110 650сс. Журнал Motor Cycling сообщил о достижении отметки в 190 км/ч, правда, со специально установленными спортивными распределительными валами. Поклонники скорости по достоинству оценили мощные подхваты и громкий звук проворного «Топ Ten».


В 1956 году на соленом озере Бонневилль, расположенном в штате Юта, состоялось знаковое событие для «Триумф», спортивный снаряд с 650-кубовым двигателем от Thunderbird смог развить скорость в 345 км/ч. Продукция «Триумф» получила широкую огласку. В 59-м произошла путаница в названиях, «Т110» стали называть Bonneville с индексом «Т120», указывавший на максимальную скорость. Триумфовский Bonnie вошел в историю как самый знаменитый «зажигатель дорог».


Выпускавшийся в период с 1957 по 1966 год Triumph Twenty One 350сс стал своеобразной вехой в производстве мотоциклов - впервые коробка передач оказалась в одном блоке с двигателем. Но негативным образом на популярности модели сказалась форма металлической защиты от грязи, получившей название «ванна» или «юбка». Неспортивно выглядевший мотоцикл мог разгоняться до 120 км/ч. Модель Tiger 100A 600сс производили с 1959 по 1961 год.


Velocette "Velo"


Прогрессивный и успешный завод, в 30-е годы производивший гоночную продукцию, Veloce Ltd., располагался в Бирмингеме. После войны «Велоссете» разработал «мотоцикл для всех». Ровный и почти бесшумный LE twin с защитой и подножками для ног, с непростым запуском двигателем снискал популярность среди городских полицейских и в странах с невысокими скоростями.


Окрашенные в черную эмаль послевоенные Velocette считались мотоциклами для степенных людей, исключением были Viper 350 сс и Venom 500сс, появившиеся в середине 50-х годов.

Vincent ‘ V in or Vinny

Мотоциклы, собранные небольшими партиями на заводе Vincent HRD в Стивенейдж, обладали сильной харизмой. Свою работу компания начала под руководством Филиппа Винсента, начавшего карьеру под руководством австрийского инженера Фила Ирвинга, проектировавшего продукты для изыскательных райдеров. Слишком дорогой для обычного пользователя «Винсент» выделялся из толпы. Послевоенная линия мотоциклов с V-образными, литровыми двигателями, началась с серии Rapide Series В. Основными особенностями этих машин были отлитые из алюминия двигатели и сблокированная с двигателем в общем картере коробка передач. Заводские инженеры не использовали обычную трубчатую раму, краеугольным камнем всей конструкции была силовая установка, выступавшая в качестве опоры для всего шасси. Задняя консольная подвеска явилась предтечей моноамортизаторной системы, получившей распространение в 70-е годы. Но фронтальная вилка Girdraulic смотрелась архаичной рядом с появившимися передними «телескопами».


За исключением некоторых экспортных машин фирменным цветом считался чёрный. Выпускавшаяся в период с 1948 по 1955 год «Черная тень» окрашивалась полностью в черной цвет, включая двигатель. Крейсерская скорость «Тени» составляла 145-160 км/ч, максимальная скорость - 201 км/ч! Ничего, за исключением, нескольких гоночных машин того времени, не могло сравниться с Black Shadow.

«Винсенты» отличались по своим ездовым качествам. Уменьшенные в объёме мотоциклы были послушными и экономичными машинами, но их недостатком оказалось пассажирское сиденье, нещадно терзавшее на кочках заднюю точку опоры пассажира.


Явившийся на свет в 55-м Black Prince имел зафиксированное сиденье и молдинги по всему кузову, лобовое стекло и защиту ног от атмосферных осадков. Обладая мрачным видом он был отобран в качестве полицейского транспортного средства, а также принял в 1984 году участие в съёмках кинофильма по роману Джорджа Оруэлла. «Кафешные гонщики» не ценили по достоинству эту модель, признание к ней пришло спустя 10 лет.


Банкротство Vincent произошло в 1955 году, но «Черная тень» никогда не утрачивала своего священного статуса. Причудливый дизайн большого V-твина называли «разработанным инженерами для инженеров». Компания производила одноцилиндровые «пятисотки» развивавшие 145 км/ч, и это в период повального увлечения параллельными двухцилиндровыми мотоциклами.

В 50-е годы получили большое распространение двухтактные 250-кубовые британские двухколёсные легковушки. К этому классу относятся построенные АМС Francis-Barnett или James, плюс Cotton, DMW, Dot, Excelsior, Norman и Sun. В небольшом количестве импортировались итальянские машины, но из-за высокой стоимости большого распространения они не получили.

Магистраль юности

5 декабря 1958 года премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан проехал 13,5 км. по участку первой в Великобритании автострады Престон-Байпасс, ознаменовав тем самым её открытие для автомобильного движения. Позже это автодорога стала частью М6.


Строительство высокоскорост ных автодорог планировалось начать в 30-х годах, когда Германия начала строительство автобанов, Италия строила автострады, а в США полным ходом прокладывали хайвэи.

Первый запланированный участок М1 длинною 108 км., ставший частью автомагистрали Лондон-Йоркшир, проходивший между Берригрув (Джекшен 5) недалеко от кафе Busy Bee, расположенном недалеко от Уотфорда в Нортгемптоншире, открыли в 1959 году.

В соответствии с существовавшими в тот момент правилами предельно допустимой скоростью считалась 115 км/ч, но на новых автомагистралях максимальная скорость не лимитировалась. По свидетельству современников, когда министр транспорта Эрнест Марплз увидел несущиеся по М1 на большой скорости автомобили, он воскликнул: «О Боже! Что я наделал?»


Новая магистраль М1 идеально подходила не только для мотоциклистов, решивших выполнить «тонну», но и для гоночных заездов между спортивными мотоциклами и машинами. Мотоциклетные заводы в Мидлендс, среди них такие как «Триумф» и «Нортон», решили использовать М1 для демонстрации скоростных возможностей выпускаемых им двухколёсных машин и оценки новых шин.

Прокладывание дороги на север в Лидс проходило поэтапно. Параллельно с этим шло строительство и южной оконечности магистрали. В мае 1967 года состоялось соединение М1 с «Великой северной дорогой» в районе Милл-Хилл, что примерно в 8 километрах от «АСЕ КАФЕ». Правда, к тому времени на несколько месяцев национальное законодательство ограничило 115 км/ч скорость движения и по магистралям и дорогам с двусторонним движением.

Перевод Игоря Кузина

Мотоциклы для граждан СССР играли очень важную роль. Часто, они были единственной возможностью обрести свободу передвижения. На них ездили на работу, в отпуск на моря, встречали детей из роддома и катали девчонок в деревнях.
Современные байкеры пересели на спортбайки или чопперы иностранного производства и совершенно не знают историю отечественной мототехники.


1. ИЖ Планета Спорт. Самый быстрый и технологичный.
В 1973 году Ижевский мотозавод удивил всю страну, показав первый советский мотоцикл со спортивным уклоном "Планета Спорт". В отличие от всех более ранних мотоциклов, которые создавались по образу немецких моделей, Планета Спорт явно пытался быть похожим на японских мотоциклы 60-70х.

Благодаря высокому качеству изготовления, ИЖ Планета Спорт активно продавался на экспортных рынках, например, в Великобритании, Нидерландах и Финляндии. Советские байкеры разгонялись на них до 140 км/ч, что было неимоверной скоростью в те времена.

2. Восход. Самый деревенский.
Мотоциклы "Восход" начали производить в городе Ковров, Владимирской области, в 1957 году. Это были очень неприхотливые одноцилиндровые мотоциклы (двигатель объемом 173,7 см3). Завод имени Дягтерёва постоянно усовершенствовал эту модель, выпуская на рынок вслед "Восходом" его модернизированные версии "Восход-2", "Восход-3, "Восход-3М". Последним мотоциклом "Восход" стала модель "3М-01" с двигателем мощностью 15 л.с.

Из-за своей надежности, мотоциклы "Восход" стали настоящими тружениками в тысячах советских деревень. Даже сейчас там без проблем можно найти мотоцикл "Восход" в неплохом состоянии.

3. М-62. Выбор милиции.
Советская милиция, справедливая и неподкупная, в 50х-60х годах преимущественно передвигалась на мотоциклах с коляской. М-62, выпускаемый Ирбитским мотоциклетным заводом, был самым популярным выбором служителей закона. Его четырехтактный двигатель выдавал 28 л.с.

Интересный факт, что обычным гражданам СССР эксплуатировать "Уралы" без коляски в то время не разрешалось. Все-таки, эти мотоциклы были довольно тяжелыми в управлении. Но милиция использовала мотоциклы без колясок, что выглядело в глазах советских мальчишек очень крутым. Как тут не захочешь стать милиционером!

4. Тула-200. Для охотников и рыболовов.
Советская мотопромышленность не выпускала квадроциклов (некоторые мелкосерийные модели, впрочем, все-таки производились, читай ниже), но для нужд охотников и рыболовов выпускался очень необычный мотоцикл Тула-200 с широченными внедорожными колесами. Массовое распространение таких мотоциклов пришлось на 1986-1988 годы.

Двигатель взяли от мотороллера "Тулица", увеличив его мощность до 13 л.с. Это позволило разгоняться на 200ке до 90 км/ч. В год выпускали по 10-12 тысяч таких байков, последний из которых сошел с конвейера завода в 1996 году. Кстати, на базе Тула-200 выпускали даже трайк!

5. ИЖ-49. Самый живучий.
Надежный, живучий, красивый. Звук его двигателя для уха советского человека был сродни звуку мотора Harley-Davidson для американцев. Выпуск их начался в 1951 году. В своей основе, это была усовершенствованная конструкция немецкого мотоцикла DKW NZ 350. ИЖ-49 завоевали большую любовь населения и использовались во всех уголках огромного Советского Союза.

На его базе выпускали версии с боковой коляской, а также спортивные мотоциклы для кроссовых и шоссейных гонок. Сейчас ИЖ-49 - коллекционные экземпляры. Цены на них начинаются от 100 тысяч рублей.

6. М-1А "Москва". Первый послевоенный.
После войны на Московском велосипедном заводе освоили производство копии немецкого мотоцикла DKW RT125 со 125-кубовым двигателем. М-1А "Москва" стал первым послевоенным мотоциклов СССР. Это был простой и легкий мотоцикл, для производства которого не требовалось много металла и резины.

Такие мотоциклы в огромных количествах использовались для обучения мотоциклистов в школах ДОСААФ. Быть может, ваш дед учился именно на таком. В 1951 году производство передали в Минск на выстроенный там велосипедный завод. Практически идентичная модель производилась в Коврове под обозначением К-125.

7. Jawa 360. Самый красивый.
В 70х на Явах ездил каждый третий мотоциклист. Всего в СССР было поставлено более 1 миллиона мотоциклов Jawa разных моделей, но 360 была самой красивой из всех. Сейчас вишневые мотоциклы с хромированными бензобаками называют "Старушка". Особо ценны экземпляры с боковой коляской из стеклоткани. Выпускали версии с 1-цилиндровым двигателем (250/260) или с 2-цилиндровым (350/360).

Кстати, Явы часто попадали в различные кинофильмы. Например, именно на Jawa 360 Геша Козодоев везет на рыбалку на Белую скалу Семена Семеновича Горбункова в фильме Бриллиантовая Рука.

8. ИЖ Планета. Родоначальник серии.
В 1962 году Ижевский мотоциклетный завод приступил к выпуску принципиально новой для себя модели Иж Планета. Именно первое поколение этих мотоциклов задало вектор развития целого семейства, выпускавшегося до 2008 года (ИЖ Планета 7).
9. Jawa 350/638. Мотоцикл ревущих 90х.
Последняя из «Яв», продававшихся в СССР, Jawa 350 638, также стала «народным» мотоциклом. Успев выйти перед самой перестройкой, в 1984 году, эта модель часто появлялась в суровых фильмах конца 1980-х-начала 1990-х. Так «Яву 350 638» можно увидеть в драме «Авария - дочь мента» и боевике «Крысы, или Ночная мафия». Мотоциклу даже посвящена песня «Ява» популярной в те годы группы «Сектор газа».
10. Вятка ВП-150. Итальянская элегантность.
Последний в нашем обзоре вовсе не мотоцикл, а мотороллер. Вятка ВП-150, прообразом которой стал итальянский скутер Vespa, по-праву считается самым элегантным двухколесным транспортным средством СССР.

БОНУС!

11. Рига-13. Первый мопед советских мальчишек.

Мопеды на рижском заводе «Саркана звайгзне» начали производить еще в 1958 году. Многие мальчишки мечтали, чтобы родители подарили им мопед на день рожденья. Так и делали, поэтому мопеды, а особенно Рига-13, стали для многих первым транспортным средством.

Рига-13 начали производить в 1983 году. Оснащенный двигателем мощностью 1.3 л.с., он разгонялся всего до 40 км/ч. Для старта с места и движения в гору, "байкеру" рекомендовалось помогать двигателю вращая педали. Рига-13 производилась до 1998 года, став самой массовой моделью завода.

12. "Муравей". Грузовик для всех.
На базе мотороллеров "Тула" Тульский машиностроительный завод выпускал огромное количество трехколесных грузовых мотороллеров "Муравей". Это был прорыв для советского союза, ведь продажа фургонов и универсалов гражданам СССР была запрещена. Так что такие мотороллеры были чуть ли не единственной возможностью перевозить небольшие партии грузов.

ТМЗ выпустил огромное количество таких мотороллеров. Они оснащались бортовыми платформами, самосвальными кузовами, фургонами и даже цистернами. Популярны они и сейчас.

13. ЗИД-175 4ШП. Первый советский квадроцикл.
Удивительно, но в нашей стране, несмотря на местами полное отсутствие дорог, никогда массового не выпускали квадроциклов. Чуть ли не единственным более менее серийным экземпляром был ЗИД-175 4ШП, выпускавшийся на Заводе имени Дягтерёва.

Конструкция была не очень удачной: слабый двигатель, сложные элементы трансмиссии. Наверное, поэтому широкого распространения такие квадроциклы не получили.

Мотоциклы для граждан СССР играли очень важную роль. Часто, они были единственной возможностью обрести свободу передвижения. На них ездили на работу, в отпуск на моря, встречали детей из роддома и катали девчонок в деревнях.

Современные байкеры пересели на спортбайки или чопперы иностранного производства и совершенно не знают историю отечественной мототехники. Мы решили, что пора на пару минут остановиться и вспомнить 10 самых народных, самых любимых и самых массовых мотоциклов из далекого СССР.

1. Л-300 «Красный Октябрь». Самый первый.

Самым первым серийным советским мотоциклом стал Л-300 «Красный октябрь».
первый мотоцикл ссср
В начале 1930-го ленинградские конструкторы подготовили его чертежи, вдохновляясь самым надежным байком того времени – немецким DKW Luxus 300. А уже осенью того же года была готова первая партия Л-300.
Выпускался мотоцикл до 1938 года, а потом на его основе создали не менее легендарные ИЖ-8. Этот «потомок» Л-300 даже попал на серебряные монеты… Новой Зеландии.
К слову, имя ИЖ-7 носили все те же Л-300, которые параллельно с ленинградским предприятием «Красным Октябрь» выпускали в Ижевске.

2. М-72. Самый боевой


М-72 не был первым армейским мотоциклом в СССР. В 1934 началась сборка первой советской тяжелой модели ПМЗ-А-750, а в 1939-м – «дублера» британского BSA и, как считается, лучшего довоенного мотоцикла в Союзе ТиЗ-АМ-600.

Однако именно М-72, конструкцию которых «подсмотрели» у немецкого BMW R71 (именно ими оснащался Вермахт), выйдя в трагичном 1941 году, выпускались всю войну. А потом еще и серьезно послужили народу в гражданских целях – последние экземпляры сошли с конвейера аж в 1960-м.
С 1941-го по 1945-й М-72 несли на себе бойцов, вооруженных противотанковыми ракетными комплексами, пулеметами или легкими минометами. С первых послевоенных лет – и долго после того – эти мотоциклы стали основным милицейским транспортом. А с 1954 года их могли для своих нужд купить и простые советские граждане.
«Потомков» М-72 в начале «нулевых» заказала Республиканская гвардия Саддама Хусейна. Но воспользоваться не успела – и боевые мотоциклы «пошли в народ». По желанию заказчиков иракские автомастерские ставят на «Уралы» дополнительную «активную и пассивную защиту» – броню и пулемет.

3. «Минск М1А». Первый белорусский


И по сей день самым «народным» мотоциклом в Беларуси остаются «минскачи». Они бегают по дорогам всего бывшего Союза, и не только. Но больше всего их, конечно, на родине.

Полувековой юбилей мотоциклы «Минск» перескочили уже давно (первые модели уже вполне заслуживают названия «винтаж»), и уже совсем скоро, 12 июля, они отметят свой уже 61-й день рождения.
Первым белорусским «байком» стал Минск М1А, имевший множество «родственников» не только в СССР, но и за рубежом. «Предок» мотоцикла был разработан в 1939 году немцами. DKW RT125 оказался настолько удачным, что под разными именами аналоги этого мотоцикла выпускались в 7 странах мира, включая США, Англию и Японию.
К слову, один из старых «минскачей» в суровых условиях испытал один из ведущих знаменитого британского шоу Top Gear Ричард Хаммонд. Он проехал на нем с юга на север почти весь Вьетнам. Резюме харизматичного «автоманьяка»: «Это АК-47 среди мотоциклов – надежный, простой, легкий в ремонте. Он изготовлен специально для тех стран, где нет дорог».

4. ИЖ Планета Спорт. Самый быстрый и технологичный.


В 1973 году Ижевский мотозавод удивил всю страну, показав первый советский мотоцикл со спортивным уклоном «Планета Спорт». В отличие от всех более ранних мотоциклов, которые создавались по образу немецких моделей, Планета Спорт явно пытался быть похожим на японских мотоциклы 60-70х.

Благодаря высокому качеству изготовления, ИЖ Планета Спорт активно продавался на экспортных рынках, например, в Великобритании, Нидерландах и Финляндии. Советские байкеры разгонялись на них до 140 км/ч, что было неимоверной скоростью в те времена.

5. Восход. Самый деревенский.


Мотоциклы «Восход» начали производить в городе Ковров, Владимирской области, в 1957 году. Это были очень неприхотливые одноцилиндровые мотоциклы (двигатель объемом 173,7 см3). Завод имени Дягтерёва постоянно усовершенствовал эту модель, выпуская на рынок вслед «Восходом» его модернизированные версии «Восход-2», «Восход-3, „Восход-3М“. Последним мотоциклом „Восход“ стала модель „3М-01“ с двигателем мощностью 15 л.с.

Из-за своей надежности, мотоциклы „Восход“ стали настоящими тружениками в тысячах советских деревень. Даже сейчас там без проблем можно найти мотоцикл „Восход“ в неплохом состоянии.

6. М-62. Выбор милиции.


Советская милиция, справедливая и неподкупная, в 50х-60х годах преимущественно передвигалась на мотоциклах с коляской. М-62, выпускаемый Ирбитским мотоциклетным заводом, был самым популярным выбором служителей закона. Его четырехтактный двигатель выдавал 28 л.с.

Интересный факт, что обычным гражданам СССР эксплуатировать „Уралы“ без коляски в то время не разрешалось. Все-таки, эти мотоциклы были довольно тяжелыми в управлении. Но милиция использовала мотоциклы без колясок, что выглядело в глазах советских мальчишек очень крутым. Как тут не захочешь стать милиционером!

7. Тула-200. Для охотников и рыболовов.


Советская мотопромышленность не выпускала квадроциклов (некоторые мелкосерийные модели, впрочем, все-таки производились, читай ниже), но для нужд охотников и рыболовов выпускался очень необычный мотоцикл Тула-200 с широченными внедорожными колесами. Массовое распространение таких мотоциклов пришлось на 1986-1988 годы.

Двигатель взяли от мотороллера „Тулица“, увеличив его мощность до 13 л.с. Это позволило разгоняться на 200ке до 90 км/ч. В год выпускали по 10-12 тысяч таких байков, последний из которых сошел с конвейера завода в 1996 году. Кстати, на базе Тула-200 выпускали даже трайк!

8. ИЖ-49. Самый живучий.


Надежный, живучий, красивый. Звук его двигателя для уха советского человека был сродни звуку мотора Harley-Davidson для американцев. Выпуск их начался в 1951 году. В своей основе, это была усовершенствованная конструкция немецкого мотоцикла DKW NZ 350. ИЖ-49 завоевали большую любовь населения и использовались во всех уголках огромного Советского Союза.

На его базе выпускали версии с боковой коляской, а также спортивные мотоциклы для кроссовых и шоссейных гонок. Сейчас ИЖ-49 - коллекционные экземпляры. Цены на них начинаются от 100 тысяч рублей.


9. М-1А „Москва“. Первый послевоенный.


После войны на Московском велосипедном заводе освоили производство копии немецкого мотоцикла DKW RT125 со 125-кубовым двигателем. М-1А „Москва“ стал первым послевоенным мотоциклов СССР. Это был простой и легкий мотоцикл, для производства которого не требовалось много металла и резины.

Такие мотоциклы в огромных количествах использовались для обучения мотоциклистов в школах ДОСААФ. Быть может, ваш дед учился именно на таком. В 1951 году производство передали в Минск на выстроенный там велосипедный завод. Практически идентичная модель производилась в Коврове под обозначением К-125.

10. Jawa 360. Самый красивый.


В 70-х на Явах ездил каждый третий мотоциклист. Всего в СССР было поставлено более 1 миллиона мотоциклов Jawa разных моделей, но 360 была самой красивой из всех. Сейчас вишневые мотоциклы с хромированными бензобаками называют „Старушка“. Особо ценны экземпляры с боковой коляской из стеклоткани. Выпускали версии с 1-цилиндровым двигателем (250/260) или с 2-цилиндровым (350/360).

Кстати, Явы часто попадали в различные кинофильмы. Например, именно на Jawa 360 Геша Козодоев везет на рыбалку на Белую скалу Семена Семеновича Горбункова в фильме Бриллиантовая Рука.
11. ИЖ Планета. Родоначальник серии.


В 1962 году Ижевский мотоциклетный завод приступил к выпуску принципиально новой для себя модели Иж Планета. Именно первое поколение этих мотоциклов задало вектор развития целого семейства, выпускавшегося до 2008 года (ИЖ Планета 7).

12. Jawa 350/638. Мотоцикл ревущих 90-х.


Последняя из «Яв», продававшихся в СССР, 638, также стала «народным» мотоциклом. Успев выйти перед самой перестройкой, в 1984 году, эта модель часто появлялась в суровых фильмах конца 1980-х-начала 1990-х. Так «Яву 350 638» можно увидеть в драме «Авария – дочь мента» и боевике «Крысы, или Ночная мафия». Мотоциклу даже посвящена песня «Ява» популярной в те годы группы «Сектор газа».

13. Вятка ВП-150. Итальянская элегантность.


Последний в нашем обзоре вовсе не мотоцикл, а мотороллер. Вятка ВП-150, прообразом которой стал итальянский скутер Vespa, по-праву считается самым элегантным двухколесным транспортным средством СССР.

Это был тихий и очень комфортный мотороллер, которым с легкостью управляли даже женщины. На базе Вятке делали целую гамму трехколесных мотороллеров с различными кузовами, которые активно эксплуатировались в городских грузоперевозках.


Мопеды на рижском заводе «Саркана звайгзне» начали производить еще в 1958 году. Многие мальчишки мечтали, чтобы родители подарили им мопед на день рожденья. Так и делали, поэтому мопеды, а особенно Рига-13, стали для многих первым транспортным средством.

Рига-13 начали производить в 1983 году. Оснащенный двигателем мощностью 1.3 л.с., он разгонялся всего до 40 км/ч. Для старта с места и движения в гору, „байкеру“ рекомендовалось помогать двигателю вращая педали. Рига-13 производилась до 1998 года, став самой массовой моделью завода.

15. „Муравей“. Грузовик для всех.


На базе мотороллеров „Тула“ Тульский машиностроительный завод выпускал огромное количество трехколесных грузовых мотороллеров „Муравей“. Это был прорыв для Советского Союза, ведь продажа фургонов и универсалов гражданам СССР была запрещена. Так что такие мотороллеры были чуть ли не единственной возможностью перевозить небольшие партии грузов.

ТМЗ выпустил огромное количество таких мотороллеров. Они оснащались бортовыми платформами, самосвальными кузовами, фургонами и даже цистернами. Популярны они и сейчас.


Удивительно, но в нашей стране, несмотря на местами полное отсутствие дорог, никогда массового не выпускали квадроциклов. Чуть ли не единственным более менее серийным экземпляром был ЗИД-175 4ШП, выпускавшийся на Заводе имени Дягтерёва.

Конструкция была не очень удачной: слабый двигатель, сложные элементы трансмиссии. Наверное, поэтому широкого распространения такие квадроциклы не получили.

Многие производства в СССР имели впечатляющий размах и качество. Это касается и мотостроения, ведь советские байки до сих пор кастомизируют и отправляют на экспорт за хорошие суммы. Мотоциклы СССР – это и особый дух дорог огромной страны, и самобытность, и часто – единственно возможное средство передвижения.
Первые советские мотоциклы создавались на основе немецкой военной техники для чисто утилитарных целей. С развитием мотостроения появлялись всё новые модели советских мотоциклов, имевшие порой отменный дизайн и заслужившие горячую любовь владельцев. Немалая часть старшего поколения сегодняшних байкеров начинала знакомство с миром стальных коней со стареньких Днепров, Восходов или Минсков и имеет немало тёплых воспоминаний, связанных с мотоциклами советских времён. Вспомним и мы двухколёсные легенды минувшей эпохи.

Иж – песня в сердцах байкеров

Живучесть, неприхотливость, популярность – всеми этими качествами обладала техника Ижевского конструкторского бюро. 11 миллионов советских мотоциклов этой марки было произведено за время существования КБ – с 1946 по 2008.
Один из самых узнаваемых мотоциклов СССР ИЖ – модель 49. После выпуска в 1951 году песня его движка стала знакома любому опытному байкеру. Машину с одноцилиндровым движком и четырёхступенчатой КПП как модифицировали боковыми колясками, так и выпускали в модификациях для мотоспорта. Ныне эти машины продают владельцам частных коллекций.

Советский мотоцикл Иж 1

В 1973 году парк советских мотоциклов пополнился таким шикарным агрегатом, как ИЖ Планета Спорт. Ласкающий глаз и сегодня, в своё время он производил истинный фурор. Многие отмечали в нём черты дизайна японских байков. Советский мотоцикл ИЖ Планета Спорт был не только первым в этой стране, имеющим спортивных характер. Ведь это ещё и первый советский мотоцикл с раздельной заправкой топлива и моторного масла. 140 км/ч максималки, 32 лошадки и 11 с разгона до сотни – всё это делало его популярной в других государствах экспортной моделью.


Мотоцикл ИЖ Юпитер 5

Днепр – безграничные проходимость и тюнинг

Детища Киевского мотозавода, мотоциклы СССР Днепр относятся к тяжёлому классу. Как лучший советский мотоцикл этой марки показал себя агрегат Днепр-11. Двухцилиндровый четырёхтактный движок, четыре передачи, включая заднюю, номинальные 105 км/ч и фактические 140 максималки, коляска, оснащённая тормозом, и блестящие внедорожные качества, перед которыми меркнет недостаток в виде значительной прожорливости.


Ещё одно достоинство, которое отличает советский мотоцикл Днепр, – простота тюнинга. Именно из-за неё можно до сих пор встретить агрегаты Днепр на дорогах России, а то и обнаружить на именитом мотофестивале. Определённо, стоит взглянуть на модернизацию этих мотоциклов СССР – фото порой поражают воображение!

Урал – для милиции и не только

Ещё один явный внедорожник – советский мотоцикл Урал. Ирбитский МЗ выпускал этого тяжеловоза с 61 по 65 год. Эти советские мотоциклы милицией СССР применялись в качестве основной техники. Также мотоцикл Урал в СССР был популярен среди дачников, грибников, жителей деревень. 28 лошадок, модернизированная КПП, амортизаторы увеличенного хода и удобная коляска – далеко не все его достоинства. Агрегат был способен без проблем разогнаться до сотни с четвертью тонны груза – показатель незаурядный для того времени.


Новый мотоцикл Урал

Сейчас советские мотоциклы Урал пользуются успехом как экспортный товар и штучно собираются за хорошие деньги для американских (в основном) клиентов.

Минск – надёжность автомата Калашникова

Мотоциклы Минск в СССР были популярным транспортом среди белорусов, но и по другим республикам колесили в немалом количестве. 6.500.000 агрегатов разошлось по всему миру за более чем полувековое существование завода. Ричард Хаммонд в своё время оставил следы протекторов байка на дорогах всего Вьетнама и позже назвал советский мотоцикл Минск «АК-47 в мире байков». И действительно, простота, надёжность, удобство эксплуатации и ремонта вкупе с доступностью делают эти советские мотоциклы универсальными агрегатами.


Восход – простота и доступность


Советский мотоцикл Восход

В Коврове на МЗ им. Дегтярёва производили, пожалуй, самые народные мотоциклы СССР – Восход. С 1957 года выпускалось немало модификаций неприхотливой машинки с мощностью движка до 15 лошадей. Советский мотоцикл Восход можно было найти почти в каждой деревне, для многих он становился первым в жизни стальным конём.

Популярные в СССР мотоциклы Ява были одним из лучших вариантов, которые байкер тех времён мог достать. Больше всего пленяет взор Ява 360 – вишнёвого цвета агрегат с обилием хрома на бензобаке и других деталях, снабжённый коляской. Эти советские мотоциклы на фото радуют экстерьером, а в жизни ещё и выдают незаурядные 26 лошадей и 120 км/ч.
На деле советский мотоцикл Ява является таким лишь по духу и стране наибольшего сбыта – производился он в Чехословакии и продавался не только в стране Советов. Он знаком всем любителям отечественного кино 80-х и 90-х годов, где эти мотоциклы Советского Союза часто присутствуют.


Советский мотоцикл Ява 350

Времена необратимо сменились, старые мотоциклы СССР сменились монстрами иностранного производства и разъехались по маленьким деревням и гаражам ценителей. Однако многие модели мотоциклов СССР знакомы каждому выросшему в СНГ и вызывают ностальгию и светлые воспоминания.