Мойка 

Расчет приведенной интенсивности движения. Интенсивность движения и уровень загрузки автомобильной дороги транспортными потоками Высокая интенсивность движения

Эффективная работа автомобильного транспорта в большой степени зависит от транспортно-эксплуатационного состояния дороги.

Важными транспортно-эксплуатационными показателями являются: интенсивность движения , пропускная и провозная способность, уровень загрузки дороги движением, скорость транспортного потока , плотность потока, себестоимость перевозки пассажиров и грузов и др.

Указанные параметры, наряду с показателями безопасности движения автомобилей, не только отражают эксплуатационное состояние дорог в различные периоды года, но и позволяют оценить эффективность мероприятий по ремонту дорог и организации движения .

Интенсивность движения - количество автотранспортных средств , проходящих через данное сечение дороги в единицу времени.

Интенсивность движения и состав транспортного потока определяются визуально. Фиксируется количество транспортных средств, прошедших по дороге за единицу времени по каждой полосе движения, с разделением грузовых автомобилей на группы в зависимости от их массы.

Среди методов определения параметров транспортного потока можно выделить: 1) контактно-механические; 2) магнитно-индуктивные; 3) зондирующих импульсов; 4) по излучению автомобиля. Для них используют детекторы транспорта.

Интенсивность расчетная - интенсивность в транспортных единицах в сутки, устанавливаемая на определенный период прогнозирования и принимаемая при проектировании.

Уровень загрузки дороги движением рассчитывают по формуле:

где N - среднечасовая интенсивность движения, приведенная к легковому автомобилю, авт./ч.;

Р - максимальная пропускная способность, авт./ч.

Пропускная способность максимальное число автомобилей, которое может пропустить данное сечение, участок или дорога в целом в единицу времени с максимальной скоростью, обеспечивающей безопасность движения, и определяемой в каждом конкретном случае состоянием проезжей части, плотностью движения и иными дорожными условиями.

Для оценки транспортно-эксплуатационного состояния дороги определяют фактически обеспеченную максимальную скорость одиночного легкового автомобиля, средние скорости свободного движения и транспортного потока.

Среднюю скорость свободного движения по результатам измерения при невысокой интенсивности транспортного потока:

Где V i - мгновенная скорость i-ого автомобиля на данном участке, км/ч; n- число автомобилей, для которых измерены скорости.

Уровень загрузки - это отношение интенсивности движения к пропускной способности. Определяют по формуле

Различают 6 уровней загрузки а/д:

Уровень загрузки А - максимальная интенсивность движения не превышает 20% от пропускной способности. Уровень загрузки Б-максимальная интенсивность движения 20%-50% от пропускной способности.


Уровень загрузки В - максимальная интенсивность движения составляет 50%-70% от пропускной способности.

Уровень загрузки Г - максимальная интенсивность движения 70%-90% от пропускной способности.

Уровень загрузки Г-а - максимальная интенсивность движения 90%-100%.

Уровень загрузки Г-б - максимальная интенсивность движения превышает 90%.

Уровень загрузки может быть определен количеством автомобилей на единицу длины дороги.

С уровнем загрузки дороги непосредственно связаны удобства движения, чем меньше дорога загружена тем больше удобств для движения. Сообразуясь уровнями загрузки, удобства движения на дороге характеризуются следующим образом:

Свободное движение(уровень загрузки А);

Движение группами (уровень загрузки Б);

Движение большими группами(уровень загрузки В);

Движение колонной с интервалом внутри нее(уровень загрузки Г);

Движение непрерывной колонны (уровень загрузки Г-а);

Движение непрерывной колонной с остановками(уровень загрузки Г-б);

Уровни удобства, характеризующие изменение взаимодействия автомобилей в транспортном потоке, следует использовать:

для обоснования числа полос движения на всей дороге и на ее отдельных участках;

для обоснования ширины полосы отвода;

при разработке стадийных мероприятий по повышению пропускной способности;

для выбора средств регулирования движения;

при установлении предельной интенсивности для рассматриваемой категории дорог с учетом района и ее приложения и движения на ней.

Основными характеристиками уровней загрузки движения кроме уровня загрузки принята скорость (коэффициент скорости) и интенсивность движения (коэффициент насыщения движением). Коэффициент скорости движения:

где V z - средняя скорость движения при рассматриваемом уровне удобства;

V z - то же, при уровне удобства А.

Коэффициент насыщения движением:

где qmax - средняя плотность движения при рассматриваемом уровне, авт./км;

qz - максимальная плотность движения, авт./км.


16. Методы оценки безопасности дорожного движения .

Для принятия решения о проектирования, реконструкции, капремонта и содержания а/д необходимо учитывать не только тенденции развития автотранспорта, но и вероятность возникновения ДТП.

Оценка безопасности осуществляется следующими методами:

Статический метод.

Основан на учете данных статистической отчетности и прогнозов изменения аварийности в результате применения определенных организационно-технических мероприятий.

Прогноз аварийности определяется по формуле:

Среднегодовое количество аварий до введения мероприятия, авто/год;

Снижение числа аварий в долях единицы.

В случаях, если применяется несколько мер по снижению аварийности, то

Метод потенциальной опасности.

Основан на системе прогнозирования аварийнойсти путем учета отдельных или совокупных факторов, приводящих к возникновению ДТП. Базируется этот метод на оценке ситуации эксптом, который учитывает степень влияния различных факторов на возникновение ДТП . К числу факторов относят: скорость, интенсивность, система регулирования транспортного потока, условия движения транспортного потока, режим работы светофоров и т.д.

Метод конфликтных ситуаций.

Заключается в экспериментальном определении числа конфликтных ситуаций с последующим пересчетом на число аварий. Под конфликтной ситуацией подразумевается состояние, при котором в течении последующего времени (до 1 сек) произойдет столкновение или иная коллизия, если хотя бы один из участников не предпримет уклончивые действия.

Метод конфликтных точек.

Основан на определении количества конфликтных точек, их суммировании и последующем пересчете на бальную систему или определении опасности по количеству конфликтных точек. Чем выше количество конфликтных точек, тем больше опасность участка дороги или перекрестка.

Простейшая модификация метода заключается в элементарном подсчете конфликтных точек. Последующая модификация мтала различать конфликтные точки по степени опасности:

пересечения - 5 баллов;

слияния - 3 балла;

разветвления - 1 балл.

Чем меньше ∑ баллов, тем безопаснее перекресток.

Расчетная интенсивность принимается в транспортных единицах, если легковых автомобилей в потоке менее 30% от общего потока.

Все элементы дорог каждой категории рассчитывают на обеспечение безопасного движения автомобилей с так называемой расчетной скоростью, которая тем больше, чем выше категория дороги.

Категория дороги Расчетные скорости, км/ч
основная на трудных участках
пересеченной местности горной местности
Iа Iб II III IV V

Расчетные скорости движения для дорог I категории примерно соответствуют скоростям, которые развивают на дороге одиночные легковые автомобили, а расчетная скорость для дорог IV категории близка к максимальным скоростям грузовых автомобилей.

Однако, поскольку по дорогам всех категорий ездят одинаковые автомобили, при проектировании дорог минимально допустимые элементы плана и профиля (радиусы кривых, продольные уклоны и др.), устанавливают только в трудных условиях рельефа и в населенных пунктах.

Везде, где этого можно достигнуть без существенного удорожания стоимости строительства, назначают элементы дороги, обеспечивающие безопасное движение со скоростями, соответствующими современным легковым автомобилям.

Важной характеристикой потока автомобилей является средняя скорость движения. При малой интенсивности отдельные автомобили могут в полной мере реализовать свои динамические качества. При возрастании интенсивности начинает проявляться взаимовлияние автомобилей, в результате которого устанавливается некоторая средняя скорость потока транспорта. Эта скорость является характеристикой пропускной способностью дороги, т.е. количества автомобилей, которое может проехать по дороге за единицу времени.

Методика определения параметров проектируемой автомобильной дороги следующая: в зависимости от интенсивности дорожного движения определяется категория дороги, а затем для данной категории определяются характеристики автомобильной дороги.

Нормативные требования к автомобильным дорогам /СНиП 2.05.02-85/

Показатели Категории дорог
II III IV V
Расчетные скорости, км/ч: основная/допустимая на трудных участках 150/120-80 120/100-60 120/100-60 100/80-50 80/60-40 60/40-30
Нормативная расчетная подвижная нагрузка на ось, кН
Число полос движения 4; 6; 8 4; 6; 8
Ширина полосы движения, м 3,75 3,75 3,75 3,5 4,5
Ширина п.ч., м 15; 22,5; 30 15; 22,5; 30 7,5 4,5
Ширина обочины, м 3,75 3,75 3,75 2,5 1,75
Наименьшая ширина укрепленной полосы, м 0,75 0,75 0,75 0,5 0,5 -
Наименьшая ширина разделительной полосы между разными направлениями, м - - - -
Наименьшая ширина укрепленной полосы на разделительной полосе, м - - - -
Ширина земляного полотна по верху, м 28,5; 36; 43,5 27,5; 36; 42,5
Наименьшие радиусы кривых в плане, м
Наибольшие продольные уклоны, % 0
Наименьшие радиусы кривых в продольном профиле, м: Выпуклых/вогнутых (основн. – в горной местн.) 8000-4000 5000-2500 5000-2500 3000-1500 2000-1000 1500-600
Наименьшее расстояние видимости, м: Поверхности дороги/встречного автомобиля 300/- 250/450 250/450 200/350 150/250 85/170

Характеристики сети автомобильных дорог России и Ростовской области /тыс. км/

Характеристика Протяжён ность (тыс. км) С твёрдым покрытием % Обеспеченность автодорог, км Доля данной категории в сети автомобильных дорог числитель-Россия знаменатель-РФ
на 1 тыс. кв. км площади на 1 тыс. чел. Населения
Значение автомобильной дороги РФ РО РФ РО РФ РО РФ РО
Автомобильные дороги всего 57,4 148,5 6,7 3,43 1\1,2 5\9 21\18 58\69 15\28
В том числе общего пользования 11,3 90,7 99,9 30,8 3,6 2,6 7\19 39\72 47\9 6\0 1\0
В том числе федерального значения 46,4 0,71 99,3 0,2\10 1,8\5 18\20 63\74 17\1
Территориального значения 532,6 10,6 99,9
Ведомственные и частные 4,4

Структура Министерства транспорта Российской Федерации

· Федеральная служба по надзору в сфере транспорта

· Федеральное агентство воздушного транспорта

· Федеральное дорожное агентство

· Федеральное агентство железнодорожного транспорта

· Федеральное агентство морского и речного транспорта

· Федеральное агентство геодезии и картографии

Федеральное агентство:

· является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;

· в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации;

· ведет реестры, регистры и кадастры;

· не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации.


Лекция 2

Тема: "Организация проектирования и состав проекта на строительство автомобильной дороги"

П-10.1. При проектировании новых и реконструкции эксплуатирующихся <<дорог>> одним из главных параметров, используемых в технико-экономических расчетах, является интенсивность <<движения>> . Суточная интенсивность <<движения>> используется для расчетов <<дорожной>> одежды и экономических показателей, а часовая - для расчета пропускной способности <<дороги>> , разработки мероприятий по повышению <<безопасности>> <<движения>> .

П-10.2. Среднегодовую суточную интенсивность <<движения>> определяют в соответствии с рекомендациями ВСН 42-87 Минтрансстроя СССР ("Инструкция по проведению экономических изысканий для проектирования автомобильных <<дорог>> ").

П-10.3. На эксплуатирующихся <<дорогах>> часовая интенсивность определяется непосредственными наблюдениями или по результатам автоматического учета <<движения>> .

Интенсивность <<движения>> изменяется в течение суток, по дням недели, по месяцам. Каждое из этих изменений характеризуется своим коэффициентом неравномерности <<движения>> , определяемым как отношение часового объема <<движения>> к суточному (), суточного объема к объему за неделю (), месячного объема <<движения>> к годовому ().

Суточная среднегодовая интенсивность определяется через часовую интенсивность:

авт./сут. (П-10.1)

П-10.4. При отсутствии данных учета <<движения>> на соответствующих <<дорогах>> или проектировании новых <<дорог>> часовая интенсивность <<движения>> может быть рассчитана по формуле

авт./ч, (П-10.2)

Где - среднегодовая суточная интенсивность <<движения>> авт./сут;

Коэффициенты неравномерности интенсивности <<движения>> , соответственно по часам суток, дням недели, месяцам года, определяются по табл.П-10.1 как ориентировочно средние и могут уточняться на основе данных учета <<движения>> .

Коэффициенты неравномерности <<движения>>

Таблица П-10.1

часы суток
0,02 0,02 0,02 0,02 0,022 0,024 0,04 0,06 0,055 0,055 0,05 0,05 0,052 0,05 0,06 0,06 0,065 0,065 0,05 0,05 0,04 0,03 0,03 0,02
дни недели понедельник вторник среда четверг пятница суббота воскресенье
0,14 0,14 0,14 0,145 0,16 0,15 0,13
месяца года январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь
0,04 0,03 0,045 0,085 0,11 0,12 0,13 0,12 0,11 0,11 0,06 0,04

Среднегодовой коэффициент неравномерности <<движения может быть принят равным 0,083.

Текст документа сверен по:
официальное издание
/ Росавтодор. - М.: ГП "Информавтодор", 2002

Интенсивность движения количество автомобилей, проходящих через определенное сечение дороги в единицу времени (за сутки или за один час).

Строительный словарь .

Смотреть что такое "Интенсивность движения" в других словарях:

    интенсивность движения - Количество транспортных средств, которые проходят по дороге за определенное время. Syn.: густота движения … Словарь по географии

    интенсивность движения - 3.16 интенсивность движения: Количество транспортных средств, проходящих через сечение дороги за единицу времени (за сутки авт/сут, за час авт/ч). Источник: СП 122.13330.2012: Тоннели железнодорожные и автодорожные 3.3 интенсивность движения:… …

    Интенсивность движения автомобилей, приведенная к расчетному автомобилю. Источник: Справочник дорожных терминов … Строительный словарь

    Интенсивность движения на автомобильной дороге - интенсивность движения количество транспортных средств, проходящих через поперечное сечение автомобильной дороги в единицу времени (за сутки или за один час);... Источник: Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827 (ред. от… … Официальная терминология

    интенсивность движения транспорта - Общее количество транспортных средств, проходящих через некоторое сечение дороги в единицу времени [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики транспорт в целом EN traffic concentrationtraffic density … Справочник технического переводчика

    Среднегодовая суточная интенсивность движения автомобилей, устанавливаемая на определенный период и принимаемая за основу для назначения категории дороги и ее параметров при проектировании. См. также Прогнозирование интенсивности движения, разд.… … Строительный словарь

    Общее количество транспортных средств, проходящих через некоторое сечение дороги в единицу времени (Болгарский язык; Български) интензивност на движение на транспорта (Чешский язык; Čeština) intenzita dopravního ruchu (Немецкий язык; Deutsch)… … Строительный словарь

    среднегодовая суточная интенсивность движения - 3.6 среднегодовая суточная интенсивность движения: Отношение количества транспортных средств, прошедших через определенное поперечное сечение автомобильной дороги за год, к количеству суток в году. Источник: ОДМ 218.2.032 2013: Методические… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    среднемесячная суточная интенсивность движения - 3.7 среднемесячная суточная интенсивность движения: Отношение количества транспортных средств, прошедших через определенное поперечное сечение автомобильной дороги за месяц, к количеству суток в данном месяце. Источник: ОДМ 218.2.032 2013:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    часовая интенсивность движения - 3.5 часовая интенсивность движения: Общее количество транспортных средств, прошедших через определенное поперечное сечение автомобильной дороги в течение 1 ч. Источник: ОДМ 218.2.032 2013: Методические рекомендации по учету движения транспортных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Книги

  • Современные движения земной коры , Никонов А.А.. В разных районах нашей планеты происходят движения земной коры. С помощью высокоточных приборов удается не только измерить эти перемещения, но и в ряде случаев предсказать их интенсивность,…
  • Неудавшаяся революция цвета ислама. Причины подъема и упадка Зеленого движения в Иране , Н. А. Филин. Исследование посвящено изучению причин и последствий политического кризиса в Иране, случившегося после президентских выборов 2009 г. Предметом анализа стали социально-экономическое положение…

Основные элементы автомобильных дорог

1. Характеристики транспортных потоков на дорогах.

2. Классификация автомобильных дорог.

3. План, продольный и поперечный профили, геометрические элементы дорог, земляное полотно.

4. Искусственные сооружения, условия их использования.

1. Характеристики транспортных потоков на дорогах

Транспортно - эксплуатационные характеристики автомобильных дорог – это совокупность параметров, которые определяют технический уровень дороги и ее эксплуатационные возможности.

Основными характеристиками являются :

1) интенсивность; 2) плотность; 3) пропускная способность; 4) ровность и шероховатость дорожного покрытия; 5) прочность дорожной одежды; 6) себестоимость перевозок.

Интенсивность – это количество транспортных средств, которые проезжают через определенное сечение дороги в обоих направлениях за единицу времени (сутки, час, год).

Интенсивность бывает: средняя; годовая; фактическая; приведенная и расчетная.

Пропускная способность дороги – это количество автомобилей, которые могут проехать через данное сечение дороги за единицу времени.

Скорость транспортного потока – это средняя техническая скорость автомобилей, из которых состоит транспортный поток.

Плотность движения – это количество автомобилей, которое приходится на единицу длины дороги.

Плотность и скорость движения зависят от типа дорожной одежды, состояния покрытия, от геометрических элементов дороги.

Состояние покрытия проезжей части характеризуется его ровностью и шероховатостью. Ровность и шероховатость являются важными факторами безопасности дорожного движения.

Грузонапряженность – это общая масса грузов, которые перевозятся по данному участку дороги в обоих направлениях за единицу времени.

2. Классификация автомобильных дорог

Автомобильные дороги общего пользования по закону Украины «Об автомобильных дорогах» разделяются следующим образом (рис. 3.1).

Рисунок 3.1 – Классификация автомобильных дорог

общего пользования

Магистральные – автомобильные дороги совмещены с международными транспортными коридорами и международными автомагистралями категории «Е».

Региональные – автомобильные дороги, которые соединяют столицу с административными центрами области и городами государственного подчинения.

Территориальные – автомобильные дороги, которые соединяют административные центры областей и районов между собой.

Районные – автомобильные дороги, которые соединяют административные центры районов с населенными пунктами в пределах района и населённые пункты между собой.

Техническая классификация автомобильных дорог по категориям в зависимости от расчетной среднегодовой суточной перспективной интенсивности движения включает пять категорий.

Расчетную скорость движения при проектировании автомобильных дорог следует принимать на основе определенной категории и конкретных условий прокладки, в зависимости от рельефа местности .

3. План, продольный и поперечный профили, геометрические элементы дорог, земляное полотно

Трассу автомобильной дорогу следует прокладывать по кратчайшему направлению с учетом элементов рельефа и ситуации местности.

Трассой называют положение геометрической оси дороги на местности. Трасса определяется двумя проекциями: горизонтальной проекцией в плане и вертикальной – в продольном профиле .

Графическое отображение проекции трассы на горизонтальной плоскости, выполненное в уменьшенном масштабе – называется планом трассы . Его выполняют на топографической карте с существующей ситуацией местности.

Развернутое продольное сечение дороги вертикальной плоскостью называется продольным профилем . Продольный профиль характеризует крутизну отдельных участков дороги, которая измеряется продольным уклоном. Продольный уклон является одной из важнейших характеристик качества автомобильных дорог.

Естественные уклоны местности иногда превышают допустимые показатели, поэтому в таких случаях следует часть грунта срезать на подъемах и подсыпать в пониженных местах (насыпь и выемка).

Основные элементы продольного профиля – уклоны, радиусы вогнутых и выпуклых вертикальных кривых назначаются в зависимости от категории дороги.

Поперечным профилем называется изображение в уменьшенном масштабе сечение дороги вертикальной плоскостью, которая перпендикулярна к оси дороги.

Поперечный профиль включает следующие элементы (рис. 3.2).

Рисунок 3.2 – Схема поперечного профиля автомобильной дороги: 1 – откос земляного полотна; 2 – укрепление откоса земляного полотна засевом трав; 3 – обочина; 4 – кромка проезжей части; 5 – основа насыпи; 6 - проезжая часть; 7 – ось поперечного профиля; 8 – слои дорожной одежды; 9 – тело насыпи; 10 - укрепленная полоса обочины; 11 – бровка земляного полотна; 12 – заложение откоса; 13 – кювет

Проезжая часть – основной элемент дороги, предназначенный для непосредственного движения транспортных средств. В зависимости от интенсивности движения транспортных средств проезжая часть может быть 1- 2- 3- или много полосной.

Сбоку от проезжей части расположены обочины. Их используют для временных остановок автомобилей, а также для размещения дорожно - строительных материалов при ремонтах.

Вдоль проезжей части на обочине устраивают укрепительные краевые полосы, которые повышают прочность кромки дорожной одежды.

Для расположения проезжей части на необходимом уровне от поверхности земли сооружают земляное полотно, которое прокладывают в насыпи, выемке или полунасыпи-полувыемке.

Откос земляного полотна предназначен для обеспечения его устойчивости.

Бровка земляного полотна – это линия пересечения плоскости обочины с плоскостью откоса.

Крутизна откоса назначается в зависимости от повышения бровки конструкции земляного полотна, вида грунта.

Кюветы предназначены для отведения воды от земляного полотна и являются резервами, из которых выбирается грунт для возведения невысоких насыпей.

Полоса отвода – это полоса местности, на которой расположено земляное полотно соответствующие сооружения, зеленые насаждения и дома службы эксплуатации.

Кромка – это граница проезжей части.

Земляное полотно – дорожное сооружение, которое служит основанием для размещения слоев дорожной одежды и других элементов дороги.

Независимо от погодных условий и времени года земляное полотно должно сохранять свою геометрическую форму.

Земляное полотно состоит из:

1) рабочего слоя верхней части земляного полотна;

2) тела насыпи;

3) откосных частей;

4) тела насыпи (тела выемки) (рис. 3.2).

Откосные части насыпи или выемки представляют собой боковые наклонные поверхности, которые ограничивают искусственно отсыпанное земляное сооружение.

К земляному полотну относят также связанные с ним соответствующие сооружения, которые необходимы для отведения поверхностных вод (дренажи) канавы и боковые резервы.

4. Искусственные сооружения, условия их использования

К искусственным сооружениям можно отнести трубы, мосты, путепроводы, виадуки, галереи, подпорные стенки и тому подобное .

Трубы устраивают в теле земляного полотна на суходолах или при пересечении небольших ручьев. Также их используют под съездами или переездами. Они предназначены для пропуска небольших объемов воды под дорогой.

Мост совмещает участки дороги, которые находятся по бокам реки, используется для переходов водных препятствий. суходолов, ущелий.

Тоннели используются для прокладки автомобильной дороги сквозь толщу горного массива или под водным препятствием. В горной местности тоннели проектируют через горные хребты, или вдоль крутых косогоров, районах сдвигов, обвалов, осыпей.

Виадук – это мост большой высоты, который расположен над глубоким ущельем, лощиной или оврагом. Виадуки через узкие ущелья проектируют однопролётными, ввиду высокой стоимости и сложности возведения промежуточных опор.

Галереи устраивают на горных дорогах для защиты от снежных лавин и камнепадов. Их располагают на крутых косогорах с наклоненной поверхностью для скатывания камней, совпадения снежных лавин.

Подпорные стенки ограждают и сохраняют дорогу от разрушений на крутых склонах в горной местности. Их устраивают вместо откосов земляного полотна на крутых косогорах, в районах оползней, на берегах рек. Подпорные стенки строят из железобетона, бетона или каменной кладки.

Трубы водопроводные классифицируют:

– по виду материала: 1) бетонные или каменные; 2) железобетонные 3) металлические;

– по геометрической форме: 1) круглые; 2) прямоугольные; 3) арочные (из камня); 4) овоидальные;

– по характеру гидравлической работы: 1) безнапорные; 2) полунапорные; 3) напорные;

– по технологии строительства: 1) монолитные; 2) сборные.

Мосты и эстакады классифицируют:

– по габаритам: малые – до 25 м; средние – до 60 м; большие более 100 м;

– по виду материала: деревянные; металлические; железобетоне; комбинированные;

– по технологии строительства: монолитные; сборные; рубленые (деревянные); клёпаные (металлические); сварные (металлические); сварно-омоноличенные; клеенные (на синтетическом клее);

– по характеру работы: балочные; балочно-консольные; ферма-балка; арочные; вантовые.

По данной теме рассмотрены характеристики транспортных потоков на дорогах, классификация автомобильных дорог и основные элементы конструкции дороги, элементы искусственных сооружений.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильных дорог.

2. Что такое интенсивность движения?

3. Какие показатели покрытия проезжей части влияют на безопасность движения?

4. Как классифицируют автомобильные дороги?

5. Сколько существует категорий автомобильных дорог?

6. Что такое план трассы?

7. Какие элементы включает поперечный профиль дороги?

8. Как проектируют земляное полотно в зависимости от рельефа местности?

9. Какие искусственные сооружения используют при проектировании дорог?

10. Что устраивают на горных дорогах для защиты от снежных лавин и камнепадов?