Покраска

Военная техника бат. Боевые машины разминирования

Если в XIX веке саперы могли вполне обходиться лопатами, топорами, пилами и прочим ручным инструментом, то сегодня, чтобы открыть дорогу , БМП и пехоте, нужны тяжелые инженерные машины, которые могут достаточно быстро сделать проход в минном поле, навести переправу, засыпать противотанковый ров, снести проволочные заграждения, расчистить дорогу.

Не стоит думать, что современнейший танк М1 «Абрамс» или Т-90 имеют лучшую проходимость, нежели ветхозаветные БТ-7 или Pz.Kpfw III. А вот сделать для них проходы требуется куда быстрее. Если в 1940-х противотанковый ров был просто досадной помехой, способной сорвать атаку, то сегодня задержка танков у рва хотя бы на несколько минут чревата тем, что они будут накрыты огнем боевых вертолетов, высокоточных ракет и снарядов, прилетающих издалека, и понесут тяжелые потери.


БАТ-М: путепрокладчик
БАТ – бульдозер на артиллерийском тягаче (тягач АТ-Т), предназначен для механизации инженерных работ при прокладке колонных путей, подготовке дорог, расчистке местности. Масса: 2,75 т; 12-цилиндровый дизельный двигатель В-401 жидкостного охлаждения мощностью 305 кВт (415 л.с.); скорость: до 35 км/ч; скорость очистки дороги: 15 км/ч; скорость прокладки грунтового пути: 5–8 км/ч; экипаж: 2 чел.; оснащен автокраном грузоподъемностью 2 т

Афганские находки

Перечислить всю технику для преодоления препятствий, которой располагают наши инженерные войска, невозможно. Это десятки образцов. Но о самых широко используемых рассказать стоит.

Самым серьезным препятствием и для танков, и для пехоты были и по сей день остаются мины. боевой машины разминирования (БМР) начинается в далеких 1980-х в Афганистане. Основным инструментом этой машины стал знаменитый советский минный катковый трал КМТ-5М и его дальнейшее развитие КМТ-7. Их предшественник, трал ПТ-3, появился еще в годы Великой Отечественной войны и великолепно себя проявил уже в Курской битве. Тогда катковые тралы навешивались на танки. Но сначалом минной войны в Афганистане быстро выяснилось, что тралов у 40-й армии достаточно, а вот с носителями, то есть танками, дело обстоит хуже. Слишком много их повсеместно требовалось.

Сегодня уже никто не скажет, кому первому пришла в голову мысль навешивать тралы на танковые тягачи БТС (по другим данным, на трофейные Т-54 или Т-55). Как бы там ни было, идея оказалась дельной. Во-первых, экономились современные танки. Во-вторых, место механиков-водителей придумали устраивать не на самом дне машины, а на крыше, для чего, правда, пришлось удлинить рычаги управления. Экипаж прикрывался бронелистами или иногда башней со снятой пушкой. Дно машины выстилалось пластиковыми канистрами с водой. Канистры хранили запас воды, никогда не лишний в жаркой стране, и служили прекрасным гасителем ударной волны, если мина вдруг рванет под днищем. Такие машины отлично тралили маршруты, а если и подрывались, то экипаж оставался цел.

Боевые качества этих самоделок быстро и по достоинству оценили в Министерстве обороны. Было выдано задание на разработку машины, которой присвоили обозначение БМР. Первый образец построили вКиеве, автором проекта стал подполковник А.П.Хлесткин. Хотя конструировать-то особенно было нечего. Все исходное имелось – и танковое шасси, иотличный трал КМТ-5М, созданный в челябинском СКБ-200 под руководством В.И. Михайлова. И уже кконцу 1980 года в Афганистан стали поступать первые БМР, изготовленные на Львовском танкоремонтном заводе.


БМР-1: разминирование
Имеет усиленную броневую и противокумулятивную защиту днища под обитаемым отделением и обеспечивает траление мин с нажимными, штыревыми и неконтактными взрывателями. Имеется место для размещения трех саперов и их оборудования. Масса: (без трала, саперов и их имущества): 43 т; максимальная скорость: 60 км/ч; запас хода по шоссе: 550 км; вооружение: 12,7-мм закрытая зенитно-пулеметная установка; грузоподъемность крана: 2,5 т; трал КМТ-7

Цена высокомерия

БМР заводского изготовления сразу же нашли свое место в боевых порядках войск. Они позволили резко снизить потери техники на минах, увеличить скорость движения колонн. Поток заявок быстро нарастал. Машину требовали не только танкисты, но и пехота, тыловые батальоны. Обойти препоны военной бюрократии было несложно, ведь БМР относились не к бронетанковой технике, а к инженерной и не считались штатной машиной исключительно танковых частей.

Конструкторы, учитывая недостатки и «детские болезни» первых образцов, оперативно разработали БМР-2, а позднее и БМР-3. Последний оказался настолько удачным, что в начале XXI века стало возможным представить БМР на международном рынке вооружений. Причем для этого были основания исторического характера. Входе арабо-израильских войн 1967 и 1973 годов Израиль захватил у египтян довольно много тралов КМТ-5 советского производства. Израильские военные быстро приспособили их к своим «Меркавам» истали сбольшим успехом использовать.

В иракских войнах американцы понесли чувствительные потери на противотанковых минах, хотя тщательно скрывают эти неприятные для них факты. Еще больше потерь они стали нести после объявления о достигнутой победе. А вот приемлемых противоминных тралов у американцев не было, ибо они высокомерно пренебрегали этой техникой в 1950–1970-х. Попытки вернуть в обновленном виде цепные тралы времен Второй мировой закончились провалом. Пришлось американцам идти на поклон к израильтянам и покупать у них минные тралы советского производства.


Большое количество ИМР участвовали в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Лишь с их помощью удалось установить дистанционно управляемые краны и приступить к возведению саркофага

Катки, магнит и плуги

Принцип каткового трала, этого основного инструмента БМР, очень прост. К двум рамам, закрепленным на броне, подвешены несколько тяжелых прочных стальных колес, которые катятся впереди машины и, наезжая на мину, заставляют ее взорваться. Прочность этой конструкции такова, что катки выдерживают до десяти взрывов. Вышедшие из строя катки легко заменить. По статистике, на минном поле машина может встретить не более 1–3 мин.

Принцип прост, но вот добиться того, чтобы каждый каток катился по земле независимо от соседних и тщательно перекатывался по любому бугорку или ямке (как говорят конструкторы, копировал местность), да еще чтобы при этом на него воздействовал вес всей конструкции (что крайне важно для срабатывания мины), смог только наш конструктор В.И.Михайлов. Российский трал практически не пропускает ни одной мины. Американские и английские конструкторы создать удовлетворительные образцы каткового трала не сумели.

БМР, а точнее трал, подвешенный к этой машине, может бороться и с минами, которые реагируют не на давление, а на магнитное поле танка. Два наклонно стоящих цилиндра над катками – это ЭМТ (электро-магнитный трал). Цилиндры создают впереди машины магнитное поле, аналогичное тому, которое имеет танк. Мины взрываются перед тралом, не нанося повреждений машине.

Оснащен БМР и тралом выкапывающего типа. Две секции расположены позади катков. Ножи при движении БМР зарываются в землю на глубину, на которой обычно устанавливаются противотанковые мины, выкапывают мину и отбрасывают ее в сторону.

Такой плужный трал необходим, поскольку существуют мины, срабатывающие не от одного, а от двух последовательных нажатий. К таким относятся, например, наша МВД-62 или британская No.5 Mk4. Делать же трал с двумя рядами катков нерационально, ибо он окажется слишком тяжелым.

Но, к сожалению, плужный трал применим только на местности с определенным качеством грунта. При каменистых, скальных грунтах, на дорогах ствердым покрытием «плугу» делать нечего.


БМР-3М. Разминирование
ИМР. Дороги и траншеи. Инженерная машина разграждения – армейская машина, предназначенная для прокладки дорог по пересеченной местности, в лесу и городских завалах, для отрывки и засыпки котлованов. Масса: 37,5 т; максимальная скорость по шоссе: 59 км/ч; экипаж: 2 чел; скорость при работе бульдозерным оборудованием: до 12 км/ч; максимальный вылет стрелы: 8,8 м; грузоподъемность стрелы: 2 т

Прогрызатель дорог

Однако мины – далеко не единственное искусственное препятствие, способное остановить движущиеся войска. Противотанковые рвы, эскарпы и контрэскарпы, надолбы, баррикады, барьеры, завалы из деревьев, городские руины, наконец, не по зубам минному тралу.

Еще в далекие 1970-е на вооружение советских инженерных войск была принята машина под обозначением ИМР (инженерная машина разграждения). Ее основной задачей стала расчистка маршрутов движения от невзрывных препятствий, прокладка колонных путей, очистка маршрутов от снега, оборудование переездов через рвы и т.п. в боевых порядках войск. А базой ИМР стал сначала танк Т-55, позднее Т-62 и наконец Т-72.

Прежде всего машину оснастили мощным бульдозерным оборудованием универсального назначения. Например, если нужно отрыть спуски в крутых склонах, крылья лопаты можно поставить в обычное прямое положение, как у тракторных бульдозеров. Если требуется очистить дорогу от снега, обломков, кустарника, крылья отводят назад. И тогда все, что мешает движению, отодвигается в стороны. Можно одно крыло завернуть назад, а другое вперед – это положение называется грейдерным; тогда все помехи движению будут сдвигаться в одну сторону. Если в этом положении лопату еще и наклонить, тогда ИМР способна создавать дорожное полотно и одновременно рыть кювет. Получится нормальная грунтовая дорога серповидного поперечного профиля. Достаточно засыпать ее щебнем или гравием, и она превратится в готовое шоссе. Важно отметить, что все эти трансформации бульдозерного оборудования экипаж проделывает, не выходя из машины. А это очень важно, например, на местности, зараженной отравляющими или радиоактивными веществами.


Американский аналог ИМР M1 Grizzly так и не вышел из стадии войсковых испытаний

Машины в атомном аду

ИМР оказалась единственной машиной, способной работать в первые дни Чернобыльской аварии прямо возле разрушенного четвертого энергоблока. Подступы к реактору оказались заваленными обломками здания и оборудования. Чтобы подобраться к очагу разрушений, требовалось сначала расчистить завалы. Но уровни радиации в те дни были таковы, что даже армейские радиометры зашкаливало (от 60 до 500 рентген в час). Возле реактора человек мог находиться считанные минуты, а то и секунды.
ИМР с ее мощной броней снижала уровни радиоактивного облучения экипажа в десять и более раз. Очень пригодилась телескопическая стрела с захватом-манипулятором, которой оснащена ИМР. Вылет стрелы – 8,8 м. С помощью манипулятора оператор машины как рукой может захватывать и перемещать в сторону предметы массой до 2т. Причем точность работы такова, что опытный оператор может мощными челюстями манипулятора закрыть коробок со спичками, лежащий на земле. Или поднять с земли и подать человеку сигарету.

У чернобыльского реактора ИМР собирали разбросанные куски урановых стрежней и складывали их в подвозимые контейнеры для дальнейшего захоронения, убирали обломки стен. С помощью ИМР удалось установить вокруг реактора несколько дистанционно управляемых кранов и начать возведение саркофага. Без этой уникальной машины подобную работу пришлось бы отложить на несколько месяцев, пока не снизится уровень радиации.

Едва ли не все имевшиеся тогда в армии ИМР были посланы в Чернобыль, и все они остались там навсегда. За время работы машины набирали так много радиации, что уже сама броня становилась радиоактивной. Десятки, если не сотни ИМР среди множества других машин теперь стоят на заброшенном аэродроме времен войны возле Припяти.

ИМР оказалась настолько удачной и востребованной войсками машиной, что на протяжении многих лет ее старались усовершенствовать. По опыту Афганистана попытались придать ИМР способности БМР. Для этого на машину навешивали катковый трал КМТ-7, плужный трал КМТ-6 иметаемые заряды разминирования УР-83. Но универсализация не пошла на пользу ИМР. Катковый трал лишал ИМР возможности пользоваться бульдозерным оборудованием и делал машину неманевренной. Плужный трал КМТ-6 перегружал переднюю часть ИМР, которая итак была нагружена весом бульдозера. Ящики установок разминирования ограничивали возможность пользоваться манипулятором. В конце концов ИМР вернули к начальной комплектации.


США
Попытки вернуть в обновленном виде цепные тралы времен Второй мировой войны закончились для армии США неудачно. Пришлось покупать у израильтян трофейные катковые тралы советского производства, а затем производить их клоны

Рабочий конь войны

ИМР – отличная машина, вот только слишком дорогая. И тяжелая. А инженерным войскам далеко не всегда нужна броня, да и манипулятор используется лишь от случая к случаю. Чаще всего для прокладывания путей движения танков, бронетранспортеров, БМП, самоходок, автотехники требуется лишь бульдозерное оборудование. Да иногда автокран, чтобы что-то поднять и переместить. Инженерные машины с таким ограниченным набором функций, конечно, существуют, и появились они гораздо раньше ИМР. Название машин отвечает их предназначению – это путепрокладчики. Первая такая машина появилась еще в 1960-х и получила обозначение БАТ (бульдозер на артиллерийском тягаче). В качестве базовой машины был взят тяжелый гусеничный артиллерийский тягач АТ-Т. Конструкция оказалась очень успешной, и ее полюбили в войсках.

Через несколько лет машину усовершенствовали. Добавили к бульдозерному оборудованию 2-тонный гидравлический кран и назвали новинку БАТ-М. Бульдозер оказался очень удобным для прокладки колонных путей (временных дорог для наступающих войск), очистки дорог от снега, валки деревьев, расчистки кустарников, устройства съездов на крутых склонах. Например, зимой БАТ-М чистит дорогу со скоростью до 15 км/ч, а летом прокладывает грунтовый путь со скоростью 5–8 км/ч. Конечно, лишь там, где исключен ружейно-пулеметный и артиллерийский огонь. Тем не менее кабина машины герметизирована и оснащена фильтро-вентиляционной установкой. Это значит, что БАТ-М способен работать на местности, зараженной отравляющими или радиоактивными веществами. Например, срезать и удалять зараженный грунт. Как и у ИМР, бульдозерное оборудование может иметь двухотвальное, грейдерное и прямое положения. Вот только изменять положение ножей приходится вручную.

БАТ-М полюбился военным еще за одно свойство. Двигатель, расположенный под кабиной, дает достаточно тепла, так что внутри машины комфортно в любой мороз. В конце 1980-х БАТ-М стали заменять более совершенной машиной БАТ-2, в кабине которой можно разместить кроме экипажа еще и саперное отделение.


Армия США и сейчас не располагает машинами, аналогичными нашим БМР, ИМР или даже БАТ-М. Американцам пришлось ограничиться навешиванием на танк М1 “Абрамс” практически полного аналога нашего трала КМТ-5. С 1999 года началась разработка аналога ИМР под названием M1 Grizzly (Breacher). Хотя в полевых руководствах армии США указано, что Grizzly состоит на вооружении, однако из стадии войсковых испытаний эта машина так и не вышла. А вот Германия, достаточно повоевавшая в XX веке, отнеслась к созданию машин, позволяющих “вломиться в дом соседа”, со всей серьезностью. Еще в 1968 году бундесвер принял на вооружение инженерную машину на базе танка Leopard 1 под названием Pionierpanzer, примерно равную по возможностям нашей машине ИМР. И все последующие годы шло ее совершенствование. Сегодня бундесвер использует современный вариант машины под тем же названием Pionierpanzer, однако уже на базе танка Leopard 2

Говорят, что в России всегда была самая мощная военная техника. Так рассуждают не только о машинах, используемых для ведения боевых действий, но и о приспособлениях обслуживающего характера. Яркий пример и неоспоримое подтверждение этому - гусеничный путепрокладчик «БАТ-М»!

Даже в этой, казалось бы, довольно повседневной машине отражен русский дух. Приближаясь к этому аппарату, невольно поражаешься его огромным размерам, а присмотревшись поближе, дивишься несуразности. Вроде бы есть гусеницы - значит, танк, но тут же видишь верхнюю часть машины, напоминающую грузовики из старых советских кинолент. Путепрокладчик «БАТ-М» - примерный образец советского конструктивизма!

Величавым и сильным он выглядит не только снаружи. Своими техническими характеристиками он ничем не уступает мощному танку.

Характеристики путепрокладчика

Созданный специально для глобальных идей и затей, помощник в уборке и стройках гигантских масштабов, путепрокладчик «БАТ-М», при его массе в 275 центнеров, т. е. в 27,5 тонн, оснащен большим (если в данных масштабах вообще возможно такое сравнение) баком для топлива (максимальной вместительностью в 0,9 тонн), что обеспечивает работоспособность нашего «зверя» до 15 часов. И это лишь малая часть сведений о нём.

«БАТ-М», технические характеристики которого больше напоминают танк, чем тягач, очень мощный. Вы только вдумайтесь: 305 лошадиных сил, а благодаря герметичной кабине и фильтру, машина может работать в условиях заражений и в облаках самых различных ядовитых газов! Именно это позволяет использовать путепрокладчик практически в любых условиях.

«БАТ-М» технические характеристики имеет очень внушающие. В эту конструкцию также входит огромный ковш (если можно его так назвать), способный работать в 3-х основных положениях, а именно: в бульдозерном, двухотвальном и грейдерном. Во всех рабочих режимах ковш имеет разную ширину - 5 метров, 4,5 м и Казалось бы, что на этом все, хватит. Но нет, можно регулировать не только какие-то определенные положения ковша, но и его высоту, т. е. возможно его поднятие и опускание, а это немаловажная «опция». Более того, в распоряжении «БАТ-М» имеется мощный способный поднимать ни много ни мало, а 2 тонны! Сам кран регулируется с выносного пульта, что позволяет одному человеку не концентрироваться только на управлении агрегатом, но и выполнять еще какие-то посильные обязанности. В целом можно отметить, что «БАТ-М» - настоящая находка для тех, кто любит универсальную и мощную технику.

С момента выпуска «зверя» и до нашего времени

Если вспомнить о начале выпуска этих монстров, а это был 1966 год, то можно сравнить «БАТ-М» с Николой Теслой, сказав, что машина опередила свое время, и даже тогда она не была так нужна, как сейчас. Если сейчас рассматривать тот рынок, что предлагают нам современные производители машин подобного плана, то ни одна из них не сможет тягаться с «БАТ-М» по функциональным возможностям, не говоря уже о ценах на такого рода продукцию, хоть незаменимую, но достаточно редкую.

Надежный старина «БАТ-М»

Вспоминая о годе производства, можно назвать эти машины пенсионерами, динозаврами, пережитками прошлого, но в противовес можно привести лишь один, но очень тонкий аргумент. О чем же можно говорить, если более, чем за 50 лет с начала производства этой техники не придумали машину, более удобную в использовании?

Актуально ли?

Модель «БАТ-М» актуальна и в наше время. Можно много говорить о её заслугах с технической стороны как оборудования, но не стоит забывать о ее преимуществах как средства эксплуатации: вместительная кабина, где с комфортом могут расположиться два взрослых человека, а из-за нахождения двигателя под кабиной легко решается проблема обогрева салона в холодное зимнее время.

Со стороны людей, вплотную имевших дело с этой необычной машиной (а это обслуживающий персонал и водители-эксплуататоры), можно получить удивительно единодушные отзывы. «БАТ-М», работа которого никого не оставила недовольным, получает от потребителей только хорошие оценки.

Преимущества путепрокладчика

«БАТ-М» - это инженерная машина, которая относится к классу дорожных. Обычно с ее помощью засыпают траншеи, рвы, воронки, прокладывают пути, расчищают дороги от обломков зданий или роют котлованы. Основой для такого путепрокладчика конструкторы выбрали тягач «АТ-Т». Эта машина способна передвигаться со скоростью до 35 км/час, а ее преимуществом является надежная герметизация кабины. Для того чтобы осуществить установку рабочего органа в грейдерное, бульдозерное или двухотвальное положение, нужно проводить работу с помощью гидропривода. Благодаря крановому оборудованию эта машина обладает мощной грузоподъемностью, и управлять ею можно при помощи выносного пульта.

Плюсы покупки «БАТ-М»

С помощью мощной лебедки машина может вытаскивать из грязи не только другую, стороннюю технику, но и сама себя, а это большой плюс в сторону покупки данной техники. Следующий аппарат в этой линейке («БТ-2») является более громоздким и менее поворотливым, поэтому более удобным в эксплуатации считается именно «БАТ-М». К очевидным плюсам относится также гусеничный ход: благодаря этому путепрокладчик может проехать практически везде, а за счет ширины гусениц - не проваливаться «под землю» на зыбких участках. Машина является очень надежной, прочной и безотказной в любых условиях. «БАТ-2» отличается от нее наличием саперного отделения, и эта модель полубронированная. «БАТ-М» более поворотлив, не такой длинный и менее громоздкий.

Путепрокладчик «БАТ-М»

Также БАТ-М может использоваться для

Общее устройство:

Силовое и трансмиссионное отделения расположены в передней части БАТ-М

Отделение управления находится в кабине БАТ-М, расположенной над двигателем.

В передней части БАТ-М установлено универсальное бульдозерное оборудование с гидравлическим управлением. Его крылья с помощью гидравлики могут устанавливаться в одно из трех положений - бульдозерное, двухотвальное, грейдерное.

В транспортном положении рабочий орган закидывается за кабину, что разгружает передние катки и обеспечивает машине хорошую проходимость по пересеченной местности.

Дополнительно путепрокладчик БАТ-М оснащён полноповоротным краном-стрелой грузоподъемностью 2 тонны.

База АТ-Т
Масса 27,5
Двигатель В-401 (415 л. С.)
Длина корпуса, мм 7050 (10500 с лыжей)
4500 5000 4000
Высота, мм 3700
Производительность при прокладывании колонных путей в кустарнике, мелколесье и по целине 4-8 км/ч;
Скорость расчистки колонного пути от снега (при глубине снега до 1 метра) 8-10 км/час
Производительность при перемещении грунта при устройстве аппарелей, спусков и оврагов, засыпке противотанковых рвов 100-200 м 3 /ч;
Производительность при проделывании проходов в каменных завалах 15-20 м/ч;
Грузоподъемность крана 2 т;
Вылет стрелы 5,4 м;
Тяговое усилие лебедки 20т
Максимальная скорость движения 35 км/ч;
Запас хода 550 км;
Экипаж чел

Вопрос №20) Назначение, ТТХ, общее устройство и применение путепрокладчиков БАТ-2

БАТ – Бульдозерный артиллерийский тягач.

Путепрокладчик «БАТ-2» предназначен для механизации инженерных работ при прокладке колонных путей, подготовке и содержания дорог.

Также БАТ-2 может использоваться для засыпки рвов, траншей, устройства пологих спусков на крутых склонах; проделывания проходов в завалах, прокладывания просек в кустарнике, мелколесье; расчистки дорог и колонных путей от снега, расчистки обломков зданий, отрывки кюветов; отрывки котлованов, окопов и укрытий для техники, грузоподъёмных работ, засыпки собранных в котловане блиндажей, убежищ.

Общее устройство.

Базовой машиной путепрокладчика является многоцелевой тяжелый транспортер-тягач МТ-Т, на котором установлено основное рабочее оборудование.

В задней части рамы расположены силовая установка с обслуживающими ее системами и трансмиссия.

В передней части находится кабина, предназначенная для размещения и защиты расчета от воздействия окружающей среды, а также для размещения органов управления и аппаратуры.

Инженерное оборудование: универсальный бульдозер, полноповоротный кран с телескопической стрелой грузоподъемностью 2 тонны, одностоечный рыхлитель с параллелограммной подвеской, лебедка с тяговым усилием 25 т.

Основным рабочим органом путепрокладчика является его бульдозерное оборудование. Его крылья с помощью гидравлики могут устанавливаться в одно из трех положений - бульдозерное, двухотвальное, грейдерное.

При бульдозерном положении крылья отвала находятся на одной линии с его центральной частью. В этом положении отвала путепрокладчик может рыть землю. Разрабатываемый грунт и предметы перемещаются только вперед.

При двухотвальном положении крылья отвала отклонены назад. В этом положении отвала путепрокладчик прокладывает колонный путь, очищает дорогу от снега. Разрабатываемый грунт, снег, различные предметы удаляются с пути в обе стороны от машины.

При грейдерном положении одно крыло отклонено вперед, а второе назад. В этом случае, разрабатываемый грунт, снег, предметы смещаются лишь в одну сторону от машины. Если при этом отвал перекосить в поперечном направлении, то становится возможным отрывать кювет, формировать серповидный поперечный профиль дороги.

Впереди отвала расположена ЛЫЖА, которая обеспечивает копирование отвалом местности и дает возможность иметь постоянную глубину заглубления или удерживать отвал выше уровня земли (например, при очистке дорог с твердым покрытием от снега)

База МТ-Т
Масса 39,7
Двигатель В-46-4
Длина корпуса, мм 9.64м. (12.65м. В рабочем положении)
Ширина, мм: При двухотвальном положении РО При бульдозерном положении РО При грейдерном положении РО 4000 4570 4280
Высота, мм 3690 (3340 в рабочем положении)
Скорость прокладки колонного пути 6-8 км/час;
Скорость прокладки колонного пути с валкой деревьев до диаметром до 30 см 2-3 км/час
Скорость очистки путей от снега при глубине покрова до 50см 8-15 км/час
Производительность при земляных работах 350-400 куб.м
Грузоподъемность крана 2 т;
Вылет стрелы 7.36м.
Рыхлитель: -глубина рыхления -категории разрабатываемого грунта 0.5м I-III
Лебедка: -тяговое 25 тонн

Год: 1973-1982
Наработка: без наработки
Состояние: с хранения, подготовлен к эксплуатации
Документы: ПСМ в наличии
Транспортировка: есть подъездные ЖД пути
Цена: по запросу руб / ед

Чтобы купить БАТ-М путепрокладчик отправьте быстрый запрос с сайта или на электронную почту. Специалисты свяжутся с вами, если есть наличие

Фото БАТ-М путепрокладчик



БАТ-М Видео



Описание БАТ-М

Путепрокладчик БАТ-М дорожная самоходная машина основным предназначением которой является прокладывание колонных путей. Далеко не весь список пополняют возможности расчищения бетонных и различного рода завалов, дорожного полотна и путей от снежных масс, прокладки просек в подлесках и низколесье. Машину применяют для рытья или засыпки разного рода блиндажей, укрытий и убежищ, окопов, кюветов и котлованов, задействуют в грузоподъемных работах.

Вездеход БАТ-М сконструирован на базе тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т (под кодовым названием Изделие 405 му). Имеет герметизированную кабину с вентиляционной фильтрующей установкой для работы в местности радиационной активности или зараженной отравляющими веществами. Даже в таких условиях экипаж может обходится без специальных средств химической защиты.

Рабочий орган может функционировать в бульдозерном или грейдерном положении, что позволяет использовать путепрокладчик для дорожных и землеройных работ. Лопата рабочего органа регулируется по высоте для снятия слоя грунта установленной толщины.

Специальный гидравлический привод опускает, поднимает, перекашивает в любую сторону рабочий орган, тем самым позволяет прибегать к принудительному заглублению.

Хорошая проходимость БАТ-М по болоту, размягченному грунту и снегу обусловлена опорной площадью гусениц, которая равняется танковой. Узел оборудования убирается за кабину снимая нагрузку с передних катков, тем самым давай возможность хорошей маневренности и проходимости через пересеченную местность.

На вездеход установлен кран, поднимающий грузы до 2х тонн. Машинист может одновременно выполнять задачи крановщика и стропальщика, так как кран оборудован выносным пультом управления.

Путепрокладчик БАТ-М способен автономно работать на протяжении 12-15 часов или делать броски на расстояния более 500 км.

Характеристики БАТ-М путепрокладчик

Шасси артиллерийский тяжелый тягач АТ-Т (Изделие 405 му)
Масса машины (без экипажа и оборудования) 27.5 т.
Габариты:
— в транспортном положении
длина 7.05м. (рабочий орган как показано выше)
ширина
высота 3.95м. (рабочий орган как показано на снимке выше)
— в рабочем положении
длина 10.4м. (по переднему кончику лыжи)
ширина 4.5м. (рабочий орган в двухотвальном положении)
высота 3.4м. (верхняя точка стрелы крана)
Дорожный просвет 38-41.5 см.
Железнодорожный габарит 1-Т
Удельное давление на грунт 072 кг/кв. см.
Минимальный радиус разворота 2.64 м.
Максимальный угол подъема 25 град
Максимальный угол крена 25 град
Максимальная глубина брода 1.1 м
Запас хода по топливу 1100 км
Максимальная скорость движения. 35 км/ч
Средняя скорость движения по грунтовым дорогам 20-25 км/ч
Скорость прокладки колонного пути по средне пересеченной местности 1.5-10 км/ч
Скорость прокладки колонного пути в кустарнике и низколесью 4-8 км/ч
Скорость расчистки маршрута 5-16 км/ч
Скорость расчистки колонного пути от снега. 8-10 км/ч (при глубине снега до 1 метра)
Скорость при снятии 10 см. грунта 4-5 км/ч
Производительность при отрывке спусков, котлованов и т.п. 400-450 куб.м/ч
Категории разрабатываемых грунтов I-IV
Экипаж 2 чел
Вместимость кабины 4 чел
Двигатель дизельный V-образный А-401
Мощность двигателя 305.23 квт. (415 л.с.)
Бульдозерное оборудование:
-ширина отвала в бульдозерном положении 5.0 м.
-ширина отвала в грейдерном положении 4.0м.
-ширина отвала в двухотвальном положении 4.5м.
— высота отвала 1.07м.
-заглубление отвала от дневной поверхности 0.24м.
-угол поперечного наклона отвала 8-9 градусов от горизонтального положения
Крановое оборудование:
— грузоподъемность (при любом вылете стрелы) 2 т.
-максимальный вылет стрелы 5.4м.
Лебедка:
-тяговое усилие 25.5 т.
-длина троса 100м.

При устройстве переходов через овраги и рвы, устройство спусков к переправам;

  • расчистки маршрута движения от кустарников, деревьев, пней, снега и камней, устройство проходов в завалах, в лесу и населенных пунктах;
  • укладки блоков дорожно-мостовых конструкций;
  • отрывание котлованов при самоокапывании, устройство проходов на местности, зараженной радиоактивными веществами.
  • Основными частями путепрокладчика является базовая машина (изделие 454 или МТ-Т) и рабочее оборудование.

    Рабочее оборудование, установленное на путепрокладчике БАТ-2, предназначенное для разработки мерзлых и не мерзлых грунтов, выполнения грузоподъемных работ. В состав рабочего оборудования входят бульдозерное оборудование, разрыхлительное и крановое оборудование, механизм отбора мощности, гидропривод и электрооборудования.

    Оборудование

    Рис.1.

    1 – бульдозерное оборудование, 2 – базовая машина 3 – крановое оборудование, 4 – разрыхлительное оборудования, 5 – продольный брус обхватывающей рамы.

    Бульдозерное оборудование предназначено для послойной разработки и перемещения грунта. Тип оборудования с универсальным отвалом. Ширина отвала в положении путепрокладчика 4000 мм, бульдозерном 4570 мм, грейдерным 4300 мм. Высота отвала 1200 мм. Размер углубления 450 мм, подъема 3700 мм. Угол перекоса отвала до 10 градусов.

    Бульдозерное оборудование располагается в передней части машины и состоит из обхватывающей рамы, толкающей рамы, отвала, лыжи и механизмов управления.

    Обхватывающая рама предназначена для передачи усилий от корпуса машины на толкательную раму. Она имеет П – образную форму и состоит из двух боковых продольных брусьев, соединенных в передней части корпуса машины поперечной балкой и двух упорных кронштейнов.

    Толкательная рама предназначена для передачи усилий, возникающих при разработке грунта, от обхватывающей рамы на отвал и прикрепленной к ней всех основных частей бульдозерного оборудования. Она представляет собой сварную конструкцию коробчатого сечения, выполненную в форме арки.

    Отвал предназначен для послойного срезания и формирование призмы грунта. Он воспринимает усилия от толкающей рамы в процессе разработки грунта. Основными частями отвала есть левое и правое крыло и центральная часть. Левое и правое крыло отвала одинаковые по строению и представляют собой сварную металлоконструкцию.

    Лижа предназначена для регулирования толщины срезаемого слоя почвы при путепрокладочном положении крыльев отвала. Она воспринимает вертикальные нагрузки, возникающие в процессе разработки грунта, и тем самым частично разгружает гидроцилиндры механизма подъема. При движении машины вперед лыжа копирует поверхность местности, заставляя приподниматься или опускаться отвал, поддерживает постоянную толщину срезаемого грунта. Она крепится к центральной части отвала и вынесена вперед. Основными частями лыжи является кронштейн, опора, цепь и гидроцилиндр.

    Механизмы управления предназначены для изменения положения бульдозерного оборудования. К ним относятся: два механизма установки крыльев, механизм перекоса отвала, механизм поворота и механизм подъема бульдозерного оборудования.

    В транспортном положении бульдозерное оборудование фиксируется двумя пальцами путем соединения балки с корпусом машины и двумя винтовыми штангами, которые соединяют корпус машины с качающимися стойками.

    Управление бульдозерным оборудованием осуществляется с пультов управления.

    Лыжи

    Рис.2.

    А – грейдерным положение, Б – бульдозерное положение, В – положение путепрокладчика. 1 – крыло, 2 – захват; 3 – телескопическая штанга; 4 и 13 – крюки; 5, 12, 18 – гидроцилиндры, 6 – толкающая рама, 7 – поперечная балка; 8 и 14 – рычаги; 9 и 11 – гидроцилиндры механизма перекоса; 10 – трубчатая цапфа; 15 – лыжа; 16 – цепь; 17 – полоз лыжи; 18 – палец; 20 – отвал; 21 – крышка; 22 – ножи отвала.

    Разрыхлительное оборудование предназначено для разрыхления твердых и мерзлых верхних слоев почвы. Оно установлено в задней части базовой машины и состоит из рабочего элемента и привода перемещения.

    Рабочий элемент состоит из стойки, наконечника и деталей крепления. Стойка является несущим элементом. Наконечник, который имеет устойчивое к износу наплавки, является переменной частью и непосредственно осуществляет отделение разрушения грунта при движении путепрокладчика.

    Привод перемещения рабочего элемента представляет собой Параллелограммную конструкцию, которая состоит из двух верхних тяг, рамы, корпуса и двух гидроцилиндров. Параллелограммная конструкция обеспечивает постоянный угол резания независимо от величины заглубления рабочего элемента в грунт.

    Разрыхления твердых и мерзлых грунтов осуществляется на задней передаче с включением реверса вперед. Рабочим элементом нарезают ряд продольных борозд на глубину 0,5 м с расстоянием между ними 0,7-0,9 м. При необходимости нарезаются поперечные борозды под углом 50-60 градусов к продольным.

    Разрыхлитель

    Рис.3.

    1 – балка; 2 – гидроцилиндр; 3 – корпус; 4 – рабочий элемент; 5 – рама.

    Крановое оборудование предназначено для механизации погрузочно-разгрузочных работ. Его максимальная грузоподъемность на всех вылетах стрелы 2 т. Максимальный вылет крюка 7,37 м. Высота подъема крюка 7,42 м, глубина опускания от опорной поверхности гусеницы 5 м. Расстояние при максимальном вылете крюка гусенице сбоку 5,76 м, к стойке разрыхляя оборудования 3 м, к балке при транспортном положении бульдозерного оборудования 3,04 м. Скорость подъема (опускания) груза 0,196-0,04 м/с.

    Основными частями кранового оборудования является опорно- поворотное устройство, стрела, механизм поворота, грузовая лебедка, гидроцилиндр изменения вылета стрелы, приборы безопасности и электрооборудования.

    Опорно–поворотное устройство предназначено для крепления кранового оборудования к корпусу машины и передачи статических и динамических нагрузок, возникающих при работе механизмов. Основными частями опорно- поворотного устройства есть основа, опорный подшипник и поворотная платформа.

    Стрела предназначена для крепления механизмов и передачи возникающих от перемещения груза усилий на опорно-поворотное устройство. Она состоит из неподвижной и выдвижной секций.

    Механизм поворота, предназначенный для поворота кранового оборудования относительно вертикальной оси и остановки его в требуемом положении. Он установлен сверху на поворотной платформе и состоит из гидромотора 210.20, червячного редуктора, стакана, ведомой шестерни и тормоза.

    Приспособления безопасности предназначены для обеспечения безаварийной работы кранового оборудования. К приборам безопасности относятся ограничитель грузоподъемности и ограничитель высоты подъема крюка.

    Электрооборудование предназначенное для дистанционного управления работой гидропривода, обеспечения работы приборов безопасности, сигнализации, освещения. В состав электрооборудования входят блок аппаратуры, электрооборудования гидропанели, соединительные платы, вращающийся контактное устройство, концевые выключатели ограничителя грузоподъемности и ограничителя высоты подъема крюковой обоймы, светильники, крышки, розетки, выносной пульт.

    Кран

    Рис.4.

    1 – грузовая лебедка; 2 – крюкова обойма; 3 – стрела; 4 – гидроцилиндр вылета стрелы; 5 – механизм поворота; 6 – опорно-поворотное устройство.

    Механизм отбора мощности предназначен для привода гидронасосов. Он установлен слева в средней части корпуса базовой машины и состоит из привода редуктора и редуктора гидронасосов.

    Привод редуктора является связующим звеном между редуктором лебедки и валом отбора мощности. Он представляет собой вал, по концам которого выполнены шлицы для соединения с валом отбора мощности редуктора лебедки базовой машины и с валом редуктора гидронасосов.

    Редуктор гидронасосов представляет собой шестеренчатый механизм, выполненный вместе с фрикционной муфтой сцепления, предназначенный для включения и передачи крутящего момента от вала отбора мощности до гидронасосов. На редукторе установлены два гидронасоса 210.25 и два 210.16. Корпус редуктора разборный.

    В редукторе установлен шестеренчатый насос НШ-10Е3, который обеспечивает подачу масла для включения фрикционной муфты. Подача масла осуществляется через систему клапанов, расположенных в крышке, в полость под поршень, установленный в барабане фрикциона, сжимающего диски. Сжатием дисков осуществляется соединение барабана фрикциона и ведомого барабана, соединенного с зубчатым колесом, которое передает крутящий момент на валы гидронасосов.

    Редуктор гидронасосов

    Рис.5. Редуктор гидронасосов.

    1 – гидронасос, 2 – корпус, 3 – маслозаборник, 4 – фрикционная муфта, 5 – шестеренчатый насос НШ 10-Е, 6 – ведущий вал в сборе.

    Гидропривод предназначен для управления бульдозерным, разрыхлительным и крановым оборудованием. С помощью гидропривода осуществляется углубление и выглубления отвала, перевод бульдозерного разрыхлительного оборудования и лыжи в рабочее или транспортное положение, перекос отвала, фиксация крыльев отвала в различных рабочих положениях, подъема или опускания стрелы, привод механизма поворота и грузовой лебедки кранового оборудования.

    Основными частями гидропривода является гидробак, два гидронасоса 210.25, два гидронасоса 210.16, три гидропанели, два гидроцилиндра фиксации рычагов механизмов установления крыльев отвала, два гидроцилиндра разрыхлительного оборудования, два гидроцилиндра перекоса отвала, гидроцилиндр лыжи, два гидроцилиндра подъема бульдозерного оборудования, гидропривод кранового оборудования, аварийный агрегат и охладитель.

    Схема гидропривода

    Рис.6. Схема гидропривода БАТ-2.

    1 – гидрозамок, 2 – дроссель 3 – гидроцилиндр изменения вылета стрелы, 4 – гидромотор грузовой лебедки, 5 – гидроцилиндры тормозов грузовой лебедки; 6-8, 34-39, 44-47 – трьохпрзицийни золотника 85/2; 9,10, 14,16 и 33 – электромагнитные краны ГА 192/1, 11 – гидроцилиндр механизма поворота, 12 – гидромотор 210.2, 13 – предохранительный клапан БГ52-24 (13МПа), 15 и 25 – предохранительные клапаны БГ 52-54 (16МПа), 17 – предохранительный клапан 32-200 (16МПа), 18 – предохранительный клапан (0,3 МПа), 19 – радиатор, 20 – гидронасосы 210.25, 21 – гидронасосы 210.16, 22 – гидроциклоны, 23 – обратный клапан, 24 – гидробак, 26 – предохранительный клапан (1.0МПа), 27 и 32 – гидроцилиндры подъема бульдозерного оборудования, 28 – аварийный агрегат; 29 – гидроцилиндры разрыхляя оборудования, 30 – золотники плавающего положения; 31 – предохранительный клапан БГ 52-24 (20 МПа), 40 и 43 – гидроцилиндры механизма поворота отвала; 41 – гидроцилиндры фиксации рычагов установления крыльев отвала; 42 – гидроцилиндры механизма перекоса отвала, 48 – гидроцилиндр лыжи; 49 – клапан разъема

    Электрооборудование предназначено для дистанционного управления гидроприводом, для контроля уровня и температуры рабочей жидкости и для обеспечения безопасной работы механизмов. Питание потребителей электроэнергией осуществляется от сети базовой машины.

    В состав электрооборудования входят:

    • пульт, установленный в кабине на левой стенке,
    • блок-реле, установленный в кабине на передней стенке;
    • выносной пульт;
    • электрооборудования гидропанелей;
    • электрооборудования крана;
    • переключатели на рычагах управления поворотом транспортера;
    • реле уровня рабочей жидкости в гидробаке,
    • электрический термометр для дистанционного контроля температуры рабочей жидкости в гидроприводе и масла в редукторе насосов;
    • фонари освещения, электрокабели, вилки и розетки.

    Тактико-технические характеристики

    Техническая производительность при прокладке колонных путей, км / ч:
    – по пересеченные местности 6-8
    – в зарослях 2-3
    – по снежной целине 8-15
    – в лесных завалах 0,2
    Техническая производительность при планировании местности, устройстве спусков и засыпке воронок, м 3 / ч 350-400
    Максимальная транспортная скорость, км / ч 60
    Средняя транспортная скорость по грунтовым дорогам, км / ч 28-35
    Масса, т 39,7
    Габаритные размеры в транспортном положении, мм
    – длина 9640
    – ширина 4000
    – высота 3690
    Расчет, чел 2
    Периодичность технического обслуживания, моточасов:
    – ЕТО 1,5-2
    – ТО-1 100
    – ТО-2 300
    Трудоемкость технического обслуживания, чел. / час:
    – ТО-1 16-21
    – ТО-2 29-30
    Расход топлива, л:
    – на 100 км пробегу 275-300
    – на 1 час работы двигателя 80-100
    Запас топлива по ходу, км 500
    Глубина рыхления, мм не меньше 500
    Грузоподъемность кранового оборудования, т 2
    Тяговое усилие лебедки, тс 25