Обтяжка

К чему приведет рост акцизов на автомобили с мощными двигателями. Растаможка по-новому: снизят ли новые законы стоимость авто из-за границы Увеличение акцизов на автомобили в году

Растаможка автомобилей в России

Итак, какие же пошлины и налоги нужно платить при растаможке автомобиля. Речь идет об автомобилях с бензиновыми, дизельными и гибридными двигателями. Для растаможки электромобилей существуют отдельные правила, которые описаны ниже.

Начиная с 2014 года разрешен ввоз автомобилей с экологическим классом только ЕВРО-5.

Растаможка электромобилей в России

Налоги, уплачиваемые при растаможке электромобилей, немного отличаются от налогов, которые необходимо уплачивать для бензиновых и дизельных автомобилей.

Итак, при растаможке электромобилей необходимо оплатить следующие налоги:

Сбор за таможенное оформление

Сумма сбора зависит только от стоимости автомобиля.

Утилизационный сбор

Утилизационный сбор рассчитывается по следующей формуле:

УС = БС * К

где БС - базовая ставка, К - коэффициент.

Базовая ставка определяется категорией транспотного средства:

  • легковые автомобили некоммерческого использования - 20 000 руб.
  • коммерческие автомобили (как легковые так и грузовые и автобусы) - 150 000 руб.

Значения коэффициента для физических лиц:

Значения коэффициента для юридических лиц:

Коэффициенты утилизационного сбора для юридических лиц были повышены 1 апреля 2018 года. В таблице приведены новые коэффцициенты.

Акциз

Юридические лица платят акциз всегда. Физические лица платят акциз только при растаможке электромобилей старше 3х лет.

Размер акциза на автомобили зависит от мощности двигателя.

Текущие ставки акциза:

Таможенные пошлины на автомобили. Ставки.

Ставки таможенных пошлин рассчитываются по-разному в зависимости от типа двигателя, объема двигателя, стоимости автомобиля.

Таможенные ставки для физических лиц на автомобили возрастом менее 3 лет.

Таможенные ставки для физических лиц на автомобили возрастом старше 3 лет.

Таможенные ставки для юридических лиц на автомобили с бензиновыми двигателями.

до 1000 см 3 от 1001 до 1500 см 3 от 1501 до 1800 см 3 от 1801 до 2300 см 3 от 2301 до 3000 см 3 свыше 3001 см 3
до 3 лет 23%, но не менее 0.67 евро/см 3 23%, но не менее 0.73 евро/см 3 23%, но не менее 0.83 евро/см 3 23%, но не менее 1.2 евро/см 3 23%, но не менее 1.57 евро/см 3
от 3 до 5 лет 25%, но не менее 0.45 евро/см 3 25%, но не менее 0.55 евро/см 3 25%, но не менее 1 евро/см 3
от 5 до 7 лет 25%, но не менее 0.45 евро/см 3 25%, но не менее 0.5 евро/см 3 25%, но не менее 0.45 евро/см 3 25%, но не менее 0.55 евро/см 3 25%, но не менее 0.55 евро/см 3 25%, но не менее 1 евро/см 3
старше 7 лет 1.4 евро/см 3 1.5 евро/см 3 1.6 евро/см 3 2.2 евро/см 3 2.2 евро/см 3 3.2 евро/см 3

Таможенные ставки для юридических лиц на автомобили с дизельными двигателями.

На ввезенные в РФ автомобили значительно возрос объем ввезенного транспорта. При пересечении российской границы необходимо заплатить такие платежи: пошлина, оплата за и .

В данном материале рассмотрим, как рассчитывается акциз. Он определяется типом автомобиля, количеством лошадиных сил в моторе, годом выпуска авто с конвеера.

Регулирование акциза на ввоз автомобилей

Авто, ввозимые в РФ гражданами для частной эксплуатации, рассматриваются на законодательном уровне в качестве товаров. По этой причине в процессе их оформления на таможне должны оплачиваться таможенные сборы.

  • В таком случае используются единые размеры пошлин и налоговых платежей. Процедура использования единых ставок касательно данной группы автомобилей регулируется Постановлением Правительства РФ от 29.11.2003 N 718.
  • В ситуации оформления машин, не подлежащих обложению пошлинами и налоговыми платежами (к примеру, ввозимые гражданами-беженцами и принужденными к переселению), таможенные платежи не подлежат оплате.

Автомобильный транспорт допускается и налогов гражданами в следующих ситуациях:

  • если граждане имеют постоянную регистрацию в любом регионе РФ , а автомобили были произведены в рамках бывшего СССР или были выпущены в оборот в рамках СССР, и пребывали в собственности данных граждан или их родственников по состоянию на декабрь 1991 года;
  • если граждане получили официальный статус беженцев или принуждены к переселению с оккупированных территорий, или переселяются на ПМЖ в Россию, и ввозят транспортные средства отечественного изготовления или производства стран СНГ, купленные такими лицами до переезда в РФ.

Снижение акциза на авто или закон 3251 — тема видео ниже:

Как рассчитать его стоимость

Величина ставок пошлин и акцизов определяется типом автомобильного транспорта:

  • новый или бывший в эксплуатации автомобиль зарубежного производства (пр. из , Литвы и т.п.);
  • новый или бывший в эксплуатации автомобиль отечественного завода-изготовителя.

К категории новых автомобилей относятся транспортные средства, которые были произведены не ранее чем 3 года назад. Единые ставки касательно новых авто зарубежного изготовления определяются реальной рыночной стоимостью автомобиля, объемом двигателя в куб.см и применяются в таком виде:

при таможенной стоимости до 200 тыс. рублей ставка составляет 500 рублей;
если авто стоит до 450 тыс. руб., тогда ставка 1 тыс. рублей;
450-1200 тыс. руб. 2 тыс. рублей;
1200-2500 тыс.руб. 5500 рублей;
2500-5000 тыс.руб. 7500 рублей;
5000-10000 тыс.руб. 20 тыс. руб.;
10000-30000 тыс.руб. 50 тыс. руб.;
если автомобиль стоит 30000 тыс. рублей и выше, тогда владелец должен заплатить 100 тыс. рублей таможенной пошлины.

Под таможенной ценой для расчета ставки пошлины необходимо применять цену, по которой данный автомобиль может быть реализован при стандартной сделке розничной продажи. Стоимость рассчитывается, исходя из данных изготовителя. В случае отсутствия таких сведений необходимо брать информацию, указанную в каталогах, у зарубежных компаний, которые занимаются продажей аналогичных автомобилей, у прочих источников сведений о цене, которые доступны таможенному органу. При расчете стоимости необходимо принимать во внимание автомобили того же года изготовления и комплектации, чтобы получить реальную стоимость ввозимого транспортного средства.

Перевод цены автомобильного транспорта из зарубежной валюты в рубли проводится по текущему курсу Центрального банка на момент оформления таможенной декларации. Если полученная сумма менее таможенной цены, тогда таможенный орган вправе применять с целью определения ставки указанную таможенную цену.

  • Касательно ввоза новых автомобилей российского изготовления, с дня выпуска которых еще не истекло 3 года, используется единая ставка пошлины и налогового платежа в размере 1 евро за 1 куб.см объема двигателя.
  • Для бывших в эксплуатации автомобилей зарубежного и отечественного производства применяются ставки, которые зависят исключительно от объема двигателя и варьируются от 2,5 до 20 евро за 1 куб. см объема мотора.

Пошлины на мотоциклы и другой транспорт

На ввоз мотоциклов предусмотрена таможенная пошлина в размере 250 рублей вне зависимости от объема двигателя и иных параметров.

Как соотносятся акцизы и транспортный налог

С 2017 года правительство планирует отменить . Связано это с тем, что платить данный налог обязаны все , вне зависимости от того, насколько часто они его используют. То есть платить одинаковую сумму налога должны и граждане, которые каждый день пользуются автомобилем, так и те, кто ездит раз в месяц.

Вместо транспортного налога планируется ввести , в результате чего владельцы будут нести фактические затраты на топливо по мере пользования автомобилем, что будет более справедливо с правовой точки зрения.

Новости в этой сфере

В связи с принятием закона в отношении снижения акцизов на новые и подержанные автомобили на рынке произошли некоторые изменения, однако кардинального роста ввозимых авто не наблюдается. В основном увеличился ввоз автомобилей иностранного изготовления возрастом до 5 лет.

Серьезные поправки в Налоговый кодекс, касающиеся дифференциации ставок акцизов на легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 200 л.с., одобрила во втором, основном чтении. Если ранее ставки дифференцировались по мощности только для автомобилей с моторами мощностью до 150 л.с., а сверх этой мощности действовала единая ставка (в 2017 году — 420 рублей за 1 л.с.), то

теперь появятся новые категории: автомобили с моторами мощностью 200-300 л.с., 300-400 л.с., 400-500 л.с., а также свыше 500 л. с.

Новые ставки будут действовать в 2018-2020 годах.

При этом размер акцизов на эти категории автомобилей были существенно снижены по сравнению со ставками, заложенными в законопроект в первом чтении. Так, для категории автомобилей с мощностью от 200 до 300 л.с. в 2018 году акциз устанавливается в размере 714 рублей за 1 л.с. (в первом чтении законопроекта предполагалось, что размер ставки составит 897 рублей), в 2019 году — 743 рубля (в первом чтении — 933 рубля), в 2020 году — 773 рубля (в первом чтении — 971 рубль).

Введение новой дифференциации призвано пополнить бюджет - в одном только 2018 году с любителей мощных автомобилей планируется собрать около 14 млрд руб.

Сколько теперь придется платить

С одной стороны получается, что повышение акциза, то есть единовременной выплаты при покупке автомобиля с мотором мощностью от 200 л.с. заметно вырастает. Так, к примеру, если до вступления новой нормы за покупку машины с 200-сильным мотором придется доплатить в виде акциза 84 тыс. рублей, то с 2018-го - уже 142,8 тыс. рублей.

Акциз для автомобилей с мощностью от 300 л.с. до 400 л.с. в 2018 году составит 1,218 тыс. рублей, в 2019 году — 1,267 тыс. рублей, в 2020 году — 1,317 тыс. рублей.

На автомобили с мощностью от 400 до 500 л.с. ставка в 2018 году составит 1,260 тыс. рублей, в 2019 году — 1,310 тыс. рублей, в 2020 году — 1,363 тыс. рублей.

Ставка акцизов на автомобили с мощностью двигателя свыше 500 л.с. в 2018 году заложена на уровне 1,302 тыс. рубля. В 2019 году — 1,354 тыс. рублей, в 2020 году — 1,408 тыс. рублей.

С другой стороны, по данным аналитического агентства «Автостат», доля продаж автомобилей со столь мощными моторами невелика, а, следовательно, существенного влияния на структуру авторынка и продажи нововведение не окажет, считают эксперты. Т

Так, по состоянию на середину 2017-го года, в России было зарегистрировано 701 269 тыс. автомобилей с моторами мощностью ниже 200 л.с. Доля автомобилей с двигателями мощностью 201-250 л.с. составила 45 204 единицы, 251-300 л.с. - 3932 единицы, 301-350 - 9073 единицы, 351-400 - 3020 единиц, и от 400 л.с. - 4629 штук. При этом общий автопарк страны превышает 50 млн машин

Партнер практики промышленность АО «НЭО Центр» Александр Ракша считает, что с учетом статистики продаж, нет оснований предполагать, что более конкретное ранжирование акцизов по лошадиным силам и их повышение приведет к массовому снижению покупательского спроса.

«Автомобили с моторами мощностью до 200 л.с. представлены в большом количестве, при этом в их число входит и модели бизнес-класса, например, Nissan Teana, Audi A6, Toyota Camry, Skoda Superb, Ford Mondeo, автомобили Lexus из линейки ES и многие другие, — сказал Ракша в беседе с «Газетой.Ru». —

Автомобили с моторами свыше 200 л.с., как правило, рассчитаны на состоятельную публику, которая готова доплачивать за роскошь».

Эксперт прогнозирует небольшой процент отказа от дорогой покупки в пользу менее мощной модели и полагает, что в таком случае автосалоны и автопроизводители в России будут искать способы привлечения покупателей - например, предлагать льготное обслуживание или продленную гарантию.

«Тем не менее, такие изменения в налогообложении приведут к продолжению роста цен на определенные автомобили, — говорит эксперт. - Цены будут расти, чему поспособствует, в частности, и подросший утилизационный сбор.

Получается, что пополнять бюджет в данном случае будут не при помощи среднего класса, а людей с доходом выше среднего. В какой-то степени повышение акциза можно назвать очередной надбавкой за роскошь».

В свою очередь, управляющий партнер экспертной группы VETA Илья Жарский считает, что размер ожидаемых сборов с автомобилистов в 2018 году завышен, поскольку предполагает, что существенного изменения структуры спроса не произойдет. Сам эксперт полагает иначе.

«С начала года существенно проседают продажи автомобилей премиального класса: за январь-октябрь, продажи снизились в частности у Audi -20%, Land Rover -3%, Porsche -8%, Lexus -7,2%, Jaguar -30%, и так далее. — На мой взгляд,

причин для восстановления восходящего тренда продаж на рынке новых автомобилей в премиальном сегменте в следующем году нет, и рост акцизов, в том числе и на бензин, точно не будет способствовать изменению ситуации.

Кроме того, рынок достаточно оперативно подстраивается под законодательные изменения. Так было при введении единой повышенной ставки для автомобилей с двигателями мощностью свыше 150 л.с.: практически сразу на рынке появились автомобили с указанной мощностью 149 л.с., что технически могло и не соответствовать действительности. Что касается спроса на спорт-кары, которые попадают в категорию от 400 л.с., то их продажи так ограничены, а стоимость настолько высока, что надбавка к ней в виде дополнительного акцизного сбора вряд ли существенным образом скажется на спросе».

Отметим, что помимо роста акцизов - так, новые поправки в Налоговый кодекс предусматривают также увеличение ставок акцизов на автомобильный бензин класса 5 и дизельное топливо.

На 2018-2020 годы у Министерства финансов планов громадье. Нужно и акцизы на автомобили поднять и утилизационный cбор чуть-чуть увеличить. И если с этим пресловутым утилизационным сбором все не так печально по суммам, сейчас утилизационный гарант на переработку старого легкового автомобиля добавляет к стоимости машины 20.000 тыс. рублей, с 1 января 2018 года сбор увеличится на 15% от 20 тыс. рублей, то есть прибавят 3.000 рублей. Ок, карман многих автомобилистов стерпит.

Но вот другое повышение, которое было заложено в бюджет на ближайшие несколько лет явно не порадует многих автовладельцев. Речь идет об акцизе на автомобили. Уверен многие из средств массовой информации уже слышали об этом неприятном подорожании.

Планируется, что особо крупные , ввезенных из-за рубежа или произведенных на территории РФ, ждут покупателей машин мощностью от 200 л.с. Градация по мощности будет следующая:

От 201 до 300 л.с. сбор должен будет составить 897 рублей за 1 л.с. То есть путем нехитрых вычислений, 201*477 (гипотетическая сумма в 897 рублей минус 420 рублей за 1 л.с. в текущем году), получаем подорожание автомобиля минимум на 95 тыс. рублей. За 300 лошадок нужно будет заплатить за новый автомобиль на 143 тыс. рублей больше. Также логичным станет и подорожание в будущем б/у машин на которые распространился этот акциз. В общем налоговую лямку придется тянуть всем.

Автомобили мощностью двигателя от 301 до 400 л.с. получат сбор в 925 рублей за лошадь.

С 401-500 л.с. , 965 рублей.

Финальный штрих, под капотом которых более 501 л.с. За них на каждую лошадку будущим владельцам необходимо будет заплатить по 1084 рубля . Подсчитываем с учетом 501 л.с., на 332 тыс. рублей подорожают эти автомобили после увеличения акциза. Для граждан, которые могут себе позволить взять машину стоимостью 10- 15 млн. рублей это не проблема, а вот остальным, приятного мало.

Последние три акциза- нововведение, сейчас согласно Налоговому кодексу РФ, налоговые ставки делятся на три категории:

Автомобили легковые

мощностью двигателя до 90 л.с. включительно не облагаются налогом

мощностью двигателя свыше 90 л.с. и до 150 л.с.) включительно 43 рубля за 1 л.с. в 2017 году

с мощностью двигателя свыше 150 л.с.- 420 рублей за 1 л.с. в текущем году

Но все эти числа несколько оторваны от реальности. Лучше рассмотреть живые подорожания автомобилей на реальных примерах. Подберем одних из самых популярных легковых моделей разных классов, но примерно одной и той же категории мощности:

Audi A5 Coupe

Версия 2.0 TFSI Quattro на сегодняшний день стоит 2.730.000 рублей. Мощность двухлитрового двигателя составляет 249 л.с. Берем первую категорию автомобилей и умножаем 249 лошадей на разницу суммы сбора заложенной в 2017 году (420 рублей за 1 л.с. и гипотетическим подорожанием до 897 рублей в следующим году), 477 рублей, получаем 118.773 рубля. Общая стоимость после обновления акциза составит 2,848,773 рубля .

Как видим A5 фактически вплотную подходит к еще одной грани, за которой владельцу придется раскошелится еще больше (на транспортный налог), речь идет о налоге на роскошь. Повышающий коэффициент начинается на легковые машины стоимостью более 3 млн. рублей. Налог на роскошь повышает транспортный налог. Подробнее о списке автомобилей с налогом на роскошь:

BMW 3-Series


Возьмем автомобиль начального премиального класса BMW 3-Series в заряженной комплектации 340i xDrive. Его стоимость сегодня- 3 млн. рублей ровно. Недешево за такой автомобиль. Но сколько он будет стоить после введения акциза?

Для этого берем акцизный сбор в 925 рублей за мощность от 301 л.с. Перемножаем мощность в 326 л.с. на 505 рублей (сумма подорожания при сборе в 925 рублей), получаем плюс 164.000 рублей. Теперь ценник за один из самых недорогих седанов в линейке сдвинулся ближе к 3.2 млн. рублей .

Genesis G80


Бизнес класса которая славится своей бюджетной ценой по сравнению с одноклассниками. Минимальная комплектация стоит от 2.5 млн. рублей, действительно недорого.

Смотрим сколько будет стоить автомобиль в будущем, более 2.6 млн. рублей .

Infiniti Q50


Infiniti Q50 в комплектации обойдется в 1.860.000 вместо 1.760.000 рублей из-за того что двигатель одного из самых недорогих высокоуровневых седанов развивает 211 л.с.

Jaguar XE


Берем класс повыше- . Эта модель идет с несколькими двигателями мощность которых не превышает 201 л.с.,- 180 и 200 лошадей ровно. Рост акцизов на них не распространяться. Вернее сказать, они тоже увеличатся, но не сильно, с 420 до 437 рублей за 1 лошадь (автомобили мощностью от 150 до 200 л.с. в предагаемой новой градации). А вот комплектация с тем же 2.0 литровым двигателем, но с увеличенной до 240 л.с. мощностью обойдется на 114 тыс. рублей дороже.

Lexus ES


Стоимость ES сегодня составляет от 2.2 до 3.4 млн рублей. Под увеличение акциза из трех версий модели подходит лишь одна- ES 350 мощностью 249 л.с. В версии Premium стоимость ES составит 3.135.000 млн. рублей .

Mercedes-Benz A-Class

Сложно обойти стороной марку с трехлучевой звездой на капоте. Удивительно, но даже обычная версия седана CLA 250 DCT подходит под введение акциза. 211 л.с. под капотом обязывает увеличить стоимость до 2.670.000 рублей . Сейчас модель стоит 2.570.000 рублей. Прибавим для полноты картины и 3.000 рублей утилизационного сбора. Итого: 2.673.000 рублей .

Mercedes-Benz C-Class


В дизельной версии C 250 d с 204 л.с. также подходит под акциз 897 рублей за лошадь. Почти 100 тыс. рублей нужно прибавить к 2.6 млн, столько стоит модель сегодня. Скоро она может стоить почти 2.7 млн. рублей . А если бы мощность была хотя бы 200 л.с., то акциз оказался бы гораздо меньше.

Mercedes-Benz E-Class

Подорожает на 116 тыс. рублей за бензиновую версию в 245 л.с.

MINI John Cooper Works


И даже развивает 231 л.с. Стоимость акциза подсчитайте самостоятельно.

Акцизы — это косвенный налог, который включается в стоимость подакцизных товаров (топливо, алкоголь, табак и проч.). Для каждого вида подакцизных товаров установлена своя ставка. Акцизы платят производители, переработчики и импортеры подакцизных товаров. Настоящая статья посвящена главе 22 НК РФ «Акцизы». В ней доступно, простым языком рассказано о порядке расчета и уплаты акцизов, ставках налога и сроках сдачи отчетности. Данный материал является частью цикла «Налоговый кодекс «для чайников»». Обратите внимание: статьи из этого цикла дают только общее представление о налогах; для практической деятельности необходимо обращаться к первоисточнику — Налоговому кодексу Российской Федерации.

Кто платит акцизы

Юридические лица, индивидуальные предприниматели (ИП), импортеры и экспортеры, которые совершают операции, облагаемые акцизами. На практике в роли плательщиков акцизов выступают производители, переработчики и импортеры подакцизной продукции. Перекупщики не платят акцизы.

Обратите внимание: организации и ИП, совершающие облагаемые акцизами операции, не вправе перейти на упрощенную систему налогообложения и уплату единого сельхозналога. Что касается налогоплательщиков ЕНВД, то они не освобождены от акцизов и начисляют их так же, как компании и предприниматели на общей системе налогообложения.

Какие товары являются подакцизными

Этиловый спирт и продукция, которая содержит более 9% такого спирта. Исключение составляют лекарства, а также ветеринарные препараты в емкостях не более 100 мл. Еще одно исключение — парфюмерно-косметические средства с долей этилового спирта до 80% включительно (при наличии пульверизатора — до 90% включительно), разлитые во флаконы до 100 мл., а также парфюмерно-косметическая продукция с долей этилового спирта до 90% включительно, разлитая в емкости до 3 мл. включительно.

Кроме того, под акцизы подпадает алкогольная продукция, пиво, табачные изделия (в том числе предназначенные для потребления путем нагревания), легковые автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), дизельное топливо, моторные масла, автомобильный и прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксил, авиационный керосин, природный газ, а также электронные системы доставки никотина и жидкости для них.

Когда начисляются акцизы

При импорте подакцизных товаров, а также при реализации и передаче подакцизных товаров, произведенных на территории РФ.

Реализация подакцизных товаров — это переход права собственности на возмездной или безвозмездной основе, в том числе использование подакцизной продукции при натуральной оплате. При этом акцизы начисляются только в случае, когда право собственности переходит непосредственно от производителя подакцизных товаров (например, от изготовителя к оптовику). При дальнейшей перепродаже (например, при отгрузке от оптовика в розничную сеть) акцизы начислять не нужно.

Также акцизы необходимо платить при реализации конфискованных и бесхозяйных подакцизных товаров, включая подакцизные товары, полученные по решению суда.

Передача подакцизных товаров — это операции, при которых не происходит переход права собственности. При этом акцизы начисляются только в случае, если подакцизные товары передает непосредственно их производитель. Если же продукция передается лицом, купившим ее в готовом виде, акцизы начислять не надо.

Так, акцизами облагается передача произведенной продукции для переработки на давальческой основе и отгрузка подакцизных товаров, изготовленных из давальческого сырья. Кроме того, акцизы начисляются при передаче произведенных товаров для собственных нужд, в уставный капитал или учредителю при выбытии последнего.

Под акцизы в общем случае попадает перемещение продукции внутри компании для дальнейшего производства неподакцизных товаров, а с 2011 — «внутренняя» передача этилового и коньячного спирта для производства алкоголя или иной подакцизной продукции. Облагается акцизами и внутреннее перемещение созданных подакцизных товаров подразделению, занимающемуся их розничной реализацией.

Наконец, акцизы начисляются в случае получения денатурированного этилового спирта и прямогонного бензина организациями, имеющими соответствующие свидетельства.

Когда не начисляются акцизы

При перемещении подакцизных товаров внутри компании-производителя, если целью перемещения является изготовление других подакцизных товаров. Здесь есть исключение: от акцизов не освобождается передача спирта для изготовления алкоголя и другой спиртосодержащей подакцизной продукции.

Помимо этого акцизы не начисляют экспортеры, которые предоставили в налоговую инспекцию определенные документы.

Чтобы получить освобождение по любому из вышеупомянутых оснований, необходимо вести раздельный учет операций, подпадающих и не подпадающих под акцизы.

Ставки акцизов

Существует три вида ставок акцизов: специфические, адвалорные и комбинированные.

Специфические (твердые) представляют собой фиксированную сумму за единицу измерения. Именно специфические ставки утверждены для всех подакцизных товаров кроме сигарет и папирос. Например, для игристых (шампанских) вин в 2020 году действует ставка в размере 40 руб. за один литр.

Адвалорные ставки установлены в виде процента от стоимости товара. В настоящее время такой вид ставок не применяется.

Комбинированные (смешанные) ставки имеют две составляющие: специфическую и адволарную. Смешанные ставки утверждены для сигарет и папирос. В частности, по папиросам в 2020 году акциз рассчитывается по ставке 1 966 руб. за одну тысячу штук плюс 14,5% расчетной стоимости* (но не менее 2 671 руб. за одну тысячу штук).

Значения акцизных ставок ежегодно пересматриваются. Сейчас установлены ставки на 2020, 2021 и 2022 годы.

Как рассчитать акцизы

Нужно определить налоговую базу и умножить ее на ставку акциза. База рассчитывается отдельно по каждому виду подакцизных товаров и зависит от установленной для него ставки. В случае твердой ставки база — это объем продукции в натуральном выражении (например, 1 000 литров шампанских вин). Для комбинированных ставок база — это объем в натуральном выражении плюс расчетная стоимость (например, 100 000 папирос плюс их стоимость, равная 690 000 руб.). Если налогоплательщик не ведет раздельный учет операций, подпадающих под разные ставки, то он должен определить единую базу и применить к ней наибольшую из ставок.

База рассчитывается по итогам налогового периода, который равен одному календарному месяцу. Может так случиться, что база, определенная производителями, переработчиками и импортерами алкогольной и спиртосодержащей продукции, меньше объема, отраженного ими в системе ЕГАИС. В такой ситуации акцизы нужно расчитывать исходя из данных этой системы.

Налогоплательщик предъявляет сумму акциза покупателю (за исключением операций с прямогонным бензином и денатурированным этиловым спиртом), а при изготовлении подакцизных товаров из давальческого сырья — собственнику такого сырья. Иными словами, покупатель или давалец должен оплатить не только стоимость продукции и сумму НДС, но и акцизы. Их величина в общем случае выделяется отдельной строкой в первичных и расчетных документах, а также в счетах-фактурах. Если плательщик акцизов совершает операции, освобожденные от данного налога, на «первичке» и счетах-фактурах надо сделать надпись «без акциза». При розничной продаже акцизы включаются в цену изделия, но на ярлыках, в ценниках и чеках не выделяются.

Организации, начислившие и предъявившие покупателю акцизы, могут отнести их на расходы, а предприниматели — включить в состав профессиональных вычетов.

Получите образец учетной политики и ведите бухучет в веб-сервисе для небольших ООО и ИП

Как учесть входные акцизы

Если покупатель не будет использовать приобретенные подакцизные товары для производства другой подакцизной продукции, то акцизы, перечисленные поставщику или заплаченные на таможне, необходимо включить в стоимость товара.

Если покупатель направит приобретенную подакцизную продукцию для производства другой подакцизной продукции и включит в состав расходов (профессиональных вычетов), то входные акцизы следует принять к вычету**. Это же правило действует для давальцев и изготовителей. Вычет возможен не всегда, а лишь в ситуации, когда ставка акциза по товарам, направленным на производство, и ставка по произведенной продукции, определены в расчете на одинаковую единицу измерения налоговой базы.

Вычет означает, что при уплате налога организация или ИП может уменьшить сумму начисленных акцизов на величину входных акцизов.

Здесь действует важное правило: принимать акцизы к вычету можно только после их фактической уплаты. Право на вычет следует подтвердить первичными документами по сделке, входящими счетами-фактурами (при импорте — грузовыми таможенными декларациями) и бумагами, подтверждающими перечисление акциза продавцу.

Если по итогам месяца сумма вычета превысила величину начисленных акцизов, разницу можно зачесть в счет будущих платежей или вернуть из бюджета.

Когда перечислять акцизы в бюджет

Для операций по реализации и передаче подакцизных товаров последняя дата уплаты акцизов — 25-е число следующего месяца. Для операций с прямогонным бензином и денатурированным спиртом — 25-е число третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Российские производители алкоголя должны перечислять авансовые платежи по акцизам не позднее 15-го числа текущего налогового периода. Впоследствии авансовый платеж можно принять к вычету. Освобождение от авансовых платежей предусмотрено для тех, кто представит в налоговую инспекцию банковскую гарантию, по которой банк обязуется в случае неуплаты перечислить акцизы вместо налогоплательщика.

Автоматизируйте учет алкоголя и подготовку «алкогольной» отчетности

Как отчитываться по акцизам

По окончании каждого месяца налогоплательщики обязаны представить в налоговую инспекцию, где зарегистрирована головная организация и каждое из подразделений, налоговую декларацию по акцизам. Срок сдачи декларации — 25-е число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Для организаций, имеющих свидетельства на операции с денатурированным спиртом и прямогонным бензином утвержден особый порядок — они должны сдавать декларации не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за налоговым периодом.

Налогоплательщики, обязанные делать авансовые платежи, должны не позднее 18-го числа текущего месяца сдавать в налоговую инспекцию копию платежки на перечисление авансовых платежей, копию банковской выписки о списании денег со счета и извещение с указанием детальной информации о совершенных облагаемых акцизами операциях.

Акцизы при экспорте

Экспортеры обязаны подтвердить свое право на освобождение от акцизов. Для этого они должны предъявить в налоговую инспекцию перечень документов, относящихся к внешнеторговой сделке (контракт, грузовую таможенную декларацию, выписку банка о получении экспортной выручки и пр.). Сдать бумаги нужно не позднее 180 календарных дней с даты реализации подакцизной продукции. Если 180 дней истекли, а пакет документов не собран, налогоплательщик обязан начислить и заплатить акцизы.

Кроме этого, экспортер обязан предъявить в налоговую инспекцию поручительство банка. Данный документ дает гарантию того, что в случае, если налогоплательщик в течение 180 дней не соберет все положенные документы по сделке, банк перечислит за него акцизы и пени. При отсутствии поручительства экспортер обязан самостоятельно заплатить акцизы, но после своевременного предоставления пакета бумаг акцизы можно возместить из бюджета.

* Расчетная стоимость зависит от максимальной розничной цены, которая представляет собой стоимость пачки сигарет и папирос, превышать которую не разрешено ни магазинам, ни предприятиям общепита. Эту цену должен установить производитель, он же обязан указать ее на упаковке и сообщить о ней в налоговую инспекцию.

** Исключением являются операции с прямогонным бензином и денатурированным спиртом, для которых действует особый порядок принятия вычетов.