Покраска 

Что значит esp off. Что такое esp в автомобиле и для чего он нужен? Перечень составных элементов формируется за счет

Управление автомобилем является непростой задачей, как может показаться на первый взгляд. С водителем может случиться такая ситуация, при которой автотранспорт может повести себя самым неожиданным образом. Особенно это может произойти в зимний период, когда сильно заметена снегом дорога.

Передвижения в таких ситуациях может привести к неминуемым заносам, в результате автомобиль становится неконтролируемым и маневрировать в таких условиях становится крайне сложно. При таких обстоятельствах водителям может помочь использование электроники. Устранить неконтролируемое поведение транспорта на дороге возможно с ESP.

Предназначение ESP

Сокращённая аббревиатура ESP - обозначает электронную систему динамичной стабилизации автомашины (Electronic Stability Program). Также известна под иным названием - система курсовой устойчивости (далее СКУ). Буквенная комбинация в сокращённом обозначении может быть другой, зависящая от производителя: DSTC, DSC, ESC и др.

Наличие на автомобиле электронной стабилизации предотвращает возникновению аварийных обстоятельств таких, как боковое движение, занос автомобиля. Это происходит благодаря контролю поперечной динамики транспорта. Электроника системы курсовой устойчивости способна поддерживать направленную устойчивость автомобиля. Во время маневрирования ESP выравнивает положение автомобиля, это ощущается при управлении машины на высокой скорости.

Устройство СКУ

Курсовая устойчивость - это высокоуровневая активная безопасность, которая состоит из:

Под управлением системы курсовой устойчивости находятся входные измерительные средства, управляющий блок и гидроблок в качестве исполняющего механизма.

Для преобразования некоторых характеристик автомобиля в электрические сигналы используют входные измерители. С их помощью анализируется поведение водителя и движущие характеристики транспорта.

Для оценивающего поведения шофера, применяются измерители угла рулевого поворота, тормозной системы, стоп-сигнального выключателя. Также анализируются продольно-поперечное ускорение, частота вращения колёс и угловая скорость машины.

Управляющий блок системы курсовой устойчивости получает параметры от измерительных приборов и создаёт управляющее действие на исполняющий механизм, подчинённый системе активной безопасности:

  • клапанные механизмы ABS;
  • электромагнитный клапанный механизм ASR;
  • индикаторы контрольных ламп ESP, ABS, системы тормоза.

Управляющий блок ESP имеет связь с другими системными блоками управления: двигателем и АКПП. Кроме принятия от их систем параметрических сигналов, ESP имеет возможность контролировать и воздействовать на эти системы. Для работы системы курсовой устойчивости применяется гидроблок системы ABS/ASR и его составная часть.

Принцип работы СКУ

Наступление автомобильной аварии определяется в сравнительных действиях поведения водителя и желаемых характеристик движения автомобиля. Если действия расходятся с фактическими параметрами движения автомобиля, ESP определяет как «неуправляемое состояние» и подключается к работе.

Уравнивание движения транспорта при помощи СКУ можно добиться некоторыми методами:

  • с торможением некоторых колёс;
  • изменение вращения мотора;
  • изменение углового поворота управляемых колёс (при использовании активной системы рулевого управления);
  • изменение степени гашения колебаний демпфера (при адаптационной подвеске).

При нехватке угла поворота, ESP может предотвратить увод транспорта за границы линии движения поворота, путём торможения внутреннего заднего колеса и меняя вращения оборотов двигателя.

При заносе транспорта, ESP предотвращает такую ситуацию, путём торможения наружного переднего колеса и меняя вращения оборотов двигателя.

Такое затормаживание колёс происходит из-за подключения требуемых систем активной безопасности. При подключении данных систем, режим работы имеет вид повторяющегося характера: усиление давления, удерживание и сбрасывание давления в тормозной системе.

Для изменения оборотов вращения двигателя, ESP может реализовать это некоторыми методами:

  • изменение расположения клапанной заслонки;
  • изменение подачи количества горючего;
  • изменение импульса зажигания;
  • изменение углового опережения зажигания;
  • блокирование включения передачи в коробке-автомат;
  • изменение распределения оборотов меж осями (при полноприводных автомашинах).

Объединение СКУ, подвески и рулевого управления образовывает интегрированное управление динамикой автомашины.

Вспомогательные функции СКУ

Конструкцию курсовой устойчивости, можно выполнить с помощью вспомогательных подсистем и функций: гидравлическое усиление тормозов, предупреждения переворачивания, предупреждения столкновения, выравнивание движения автопоездов, повышение результативности тормозов при нагреве, удаление влажности с тормозных дисков. Приведённые подсистемы не считаются конструкциями, а существуют как дополнительное программное расширение к системе курсовой устойчивости.

Предупреждение переворачивания (Roll Over Prevention) уравнивает автомобиль во время движения при условиях опрокидывания. Предупреждение переворачивания реализовано методом торможения передних колёс и уменьшение вращающего момента двигателя. Вспомогательное торможение происходит за счёт активного усилителя тормозной системы.

Предупреждение столкновения (Braking Guard) реализуется при установленном Adaptive Cruise Control. При угрозе столкновения, подсистема оповещает при помощи зрительно-звуковых сигналов. При аварийных обстоятельствах происходит автоматическое включение насоса обратной подачи в тормозной системе.

Выравнивание движения автопоездов реализуется при оснащении устройством для буксировки. Подсистема предупреждает виляние автоприцепа при поездке, путём притормаживания колеса или уменьшения вращающего момента.

Повышение результативности тормозов при нагреве (Over Boost) предотвращает момент неудовлетворительного соприкосновения тормозных колодок с дисками тормозов, которое появляется при перегреве. Происходит это посредством вспомогательного повышения силы давления в тормозном приводе.

Удаление влажности с тормозных дисков приводится в действие при движении больше 50 км/ч с работающими стеклоочистителями. Схема работы подсистемы состоит в недолгом увеличении давления в контуре передних колёс, в результате чего тормозные колодки, прижимаясь к дискам, удаляют влажность путём её испарения.

Чем отличается ESP от ESC

ESP - Electronic Stability Program, означает электронная стабилизирующая программа. ESC - Electronic Stability Control, означает электронный контроль стабилизации. Эти две системы предназначены для одной цели - стабильно-устойчивое и безопасное движение автомобиля в процессе маневрирования. Основной разницей между ними заключается в том, что ESP устанавливают на все популярные марки автомобилей, а ESC только на Kia, Honda, Hyundai.

Доставляет ли неудобство система ESP водителю?

Профессиональные водители, которые при поездках хотят выжать все свои возможности (обычно гонщики), курсовая устойчивость будет доставлять некоторые неудобства. Если при заносе автомобиля, водителю необходимо выбраться из него, как правило, он добавляет газ. В этом случае электронная стабилизирующая программа не даёт это сделать, так как она запрограммирована в таком случае, уменьшать вращающий момент двигателя, а также не даёт возможности подачи топлива в большом количестве.

Для таких автолюбителей во многих автомобилях с оснащённой системой курсовой устойчивостью, предусмотрена кнопка для её отключения. Бывает так, что вместо кнопки необходимо выполнить последовательность нескольких действий для её отключения. Установленные ESP системы имеют возможность не мгновенного включения, а с задержкой по времени. Это даёт возможность водителю самостоятельно принять решение в нестандартных ситуациях на дороге.

Если вы не являетесь профессиональным гонщиком или ваш опыт вождения автомобилем не слишком велик, то систему курсовой устойчивости не рекомендуется отключать. Так как безопасность в вашем случае имеет более высокий приоритет. Если ваш автомобиль оснащён системой ESP, вы можете чувствовать себя на дорогах уверенным водителем. Но не стоит играть с законами физики. ESP предназначена для максимального уменьшения аварийных ситуаций, а не полностью их устранение и не стоит лишний раз подвергать себя опасности.

Насколько важна ESP, рассказала компания BOSCH:

Electronic Stability Program (ESP) – наиболее распространенное имя, которое получила система курсовой устойчивости автомобиля. Также вы можете встретить следующие аббревиатуры: DSC (Dynamic Stability Control), VSA (Vehicle Stability Assist), ESC (Electronic Stability Control), VSC (Vehicle Stability Control).

Наименование зависит от концерна-изготовителя. В своей основе все указанные системы имею единый принцип.

Роль в движении

Разработанная в 1959 компанией Mercedes-Benz и впервые установленная 1995, ESP стала логическим продолжением развития активных систем безопасности. Электронный контроль устойчивости был бы невозможен без и TCS (система препятствования пробуксовки ведущей оси). Последние использовали смежные датчики и исполнительные устройства.

Новшество ESP заключалось в контроле над углом поворота автомобиля вокруг своей оси. Иными словами, электроника смогла распознавать снос и занос автомобиля. Система курсовой устойчивости помогает водителю вернуть контроль над автомобилем.

Составные части

ESP в себя включает следующие компоненты:

  • датчики скорости вращения каждого из колес. Обычные для всех современных автомобилей датчики ABS, принцип работы которых основан на эффекте Холла;
  • датчик скорости и угла поворота авто вокруг своей оси. Современные системы вмещают датчик угла поворота вокруг оси и контроллер ускорения этого самого вращения в одном корпусе;
  • гидравлический блок системы контроля тормозных усилий, который при необходимости может зажимать/отпускать тормозные диски определенного колеса.
  • контроллер угла поворота рулевого колеса;
  • электронный блок управления, который обрабатывает полученные сигналы и управляет исполнительными устройствами.

Система стабилизации взаимодействует со многими другими помощниками:

  • ABS – предотвращение блокировки колес при торможении;
  • EBD – контроль распределения тормозных усилий, оценивающий сцепные свойства покрытия каждого из колес;
  • EDS – принудительная блокировка дифференциала с электронным управлением;
  • ASR – контроль тяговых усилий. Позволяет избежать пробуксовки колес ведущей оси.

Для более наглядного примера предлагаем посмотреть видео.

Принцип действия

Все вышеперечисленные составляющие помогают электронике понять, когда начинается занос авто, а также корректировать поведение автомобиля в зависимости от манипуляций, совершаемых водителем.

Отклонение положения органов управления авто от фактических параметров движения автомобиля, провоцирует немедленное вмешательство Electronic Stability Program. К примеру, угол поворота колес невелик, но скорость поперечного ускорения и угол поворота вокруг оси значительно превышают показатели, которые характерны для безопасных повадок авто при заданных параметрах рулевого управления. Таким упрощенным способом можно описать способ, каким ESP определяет развитие заноса.

Система курсовой устойчивости подтормаживает определенные колеса либо ослабляет тормозное усилие, если водитель, испугавшись, вдавливает тормозную педаль в пол; влияет на работу двигателя, не давая ведущей оси усугубить ситуацию.

Главное призвание ЕСП в том, чтобы предупредить начало либо усугубление заноса автомобиля. Все эти манипуляции помогают выпрямить траекторию и сохранить контроль над машиной.

Конкретный пример

Рассмотрим, как работает система, на примере ситуации, в которой электронный контроль устойчивости помогает стабилизировать авто.

Параметры при избыточной поворачиваемости (занос):

  • задняя ось стремится обогнать передние колеса. Задняя ось скользит по направлению к внешней дуге поворота;
  • скорость скольжения большая.

Стабилизация происходит за счет торможения переднего колеса внешнего радиуса.

Параметры недостаточной поворачиваемости (снос):

  • передняя ось скользит по направлению к внешней дуге поворота;
  • скорость рысканья невысока;

Стабилизация происходит за счет торможения заднего колеса, проходящего по внутреннему радиусу.

Разумеется, описанный алгоритм слишком упрощен. Электронный блок управления получает информацию от различных датчиков по несколько десятков раз в секунду, незамедлительно реагирует сигналами к исполнительным устройствам, постоянно ориентируясь на изменяющиеся условия движения.

Видео работы системы курсовой устойчивости автомобиля поможет оценить всю пользу помощника.

Омологация

Авто стран ЕС, выпущенные со второй половины 2014, обязаны иметь ESP в минимальной комплектации. Отечественное законодательство предполагает подобное правило лишь в случае сертификации выпуска нового авто. Продление омологации не обязывает к внесению нововведений. Поэтому для большинства машин столь полезный помощник доступен лишь за дополнительную плату.

Установка своими руками

Вы можете самостоятельно дооснастить свой автомобиль ESP. Необходимые комплектующие рассмотрим на примере Opel Astra J 1,6Т 2010 г. в.

Вам потребуются:

  • блок управления ABS/ESP, крепления в виде кронштейна для установки на штатное место;
  • СИМ-модуль;
  • датчик рысканья (еще одно название контроллера поперечного ускорения и осевого вращения), крепежный элемент;
  • штекер.

Если вы знаете месторасположения всех элементов и умеете прокачивать тормозную систему, установка своими руками не покажется вам сложной задачей. Учтите, что такое внесение изменений необходимо прописать программно. Для этого необходим сканер и специальное программное обеспечение. Это, пожалуй, самый сложный пункт во всем процессе инсталляции.

Характерные неисправности

О поломке ESP в вашем авто будет сигнализировать соответствующий контрольный указатель на приборной панели. Причины, по которым ESP не работает, может быть несколько:

  • обрыв цепи (наиболее характерно для датчиков скорости);
  • неисправности блока управления;
  • датчик тормозного усилия;
  • щетки блока ESP и прочие.

Первым делом необходимо провести компьютерную диагностику.

Враг или помощник

Стоит признать, что в некоторых ситуациях Electronic Stability Program может навредить. Но процент подобных случаев настолько мал, что это никоим образом не умаляет заслуги ЕСП.

Некоторые водители называют систему не помощником, а электронным «ошейником». Поскольку система всячески пресекает любые попытки «хулиганства» за рулем. Во многих машинах контроль курсовой устойчивости действительно нельзя отключить (разве что только отсутствием предохранителя, но мы вам этого не говорили!).

Порой это препятствует полной реализации мощности автомобиля на скользких покрытиях бездорожья, но в некоторых машинах Electronic Stability Program помогает реализовать электронную имитацию блокировок, что положительно сказывается на преодолении препятствий с диагональным вывешиванием.


Несмотря на тот факт, что система электронного контроля устойчивости уже более 15 лет устанавливается на автомобили, большинство водителей до сих пор не понимает как она работает. При этом существует две крайности: одни полностью полагаются на электронику не принимая в расчёт законы физики, а другие твёрдо уверены, что электроника им только мешает.

Попробуем вместе в этом разобраться.


Массовое внедрение систем контроля курсовой устойчивости началось в конце 90-х годов прошлого века. В то же время произошёл один из самых скандальных случаев в истории компании Mercedes, когда представленный осенью 1997 года новый А-класс (без системы стабилизации) позорно перевернулся на прохождении «лосиного теста». Именно этот случай в какой-то мере стал толчком к массовому оснащению автомобилей системами электронной стабилизации.

Первое время система предлагалась в качестве опции на автомобилях представительского и бизнес-класса. Затем она стала более доступной и для более компактных бюджетных автомобилей. В настоящее время система электронного контроля устойчивости является обязательной (в Европе, США, Канаде и Австралии) для всех новых легковых автомобилей начиная с осени 2011 года. А с 2014 года абсолютно все продаваемые автомобили должны быть оборудованы системой ESP.

Как работает ESP

Задача системы стабилизации помочь автомобилю двигаться в том направлении, куда повёрнуты передние колёса. В простейшем представлении система состоит из нескольких датчиков, контролирующих положение автомобиля в пространстве, электронного блока управления и насоса с раздельным управлением тормозными магистралями каждого колеса (он же используется для работы антиблокировочной системы ABS).

Четыре датчика на каждом колесе с частотой 25 раз в секунду отслеживают скорости вращения колёс, датчик на рулевой колонке определяет угол поворота рулевого колеса, и еще один датчик расположен максимально близко к осевому центру автомобиля - Yaw sensor, фиксирующий вращение вокруг вертикальной оси (обычно это гироскоп, но в современных системах используются акселерометры).

Электронный блок сопоставляет данные о скорости вращения колёс и боковых ускорений с углом поворота рулевого колеса и если эти данные не совпадают, то происходит вмешательство в систему подачи топлива и тормозные магистрали. Важно понимать, что система стабилизации не знает и не может знать правильную траекторию движения , всё что она делает - пытается направить автомобиль в том направлении, куда водитель повернул руль. При этом система стабилизации способна сделать то, что физически не способен сделать ни один водитель - выборочное притормаживание отдельных колёс автомобиля. А ограничение подачи топлива используется для того, чтобы прекратить ускорение автомобиля и максимально быстро его стабилизировать.

Существует два основных случая отклонения автомобиля с намеченной траектории: снос (потеря сцепления с дорогой и боковое скольжение передних колёс автомобиля) и занос (потеря сцепления с дорогой и боковое скольжение задних колёс автомобиля). Снос возникает в том случае, когда водитель пытается выполнить манёвр на высокой скорости, и передние колёса теряют сцепление с дорогой, автомобиль прекращает реагировать на вращение рулевого колеса и продолжает двигаться прямо. В этом случае система стабилизации затормаживает заднее внутреннее к повороту колесо, тем самым удерживая автомобиль от сноса. Занос обычно возникает уже на выходе из поворота и преимущественно на заднеприводных автомобилях при резком нажатии на педаль газа, когда задняя ось поскальзывается и начинает двигаться наружу поворота. В этом случае система стабилизации затормаживает внешнее переднее колесо, тем самым гася начинающийся занос.

На самом деле для динамической стабилизации автомобиля используется выборочное торможение с различной интенсивностью не только одного колеса. В некоторых случаях используется торможение двух колёс одной стороны одновременно или даже трёх (кроме внешнего переднего).

Некоторые водители считают, что система стабилизации мешает им ездить, однако простейший эксперимент на ледовой трассе со среднестатистическим водителем за рулём показывает, что без системы стабилизации у него гораздо больше шансов вылететь с трассы, не говоря уже о том, что лучшее время он способен показать только при помощи со стороны электроники.

Если вы не имеете титула мастера спорта по авторалли и при этом уверены, что система стабилизации мешает вам ездить - значит вы просто не умеете ездить правильно и совершенно не знакомы с законами физики, балансом автомобиля и техникой управления автомобилем. А на дорогах общего пользования не существует ситуаций, где отсутствие системы стабилизации может помочь избежать аварии. Больше всего претензий к системе стабилизации у водителей, которые не понимают простой истины: Электроника пытается направить автомобиль в том направлении, куда повёрнуты передние колёса.

У разных автопроизводителей разные настройки чувствительности и скорости срабатывания системы стабилизации. Это в том числе связано с массой и габаритами автомобиля. Некоторые системы обладают крайне высокой чувствительностью, это сделано потому, что снос и занос проще всего погасить в самом начале, не дожидаясь критических углов отклонения автомобиля от траектории.

Система стабилизации будет лишней только в двух случаях - либо вы хотите эффектно покружиться волчком, либо вы мастер спорта и на гоночной трассе у вас стоит задача проехать как можно быстрее. В этом случае система стабилизации будет мешать использовать управляемый занос для доворота автомобиля (особенно при использовании техники смены скольжения с одной стороны на другую), а ограничение подачи топлива не позволит ускоряться в боковых скольжениях.

При этом даже включенная система стабилизации в разумных пределах позволяет скользить боком в управляемом заносе. Всё, что для этого нужно - не вращать руль в сторону заноса, т.к. это приведёт к моментальному вмешательству электроники (машина скользит в одну сторону, а поворачивая руль вы направляете её в другую). Если же на выходе из поворота вам надо ускориться, а система стабилизации ограничила подачу топлива, то просто поставьте руль прямо, реальное направление движения автомобиля совпадёт с требуемым и система стабилизации прекратит своё вмешательство. То есть необходимо просто ездить правильно, чтобы передние колёса всегда были направлены туда, куда реально едет автомобиль.

Но учиться правильно управлять автомобилем нужно с выключенной системой стабилизации , иначе у вас не будет навыков чтобы определить начало сноса или заноса, и соответственно правильно рассчитывать скорость при выполнении манёвров. Единственной возможностью в случае, если автопроизводитель не предусмотрел возможность отключения электроники штатными средствами - отключить один из датчиков скорости с любого колеса или предохранитель насоса ABS. При этом следует иметь ввиду, что вы также лишитесь антиблокировочной системы и системы распределения тормозных усилий по осям.

Система стабилизации не в силах изменить законы физики и она эффективна до тех пор, пока не достигнут предел сцепления шин с дорогой. Во всех остальных случаях она является главным элементом активной безопасности любого современного автомобиля.

Довольно часто у счастливых обладателей новых и современных автомобилей возникает вопрос – что такое ESP, для чего это нужно и нужно ли вообще? С этим стоит подробно разобраться, что, собственно, и сделаем далее.

Вопреки распространенному мнению управление автомобилем дело не всегда простое. В особенности это утверждение актуально для ситуаций, когда траектория движения затрудняется различными внешними факторами – будь то сложные дорожные изгибы или непростые погодные условия. А нередко и то, и другое вкупе. Главная опасность в таких случаях – занос, который может вызвать сложности с управлением, а в некоторых моментах даже неконтролируемое и непредсказуемое движение транспортного средства, способное привести к аварии. Причем трудности могут возникнуть и у новичков, и у уже достаточно опытных водителей. Справиться с подобной проблемой призвана специальная система, обозначаемая аббревиатурой ESP.

Логотип системы ESP

ESP или Electronic Stability Program – это название в русскоязычном варианте означает электронная система динамической стабилизации автомобиля или по-другому система курсовой устойчивости. Другими словами, ESP представляет собой составляющую активной системы безопасности, которая способна компьютером управлять моментом силы одного или даже одновременно нескольких колес, тем самым устраняя боковое движение и выравнивая положение автомобиля.

Подобные электронные устройства выпускаются разными компаниями, но крупнейшим и признанным производителем ESP (и именно под этой торговой маркой) является концерн Robert Bosch GmbH.

Аббревиатура ESP является наиболее распространенной и общепринятой для большинства европейских и американских автомобилей, но не единственной. У разных автомобилей, на которых система курсовой устойчивости устанавливается, ее обозначения могут отличаться, но сути и принципа действия это не меняет.

Пример аналогов ESP для определенных марок машин:

  • ESC (Electronic Stability Control) – для Hyundai, Kia, Honda;
  • DSC (Dynamic Stability Control) – для Rover, Jaguar, BMW;
  • DTSC (Dynamic Stability Traction Control) – для Volvo;
  • VSA (Vehicle Stability Assist) – для Acura и Honda;
  • VSC (Vehicle Stability Control) – для Toyota;
  • VDC (Vehicle Dynamic Control) – для Subaru, Nissan и Infiniti.

Удивительно, но широкую известность ESP получила не тогда, когда была создана, а несколько позже. Да еще и благодаря скандалу в 1997 году, связанному с серьезными недостатками, разработанного тогда Mercedes-Benz А-класса. Этот компактный автомобиль ради улучшения комфорта получил довольно высокий кузов, но при этом и высокий центр тяжести. Из-за этого машина обладала склонностью к серьезным кренам, а также подвергалась опасности опрокидывания при выполнении маневра «переставка». Решен вопрос был установкой на компактные модели Мерседес системы курсовой устойчивости. Так ESP получила известность.

Как устроена система ESP

Системы обеспечивающие безопасность

Состоит она из специального управляющего блока, внешних измерительных приборов, отслеживающих различные параметры, и исполняющего механизма (гидроблока). Если рассматривать непосредственно устройство ESP, то само оно может выполнять свои функции только в сочетании с другими компонентами активной системы безопасности автомобиля, такими как:

  • Системы предотвращения блокировки колёс при торможении (ABS);
  • Системы распределения тормозных усилий (EBD);
  • Электронной системы блокирования дифференциала (EDS);
  • Антипробуксовочной системы (ASR).

Назначение внешних датчиков отслеживать измерение угла поворота руля, системы торможения, положение акселератора (по сути, поведение водителя за рулем) и особенности движения автомобиля. Полученные данные считываются и поступают на управляющий блок, который при необходимости задействует исполняющий механизм, связанный с другими элементами активной системы безопасности.

Кроме того, блок управления системы курсовой устойчивости связан с двигателем и АКПП и способен оказывать воздействие на их работу при возникновении нештатных ситуаций.

Как работает ESP

Траектория автомобиля без ESP

Система Electronic Stability Program постоянно анализирует поступающие данные о действиях водителя и сравнивает их с реальным движением автомобиля. Если ESP посчитает, что водитель теряет контроль над машиной, то вмешается в управление.

Корректировка курса автомобиля может достигаться:

  • С помощью подтормаживания определенных колес;
  • С помощью изменения оборотов двигателя.

Какие колеса тормозить определяет управляющий блок в зависимости от ситуации. Например, при заносе транспортного средства ESP может тормозить наружным передним колесом и при этом менять обороты двигателя. Последнее достигается за счет корректировки подачи топлива.

Видео об ESP

Отношение водителей к ESP

Кнопка выключения ESP

Оно не всегда однозначное. Многие опытные водители недовольны тем, что в некоторых ситуациях вопреки желанию человека за рулем нажатие на педаль газа не срабатывает. ESP не может оценивать квалификацию водителя или его желание «погонять», ее прерогатива обеспечивать безопасное движение автомобиля в определенных ситуациях.

Для таких водителей производители обычно предусматривают возможность отключения системы ESP, более того при некоторых условиях они даже рекомендуют ее отключать (например, на сыпучем грунте).

В остальных случаях данная система реально нужна. И не только начинающим водителям. Зимой без нее особенно нелегко. А учитывая то, что благодаря распространению данной системы аварийность снизилась примерно на 30%, ее «нужность» не вызывает сомнений. Однако нельзя забывать, что как бы не эффективна была такая помощь, 100% защиты она не обеспечит.

Перед современными конструкторами автомобилей вопрос безопасности стоит как нельзя остро. Быстрые автомобили, безумный темп жизни, низкая культура вождения и коварные погодные условия провоцируют возникновение множества трудных и опасных ситуаций на дорогах. Сегодняшняя статья посвящена теме ESP: что это такое в машине?

ESP – это пневмоэлектронная система безопасности, относимая к категории активных средств противодействия заносу автомобиля. В России больше прижилось название «система электронного контроля устойчивости». Первые опытные образцы системы появились ещё в 1960-х годах, когда немецкий концерн «Daimler-Benz» запатентовал своё новое изобретение с лаконичным названием «Управляющее устройство». Впрочем, первые ходовые испытания серийных образцов прошли лишь в 1994 году и с 1995 года активно устанавливались на премиальные модели Mercedes S-класса.

ESP: что это такое в автомобиле

Зачастую систему ESP называют системой динамической устойчивости автомобиля. Кстати говоря, вариантов аббревиатур и названий множество: ESC, VDC, VSC, DSC, DSTC, в зависимости от производителя машины, но сути это не меняет – всё это одна и та же система.

Схема торможения автомобилей с и без ESP

Главная задача ESP – обеспечение контролируемого и отзывчивого управления автомобилем вне зависимости от степени потери его управляемости. В каком-то смысле эта система является расширенной версией антиблокировочной системы (ABS), за тем исключением, что контролируется не степень блокировки, а момент сила колеса (силы его вращения). В упрощённом виде система состоит из 3 главных модулей:

  • Центрального компьютера;
  • Измерительных механизмов: акселерометра, датчика положения рулевого колеса;
  • Системы передачи информации.

ESP не является самостоятельной системой и может выполнять свои функции только в сочетании с другими компонентами автомобиля:

  • Системой распределения тормозных усилий;
  • Антиблокировочной системой;
  • Системой контроля тяги;
  • Антипробуксовочной системой.

ESP сохраняет траекторию движения, курсовую устойчивость и стабилизирует автомобиль во время выполнения маневров

Становится понятным, что ESP только интерпретирует данные, получаемые с измерительных датчиков, затем вмешиваясь в управление путём задействования тормозных механизмов и вышеперечисленных вспомогательных систем безопасности. В расчётах участвуют следующие основные параметры:

  • Частота вращения колёс;
  • Частота оборотов мотора;
  • Давление в тормозных магистралях;
  • Частота срабатывания ABS;
  • Положение рулевого колеса;
  • Положение педали газа;
  • Положение дроссельной заслонки;
  • Угловая скорость по вертикальной и горизонтальной оси;
  • Значения поперечного ускорения (в простонародье G-сенсор).

Принцип работы

Принцип действия системы динамической устойчивости заключается в контролируемом включении тормозных механизмов каждого из колёс автомобиля по отдельности. Логика работы строится на физических явлениях, называемых избыточной и недостаточной поворачиваемостью.

В случае заноса акселерометр моментально считывает факт появления малейшего углового перемещения кузова машины (вращения). Если в этот момент угол поворота руля не соответствует положению, способствующему выходу из заноса, либо выхода из заноса не происходит (скользкая дорога) – фиксируется факт недостаточной поворачиваемости. ESP начинает активно затормаживать одно из передних колёс для того, чтобы помочь автомобилю и водителю вывести его из заноса.

ESP помогает водителю вывести автомобиль из заноса

Напротив, если автомобиль начинает уходить в занос после резкого поворота руля, то фиксируется факт избыточной поворачиваемости автомобиля, и ESP затормаживает колесо, чтобы препятствовать действиям водителя. Именно этот момент чаще всего замечают водители, автомобиль перестаёт слушаться педали акселерометра, находясь на грани срыва в занос.

Это важно! Система курсовой устойчивости не только притормаживает необходимые колёса, но и регулирует тягу мотора, вплоть до полного отключения электронной педали газа.

Архитектура более дорогих автомобилей заранее проектируется под применение ESP. В таких машинах ESP напрямую уменьшает подачу топлива в двигатель, взаимодействует с адаптивным круиз-контролем, а автоматическая трансмиссия способна «сбрасывать» скорости или переключаться в специальные режимы повышенной проходимости.

Почему горит лампа на панели приборов

Как и остальные компоненты безопасности, система ESP имеет лампу на приборной панели любого автомобиля, который ею оборудован. Лампа может подавать различные сигналы в зависимости от модели и производителя автомобиля, но три из них универсальны:

  1. Лампа ESP моргает во время своей работы – попытки привести автомобиль в устойчивое положение. В зависимости от автомобиля, моргание лампы также наблюдается в процессе работы антипробуксовочной системы.
  2. Лампа ESP не горит. На неподвижной машине это означает, что все элементы системы работают штатно, а на двигающемся, что в текущий момент времени система не вмешивается в управление
  3. Лампа ESP постоянно горит. Это тревожный сигнал, сигнализирующий о неисправности одного из компонентов системы. Суммарное количество компонентов, участвующих в работе системы стабилизации, превышает 15 единиц. Самостоятельная диагностика – практически невыполнимая задача. Загорание лампы вызывает даже неравномерный износ колёс, когда блок управления замечает ненормальную разницу в частоте вращения колёс и уходит в аварийный режим. Тот же эффект вызывается установкой нового запасного колеса вкупе с сильным износом оставшегося комплекта покрышек.

Если автомобиль оборудован системой ESP, на приборной панели имеется соответствующая лампа, которая отображает работу или неисправность

Если вы относитесь к числу людей, не любящих сервисы, можно попробовать определить неисправность самому:

  • Водитель случайно самостоятельно отключил её. На некоторых автомобилях система не включается самостоятельно при достижении 50 км/ч, а значит, водитель постоянно ездит с горящей лампой.
  • Проверить состояние покрышек.
  • Проверить напряжение в бортовой сети. Блок управления отключается при низких значениях.
  • Проверить состояние гидроблоков ABS: хоть и редко, но они служат причиной поломки.

Это важно! Иногда случаются проблемные ситуации, когда ошибка ESP возникает периодически, а лампа может начинать гореть в самых замысловатых случаях. В таком случае машина эксплуатируется с постоянно подключённым сканером ошибок.

Во всех остальных случаях правильным поступком станет обращение в автосервис и проверка кодов ошибок сертифицированным сканером. Отсутствие ошибок, как правило, всё же сигнализирует о неисправности гидроблока ABS, в остальных случаях комбинация ошибок позволить определить неисправный узел.

Когда нужно отключать ESP

Вокруг отключения системы стабилизации возникают горячие споры. С одной стороны рубежа водители с горячей кровью – любители острых ощущений и запредельных углов заноса. С другой стороны – опытные водители, предъявляющие аргумент, что система стабилизации мешает выйти из очень сильного заноса. Для того чтобы развеять лишние мифы относительно отключения ESP, перечислим её минусы:

  1. ESP не умеет выводить переднеприводные автомобили из сильного заноса, т. к. для этого нужно не уменьшение, а резкое увеличение крутящего момента на передних колёсах.
  2. На полноприводных автомобилях в условиях гололёда увеличение крутящего момента также предпочтительнее торможения.
  3. ESP ведёт себя неадекватно на рыхлом снегу при небольшой скорости движения.
  4. На сильно сдутых колёсах ESP может сильно мешать водителю.