Тонировка

Две безотказные вещи. Почему не стоит хранить вещи в шкафу «до лучших времен

Владелец нашего подопытного автомобиля называет его «белый лайнер». И, как мне показалось, очень любит. Любят его и в сервисе (в хорошем смысле слова), потому что разговор о стоимости его ремонта плавно перетёк в разговор специалиста и владельца о том, насколько хорош этот «крузак». Глаза у обоих светились от любви и уважения, а я поочерёдно дёргал за рукав то одного, то другого, и тщетно пытался выбить из них хотя бы что-то из опыта ремонта Land Cruiser. Не ломается, и всё тут! Особенно первые тысяч 180. Зато потом…

Чуть-чуть истории

Toyota Land Cruiser – настоящий долгожитель. Он ровесник независимости Ливии, Петра Мамонова и «Над пропастью во ржи» Сэлинджера, то есть, год его рождения – 1951. Мотив появления этого внедорожника был совсем не мирным, но вполне в духе эпохи: для войны в Корее американцам нужны были лёгкие вездеходы, и они, конечно же, объявили тендер.

Тойота не успела подготовить прототип в срок, но идея создать подобную машину прочно засела в головах руководства компании, тем более что автомобили такого типа нужны были ещё и полиции. Образцом для подражания японцам служил небезызвестный Willys MB, но копировать его не стали - он был слишком прост для 50-х и вряд ли пользовался бы спросом среди гражданского населения, которому будущий внедорожник планировали продавать активно.

Поэтому в основу легло шасси грузовой Toyota SB, а новый автомобиль получил не самое оригинальное название Toyota Jeep. Название серийного автомобиля стало другим - Toyota BJ. Разумеется, это был рамный полноприводный монстр с шестицилиндровым мотором, мощность которого доходила до 85 л.с.

В 1960 году вышло второе поколение, Land Cruiser J40. Важной вехой в истории внедорожника стала установка дизельного двигателя, что пошло на пользу не только Тойоте, но и дизелю: он стал более популярным среди недоверчиво к нему настроенного населения. Автомобиль стоял на конвейере долго, и только в 1984 году появился новый Toyota Land Cruiser 70. В этом поколении стоит отметить пружины в подвесках (раньше там были рессоры), появление АКПП, а также инжекторных и турбодизельных моторов. Отмечу, что автомобиль стал крайне популярным, причём у себя на родине его неоднократно возвращали на конвейер для внутреннего рынка – спрос на Land Cruiser 70 был высок даже в начале XXI века.

В 1989 году вышел Land Cruiser 80. Внешне он вовсе не похож на «виллисоподобных» предшественников. Тут уже есть серьёзная заявка на престижность модели и ее более универсальные задачи: теперь это не только внедорожник, но и инструмент подъема статуса владельца. «Восьмидесятые» комплектовались только рядными «шестёрками», причём четырёхлитровый 3F-E был ещё карбюраторным. В 1995 году Land Cruiser 80 пережил рестайлинг, в ходе которого с решётки радиатора пропала надпись Toyota, вместо которой появился логотип фирмы. Теперь вы знаете, как отличить дорестайлинговую машину от рестайлинговой (важная информация, не так ли?)

На фото: Toyota Land Cruiser 80 ‘1989–92

В 1997 году публика впервые увидела легендарную «сотку», по достоинству оценённую даже Саддамом Хусейном. Он выдал обществу сентенцию, которой гордятся все русские, даже не имеющие в гараже «крузака»: «Две вещи работают безотказно, это автомат Калашникова и Toyota Land Cruiser». Эта же модель дала возможность вполне достойно выпендриться, заказав машину с V8 объёмом 4,7 литра. Остальные три мотора были дизельными, что говорило о растущей популярности агрегатов на тяжёлом топливе. В 2002 году вышла рестайлинговая версия, и в этом же году в Тойоте начали работу по подготовке преемника.

На фото: Toyota Land Cruiser 100 ‘1998–2002

Им стал Land Cruiser 200 - тот самый, который мы сегодня будем смотреть. Если кого-то смущает головная оптика и решётка радиатора – можете не сомневаться: некоторые внешние изменения никак не повлияли на общую конструкцию автомобиля. Поэтому заезжаем в Дисконт Автосервис РОЛЬФ и начинаем смотреть, что здесь почём, и когда это всё ломается.

На фото: Toyota Land Cruiser 200 ‘2007–12

Двигатель

Россию моторами, как это часто бывает, обделили. Из пяти возможных нам поставляют только два: один бензиновый и один дизельный. Но и это ещё не всё. Так, 1VD–FTV – это тот самый турбодизель V8, который стоит на нашей машине. Во всём мире его мощность составляет 286 л.с., но на российских автомобилях он дефорсирован до 235 л.с. Сделано это было не только ради налоговой привлекательности, но и из-за опасения угробить этот мотор нашей соляркой. В том числе в российских настройках было снижено давление в топливной системе. Разумеется, ПО блока управления двигателем у нас тоже своё. И всё же двигатель легко выдаёт 615 Нм, что, если честно, очень даже хорошо. У этого мотора два турбокомпрессора, и вот именно к ним у нас при осмотре и возникли вопросы. Но начнём по порядку.

Несмотря на почти феноменальную надёжность, деньги на «крузак» тратить придётся. Иначе и быть не может - возьмём хотя бы замену масла в ДВС. Его требуется много – 9,5 литров. Во сколько оно обойдётся – вопрос индивидуальный: можно найти и за 20 тысяч, и дороже. А можно купить что-то обычное. Фильтр недорогой – 500-600 рублей, а замена обойдётся в 760 рублей. Забегая вперёд, отмечу, что в среднем ТО обойдётся тысяч в семь в неофициальном сервисе, у дилера – тысяч в 18.

За оригинальный воздушный фильтр выложим около полутора тысяч, за аналог – рублей 500. В сервисе за замену просят около 700 рублей, так же, как и за замену топливного фильтра, который стоит от 500 до 1 000 рублей. Оригинальные сервисные ремни стоят от 1 500 до 2 000, но, например, хорошо известный ContiTech можно найти за 500 - 1 000, замена в сервисе – около 3 000.

Кстати, отмечу: лазить своими руками в мотор Ленд Крузера – дело не совсем рациональное. Доступ к тем же ремням трудный, да и во всём остальном лучше не экономить на хорошем сервисе, тем более что частыми визитами туда этот внедорожник докучать не будет.

Как известно, топливная система дизеля – вещь непростая и недешёвая. И, к сожалению, весьма капризная. При пробеге 96 тысяч километров (наша машина 2011 года выпуска) она неожиданно стала выливать из себя солярку и «удивила запахом, как от Камаза» (со слов владельца). Пришлось внепланово отправляться в сервис. Диагноз – течь топливной форсунки восьмого цилиндра. Если бы пришлось менять все в сборе, с работой такая процедура потянула тысяч на 100.

Надеясь на лучшее, решили начать с трубки. И чудо всё-таки свершилось: текла именно она, поэтому весь ремонт обошёлся в 6 500 рублей. А ведь случись владельцу обратиться к не в меру хитрым мастерам, они бы содрали с него все 100 тысяч, и пошла бы по форумам дурная слава о надежности тойотовских дизелей… Но мы отвлеклись.

После внимательного осмотра двигателя мы нашли масляные запотевания на патрубках турбин. Увидеть их сложно, но можно, хотя придётся лазить под интеркулером. Вообще-то, такая проблема – далеко не редкость, но проявляться она должна позже – тысячам к 180, у нас же пробег чуть за сто. Хотя, конечно, на состояние турбин влияет множество факторов: от манеры вождения до условий эксплуатации. А у нас ещё и чип-тюнинг сделан (стенд показал 300 л.с.), так что вполне вероятно, что скоро потребуется ремонт. Сколько он может стоить? Однозначно на этот вопрос ответить нельзя: надо разобрать и посмотреть, что потребует ремонта или замены. Что придётся сделать точно – это промыть интеркулер, прочистить системы впуска и выпуска, проверить состояние турбин. В самых сложных случаях стоимость ремонта доходит до 200 тысяч рублей.

У МАШИН ДО 2013 ГОДА ВЫПУСКА ЕСТЬ ЕЩЁ ОДНО СЛАБОЕ МЕСТО – БЛОК АБС. НАШ ОКАЗАЛСЯ В ПОРЯДКЕ, НО ВПОЛНЕ ВОЗМОЖНО ЗАПОТЕВАНИЕ БЛОКА ИЗ-ЗА НЕКАЧЕСТВЕННОГО УПЛОТНИТЕЛЯ ПЛУНЖЕРА.

Можно встретить мнение, что моторы 200-го Ленд Крузера – это уже не совсем то, что было раньше, особенно дизельный. Мол, бензиновый ещё по-тойотовски надёжен, а вот с турбодизелем счастья уже не видать. Скорее всего, такое мнение слишком категорично и утрированно. При нормальном обслуживании до двухсот тысяч мотор ходит без проблем. Да, не миллион, конечно. Но покажите мне современный мотор (особенно турбированный), который может потягаться в надёжности с тем же атмосферным дизелем 1HZ 1989 года?

Трансмиссия

На дизельных машинах стоит шестиступенчатая коробка-автомат AB60F. Это очень надёжный агрегат, но всё же его частенько пытаются угробить, и не кто-то там со стороны, а производители. Самые догадливые уже поняли, что речь идёт о масле «на весь срок службы», которое по регламенту ТО менять не положено. Если его не менять, то к двумстам тысячам километров могут возникнуть проблемы с гидроблоком. Зато если обслуживать коробку как следует, то она может быть почти вечной.

Поэтому не надо верить дилерам, следующим регламенту производителя - лучше раз в 60 тысяч потратиться на замену ATF, чем внезапно на ремонт гидроблока. Работа обойдётся в 3 000, масло – на ваш вкус, в среднем – 3,5 тысячи за пятилитровую канистру, хотя для полной замены нужно литров десять, и ещё не забыть поменять фильтр и прокладку поддона. Кстати, оригинальный фильтр в поддоне стоит не так уж мало (от трёх тысяч), но можно найти аналог (от тысячи рублей).

Разумеется, придётся менять масло в редукторе и раздатке. Работа это стоит 960 рублей за позицию, периодичность – каждые 40 тысяч километров. И, наконец, хорошие новости: больше тут смотреть нечего, трансмиссия у ТЛК 200 очень надёжная. Впрочем, ещё меньше расходов потребуют ходовая часть и тормоза.

Ходовая часть и тормоза

Что можно увидеть в подвесках Ленд Крузера? Надёжность и выносливость! Итак, передняя подвеска – двухрычажная (рычаги стальные), независимая, на пружинах (на 100-м были торсионы). Задняя – зависимая, на пружинах, с продольными реактивными штангами и с тягой Панара. Я не знаю, каким нужно быть человеком, чтобы что-то сломать в подвесках этого внедорожника.

Многое из того, что мы уже стали считать расходниками (иногда даже и ступичные подшипники туда включают), тут совсем не расходник. На нашей машине всё стоит родное. Да, на сайлентблоках передних рычагов есть трещины (от пятисот рублей за аналог до 1 200 за оригинал), но ездить ещё можно.

И только при большом желании можно найти одно по-настоящему слабое место, о существовании которого многие даже не догадываются: развальные болты рычагов закисают очень быстро, после чего угол развала уже не отрегулируешь. Вопрос решается традиционно – срезанием этих болтов и установкой новых. На этой машине они закисли намертво, а делал ли тут кто-нибудь когда-нибудь развал – вопрос риторический. Наверное, нет.

Не относящаяся к ходовой части деталь, видимая снизу - это рулевая рейка. Её люфт – дело, к сожалению, обычное. Он появляется неизбежно (тысячам к двумстам) и требует вмешательства (ещё через несколько десятков тысяч). Выход – либо ремонт, либо замена. Последняя обойдётся в 90 тысяч, поэтому чаще выбирают ремонт, а ещё чаще – вообще ничего не делают.

К чему должен быть готов владелец «крузака» - это к обидно частой замене тормозных колодок. Тут всё сложно: сами по себе тормоза слабенькие, тормозить приходится от души, поэтому и хватает их ненадолго. Кто-то выходит из положения заменой суппортов, кто-то меняет передние колодки раз в 10 тысяч, а задние – в 13. Хотя есть и те, кто ездит до 50 тысяч – индивидуальные особенности вождения никто не отменял. Кстати, суппорты тоже закисают, даже если регулярно смазывать направляющие - например, у нашей машины переднее правое колесо вообще толком не крутилось.

И сколько же стоят колодки? Оригинальные передние – от 6 000. Но выбор аналогов очень хорош. Можно купить TRW, Brembo и многое другое - всё, что позволят размах души и толщина кошелька. Сейчас на машине установлены Брембо, которые стоят 2 200 рублей. Судя по опыту владельца, смысла переплачивать за оригинал нет: лучше тормоза от этого не становятся, а разница в цене очевидна.

Кузов и электрика

Land Cruiser 200 – один из последних среди конкурентов, кто сохранил в себе раму. Это хорошо, но сама по себе рама требует некоторого внимания. Было бы неправдой заявление о её низкой коррозионной стойкости, но обрабатывать её просто необходимо, особенно в местах сварных швов. У нас всё днище обработано материалом Hardwax, скрытые полости – Waxoyl.

Лакокрасочное покрытие тут прочное, и хотя бы первые лет пять никаких проблем с ним нет и быть не может.

Ну а теперь вернёмся к вопросу о фарах: они тут от рестайлинга 2012 года. Может, кому-то будет интересно знать, тяжело ли их поставить в этот кузов. Сделать это, как видите, возможно. Но всё же они не совсем подходят, придётся немного помучиться. Встать на место им не даст штатный омыватель фар. Очевидный выход – снять его совсем, но очевидное - не всегда лучшее. Можно подрезать корпус омывателя, и тогда фары всё же встанут на своё место. А лучше ничего не трогать и оставить штатное освещение.

Головной болью для многих владельцев стали (или могут стать) блоки управления турбинами. Сами по себе они нормальные, но стоят за правым подкрылком, в котором есть прорези для поступления воздуха. Вместе с воздухом туда постоянно поступают грязь и вода, отчего проводка приказывает долго жить. Некоторые советуют эти прорези закрывать любыми доступными способами, мотивируя это тем, что блок управления турбиной дорог, а воздуха там и так хватит. Решение спорное, но предупреждены – значит вооружены, и если загорается «чек» и машина нормально едет километров до 60 в час, то стоит проверить блок управления турбиной. Возможно, его проводка погибла в неравной схватке с дорожной грязью.

А в остальном кузов сделан грамотно. Даже интеркулер у нас почти как новый: воздуховоды спроектированы так, что грязь и мелкие камешки с воздухом в него не летят. Да и в целом подкапотное пространство очень хорошо защищено от грязи: мотор на машине не мыли ни разу, но нельзя сказать, что он слишком чумазый.

Отдельной похвалы заслуживает салон. Материалы его качественные - ни на сиденьях, ни на пластике салона следов износа практически нет.

Что в итоге?

Если вы можете позволить себе приобретение Land Cruiser 200, то вряд ли вам покажется дорогим его содержание. И не должен расстроить ни дикий расход топлива (и на дизеле тоже: в городе до 20 литров на сотню, на трассе - 14), ни возможный дорогой ремонт турбин. Пусть машина не так престижна, как, например, Mercedes-Benz M-класса, GLE или какой-нибудь Range Rover, но проблем с ней будет явно меньше.

Самая неприятная особенность «крузаков» - их очень любят угонщики. Но тут вспоминается сорок второй афоризм Козьмы Пруткова: «Бди!» И будет тебе счастье.

Свитер, полностью заправленный в юбку или брюки, выглядит не менее эффектно. Правда, этот прием сработает только с версиями из тонкого трикотажа, в противном случае есть риск того, что в области талии сформируется «спасательный круг». Низ должен быть из плотной ткани.

Задом наперед

Как это ни странно, некоторые предметы одежды выглядят гораздо привлекательнее, когда надеты задом наперед. Объемный джемпер с V-образным вырезом — как раз из этой серии. Главное условие — он должен быть на один-два размера больше того, что вы носите обычно (или просто силуэта «оверсайз»), чтобы плечевые швы не оттягивались назад слишком заметно. Очевидный плюс такого приема — у вас в гардеробе автоматически появляются две вещи вместо одной, ведь носить время от времени тот же джемпер традиционным способом никто не запрещает.

Поверх рубашки или блузки


themilleraffect / instagram

У этого способа сразу два преимущества: во-первых, дополнительное утепление, во-вторых, даже ничем не примечательный джемпер выглядит наряднее. Идеальный вариант для такого трюка — джемпер толстой вязки, такой, чтобы через него не просвечивал нижний слой. К нему тоже есть требования: фактура блузки или рубашки должна быть гладкой (никакой фланели), а ворот в идеале — с декором, например, рюшами или бантом. Если у джемпера круглый вырез, расстегните рубашку сверху на одну пуговицу, если V-образный — на две. А вот блузки лучше оставлять застегнутыми.

Поверх платья


jaiperdumaveste / instagram

Логичное продолжение предыдущего пункта: многослойность — наше все (особенно в осенне-зимний период). Вариантов сочетаний масса — с платьем-комбинацией, платьем-рубашкой, приталенным или свободного кроя, из легкого шифона или плотного хлопка. К любой из этих вещей идеально подойдет объемный свитер или джемпер длиной до середины бедра или чуть ниже. Впрочем, возможны исключения — в случае с платьем в стиле нью-лук, например.

С жакетом — вместо рубашки

Кадр из фильма «Шопоголик»

Давайте начистоту: у каждой или у каждого из нас в шкафу висят вещи, которые ждут своего «особенного» часа. Хорошо, если он наступает через день, неделю или месяц после покупки - но на практике этот срок может растянуться до нескольких лет. Кроме того, вещь, попадая в «лист ожидания», рискует вовсе из него не выбраться, и все, что в этом случае ее ждет, - кома на антресолях без шансов на выздоровление.

Другой пример: вы купили яркую вещицу, которая вам очень понравилась, и вы действительно в ней один раз вышли. Фотографии в ней сделаны и уже опубликованы во всех социальных сетях, но из-за того, что базовым ваше новое приобретение не назвать точно, его тоже весьма вероятно ждет незавидная судьба - утонуть в ворохе других таких же «одноразовых» вещей.

Стилисты трубят: копить хлам и превращать шкаф в еще одно имение Плюшкина из гоголевских «Мертвых душ» - порочная практика для вашего гардероба. Отчего так происходит и чем такие приобретения плохи? Как перестать покупать вещи «впрок» и что делать с уже купленными? Рассказываем!

Отчего мы покупаем ненужные вещи

Иногда, когда мы совсем не планируем совершать покупки, коварные магазины и их яркие витрины нет-нет, да и заманят нас в свои цепкие сети. И вот мы оказались внутри, а вокруг - вещи, очень много вещей, которые мы начинаем разглядывать. Вот вы натыкаетесь на фиолетовую блузу («какой красивый цвет! Мне точно надо»), пестрое платье («всегда хотела такое!») и, скажем, микрошорты в цветочный принт («скоро ведь отпуск, пора собирать гардероб!») - и идем все это великолепие мерить. Стройнящие зеркала примерочных и мягкий свет, в котором любая вещь кажется предметом первой необходимости, - и вот мы, не сильно раздумывая и совсем не сокрушаясь, уже стоим в очереди на кассу. Прикладываем кредитку, хватаем пакет - и в приподнятом настроении покидаем магазин. Хорошо, если вещи действительно окажутся полезными, но чаще бывает совсем иначе. Дома покупки уже не кажутся такими же привлекательными, сочетать их не с чем, да и повода надеть фиолетовую блузу в обозримом будущем нет. Сдавать вещь обратно нет времени, да и не хочется: а вдруг пригодится! Что мы делаем? Именно: вешаем приобретение в шкаф и преспокойно о нем забываем.

Такие покупки называются импульсивными - то есть незапланированными, совершенными под влиянием эмоций или сиюминутных желаний.

Не пугайтесь, так делают все: по статистике, импульсивным приобретениям подвержены 84 процента всех покупателей. Кажется, что выход из ситуации прост: составленный заранее список покупок. Однако и он - не панацея, а оказавшись в магазине, вы все равно можете накупить лишнего. Причина - неправильно составленный список. Вы, допустим, уверены, что вам чрезвычайно идут черные юбки-карандаши, и вместо того, чтобы купить брюки или джинсы, покупаете еще одну такую юбку - плюсом к тем десяти, что уже пылятся в вашем шкафу. Такую покупку сложно назвать импульсивной (вы же ее планировали и шли за этой юбкой в магазин специально), но разумной ее тоже не назвать: зачем вам эта вещь, если точно такие же девать некуда?

Отдельный случай - так называемые покупки «на будущее», и они - самые импульсивные из всех возможных. Например, приобретение платья на два размера меньше, чем тот, что вы носите сейчас. Наряд в таком случае - не просто красивая вещица, а мотиватор, стимулятор и цель одновременно. Ваше воображение рисует живописные картины, как вы, похудевшая и постройневшая, наконец, надеваете его и собираете комплименты - и вы, счастливая и окрыленная, идете с ним на кассу. Или, скажем, покупка вечернего платья по размеру: так появляется надежда, будто бы повод выгулять наряд появится сам собой, только по факту приобретения. На деле, как вы понимаете, и первое, и второе могут лежать мертвым грузом, отбирая ценное место в шкафу у тех вещей, что вы действительно могли бы носить.

Чем плохи импульсивные покупки

Занимают место в шкафу . Шкаф забит под завязку, а надеть нечего? Наверное, потому что в нем много ненужных вещей - совсем новых или тех, что вы надевали раз-два от силы. Каждый раз, когда вы понимаете, что вам действительно нужна, скажем, добротная белая рубашка, одним из «стопов» на пути к покупке может быть мысль, что гардероб и так ломится от вещей. Думая так, вы забываете, что чего-чего, а вот той самой белой рубашки в нем-то и нет.

Уменьшают благосостояние . Незапланированные траты бьют по кошельку - и совсем не важно, сколько вы зарабатываете. Просто с ростом заработной платы растут и наши аппетиты, а сумма трат на одежду растет прямо пропорционально росту вашего дохода. Вместо того, чтобы покупать нужные вещи, вы покупаете те, что в какой-то определенной ситуации вам понравились. Значит, денег на покупку других уже меньше.

Вы расстраиваетесь . Импульсивные покупки приносят радость только в момент транзакции и еще короткое время после, однако эта эйфория имеет свойство быстро улетучиваться. После - от напрасно потраченных денег и времени - настроение быстро портится. Не улучшается оно и от вида горы вещей, которую вы лицезрите в своем шкафу каждый раз, когда открываете его дверцу.

Как перестать покупать ненужные вещи

Прежде всего, важно понять: зачем вы это делаете? Какую цель преследуете, покупая новые вещи? Если новая блуза или юбка для вас - все равно что наркотик, не лучше бы отказаться от пагубной привычки скупать все, что ни попадя, и направить свои усилия на что-то действительно полезное? Шопоголизм (или по-научному «ониомания») - реально существующий диагноз, помочь избавиться от которого сможет грамотный психотерапевт. Впрочем, впадать в модную аскету и совсем перестать ходить по магазинам тоже не выход. Есть лайфхаки, которые существенно облегчат процесс и, что важно, не заставят сожалеть о потраченных средствах.

Задавайте вопросы . Себе. Первый: «с чем я буду это носить?». Если вы перед походом в магазин составляете список, что планируете в этих самых магазинах отыскать, то на этот вопрос ответ появляется сам собой - ведь именно этой самой вещи вам не хватало, чтобы собрать идеальный «образ дня». Второй: «Надену ли я это 30 раз?» Если ответ «да» - покупайте. Почему 30? Такую цифру называют экологи: модный бизнес по-прежнему остается чудовищно грязным, и если вещь отслужила меньше положенного срока (то есть не выдержала, как минимум, 30 стирок) вреда от нее больше, чем пользы.

Чем чаще вы носите вещь, тем дороже она должна стоить . Этот совет звучит парадоксально, но в нем определенно есть здравое зерно. Подумайте сами: зачем покупать вечернее платье за условные 500 долларов, чтобы надеть его лишь однажды (или дважды), и джинсы за 100, в которых вы планируете ходить так часто, как только возможно? Такой подход неразумен и с точки зрения вашего лично бюджета, ведь вероятность того, что джинсы, купленнные за 100 долларов, придут в негодность быстрее больше, чем те, что куплены за 500.

Не бойтесь испортить вещь . Много вещей на полках наших шкафов лежат еще и потому, что мы боимся их испортить - так сильно они нам нравятся. Следуя такой логике, мы должны поместить любимую рубашку под стеклянный купол и раз в день стряхивать с него пыль, чтобы она не портила вид на любимую вещь. Звучит странно, не так ли? Не бойтесь, что вещь придет в негодность. Химчистки сегодня справятся почти с любым пятном, но даже если и нет - улыбнитесь и… не расстраивайтесь: это всего лишь кусок ткани (пусть даже и очень симпатичный). Он того не стоит!

Не бойтесь стилизовать одну и ту же вещь по-разному . Мы не призываем вас покупать только черное, белое и серое, чтобы вся ваша одежда сочеталась между собой безукоризненно. Даже если вы изобрели, как вам кажется, гениальную формулу для каждой яркой вещи, не бойтесь экспериментировать: вполне возможно, вы получите новые и отличные образы, о которых прежде не догадывались.

Скидка - еще не повод для покупки . Да, об этой маркетинговой уловке известно давно. Скидка действительно может сэкономить, но только если покупка продиктована реальной необходимостью, а не привлекательной ценой. Несмотря на всевозможные советы, как вести себя на распродажах (покупать базовые вещи - главный из них), редко удается найти действительно стоящие экземпляры. Совет: приценитесь к тому, что понравилось, и отложите эти вещи в «список желаний», чтобы с наступлением скидок вы стали их первой и счастливой обладательницей.

Что делать с уже купленными вещами

Разбор гардероба . Первый и самый важный пункт в списке «что делать» - это разбор гардероба. Вы можете провести его самостоятельно или попросить помочь стилиста (или человека, чьему мнению вы доверяете). Оценивайте вещи реально и не лукавьте, отвечая на вопрос «надену ли я это когда-нибудь еще». Кроме того, лучше сразу избавиться от вещей, которые вам не подходят (например, по размеру). Вы не будете их носить, когда похудеете! На радостях от того, что вы наконец-таки влезли в старые джинсы, вы пойдете в магазин… и купите новые.

Подарить . Вещи, с которыми вы приняли решение расстаться, можно подарить близким и друзьям - и другу радость, и вам хорошо.

Гараж-сейл . Если дарить не хочется, можно устроить гараж-сейл. Необязательно вживую: в сети можно найти тысячи и тысячи страниц, на которых люди выставляют на продажу свои вещи. Если они новые - не жадничайте, смело режьте цену в половину (если, конечно, то, что вы продаете - не редкость и предмет коллекционной охоты).

Благотворительность . Отдать добротные вещи, которые смогут помочь нуждающимся, - отличная идея. Поиск контактов много времени не отнимет, а благотворительные организации сами смогут приехать за вашими вещами. От вас требуется только сложить их в пакеты.

Переработка . Самое главное правило: не выкидывайте вещи на помойку. Из-за того, что производство текстиля крайне неэкологично, мы не можем позволить себе жертвовать экологией ради новой пары джинсов. Кроме того, пакеты с ненужными вещами можно отнести в H&M. В каждом магазине шведской марки установлены специальные тумбы, где вы можете оставить весь ваш текстиль. В благодарность сотрудники магазина дадут вам ваучер на скидку в 15 процентов.