Полировка

Икона свт николая чудотворца в морском соборе. Морской собор в Кронштадте: режим работы, адрес, фото

Здание Морского собора святителя Николая Чудотворца, более известного в народе как Никольский морской собор, было основано в 1903 году и посвящено памяти погибших в боях русских моряков. Строительство его продолжалось 10 лет. Хотя потребность в просторном храме на территории Кронштадта высказывалась еще в 30х годах XIX века, идея эта была одобрена Императором только к концу столетия. Лишь в 1897 году был объявлен сбор пожертвований на возведение храма. Комитет, ответственный за строительство Никольского собора возглавил сам адмирал Макаров.

Место для возведения храма было определено на Якорной площади, которая была достаточно просторна, чтобы вместить не только монументальный собор, но и парковую зону вокруг него. Высота храма при его проектировке определялась дополнительными условиями – он должен был стать не только культовым сооружением, но и морским ориентиром. При подходе судов к Кронштадту первым в глаза должен был бросаться крест Никольского собора. Поэтому храм является самым высоким зданием на острове – учитывая крест, высота его превышает 70 метров. Кроме того, благодаря своему расположению на возвышенности, в случае большого наводнения собор должен был стать спасительным убежищем.

В 1901 году был утвержден проект архитектора Василия Косякова, а в 1903 году при закладке собора присутствовал сам Николай II. Спустя 10 лет храм был освящен - также в присутствии Императора.

С приходом Советской власти, Никольский собор постигла участь многих российских церквей. В 1929 году богослужения в нем были прекращены, а здание передано под культурно-просветительские нужды. В том же году здесь открылся кинотеатр имени Максима Горького. Крест и позолоченные элементы отделки были конфискованы, фрески закрашены, церковное имущество разворовано. Не пощадила Советская власть и мемориальных мраморных плит, на которых для вечного поминовения в храме были выбиты имена погибших в бою русских морских офицеров и матросов за все 200 лет существования Русского флота. 150 плит пошли на различные подсобные нужды – вплоть до изготовления сидений для общественной бани. Обезглавленный и потерявший величие интерьеров, храм-кинотеатр получил в народе имя «Максимка». В более позднее время в интерьер храма была добавлена сценическая площадка со зрительным залом на 1300 мест, а также здесь разместилась часть экспозиции Военно-морского музея.

В 2002 году храм вновь был передан в лоно Русской православной церкви, ему был возвращен крест, начались реставрационные работы. В 2005 году возобновились богослужения. В день столетия собора, в 2013 году он был снова освящен, получил епархиальную независимость и статус главного храма Российского флота. Стоит отметить, что собор Николая Чудотворца является не только крупнейшим морским собором современной России, но и последним морским собором Российской Империи.

Архитектурные особенности здания

Архитектор Василий Антонович Косяков спроектировал здание в неовизантийском стиле. Имея немного другие пропорции, собор практически повторяет внешний облик Константинопольского храма Святой Софии. Фасад Никольского собора облицован мрамором с терракотовыми и майоликовыми вставками, его украшают несколько мозаичных икон: Спас Нерукотворный, сцены из жития святого Николая, апостолы Петр и Павел, образ Божьей Матери и других святых. Купола храма украшены орнаментом, выполненным из меди. Соборные порталы оформлены колоннами с коринфскими капителями. Литые бронзовые ворота, декорированные орнаментом, украшают входы в собор.

Интерьер собора

Во внутреннем убранстве собора также были соблюдены традиции византийского стиля. Центральный купол внутри имеет диаметр 27 метров, его подкупольное пространство включает в себя 2 яруса хоров. Их поддерживает колоннада, которая по своему стилю перекликается с колоннами порталов снаружи здания.

В храмовом интерьере преоблает морская тематика – огромные круглые витражные окна дают отсылку к корабельным иллюминаторам, а мраморный мозаичный пол изобилует образами рыб, морских звезд и растений, изображениями кораблей и раковин. Пять монументальных стеклянных витражей, площадью 52 квадратных метра каждая, были изготовлены на стекольном заводе братьев Франк.

Немаловажное место в интерьере храма занимали мемориальные доски черного и белого цветов – общим числом 150 - установленные в галерее. Они хранили имена погибших моряков и корабельных священнослужителей. После разграбления храма, восстановить список фамилий не удалось.

В ходе реставрационных работ, многие утраченные детали интерьера Никольского собора были восстановлены по черно-белым дореволюционным фотографиям.

Во время сбора пожертвований на возведение собора, ввиду острой нехватки средств, моряки Кронштадта долгое время добровольно отдавали в фонд строительства четверть своего жалованья. Общий бюджет постройки в итоге составил 1 876 000 рублей.

Многовековые дубы вокруг Никольского собора были посажены самим Николаем II и его окружением, в ходе церемонии закладки храма. Тогда это были годовалые саженцы.

После разорения храма при Советской сласти, единственным атрибутом храмовой архитектуры на нем остался самый крупный из соборных колоколов. Его оставили, по официальной версии, для оповещения населения в случае химической тревоги. Однако, существует легенда, что при попытке снять последний колокол, всех рабочих перестали слушаться руки.

Высота восстановленного креста собора Николая Чудотворца составляет десятую часть высоты всего здания – то есть 7 метров.

К ронштадтский Морской собор святителя Николая Чудотворца построен в 1913 году архитектором Василием Косяковым.

Инициатором строительства стал командир Кронштадтского порта вице-адмирал Н.И. Казнаков. В марте 1897 г. Начался сбор пожертвований.
Возведение храма было решено вести на Якорной площади, на которой ранее лежали старые якоря, представлявшей свободное пространство, позволявшее устроить также парк вокруг собора и площадь для крестных ходов. Условием для составления проекта было то, чтобы высота купола позволила собору служить ориентиром с моря, а крест морского храма был первым, что бросалось в глаза мореплавателю.

8 (21) мая 1903 года состоялась торжественная закладка собора в присутствии императора Николая II, императриц Александры Фёдоровны и Марии Фёдоровны, великих князей Михаила, Алексея и Владимира Александровичей.
По окончании молебна с орудий крепости и кораблей, находившихся на рейдах, был произведён салют в 31 выстрел. В тот же день император и его окружение посадили в сквере вокруг собора 32 годовалых дуба.

Завершено строительство в 1913 гг. арх. В.Косяковым. Стоимость строительства собора составила 1 876 000 рублей.
Главный престол освящен во имя Св.Николая Чудотворца, боковые - во имя Свв.Апостолов Петра и Павла и Св.Иоанна Рыльского.

Собор служит важной градостроительной доминантой, организующей пространственно-планировочную структуру Кронштадта. Главный купол собора виден со всех точек Невского фарватера. Собор вместе с прилегающим сквером представляет цельный архитектурно-художественный ансамбль, подчиняющий себе все огромное пространство Якорной площади, устроенной одновременно с завершением строительства собора.

Главные размеры собора следующее: внешняя длина с крыльцами 83 метра, ширина — 64 метра. Сторона внутреннего центрального зала — 24 метра; пролеты главных арок — 23 метра. Высота до основания главного купола — 52 метра; диаметр купола — 26,7 м; внешняя высота с крестом — 70,5 метров. Это самое высокое здание в Кронштадте.

Интерьеры собора имеют огромную художественную ценность. Роспись на внутренних сводах на хорах и алтаре храма исполнена художником М.М. Васильевым. Иконостас в византийском стиле, из белого ажурной резьбы мрамора с мозаичными вставками выполнен скульптором Н.А. Поповым по проекту В.А. Косякова.

Огромные круглые окна храма, напоминающие иллюминаторы, были украшены витражами. Все стекольные работы в храме выполнило Северное Стекольно-промышленное общество, а значит, витражи созданы знаменитой мастерской, принадлежащей братьям Франк. Пока не установлено, кто тогда, сто лет назад проектировал и собирал гигантские стеклянные полотна. Всего витражей в соборе было пять, два имели невероятные размеры — площадью по 52 квадратных метра каждое, и были сомасштабны всему грандиозному интерьеру. Эти круглые окна на момент их установки в 1913 году были, несомненно, самыми большими витражами в дореволюционной России.

Обратите внимание на лик Иисуса... взгляд такой, что перекреститься хочется. Сейчас он смотрит более ласково.

На первом этаже были памятные мраморные белые и черные доски с именами всех моряков, погибших во славу Родины и постоянно поминавшихся в этом храме.
130 черных досок с именами офицеров морского ведомства, погибших в боях и при исполнении своего служебного долга; нижние чины обозначались не по именам, а шли общим числом, за исключением тех, кто совершил выдающийся подвиг и чьи имена занесены отдельно (без различия вероисповедания), с 1695 по 1910 годы.

На белых мраморных досках, расположенных в алтаре, были запечатлены имена священнослужителей, служивших на военно-морских судах и погибших в море.
В ризнице-музее собирались реликвии, связанные с историей кораблей, флотских экипажей, свидетельства подвигов моряков. Это единственный в России храм, который каждый моряк мог по праву считать своим.
Для хранилища реликвий, связанных с историей флота, в галереях второго этажа были отведены обширные помещения.

История Морского собора связана с именами многих выдающихся людей России, он был свидетелем важных исторических событий.
В его строительстве и освящении принимали участие лично Император Николай II, видные деятели Российского флота выдающийся флотоводец адмирал С.О. Макаров, адмиралы В.П. Верховский, А.К. Сидеснер, М.Г. Веселаго, вице-адмиралы князь П.П. Ухтомский, А.А. Бирилев, К.П. Никонов, морской министр И.К. Григорович и многие другие. Закладку храма совершил выдающийся подвижник Русской Церкви святой Иоанн Кронштадтский, в освящении принимал участие новомученик о.Алексий Ставровский. В 1918-1919 гг. настоятелем был новомученик Венедикт Плотников, с 1920 г. епископ Кронштадтский, расстрелянный в Ленинграде осенью 1937 года. При нем, 2 июня 1918 года в соборе служил молебен приезжавших в Кронштадт Святейший патриарх Московский и всея России Тихон. В 1920-м здесь служил митрополит Петроградский святой Вениамин, расстрелянный в 1922-м.

Морской собор является уникальным храмом - памятником истории Российского флота. Языком образов и христианских символов Морской собор провозглашал идею возведения воинского служения в ранг духовного подвига, подчеркивая неразрывность его с нравственной чистотой. Идея освещения патриотизма выражалась в поименном поминовении умерших воинов и установки в пространстве храма - образа Царства Божия - памятных досок с их именами и указанием на обстоятельства гибели.

Участие в общих панихидах по героям, проходившее в окружении памятных текстов и военных реликвий формировало историческое сознание и чувство гордости за славное прошлое своей родины, ощущение личной причастности к героической военной истории Отечества.

Собор закрыт 14 октября 1929 г. По решению Президиума Леноблисполкома от 5 июля, утвержденному ВЦИК 2 октября. После закрытия собор был переоборудован в кинотеатр имени Максима Горького, вследствие этого здание храма прозвали «Максимкой».

Белые и черные мраморные доски, хранившие память о подвигах русских моряков, всех флотов и флотилий, были сняты и пущены на хозяйственные нужды — электрощиты, ступени, надгробия и пр.

В 1956 году в здании собора появился клуб Кронштадтской крепости и концертный зал на 1250 мест с театральной сценой. В 1974 году в соборе открылся филиал Центрального военно-морского музея.

В 1953-1954 гг. в здании проведены работы по реконструкции и приспособлению здания для зрительного зала гарнизонного военно-морского клуба. При этом был устроен подвесной потолок, разрушен иконостас и нарушена объемно-пространственная композиция внутреннего пространства.

Морской собор является памятником архитектуры федерального значения на основании Указа Президента РФ №176 от 20.02.1995 г.

В 2002 году на соборной колокольне был установлен православный крест. В Никольском Морском соборе продолжалась реставрация. Успешно прошли переговоры между морским ведомством и Русской православной церковью о передаче Морского собора в подчинение церкви.

Ныне это опять Храм. Отлиты колокола. Вес большого благовестного колокола 17 000 кг.

19 декабря 2005 года, в день памяти свт. Николая Чудотворца, впервые за 75 лет состоялась Божественная Литургия. Приход храма относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в состав Красносельского благочиннического округа. Настоятель — протоиерей Святослав Викторович Мельник.

Одни из ворот...

Информация и некоторые фото (С) интернет (Википедия и др. сайты)

Морской собор святителя Николая Чудотворца (полное наименование — Ставропигиальный Никольский Морской собор города Кронштадта) — крупнейший морской собор времен Российской империи, признан памятником всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня это главный военно-морской храм России.

Никольский Морской собор построен в городе-крепости Кронштадт по указу Николая Второго в 1903 году. Император сам присутствовал при закладке первого камня, а после торжественной церемонии вместе со своим окружением посадил в сквере около собора 32 дуба.

Расписание богослужений в Никольском Морском соборе

Ежедневно утром и вечером в соборе проводятся богослужения:

  • Божественная Литургия — в 10:00 часов;
  • Вечернее Богослужение — в 18:00 часов.

Часы работы

Собор работает каждый день с 10:00 до 19:00 часов. В соборе каждый день также проходит Таинство Крещения, а по четвергам и воскресеньям — чтение Акафиста.

Описание Никольского Морского собора в Кронштадте

Архитектурный стиль Никольского военно-морского собора — неовизантийский. В плане каменный собор похож на храм Святой Софии в Стамбуле — бывшем Константинополе. Центральный купол опирается на апсиды, по бокам размещены колоннады. Диаметр купола — 26,7 метров. Длина собора составляет 83 метра, а ширина — 64 метра.

Высота собора до купола — 52 м, с крестом — 70,5 м. Собор является самым высоким зданием в Кронштадте.

На фасаде из кирпича — терракотовые орнаменты. Фасад украшен также колоннами порталов, над которыми размещены мозаики и иконы. Медные рельефные орнаменты украшают купола. Макет собора можно увидеть внутри, вместе с макетами кораблей и небольшой экспозицией.

Никольский Морской собор внутри

Собор имеет богатое убранство и много внимания уделяется морской теме. Он задумывался не просто как храм, а как памятник всем погибшим морякам. Поэтому внутри были установлены мраморные доски: черные и белые. На черных — имена погибших в боях или при исполнении служебного долга морских офицеров. На белых досках в алтаре — имена погибших в море священнослужителей. Эти памятные доски после революции были демонтированы и использовались для различных хозяйственных целей — например, в качестве ступеней, надгробий и т. д. Сейчас мемориальные доски вновь установлены по периметру стен галереи первого яруса.

Проект собора разработал архитектор В. А. Косяков. В проектировании участвовал инженер А. И. Виксель.

Под куполом — двухъярусные галереи-хоры. Колонны, которые поддерживают хоры, покрыты искусственным мрамором. Карнизы украшены лепными орнаментами.

Скульптор беломраморного иконостаса с мозаичными вставками — Н. А. Попов, авторы проекта — архитектор собора Василий Косяков и его сын Григорий. После уничтожения иконостаса в 1929 году, его восстановление проходило по архивным материалам.

На полу из тонкого мрамора в медной оправе изображены мозаики на морскую тему: рыбы, водоросли, корабли. Все рисунки хорошо видно с высоты, при подъеме в ходе экскурсии на колокольню или под купол. Экскурсия длится 30 минут, за нее платится пожертвование: по отзывам путешественников, от 100 до 400 рублей, выдается аудиогид с рассказом об истории собора. При подъеме нужно будет преодолеть более 200 ступеней.

В соборе — большие круглые витражные окна с религиозными сюжетами. По форме они напоминают иллюминаторы в кораблях, их красоту лучше наблюдать внутри собора. Эти стеклянные полотна восстановлены в 2011-2012 годах.

История

Возведение собора было посвящено 200-летнему юбилею Российского флота. Постройка осуществлялась на пожертвования. Проект был разработан с таким условием, чтобы высота собора была достаточной для того, чтобы купол был ориентиром для моряков.

На церемонии освящения собора, состоявшейся в 1913 году, побывала императорская семья. Службы проводились в соборе до 1927 года, а в 1929 он был закрыт и началось его разорение. Позолоту с куполов смыли, мозаичные иконы были замазаны, мраморный иконостас разобрали. В советское время здание использовали как кинотеатр, концертный зал со сценой на месте иконостаса.

В годы Великой Отечественной войны собор пострадал от артобстрелов. Здесь установлена памятная плита на месте неразорвавшегося вражеского снаряда. Состояние здания сильно ухудшилось, пока оно не использовалось для церковных целей.

В 2002 году началось возрождение собора. Первая Божественная литургия состоялась в 2005 году. Восстановительные работы велись до 2013 года, но регулярные богослужения начались уже в 2012 году.

Иконы и святые мощи

Среди святынь Никольского Морского собора — несколько икон и раки со святыми мощами:

  • икона с частицей мощей святителя Иннокентия;
  • икона святителя Николая Чудотворца;
  • икона святого праведного воина Феодора Ушакова;
  • икона Божией Матери «Державная»;
  • частица мощей святителя Николая Чудотворца, покровителя моряков;
  • частица мощей святого преподобного Сергея Радонежского;
  • частица мощей святого праведного воина Феодора Ушакова;
  • частицы мощей святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары.

Как добраться до Никольского Морского собора в Кронштадте

Собор находится в Муниципальном образовании «город Кронштадт» Кронштадтского района Санкт-Петербурга по адресу: Якорная площадь, 5. Якорная площадь находится у главного входа в Кронштадтское адмиралтейство . До собора можно доехать на автобусе № 1Кр, 2Кр, 3Кр, остановка «Пл. Рошаля» в 300 метрах от собора. Эти маршруты ходят по Кронштадту.

Из Санкт-Петербурга можно доехать следующими способами:

  • на второй линии синей ветки метро доехать до станции «Черная речка». Выйти к остановке маршрутного такси № 405 «Приморский проспект (ул. Академика Королева)» и ехать до остановки «Пл. Рошаля» в Кронштадте.
  • на пятой линии фиолетовой ветки метро ехать до станции «Старая деревня», оттуда — на автобусе № 101 до остановки «Гражданская». До собора нужно будет пройти 1,3 км по ул. Советская.
  • на второй линии синей ветки метро доехать до станции «Проспект просвещения», сесть на маршрутное такси № 407 до остановки «Гражданская».
  • от станции метро «Автово» первой линии красной ветки на автобусе № 401 доехать до г. Ломоносов, на вокзале сесть в автобус № 175 до остановки «Гражданская».

Карта-схема пешего маршрута от остановки «Гражданская» до собора:

До собора можно доехать на такси: в Санкт-Петербурге работают сервисы Яндекс.Такси, Uber, Gett, RuTaxi, «Максим».

Панорама Ставропигиального Никольского Морского собора:

Видео о Кронштадтском Морском соборе (съемка с воздуха):


Морской собор святителя Николая Чудотворца (Ставропигиальный Никольский Морской собор города Кронштадта) - самый крупный из морских соборов Российской империи - главный военно-морской храм России сегодня.

Вопрос о строительстве вместительного собора в Кронштадте поднимался еще с 1830-х годов, тем не менее, только ходатайство вице-адмирала Н.И. Казнакова получило в 1897 году высочайшее разрешение открыть подписку добровольных пожертвований на постройку храма.
Возведение храма было решено вести на Якорной площади, свободное пространство которой после очистки от залежей старых якорей позволяло устроить также парк вокруг собора и площадь для крестных ходов.


Условием для составления проекта была высота купола, позволявшая бы собору служить ориентиром с моря и крест морского храма, который должен был первым бросаться в глаза мореплавателю. В апреле 1901 года был принят проект архитектора Василия Антоновича Косякова, а 21 мая (3 июня) 1901 года проект высочайше утвердил Николай II.

Василий Антонович Косяков


8 мая 1903 года состоялась торжественная закладка собора в присутствии императора Николая II, императриц Александры Федоровны и Марии Федоровны, великих князей Михаила, Алексея и Владимира Александровичей. По окончании молебна с орудий крепости и кораблей, находившихся на рейдах, был произведен салют в 31 выстрел. В тот же день император и его окружение посадили в сквере вокруг собора 32 годовалых дуба.
В целом постройка собора продвигалась высокими темпами. В 1907 г. начата внутренняя отделка, а с 1908-го года, когда была введена в строй система отопления, работы внутри стали вести круглый год.
Помощниками строителя были академик архитектор Г.А. Косяков, инженеры А.И. Виксель, А.А. Ламагин, А.А. Алексеев, инженер-профессор П.И. Дмитриев, художник архитектор Н.Л. Подберезкий. Роспись стен и сводов, мозаики в главном портале выполнены по оригиналам М.М. Васильева, иконы - А.В. Троицкого, наружные мозаичные и майоликовые иконы по оригиналам Ф.Р. Райляна. Ковры жены моряков вышивали шерстью, а серебряное шитье выполнялось мастерской Е.М. Бертельсон. Весь собор внутри был освещен 5-ю тысячами электрических лампочек.


10 июня 1913 г. состоялось торжественное освящение Морского собора во имя Святителя Николая Чудотворца в присутствии императорской семьи.


В плане собор повторяет храм св. Софии в Константинополе с несколько измененными пропорциями. Длина здания - 83,2 м, ширина - 64 м, высота с крестом - 70,6 м, диаметр купола 26,7 м. Снаружи собор облицован гранитным цоколем и серо-желтым кирпичом, украшен гранитными полированными наличниками и колоннами порталов, терракотовыми орнаментами, мозаичными иконами. Над северными воротами помещался образ Божьей Матери, над южными - образ святителя Митрофания, над западными - св. Апостолов Петра и Павла, святителя Николая Чудотворца и св. Ионна Рыльского. Крыши покрыли медью и украсили золочеными крестами и орнаментами.

Внутренняя отделка собора, выполненная в "византийском стиле", отличалась богатством, тонким вкусом и высоким качеством. Оформление интерьера связано с морской тематикой - изображение деталей кораблей, рыб, морских чудовищ. Пол выложен мозаикой из мелкого разноцветного мрамора с рисунками судов, морских звезд, водорослей, крабов, диковинных рыб. Два яруса галерей поддерживались колоннами из искусственного мрамора. Иконостас был изготовлен из натурального белого и цветного уральского мрамора с мозаичными и бронзовыми украшениями. В нише главного входа со стороны Якорной площади располагалась часовня Спаса Нерукотворного.


Морской Никольский собор задуман был как Храм-памятник всем когда-либо погибшим морякам. Внутри него были расположены черные и белые мраморные доски. 130 памятных черных досок с именами офицеров морского ведомства, погибших в боях и при исполнении своего служебного долга; нижние чины обозначались не по именам, а шли общим числом, за исключением тех, кто совершил выдающийся подвиг и чьи имена занесены отдельно. На 20 белых мраморных досках, расположенных в алтаре, были запечатлены имена священнослужителей, служивших на военно-морских судах и погибших в море. После революции белые и черные мраморные доски, хранившие память о подвигах русских моряков, всех флотов и флотилий, были сняты и пущены на хозяйственные нужды – электрощиты, ступени, надгробия и пр.
Собор относился к приходу кронштадтского морского Богоявленского собора, службы проводились до 1927 года. 5 июня 1929 года президиум Леноблисполкома принял официальное постановление: Морской собор в Кронштадте закрыть, имущество ликвидировать. 4 октября 1929 года собор был закрыт.
В начале 30-х годов в здании Морского собора открыли кинотеатр имени Максима Горького, а часть помещений использовали под склады. С куполов храма сняли кресты, сбросили колокола, разобрали алтарь. Художественная роспись куполов и стен внутри была закрашена.
В результате внутренней перестройки собор оказался поделенным по вертикали на две части массивными перекрытиями. В купольной части был нарушен тепловой режим, отсутствовало отопление. В результате неправильной эксплуатации собор оказался в аварийном состоянии. Чтобы спасти собор от окончательного разрушения, командование ВМФ обратилось к правительству с просьбой о передаче храма в свое ведение.
В 1950-е гг. здание реконструировали: соорудили подвесной потолок и внутренние стены для зрительного зала гарнизонного военно-морского клуба на 2500 мест. В 1975 г. это уникальное здание взято под охрану государства как памятник архитектуры. С 1978 по 1989 гг. здесь располагался Матросский клуб, а с 1980-го работал музей «Кронштадтская крепость» - филиал Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге.
В начале 2000-х годов обнаружились признаки аварийности здания, и после тщательного изучения ситуации на государственном уровне было принято решение о восстановлении храма. По инициативе Патриарха Кирилла создали попечительский совет по восстановлению храма, который возглавила Светлана Медведева. Тогда же началась реставрация собора.
В октябре 2002 года состоялось освящение и установка креста над главным куполом Морского собора.


19 декабря 2005 года, в день памяти свт. Николая Чудотворца, впервые за 75 лет в соборе состоялась Божественная литургия.
Первую Патриаршую литургию в восстанавливаемом Никольском Морском соборе в Кронштадте 20 ноября 2010 года совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В этот день, по окончании Литургии, состоялась закладка памятной капсулы в крест на куполе собора, после чего Святейший Патриарх освятил крест.
28 мая 2013 года Блаженнейший Патриарх Иерусалимский и всей Палестины Феофил и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетили Кронштадт, где совершили чин великого освящения Кронштадтского Морского собора во имя святителя Николая Чудотворца и Божественную литургию в новоосвященном храме.


30 апреля 2014 года по согласованию с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Святейший Патриарх Кирилл назначил архимандрита Алексия (Ганьжина) настоятелем Ставропигиального Никольского Морского собора города Кронштадта.

А так выглядит Никольский Морской собор сейчас:


Для начала общая информация отсюда :

Своим внешним видом Морской Никольский собор напоминает Софийский храм в Стамбуле. Структура его практически идентична турецкому религиозному музею, однако имеет гораздо меньшие размеры: длина Никольского собора оставляет 83 м, ширина - 64 м, высота же (включая крест) - чуть более 70 м. Одновременно в Никольском храме, в основной его части, могут разместиться около 3 тысяч человек. Морской собор в Кронштадте по своим размерам занимает второе место в России после Московского храма Христа Спасителя.

Место для возведения Морского собора было выбрано еще в 1898 году. Им стала Якорная площадь в силу своих следующих особенностей: — этот отрезок являлся центром города; — место обладало некоторой возвышенностью, и было защищено от наводнений; — согласно плану, Никольский собор, расположенный здесь, мог наблюдаться со всех точек в фарватере; — обширная площадка перед храмом послужила бы плацем для парадов морских войск; — размеров площади как раз хватало для огромного собора.

В 1901 году, после того как руководством были ассигнованы средства на возведение храма, на Якорной площади был проведен молебен. Землю освятил сам Иоанн Кронштадтский. На мероприятии присутствовало около 14000 военно-морских чинов и курсантов. После торжества были начаты работы по расчистке площадки, продолжавшиеся несколько месяцев. 1902 год был ознаменован началом обустройства котлована и фундамента под Морской собор в Кронштадте.

В 1903 году заложили первые стены. Строительство закончено в 1913. Номинальное свое предназначение храму пришлось выполнять недолго - всего 4 года. В 1914 году началась Первая мировая война, в 1918 году строение перепрофилировали под гражданские нужды, а на следующий год и вовсе сдали прихожанам в договорное пользование.


Пол залит полимером с крошкой камня, орнамент обрамлен прокладками. Официально заявлены мрамор и медь, но есть нюансы (см. в конце).

В 1930 году большевики отправили на переплавку почти все колокола и металлические приборы, которые только смогли найти в храме. Для оповещения о тревоге был оставлен только один колокол весом около 5000 кг. Бытует версия, что рабочие его просто не смогли снять. Спустя несколько месяцев с верхушки были сброшены и кресты. Теперь над верхушками куполов собора развевались красные флаги.

С приходом фашистских войск на куполе Морского собора оборудовали наблюдательную площадку. Она функционировала до самого снятия блокады. Несмотря на все усилия горожан, за время войны в храм попало несколько снарядов, пробоины от которых Собор переделанный под кинотеатрвпоследствии устранили, а внутри здания произвели ремонт.

По окончании боевых действий возникла новая идея: обустроить в Морском соборе киноконцертный зал. В результате капитальных строительных работ был оборудован подвесной потолок, балкон, сцена и стеновые перегородки. Переделка помещений производилась вплоть до 1954 года, а ее результатом стало нарушение целостности стен храма - по ним пошли многочисленные трещины.

В 1996 году Кронштадт перестал быть закрытым городом — въезд в него для россиян и иностранцев стал свободным.
В 2002 году на соборной колокольне был установлен православный крест (был торжественно сброшен в 1930 году)
С мая 2013 года считается главным храмом Военно-морского флота России и центром Военного благочиннического округа Санкт-Петербургской епархии.


Подкупольное пространство окружено двухъярусными галереями-хорами. Роспись была только в алтаре, парусах и на сводах северных и южных хор работы художника М. М. Васильева . Рисунок был выполнен частично под мозаику, частично под фрески. При реставрации храма было решено закончить роспись. Пол был устлан мелким мрамором в тонкой медной оправе и украшен мозаичными фигурами рыб и медуз, изображениями морских растений и кораблей.




Реставрационный режим соблюдался в полной мере — к счастью, сохранились чертежи В. А. Косякова. Были разобраны появившиеся в советское время «нештатные» фермы, перекрытия, перегородки; демонтированы колосники и портал сцены, лоджии, кинопроекционная; ликвидирован уклон пола бывшего театрального зала. Проведены пропитка и укрепление фундаментов и стен здания, на полметра заглублен цокольный этаж, в подполе удалось спрятать все технические каналы.

На втором уровне сохранен Музей морской славы. Заменена кровля, отреставрированы ограждения балконов, отлиты утраченные (за исключением одного-единственного) колокола и венчающий крест. Трапезная может работать также как актовый зал.Все работы по возрождению главного храма российского флота окончательно завершены к его столетнему юбилею — в мае 2013 г.

Из блога одного из реставраторов:

Храм был исторически расписан не полностью: живопись была только в алтаре в северном и южном окнах и в галереях.

Купол, как и пилоны, росписей не имел, и было принято решение расписать и его. Ежедневно на объекте присутствовало более 700 человек различных специальностей, среди них более 200 художников-реставраторов из нескольких реставрационных фирм и бригад. Были расчищены, укреплены и восстановлены, а также, заново воссозданы орнаменты, композиции, мозаики, лепной декор, искусственный мрамор, золочение.

Живопись в храме больше всего напоминает византийскую мозаику: большие плоскости, лаконичный язык, фоны, имитирующие кусочки смальты; в трактовке фигур видны разные авторы. Композиция «Благовещенье», в тонировке которой я также участвовал, написана (предположительно Кузьмой Петровым-Водкиным) в более живописной широкой манере. По всей видимости, под ней была другая композиция, фрагменты которой просматривались сквозь слои краски.

Во время реставрации неоднозначно были восприняты мотивы некоторых орнаментов: свастики под фигурами Богоматери и Архангела было решено заменить на другой орнамент:



Орнамент купола на тонком плане выглядит как магическая вязь, дополнительно структурирует пространство. Только не совсем понятно, в чью пользу...

Ощущения от прогулки (НЕ сеанс):

В общих чертах впечатления неоднозначные. Храм ни разу не христианский (как Исаакий, Казанский и многие другие), да и вообще не храм, а усилитель-накопитель для различных нужд. Пол покрыт стилизованными магическими печатями , объединенными в единую структуру (новодел). Скорее всего, в первозданном виде был почти полностью белым, декор в несколько заходов добавлялся уже позже меняющимися хозяевами.

В сегодняшнем виде построен и отреставрирован по очень интересным технологиям: наливной пол, мегалитические блоки внутри, кирпичная кладка-скорлупа снаружи. Работа сделана на 5+, очень красивое место.

Было стойкое ощущение, что Кронштадт многие годы держали закрытым именно из-за храма или места силы, на котором он стоит. Что-то они там искали или пытались использовать все это время.

Комментарии коллег:

Он совсем не христианский. Это место первородной энергии. Изначальной. Материнской.
Его не смогли перешить ни христианство, ни эти чёрные скрижали внутри*. От слова вообще. Он по концентрации энергии Земли больше, чем весь Питер.


*Под скрижалями имеются ввиду списки погибших, которые висят на стенах внутри. Это примерно как кладбище прямо там разместить, с точки зрения энергетики.

Морской Николаевский собор изначально задуман был как храм-памятник всем когда-либо погибшим морякам. Внутри него были расположены черные и белые мраморные доски. Черные — с именами офицеров морского ведомства, погибших в боях и при исполнении своего служебного долга; нижние чины обозначались не по именам, а шли общим числом, за исключением тех, кто совершил выдающийся подвиг и чьи имена занесены отдельно.

На белых мраморных досках, расположенных в алтаре, были запечатлены имена священнослужителей, служивших на военно-морских судах и погибших в море. Белые и черные мраморные доски, хранившие память о подвигах русских моряков, всех флотов и флотилий, были сняты и пущены на хозяйственные нужды — электрощиты, ступени, надгробия и пр

На Якорной площади перед собором горит вечный огонь, дополнительно запечатывающий кристалл, о котором пойдет речь ниже

Морской Никольский собор Кронштадта. В эту июньскую поездку впервые его увидела. И почувствовала отклик на уровне души еще на подходе к площади перед Собором. Эмоциональная реакция была сильная)) до слез. Но именно душевно-трогательно, как при встрече с родным. Захотелось кружиться, погрузиться в энергию этого пространства. Благо дело, было раннее утро, Собор еще был закрыт и людей почти не было. Доверившись потоку, я как и полагается блаженным))) разлеглась посреди площади. И ощутила под площадью красивый кристалл, огромный. И поток планетарной женской энергии. Выход из центра Земли. Очень приятная, нежная и сильная энергия.

Видение было таким:

Большие люди, значительно выше современных человеков, проводят какие-то церемонии. Хоровод их спокойный, неспешный, состояние возвышенной величественной духовной простоты. До сих пор не ведаю, просто ли посмотрела в прошлое или сама была участницей этого действа когда-то. Когда открыла глаза, встала, рассказала про кристалл и поток. Мы сонастроились, очень сильно ощутили силу этого места.

Так вот, глядя на Собор после моего видения, было ощущение его неуместности. Он словно чужеродный объект в этом пространстве. Когда внутрь Собора зашли, любовались его красотой и величественностью. Все же и там появилось чувство иллюзии, лжи. Было какое-то двоякое понимание этого пространства. Сила, но сила с каким знаком?

И вот еще, у меня лично есть ощущение, что тот красивый планетарный поток перехвачен этим Сбором. И идет эта энергия не на эволюционное пробуждение землян...

В реставрации данного собора я принимал участие на физике)

Так вот, внутреннее убранство собора процентов на 50-60 -- это фальшивка. Внешне всё выглядит исторически верно, как говорится по СНиПУ, а вот используемые материалы сильно подкачали. Гальванопластика вместо бронзы, полимеры вместо камня и т.д.

До 2009 года там была полная разруха и он использовался как склад и место под костры. В инете можно видео найти на момент начала реставрации. Заявлено и по всем документам идут натуральные камни, бронза, латунь и т.д.

Но фикус в том, что деньги у ген.подрядчиков куда-то делись, а сроки сдачи срывать было нельзя (т.к. присутствовал ВВП), вот они и начали искать тех, кто сделает аля натюрель и практически дадом))

Облицовка стен выполнена из мраморов (правда Китайского, а не Ита. Испанского), вместо ручной резки мозаики, фресок, капителей и т.д. использовалась станочная и машинная. Применяемый искусственный камень -- это мраморная крошка и эпоксидные смолы. Пол делали ооооооочень долго и сказать точно где что (оригинал и новодел), это уже трудно.


Реставрация Морского Собора святителя Николая Чудотворца

Как видим, информация неоднозначная.

Место силы очень мощное, кристалл рабочий, но энергия уходит непонятно куда. В сеанс пока не ходили.