Обтяжка

Описание технологии изготовления материала обложки записной книжки. Московский государственный университет печати

Издания в обложке, рассчитанные на малый или средний срок службы, имеют простую конструкцию и сравнительно короткую цепочку технологических операций. Они не имеют форзацев, в них редко применяют вклейки, а простая конструкция обложки позволяет ее полиграфическое оформление ограничить печатными процессами и отделкой оттисков, хотя в последнее десятилетие 20 в. стали применять и тиснение.

Технология изготовления изданий в обложке может изменяться в зависимости от толщины блока в части способов комплектовки и скрепления блока, типа обложки и способа крытья блока обложкой, а в зависимости от величины тиража и среднегодовой загрузки полиграфического предприятия заказами - состава и типа оборудования. Укрупненная схема технологического процесса изготовления изданий в обложке включает шесть комплексов технологических операций:

Укрупненная схема брошюровочно-переплетных процессов изготовления изданий в обложке

При изготовлении изданий малого объема, комплектуемых вкладкой, крытье обложкой типа 1 (для крытья внакидку) происходит одновременно с изготовлением блока. При малых тиражах такие издания скрепляются на проволокошвейных машинах 4БШП-30 (Киевский ЗМП, Украина), при средних тиражах - на вкладочно-швейных машинах 736, а при больших и массовых тиражах - на вкладочно-швейно-резальных агрегатах ST100, 200 (фирма «Бремер-Шталь», Германия), Престо, 321, 300 и 301 (фирма "Мюллер-Мартини", Швейцария), 368 (фирма "Осака", Япония) с производительностью от 9 до 18 тыс. цикл./ ч.

Издания в обложке среднего и большого объемов комплектуются подборкой, кроются обложками типа 2 и 3, скрепляются клеевым бесшвейным способом (КБС) или проволокой втачку и потетрадно нитками без марли. Скрепление блоков практически любого объема способом КБС осуществляют на полуавтоматах "Беби-Пони", автоматах и поточных линиях "Пони 3020", "Пандабиндер II", "Моностар", "СтарПлюс", "Трендбиндер", "Коронабиндер", "Нормбиндер SC" и "Нормбиндер SFC" с производительностью от 1,5 до 18 тыс. цикл/ч.

Издания в обложке среднего объема при малых тиражах скрепляют проволокой втачку на машинах 4БПШ-30, при средних тиражах - на подборочно-швейных автоматах 891-1 (фирма «Бремер-Шталь», Германия), которые позволяют обрабатывать блоки толщиной до 20 мм. Блоки большого объема изданий, рассчитанных на большой и средний срок службы и интенсивное пользование, скрепляют потетрадно нитками без марли простым брошюрным стежком на машинах F142, 145 (фирма «Бремер-Шталъ», Германия) и БНШ-6, ЗБНШ-6А (Киевский ЗПМ, Украина), Фреччия-130 (Италия).

Выбор способа скрепления блоков, комплектуемых подборкой, определяется, в основном, требованиями долговечности и экономической эффективностью производства.

Цель работы - изучить технологию производства изданий в обложке различного объема, получить навыки работы на пооперационном брошюровочно-переплетном оборудовании.

1. Шитье блоков проволокой внакидку и втачку выполняется на одноаппаратной проволокошвейной машине БПШ-30.

2. Клеевое бесшвейное скрепление блоков с применением термоклея производится на полуавтомате «Мини-Биндер-500» (см. работу № 5).

3. Фрезерование корешка блоков при КБС с применением ПВАД производится на специальном фрезерном станке.

4. Обрезка изданий в обложке выполняется на одноножевой бумагорезальной машине "Полар-92"(см работу № 1).

5. Раскрой бумаги для обложки выполняется на картонорубилке КН-1.

6. Размеры книжных блоков и заголовок обложек измеряются металлической линейкой с ценой деления 1 мм.

7. Для изготовления объемных макетов изданий в обложке используются готовые тетради и обложечная или офсетная бумага № 1 поверхностной плотностью не менее 100 г/формула" src="http://hi-edu.ru/e-books/xbook279/files/68.gif" border="0" align="absmiddle" alt=", где Ш и В - номинальная ширина и высота блока до обрезки. Выкроить обложки такого размера из обложечной или офсетной бумаги № 1 с учетом требований долевого раскроя, при котором машинное направление бумаги должно быть вдоль корешка блока.

3. Покрыть скомплектованный блок обложкой и сшить его проволокой внакидку двумя скобами на проволокошвейной машине БШП-30, предварительно настроив ее на половину толщины блока. Скобы должны располагаться на корешковом сгибе блока без смешения. Расстояние верхней скобы от верхнего края блока должно быть примерно 1/4 В, а расстояние между скобами - 1/2 В.

4. Обрезать макет издания о трех сторон на одноножевой резальной машине "Полар-92" с учетом требований ГОСТ 5773-76 "Книги, брошюры и журналы. Форматы" (1, с. 6).

5. Скомплектовать блок из трех 32-страничных тетрадей и сшить его проволокой втачку двумя скобами, предварительно установив стол машины БШП-30 в горизонтальное положение, а упор для корешка блока - на расстоянии 5 - 7 мм от механизма загибки ножек скобы и настроив швейный аппарат на толщину блока.

10. Скомплектовать блок среднего объема из 32- или 16- страничных тетрадей, изготовить для него обложку, выполнить наладку машины КБС "Мини-Биндер-5" по методике работы № 5 и выполнить на ней операции фрезерования и заклейки корешка и крытья блока обложкой.

Изделия. Карманный блокнот в мягком переплете модернизи­рованной конструкции. Настольные блокноты разных конструкций.

Теоретические сведения. Назначение блокнота и его отличие от записной книжки. Особенности технологии изготовления бело­вых товаров. Виды блокнота (карманный и настольный, в гибком и твердом переплете, обрезной и с кантами, открытый и закрытый). Блокнот настольный закрытый в переплете с мягкой подложкой. Вклейка буклетов в изделиях беловых товаров. Отделка блокнота вручную на позолотном прессе ПЗ-1. Виды отделки.

Упражнения. Роспуск листов на «мягкость» в крышке блокнота. Изготовление мягкой подложки из поролона или бросовой бумаги. Сборка переплетной крышки. Отделка переплетной крышки штри­ховкой при помощи гладилки красочным и бескрасочным способом. Блинтовое и конгревное тиснения полиграфической фольгой.

Практические работы. Нарезка стоп бумаги на блоки для блок­нота. Перфорация листов. Сталкивание листов в стопу. Заклейка корешка. Шитье блока втачку на проволокошвейной машине. Окан­товка корешка тканью. Обрезка блока. Расчет и крой деталей на пе­реплетную крышку. Снятие фасок. Изготовление «мягкости». Сбор­ка крышки. Отделка. Вставка блока в крышку и обжим в прессах.

Виды форзацев и их применение в переплетах

Изделия. Форзацы разной конструкции.

Теоретические сведения. Назначение и виды форзаца. Харак­теристика форзаца (конструкция, способ соединения с тетрадями, оформление). Требования к материалам, идущим на изготовление форзаца. Использование того или иного вида форзаца с учетом спо­соба скрепления блока. Роспуск листов. Изготовление прошивного и пришивного форзацев с фальчиками. Составной выклейной фор­зац с фальчиком. Станки для подклейки форзацев на производстве.

Упражнения. Крой материала на форзац с учетом направления волокон и плотности бумаги. Определение причин брака. Роспуск листов при изготовлении прошивного и пришивного форзацев с фальчиками.

Практические работы. Фальцовка и выполнение простого при-клейного форзаца. Заготовка фальчйка. Нарезка бумаги для форза­ца. Роспуск. Промазка форзаца клеем. Приклейка тканевого фаль­чйка. Притирка фальчйка гладилкой. Обжимка форзаца в прессе и сушка. Изготовление составного выклейного форзаца с фальчиком. Нарезка листов плотной бумаги, фальчиков. Приклейка листов к фальчику. Уплотнение патронкой и приклейка форзаца к первой и последней тетрадям. Выявление брака при изготовлении форзацев и способы его устранения.

Обработка книжного блока

Для вставки в переплетную крышку

Изделия. «Библиотечный» переплет. Модель книги. Общая тетрадь.

Теоретические сведения. Обработка книжного блока. Виды тех­нологической обработки книжного блока. Способы заклейки корешка книжного блока вручную и на блокозаклеечном станке на производ­стве. Требования к клею для заклейки корешка. Обжим корешков в прессах и просушка. Оценка качества заклейки, обжима и сушки ко­решка. Качество обрезки блока для разных переплетов. Назначение и способы закраски обрезов. Форма корешка блока. Технология скругления корешка и отгибки фальцев (кашировка) блока. Приклей­ка к корешку книжного блока упрочняющих деталей (двух капта­лов, бумажной полоски или полоски технической марли).

Умение. Подбор необходимого материала для работы по эскизу и образцу.

Упражнения. Кругление корешка блока при помощи киянки и колодок для придания нужной геометрической формы.

Практические работы. Ремонт книги (разбор блока, ремонт ли­стов и шитье с использованием ранее изготовленных форзацев. Зак­лейка и сушка. Обрезка с трех сторон. Кругление корешка для при­дания нужной геометрической формы. Приклейка к блоку упроч­няющих деталей).

Практическое повторение

Виды работы. Изготовление переплетных крышек для блоков, выполненных ранее. Вставка в крышки блоков и обжим в прессе.

Самостоятельная работа

Изготовление настольного блокнота на задней стенке с крыш­кой в мягком переплете. Ориентировка по чертежу и образцу. Отделка блокнота штриховкой по фольге нагретым кончиком ножа или тиснением крышки. Анализ качества работы.

III четверть

Вводное занятие

Сведения о трудовом законодательстве.

Кодекс законов о труде

Теоретические сведения. Основные права и обязанности рабо­чих и служащих. Трудовой договор. Расторжение трудового дого­вора. Перевод на другую работу. Отстранение от работы. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата. Труд подростков. Закон о трудовом коллективе.

Технология изготовления обложек и переплетных крышек девяти типов по ГОСТу 22240-76

Изделия. Переплет для документов или подборки из журналов с поблочным скреплением. Девять стандартных переплетных кры­шек для моделей книг.

Теоретические сведения. Обложка и переплетная крышка как элементы внешнего оформления книги. Типы и применение стан­дартных обложек и переплетных крышек. Определение размеров деталей обложки и переплетной крышки. Переплетные материалы и требования, предъявляемые к ним. Способы кроя картонных сто­ронок и обложечного материала. Резка картона на полосы и сторон­ки. Материалы для отстава. Крой ткани для корешка. Изготовление пластмассовой переплетной крышки. Причины брака и способы его устранения. Проверка качества готовой крышки.

Упражнения. Сравнение переплетов, изготовленных по старо­му и новому ГОСТу. Определение причин брака в переплетной крышке и способы его устранения.

Практические работы. Расчет материала для обложки и пере­плетной крышки по размерам блока. Крой деталей. Приклейка об­ложек в переплетах № 1-4. Приклейка окантовочного материала в переплете № 4. Крой деталей на переплет № 5. Изготовление, встав­ка в переплетную крышку и обжим в прессах блока.

Технология отделки переплетной крышки на позолотном прессе

Изделия. Переплеты разного вида.

Теоретические сведения. Отделка переплетной крышки (кра­сочная и бескрасочная). Тиснение как физико-химический процесс. Способы и схемы тиснения (блинтовое, с использованием полиграфической фольги). Штампы и матрицы для разных способов тисне­ния. Виды фольги для тиснения. Проверка качества тиснения. Обо­рудование ручного позолотного пресса ПЗ-1. Промышленные по-золотные прессы. Режимы тиснения в зависимости от обложечного материала. Подготовка позолотного пресса к работе. Техника безо­пасности при работе на позолотном прессе.

Упражнения. Пробное тиснение на прессе ПЗ-1.

Практические работы. Подготовка пресса ПЗ-1 к работе с уче­том способов тиснения. Тиснение переплетной крышки блинтовым способом с использованием полиграфической фольги и конгревом.

Пожарная безопасность на производстве и в школьной мастерской

Теоретические сведения. Значение соблюдения правил пожар­ной безопасности. Возможные причины пожаров. Причины возго­рания в электроустановках и электросети. Обеспечение пожарной безопасности при выполнении картонажно-переплетных работ. По­жарная безопасность на территории предприятия и в школьной ма­стерской. Сообщение о пожаре. Правила поведения при пожаре. Использование углекислотного огнетушителя. Эвакуация людей и материальных ценностей при пожаре. Первая медицинская помощь пострадавшему при пожаре.

Техническое нормирование, квалификация рабочего и оплата труда на полиграфическом предприятии

Теоретические сведения. Понятие нормирование труда. Нор­мы времени и выработки. Слагаемые оперативного времени, затра­чиваемого на выполнение технологической операции (основное, вспомогательное, на обслуживание рабочего места, на отдых). Ос­новные признаки квалификации рабочего (объем теоретических и практических знаний, навыков и умений). Тарифные разряды и ква­лификационные характеристики разных профессий. Зависимость за­работной платы рабочего от тарифного разряда (тарифный коэф­фициент, тарифная ставка). Разные формы оплаты труда. Бригад­ная форма работы и оплата труда при ней.

Изготовление альбомов

Изделия. Альбом на стержне для фотографий. Альбом на вин­тах для фотографий. Альбом для марок.

Теоретические сведения. Виды альбома по назначению и кон­струкции. Основные детали альбома. Способы скрепления альбома (с помощью стержня, тканевых слезур, шнуровки, проволочной спи­рали, винтов). Понятие кулиса. Виды переплетной крышки для альбома. Материалы для изготовления альбома. Техника безопасной работы при скреплении альбома.

Практические работы. Раскрой материала на кулисы. Прокладка кулис калькой. Скрепление блока альбома. Расчет и изготовление пе­реплетной крышки. Вставка блока в переплетную крышку в альбомах разной конструкции. Отделка альбома. Изготовление переплетной крышки с мягкой подложкой на шарнирах и на винтах для альбомов.

Тема: Изготовление подарочного блокнота

Цель урока: Создать условия для овладения навыком изготовления блокнота

Задачи:

1. формировать умения планировать и выполнять технологические операции с опорой на инструкционную карту

2. воспитывать бережное отношение к книге, ответственность за результаты учебного труда.

3. развивать художественные и конструкторско-технологические способности.

Оборудование: клей, цветная бумага, картон, шило, иголка, нитки, ножницы, скрепки, книги для ремонта (из школьной библиотеки), учебник Е.А.Лутцевой «Технология»

Тип урока : ОТКРЫТИЕ НОВОГО (урок – практикум)

Класс: 3

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

САМООПРЕДЕЛЕ-НИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Беседа

Прочитайте пословицу, записанную на доске:

Книга - лучший подарок.

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Дети отвечают на вопросы учителя

Личностные

Формируем способность оценивать жизненные ситуации, когда друзья приходят на помощь

Коммуникативные

Формируем умение оформлять свои мысли, формирование умения сотрудничества в коллективе

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ

Познавательно-аналитическая беседа

Посмотрите на слайды. Что изображено на них?

На экране картинки:



Что объединяет эти изделия?

Рассмотрите еще раз картинки на слайде, представленных на экране и скажите, какое изделие отличается от остальных и почему?

Для чего нужны блокноты?

Это книги и блокнот.

Имеют одинаковую конструкцию: корешок, переплёт, книжный блок

Блокнот. В нём книжный блок не содержит информации.

В блокноты вносят важную информацию.

Познавательные УУД

1. Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.

2. Формируем умение выявлять сущность и особенности объектов.

3. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД

Формируем умение высказывать своё предположение

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Анализ изделия

«Каждый подарок, даже самый маленький, становится великим даром, если ты сделаешь его с любовью»- Как вы понимаете это высказывание?

- Как вы думаете, что предстоит нам сегодня делать?

Что вы уже знаете и умеете делать?

Какую трудность вы будете испытывать?

Ответы детей

День учителя

Изготовить подарочный блокнот для учителей нашей школы.

Знаем конструкцию книги и умеем ремонтировать их.

Самостоятельно изготовить блокнот.

Регулятивные УУД

ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

Открытие практического умения

Может кто-то из Вас догадался, как сделать блокнот?

- Откроем учебник на с. 35-36 и проверим наше предположение.

Для чего нужна инструкционная карта?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Открывают учебник на с.35-36, рассматривают инструкционную карту.

Показывает порядок выполнения работы.

Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других.

2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД

Формируем способность добывать новые знания путем наблюдения за готовыми образцами гирлянд, переработка информации: сравнение с шаблоном

Планирование предстоящей практической работы (выстраивание последовательности изготовления изделия)

Назовите этапы работы

Работа очень объёмная. Как можно ускорить процесс работы?

Представьте, как будет выглядеть ваш блокнот?

Все ли блокноты будут одинаковые?

1.Сделать заготовки

2.Собрать книжный блок

3.Прикрепить шаблон и сделать отверстия шилом

4. Сшить книжный блок

5. Приклеить корешок

Можно работу выполнить в парах.

Блокноты будут все разные. Они будут отличаться обложками и можно украсить по-разному.

Регулятивные УУД

Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план), формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Регулятивные УУД

Формируем умение высказывать своё предположение, умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Самостоятельно-практическая работа

При работе, с каким инструментом нужно быть внимательным?

Подумайте, как не испортить шилом парту при прокалывании отверстий?

Как правильно разместить инструменты и материала на рабочем столе, чтобы они не мешали?

Не забывайте, что вы работаете в парах,

Соблюдайте правила работы в парах

Нужно аккуратно работать с шилом, иголкой и ножницами, так как можно пораниться.

Предлагают возможные решения.

Ученики организуют свои рабочие места.

Самостоятельная работа с помощью инструкционной карты

Коммуникативные УУД

Формируем готовность к сотрудничеству, умение договариваться

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ (ПРОГОВАРИВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ)

Уборка рабочих мест.

Обобщение.

Закончите предложения

Я научился (научилась)…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Дети высказывают свои мнения

Личностные УУД

Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

РЕФЛЕКСИЯ

Оценка практической деятельности

Какую цель мы ставили в начале урока?

Давайте обсудим и оценим готовые изделия по критериям: качество, оригинальность, самостоятельность. -

Помните, каждый подарок, даже самый маленький, становится великим даром, если ты сделаешь его с любовью!!!

Научиться изготавливать блокнот в подарок для учителя.

Оформляем выставку блокнотов, оценивают свою работу и одноклассников.

Личностные УУД

Формируем умение описывать свои чувства, оценивать работы

Используемая литература:

    Е.А. Лутцева, Т.П.Зуева «Технология. Органайзер для учителя. », Москва, издательство «Вентана- граф», 2015 г.

    Е.А. Лутцева, Т.П.Зуева «Технология. Рабочая тетрадь», Москва, издательство «Вентана- граф», 2015 г.

    Презентация к уроку



* В расчетах используются средние данные по России

Возможно ли заработать на блокнотах ручной работы? В этой статье поговорим о небольшом, но уютном бизнесе на handmade-канцелярии и его трендах, которые нужно уловить, чтобы угодить покупателю.

Казалось бы, что в наш цифровой век открывать бизнес на канцелярии нецелесообразно. Стоит ли производить блокноты ручной работы, когда все заметки давно перекочевали с бумаги в смартфоны? Современные тенденции рынка канцелярии утверждают, что стоит. Сегодня блокноты по-прежнему популярны. Но это уже не стандартные записные книжки с разлинованными страницами, а индивидуальные и стильные планеры, ежедневники, скетчбуки… Современные блокноты из предмета для ведения записей превратились в способ самовыражения, демонстрации индивидуальности, креатива. У бумажной канцелярии открылось второе дыхание. И рынок handmade поддерживает его.

Какие блокноты сегодня популярны

Сегодня выбор блокнотов чрезвычайно огромный и в этом многообразии легко потеряться. Рынок бумажной канцелярии можно назвать разношерстным, но достаточно консервативным, так как на полках представлено много однотипного товара от разных производителей. Большую часть предложения составляет канцелярия, производимая в промышленных масштабах. Масс-маркет, как правило, это китайская сборка и печать. Здесь ценится универсальность модели, потому что ее легче всего продать.

Но несмотря на это в последние годы рынок канцелярии динамично развивается за счет новых производителей, которые быстрее реагируют на тенденции, подстраиваются под запросы потребителя и готовы к экспериментам.

В последние два года стали популярными несколько видов блокнотов:

1. Творческие блокноты – интерактивные дневники с креативными заданиями;

2. Планеры – блокноты-органайзеры, в которых удобно записывать свои ежедневные планы;


3. Скетчбуки – мини-альбомы для зарисовок;


4. Блокноты для беременных, в которых будущие мамочки ведут дневник беременности;



5. Блокноты для разных видов профессий с тематическим оформлением и разным наполнением;


6.Бизнес-блокноты с удобной разлиновкой;


7. блокноты для книголюбов, предназначенные для ведения читательского дневника; и даже


8. Другие необычные блокноты, например, для планирования деятельности в Instagram.


Увеличение продаж без вложений!

«1000 идей» - 1000 способов отстроиться от конкурентов и сделать уникальным любой бизнес. Профессиональный набор для разработки идей бизнеса. Трендовый продукт 2019.

Большое количество модных тенденций в мире блокнотов открывает безграничные возможности для организации своего творческого бизнеса. Вы можете выбрать несколько форматов, или сосредоточиться на одном тренде. Изготавливать блокноты вручную, или быть генератором идей, поручая производство типографии.

Планируя заняться производством блокнотов, следует понимать специфику канцелярского бизнеса. Во-первых, нужно разбираться в материалах. Во-вторых, нужно иметь способность угадывать еще несформированные желания аудитории, постоянно мониторить рынок (причем не только российский), знакомиться с новинками и быть всегда «в теме». В-третьих, иметь определенные творческие способности и навыки рукоделия. Последнее, впрочем, не просто пожелание, а основное требование для реализации этого проекта. Потому что руководство создано специально для тех, кто хочет превратить свое творчество в бизнес.

Итак, назовем основные тенденции спроса, на которые следует ориентироваться при планировании бизнеса:

    потребители ценят индивидуальность;



    блокнот - это способ самовыражения;



    любовь к необычным концепциям блокнотов.



Сегодня в блокнотах ценится все то, что выгодно отличает их от смартфонов. Записать номер телефона, поставить напоминание о важном событии или сохранить важную мысль может и смартфон. Но он не может стать яркой деталью образа, отразив вашу личность; в нем нет разноцветных страниц или удобного трекера привычек, где можно отмечать свои успехи; а еще в нем нельзя рисовать и клеить стикеры. Но зато все это может блокнот.

Как выбрать концепцию для блокнотов

Как определиться с концепцией? Какими креативными идеями можно выделиться на рынке? Для начала подробно рассмотрим примеры блокнотов.

Блокнот-планер. Это блокнот для ежедневного и долгосрочного планирования. Листы в нем разлинованы в удобные таблицы, которые позволяют наглядно представлять информацию. Планеры помогают планировать день, составлять удобные списки, управлять временем, ставить цели, мотивируют и фокусируют внимание. Такие ежедневники обычно используют деловые, организованные люди, которые привыкли жить по определенному графику и хотят систематизировать свои записи.

В дизайне таких блокнотов могут использоваться как сдержанные дизайны, так и яркие принты. Все зависит от того, на кого рассчитан блокнот.

Разновидностью блокнотов-планеров являются бизнес-блокноты и контент-планеры. Первые полностью адаптированы для деловых людей. Такие ежедневники выглядят серьезно, дорого и минималистично. С ними можно появиться на переговорах, совещаниях и в офисе. Главная фишка таких блокнотов – удобная разлиновка, содержащая много полезных пунктов. Совсем недавно на рынке появились контент-планеры, адаптированные для ведения аккаунта в Instagram.

Ежедневники для будущих мам. Такие блокноты исполняют желание вести дневник беременности. Являются одними из самых популярных видов блокнотов. Дизайн их обычно яркий, активный, потому что главная цель такого ежедневника – радовать свою хозяйку.

Блокноты по интересам и профессии. Нередко на просторах сети можно встретить блокноты для фотографов, визажистов, скетчбуки для художников и т.д. А читательские дневники благодаря известному бренду Moleskin стали классикой жанра. В таких блокнотах ценится не столько внешний вид, сколько внутреннее наполнение, адаптированное именно под заявленную тематику.


Готовые идеи для вашего бизнеса

Классические блокноты. Это блокноты с обыкновенной линовкой или чистыми листами, в которых можно записывать любые заметки, не ограничиваясь таблицами, колонками и списками.

Творческие блокноты. Содержат в себе оригинальные задания – они могут быть развлекательные, креативные, творческие, мотивирующие, развивающие и т.д. Обычно такие блокноты изготавливают в типографии.

Чтобы открыть свой бизнес по производству handmade-блокнотов, нужно выбрать концепцию. Распыляться на разные виды блокнотов нерационально. Ведь каждая модель требует тщательной разработки, создания шаблонов, планирования наполнения и т.д. К тому же, аудитория у этих блокнотов совершенно разная, что будет создавать сложности в проведении рекламной кампании. Лучше выбрать конкретную концепцию и развивать ее: придумывать оригинальные способы реализации и фирменные «фишки».

Как изготавливать хендмейд-блокноты и где этому научиться

Когда вы определились с целевой аудиторией, можно начать создавать дизайн-проекты для блокнотов. Процесс производства блокнотов выглядит просто. Сначала надо спланировать внутреннее и внешнее оформление блокнота, после чего создаются шаблоны страниц и изготавливается обложка. Затем происходит этап печати шаблонов и сборка блокнотов.

Планируя оформление блокнотов, необходимо представлять того, кто будет им пользоваться. Именно под выбранную аудиторию разрабатывается дизайн и особенности блокнотов, которые должны заинтересовать покупателей. Еще один момент – внутреннее и внешнее оформление должны сочетаться между собой и по цветовой гамме, и по стилю.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Чтобы выделиться на фоне других рукодельниц, можно добавить к своим работам фирменную «фишку». Например, некоторые рукодельницы делают на своих блокнотах окошки-шейкеры, которые представляют собой плотный прозрачный пакет, наполненный специальной маслянистой жидкостью, блестками и пайетками. Кстати, в этом году такой декор пользуется особой популярностью.

Кто-то делает ставку на яркие принты, кто-то – на лаконичный дизайн и натуральные материалы.


Есть блокноты, в которых предусмотрено множество кармашков, интерактивных деталей, которые можно открывать, перемещать, доставать и т.д.

Идеи таких оригинальных деталей, а также варианты дизайна и разлиновки блокнотов можно подсмотреть в интернете – тысячи мастеров выкладывают свои работы. Шаблоны страниц можно сделать в Photoshop или CoralDraw.

В зависимости от типа блокнота может меняться и ход его производства. Есть простые записные книжные, для которых достаточно изготовить простую обложку с кольцевым механизмом и распечатать страницы по шаблонам. Есть более сложные конструкции, которые включают индивидуальные обложки, кожаные материалы и т.д., что потребует использования дополнительных станков. А есть дизайнерские блокноты, где каждый лист обрабатывается вручную. Конечно, все это отражается на стоимости блокнотов.

Чтобы делать блокноты ручной работы, потребуется наличие следующего оборудования:

    Компьютер;

  • Листорезательная машинка;

    Швейная машина;

    Обрезчик углов;

    Перфоратор-брошюровщик;

    Мелкие инструменты (ножницы, дыроколы и т.д.);

    Расходные материалы (бумага, клей, нитки, элементы для декорирования).

В зависимости от используемого оборудования, масштабов бизнеса и его ориентированности может понадобиться разный уровень вложений. Общая сумма вложений составит примерно 50 тысяч рублей.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Освоить этот вид рукоделия или усовершенствовать свои навыки помогут видео-уроки в открытом доступе и мастер-классы, которые публикует множество мастериц. По возможности, можно сходить на курсы, чтобы освоить какую-то технику. Желательно уже иметь опыт в рукоделии, чтобы сэкономить время и деньги.

Где покупать материалы для создания блокнотов

Материалы для скрапбукинга рациональнее всего брать в интернет-магазинах. Заранее следует изучить предложения основных магазинов: сравнить цены, условия и сроки доставки. Лучше формировать большие заказы, чтобы сэкономить на доставке. С той же целью экономии, желательно выбирать скрап-магазины, в которых есть максимальное число необходимых вещей. Лучше работать с парой проверенных поставщиков, чем путаться в своих заказах и переплачивать за доставку.

Единичные товары можно докупать и в местных магазинах. Хоть цены в них заметно выше, но зато можно получить нужный материал сразу, не дожидаясь доставки.

Как правильно установить цену на продукцию

Чтобы определить цену на товар, следует рассчитать себестоимость его изготовления. Первый вид затрат – это затраты на материалы. Здесь расчет проводится весьма просто: нужно определить, сколько материалов было затрачено на 1 блокнот и их стоимость. Желательно сделать этот расчет при первой же работе, чтобы определиться с расходами на материалы и, возможно, подумать о том, как их можно сократить.

Вторым видом затрат, которые закладываются в себестоимость, является оплата самой работы. Ведь процесс изготовления блокнота занимает время – и оно тоже должно оплачиваться. И здесь возникает сложный вопрос: сколько стоит непосредственно труд? Чтобы ответить цифрами, использовать два варианта: либо устанавливать цену, исходя из суммы наценки от себестоимости (иногда размер наценки может составлять 150-200%); либо рассчитать, сколько стоит час вашей работы. Для этого стоит определить, сколько вы желаете зарабатывать в месяц, потом эту сумму разделить на 22 рабочих дня и на 8 рабочих часов в день. Теперь посчитать цену изделия проще: достаточно умножить стоимость часа вашей работы на количество затраченных на изготовление заказа часов.


Так, у каждого вида блокнота себестоимость будет разная в зависимости от сложности работы и технологии производства.

Помочь в формировании цен может изучение предложения. Посмотрите, по каким ценам ваши конкуренты продают свои изделия? На основании этого и установите цены на вашу продукцию. Стоимость блокнотов ручной работы варьируется в пределах от 700 до 3000 рублей.

Как рекламировать свою продукцию

На сегодняшний день социальные сети являются основными каналами продвижения handmade-продукции. Она, кстати, занимает третье место по популярности среди всех интернет-покупок. Это позволяет возлагать на социальные сети большие надежды. Наиболее эффективен Instagram, который идеально подходит для продвижения визуально привлекательной продукции.

Плюс этой рекламы в том, что она может быть совершенно бесплатна. Достаточно вести аккаунт, выкладывать фотографии своих работ и постепенно набирать подписчиков. Но вложив в раскрутку небольшую сумму, можно получить хорошую отдачу и быстро набрать свою аудиторию. Благодаря автоматическому сервису, в Instagram очень легко запустить промо-акцию, направленную на привлечение подписчиков. Можно предоставить свой блокнот популярному блогеру, который согласится в ответ прорекламировать вашу продукцию. Еще один эффективный вариант – проведение различных акций. Можно провести конкурс и разыграть блокнот, предоставить временные скидки на товар и т.д.

Другим рекламным инструментом может стать красивая упаковка. Люди тянутся ко всему красивому. И если дизайн вашего блокнота красивый, то и упаковка должна быть под стать. Также сработают фото в стиле «блокнот в деле»: покажите, как можно использовать ваши блокноты, как можно оформлять свои записи в них. Если людям понравится это, они захотят повторить и купят ваш блокнот. Посмотреть оригинальные идеи оформления записей можно на сайте Pinterest.

Возможно договориться о продажах своих блокнотов в магазинах. Наиболее охотно креативные блокноты берут на реализацию книжные магазины.

Также можно участвовать в handmade-ярмарках, публиковать объявления на различных сайтах или завести аккаунты на сайтах для рукоделия. Например, на сайте “Ярмарка мастеров”.

Сколько можно заработать на блокнотах

Сумма заработка сильно привязана ко времени изготовления одного заказа. Ручная работа подразумевает ограничение продаж. Как ты ни крути, но продать 20 блокнотов за месяц, когда физически можешь делать не более 10 штук, нельзя. Поэтому приблизительно рассчитывая размер прибыли, следует понимать свой производственный максимум, который зависит от сложности работы.

Если взять стандартный блокнот, производство которого состоит в изготовлении обложки и сборке распечатанного блока листов, то на 1 блокнот будет уходить, в среднем, 2 рабочих дня. Это значит, что в месяц максимальное число выполненных заказов составит 11 штук. При средней стоимости 1500 рублей можно рассчитывать на ежемесячную выручку от 16500 рублей. Сумма, конечно, не поражает количеством нулей, но ее можно увеличить, если делать блокноты заранее и продавать уже готовые изделия. А можно сделать ставку на более дорогие изделия.


Вложив в бизнес до 50 тыс. рублей, можно окупить его за первые полгода работы.

Важно понимать, что данный бизнес, в первую очередь, является хобби, а уже потом бизнесом. Если вы хотите заработать большие деньги, то вам нужно вкладываться в производство, нанимать нескольких рукодельниц и выходить на другие объемы продаж. Все зависит от того, какую цель вы перед собой ставите. Рынок handmade-канцелярии знает примеры, когда хобби становилось прибыльным бизнесом. При грамотном подходе в этой сфере можно добиться хороших результатов.

Стоит ли оформлять свой бизнес

Для сферы рукоделия этот вопрос достаточно сложный. Стоит ли открывать свое ИП, официально регистрировать бизнес и платить налоги? Закон отвечает, что это делать необходимо. В действительности же большинство рукодельниц избегают формальностей и не торопятся оформлять свой бизнес, пока нет стабильных заказов и наработанной клиентской базы.

Если вы относитесь к категории законопослушных предпринимателей и планируете активно развивать свой бизнес, то необходимо зарегистрировать его. Для этого достаточно оформить ИП , установить упрощенную систему налогообложений и не переживать, что среди ночи к вам в дверь постучится налоговый инспектор. В качестве ОКВЭД рекомендуется применить код 47.91 - Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет.

Вместо заключения

Подводя итог, обозначим все плюсы и минусы бизнеса блокнотов ручной работы. К преимуществам следует отнести:

  • возможность работать на дому;
  • низкий объем вложений;
  • бизнес на хобби;
  • интересный и модный вид бизнеса;
  • творческий бизнес;
  • возможность совмещать с основным видом работы;

Плюсы в данном случае связаны с удобством организации бизнеса. А вот минусы вполне конкретно говорят о проекте:

  • ограниченное производство;
  • низкий уровень дохода;
  • нестабильный бизнес, обладающий некоторой сезонностью;
  • чтобы продукция была конкурентоспособна, необходимо придумывать новые концепции блокнотов.

Можно бесконечно взвешивать все «за» и «против». Но самое главное при этом – заниматься любимым делом. Если подойти к нему с умом, тщательно спланировав все этапы работы и творить от души, то можно добиться успеха в этом деле и стать одним из счастливчиков, которым удалось превратить свое хобби в бизнес.


450 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 24074 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

  • Битрикс24
  • Сервисы Google
  • Вконтакте, Instagram

Казалось бы, разумно ли в наш бурный цифровой век вкладываться в бумагу? На фоне разворачивающегося экономического кризиса думать об эстетике продукта и «особом качестве»? Заново изобретать велосипед блокнот? Беспокоиться о тактильных ощущениях покупателей? Двое петербургских смельчаков – Энди Мартин и Елена Шварова, совладельцы компании BOOKOVSKY - на все эти вопросы ответили «да». И вот что из этого вышло.

Как всё начиналось

Все-таки судьба выводит предпринимателей к стартовой точке извилистыми путями. Мог ли знать 18-летний студент, выбравший увлекательную стезю инженера-механика, что не быть ему ни инженером, ни механиком, а быть графическим дизайнером Энди Мартином (псевдоним, ставший именем), арт-директором студии брендинга, да еще и основателем собственной марки имиджевой канцелярской продукции? Вряд ли. И тем не менее.


Энди Мартин

За последние 20 лет Энди Мартин успел поработать в разных дизайн-студиях Москвы и Петербурга, получить несколько профессиональных наград и даже стать совладельцем брендингового бюро ODB . Зачем ему при всем этом понадобился BOOKOVSKY – сложно сказать в двух словах.

«Интерес к карандашам и хорошей бумаге у меня был всегда. Это ощущение - соприкосновения с волшебством – родом из детства, во всяком случае - советского. Я долго носился с мыслью, что блокнот - это не просто тетрадь или ежедневник, он может быть частью стиля, идентификатором, показателем статуса. В какой-то момент я решил: надо уже или делать свои блокноты, или выкинуть их из головы».

В июне 2014 года Энди придумал концепцию первого блокнота. После того, как появился прототип, к делу подключилась Елена Шварова, ставшая в итоге партнером и совладельцем компании. Она придумала название BOOKOVSKY , Энди сделал логотип: «Потом уже было просто трудно остановиться».


Елена Шварова

Была еще одна причина, почему появился BOOKOVSKY . Два десятка лет Энди занимался брендингом, работая с чужими продуктами. «В конце концов, мне захотелось посмотреть на ситуацию изнутри».

Наконец, сыграла свою роль и теоретическая подготовка - Энди несколько лет читал журнал «Секрет фирмы», до сих пор у него сохранилось два ящика журналов. На этот интерес в свою очередь повлияла книга «Законы Паркинсона» (Сирил Паркинсон - автор сатирических работ по проблемам бизнеса, менеджмента и политологии), прочитанная как-то в 90-х. Но еще большее впечатление на начинающего предпринимателя произвела история основателя Starbucks : «Меня просто поразило, с каким упорством человек может добиваться свой цели». Елена похожий эффект испытала от книги «К черту всё, берись и делай» - манифеста экстравагантного Ричарда Брэнсона.

Впрочем, добавляет Энди, истории про чужие успехи и интересные стартапы могут добавить мотивации предпринимателю, но не научат хитростям бизнеса. Когда владельцы BOOKOVSKY столкнулись с непониманием, когда и как стоит снижать стоимость или повышать ее, какие есть подводные камни в договорах с крупными сетями и т.д. – реально ценную информацию они получали от друзей-предпринимателей.

Специфический рынок

Мысль именно делать продукт, а не просто продавать - возникла из наблюдений за российским рынком блокнотов. По словам предпринимателей, этот рынок, с одной стороны, разношерстный, с другой – чрезвычайно консервативный: много однотипного товара от разных производителей. Большую часть предложения на нем составляет канцелярия, производимая в промышленных масштабах. Здесь активны и международные бренды (Moleskine, Leuchtturm, Arwey), и российские (InFolio). Нишу оригинальной продукции почти полностью занял hand-made : крафт, переработанная бумага, тесьма и т.п.

«Такой интересной серийной продукции как у Smythson , Midory , Field Notes в России никто не производит. Оригинальная «канцелярка» у нас выглядит примерно так: это сшитые листы бумаги или даже просто сложенные, завернутые в лист из кожи и перетянутые резинкой. Это hand-made без стандартов. Мы решили показать, что небольшая марка может быть сопоставимого качества с большими брендами. Что может быть оригинальный продукт, но не hand-made в привычном смысле».

Масс-маркет предполагает большие тиражи, и, как правило, китайские сборку и печать – так дешевле. Крупные игроки (как правило, это московские компании) берут объемами, а не идеями – чем универсальнее модель, тем лучше она продастся. Как раз такую продукцию мы видим в большинстве канцелярских магазинов. Оригинальные производители больше любят работать с книжными магазинами, где вход попроще и конкуренция пожиже.

«У нас не было задачи «порвать» других, мы хотели предложить рынку альтернативу, сделать серийные блокноты, но с выраженной индивидуальностью. Продукт, по качеству не уступающий крупным брендам, при этом собранный не в промышленных масштабах где-то в Китае, а мелкими партиями в Петербурге, где мы сами могли контролировать качество и весь процесс производства»

По словам Елены, эту нишу нельзя назвать тихой: в последнее время рынок канцелярских предметов развивается как раз за счет новых брендов, которые выпускают блокноты, скетчбуки ручной работы. Однако, хоть игроков здесь и много, их продукция очень похожа. Профильного сообщества малых производителей канцелярии нет - каждый сам за себя. Активное взаимодействие идет с поставщиками бумаги и типографиями – они больше заинтересованы в сотрудничестве и обмене идеями.

Первые шаги

Продажи предприниматели собирались вести при помощи партнеров – предоставив свою продукцию розничным и интернет-магазинам в Петербурге и Москве. Первые четыре месяца ушли на производство тестовых образцов: просчитывали конструкции, делали концепты, искали лицо продукта - чтобы не получить то, что и так уже есть на рынке.

«Я все думал: что мы хотим сделать, для кого? Деньги же не могут быть целью бизнеса. У него должна быть идея. Если вы хотите заработать, вы должны придумать бизнесу смысл»

Смысл бизнеса был сформулирован в слогане: Live your life till the last page . «Он говорит потребителю о том, что мы разделяем его увлеченность, его жажду жизни. Вдохновляем, поддерживаем, храним самые важные мысли и самые ценные эмоции» - расшифровывает Елена.

Казалось бы, кому в наш насквозь цифровой век нужны блокноты?

Изначально продукция BOOKOVSKY позиционировалась как блокноты для городской жизни - компактные, удобные, которые хочется носить с собой, поскольку они - часть стиля. Кому это нужно? Студентам, журналистам, деловым людям. Им важно, чтобы каждая деталь соответствовала образу.

«Это творческие люди, для которых важно самовыражение, эстетика. – объясняет Елена. - Им не все равно, где они пишут или рисуют. Блокнот сам тебя вдохновляет. И тут важное значение имеет качество бумаги».



«Это сложно объяснить, - добавляет Энди, - чтобы понять разницу, надо провести рукой по обложке или попробовать, как пишет карандаш по бумаге. Кроме того, м ы осознанно ушли от линованных или клетчатых листов, чтобы оставить человеку простор чистого листа и больше возможностей для творчества. При этом в блокноте есть специальный вкладыш с разлиновкой. Человек может подложить его под лист и писать ровно. Мелочь же, но приятно, что о тебе подумали. Это тоже стандарты бренда».

В выборе бумаги Энди использовал богатый опыт общения с полиграфистами. Кроме того, предприниматели выделились нестандартными размерами и пропорциями блокнотов - таких на рынке просто не было. При тестировании некоторые виды бумаги отвергли по техническим причинам - одни плохо биговались (биговка – выдавливание линий, по которым потом легко сгибается лист), у других при резке крошилась кромка.

Чтобы угодить взыскательной аудитории, нужно было учесть тысячи нюансов. Так, скетчбук предназначен в первую очередь для рисования, поэтому листы у него должны подходить для зарисовок любым материалом - карандашом, тушью, акварелью. В поисках оптимальной плотности пришлось испытать много разной бумаги. Предприниматели рисовали и смотрели, чтобы бумага, например, не сворачивалась от намокания. Рисовали, пока не нашли то, что нужно.

«Блокнот – это вообще приятный способ сохранить самое важное. Особенно для эстетов-кинестетиков»

Первые продажи

Производство блокнотов BOOKOVSKY полностью сосредоточено в Санкт-Петербурге. Все модели, прототипы, графику Энди делает самостоятельно. На Елене - идеология и общение с магазинами.

Первая «официальная» серия блокнотов BOOKOVSKYбыла выпущена осенью 2014 года. Она обошлась партнерам в тысячу долларов – столько стоили бумага, пружины, проволока, заказ обложек в типографии. Однако первые продажи случились еще раньше – тестовые образцы у предпринимателей скупили знакомые, которые рассказали о бренде своим знакомым, а те - своим. Так заработало сарафанное радио. В ноябре была открыта группа в «ВКонтакте»: здесь можно было оформить заказ. На тот момент в ассортименте петербуржцев было две модели блокнотов и фирменные черные карандаши. Свой интернет-магазин тогда казался излишеством.

И сегодня Instagram и группа в «ВКонтакте » являются основными каналами продвижения бренда. Впрочем, к эффективности последнего есть претензии – так что BOOKOVSKY присматриваются к Facebook.

В упомянутой первой партии было всего по 100 штук двух видов блокнотов: City Notes и Coffee Notes. Первый – городской блокнот для записей, заметок и зарисовок. Отличительная особенность – обложка, выполненная из приятного на ощупь материала (touch cover), который со временем вытирается и становится еще приятнее. На обложке изображена карта Лондона – это уловка: людям хочется взять блокнот в руки и разглядывать карту, искать знакомые названия. Coffee Notes с отрывными листами выполнена по принципу «заметки на салфетках», когда надо быстро записать свои мысли или кому-то оставить номер телефона.


В январе 2015-го BOOKOVSKYрешили предложить свои блокноты магазинам. Первым был книжный «Подписные издания» - просто потому, что нравился самим - за атмосферу и хорошие книги. «Издания» взяли на реализацию пробную партию - 10 блокнотов каждой модели и 10 карандашей. Партия была продана за месяц. В следующую поставку уже вошла новая модель блокнотов - скетчбук на пружине.

Сегодня таких точек продаж у компании около двадцати - в основном, это книжные магазины в центральной части города, хотя блокноты петербургского бренда можно встретить и в магазинах модной одежды, таких как ЛУУК и «Большой».

Поход по магазинам

«Знакомые предупреждали, что «встать на полку» будет очень не просто. – рассказывает Елена, - Когда мы шли договариваться в первый магазин, были готовы к отказу. На самом деле 9 из 10 магазинов охотно берут блокноты на реализацию. Правда, потом, бывает, возникают сложности с контролем выплат. Ну, от этого, наверно, никуда не деться».

По словам предпринимателей, во все магазины, где сегодня предлагается продукция BOOKOVSKY , их пустили без входной платы. Такой подход Энди и Елена объясняют профилем деятельности: канцелярские и книжные магазины - это не сетевая розница: если продукт нравится, берут с интересом. Однако, только на условиях реализации, накидывая сверху свои 50-100%. Никто не хочет брать на себя дополнительные риски.

Уже год BOOKOVSKY присматриваются к Москве – там наибольший интерес для петербургского бренда представляют крупные, в том числе сетевые магазины. Увы, это значит, наценка от 150% и то, что деликатно называется «не всегда комфортные условия выплат» - те же просрочки по платежам. Так что пока покорение столицы отложено.

Несколько месяцев назад производители блокнотов начали сотрудничать с иллюстратором Екатериной Хозацкой, которая ведет проект о заведениях Петербурга Between the Bars Теперь они делают блокноты с иллюстрациями Екатерины на обложке. Работают по предзаказу, изготавливая блокноты с иллюстрацией на выбор, а их уже более 40 с изображениями различных баров и кафе. Покупают такие блокноты, во-первых, поклонники творчества госпожи Хозацкой. А, во-вторых, BOOKOVSKY предлагают заведениям, изображенным на иллюстрациях, реализовывать продукцию как промо в своих барах.

«Наши конкуренты сейчас - те с кем мы оказываемся рядом на полках в магазинах. Это и производители нашего ранга – например, Voodoo Book и Memorandum , и крупные бренды вроде Moleskine. Но мы не ориентируемся на них в производстве. Нам ближе всего по духу американский Field Notes . Они другие, совершенно независимые»

Семейство BOOKOVSKY

Сегодня создатели BOOKOVSKY предлагают покупателям шесть моделей блокнотов и скетчбуков. Скоро появятся еще две – скетчбук и тетрадь А5 размера. Отличительной особенностью всех блокнотов петербургской марки являются нелинованные листы. В ассортименте три разновидности – на пружине (для рисования и скетчей), на скрепке (для записей и зарисовок), отрывные (для заметок). Кроме того, есть фирменные карандаши - их жесткость лучше всего подходит для бумаги, которая используется в блокнотах. Они выполнены из черного дерева, то есть когда вы точите карандаш, он по-прежнему остается черным. Карандаш дополняет блокнот, они выполнены в одном стиле.


Основа марки - три базовых модели. BOOKOVSKY City Notes – это черный блокнот на скрепке, с молочной бумагой внутри, формата 105х145. Это блокнот на каждый день, с оригинальной обложкой, которая со временем вытирается как джинсовая ткань. BOOKOVSKY Cafe Notes – узкий блокнот для записей, отрывной с перфорацией, с обложкой под кожу. Представительный и выглядит как аксессуар. BOOKOVSKY Sketchbook Travel- это квадратный 20х20 см альбом для эскизов и иллюстраций.

«Сейчас планируем выпуск фирменного ежедневника. Он будет недатированный и нелинованный. Не «канцелярский» ежедневник, а скорее партнер на каждый день. Для меня в этом смысле эталоном является блокнот Smythson и их философия, традиция использования блокнота как помощника в путешествии. Если перефразировать фразу из фильма Гая Ричи, если ты достал на встрече «Смитсон», то сразу видно: ты - человек воспитанный, у тебя есть вкус, и с тобой можно иметь дело. Мы тоже стараемся делать такие блокноты», - говорит Энди.

Ручная сборка

Все модели блокнотов BOOKOVSKY стандартизированы, то есть по каждой заранее известно, что за бумага используется, какая будет обложка, какие размеры и т.д. Как правило, все начинается с покупки необходимого объема бумаги, потом предприниматели заказывают отдельно в типографии обложку. После готовности начинается сборка: бумагу режут, бегуют, скрепляют вместе внутренние листы и обложку, опять подрезают. На последнем этапе у блокнота скругляют углы.

«Собственная сборка в отличие от типографской позволяет контролировать качество, - объясняет Энди. – Конечно, пришлось купить кое-какие приспособления (скруглители, резаки, брошюровщики, штампы, прессы, установщики скрепок), но мы даже рады. Какие-то идеи вообще в типографии реализовать сложно – например, никто не делает блокноты с отрывными листами в обложке».

За год производство блокнотов BOOKOVSKY почти не изменилось: они собираются вручную в мастерской, которая является частью офиса. Ведется учет сбыта и остатков на складе. Кстати, на время сборки штат компании вырастает до трех человек – есть приходящий помощник. Сложные внутренние блоки с перфорацией отдаются на аутсорсинг.

В основном, петербуржцы используют импортную дизайнерскую бумагу, чаще всего - немецкой фабрики Gmund. Блокнотов из таких материалов на рынке не так много. В масс-маркете обычно используется более простая и дешевая бумага.

«Бумагу мы покупаем у компаний «Берег», «Анталис» и немного у «Дубль В». Материал импортный, поэтому цены привязаны к валюте. Если год назад лист цветной бумаги 100х70см стоил около 200 рублей, то сейчас 400-500. Выбрать более дешевую бумагу мы не можем - нам очень важны тактильные ощущения от соприкосновения с брендом. Бумага, которую мы выбрали – это составляющая бренда, стиль, по которому узнаются наши блокноты. Увы, в России не производят дизайнерскую бумагу. С тонированной вообще проблемы - ее мало. Тонированная бумага - это особая эстетика, после такой на обычную офисную даже смотреть не хочется».

Переждать бурю

Наценка, которую закладывают в отпускную цену производители - плавающая, зависит от модели. Себестоимость они стараются держать не более двух долларов - это от 20 до 50% от цены блокнота (средняя цена – 300 рублей). По словам предпринимателей, в одной точке продается от 5 до 10 экземпляров ежемесячно. Конечно, показатели скромные. К тому же из-за кризиса прибыль снизилась – бумага подорожала, а поднимать цены на блокноты петербуржцы не стали. Логика проста: надо переждать бурю.

«Канцелярия не является предметом первой необходимости, поэтому сейчас многие экономят на таком удовольствии, – признает Елена. – Но как только экономическая ситуация в стране выправится, спрос на стильную канцелярию начнет расти».

Себестоимость блокнотов в основном формируется за счет материалов и затрат на печать. Приличных вложений потребовала и закупка оборудования. И хотя предприниматели обошлись без кредитов и внешних инвестиций (да и желающих инвестировать не было), все, что зарабатывают, сегодня вкладывают в развитие.

Отсутствие штата – существенная экономия на заработной плате. «Мы начинали дело вдвоем, сейчас так и работаем. Модели блокнотов разрабатываем сами, группы в социальных сетях ведем сами, договариваемся с магазинами и ведем отчетность тоже самостоятельно. Пока справляемся» - резюмирует Елена.

Бизнес оставляет партнерам время на другие дела. И Энди, и Елена продолжают разрабатывать стратегии и дизайн в студии брендинга.

Работа над ошибками

«Я думал: вот сделаем крутой продукт, и он сразу будет востребован потребителем. Практика показала, что не все так просто, надо еще дойти до этого потребителя. – вспоминает Энди. - Например, поначалу мы ударились в корпоративные продажи. Казалось, что это будет эффективнее. У нас и сейчас есть доля таких заказов, но теперь я уверен, что массовый рынок - куда более верный путь для нашего продукта. Он интересен своим разнообразием, дает свободу маневра. В корпоративных продажах, как правило, востребованы 1-2 модели и только».

Кроме того, производители столкнулись с настороженным отношением аудитории к бренду.

«Блокнот из хорошей бумаги, собранный вручную – не дешевое удовольствие, - признает Елена. - Многие пока не понимают, за что платят. То есть людям нравятся отдельные модели, и они были бы рады получить в подарок что-нибудь от BOOKOVSKY , но купить самому для себя не всегда готовы, говорят – «дорого». Кроме того, потребитель привык к тому, что если бренд не массовый, то это явно выраженный хенд-мейд – с использованием крафта, кожи, тесемочек и прочего. К серийной канцелярии, которая собирается вручную, только начинают привыкать».

«Сейчас основной акцент в продажах смещен именно на работу с магазинами. – рассказывает Елена. – В планах увеличить количество точек, начать сотрудничество с московскими магазинами. Также мы убедились в том, что без собственного интернет-магазина не обойтись - э то, прежде всего, комфорт потребителя: там он может самостоятельно оформить заказ и сразу оплатить удобным ему путем. В современном мире все к этому привыкли, так что приходится соответствовать уровню. Мы как раз сейчас занимаемся запуском интернет-магазина».


Канцелярский бизнес – как и любой другой – имеет свою специфику. Здесь нужно не только разбираться в материалах. Нужно также угадывать еще несформированные желания аудитории, постоянно мониторить рынок, и не только российский, знакомиться с новинками и подходами других производителей. Нужно понимать природу спроса. Выяснилось, что в продажах представительской «канцелярки» тоже есть фактор сезонности, хотя и не очень выраженный. В сувенирных магазинах пик продаж блокнотов приходится на туристический сезон. Кроме того, канцелярские товары активно закупаются студентами перед началом учебного года, правда в высоком ценовом сегменте заметного всплеска спроса не наблюдается.

Прошедший год многому научил Энди: «Скажем, особенность наших типографий - они всегда стремятся все упростить. Сделать так, как удобнее им. Если вам нужна тонированная бумага определенного сорта, проследите, чтобы в конечном тираже оказалась именно она, а не похожий аналог. Мы, в конце концов, теперь всю бумагу покупаем сами - еще и дешевле выходит».

Еще один важный вывод, который сделали для себя владельцы BOOKOVSKY - нельзя быть брендом для всех одновременно.

«Мы пошли на поводу у рынка - выпустили целую серию «подарочных» блокнотов с цветными обложками, фактурной бумагой, тиснением. Потратили много времени, но эти блокноты оказались не очень востребованы. Я много раз читал, что когда фирма кроме базовых моделей начинает выпускать какие-то модные или сезонные позиции, в результате размывается понимание - кто она, для кого и для чего. Конечно, когда читаешь об этом, то думаешь - я так не поступлю, но на реальном рынке ошибки неизбежны. Надо было оставаться в рамках своего стиля».

«Видели-видели, молодцы»

Продвижение BOOKOVSKY выстроено, в основном, через интернет. В этом смысле хорошо работают группы в соцсетях. Кроме того, компания сотрудничает со студенческим конкурсом по маркетингу «Маркеториум» - это прямой контакт с целевой аудиторией.

Совсем скоро будет запущен полноценный сайт с интернет-магазином, где можно будет купить любую модель блокнотов и скетчбуков. Наконец, магазины – это тоже канал продвижения, где человек может посмотреть и потрогать (что немаловажно) все блокноты.

«Вот приходишь в новый магазин договариваться о сотрудничестве, а тебе говорят: «мы о вас слышали» – приятно. Вообще сами магазины – хороший инструмент для продвижения: даже если люди не покупают, то все равно видят бренд, запоминают»

На узнавание бренда работает и участие в фестивалях-маркетах - проходимость там высокая. Однако как канал продаж для блокнотов BOOKOVSKY маркеты оказались неэффективны: а удитория приходит туда именно за «хендмейдом», или просто поглазеть.

Елена уверена, что BOOKOVSKY можно будет вывести на западный рынок – стиль бренда и качество вполне соответствует европейскому уровню. Кроме того, есть мысли продавать франшизу. Купить бизнес петербуржским производителям концептуальной «канцелярки» пока никто не предлагал. Хотя от крупных игроков рынка доходили приятные отзывы – мол, видели-видели, молодцы.