Покраска 

Афинская агора. Древняя агора в афинах Что такое агора в греции

Координаты 37 ° 58"30 "N 23 ° 43"21" E  /  37,97500 ° N 23,72250 ° E  / 37,97500; 23,72250 история материал Мрамор основанный BCE шестого века периодов Классическая эпоха Культуры Древняя Греция примечания сайта даты Раскопки не 1931 до сегодняшнего дня Археологи Американская школа классических исследований в Афинах Состояние разрушенный Владение Общее имущество управление Министр культуры Публичный доступ да

Древняя Агора Classical Афин является наиболее известным примером древнегреческой агоры , расположенный к северо - западу от Акрополя и граничит на юге с холма Ареопага и на западе холма, известного как Agoraios Kolonos , также под названием Market Hill. Первоначальное использование агора была для коммерческого, собраний, или жилого места сбора.

Здания и сооружения классической агоры

План, показывающий основные здания и сооружения агоры Афин, как это было в 5 веке до н. Число 13 является Храм Гефеста.

  1. Перистиль суд
  2. Enneakrounos
  3. Южная Stoa I и Южной Stoa II
  4. Aiakeion
  5. Agora камень
  6. Метроон (Старый Bouleuterion)
  7. Новый Bouleuterion
  8. Храм Гефеста (Гефестион)
  9. Stoa Basileios (Royal портик)

Другие известные памятники

Ряд других известных памятников были добавлены в агоры. Некоторые из них включают:

  • Средний портик , который был самым обширным памятник, построенный во время нашей эры 100s
  • Маленький римский храм был добавлен в передней части Средней Стои.
  • Алтарь Зевс Agoraios был добавлен к востоку от памятника одноименных героев.
  • Храм Ареса , посвященный Арес , бог войны, был добавлен в северной половине агоры, только к югу от алтаря Двенадцати богов.
  • Одеон Агриппы и сопровождающей гимназии были добавлены в центре агоры.
  • Существенная Stoa Аттала была построена вдоль восточного края агоры.
  • Коллекция зданий были добавлены в юго-восточном углу: на Востоке СТОА , Библиотека Pantainos, в Нимфея и храм.
  • Библиотека Pantainos была больше, чем просто библиотека, а на запад и север Фланги ряда комнат, которые были использованы для других, отличных от хранения книг целей. При строительстве библиотеки Pantainos, официальный вход в агоры теперь между библиотекой и Стои Аттала .
  • Существует свидетельство о Синагоге в Агора в Афинах в 3 - м века.
  • Статуя римского императора Адриана был расположен рядом с Метроон .
  • Храм Зевса Phratrios и Афина Phratria датированы 300S до н.э. и расположен недалеко от храма Аполлона Патроос .
  • Южный конец того, что, как полагают, базилика была раскрыта около Адриане улицы и приурочено к середине 100s н.э.
  • Моноптер был расположен к югу от базилики, а также приуроченная к середине 100s н.э. Это не было ни стен, был купол поддерживается колоннами и составляла около 8 метров в диаметре.
  • Бема была платформой колонки и была расположена рядом с Стоями Аттали .

раскопки

Древние афинские агора была раскопана Американская школа классических исследований в Афинах с 1931 года под руководством Т. Лесли Shear, старший Они продолжают и по сей день, в настоящее время под руководством Джона MCK лагеря .

После начальной стадии котлована, в 1950 - е годы эллинистического Stoa Аттала была реконструирована на восточной стороне агоры, и сегодня он служит в качестве музея и как хранение и служебных помещений для команды раскопок.

Виртуальная реконструкция Древняя Агора Афин была произведена в рамках сотрудничества с Американской школы классических исследований в Афинах и Фонда эллинского мира , который имел различные выход (3d видео, VR в режиме реального времени производительность дом, Google Earth 3d модели).

Музей Древней Агоры

Музей расположен в Стоях Аттали , а его экспонаты связаны с афинской демократией . Коллекция музея включает в себя глины, бронзовые и стеклянные предметы, скульптуры, монеты и надписи с 7 - го по 5 - м веке до н.э., а также керамики византийского периода и турецкой оккупации. На выставке в музее содержит произведение искусства, которое описывает частную и общественную жизнь в древних Афинах. В 2012 году новая выставка скульптуры была добавлена в музей, который включает в себя портреты из афинской Агоры раскопок. Новая выставка вращается вокруг портретов идеализированных богов, официально заслуженных людей города, богатых римских граждан 1 - го и 2 - го века; CE, граждане третьего века и, наконец, на произведении искусства из частных художественных школ поздней античности.

дальнейшее чтение

  • Camp, J. (2010). Афинская Агора Руководство сайта. 5 - й изд. Princeton, NJ: Американская школа классических исследований.
  • Дикинсон, Кристофер П. (2015). Павсания и «архаическая Агора» в Афинах «. 84,4: 723-770.
  • Дикинсон, Кристофер П. и Onno М. ван Nijf ред. (2013). Общественное пространство в пост-классического Город: Труды одного дня коллоквиума состоялась в Fransum, 23 июля 2007 года цекул, 7. Лёвен: Петерс.
  • Gawlinski, L. (2007). «Афинская Календарь жертвуя: Новый фрагмент из афинской Агоры» . Hesperia 76: 37-55.
  • Харрис, Эдвард Монро (2014). "Жена, бытовой и Marketplace." В женщинах, которые граф в греческой истории. Под редакцией Умберто Bultrighini, Элизабетта DiMauro. Ланчиано: Carabba.
  • Lang, М. (1994). Жизнь, смерть, и судебный процесс в афинской Агоры. Agora PictureBook 23. Princeton, NJ: Американская школа классических исследований в Афинах.
  • Lang, М. (2004). Афинский гражданин: Демократия в афинской Агоры. Rev. ред. Agora PictureBook 4. Princeton, NJ: Американская школа классических исследований в Афинах.
  • Маккиннон, Майкл (2014). «Животные, экономики и культуры в Афинской Агоры: Сравнительные исследования Zooarchaeological.» Hesperia: Журнал Американской школы классических исследований в Афинах 83,2: 189-255.
  • Томпсон, Д. Б. (1971). Афинская Агора: Торговый центр Ancient. Agora PictureBook 12. Princeton, NJ: Американская школа классических исследований в Афинах.
  • Уичерли, RE (1973). Афинская Агора. Том 3, литературных и эпиграфических Testimonia. Princeton, NJ: Американская школа классических исследований.

внешняя ссылка

Древняя Агора была финансовым, социальным и политическим центром Афин в период Античности. Здесь была сосредоточена вся жизнь города - люди приезжали сюда, чтобы делать покупки, развлекаться и общаться. В начале двадцатого века здесь начались массовые раскопки, в ходе которых было обнаружено большое количество храмов, портиков, алтарей и даже концертный зал. В судах Древней Агоры выносились справедливые решения, многочисленные философы выступали на площади с лекциями, а люди обсуждали свежие новости и покупали товары. Школы и спортивные комплексы также были доступны для всех желающих.

До наших дней сохранились неповрежденными две достопримечательности Древней Агоры: Храм Гефеста и Стоя Аттала. Храм Гефеста и вовсе является самым идеально сохранившимся в Греции. Портик (Стоя) Аттала была реконструирована в 1950-х и сейчас размещает музей. Остальная часть Агоры напоминает музей под открытым небом с многочисленными руинами древних зданий повсюду.

Храм Гефеста в Древней Агоре

Построенный в первом веке до нашей эры храм Гефеста возвышается над Древней Агорой на холме Колонос Агорайос. Его также называют Тесейоном, или Гефестейоном. Храм был посвящен богам Гефесту и Афине. Подобный по стилю, но уступающий по размерам современному Парфенону, храм состоит из тридцати четырех дорических колонн, поддерживающих частично неповрежденную крышу. Большой фриз украшен рельефом с изображением подвигов Тесея и Геракла. В Античный период в целле были установлены большие статуи Гефеста и Афины, не сохранившиеся до наших дней. Гефестейон является лучше всего сохранившимся храмом во всей Греции благодаря его преобразованию в церковь в седьмом веке. В 1834 храм был объявлен национальным памятником и в течение некоторого времени использовался в качестве археологического музея.

Стоя Аттала

Стоя Аттала была построена в 150 до н.э королем Атталом II из Пергама. Это высокое двухэтажное здание длиной в 116.5 метров и шириной в 19.5 метров в период античности было торговой площадкой. На каждом из этажей размещался 21 магазин, и клиенты могли расслабиться в тени крытой колоннады перед магазинами. Портик был разрушен в 267 н. э. германским племенем Герулов.


С 1953 по 1956 стоя Аттала была восстановлена Американской Школой Археологии на руинах древней структуры. Сегодня здесь размещается Музей Агоры, где демонстрируются найденные на месте археологических раскопок Древней Агоры экспонаты.

Музей Древней Агоры

Музей в Портике Аттала демонстрирует широкий диапазон экспонатов, найденных во время раскопок Древней Агоры. Скульптуры и памятники из многочисленных храмов Агоры выставлены в колоннаде музея. Все эти предметы дают более широкое понимание повседневной жизни Афин в период Античности. В музее можно увидеть предметы домашнего обихода, такие как монеты, игрушки, переносную печь, кухонные инструменты и даже канцелярские принадлежности. Есть также экспонаты, которые иллюстрируют демократический процесс в Древней Греции. Среди них особо выделяются арибаллы - греческие вазы небольшого размера.

Тритоны в Одеоне Агриппы

Тритоны древних Афин, согласно выдержке из закона против тирании от 337 до н.э - бронзовые статуи, использовавшиеся во время голосования. Возле них стояли глиняные черепки, куда люди вписывали имя человека, опасного для демократии. Человек, имя которого во время выборов упоминалось чаще всего, высылался из города на десять лет.


Другие интересные достопримечательности Древней Агоры включают маленькую бронзовую голову Ники, датированную приблизительно 425 до н.э, когда-то покрытую золотом и серебром. Стоит также обратить внимание на арибалы - маленькие статуэтки 530 года до н.э, которые использовались в качестве емкости для оливкового масла.

Руины Древней Агоры

Большинство зданий в Древней Агоре находятся в состоянии руин. Одним таким зданием был Одеон Агриппы - большая аудитория, построенная в центре Агоры для проведения музыкальных представлений. Крыша аудитории вместимостью в одну тысячу зрителей разрушилась в 150 н. э., после чего была восстановлена в меньшем масштабе и стала вмещать пятьсот человек. Здание было разрушено Герулами в 267 н. э. В пятом веке на месте Одеона был построен большой комплекс с термами, известный как Дворец Гигантов. Три статуи тритонов, украшавшие вход Одеона и позже Дворца Гигантов, все еще сохранились до наших дней.

Руины Метроона

Обращают на себя внимание руины еще одного здания - Толоона. Эта круглая структура была построена приблизительно в 470 году до н.э и служила администрацией Афин. Рядом с Толооном, у подножия холма Колонос Агорайос располагался муниципальный зал Булевтерион, перед которым был установлен Памятник Знаменитым Героям. Он представлял из себя мраморный подиум с бронзовыми статуями десяти Знаменитых Героев. На подиуме вывешивались деревянные таблицы с общественными объявлениями, сообщающие людям об официальных событиях и другой важной информации. Рядом с Булевтерионом располагался Метроон - святилище матери богов Реи. В этом здании хранились официальные документы города Афины.


С южной стороны Агора была ограничена большим U-образным комплексом, состоящим из Восточного, Среднего и Южного Портика, а также Верховного Суда. Комплекс в несколько раз превышал Стою Аттала по своим размерам. Было также несколько других стой, включая портик Зевса Освободителя, Королевский Портик (судейские палаты) и Покрашенный Портик, где собирались философы. Было также несколько храмов и алтарей, включая посвященный Зевсу храм перед Средним Портиком, и небольшой круглый храм Моноптерос перед Стоей Аттала. К портику Аттала примыкала библиотека Пантаинос, построенная приблизительно в 100 году нашей эры.

В самом сердце Афин к северо-западу от Акрополя лежат руины Древней агоры. В период античной Греции (примерно с начала 6-го века до н.э.) это был политический, финансовый, административный, культурный и религиозный центр древнего города, уступающий по своей значимости лишь Акрополю. Здесь вершилось правосудие, заключались торговые сделки, проводились атлетические и театральные состязания. Стоит отметить, что именно через Древнюю агору пролегал ведущий к Акрополю знаменитый Панафинейский путь, по которому шествовали торжественные процессии во время так называемых Панафиней (религиозно-политические празднества в честь покровительницы города богини Афины). Сегодня Древняя агора - это одна из самых интересных и популярных достопримечательностей столицы, а также важный археологический и исторический памятник.

Первые раскопки Древней агоры были проведены еще во второй половине 19-го столетия Греческим археологическим обществом и Германским археологическим институтом. Систематические же работы начались уже в 20-м столетии Американской школой классических исследований в Афинах. Результаты раскопок были настолько впечатляющими, что на государственном уровне приняли решение о сносе огромного количества современных построек, дабы иметь возможность все же установить границы Древней агоры.

Колоссальная работа, проведенная археологами, дала возможность определить местоположение и назначение множества разнообразных сооружений, как общественных и административных, так и религиозных - храмы Гефеста, Аполлона и Афродиты, стоя Зевса, Царская стоя, так называемый Толос (резиденция правительства Древних Афин), монетный двор, алтарь Двенадцати богов, Метроон, Одеон Агриппы и многое другое.

Сегодня на восточной окраине агоры возвышается впечатляющая Стоя Аттала - реконструкция оригинального сооружения (2-й век до н.э.), возведенная в середине 20-го столетия. Галерея представляет не только определенный архитектурный интерес, но и является домом для Музея агоры. В экспозиции музея представлены уникальные древние артефакты, найденные в ходе раскопок агоры и ее окрестностей и прекрасно иллюстрирующие историю древнего города. Самые ранние экспонаты датируются 4-м тыс. до н.э.

Греческое слово агора́ происходит от глагола со значением «собираться, созывать». Это соответствует назначению Агоры как главного места встреч в городе. В древности афинская Агора стала центром светской и общественной жизни, гражданского управления и суда, важнейшим местом торговли и предпринимательства, театральной сценой для греческой трагедии, площадкой для атлетических соревнований и излюбленным местом для интеллектуальных дискуссий. Говорят, известный философ Сократ встречался здесь со своими друзьями. Здесь побывал и апостол Св. Павел, возмутившись обилием капищ и жертвенников, в одном месте сосредоточенных.

Сейчас здесь тишина, руины и деревья пышнокронные. Слева — храм Гефеста. В центре — памятник знаменитым героям, именами которых названы десять племен Аттики (IV век до н.э.). Неподалеку — статуи наиболее именитых архонтов. Все скульптуры сильно повреждены.

Архонты — старейшины родо-племенных союзов, по нашему — главы администрации. Мраморные архонты восседают в мраморных креслах с львиными лапами. Я не смогла посмотреть им в глаза: у всех отбиты головы.


Афины. Агора. Выставка архитектурных обломов —
останков древних раритетов

Архитектурные обломы бережно подняты с земли и, если есть такая возможность, к другой своей части прилажены в надежде, что выставка позволит вернуть впечатление, какой была Агора, когда были живы храмы.

Когда я бродила по Агоре, все обломы были повержены, коринфские капители стояли как корзины цветов на полу, а византийские храмы — такие неуклюжие, коробчатые, не беломраморные, а пестро-каменные — в этом побоище себя утверждали. Но, не утвердились…

Классика — образец Красоты, в веках непревзойденный!


Афины. Агора. Реконструкция зданий из архитектурных обломов —
останков древних раритетов

В настоящее время границей Агоры служат торговые улицы района Монастираки, где каждую неделю происходят воскресные базары, позволяющие ощутить колорит греческого фольклора и среднего востока. Я стараюсь не отвлекаться от того, что не шумит, от того, что молчит, ожить пытается и…

Для меня этой реконструкции достаточно, чтобы возникла в яви Центральная галерея, или «Стоя» — крытое пространство для общественных собраний. Чем «стоя» отличается от храма? По сути, все это — одно и то же, разница лишь в том, какой силе поклоняться: небесной или земной.

Не сердитесь на меня за брюзжание: то действует демократичный дух, свойственный времен Перикла…


Не могу не заметить, что Тесейон, что Гефестион выглядят подражанием Парфенону: все — то же и, одновременно, чего-то не достает. Чего? Тесейон (Гефестион) — типичный храм . Парфенон — шедевр, рожденный Высоким вдохновением своих авторов.

Похоже, все наши проблемы возникли в Элладе…

Это — фрагмент главного фасада храма. Я по собственному произволу превратила его в ученическую отмывку. Их в докомпьютерные годы обучения профессии студенты-архитекторы выполняли в немалом количестве.

Превратила и сердце заныло: здесь есть чему поучиться, прежде всего идеальному соблюдению уравновешенности несущего (строя колонн) и несомого (тяжести антаблемента).
То — периптеральный храм, внутренние помещения которого, спрятавшиеся за прямоугольными стенами, окружены колоннами со всех четырех сторон. Можете вернуться на предыдущую страницу и посчитать: по торцам храма стоит 6 колонн, по продольной стороне — 13. Это — типичное для дорического периптера соотношение.

За наружной колонадой можно разглядеть портик пронаоса — преддверия храма. Видны дорические колонны меньшей высоты, чем в периптере. Во внутреннем помещении — наосе — находились статуи Гефеста и Афины работы скульптора Алкамена.

Все для эллинов было привычно, отработано — типично.


Видели Пергамский алтарь Зевса? То — колонный храм в обилии скульптур и декора. Здесь — только плиты-ступени, уложенные друг на друга. Декор разбит? Не думаю, что он был: обилие храмов и скульптуры на Агоре можно преодолеть лишь Простотою, что рождает благоговейную тишину…

Алтарь Зевса Агорея из пентелийского мрамора — один из первых объектов, найденных на Агоре во время первого сезона раскопок в 1931 году. Алтарь находится на востоке от Метроона, за статуей Адриана.

Вначале считалось, что алтарь всегда располагался на том месте, где был найден. Затем обнаружили метки каменщиков на краях блоков, сделанные в том же стиле, что и на блоках храма Ареса. Значит, в одно и то же время были перенесены многие другие объекты Агоры.

Скорее всего, перенос алтаря произошел в эпоху Августа, когда уменьшилось значение афинской государственности. Театр Диониса пришел на смену месту для народного собрания, да и само это собрание потеряло значимость во время власти римского императора.

Все приходит, живет и уходит.


Да… Дуб и лавр по бокам алтаря были посажены в 1954 году королем Греции Павлом и королевой Фредерикой.

Постояли в благоговейной тишине у алтаря Зевса?
Пусть кошка, живущая на Афинской агоре, дремлет,
что ей Зевс — привычное дело, а мы продолжаем движение…


Вид на Афины с горы Ликабетос, за которой встает солнце.
К V веку до н.э. принадлежат Парфенон, Эрехтейон и Пропилеи, поднявшиеся на Священной скале на 156 метрах над уровнем моря.
Вдали — Средиземное море и порт Пирей с гаванью Перикла

Не упустите, в какой последовательности расположены храмы на показанном виде Афин. Пропилеи тянутся вверх, поднимаясь из-за за Священной скалы. На верхнем плато справа — . Слева возвышается Парфенон, смотрящий на нас своим восточным фасадом. Вокруг храмов на верхнем плато лежат архитектурные обломы и бродят люди по дорожкам, отполированным в мраморе их ногами. Все…

Любой другая точка видимости покажет другой ракурс на , и виды эти сложатся в калейдоскопическое видение: неразрывно-непрерывное представление целого…

ПЕРЕД НАМИ — МИРАЖ, НАПРЯЖЕННО ВИБРИРУЮЩИЙ,
ЧТОБЫ, ДАЖЕ РУИНИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБРЕТЯ,
ТЕЧЬ ЧЕРЕЗ ПРОСТРАНСТВА — ТЕЧЬ ЧЕРЕЗ ВРЕМЕНА…

ПЕРЕД НАМИ — ЭПИЦЕНТР ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ,
ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕ КОТОРОГО ПОПАДАЮТ ЗРИТЕЛИ,
ВОСХОДЯЩИЕ НА АКРОПОЛЬ, А ВМЕСТЕ С НИМИ —
ИХ СЕМЬИ, ГОРОДА, СТРАНЫ, В ОБЩЕМ — ЗЕМЛЯНЕ.

БЛАГОДАРНОСТЬ ПРИНОШУ КАЛЕЙДОСКОПИЧЕСКОЙ СПИРАЛИ, ЧТО НЕ ИССЯКАЕТ В АФИНАХ, А ЗАКРУЖИВШИСЬ У АКРОПОЛЯ, УХОДИТ В БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ БЫТИЯ.

Вы сомневаетесь в наличии Спирали? Тогда скажите, как можно на деле стать Классикой — образцом для подражания в бесконечной цепи последующих Пространств-Времен? В этом-то не сомневается никто.


Афины. Вид на город со стороны Акрополя.
На переднем плане — Плака: старейшая часть города.
На дальнем — гора Ликабетос

Каждая пядь земли Греции связана с древней мифологией — каждый храм, каждая оливковая роща, каждый холм. Пример — легенда, рассказывающая о том, как гора Ликабетос оказалась в Афинах. По преданию, богине Афине хотелось, чтобы ее святилище на Акрополе было поближе к небу, то есть располагалось повыше от земли.Однажды, во время сильной ночной грозы, она направилась на гору Пентеликон и оторвала от нее большую скалу с тем, чтобы водрузить эту скалу поверх акропольской. Так случилось, что на обратном пути две черные птицы принесли Афине дурные вести о событиях, в которые она немедленно должна была вмешаться. Разгневанная Богиня в спешке бросила ношу и впоследствии забыла о своем плане, так что скала (в 278 метров высотой) осталась навеки лежать на том самом месте, где она ее оставила. А афиняне до сих пор благословляют свою быстрогневную и порой рассеянную покровительницу, когда им случается прогуляться по этой горе, ныне находящейся в пределах современных Афин.

Знаете, в чем изумительность восхождения на Ликабетос
по крутому серпантину? Делюсь наблюдениями…
За горой Ликабетос (в ноябре это было) встает Солнце.
Если вы сможете проснуться в пять часов утра
и добраться до горы, то будете восходить к Солнцу,
вдруг — на повороте серпантина — оказываясь над Бездной,
но не погибая от ужаса, а тая в солнечных лучах, проливающихся на Землю в беспредельной щедрости своей.

Для меня сила воздействия этого впечатления непреодолима…
Я поднимаюсь ввысь — к Солнцу, чтобы растаять в его лучах.
И эта возможность наполняет Счастьем всю мою жизнь.
О, Эллада… О, Афины… О, Великая богиня…

Повторю, тему развивая…
Парфенон занимает самую высокую часть скалы, как положено центральному сооружению ансамбля. При восприятии Акрополя с дальних расстояний, силуэт храма венчает собой целое. С той стороны, где Парфенон вплотную придвинут к южной границе Акрополя, он выглядит особенно эффектно: мраморная колоннада, кажется, вырастает из массива подпорной стены.

Этот ракурс предстает перед глазами, когда едешь в Афины из аэропорта. «Смотрите, сейчас откроется самый красивый вид на Акрополь», — сказал гид родом из Ташкента. «Не буду смотреть» — подумала я. Не удержалась — и по сю пору смотрю Парфенону в глаза в полном онемении.

При движении от Пропилей Парфенон виден в три четверти, что позволяет создать наиболее выгодное впечатление о нем, как о целом. Вспомните скульптуру: трехчетвертные ракурсы греки предпочитали всем другим.

К Парфенону «Панафинейская процессия» подходила
не с западной — ближней стороны от Пропилей, а с восточной — дальней. Чтобы сделать это, процессия должна была двигаться по дуге вдоль южной стены Акрополя.

Поняли, что происходило там, где Спираль зарождалась? Парфенон не отпускал восходящих на Акрополь из поля своего воздействия, но и не подпускал их к себе, пока они не проникнутся — не напитаются исходящими от него силами совершенного существа…

СПИРАЛЕВИДНОЕ ДВИЖЕНИЕ — ПРОСТРАНСТВ ТЕЧЕНИЕ,
НАСЫЩЕННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ,
ИЗ ПЛЕНА КОТОРЫХ НЕ ВЫРВАТЬСЯ НИКОГДА,
ИБО СПИРАЛЬ — ТА СИЛА, ЧТО В ПРИНЦИПЕ НЕОДОЛИМА.

И сегодня, если захотите, вы можете стать участниками процесса восхождения к Богам вне того, принимаете ли вы участие в «Панафинейских торжествах» или просто доверились Пространству. Правда, гиды акропольские упускают возможность организовать это фантастическое в его непрерывности действо: они тащат туристов от точки к точке, превращая ПРОЦЕСС в сумбур…

Как они свое непонимание оправдают, когда предстанут
перед Богами Эллады в положенный час?

Вглядитесь, еще чуть-чуть и мы поднимемся через Пропилеи на плато, пройдем возле Эрехтейона и приблизимся к западному фасаду Парфенона. Обратите внимание на театр под Акрополем. Он — совсем другой: имперский. Архитектура с легкостью выдает все тайны. А я…

Я вперед забежала, все о самом главном уже рассказала, а по моему сценарию нам еще нужно выйти на Агору. Если будете это делать без меня, запомните: перед закрытой калиткой в изгороди, отделяющей Агору от Афин, нужно оказаться в воскресный день, когда свободны входы во все музеи (музеи!), и стоять перед калиткой этой в 10 часов утра, потому что музеи (музеи!) закрываются в 16 часов и вы, задержавшись, можете не успеть пережить в целом Процесс торжественного восхождения к Богам олимпийским…


Все. Богиня Афина и город Афины, ждут нас. В них должно ожить Время и его современники — участники «Панафинейских торжеств», восходящие к своим Богам.

Как Боги принимали афинян?
В чем заключалась сущность их встречи с Богами?
Не к дарению же пеплоса сводилось восхождение:
то, несомненно, — внешняя сторона ритуала.
Тогда, что именно воздействовало на изменение состояния
дущи и духа участников торжества? И происходило ли оно?

Безусловно, происходило, ведь даже демонстрации на Дворцовой площади были очистительны с позиции недавно ушедшей веры. Отбрасываем сомнения — умозрительное восстановление Афинских архитектурных декораций начинаем. Они в руинах, значит, не могут не открыть Истины…


Герма, завершенная торсом Перикла. Римская копия
с греческого оригинала Кресила. Ватиканский музей.
Графическая реконструкция Парфенона, что показывает,
каким был храм до превращения в «руину, обнажающую истину»…

Что меня обнадеживает и настораживает… В ситуации, при которой Акрополь представлял собою обширное кладбище с грудами камней и осколками разбитых статуй, Перикл увидел единственный выход: с помощью искусства утвердить первенство Афин над всем эллинским миром.

Перикл надеялся: Парфенон, став воплощением Совершенства,
будет владычествовать над Пространством безграничным
и Временем бесконечным! Будет!!!

ТАК ОНО И СЛУЧИЛОСЬ: ИСКУССТВО ЭЛЛАДЫ V ВЕКА ДО Н. Э.
СТАЛО КЛАССИКОЙ ИЛИ ОБРАЗЦОМ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ
В БЕСКОНЕЧНОЙ ЦЕПИ ПОСЛЕДУЮЩИХ ПРОСТРАНСТВ-ВРЕМЕН.

Эстетический идеал Высокой классики выражен в словах Перикла: «Мы любим прекрасное, соединенное с простотою, и мудрость без изнеженности». Эстетические цели Высокой классики выражены в его же словах: «Мы развиваем нашу склонность к прекрасному без расточительности и предаемся наукам не в ущерб силе духа <…> Город наш - школа всей Эллады».

Периклу приписываются следующие цитаты: «Не уметь переносить бедность постыдно; не уметь избавиться от нее трудом ещё постыднее»; «Рождение - благо для тех, кто своими делами оставит вечную о себе память». Значит…

АФИНЯНЕ В ПОРУ ВЫСОКОЙ КЛАССИКИ
ПОДДЕРЖИВАЛИ В СЕБЕ СИЛУ ДУХА
«РАЗВИТИЕМ СКЛОННОСТИ К ПРЕКРАСНОМУ»?

Это — не Зло, идущее на Зло.
То Красота становится противодействующей Злу силой.
О, Перикл, ты — мудрейший из самых мудрых в Афинах…
О, Фидий, Иктин, Калликрат и Мнесикл, вы наделены Божественным даром, что позволяет вам говорить со всеми: кто шел до нас, кто идет за нами…

Что настораживает? Ждем ответа…


Графическая реконструкция Афинского акрополя,
наиболее достоверная, на мой взгляд.

На графической реконстукции представлены…
Парфенон (арх. Иктин и Калликрат, 447-438 гг. до н. э.).
Пропилеи (архитектор Мнесикл, 437-432 гг. до н. э.).
Храм Ники Аптерос (арх. Калликрат; 449-421 гг. до н э.).
Святилище Эрехтейон (421-406 гг. до н. э.).

За Пропилеями где-то в центре Акрополя установлена статуя Афины Промахос - колоссальное изображение богини Афины-Воительницы, воздвигнутое в память побед над персами.
То Перикл — Великий стратег Афин — поручил в 449 году до н.э. скульптору Фидию большой государственный заказ: изваять колоссальную статую покровительницы города. Среди развалин, оставшихся после вторжения персов от предшествующего священного храма, Фидий воздвиг 9-метровый символ возрождения города, его мощи и непримиримости к врагам. На Зло правитель и художник ответили угрозой, то есть тоже Злом…

О, Афина! Ее рождение сопровождал золотой дождь. Она хранила молнии Зевса. Её изображение, так называемый палладий, упало с неба — потому ее и называют Афиной Паладойл. Священным деревом Афины была маслина, считавшаяся «деревом судьбы», а в самой Афине ее почитатели видели Великую богиню-мать — родительницу и губительницу всего живого.

В Классический период Афина считалась Богиней мудрости в государственных делах.
Для поздней античности, поднимайтесь выше, в ней виделось большее:
ПРИНЦИП НЕДЕЛИМОСТИ КОСМИЧЕСКОГО УМА
и СИМВОЛ ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЙ МИРОВОЙ МУДРОСТИ.
Вот такой-то Идол в золотом одеянии возвышался
над Священной скалою, источая Свет и угрожая Смертью…
персам ненавистным.

НЕ НАДО!!! ЕСЛИ ЗЛОМ ОТВЕЧАТЬ НА ЗЛО,
СИЛЫ ЗЛА БУДУТ ЛИШЬ КРЕПНУТЬ!

Это знаем мы.
Афинянам подобные Истины могли быть неведомы…


Реконструкция Афинской агоры по сохранившимся обломам раритетов

Хотите убедиться, сколь безжалостно к былому Время? Ему бы только течь вперед и вперед, былое не ценя, былое предавая разрухе, уничтожению. Хотя бы раз Время остановилось и содрогнулось, осознав свое небрежение. Но, нет — нельзя: вместе с Временем и жизнь замрет. Они — неразлучная пара: все вперед и вперед — рождение, взросление, умирание…

Вы только прочтите: Святилище Афродиты Урании, Царский дворец, храм Ареса, храм Тесея (Гефеста), Булевтерий (зал заседаний Совета), Толос (место собрания пританов), Гелиэя (здание Народного суда), театр Одеон с гигантским портиком, множество алтарей, галерей, разрозненных скульптур и сгруппированных, есть даже трибуна оратора…

Вернее — все было, да Время былое смыло.


Вид на Афинский акрополь с Агоры, что располагается
у подножия Священной скалы

Из куп дерев выглядывают особнячки в неоклассическом стиле. Знакомая для петербуржцев архитектура, но… Сначала я никак не могла понять, в чем заключается несомненно присутствующее различие. Потом резко, вдруг поняла: особнячки — из мрамора. Рисовка карнизов, сандриков над дверьми и окнами выглядит чертежом на полированной стене каменной. Замечательно? Зато у нас все так мягонько, контуры расплывчаты, детали разваливаются и отваливаются…

Что потрясает всерьез, так это скала. При определенном освещении она становится голубой и выглядит небом. Она над Плакой и Агорой не висит, а тает. Ее можно перестать замечать, а потом, осознав фантасмагорический эффект, остолбенеть в изумлении — в мраморную статую или соляной столб превратиться.


Храм Тесейон или Гефестион построен на западной границе Агоры. В настоящее время он является наиболее хорошо сохранившимся культовым зданием античного периода, потому что христиане, в свое время, превратили его в храм Святого Георгия и использовался он в соответствующем назначении вплоть до XVIII века..


Долгое время исследователи истории Древней Греции утверждали, что храм посвящен мифическому герою Аттики Тесею — победителю Минотавра: чудовища, пребывавшего в Лабиринте на и требовавшего, чтобы ежегодно в жертву ему приносили самых красивых юношей и дев. Мифический Тесей имел исторический прототип — 1-го царя Афин с тем же именем. Именно он превратил несколько поселений вокруг Священной скалы в город Афины.

В последние годы исследователи пришли к выводу, что храм посвящен не Тесею, а богу-кузнецу Гефесту и богине Афине. Повод так думать дали археологические раскопки, в ходе которых были обнаружены приношения, которые совершали афинские ремесленники.



в градостроительных преобразованиях Афин.
Краснофигурная ваза с изображением движущихся в танце
женских фигур и вакхов

И сегодня при воспоминании о Плаке вдруг начинает в моем воображении звучать мелодия сиртаки и мерно движущиеся по Священной скале тени танцующих молодых людей становятся реальностью не то современных Афин, не то Древней Эллады, не то моей петербургской жизни.

Обратите внимание на включение интенсивного цвета, горящего на белой стене: красный, синий, желтый, зеленый. Такой же — четырехцветной — была раскраска и архитектуры, и скульптуры Древней Эллады.


Плака — самая старая часть города, уцелевшая от сноса
в градостроительных преобразованиях Афин

Не могу не показать Плаку: всю в теплых стенах с оконцами, закрытыми ставенками от дневного палящего солнца; всю в улочках-тупиках, будто специально так запутанных, чтобы надоедливые туристы не могли добраться до Акрополя. Священная скала с непостижимо прекрасными храмами здесь — висит над сетью улочек. Ее нет — потому что она недостижима.
Через Плаку не пройти — и не старайтесь: заблудитесь.

Я прошла быстро и вышла к дому, по желтому цвету стен которого очень крупными синими буквами было написано по-английски: «Через 200 метров — Акрополь», и указан знак, куда нужно повернуть. Эту надпись я тоже запомнила на всю жизнь, как награду за долгое ожидание встречи с Парфеноном.

Агора в Афинах - это открытое пространство, которое находится на северо-западе Акрополя.

В древности это был центр философской, образовательной, социальной и культурной жизни горожан, а также местом их встречи. В древних греческих городах Агора обычно находилась недалеко от главных храмов. Святыни Афин располагались на Акрополе, поэтому Агора была у его подножья.

Агора была местом предпринимательства и торговли, но главное это был центр общественной жизни: здесь находились главные административные здания, проходили судебные и народные собрания. По археологическим находкам доказано, что жизнь здесь уже «кипела» в эпоху неолита. В микенский период это место использовалось как кладбище, здесь были найдены несколько гробниц с драгоценностями. Сам древний город располагался к югу от Акрополя .

По главной улице греческой Агоры проходило Панафинейское шествие - праздник в честь богини Афины.

На Агоре можно было послушать ораторов, совершить банковские операции, узнать последние новости. Это было священное место, об этом говорит столб с чашей, в которой находилась святая вода, предназначенная для омовения всех, кто приходил на Агору.

До наших дней на Агоре мало что сохранилось. Самыми лучшими уцелевшими памятниками древности являются:

храм Гефеста

Храм Гефеста был построен в период правления Перикла , в 449 году до нашей эры. Это был первый мраморный храм, на его фронтонах изображались подвиги Тесея, Геракла и др. В седьмом веке нашей эры, храм был отдан под христианскую церковь святого Георгия, в 1834 в храме Гефеста было последнее богослужение.

♦ церковь Святых Апостолов


Это византийская церковь, возведённая в начале 10 века, мы с вами её видим в первозданном виде. 30 июня, в День Собора Двенадцати Апостолов, здесь проходит богослужение.

♦ стоя Аттала - подарок афинянам от пергамского царя Аттала II, покровителя наук и искусств.

Предположительно, это здание служило торговым центром, на двух этажах располагались торговые столы, а так же столы «менял». Каждый город-полис имел свои деньги, приезжая в Афины, эллинам приходилось менять свои деньги на афинские. В настоящее время, здесь находится музей Агоры.

Музей Агоры

В экспозиции музея содержатся находки, найденные на древней Агоре: скульптуры, монеты, оружие, драгоценные камни, таблички, керамические вазы с краснофигурной и чёрнофигурной росписью.

Отличительной чертой коллекции музея является множество объектов, связанных с демократической деятельностью древних Афин : встречаются осколки сосудов и дощечки, на которых выгравированы имена известных политиков Афин, имена наказанных или изгнанных после прошедших судебных процессов.

Львиная доля бесценных предметов, была найдена в захоронениях и гробницах богатых афинян. Не менее интересным является большая коллекция сосудов и скульптур архаического и классического периодов.

Стоимость входного билета на Афинскую Агору: 8 евро.