Покраска

Культура южной кореи. Почему Япония и Южная Корея за короткий срок стали настолько технологически развитыми странами с высоким уровнем жизни, а Россия - нет? Культурные особенности кореи

Парадокс данного социального явления заключается в том, что культура Южной Кореи , как и Северной, имеют не только общий язык общения, но и общие исторические корни своих этических и моральных традиций, основанных на принципах и постулатах конфуцианства. И если, в Южной стране эти принципы всеобщего уважения к родителям, семье, друзьям и к старшему поколению приобрели, более гуманистические формы, то в Северной учение чучхе существенно трансформировали эти понятия.

Все это привело к созданию не только тоталитарного государственного режима пост коммунистического типа, но и к уничтожению любых свобод человека и личности. При этом если рассмотреть современные тенденции в воспитании подрастающего поколения в Южной Корее, то в этом процессе особое значение в первую очередь уделяется эстетическому воспитанию личности, а затем уже на этот сформировавшийся «фундамент» накладываются технические и гуманитарные знания более высокого порядка.

Религия Южной Кореи

Не секрет, что практически все религии мира существенно подвержены влиянию, как тех или иных национальных традиций, так и этнических особенностей того или иного народа или социальной группы, которые ее исповедует. Так получилось и в нашем случае, ведь география Южной Кореи , предполагает существенное влияние культур соседних народов. Ведь , имея верования традиционно буддийского толка, впитала в себя более древние религиозные толкования конфуцианства, которое многие столетия было официальной религией династии Чосон.


Экономика Южной Кореи

Парадоксом развития экономики Южной Кореи является то обстоятельство, что , будучи отсталой до шестидесятого года и ориентированной в основном на производство сельскохозяйственной продукции для внутреннего потребления, за последние пятьдесят лет превратилась в самую передовую экономику мира занимающая 15 место в мире по уровню ВВП. Помимо этого, произошла ее и кардинальная переориентация. И на сегодняшний день экономика Южная Корея является передовой практически во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства.


Наука Южной Кореи

Как пишут многие аналитики в области экономики, что одной из основных причин невероятных успехов Южной Кореи в области развития экономики и производства лежит то обстоятельство, что в основе этих преобразований лежала , как в части существенных инвестиций в научно-технические разработки, так и в область национального образования.


Искусство Южной Кореи

Одной из основных особенностей развития современного искусства Южной Кореи является то обстоятельство, что на фоне проявления современных урбанистических тенденций, как в области архитектуры, монументального искусства и живописи, современное бережно сохраняет древние, многовековые традиции мастеров изготовления тончайшей керамики, зодчества и работы с металлом.


Кухня Южной Кореи

Современная кухня Южной Кореи , как и культура многих стран этого азиатского региона, имеет ту особенность, что в ее основе заложено применение наиболее распространенных сельскохозяйственных продуктов, а именно это тот же рис, бобы и ячмень. При этом, будучи страной окруженной морями кухня Южной Кореи изобилует и морепродуктами, которые традиционно, как и обычные блюда корейской кухни обильно приправляются острыми приправами.


Обычаи и традиции Южной Кореи

Если говорить про , то помимо своеобразной национальной одежды «ханбок» и традиционного стиля в архитектуре, а именно постройки сооружений в виде пагод, особое место в культуре жителей Южной Кореи занимает ландшафтный дизайн. Южнокорейские сады, являющиеся обязательным элементом любого жилища, существенно отличаются от традиции создания парков в том же Китае и Японии. Так в частности, южнокорейские парки и сады имеют весь антураж, присутствующий в парке имеет только искусственное происхождение. Так, что довольно часто южнокорейский сад или парк выглядит гораздо привлекательней, чем его природный аналог.


Спорт Южной Кореи

Южная Корея, будучи довольно плотно интегрированной в современную мировую экономику в области спорта культивирует практически все популярные европейские виды спорта. Так, что на многих международных аренах представлен не только футболом и баскетболом, то и такими несколько экзотическими видами, как компьютерный спорт, в основе которого лежит индивидуальное и персональное участие в компьютерных многопользовательских играх.

По итогам Второй мировой войны на политической карте мира образовалось два новых государства – Северная и Южная Кореи. Они объединены многовековыми культурными традициями, но за последние 70 с лишним лет разница между государствами стала колоссальной. Архитектура, жизненный уклад, политический строй – по всем параметрам географические «сестры» стали противоположностями. Чтобы понять, что повлияло на облик обеих стан, необходим экскурс в историю.

Итоги Второй мировой войны

Победа в Японско-Китайской и Русско-Японской войнах позволила Стране восходящего солнца диктовать правила в жизни для Дальнего востока. В 1910 году было подписано соглашение о том, что Корея (которая тогда являлась единым государством), переходит под контроль Японии. Государство оставалось колонией в течение 35 лет, вплоть до подписания в 1945 году пакта о ее разделении на две части. Территория, находящаяся выше 38 параллели, попала под контроль США, а северные земли достались Советскому Союзу.


Постепенно влияние стран-«надзирательниц» ослабевало, однако их внедрение в жизненные устои сыграли решающую роль. Сегодня Северная Корея – это государство с максимально закрытым и жестким политическим строем, который носит название «чучхе». Он является преобразованной формой коммунизма и переводится как «хозяин себя самого и окружающего мира». Южная Корея – это президентская республика, которая пошла по пути капитализма и рыночных отношений, что сделало ее одной из наиболее прогрессивных и технически развитых стран на планете.


Экономические различия

Статистика утверждает, что Южная Корея входит в двадцатку богатейших стран планеты, а Северная – в список с противоположной характеристикой. Из-за недостатка информации и ревностно оберегаемых государственных тайно оценить реальный уровень экономики КНДР сложно. Однако рассказы редких гостей страны и десятков тысяч беженцев позволяют вообразить далеко не радужную картину.

Статистика называет такие цифры:

  • разница в продолжительности жизни между двумя Кореями составляет более 10 лет;
  • уровень ВВП на юге выше практически в 40 раз;
  • разница между показателями средней зарплаты составляет около трех тысяч долларов;
  • уровень рождаемости в КНДР выше почти в два раза;
  • при этом численность населения Южной Кореи – на 24 млн. человек больше.


Еще одна особенность КНДР – это нацеленность ее экономики на военные нужды. Число людей, служащих в армии на постоянной основе, превышает 1,2 млн. человек. Это значит, что на тысячу гражданских приходится 42 военных. Для сравнения, в Южной Корее эти показатели составляют, соответственно, 700 тысяч и 13 человек.


Политика гостеприимства

Несмотря на расхожее мнение, Северная Корея не является абсолютно закрытой страной. Туризм – это один из источников дохода для столицы государства.

Правда, для желающих попасть за азиатский «железный занавес» существуют строгие ограничения:

  • Перемещаться по городу можно только с гидом, который следит за тем, чтобы путешественники не отклонялись от маршрута.
  • Фотографировать достопримечательности следует с осторожностью, а лучше и вовсе отказаться от этой затеи – снимки и видеозаписи просматриваются при выезде из страны.
  • Туристам запрещено контактировать с местным населением или посещать места, не предусмотренные программой.
  • Самостоятельно покидать территорию гостиницы нельзя.

Для въезда в страну требуется специальное разрешение, утвержденное миграционной службой. Для обывателей туристический маршрут по Пхеньяну может оказаться недоступен. Исключения возможны для представителей науки и культуры, если их деятельность не противоречит принципам политики государства.

Для Южной Кореи настолько строгих ограничений нет. Для въезда в страну необходим стандартный пакет документов, включающих визу. Посещать можно не только Сеул, но и другие города в зависимости от предпочтений. В Южную Корею приезжают, чтобы учиться, работать и знакомиться с экзотической древней культурой.

Разница жизненного уклада

Внутреннее устройство общества Северной Кореи овеяно мрачным ореолом тайны. Для большинства людей быт этой страны представляется похожим на условия в Советском Союзе в конце 40-х – начале 50-х годов, когда бедность и репрессивная политика были неотъемлемыми факторами действительности. При этом официальная линия правительственных сведений и реальные факты во многом расходятся.


Основная информация об уровне жизни доходит до мировых СМИ от людей, которые смогли незаконно покинуть границы государства. Их описания повседневной жизни вызывают ассоциации с романом-антиутопией Оруэлла «1984», в котором дана одна из первых моделей тоталитарного общества в литературе.

Воспитание сознательных граждан начинается едва ли не с самого рождения – система образования в детских садах, школах и институтах направлена на привитие традиционных ценностей, проповедующих почитание северокорейских лидеров – Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, вокруг которых воздвигнут образцовый культ личности.


Южная Корея, которая прошла тот же путь освобождения от японского гнета, выбрала другую траекторию развития. Благодаря ей страна пережила подъем, получивший поэтическое название «прыжок азиатского тигра».

Политика государства основывается на таких принципах:

  • тесное экономическое и культурное взаимодействие со странами Запада;
  • признание Северной Кореи антигосударственным образованием и запрет на подачу информации о ней в положительном ключе;
  • курс на возрождение и соблюдение культурно-исторических традиций доколониального периода.

Отличия Северной и Южной Кореи нельзя объяснить, основываясь только на экономическом уровне жизни. В их основе лежит понятие патриотизма, которое жители стран вынуждены воспринимать по-разному. По результатам неофициальны вопросов, около 25 % жителей Южной Кореи готовы поддержать объединение стран. Однако этот вопрос упирается не только в идеологические, но и в экономические показатели. По самым скромным подсчетам, Южной Корее понадобится не менее пяти триллионов долларов для воплощения замысла в жизнь.


Культурные различия

Жизнь в крупнейших городах Южной Кореи – Сеуле, Пусане, Инчхоне – течет в том же ритме, что и в мегаполисах Европы и Америки. Небоскребы, неоновые вывески и автомобили создают урбанистический пейзаж. При этом внедрение инноваций позволяет смело называть мегаполисы Южной Кореи «городами будущего». Однако даже в самом центре столицы находятся обширные кварталы, в которых сохранились образцы традиционной архитектуры. Интерес туристов повлиял на то, что эти территории не только отражают исторические особенности страны, но и соответствуют всем стандартам качества сферы обслуживания.

Столица Северной Кореи – Пхеньян – была практически полностью разрушена во время Второй мировой войны при авианалетах США. После разрешения конфликта город был отстроен заново в стиле, который характерен для большинства стран бывшего социалистического лагеря. Он совмещает в себе монументальность и рационализм, что придает городу достаточно суровый облик. При этом в архитектуре отчетливо просматриваются традиционные дальневосточные черты.

Можно выделить три основных группы сооружений, в которых наиболее ярко выражена архитектурная концепция:

  • правительственные здания;
  • памятники и монументы;
  • жилые многоэтажные комплексы.

Что касается других сфер культуры – кино, музыки и литературы, – то они также испытывают сильное влияние политической идеологии. Южная Корея во многих отраслях творчества нашла почитателей далеко за пределами страны (к примеру, широко известно музыкальное направление k-pop или традиционные комиксы – манхва). Для соседнего северного государства характерна политическая направленность искусства – подавляющее большинство произведений содержит обязательные элементы пропаганды. Из-за этого культура КНДР не приживается в других странах.

Споры вокруг успехов Восточной Азии (в первую очередь Японии, Южной Кореи, Тайваня, Сингапура и Гонконга, затем материкового Китая, в последние годы также Вьетнама) вот второй половине XX - начале XXI века хорошо иллюстрируют афоризм "У победы много родителей, а поражение всегда сирота". В данном случае люди противоположных убеждений - либеральных и в широком смысле слова "государственнических" - приписывают их именно своей идеологии. На самом деле, идеологически окрашенные объяснения с обеих сторон не работают. Нет, Восточная Азия не была очагом демократии и рыночной экономики, по крайней мере до 1990-х гг. Нет, они абсолютно не копировали советский опыт (вообще-то за такое предположение в некоторых из этих стран в годы Холодной войны можно было и в тюрьме оказаться).

Разобраться, "как было на самом деле", очень сложно, т.к. мы говорим об гигантском и неоднородном регионе. Стратегии разных стран заметно различались в зависимости от социальной и экономической структуры, географического положения, политической ситуации, личных взглядов лидеров. Скажем прямо, сравнивать "в лоб" портовые города-государства Гонконг и Сингапур с огромным материковым Китаем в принципе невозможно. Поэтому можно очертить только самые общие рамки. Тем, кто интересуется более подробно кейсами отдельных стран, могу порекомендовать такие книги, как "Азиатская модель управления" Джо Стадвелла , "Капитализм по-китайски" Яшэна Хуана . Для владеющих английским и готовых читать академические статьи могу посоветовать, например, работы гарвардского профессора Дани Родрика .

Сердцевина успеха азиатских тигров - в модели экспортоориентированной индустриализации. Это было довольно нетривиальным решением для 1960-1980-x гг., когда развивающиеся страны шли по пути импортозамещения: считалось, что страна должна ограничивать импорт промышленных товаров и добиваться самообеспечения продукцией ключевых отраслей. Экспорту большого значения не придавалось: считалось, что развивающиеся страны в принципе не способны конкурировать с развитыми на внешних рынках, за исключением разве что сырья и сельхозпродукции.

Именно этой стратегии придерживались страны Латинской Америки, Индия, некоммунистические страны Юго-Восточной Азии (Индонезия, Малайзия, Филиппины, Таиланд). Результаты, однако, оказались плачевны: на выходе обычно получался неконкурентоспособный промышленный сектор, зависимый от субсидий и заградительных пошлин и зачастую переделённый между госкомпаниями, близкими к правительству олигархами и филиалами иностранных корпораций. Для обеспечения этого сектора зарубежными технологиями, материалами и оборудованием брались кредиты в валюте, которые потом было нечем отдавать, т.к. промышленность была ориентирована только на внутренний рынок, а вечно субсидировать индустриальный сектор за счёт выручки от торговли традиционными предметами экспорта - сырьём и сельхозпродукцией - было невозможно из-за колебаний мировых цен на них. Результатом стали экономические кризисы, сопровождавшиеся девальвацией, а нередко и гиперинфляцией.

В конце 1980-90-е годы в качестве альтернативы провалившейся стратегии импортозамещения стала политика экономической либерализации в рамках так называемого "Вашингтонского консенсуса" , которую активно продвигали МВФ и Всемирный банк, в том числе применительно к постсоциалистическим странам. Она имела многие положительные моменты: например, сокращение регулирования и снижение административной нагрузки на бизнес, в особенности малый. Однако, ограничения этой стратегии также стали видны к концу 2000-х: открытие рынков привело к закрытию старых производств, а слабость рыночных институтов, коррупция и нехватка квалифицированных кадров ограничили возможности для появления новых источников роста. Экономические бумы, основанные на благоприятной конъюнктуре цен на сырье и/или притоке иностранного капитала, направляющегося в основном в недвижимость и отрасли внутреннего спроса (например, пищевую) оказались недолговечными.

Нетрудно заметить, что очень многое из описанного применимо и к России: зависимость от сырьевого экспорта, ориентация промышленности в основном на внутренний рынок, препятствия для развития малого бизнеса, коррупция, высокое неравенство.

Чем же отличалась стратегия "азиатских тигров"? Согласно мнению Джо Стадвелла, их политика заключалась в том, чтобы поощрять экспорт, осуществляемый частными компаниями: крупные концерны (кэйрецу, чеболи) могли получить привилегированный доступ к валютным кредитам, лицензиям на импорт, в том числе предметов роскоши, если они достигали успехов в продвижении своей продукции на внешние рынки. Проигравшие конкурентную борьбу компании не спасались за деньги налогоплательщиков, а банкротились, и их активы делились между другими игроками рынка (скажем, в Корее после кризиса 1998 года был обанкрочен крупнейший чеболь Daewoo и ещё половина из тридцатки крупнейших холдингов страны). Государственные вложения в образование обеспечивали промышленность квалифицированными кадрами, а сравнительно низкий уровень коррупции и дисциплинированная бюрократия создавали условия для того, чтобы политика правительства претворялась в жизнь.

При этом стоит учитывать, что страны Восточной Азии откровенно эксплуатировали преимущество в дешевой рабочей силе: профсоюзы сотрудничали с работодателями или подвергались репрессиями, переработки были нормой, оплата труда - низкой (нам всё это знакомо по критике в адрес китайских "потогонных цехов"). Однако, в долгосрочной перспективе эта политика привела к небывалому росту благосостояния населения азиатских стран.

Наконец, в политическом плане эти страны отличались стабильностью и предсказуемостью: демократизация везде, где она прошла, состоялась на основе легитимных выборов и реформ (несколько особняком стоит Гонконг, никогда не являвшийся суверенным государством, но сохраняющий свой уникальный статус, некоторую политическую самостоятельность, независимость судов и высокий уровень личных свобод). Во внешней политике они избегали изоляционизма и резких конфронтаций с сильными игроками, в основном следуя прагматической линии.

"Этот Ваш Родрик" - очень забавный экономист. Будучи кейнсианцем, т.е. неолибералом и т.е. социал-демократом, он относит к неолиберализму все постулаты классического либерализма и пытается в объятиях дружбы придушить эти постулаты, мол, это уже история, хотя кое-что ценного там и есть.

Признавая, что экономисты (как учёные, как исследователи экономики) не могут понять механизмов функционирования экономики, что их задача лишь в том, чтобы увидеть многообразие причинно-следственных связей, более того, признавая даже силу рынка на примере Китая и др. азиатов, Родрик исповедует чрезвычайно упрощённый утилитарный подход к экономике, в основе которого всё то же государственное регулирование. Не понимая - естественно! - механизмов работы рынка, не понимая того, что этого вообще нельзя понять, поскольку невозможно спрогнозировать поведение человека и тем более массы людей, как потребителей, он, тем не менее, не верит рынку, он почему-то считает, что рынком можно и нужно руководить, и что это должно делать государство по подсказке умных профессоров экономики. Хуже того, он лишает рынок главных его опор - частной собственности, которая имеет, в его представлении, релевантное значение (её можно давать и забирать), и свободы предпринимательства, частной инициативы, выбора, что заменяется мудростью государственных решений, принимаемых с помощью экономистов.

Вот так дискредитируется либерализм. Хороший пример.

Ответить

Прокомментировать

Сами корейцы говорят, что "...они рождаются язычниками, ведут конфуцианский образ жизни,женятся и выходят замуж по-христиански, а уходят в мир иной как буддисты."

Трудолюбие корейцев - факт, по нынешним временам, общеизвестный. Автор возьмет на себя смелость утверждать, что корейское "экономическое чудо", равно как и другие дальневосточные "экономические чудеса", стало возможным, в первую очередь, именно благодаря этой черте национального характера. Любопытно, что и проведенное в начале 1990-х гг. в США обследование малых предприятий, принадлежащих новым иммигрантам, показало, что корейцы-мелкие предприниматели в среднем проводят на своих рабочих местах больше времени, чем представители любой другой этнической группы.
А еще корейцы чрезвычайно решительны и смелы. Наприме, во время форума нам показывали приевы теквондо и разбивание дощечки одним ударом. После этого тренеры с улыбкой обратились к корецам, кто бы хотел повторить. И что вы думаете, руководитель направления GSM вышел и решительно направился к тренерам. Мы думали это set up, подстроено, но топ менеджер реально сорвался это сделать. Как он вчера объяснял мне, это был голос свыше, элемент преодоления себя, хотя надо сказать костяшки пальцев у нашего Брюса Чоя болели потом сильно. Молодец, смелый и отважный человек.

Вот такой вот национальный характер-внешне спокойные, внутри вулкан.

И все это стоически, с улыбкой, преодоление через боль. За 18 лет я и не тому научилась:)

Хорошо известно, что конфуцианство воспринимало государство как своего рода большую патриархальную семью. В наше время эти представления не только сохранились, но и оказались также перенесены и на фирму, на отношения в ней. Во большинстве крупных компаний даже ведется целенаправленная пропагандистская работа, направленная на то, чтобы сформировать у работников дух единства. Эта "семейная" атмосфера (реальная или наигранная - не важно) играет, если подходить к ней с точки зрения наемного работника и его интересов, двоякую роль. С одной стороны, власть руководства компании является беспрекословной, сотрудники должны не только отвешивать руководителям поясные поклоны, но и мгновенно выполнять любые приказы, ни при каких обстоятельствах не высказывать недовольства, с готовностью оставаться на сверхурочные и воздерживаться от того, чтобы напрямую обсуждать перспективы повышения заработка. С другой стороны, компания, особенно крупная, берет на себя ряд функций по социальной защите работника, предоставляет ему различные льготы, что очень важно в стране с почти полностью отсутствующей системой государственного страхования, и, наконец, гарантирует ему пожизненную занятость: пока существует фирма, ее сотрудник может быть переведен с места на место, из подразделения в подразделение, но уволить его могут лишь в исключительных случаях (относится это, правда, только к квалифицированным работникам - мужчинам).

Любопытно и, опять-таки, в соответствии с традиционными представлениями организовано в корейских фирмах и продвижение по службе. До недавнего времени определяющую роль при продвижении играл стаж работы, так что когда освобождалась вакансия, ее почти автоматически занимал тот, кто работал в данной фирме дольше всех. Сейчас это правило все чаще нарушается, но, в целом, стаж и поныне остается одним из важнейших факторов, который определяет назначения и перемещения. Таким образом решаются сразу три задачи: во-первых, достигается столь ценимая корейским сознанием стабильность, ибо любой работник знает, что в свой черед и он, так сказать, "высидит" себе повышение; во-вторых, соблюдается принцип "старость и молодость соблюдают очередность" - один из основных принципов конфуцианской этики, который все корейцы заучивают еще в школе; в-третьих, обеспечивается внутренняя гармония в коллективе, ибо заметно уменьшается количество поводов к подсиживания и взаимным интригам. Так, например выступающий перед нами сотрудник отдела обучения и развития рассказал, что его отец пришел в GoldStar в 58 году и работал вплоть до 1982. Поэтому перtд сыном не вставало вопроса куда идти после института. Конечно же туда, где столько лет работал отец. Кстати, в мае пойдет 18 год, как я пришла в LG Electronics.

Вообще, характерной чертой корейского менталитета является стремление к бесконфликтности, гармонии. При том, что соперничество и столкновения разнообразных группировок пронизывают все корейское общество, внутри его, так сказать, "базовых элементов" - семьи и фирмы - открытого конфликта стремятся избегать всеми силами. В большинстве случаев, например, неприязнь, существующая на работе между двумя сотрудниками, не найдет выхода в открытой ссоре, а будет скрываться и подавляться. В том же случае, если разногласия приводят-таки к открытому столкновению, окружающие склонны считать виновным не столько того, кто виновен по сути дела, сколько того, кто придал конфликту открытую форму, вынес, так сказать, "сор из избы". По этой же причине в служебных и семейных отношениях корейцев прямые "выяснения отношений" встречаются крайне редко.

Для дальневосточной культуры всегда был характерен этатизм, особая роль государства, которое воспринималось не как нечто чуждое, враждебное и механистическое (подход, в той или иной степени свойственный европейскому или ближневосточному сознанию), но, наоборот, как сила органичная и благая, как естественный защитник человека. Уже говорилось, что категория "общего", "общественного", "государственного" (важно, что в старокитайском, который играл на средневековом Дальнем Востоке примерно ту же роль, что и латынь в Европе, все эти понятия обозначались одним и тем же словом - "гун") в конфуцианском сознании имела безусловно положительную семантическую окраску и противопоставлялась категории "частного" ("сы"), воспринимавшейся более или менее негативно. Вмешательство государства в самые разные стороны жизни считалось благом, тем более что исторический опыт однозначно говорил человеку, выросшему в условиях дальневосточной цивилизации: слабое государство - это кризис оросительных систем, это голод, это жестокие внутренние смуты и еще более жестокие вторжения кочевников.

Этот подход, хотя и несколько поколебленный распространением западных представлений, в целом сохранился и до наших дней. Уважительное отношение к власти, законопослушность остаются и поныне заметными чертами корекйского национального характера. Бесспорно, например, что в период правления Ли Сын Мана и военных диктаторов (1948-1987) корейское государство было авторитарным, и в его распоряжении находился немалый полицейский аппарат.

Другой чертой корейского и, шире, конфуцианского отношения к государству является склонность официальных органов к вмешательству в такие области жизни человека, которые в иных местах традиционно считаются глубоко личными и не подлежащими никакому правому регулированию. До самого недавнего времени, например, в Южной Корее существовала статья, предусматривающая за супружескую измену до 2 лет тюремного заключения. Статья эта была изъята при пересмотре уголовного кодекса только в апреле 1994 г. Можно вспомнить и попытки регламентации одежды, в частности - отчаянную борьбу с мини-юбками в семидесятые годы (блюстители порядка тогда отлавливали модниц и с помощью линейки проверяли, не превышает ли расстояние между их коленками и краем юбки тех 15 см, что были установлены законом в качестве максиума).
Вот так теперь выглядит уличная мода Сеула-порванные нарочито колготки

Или специально подобранные контрастные туфли

В еще большей степени, нежели в производственной сфере, традиционные отношения сохранились в корейской семье. Правда, в последние годы молодые люди стали все чаще брать на себя инициативу в заключении браков, однако и поныне в большинстве случаев будущих супругов знакомят друг с другом посредники, в роли которых могут выступать как профессиональные свахи и сваты, так и, чаще, родители или друзья. По данным специального исследования, в 1991 г. даже среди корейцев с высшим образованием только 35% нашли будущую жену или мужа сами, а остальные же остановились на подобранном для них кандидате (среди людей с начальным образованием доля самостоятельных браков еще ниже, всего лишь 20%).

Традиционно корейское общество не знало браков по любви, в выбор супруга не следовало примешивать личные эмоции (впрочем, мнением будущих жениха и невесты интересовались в последнюю очередь). Деньги, общественное положение, внешность...Любовь приходит после свадьбы. Любовь, возникшая после свадьбы - это лучшая любовь.

Еще одним интересным случаем переосмысления традиционных воззрений и их приспособления к новым условиям являются те метаморфозы, которые произошли с представлением о знатности. Понятие "камун", которое с некоторой долей приблизительности может быть переведено на русский как "родовитость", было очень важно для корейцев и во многом определяло выбор друзей, знакомых, и, особенно, женихов и невест. Cейчас понятие "камун" начинает включать в себя и представление о положении предков и родственников в той иерархии профессий и родов деятельности, которая существует в современном корейском общественном сознании. Например, у дочери шофера или крестьянина "камун" будет считаться плохим, а у отпрыска врача или чиновника - хорошим.

Для корейцев по-прежнему характерны чрезвычайно прочные семейные связи, взаимопомощь, в том числе и материальная, - это обычное явление в отношениях между родственниками. Эта же взаимопомощь постоянно проявлялась во время тимбилдинга, всегда помочь, поддержать команду, не зная языка (русского)-это черта корейцев. Фотография с нашего прошлогоднего тим билдинга.

Традиция предписывает, чтобы родители всегда жили вместе со старшим сыном. В последнее время это правило стало соблюдаться менее строго, но даже при раздельном проживании материальная помощь детей родителям считается чем-то само собой разумеющимся. В условиях конфуцианской страны, в которой уважение к родителям, "сыновняя почтительность" и поныне рассматриваются как наиважнейшая добродетель, уверенность людей в спокойной старости, несмотря на почти полное отсутствие государственного пенсионного обеспечения, довольна велика. В 1985 г. только 16,9% опрошенных социологами корейцев разных возрастов считали, что нехватка денег может стать для них в старости острой проблемой. И еще одна показательная цифра: в стране с населением в 44 миллиона человек в 1990 г. только 6.409 стариков находилось в домах престарелых.

Особая роль мужа и отца в корейской семье определяется не только культурными, но и чисто экономическими причинами. В современной Корее мужчина остается по-прежнему "добытчиком" в полном смысле этого слова. До недавнего времени зарплата мужа является не просто главным, но и практически единственным источником дохода. Но современные девчонки стремяться работать, так что эта тенденция потихоньку меняется.

Иерархичность, конечно, уходит в прошлое и времена, когда кореянка встречала вернувшегося домой мужа, распростершись перед ним ниц на полу, уже миновали,однако, и поныне большинство мужей чуть выше среднего возраста надеяться на то, что встречающая их после работы жена возьмет из рук портфель и поможет снять плащ или куртку.

Но часто эти традиции лишь камуфлируют реальные отношения, и во многих семьях решающее слово по всем важнейшим вопросам принадлежит жене, однако традиционный декор соблюдается. Разумеется, и детей воспитывают в духе беспрекословного повиновения старшим, в понимании того, что отцовское слово - закон. Впрочем, характерное для конфуцианской традиции четкое противопоставление "внешнего" и "внутреннего" (т.е. домашнего) мира привело и к неожиданным результатам. Поскольку жена, которую муж в разговоре с посторонними по-прежнему часто именует "человек нашего дома", является полновластным хозяином во "внутренних" дела, и поскольку в современной товарной экономике управление домом превратилось в первую очередь в управление расходами, то в корейских городских семьях именно жена полновластно распоряжается финансами. Муж отдает жене всю зарплату и получает от нее необходимые суммы на карманные расходы. Так что не все так печально, а даже наоборот. УМНЫЕ ЛЕДИ РУЛЯТ ВЕЗДЕ!

Все течет и меняется, и конфуцианская, традиционная составляющая в менталитете корейского горожанина не может не ослабевать. Во-первых, прекратила свое существование система традиционного образования, основывавшаяся на глубоком изучении древнекитайского языка, иероглифики и классической китайской философии. Во-вторых, современное корейское общество, особенно городское, подвергается активной вестернизации. В-третьих, сама жизнь, все более активное участие Кореи в мировой экономике, все более разносторонние контакты с современным вестернизированным (или вестернизирующимся) миром ведут к тому, что старые стандарты поведения новым поколениям кажутся "консервативными" или попросту неприемлемыми.

Тем не менее, сбрасывать традицию со счетов никак нельзя. Она вошла в плоть и кровь корейца, является частью повседневного воспитания, отразилась и в языке, так что в ближайшие десятилетия ее роль в повседневной жизни корейцев, их системе ценностей и менталитете в целом будет оставаться огромной.

Культурная составляющая той или иной страны – очень серьезный предмет для изучения, особенно перед путешествием. У каждого народа свои традиции и обычаи, свои запреты и верования. Один и тот же жест в разных странах может совершенно по-разному трактоваться, и если можно мириться с комичными ситуациями, но оскорблений от приезжих никто не потерпит. Если вы планируете провести отпуск в , самое время познакомиться с ее культурой.

Основополагающие начала культуры Южной Кореи

В 1948 г. произошло разделение одного большого государства Корея на КНДР и Республику Корея. После этого культура каждой страны начала развиваться разными путями, но истоки и корни у них одни. В частности, поведение общества опирается на принципы Конфуцианства, получившие развитие еще в Китае, в 500 г. до н.э.

Корейцы с маленького возраста прививают своим детям любовь и уважение к родителям, семье и тем, кто обладает властью. Огромное значение придается таким понятиям, как справедливость, честность, гуманизм, мир и образование. В современной культуре Южной Кореи на этом основании развилась модель поведения, именуемая Правилом Пяти Взаимоотношений. В частности, она предусматривает определенные нормы в общении между отцом и сыном, мужем и женой, старшим и младшим поколениями, правителем и подданным, между друзьями.

Туристы, наведывающиеся на отдых в эту страну, зачастую выпадают из этой модели поведения. Поэтому иной раз кажется, что корейцы грубы и невежественны. А на самом деле, пока вы не вступите в один из видов взаимоотношений, вас могут просто не замечать.

Именно из-за Правила Пяти Взаимоотношений корейцы иной раз могут задавать несколько неудобные и личные вопросы. Но если местный житель интересуется вашим семейным положением или возрастом, не спешите хамить в ответ – он просто пытается определить, по каким правилам следует с вами взаимодействовать.


Отдельные проявления культуры Южной Кореи

Понимая основополагающие принципы построения взаимоотношений между корейцами, интересно будет рассмотреть более конкретные проявления их модели поведения. В частности, это:

  1. Уважение к старшим. В Корее принято, что молодые люди и те, кто находится рангом ниже, обязаны следовать желаниям и указаниям старших без каких-либо возражений.
  2. Отношение к браку. Корейцы считают вступление в брак едва ли не самым важным событием в жизни. Развод же, наоборот, трактуется как огромный и несмываемый позор.
  3. Имена. Среди жителей стран СНГ привычна практика, когда жена берет фамилию мужа. В Южной Корее придерживаются иных традиций – супруга оставляет себе фамилию, но их общие дети наследуют фамильное имя отца.
  4. Публичные ссоры. Злые и обиженные женщины есть везде. Особенно гремучей такая смесь получается в случае, если такая женщина еще и пожилая. В Южной Корее довольно часто встречаются такие типы бабушек, которые могу проявлять свое недовольство не только вербально, но и физически. Как бы это ни было оскорбительно, но реагировать на это нельзя, даже если вас провоцируют. Лучше всего просто отойти в сторону.
  5. Рукопожатие. Равные между собой по статусу люди, либо состоящие в дружеских отношениях, используют привычную всем форму рукопожатия. Но если кто-то из них ниже рангом, либо младше, то он обязан пожимать протянутую руку обеими руками. Довольно часто приветствие дополняют поклоном. Чем старше и чем выше по статусу человек, тем глубже ему кланяются.
  6. Начальник всегда прав и ему нельзя отказывать. Удивительно, но такое правило распространяется практически на все сферы жизни. Даже от предложения выпить нельзя отказаться. Поэтому если начальник алкоголик – проще сменить работу, чем одарить отказом.

Традиции Южной Кореи

Культура и традиции Южной Кореи тесно переплетаются между собой, ведь из одного следует другое. Впрочем, с течением времени и движущейся семимильными шагами глобализации любое открытое общество подвергается тем или иным изменениям. Но есть верования основополагающие, которые чтят во все времена. По отношению к Южной Корее особенно выделяются такие традиции, обычаи и :

  1. Чере, или обряд поминовения предков. Согласно верованиям корейцам, после смерти душа человека отправляется в иной мир только после смены 4 поколений. И весь этот период он является полноправным членом семьи, который, по преданиям, заботится и оберегает от ненастий весь род.
  2. Ханбок, или традиционная одежда. Именно в нее корейцы облачаются в такие торжественные дни, как Лунный Новый год, День урожая, или церемония бракосочетания.
  3. По отношению к браку корейцы умело создали модель, соединяющую в себе как современные тенденции, так и традиционные обряды. Сегодня корейская свадьба разделяется на две части: вначале проходит церемония по западноевропейскому типу, с белым платьем, фатой и смокингом для жениха, а после молодожены облачаются в традиционные наряды и отправляются в специальную комнату на обед со своими родителями.
  4. Солляль, или Лунный Новый год. Этот праздник отмечается с первым днем лунного календаря. Его принято встречать в кругу семьи, поминая предков, готовя специальные блюда и наряжаясь в ханбок.
  5. Чусок, или День урожая. Пятнадцатый день восьмого месяца по восточному календарю корейцы посвящают поминанию предков и благодарности богам за пищу.

Туристу на заметку

Чтобы не попасть впросак при общении с корейцем, или не навлечь на себя гнев представителей порядка, туристу в Южной Корее следует запомнить несколько правил:

  1. Следите за жестами. Подзывать человека ладонью вверх или манить пальцем считается оскорбительным.
  2. При входе в корейский дом следует снимать обувь, но ходить по полу без носков является дурным тоном.
  3. Публичные проявления чувств между парой, будь то поцелуи или объятия, в корейском обществе считаются неприличными, но при этом проявление дружеских отношений вполне допустимы.
  4. Курить в общественных местах строго запрещено, и за исполнением этого правила пристально наблюдает полиция.
  5. Нельзя протыкать палочками еду и оставлять их непосредственно в тарелке, особенно в гостях – хозяйка может принять это за оскорбление.