Тонировка

Классный час в форме беседы. Классный час

Классный час в форме беседы в 5 классе на тему:
Психика и безопасность в работе с современным ПК (гаджетами).
Подготовила Стёпина Лариса Николаевна, учитель английского языка МБОУ школа № 17 г. Феодосии
Цели:
Образовательная: Рассмотреть роль компьютера и современных гаджетов в жизни учащихся, раскрыть влияние работы с ними на здоровье человека, объяснить пользу и вред работы с современными гаджетами, обобщить знания по сохранению здоровья при работе за компьютером;Развивающая: развивать умение соблюдать технику безопасности при работе с гаджетами, навыки участия в дискуссии и умение выражать свою точку зрения.
Воспитательная: воспитывать позитивное отношение к компьютеру и умения использовать его как средство учения и саморазвития, формировать толерантное отношение к мнениям других учащихся
Ход беседы:
Сложно представить современный мир без различных гаджетов: компьютеров, мобильных телефонов, планшетов и прочих «продвинутых» штучек. Компьютер и дети - это тесная связь, которая с каждым годом становится все прочнее, а дети все раньше осваивают современную технику. И если старшему поколению все новые технологии- это зло, то маленькие дети с удовольствием начинают изучать интересные устройства. Но насколько безопасно такое увлечение детей гаджетами?
Вы уже догадались, что сегодня мы поговорим о современных гаджетах и о влиянии их на наше здоровье!
Что же мы подразумеваем, когда говорим «современные гаджеты»? Да, правильно, это компьютеры, ноутбуки, телефоны, смартфоны, планшеты! Давайте рассмотрим, как же все эти вещи влияют на здоровье детей.
Сегодня практически в любой семье есть и компьютер (планшет, ноутбук), а на нем – коллекция «игрушек». Для многих родителей компьютерные игры – «палочка-выручалочка»: включил – и ребенок тихо сидит за ними часами, не пристает, не скачет по квартире, не пропадает на улице неизвестно где и с кем. Любой ребенок в семье, где есть телефоны, планшеты, смартфоны и компьютеры, довольно рано начинает ими интересоваться.
Исследователи из российского центра электромагнитной безопасности утверждают, что электромагнитное излучение от современных коммуникационных устройств оказывает негативное влияние на центральную нервную систему. Причем наиболее подвержен именно детский организм. Анализ групп детей показал, что если они регулярно используют планшеты и смартфоны, то отличаются рассеянным вниманием и снижением коэффициента развития интеллекта. Российские санитарные нормы не рекомендуют детям использовать гаджеты с высокочастотным электромагнитным излучением: телефоны, смартфоны, планшеты.
Помимо вреда от непосредственного излучения существуют и дополнительные факторы вреда здоровью от активного применения планшетов и других подобных устройств.
Во-первых, у детей часами проводящими за сенсорным экраном начинаются проблемы с координацией действий между командами головного мозга и движениями рук. Наблюдались случаи, когда такие ребята не могут даже кинуть мяч по прямой линии, поскольку верхние конечности неадекватно реагируют на сигналы из головы.
Постоянное использование мышки может привести к тому, что у ребенка могут начать неметь и болеть пальцы правой руки (или левой, если он левша и держит мышку левой рукой). Это так называемый туннельный синдром – однообразная нагрузка на кисть приводит к сдавливанию нервов.
От компьютера ребенок не получит нужных сенсорных ощущений. К тому же мелкая моторика рук развивается намного меньше, чем при игре с настоящим конструктором, мозаикой.
Во-вторых, постоянное вглядывание в небольшие объекты на экранах смартфонов и планшетов развивает близорукость (особенно у тех, кто близко подносят экран к глазам), а сухость напряженных глаз может приводить к их воспалению и инфицированию.
В-третьих, регулярное применение планшетов и смартфонов вредно для позвоночника (особенно шейного отдела), который у детей еще имеет податливую структуру и быстро искривляется.
И, в-четвертых, постоянный и неестественный наклон головы вниз и прижимание подбородка к шее может приводить к воспалительным процессам на коже и впоследствии к её более быстрому старению.
В-пятых, у детей, много и часто играющих в «стрелялки», искажается мировосприятие:
1) ребенок ассоциирует себя с бессмертным компьютерным героем и привыкает к тому, что если его «убили», можно начать игру заново – чувство самосохранения притупляется, и вот уже на улице ему кажется, что он способен с легкостью и без риска для жизни совершить какой-нибудь головокружительный трюк;
2) ребенок начинает считать, что решение любых конфликтов с использованием силы и оружия – это норма, и даже не пытается уладить ссоры в реальной жизни мирным путем, просто не умеет этого делать;
3) за самые жестокие поступки и убийства герои компьютерных игр не несут ответственности – эта модель поведения переносится ребенком и на реальный мир: можно ударить, до крови избить соперника – и тебе ничего за это не будет! И если герой игры прыгает с высоты, не разбиваясь, или погибает и воскресает, имея в запасе несколько жизней, ребенок может попробовать повторить это в реальности, поставив себя на место неуязвимого героя. Уже известны случаи, когда компьютерная игра приводила в итоге к детскому суициду.
И ещё игры убивают способность трудиться, прилагать усилия для достижения результата. Дети привыкают, что пара кликов мышкой решает любую проблему – и вот ты писаная красавица, твой компьютерный питомец накормлен и счастлив, ферма процветает.
Эту неправильную модель поведения они переносят потом и на реальную жизнь – отсюда депрессии, стрессы и истерики, когда что-то не получается с первого раза, когда нужно постараться, чтобы получилось. Последнее, такие игры вызывают зависимость у ребёнка.
Но как вы думаете, есть ли плюсы в использовании гаджетов?
Есть, конечно! Несомненный плюс- всестороннее развитие ребенка. Никто не говорит о том, что вы должны с утра до вечера сидеть за ноутбуком и играть, но изучить компьютер, уметь его включить и запустить нужную программу, ребенку к школьному возрасту желательно, так как даже первоклашки делают презентации и доклады на компьютере.
Главное, чтобы родители контролировали время, проведенное вами с гаджетом, потому что может развиться зависимость от гаджетов.
А когда развивается зависимость от гаджетов?
Чаще всего зависимость от гаджетов развивается, когда вы начинаете подменять реальное общение с людьми различными устройствами. Некоторые родители, поняв простую истину, что ребенка можно увлечь новой игрой, начинают злоупотреблять этим, разрешая заниматься гаджетом час, два, а потом и весь день. Ребенка все устраивает, и он в скором времени теряет интерес к общению с людьми.
Психологические симптомы зависимости:
- хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
- невозможность остановиться;
- увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
- пренебрежение семьей и друзьями; ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
- ложь членам семьи о своей деятельности.
Физические симптомы:
- синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
- сухость в глазах; головные боли по типу мигрени;
- боли в спине;
- нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
- пренебрежение личной гигиеной;
- расстройства сна, изменение режима сна.
Как же определить, где та грань между здоровым интересом и зависимостью от гаджетов. Понять это несложно, давайте каждый из вас честно ответит на несколько вопросов:
Сколько по времени вы играете в компьютерные игры? (Если больше часа в день – стоит задуматься).
Может ли вы занять себя игрой без компьютера или планшета?
Насколько легко вы отвлекаетесь от компьютера, когда вас зовут кушать, играть или спать?
Любит ли вы рисовать на бумаге, читать книги или слушать мамино чтение либо же всему этому предпочитаете компьютер?
Может ли вы провести один или несколько дней, ни разу не заглянув в компьютер?
Исходя из честных ответов на эти вопросы, мы можем понять, насколько влияние компьютерных игр сильно в вашем случае.
Однозначно стоит обратить внимание на то, что тот, кто регулярно играет в компьютерные игры, становится раздражительным, нервным, плохо управляемым, появляются истерики, приступы агрессии по пустяковым поводам и даже энурез…
Так психика ребенка может компенсировать нагрузку, которую она получает во время компьютерных игр. Напряжение и волнение, в котором находится ребенок, играющий, например, в «стрелялку», неожиданные повороты сюжета, сильное возбуждение не могут исчезнуть бесследно и проявляются потом вот в таких неожиданных для родителей изменениях поведения.
Делая вывод, хочется отметить, что запрещать вам пользоваться современными устройствами не стоит. Все-таки мы живем в век технологий, и знания в этой области очень пригодятся в будущем. Главное, чтобы вы контролировали время, которое вы проводите с компьютером или планшетом. И не забывайте, что нельзя подменять реальное общение со сверстниками никакими новомодными устройствами.
Будьте здоровы! Расскажите о том, что вы сегодня услышали своим друзьям!

«Твой выбор: Жизнь виртуальная или реальная» (сценарий разработан студенткой МФиМК САФУ Лихачевой Л.)

Задачи беседы:

1. Познакомить учащихся с историей возникновения и существования Интернета, с его создателями.

2. Сформировать представление о позитивных и негативных сторонах виртуальной жизни.

3. Сформировать избирательное и внимательное отношение к информации, предоставляемой Интернетом.

4. Содействовать воспитанию ответственности у учащихся в выборе жизненных приоритетов.

5. Сформировать уважение к ценностям реальной жизни: общение, дружба, взаимопонимание, семейные отношения.

Вводное слово ведущего: современный человек так много времени проводит за компьютером, что нередко забывает о реальной жизни, виртуальная жизнь заменяет ему реальную. На классном часе нам нужно ответить на вопрос: что важнее – жизнь настоящая или виртуальная, вымышленная? Так ли безопасно виртуальное существование? И насколько важно соблюдать меру в присутствии виртуального мира в нашей жизни?

Вопрос к учащимся: что такое настоящая, реальная жизнь? Из каких важных явлений она состоит?

Слово ведущего: прежде чем переходить к определению виртуальной жизни, нужно объяснить, что такое виртуальность. Виртуальность – вымышленное, воображаемое явление, отношение или действие, которое не присутствует в данный момент в реальной жизни, а создано человеческим воображением (то есть это фантазия и вымысел). Делаем вывод: жизнь виртуальная – не настоящая жизнь, а её копия, жизнь, созданная искусственно. А какие технические средства создают такую искусственную реальность?А знаете ли вы, как давно появился Интернет?

Просмотр видеоролика. Учащиеся просматривают 6-минутный видеоролик о возникновении Интернета.

Слово ведущего: как вы думаете, почему Интернет стал так популярен? Что он даёт человеку?Да, действительно, Интернет предоставляет такие возможности, о которых раньше люди только мечтали. Это очень удобно, и хорошо тем, кто правильно и в меру пользуется этим возможностями. Вместе с тем у Интернета, как и у всякого явления, есть свои отрицательные стороны. Подумайте, какие «минусы» могут быть у виртуального мира.Самый серьёзным из недостатков, наверное, следует назвать подмену жизни реальной жизнью виртуальной, вымышленной. Нередко человек начинает буквально жить в такой несуществующей реальности – она ему нравится больше настоящей. Пользователь начинает относиться к компьютеру как к живому существу, уже не может без него жить. Компьютер и виртуальный мир становятся необходимыми человеку, виртуальные отношения постепенно вытесняют истинные. Вся основная жизненная активность постепенно перемещается в виртуальную среду, в которой человек проводит всё больше времени. Здесь можно говорить об Интернет-зависимости. Любая зависимость – это та или иная форма рабства, ограничивающая способности человека и умаляющая его способности к саморазвитию. Человек становится виртуальным наркоманом. В вымышленном мире он ищет то интересное, невероятное, чего, как он считает, в его жизни нет. Ведь виртуальный мир создаёт иллюзию такой насыщенной жизни. Человек раздражается и сердится, когда его «отвлекают» от компьютера родные и друзья. Времени и внимания для них остаётся всё меньше. Такой наркоман уже не может понять обычных, простых радостей, доступных другим: солнечный день, прогулка в лесу, удовольствие от чтения книги… Всё это кажется ему серым и обыденным. Да и зачем, если всё это можно проделывать в виртуальном мире? Общаться можно в компьютере. Читать, рисовать и играть – тоже в нём. Как вы думаете, какие люди чаще всего становятся виртуальными наркоманами? Как правило, те, у которых что-то не получается в жизни. Это малообщительные или легко конфликтующие люди, которым трудно общаться с глазу на глаз, а также те, у кого нет увлечений, интересов, успеха в труде или учёбе. Успешный человек постоянно что-то ищёт в этой жизни, стремится к чему-то. А такой человек обычно решает: жизнь скучна, безынтересна, поживу-ка я в по-другому, хотя бы в виртуальном мире. И постепенно эта виртуальная жизнь его захватывает, не отпускает обратно. Истинной реальности уже нет места в сознании виртуального наркомана. Встречались ли вы когда-либо с интернет-зависимыми людьми? Как можно узнать такого человека? Он обычно раздражителен, агрессивен, не может скрыть своего плохого настроения, теряет интерес к окружающим его людям. Он много времени проводит в виртуальном мире, потому в настоящей жизни снижается его успеваемость (на работе и учёбе), нарушается режим дня. Семья и друзья, настоящее общение, реальные проблемы и радости забываются (ведь их заменяет виртуальная жизнь), поэтому у зависимого человека начинаются конфликты с окружающими. Человек, часами просиживающий за компьютером, перестаёт следить за собой, становится неопрятным. Интернет-зависимые люди могут кричать и устраивать своим близким истерики потому, что те «мешают» им, «отвлекают» от компьютера. Виртуальному наркоману требуется серьёзная и правильная психологическая помощь. Ведь зависимость от какой-то вещи или явления – это тоже болезнь. И желательно как можно раньше выявить эту зависимость, так как она может привести к серьёзным сбоям в психике. А сколько времени мы теряем в Интернете!.. Проживая необыкновенные моменты в жизни виртуальной, мы забываем о том, что отпущенное нам реальное время незаметно, но неумолимо проходит мимо нас. И потом человек начинает жалеть, что драгоценные часы своей жизни потратил ни на что. Поэтому важно разумно относиться к провождению своего времени, использовать Интернет действительно для чего-то стоящего и нужного. Недаром академик Д.С. Лихачёв говорил: «… время – величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Тратьте своё время на то, что достойно этой траты. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, – своё время».

Просмотр видеоролика. Просмотр 5-минутного видеоролика: 30-летний американец рассказывает о зависимости, которая началась у него с подросткового возраста, о том, как он проводил свою жизнь, о том, как он сожалеет, что лучшие годы жизни ушли ни на что – на виртуальную, искусственную жизнь, в то время как жизнь реальная прошла мимо него.

Слово ведущего: А сколько часов в виртуальном мире проводите вы? Сейчас мы подведём итоги нашего опроса. (Опрос состоит из четырёх вопросов: Кто из вас пользуется Интернетом? Как часто? Много ли времени вы проводите за компьютером? Чем вам больше всего нравится в Интернете»? ).Какой вывод вы можете сделать для себя? Велика ли роль виртуальной реальности в вашей жизни? Как вы думаете, ребята, в какой жизни всё же лучше жить: в виртуальной или реальной? И для чего мы живём в реальной жизни?

Заключительное слово ведущего: Безусловно,интернет в наше время очень нам помогает. В сети можно найти нужную и редкую информацию для учёбы, работы или увлечений, поддерживать связь с друзьями. Но благоразумность и правильность нашего использования Интернета зависит исключительно от нас самих. Не стоит забывать нашу настоящую жизнь ради жизни вымышленной, иначе она пройдёт мимо нас. Ведь виртуальная реальность – не жизнь, а лишь её жалкое отражение. И не нужно забывать, что в наш век технологий ничто не ценится так дорого, как живое, реальное общение. Мы не должны забывать о тех, кто рядом с нами. Ведь ни одно сообщение и ни один смайлик в сети не заменят нам доброе слово и улыбку родного человека. Наша задача – извлекать из Интернета максимум пользы, но никогда не допускать, чтобы виртуальная жизнь заменила жизнь реальную. И вот несколько советов:

Общайтесь и дружите в реальном мире;

Реализуйте себя и будьте успешными в реальной жизни;

Учитесь контролировать своё время и с пользой его проводить;

Наполняйте жизнь реальными поступками и словами, чтобы их недостаток не пришлось восполнять в виртуальном мире.

Рефлексия : А теперь попробуйте выразить свои мысли и чувства по поводу классного часа, дополнив одно из предложений:

Я выбираю…

Я постараюсь…

Мне близка…

Спасибо за работу, ребята!

Документ 3.

«Достоинства и недостатки беседы

«Твой выбор: Жизнь виртуальная или реальная»

Выводы:

1. Беседа соответствует (не соответствует) необходимым требованиям.

2. К достоинствам беседы следует отнести ….

3. К недостаткам беседы следует отнести …

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Тема классного часа: «УЧИМСЯ БЫТЬ ТЕРПИМЫМИ» Цель классного часа: познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности, развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей, формирование у учащихся толерантного и уважительного отношения к окружающим их людям; учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций между одноклассниками и сверстниками; развивать навыки разрешения конфликтов. Ход беседы 1. Вступительное слово учителя. Учитель: - Сегодня наш разговор посвящён толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. - Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви. Жилабыла на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику: - Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь. Подумал волшебник и сказал: - Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет... Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше. - Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую Удача, третью Красота, четвёртую Печаль, пятую Доброта. - Они все прекрасны, - сказала Любовь. Не знаю, кого и выбрать... - Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь. Подошла Любовь к девушкам поближе и

2 посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь. А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки): Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку. Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы) - Каким должен быть человек, чтобы максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадает после окончания школы? Адаптация человека к новым условиям, как в жизни, так и в профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся профессиональных и социальных умений качеств личности. Одним из таких качеств является толерантность. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь. (Далее ведущий обращается к участникам мероприятия). Сегодня мы будем с вами учиться быть терпимыми по отношению друг к другу. Почему нужно быть терпимыми? Что вы понимаете под словом терпимость? Терпимость способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным. Как поступает терпимый человек? Терпимость это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет. Какие синонимы этого слова вы знаете? Толерантность. Давайте посмотрим, что понимают под словом толерантность разные культуры.

3 На доске написано: tolerancia (испанский) Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения. tolerance (французский) Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам tolerance (английский) Готовность быть терпимым, снисходительность. kuan rong (китайский) Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. tasamul (арабский) Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим. Теперь послушайте определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию): Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира». 2. Работа в группе. Учитель: Придумайте и нарисуйте символ толерантности. Можно ли жить мирно и не ссориться? Как это сделать? Какие примеры толерантного поведения вы можете привести? Какие нормы поведения в классе считают толерантными?

4 Верно. А теперь давайте их прочитаем вслух: Ученик может выразить свое отношение к одноклассникам пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову. Не делай другим того, чего не хотел бы от других. Не делай другому того, от чего больно тебе. В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе. Не делай своему однокласснику того, от чего плохо тебе. Как ты думаешь о себе, так думай и о других. Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей. Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали одноклассники, так поступайте и вы с ними. 3. Проведение круглого стола на тему «Толерантность» 1. Группы берут по одному из вышеприведённых высказываний в качестве заголовка и составляют речь объёмом 7 предложений. 2. Для своих одноклассников группы готовят 3 вопроса на тему: «Толерантность в классе». Учитель: Итак, мы выяснили, что толерантность это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Толерантность это поддержка и понимание различий. Но у толерантности, терпимости есть своя обратная сторона. Какая это сторона? Какие её формы проявления вы знаете?(Предрассудки, войны, конфликты). Конфликты стары, как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково.

5 Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов. МУДРЕЦЫ И СЛОН Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, - сказал один мудрец, - мы ощупаем его». «Хорошая идея, - сказали другие, - тогда мы будем знать, какой он - слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» - закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» - воскликнул он. «Вы оба не правы, - сказал третий, - он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», - воскликнул четвертый. «Нет, нет, - закричал пятый, - слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, - сказал он, - слон похож на змею». «Нет, на веревку!» «Змея!» «Стена!» «Вы ошибаетесь!» «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон. О чём эта сказка? Почему они так и не узнали, как выглядит слон? Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие. Были ли мудрецы действительно мудрыми? У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии. Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон? Перепишите конец сказки. У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному. 4. Ток шоу «Точка зрения».

6 Учитель выбирает из класса 7 добровольцев, которые выходят к доске. Остальные учащиеся зрители. На доске написана тема дискуссии: «Мобильный телефон в школе». Каждому добровольцу вручается карточка с описанием его роли: 1. Я полностью против наличия мобильного телефона у школьников. 2. Я полностью одобряю использование телефона в школе и думаю, что им можно было бы пользоваться не только во время перемен, но и на уроках. 3. Я не могу пока ещё составить своего мнения по этому вопросу. 4. Я хотел бы изменить тему разговора и обсудить более важные проблемы учащихся. 5. Я очень эмоционален и хочу обсудить все чувства, связанные с предметом разговора. 6. Я очень умный и серьёзный человек и хотел бы получить научные факты и статистические данные о предмете разговора. 7. Я не люблю выступать перед всеми, стесняюсь, не хочу говорить громко и быть замеченным. Задача учителя состоит в том, чтобы «дирижировать» группой. Когда он показывает на какого-то ученика, тот должен начать говорить. Сначала дирижер проходит вдоль всей шеренги, давая возможность каждому коротко изложить свою позицию. После этого он по своему желанию указывает на любого игрока, который должен продолжать беседу с того места, где закончил предыдущий. Цель группы - поддерживать беседу, даже когда ораторы меняют точки зрения. Учитель может переключать беседу с одного участника на другого с целью создать комический эффект или заставить говорящего «подхватить» предложение. Зрители и участник в конце игры делают выводы о том, что они увидели. Из-за чего разгораются конфликты? Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один и тот же вопрос; наличие третьей стороны. Многие конфликты возникают тогда, когда ребята преследуют свои эгоистические интересы в ущерб интересам класса. Приведите примеры из своей жизни, из литературы и кинофильмов, где причиной конфликта являются перечисленные вами причины.

7 К каким результатам приводят конфликты? На доске написано: Три результата конфликта 1. Победа поражение - одна сторона удовлетворена, но другая не удовлетворена. 2. Поражение поражение - обе стороны не удовлетворены результатом. 3. Победа победа - обе стороны приходят к согласию. ПРАВИЛА УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТОМ: 1.Не прерывайте. Слушайте. 2. Не делайте предположений. 3. Не переходите на личности и не оскорбляйте. 4. По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих. 5. Закончите на позитивной ноте. План разрешения споров: 1. «Пострадавший» должен сказать, что хочет спросить. Например: «Я хочу выяснить то-то и то-то, почему вы поступили так-то и не сделали того-то?» 2. Говорите о сути дела, а не вокруг да около. Обязательно отреагируйте на высказанное недоразумение, критику. Изложите свое мнение конкретно и четко. 3. Признайте свою ошибку или докажите обратное. Найдите у другого что-нибудь приятное, положительно его характеризующее. 5. Проведение инсценировок. Работа в группе.

8 Инсценируйте споры в различных школьных помещениях. Достигните нужного компромисса, используя разработанные вами правила управления конфликтом. Группа 1 в школьной библиотеке: Вы одолжили учебник своему другу. Он его потерял и отказывается платить штраф. Группа 2 в раздевалке спортзала: Подруга одолжила у вас форму и не вернула. Группа 4 в классе: Сосед по парте во время контрольной заглядывает к вам в тетрадь и навлекает на вас неприятности. Группа 4 на перемене: Ваша лучшая подруга показала вашему другу записку, которую вы написали о нем. Группа 5 в школьном дворе: Света принесла в школу плейер, полученный в подарок накануне. Друзья захотели послушать. Когда очередь дошла до Димы, он случайно сломал одну из кнопок. Света, увидев это, страшно разозлилась. А теперь, давайте с вами запишем, как можно эффективнее достигнуть соглашения. Кто бы хотел зачитать свои примеры? Что должно включать в себя письменное соглашение? 6. Работа в группе. Проведение выставки рисунков «Простим друг друга». Подумайте и расскажите, когда вы обижаетесь друг на друга? Пусть каждая группа на большом листе ватмана нарисует добрую улыбку и напишет о том, что одноклассники могут сделать для своих друзей, чтобы они их простили. Что вы посоветовали бы человеку, который не умеет прощать друзей?

9 Все учащиеся встают в круг и берутся за руки. Закройте глаза и вспомните всех, на которых вы за что-либо обиделись. Постарайтесь мысленно их простить. Рефлексия. Самоанализ классного часа на тему: «Учимся быть терпимыми» Форма проведения: классный час был проведен в форме беседы с сюжетно-ролевыми заданиями, проблемными вопросами в виде круглого стола. Цель мероприятия: познакомить учащихся с понятием «толерантность», учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций между одноклассниками и сверстниками; развивать навыки разрешения конфликтов. Задачи: дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности; развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся; воспитание чувства коллективизма, сплочённости;способствовать развитию уважительного отношения между учащимися. Количество участников: 28 1.Оценка содержания воспитательного мероприятия Данное мероприятие соответствует основным направлениям воспитательной работы школы, уровню развития классного коллектива, возрастным особенностям учащихся. 2. Оценка способов деятельности учителя и учеников. Для проведения мероприятия был составлен сценарий с учетом возрастных особенностей и целями воспитательной работы с учащимися класса. Учитывая возрастные особенности учащихся, в мероприятие были включены задания, посильные для восприятия, игровые ситуации, групповые задания. 3. Оценка основных характеристик и поведения учеников и учителя Мероприятие прошло содержательно, интересно и организованно. Оно было направлено на формирование коммуникативных навыков, чувства товарищества, дружбы, коллективизма и сплоченности. Проведенное

10 мероприятие оказало положительное влияние на коллектив детей. Дети стали добрее и терпимее друг к другу.


Классный час, проведенный в 7 б классе по теме: «Учимся быть терпимыми (толерантность)» Цели: формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам; учить находить компромисс в решении конфликтных

Краевое государственное казенное образовательное учреждение для детей - сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом 20. Открытое занятие «Воспитание толерантности» Воспитатель Подпорина

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УФИМСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ Методическая разработка внеклассного мероприятия Тема: Толерантность Профессия: Художник

Фоминская библиотека семейного чтения ЧАС ТОЛЕРАНТНОСТИ с.фоминки 2013г. Цели: Час толерантности 1. Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности.

1 Классный час для учащихся 5 класса «Законы дружбы» Учитель: Михайлова Г.В., МАОУ СОШ 17 г.улан-удэ Цель: расширить знания о взаимоотношениях людей, о дружбе; выработать правила отношений, позволяющих

Добро и зло Чтобы поверить в добро, надо начать его делать." Лев Толстой. Цель урока формирование у учащихся нравственных качеств и моральных ориентиров. Задачи урока: Образовательные: Выработать понимание

Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Колледж техники и технологии наземного транспорта имени М.С.Солнцева» Методические рекомендации по проведению

Классный час «Толерантная личность» Алѐхина Наталья Анатольевна, педагог-психолог ГУО «Средняя школа 11 имени генерала армии А.И.Антонова г. Гродно» р.т. 75-60-31;м.т. 8029-516-67-26 «Прийти вместе это

Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия (классного часа) «Быть толерантным!» для обучающихся 8 9-х классов Цель: воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному

Вайвод Наталья Борисовна МАОУ гимназия 24 имени М.В. Октябрьской г.томска ЧТО ТАКОЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ? Возрастная категория обучающихся: 11-13 лет Цель классного мероприятия: 1.Дать представление обучающимся

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 23 с углубленным изучением английского языка г. Орла 4 класс Подготовила: учитель начальных классов Трусова С.Ю.

Классный час для учащихся 6 7 классов Тема: Толерантность в общении Цель: создать условия для воспитания толерантности в общении между людьми. Форма проведения: круглый стол (учащиеся разделены на группы)

Классный час «Мы очень разные, но мы вместе!» Цели: познакомить студентов с понятием толерантность, с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развить способности адекватно и полно познавать

Загузина Гульнара Манзуровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ 2 г. Салехард Формирование толерантности в начальной школе "Если ты шипы посеешь, виноград не соберешь" Вот уже несколько лет мы живем в

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа 1 им. М. Горького с углублённым изучением английского языка» Разработка классного часа во 2 «В» классе на тему: «Дружба чудесное слово»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ 37 VIII ВИДА Игровое занятие (классный час) «Что такое толерантность». Подготовила:

Классный час по теме: «На Планете Толерантность» В 4 «Г»классе Цели: Образовательные: познакомить с понятием «толерантность»; выявить основные черты толерантности; сформировать правильное представление

2 «А» класс - толерантность Люди на свет рождаются разными: Непохожими, своеобразными. Чтобы других ты смог понимать, Нужно терпенье в себе воспитать. Толерантность милосердие Толерантность доброта души

МБОУ «Куединская средняя общеобразовательная школа 2-Базовая школа» Разработка классного часа по теме «Толерантный человек» (3 класс) Разработку подготовила: Чаркина Т. В., учитель начальных классов первой

Конспект проведения занятия по толерантности. для 1-2 классов на тему: «Учимся понимать друг друга» 1. Введение. Учитель: Давайте все улыбнемся друг другу, подарим радость. И давай расскажем друг другу

Классный час «Мы такие разные, но мы одна семья» (конфликт и пути его решения) Автор: Назарова М.В. педагог-психолог МБОУ «Гимназия 1» Пояснительная записка В настоящее время тема конфликта и конфликтной

Классный час. Тема: «Как строить отношения с теми, кто не похож на нас?» Горбачева Наталья Геннадьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ 21 города Ставрополя Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность»

Классный час в 5 классе, составитель Алексеенко Н.Н., классный руководитель, учитель математики. Тема: «Толерантность. Признание различий основа самооценки». Цель: привлечение учащихся к обсуждению понятия

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «КАЗАНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ЗАНЯТИЕ Тема: «Толерантность путь к миру» Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности. Задачи:

Толерантность 16 ноября - Международный день толерантности Толерантность это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления

МОУ «ТЫРНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ПРОНСКОГО РАЙОНА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА «УЧИМСЯ БЫТЬ ТОЛЕРАНТНЫМИ» Дата проведения: 15.11.2016 год Класс: 7 Классный руководитель:

Школьная газета МБОУ «НОШ 11» 14 (ноябрь2012г.) Большая перемена Газета издается с 23 марта 2009г. Большая перемена ноябрь 2012 года 134 2 19 ноября в нашей школе прошел единый День толерантности. Как

Российская Федерация Ямало-Ненецкий Автономный округ Муниципальное образование Ямальский район МБОУ «Мыскаменская начальная школа детский сад» Методическая разработка по психологии «День толерантности»

МКОУ «Гоноховская СОШ Завьяловского района» Алтайского края Тренинг «Что такое толерантность?» Составила: педагог психолог Симоненко А. В. 2016 год Цель занятия: ознакомить учащихся с понятием "толерантность"

Тематическое планирование классных по программе «Толерантность» 1 класс 1. Кто я? Какие мы? 1 2. О человеческом счастье. 1 3. Человек кузнец своего счастья. 1 4. Что такое «хорошо» и что такое 1 «плохо»?

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Межнациональная и межконфессиональная толерантность как составная часть патриотизма Андронникова Ольга Олеговна канд. психол.

Воспитание толерантной личности в условиях поликультурного пространства образовательного учреждения Бурцева Е.В., учитель русского языка и литературы МОУ лицея 8, г.томска Школьный возраст - период становления

Беседа для родителей «Формирование толерантного поведения в семье» Цель: повышение педагогической культуры родителей Задачи: -формировать умение родителей разрешать конфликт с позиций толерантного подхода;

Игра-тренинг «Мы все разные, но мы вместе». Цель занятия: развитие толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости

Сценарий ко Дню толерантности «Возьмемся за руки, друзья» Провела: Дукина Л.В. 16.11.17г. Люди, доброта и толерантность спасут мир! И вы нам поверить должны. Воспитание толерантности сегодня является одной

Пояснительная записка Назначение программы Главное назначение данной программы формирование навыков общения и культуры поведения третьеклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств,

Лытонина Надежда Николаевна, учитель начальной школы МАОУ Гимназии 4 [email protected] «Педагогические приемы формирования коммуникативных и регулятивных УУД в начальной школе» Основным результатом реализации

ВСТУПЛЕНИЕ 1 с.4 Поработайте в парах. Посмотрите на картинки и поговорите с друзьями о новом учебном годе. А: Наша школа выглядит чудесно.

Внеклассное мероприятие на тему: «Доброта наших сердец» Подготовила: учитель начальных классов Каракеча Вилена Александровна 2016 год Цель: расширение знаний детей о дружбе, взаимоуважении, доброте, зле.

Сценарий классного часа в 3 классе Тема: «Подари другому радость» Автор: Евдокимова С.М. Цель занятия: Обучающий аспект: находить ответы на поставленные вопросы, формировать умение принимать и дарить подарки.

План урока. Цель: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «вежливость» при работе с художественным текстом. Задачи: показать детям, что тема, затронутая автором,

Толерантность это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных

Проект: «Моя родословная». 2 класс Учитель: Юровская Наталья Юрьевна Проект: «Моя родословная». Цель: исследовать родословную своей семьи. Представление итогов совместной работы с родителями по созданию

Сегодня одной из наиболее важных форм организации воспитательной работы с учащимися считается классный час. Проводится он раз в неделю, в определенный день и время. Во время занятия педагог проводит беседы с учащимися, воспитывает их, расширяет кругозор, определяет задачи и цели классного коллектива.

Основные сведения

Классный час - это между учителем и учениками. На сегодняшний день он проводится в каждой школе. Занятие внесено в учебное расписание и проводится, как говорилось выше, раз в неделю. Длительность его составляет 40 - 45 минут.

В целом, такая политика не совсем верна. может занимать и меньшее количество времени, так как главная его задача - выполнить поставленные учителем задачи. Проводить занятие можно как в классной комнате, так и в актовом зале, библиотеке, музее, даже на улице.

Основные цели и задачи

Классный час в школе преследует несколько целей.

В первую очередь, это просветительская , которая заключается в расширении круга знаний учеников в различных сферах жизни.

Далее следует направляющая . Она воздействует на практическую сторону жизни школьников, их поведение и отношение к жизни. Реализуется с помощью разговора о той или иной жизненной ситуации, подкрепленного примерами.

Последняя цель - ориентирующая . С ее помощью формируется определенное отношения к объектам окружающей действительности, духовные и материальные ценности.

К основным классного часа относится:

Создание условия для проявления индивидуальности учащихся;

Обогащение их знаний об окружающем мире;

Формирование эмоционально-чувственной сферы;

Формирование классного коллектива.

Формы проведения

Классный час - это занятие, которое можно проводить не только в форме лекции, но и:

Конкурса;

Викторины;

Встречи;

Экскурсии.

Подготовка к занятию

Приступая к подготовке классного часа, необходимо определиться с темой занятия. Сделать это можно заранее, проведя беседу с учениками или анкетирование. При выборе темы классного часа нужно выявить возрастные особенности ученика, их интересы.

Прежде чем писать сценарий классного часа, необходимо сесть и задать себе несколько ключевых вопросов:

1. Как настроить детей на участие в классном часе?

2. Как и когда провести подготовительно работу?

3. В каких заданиях дети смогут проявить себя наиболее полно?

4. Кто из учащихся сможет помочь в проведении классного часа?

5. Как правильно подвести итоги занятия?

Ответы на эти вопросы следует записать на бумагу и периодически возвращаться к ним по мере написания конспекта занятия.

После этого необходимо приступать к составлению сценария и проведению подготовительной работы. В некоторых ситуациях можно использовать уже готовые разработки классных часов, взятые из специализированных журналов для педагогов, различных интернет-ресурсов. Но при этом важно помнить, что большинство из них требуют внесения правок. Так, те или иные задания могут показаться детям слишком сложными или не заинтересовать их. Следует заменить такие задания на более легкие или интересные.

В целом подготовка состоит из следующих моментов:

  1. Определение темы и задач.
  2. Определение места и времени проведения.
  3. Определение ключевых моментов.
  4. Подготовка плана и сценария.
  5. Подбор материала.
  6. Оформления помещения.
  7. Определение участников классного часа.

После проведения занятия необходимо обязательно выполнить его анализ.

Структура занятия

При подготовке занятия необходимо учитывать, что классный час имеет свою структуру. В целом, она такая же, как и структура любого урока:

  1. Вступление, основная задача которого - активизация внимания учеников, обозначение проблемы.
  2. Основная часть, содержание которой определяется задачами классного часа.
  3. Заключительная часть, которая стимулирует потребности учеников в самовоспитании.

Час общения

Одно из форм, в которой может быть проведен классный час - это час общения. Он определяется как совместный творческий процесс ребенка и взрослого. Дети принимают участие в организации часа общения наравне со взрослыми, вместе с педагогом определяют тему и круг интересов.

Час общения имеет одно важное правило - создать благоприятную обстановку, в которой каждый из учащих может без опаски высказать свое мнение.

К основным формам часа общения относятся:

Дискуссия;

Сюжетно-ролевая игра;

Устный журнал;

Социально-культурный проект.

Информационный классный час

Классные часы в классе могут также проводиться и в форме защиты и реализации информационных проектов, политминуток.

Главная цель такого занятия - формирование понимания собственной важности, необходимости участия в общественно-политической жизни страны и мира в целом. В ходе информационного классного часа дети учатся разбираться в сложных современных проблемах, правильно реагировать на происходящее вокруг них.

Основные формы работы на таких уроках:

Газетные сообщения;

Пересказ события с помощью цитат;

Работа со словарем;

Работа с политической картой;

Комментирование информации;

Формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;

Просмотр и обсуждение видеоматериалов.

Тематика

Несколько слов о том, какой может быть тематика классных часов. Занятия могут быть посвящены:

  1. Морально-этическим проблемам.
  2. Вопросам в сфере науки.
  3. Эстетическим проблемам
  4. Вопросам государства и права.
  5. Психологическим вопросам.
  6. Осоенностям физиологии и гигиены.
  7. Вопросам здорового образа жизни.
  8. Экологическим проблемам.
  9. Общешкольным проблемам.

В рамках той или иной тематики можно провести целый ряд классных часов, объединенных одной целью и имеющих схожие задачи.

Примерные темы

Исходя из интересов учеников и их возраста, тематика классных часов может быть следующая:

Для учеников 5 класса:

  1. "Каким я вижу себя через... лет?"
  2. "Какой я?"
  3. "Книги вокруг нас".
  4. "Что я могу?"

Для учеников 6 класса:

  1. "Мое хобби".
  2. "Я в школе и дома".
  3. "Собственное мнение. Важно ли оно?"
  4. "Мои сильные и слабые стороны".
  5. "Учимся слушать и слышать".

В 7 классе можно проводить воспитательные часы на следующие тематики:

  1. "Хочу и могу".
  2. "Учимся управлять собой".
  3. "Внимание и внимательность".
  4. "Скажи мне, кто твой друг".

В 8 классе можно проводить классные часы на темы:

  1. "Что такое гениальность и талант?"
  2. "Тренируем память".
  3. "Ответственность и безопасность".
  4. "Страна моей мечты".

Учеников 9 класса заинтересуют беседы:

  1. "Человек и творчество".
  2. "Мои права".
  3. "Моя будущая профессия".
  4. "Красота в нашей жизни".

Для 10 класса целесообразно подготовить такие классные часы:

  1. "Я и мое окружение".
  2. "Взрослость - что это?"
  3. "Недостатки человека: причины и последствия".
  4. "Учимся владеть собой".

В 11 классе можно провести часы на тему:

  1. "Будет ли помнить обо мне школа?"
  2. "Мой профессиональный выбор".
  3. "Мое предназначение".
  4. "Юмор в жизни человека".

В зимний период можно провести классный час «Профилактика гриппа», а также «Профилактика травм», «Правила поведения на льду», «Как вести себя в зимнее время», «Праздники без нарушений» и прочие.

Интересный ход, который может сделать педагог для определения тематики занятий, - озвучить в начале года или семестра планы классных часов и дать возможность детям самостоятельно предложить те или иные темы, дополнив существующий план, предложить участвовать в их подготовке.

Не забывайте проводить игры КВН, в ходе которых ученики смогут проверить свои знания и умения. Форму проведения также стоит изредка менять. К примеру, сегодня была лекция, значит, в следующий раз это может быть экскурсия или беседа.

Для более эффективного проведения классного часа необходимо придерживаться следующих советов:

1. Комната, в которой проводится занятие, должна быть убрана и проветрена.

2. Желательно украсить кабинет с помощью цветов. Можно использовать как настоящие, так и искусственные.

3. Тему классного часа необходимо записать на доске. Уместно будет также использование афоризма.

4. Не забывайте о мультимедийных проекторах и презентациях, они существенно повысят интерес учеников к материалу.

5. При анкетировании, тестах используйте бланки. Не забывайте о наглядных материалах - брошюрах, буклетах.

6. Особое внимание уделите подготовке к занятию, если это классный час в начальной школе. Особенности развития и восприятия детей таковы, что воспитательные часы лучше всего проводить в виде игры, путешествия. Так вы сможете куда быстрее заинтересовать учеников, привлечь их внимание.

7. Не забывайте о комфорте учеников. Позвольте им сесть так, как им нравится. Можно также расставить парты по кругу, сдвинуть две парты в одну, если предполагается групповая работа.

8. Не бойтесь приглашать на классный час специалистов - врачей, психологов, историков, библиотекарей. Конечно, если они разбираются в теме вашего классного часа лучше вас и могут рассказать много полезной информации.

Выводы

Классный час - это одна из важнейших Проводится он раз в неделю. В ходе занятия учитель повышает культурный уровень учеников, формирует их жизненные установки и ценности, организовывает коллектив. Форма проведения может быть любой, в зависимости от темы занятия и поставленных учителем целей.

Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. Необходимо выяснить, прежде всего, что в педагогической науке и практике понимается под такой формой ВР, как классный час. Возьмём и обратимся к высказываниям известных учёных:

  • “Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками”. (В. П. Созонов)
  • “Классный час. В нашем понимании это не какая-то определённая форма работы, а час классного руководителя”. (М. Л. Маленкова)

Исходя из названных определений классного часа, можно выделить определённые черты:

Это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;

Это форма общения классного руководителя и его воспитанников, где ведущую роль играет педагог.

Классные часы проводятся с различными воспитательными целями:

1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

2. Обогащение обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке.

3. Формирование эмоционально- чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка.

4. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий. Классный час – это не урок. Но обыкновенно ему отводят место в школьном расписании, чтобы сделать обязательным еженедельную встречу классного руководителя со своим классом. Это требование сегодня есть не в каждой школе. Может это и правильно, где сам классный руководитель определяет, когда и где он будет проводить встречу с классом. Лучше всего, если классный час поставлен в школьное расписание в субботу, между 3 и 4 уроками. Это даёт классному руководителю встречаться с родителями учащихся, которые в субботу имеют больше свободного времени для посещения школы. Иногда слышишь, что в школе требуют, чтобы классный час длился 45 минут, как урок. Но не всегда так получается, иногда можно общаться и 20 минут, а иногда можно говорить намного дольше, это зависит от темы и цели, возраста, формы проведения классного часа.

Кл. час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свою мнение, выступить с критикой.

Основные компоненты классного часа.

Целевой – целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.

Организационно- деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.

Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

После описания основных компонентов классного часа целесообразно обратить внимание на технологические аспекты его организации:

  • составление педагога совместно с учащимися и родителями тематики классных часов на новый учебный год;
  • уточнение темы и цель классного часа, выбор формы проведения;
  • определение времени и места проведения классного часа;
  • определение ключевые моментов и разработка плана подготовки и проведения классного часа;
  • подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме;
  • определение участников подготовки и проведения классного час;
  • распределение заданий между участниками и группами;
  • проведение классного часа;
  • анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению (что зачастую отсутствует в работе).

Для того чтобы классный час был интересен всем учащимся, и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам можно назвать темы классных часов, планируемых в классе. Им даётся право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то более интересен. Группы, которые готовят классный час, анализируют с классным руководителем материалы, необходимые для его проведения, готовят концертные номера, если это необходимо, оформляют приглашения. Результат классного часа очень часто во многом зависит от степени заинтересованности в нем самого классного руководителя.

Таким образом, классный час может проводиться в различных формах.

В форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа, это может быть экскурсия или тематическая лекция, встречи с интересными людьми, викторины по разным областям знаний, КВНы, игры-путешествия, тренинги, читательские конференции, театральные премьеры. Но, также следует учитывать, что может быть экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой.

Несколько слов хочу сказать о классном собрании, которое должно проводиться примерно раз в месяц. Оно является наивысшим органом самоуправления в классе, где дети учатся общению, демократии, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности. Назначение этого органа – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в классе. Классное собрание выполняет две функции: стимулирующую и организующую.

Классное собрание:

Распределяет поручения;

Избирает старосту, представителей в органы ученического коллектива;

Слушает доклады учеников о выполнении поручений.

Личное участие классного руководителя обязательно: он голосует вместе с учениками за/против принятия какого-либо решения и несёт персональную ответственность за его выполнение. Классному руководителю необходимо научить ребят демократическому порядку проведения собрания: умению слушать выступающих, выступать самим, вырабатывать коллективные решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства.

В 5 классе собрания следует проводить несколько раз в месяц, с целью выработки у учеников потребности в обсуждении и решении проблем.

В 6 класс деятельность собрания расширяется.

Как правило, к 7 классу складываются традиции и правила поведения классного собрания

Усилия, затраченные на обучение подготовке и проведению классного собраний в 5-7 классах, классного руководителя полностью оправдываются в старших классах.

Есть ещё очень интересная форма проведения классного часа – час общения, который играет очень большую роль в жизни учащихся, если он задуман интересно и необычно.

Час общения – это совместное творчество взрослого и детей. Для того, чтобы дети ждали новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении классного часа, но и в определении тем часов общения. Обсудите с ребятами круг интересующих их вопросов, соберите “корзину проблем” и с учетом пожеланий сформулируйте тематику классных часов.

Очень важно создать комфортный микроклимат в классе, чтобы у ребят было желание высказать своё мнение, чтобы они не боялись ошибиться или быть непонятыми.

Классный руководитель даже может предложить ребятам выработать правила общения:

1. С уважением относиться друг к другу.

2. Любое мнение заслушивать внимательно.

3. Пока один говорит, все его слушают.

4. О своём желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.

Формы часа общения могут быть различными . Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возраста детей, профессионализма педагога…

  • Беседа.
  • Дискуссия (диспут).
  • Дискуссия позволяет вовлечь детей в обсуждение поставленной проблемы, учит анализировать факты, отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать иное мнение.
  • Сюжетно-ролевая игра
  • – форма КТД, позволяющая обсудить проблему, вызвать сопереживание, попытаться найти решение с помощью театрализованной игры.

Методика проведения ролевой игры:

Определение проблемы, выбор ситуации;

Распределение ролей и обсуждение позиции и вариантов поведения;

Проигрывание ситуации (допустимо даже несколько раз), чтобы найти эффективное решение;

Обсуждение ситуации участниками.

Очень важно, чтобы учитель не навязывал своё мнение при спорных вопросах.

Варианты проведения ролевых игр могут быть различными: “инсценированный суд”, “пресс-конференция”, “спрашивали – отвечаем”, инсценировка литературного произведения.

  • Устный журнал.
  • Заранее определяется количество и темы страниц журнала, которые распределяются между творческими группами.
  • Социально-культурный проект
  • – это самостоятельное исследование учащимися значимых социальных различных проблем. Для создания проекта требуется время и соблюдение определённого алгоритма действий:

Изучение ситуации;

Сбор информации;

Планирование;

Формирование микрогрупп и назначение ответственных;

Практические действия;

Определение приоритетных результатов;

Групповой анализ выполнения поставленных задач.

Одним из способов быстрого решения проблемы является “мозговая атака”. Этот вид часто используется для решения конкретной проблемы, например, “Как улучшить дежурство в классе”. Правила проведения “Мозговой атаки” следующие:

Учитель фиксирует все мнения и идеи ребят;

Мнения не комментируются, не оцениваются, не повторяются;

Никого не заставляют насильно высказывать своё мнение;

- “мозговая атака” заканчивается, когда все идеи исчерпаны.

Все идеи в заключении рассматриваются и оцениваются.

Большой интерес у учащихся вызывают классные часы в форме телевизионных игр : “Звёздный час”, “Что? Где? Когда?”, “Слабое звено”, “Счастливый случай” и др.

Преимущества часа общения над другими формами работы.

1. Общение в рамках классного часа даёт возможность общаться сразу со всеми уч-ся класса, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать их реакцию на обсуждаемые вопросы.

2. Результативность класс. часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства ребят, так и на мнение одного ученика. Иногда, в ходе индивидуальной работы с учеником, учитель часами не может добиться такого успеха, который может получить в ходе классного часа. Ведь для ребят, особенно подростков мнение сверстников бывает важнее мнения самого авторитетного взрослого.

3. Час, на котором решаются разные проблемы, позволяет увидеть учеников в естественной, не наигранной атмосфере общения и решать серьёзные нравственные задачи.

Как организовать и провести этический или нравственный час общения?

Нравственный классный час требует хорошей подготовки. Готовясь к нравственному классному часу, учитель может провести предварительную диагностику понимания учащихся нравственных понятий и ситуаций. Например: свобода, добро, зло, долг, честь, право, открытость, любовь…

Материалом для подготовки нравственного классного часа может служить периодическая печать, события и факты реальной жизни страны и мира, школы, класса, художественные фильмы, художественная литература.

Бывает и такое, когда нравственный классный час проводится незапланированный и связан со сложнейшей ситуацией в классе или школе. Главное, чтобы такая встреча с ребятами не превратилась в назидание и чтение нотаций. Нравственный классный час - это время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования и взрослого и ребёнка, извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни.

Надо отметить, что нравственный классный час не должен быть частым. Достаточно проводить такой классный час один раз в четверть, главное, чтоб он был значимым в жизни ребят, заметным событием в жизни класса.

Примерная тематика нравственных классных часов.

  1. “Кто я? Какой я?” - игра.
  2. “Дверь в детство” - путешествие детей в детство их родителей.
  3. “Я через 5 лет” - экскурсия в портретную галерею класса.
  4. “Архив 5” - праздничное представление, посвящённое итогам года.
  1. Мои интересы, мои увлечения – аукцион увлечений и интересов уч-ся.
  2. Я - дома, я - в школе, я- среди друзей – интерактивная игра.
  3. Окна моего дома. Что они значат – час общения.
  4. Иметь своё мнение – это важно?! – беседа.
  1. “Мои “хочу” и мои “могу” диспут.
  2. “Скажи, кто твой друг и …”- интерактивная игра.
  3. “Вверх по лестнице жизни”. Мои нравственные ценности – беседа.
  1. Умею ли я любить? – аукцион мнений.
  2. Люди, без которых мне одиноко – этическая беседа.
  3. Ответственность и безопасность. Что прячется за этими словами? – дискуссия.
  4. Страна, в которой мне хотелось бы жить – защита фантастических проектов.
  1. “Я имею право на…” - разговор на заданную тему.
  2. Всему начало любовь… - праздник.
  3. Счастливый билет моей судьбы – нравственный экзамен.
  4. Прекрасное и безобразное в нашей жизни – дискуссия.
  1. А если не получилось?.. Что дальше? – диспут.
  2. Я среди людей, люди вокруг меня – деловая игра.
  3. Чувство взрослости. Что это такое? – эпическая беседа.
  4. Моя будущая профессия. Какой я её вижу? – экскурсия в мир профессий.
  1. Какие воспоминания оставлю я о себе в школе – классное собрание – разговор.
  2. Есть только миг между прошлым и будущим… - дебаты.
  3. Мой профессиональный выбор. Прав я или нет? – презентация.
  4. Моя миссия в мире – конференция.

Организация и проведение тематического классного часа.

Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развить кругозор учащихся, способствовать духовному развитию уч-ся.

Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьёзной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы.

Планируя тематические классные часы, необходимо предложить учащимся совместно определить темы. Это можно провести следующим образом:

Учитель выписывает на доске разные темы, например: “обычаи и традиции”, “времена и страны”, “великие люди мира”, “психология человека”, “границы человеческих возможностей”, “страны, изучаемого языка”, “история этикета”, “ азбука открытия мира”, “ песни в истории моей семьи и страны”, “мир человеческих увлечений”, “кино в жизни человека”, “ праздники нашего дома”, “кем быть и каким быть?”, “музыка нашего времени и прошлого” и д. т.

(Например, в нашей школе ежемесячно в классах должны проходить классные часы по ЗОЖ и раз в четверть - классный час по возрождению национальной культуры.

Проводилась серия классных часов, посвященных 60-летию Победы, 60-летию образования Кемеровской области, 80-летию образования Тисульского района.)

В последнее время по определенной теме создаются специальные воспитательные программы, которые включают последовательное (поэтапное) с 1-11 классы воспитание учащихся в данном направлении: Программа “Вместе”, Программа “Мир спасётся красотой”,

  • Программа “Я - гражданин России”,
  • Программа “Здоровье” и другие
  • Организация и проведение информационного классного часа.

    Раньше информационный час назывался политинформацией. Но в последнее время политинформацию поспешили выбросить из воспитательной работы, посчитав её не нужной в наше время. Однако это совершенно неверно. Мы должны формировать политическую культуру и коммуникативные навыки учащихся.

    Главное значение информационного часа – формировать у учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, своего района, села, расширить кругозор, разбираться в сложных проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире.

    Информационный час может быть обзорным (знакомит с текущими событиями в стране, мире) – 20 -25 минут, тематическим (знакомит с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этой проблеме различных слоёв населения, профессионалов) – до 45 минут, но не более.

    Основные формы во время информационного часа:

    Газетные сообщения;

    Пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов;

    Работа со словарём и справочной литературой;

    Работа с политической картой;

    Комментированное чтение газетных и журнальных материалов;

    Формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;

    Просмотр и обсуждение телематериалов, видеоматериалов.

    Планируя свою работу с классом, не следует забывать и о развитии интеллектуальных способностей учащихся через различные формы:

    Интеллектуальные марафоны;

    Дни творчества;

    Интеллектуальные. ринги и викторины;

    Заседание психологического клуба “Зеркало” и т.д.

    Тематика классных часов по развитию интеллектуальных умений учащихся.

    1. В. И. Даль и его толковый словарь.
    2. Я и мои способности.
    3. Мир энциклопедий.
    1. Мои сильные и слабые стороны.
    2. Как развить в себе умение слушать и слышать, смотреть и видеть?
    3. Мои “почему?” и ответы на них.
    1. Глубинные тайны человеческого познания.
    2. Внимание и внимательность. Слова одного корня?
    3. Как научиться управлять собой.
    1. Талантливость и гениальность. В чёя оно проявляется?
    2. Тренировка памяти – залог будущего успеха.
    1. Человек и творчество. Великие творения человечества.
    2. Разговор с самим собой по душам.
    1. Как научиться властвовать собой?
    2. Мои лингвистические способности. Как они проявляются?
    3. Недостатки человека и их влияние на его судьбу.
    1. Пока я мыслю, я живу.
    2. Юмор в жизни человека.

    Итак, классный час – это форма воспитательной работы классного руководителя, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.

    Классный час выполняет функции: просветительную, ориентирующую, направляющую, формирующую.

    Если же классный час проводится только для “галочки”, то полезней будет сэкономить время – своё и ученика. Но, а если классный руководитель подходит к проведению классного часа неформально, то начинать следует с определения целей и попытаться систематизировать воспитательный процесс, спланировать.