Мойка 

Познавательно исследовательская деятельность по теме грибы. Проект «В царстве ягод и грибов

ШАХТЕРСКОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 10 «СОКОЛ» УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА ШАХТЕРСКА
Познание. Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность.
Воспитатель:
Золотова Татьяна Владимировна
Конструирование из бумаги в технике объемного моделирования «Чудо-ёлочка»
(Конспект образовательной деятельности по конструированию из бумаги для детей старшего дошкольного возраста)
Тема: Открытка для Дедушки Мороза «Чудо - ёлочка»
Задачи:
Образовательные: Расширить информационное пространство; расширить кругозор детей; обогащать словарный запас; систематизировать представления детей о временах года, признаках зимы, названия месяцев; повышение познавательной активности; стимулирование речевой активности детей.
Развивающие: развивать творческое мышление; общую, мелкую, артикуляционную моторику; совершенствовать умение координировать речь с движением; активизировать словарный запас; совершенствовать технические и изобразительно-выразительные умения на основе выполнения детьми поделок; расширить представления детей об образах Деда Мороза;
развивать познавательную мотивацию, эмоциональную сферу.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к культуре, традициям страны, создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств; сплочение взрослых и детей в общих делах; формировать чувство эмоционального удовлетворения от участия в проекте.
Материал и оборудование: Цветная бумага зеленого цвета (упаковочная цветная бумага)- 5 квадратов разной величины; ножницы, клей, клеенки, салфетки, кисточки.
Предварительная работа: Беседы о зиме, о новогоднем празднике, о Деде Морозе, о зимних изменениях в природе, наблюдения за елями, рассматривание иллюстраций с изображением елей.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Психогимнастика. «С добрым утром» (Пластический этюд с элементами пальчиковой гимнастики)
Цель: Учить детей настраиваться на радостное эмоциональное состояние с помощью музыки.
Звучит музыка, дети сидят на стульчиках.
Воспитатель: Вы сидите, ваши головы опущены, вы дремлете, спите; вдруг ощущаете, как солнечный луч скользнул по лицу, медленно открываете глаза, потягиваетесь, поднимаетесь, подходите к окну и, открыв его, любуетесь ранним утром. (музыка прекращается)
С добрым утром, глазки!
Вы проснулись? Указательными пальцами поглаживать глазаСделать из пальцев “бинокль” посмотреть в него
С добрым утром, ушки!Вы проснулись? Ладонями поглаживать ушиПриложить ладони к ушам “Чебурашка”
С добрым утром, ручки!Вы проснулись? Поглаживать то одну, то другую ручкиХлопки в ладоши
С добрым утром, ножки!Вы проснулись? Поглаживание коленокПотопать ногами
С добрым утром, солнце!Я - проснулся! (проснулась) Поднять руки вверх, посмотреть на солнце(посмотреть вверх)
2.Вводная беседа воспитателя.
Воспитатель: Ребята, думаю, все вы любите веселые праздники?
Дети: Да, любим.
Воспитатель: Я вам назову слова, а вы догадайтесь о каком празднике пойдет сегодня речь: (шарики, гости, подарки, угощения, торт со свечами, каравай). Догадались?
Дети: Это день рождения.
Воспитатель: А кому День рождение попробуйте отгадать:
Самый добрый в мире дедВ шубу - валенки одет;Бородой седой заросНаш любимый... (Дед Мороз)
Воспитатель: Правильно, и разговор этот я начала не случайно. Открою вам маленький секрет. Завтра 18 ноября день рождения лучшего друга детей…., доброго волшебника…., повелителя метелей и вьюг…… российского Деда Мороза. Да, да вы не ослышались у Деда Мороза, как и у вас тоже бывает день рождения. Необычный праздник, правда? Как вы думаете, сколько лет Деду Морозу?
Дети: предлагают свои варианты
Воспитатель: Деду Морозу целых 2000 лет.
Воспитатель: Друзья Деда Мороза уже начали присылать ему подарки ко Дню рождения. Давайте и мы с вами поздравим Дедушку Мороза и изготовим ему открытки « Чудо - елочка». Посмотрите, вот такую замечательную открытку будем с вами делать.

Но, перед началом работы разомнем наши пальчики и приготовим их к работе.
3.Пальчиковая гимнастика.
«Зима»
Раз, два, три, четыре, пять, загибать пальчики по одному
Мы во двор пришли гулять.Бабу снежную лепили. имитировать лепку комковПтичек крошками кормили, крошить хлебушек всеми
пальчиками С горки мы потом катались. вести указательным пальцем
правой руки по ладони левой рук
А еще в снегу валялись. класть ладошки на стол то
одной, то другой стороной
Все в снегу домой пришли, отряхивать ладошкиСъели суп и спать легли. производить движения
воображаемой ложкой, положить руки под щеку
4.Показ и выполнение работы поэтапно.
Взять пять квадратов разной величины.
Сложить квадраты пополам
Левый верхний угол согнуть к середине прямоугольника
Правый верхний угол согнуть к середине прямоугольника. Получились треугольники разной величины. Смазываем клеем обратную сторону треугольника. Наклеиваем треугольники елочкой
(начинаем с большого треугольника и заканчиваем самым маленьким). Сверху елочки приклеиваем звезду
5. Самостоятельная работа детей.
При надобности воспитатель помогает ребенку в выполнении работы.
6. Выставка детских работ.

7. Звуковое обращение Деда Мороза.
Воспитатель: Ребята, мы с вами молодцы! Хорошо потрудились. Наши открытки «Чудо - елочки» мы обязательно отправим Дедушке Морозу. А сейчас для вас сюрприз: обращение к вам Дедушки Мороза (обращение записано на диск).
«Здравствуйте, здравствуйте мои дорогие друзья - девочки и мальчики! С пламенным приветом к вам российский Дед Мороз! Хочу сказать вам большое спасибо за помощь вашу чудесную елочку, которую вы мне смастерили ко дню рождения! Завтра, 18 ноября, начинает работу почта Деда Мороза. Пишите мне о себе, о своих мечтах, обо всем, что только захотите! Я буду с нетерпением ждать ваших писем!
Ну что ж, до скорой встречи! Искренне ваш – российский Дед Мороз!!!»


Приложенные файлы

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей 5-6 лет

Проект «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста на материале природоведческой литературы»

Автор : Усанькова Светлана Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории, МАДОУ «Детский сад № 14 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара, Республика Коми.
Описание работы: Данный материал будет полезен педагогам в целях формирования и развития предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы у детей старшего дошкольного возраста.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Срок реализации: учебный год.
Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители.
Охватываемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность создания проекта. Активность побуждает к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы; она делает человека более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях. Познавательно-исследовательская деятельность помогает расширить и углубить знания, повысить качество учебной деятельности у детей, она способствует творческому подходу человека к своей деятельности.
Могучим фактором, способствующим развитию познавательного интереса у детей является природа, и книга занимает свое место в этих процессах.
Данный материал будет полезен педагогам в целях формирования и развития предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы у детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: обучение детей исследовательской (поисковой) деятельности на материале природоведческой литературы.
Задачи проекта:
1. Определить эффективные педагогические условия, способствующие формированию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.
2. Изучить особенности пространственно-предметной развивающей среды, способствующей развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать систему мероприятий по формированию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста на материале природоведческой литературы.
4. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
5. Формировать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
Предполагаемый результат:
активизация познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов,
формирование пониманий связей и отношений, существующих в природе и роли человека в них;
вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Этапы работы над проектом

1.Подготовительный.
- создание предметно-пространственной среды. «Полочка умных книг» - подборка художественной литературы природоведческого характера таких авторов как: В. Бианки, М. Пришвина, Е. Чарушина, И. Соколов-Микитова, И. Сладкова и др.. Сборники стихотворений, познавательных сказок и рассказов природоведческого характера, подбор материала о растениях и животных на тему «Мы их знаем», иллюстраций о животном и растительном мире, создание альбома «Времена года», где каждый месяц дети в совместной деятельности с педагогом создают «портрет месяца» (создание символа месяца), демонстрационный материал, используемый непосредственно в образовательном процессе.
- оформление родительского уголка с рекомендациями по теме проекта.
- создание проблемной ситуации с целью формирования интереса к данной теме.
2. Основной.
Формы работы
Непосредственно образовательная деятельность:
- Земля – наш общий дом (по стихотворению Т.А. Шорыгиной «Земля – наш общий дом»);
- Кто живет в лесу? (по произведению Е. Чарушина «Моя первая зоология»);
- Лес – это дом для многих жильцов (по произведению В. Бианки «Снежная книга»);
- Для чего животным хвосты? (по произведению В. Бианки «Хвосты»);
- Что за зверь? (по произведению Е. Чарушина «Что за зверь?»);
- Почему у бурундука на спине полоски (по мотивам Нивхской сказки «Медведь и бурундук»);
- О связи живой и неживой природы (по произведению Т.А. Шорыгиной «Великан и голубое озеро»);
- Живые цепочки (по произведению Т.А. Шорыгиной «Рябина»);
- Дождевой червяк (по произведению Т.А. Шорыгиной «Дождевой червяк»).
Беседы:
- «Все нужны на земле», «Правила безопасного поведения в лесу», «Золотая осень», «Зимушка - Зима», «Весна – красна», «Лето красное», «Кто от зимы не улетает», «По грибы, по ягоды», «Как звери готовятся к зиме», «Хищники или кто охотится в лесу», «Знакомьтесь: грибы».
- Познавательные сообщения «Знаете ли вы…».
Наблюдения:
- «Растения наших лесов», «Деревья и кустарники нашего края», «Листопад, листопад, листья жёлтые летят…», «Как узнать ель?», «Царство трав», «Животный мир нашего края», «Знакомьтесь: травоядные», «Пернатые жители лесного царства», «Эти удивительные насекомые», «Этажи леса», «Пищевые цепи», «Санитары леса».
- за насекомыми: муравьем, пауком, мухой, бабочками, майским жуком, божьей коровкой, комаром, дождевым червем, гусеницей.
-за растениями (в разное время года): рябиной, берёзой, осиной, тополем, ивой, тополем, елью, сосной, лиственницей; за деревьями и кустарниками; за подорожником, мать-и-мачехой, одуванчиком.
-за птицами: воробьём, сорокой, вороной, синицей, свиристелью, снегирем, грачом; за перелетными птицами осенью и весной, за зимующими птицами, «Следы птиц на снегу», «Кто прилетел к кормушке», «Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели», «Сравнительное наблюдение вороны и сороки».
Рассматривание:
- картин: И. Левитан «Березовая роща», «Золотая осень», И.И. Шишкин «Рожь», «Зима», К.Ф. Юон «Русская зима», А.К. Саврасов «Грачи прилетели», Н.А. Комаров «Зайцы», «Волки», «Лоси»; В.Ф. Федотов «Заяц в осеннем лесу», «Зайцы в зимнем лесу», «Белки строят гнёзда», «Медведи в осеннем лесу».
- иллюстраций художников-иллюстраторов (Е. И Чарушин: «Медвежата», «Медведь - обжора», «Медведица с медвежатами», «Зайчата», «Волк-волчище», «Волчата», «Лисёнок»).
- альбомов с фотографиями «Травы и ягоды», «Деревья», «Кустарники», «Грибы», «Животные нашего леса», «Пернатые жители».
-плакатов: «Деревья: лиственные и хвойные»; «Перелетные и зимующие птицы».
-познавательных энциклопедий: «Обо всем на свете», серии «Моя первая энциклопедия о животных».
Проблемные ситуации: - «В тепле и холоде», «Почему трава осенью вянет», «Вверх к листочкам», «Испарение влаги с листьев», «Кто поможет?», «Зачем им крылышки?», «Как листья становятся питанием для растений», «У кого какие клювы?», «Как устроены перья у птиц», «Из чего птицы строят гнезда?», «Кто улетает, кто остается», «Лес без деревьев», «Насекомые покинули лес», «Для чего зайцам нужны волки», «Не вернулись перелетные птицы».
- Моделирование ситуации «В лес пришел человек – что будет?»
- Тренинг с детьми «Правила поведения в природе», «Правила личной безопасности при общении с животным миром».
Составление описательных рассказов:
- «Времена года» (с помощью схем), составление и отгадывание загадок о представителях животного и растительного мира, составление рассказов по картинам: «Лето», «Осень в лесу», «Зимой на лесной опушке»;
Диалоги – драматизации:
- «Как животные готовятся к зиме», «Лесной разговор».
Чтение художественной литературы:
В. Бианки «Сентябрь», «Мышонок Пик», «Прощальная песенка», «Опять лето?», «Запасы овощей», «Готовятся к зиме», «Хвосты», «Белкина сушильня», «Купание медвежат», «Снежная книга», «Лесные домишки», «Сова», «Приключения муравьишки», «Чьи это ноги?», «Чей нос лучше?», «Синичкин календарь», «Мастера без топора»;
И. Соколов-Микитов «Листопадничек», «Осень в лесу», «Беляк»;
И. Сладков «Почему ноябрь пегий», «Суд над декабрём»;
К. Паустовский «Кот-ворюга», «Заячьи лапы»;
Н. Сладков «Во льдах», «Птичий базар», «Поляной ночью», «Разговоры во льдах»;
Г. Снегирев «Пингвиний пляж»;
Е. Чарушин «Что за зверь?»;
Т.А. Шорыгина «Великан и Голубое озеро», «Дождевой червяк», «Рябина»;
М. Михайлов «Лесные хоромы»;
Г. Ладонщииков «Медведь проснулся»;
И.И. Акимушкин «Жил-был медведь»;
М. Пришвин «Золотой луг»;
К. Ушинский «Осень» (отрывок); «Лиса Патрикеевна»;
А. Кокачев «Война грибов»;
Ю. Дмитриев «Тайна берёзок», «Ёлкины иголки».
Чтение и разучивание стихотворений: Садовский «Осень», И. Бунин «Листопад», Е. Трутнева «Улетает осень», Е. Ильин «Синица», «Снегирь», С. Есенин «Береза», Ю. Мориц «Весна», Г. Ладонщиков «Весна», Б. Заходер «Серая звездочка», Р. Погодин «Жаба», К. Паустовский «Квакшва» и др.; Ф. Тютчев «Весенние воды», С. Пушкин «Зимнее утро», В. Фетисов «Зимний вечер», А. Фет «Уж верба вся пушистая…», С. Никулина «Русский лес», С. Михалков «Елочка», Ю. Кушак «Слетайтесь, пичуги…», «Осень на пороге».
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование.
Рисование по памяти «Осенний лес», «Полярный медведь», «Рисуем животных» – создаем книгу по мотивам рассказов Е.И. Чарушина, «Красивое развесистое дерево зимой», «Белая берёза под моим окном», рисование по представлению «Деревья в инее», «Лесные ягоды», «Цветы на лугу», «Животные нашего леса», «Снегирь», «С чего начинается лес» - рисование по замыслу (оформление коллективного альбома).
Аппликация.
«Осенний ковёр», «Деревья», «Птицы нашего леса», коллективная аппликация «Зимний лес», коллаж «Жизнь на Земле», «Бабочка», «Мухомор».
Лепка.
«Кисть рябины», «Грибы», «Наш уголок природы» (животные): «Лось», «Заяц», «Лиса», «Медведь», «Птички прилетели и клюют зернышки».
Из природного материала.
«Осенний ковер», «Бабочка» (из осенних листьев), «Мышонок», «Котонек», «Пушистая верба», «Птица».
Конструирование.
- из бумаги «Лисенок», «Заяц», «Лягушка», «Пингвины и другие обитатели Антарктиды».
Музыкальное творчество.
Слушание: П.И. Чайковского «Времена года», «Жаворонок» (муз. М.И. Глинки), «Вальс цветов» П.И. Чайковского, «Песни зверей», сл. и муз. О. Ю. Мифтаховой; «Кукушка», коми нар. песня, «Совушка», русская народная, «Песня Зайчика», «Песня Лисы», «Песня Мишутки» сл. и муз. Е.Е. Соколовой, «Белка», муз. Н. Римского - Корсакова (из оперы «Сказка о Царе Салтане»).
Пение: «Лиса по лесу ходила», рус. нар. песня; «Зайка», муз. В. Карасёвой; «Берёзка», муз. Е.Тиличеевой.
Музыкальные игры с пением: «Зайчик», «Медведюшка», рус. нар. песни, обр. М. Красева, «Две тетери», рус. нар. мелодия, обраб. В. Агафонникова, «Ёжик и мышки», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой.
Дидактические игры:
- Парочки: «Цветы», «Грибы», «Птицы», «Насекомые», «Дикие животные»;
- Лото: «Растения», «Животные», «Кто где живёт?», «С какой ветки детка?», «Животные и их детёныши»;
- Домино: «Птицы», «Дикие животные»;
- «Что нам осень принесла», «Вершки-корешки», «Что растет на грядке?», «Где чей дом», «Продолжи предложение», «Что лишнее», «Подбери признак», «Подбери действие», «Весенние слова», «Закончи предложение», «Я знаю лес», «Назови птицу с нужным звуком», «Найди листок, как на дереве», «Третий лишний (растения, животные)», «Что растет в лесу», «Угадай, что за растение», «Узнай, чей лист», «Назови растение с нужным звуком», «Назови одним словом»; «Чего не стало?» (растения), «Угадай по описанию» (животные, птицы), «Кто спрятался» (птицы, насекомые, животные), «Кто больше увидит?» (животные, птицы и т.п.), «Бывает – не бывает» (растения, животные), «Придумай загадку», «Аналогии», «Вспомни и назови», «Запомни слова».
Подвижные игры : «Сорока», «Паук и лиса», «Хитрая лиса», «Назови детеныша», «Медведь и пчелы», «Птицы и снег», «Зайцы и Жучка», «Сорока», «Волк во рву», «Перелет птиц», «Совушка», «Птицы и дождь», «Птицы в гнездах», «Раз, два, три, к названному дереву беги», «Зайцы и медведи», «Лесной дом», «Воробей».
Сюжетно-ролевые игры:
«Исследователи». «В мире животных», «В зоопарке».
Игровые упражнения:
-по темам «Деревья», «Ягоды», «Животные, насекомые, птицы»: подбор названий действий к названию объекта; подбор максимального количества слов к названию действия; объяснение и исправление ошибочности суждений; дополнение предложения словами; составление предложения с парой слов;
-по теме «Животные, насекомые, птицы»: подбор названия жилища животного; подбор наименований животных и их детёнышей; подбор слова, отвечающего на вопрос «Кто?»
Труд:
«Сбор гербария», «Сгребание опавших листьев к корням деревьев», «Уборка опавшей листвы», «Уборка опавших веток на участке», «Развешивание кормушек на территории детского сада», «Кормление птиц».
3. Заключительный этап
КВН для детей «Что? Где? Когда?»
Цель: закрепление полученных знаний детей о природоведческой литературе,
о взаимосвязях и взаимодействии всех объектов данной экосистемы.

Список использованной литературы
1. Бурнышева М.Г. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность // Дошкольная педагогика. – 2011. - № 3, с. 24-26.
2. Веракса Н.Е. Организация проектной деятельности в детском саду //Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2008. - № 2. – С.16-20.
3. Веракса Н.Е. Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 64 с.
4. Владимирова Т. Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста // Учитель – 2009. - № 6, с. 32-33.

Организация: Саратовская область, г. Балаково

Населенный пункт: Саратовская область, г. Балаково

"Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего,

мир природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе ,

вечный источник детскогоразума. Очень важно с ранних лет

развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею,

вглядываться в неё и вслушиваться" –

писал В. А. Сухомлинский

Актуальность

Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности.

Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения.

Совершая прогулки, экскурсии в лес мы видим картину потребительского отношения к природе разбросанный мусор, поломанные деревья, разорены муравейники …. Как смотреть детям в глаза, как объяснять им что хорошо, а что плохо по отношению к природе. Когда мы рассказываем о правилах поведения в природе, о важности сохранения природы, а в повседневной жизни дети видят совершенно другое.

Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю. Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. В детском саду ребят знакомят с природой и происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, любознательность. Одно из определений любознательности звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес». Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким.

Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Чем больше мы узнаём природу своей Родины, тем больше мы начинаем любить её.

Проблема

На сегодняшний день в России существует проблема отравления ягодами и грибами. Мы можем часто слышать о том, что в каком-то населенном пункте несколько человек отравились. Это действительно страшно. Выделяют три основные причины, по которым люди лишаются здоровья и даже погибают, попробовав ягоды или грибы. Основная причина – это недостаточная информированность населения об ядовитых ягодах и грибах, о грибах-двойниках. А в последнее время даже съедобные грибы становятся смертельно-опасными из-за плохой экологии. Вторая причина отчасти является порождением первой: по статистике Минздрава РФ основное количество погибших от отравления грибами приходится на городское население. В деревнях люди лучше разбираются в лесных деликатесах. Да и собирают их в экологически чистых местах. Городские люди потеряли связь с природой, утрачена эта гармония… Мы должны знать об этом как можно больше, чтобы лишний раз уберечь себя от беды. Как говорят: “Раз ты предупрежден, значит вооружен”.

Как построить свою работу исходя из этой проблемы? Народная мудрость гласит: «Любить – значит знать». Необходимо научить детей любить природу родного края, его прошлое и будущее. Наверное, проблема в том, что люди взрослые показывают пример детям, следовательно, необходимо не только работать с детьми, но и с взрослыми. Сделать так, чтобы взрослые через детей поняли свои ошибки, и постарались изменить свое отношение к природе, поведение по отношению к ней.

Как сделать так, чтобы и взрослые были спокойны, и дети находились в безопасности?

Этому способствует планомерная профилактическая работа с детьми в приемлемой для них игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.

Таким образом, формула безопасности для детей гласит:

Надо видеть, предвидеть, учесть,

По возможности избежать,

Если нужно – на помощь позвать.

Цели проекта:

для взрослых:

создание условий, раскрывающих интеллектуальный и творческий потенциал дошкольников, ориентированных на экологическое воспитание;

формирование представлений детей о грибах и ягодах, навыков безопасного сбора.

для детей: больше узнать о дарах леса – грибах и ягодах, правилах поведения в природе.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Дать детям представления о том, что в природе все взаимосвязано (например, одно и тоже растение может быть ядовитым для человека и лекарственным для животного; вредные для человека насекомые могут быть пищей для земноводных и т.д.).
  • Расширять, уточнять и систематизировать знания детей о ягодах , грибах как особых растениях, об их строении, разнообразии, их значении и взаимосвязи внутри природного комплекса.
  • Познакомить с правилами поведения в лесу; с правилами грибника.
  • Обогатить словарный запас детей, познакомить с рассказами, стихотворениями, сказками, загадками, пословицами, поговорками, народными приметами о грибах, ягодах.
  • Формировать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.

Развивающие:

  • Развивать связную речь детей.
  • Развивать познавательную активность детей в процессе наблюдения, рассматривания тематических презентаций, альбомов, иллюстраций, а также на материале дидактических, словарных, подвижных и творческих игр,творческие способности,коммуникативные навыки.
  • Развивать умение отражать свое отношение к изучаемому объекту в различных видах продуктивной творческой деятельности.
  • Использовать сенсорную информацию, полученную ранее, активизировать память, операции мышления (сравнение, классификация, анализ, синтез.

Воспитательные:

  • Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.
  • Привлечь внимание к окружающим природным объектам, развить умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.
  • Воспитывать желание и умение сохранять окружающий мир природы.

Участники. Дети старшей группы, воспитатели групп, учитель – дефектолог, родители воспитанников.

Разработка проекта

  1. Поставить вопрос: действительно ли в процессе целенаправленной и спланированной работы, возможно, сформировать у дошкольников знания о грибах и ягодах, правилах поведения в природе.
  2. Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстративный материал, игрушки, атрибуты для игровой и театрализованной деятельности, по ознакомлению дошкольников с грибами и ягодами.
  3. Подобрать материал для продуктивной деятельности.
  4. Составить перспективный план мероприятий.

Формы работы :

Непосредственная образовательная деятельность

Пересказ текста «Как мы ходили в лес за грибами» по серии картинок

«Раз грибок, два грибок во т и целый кузовок»

Игра-викторина «Вопрос на засыпку». Тема:"Царство ягод и грибов"

«Банка варенья для Карлсона»

Беседы

«Грибное царство, ягодное государство»

«Как правильно срезать грибы. Можно ли вырывать с корнем»

«Почему съедобные грибы так полюбились людям. Какие грибы полюбились лесным жителям»

«Зачем грибы и ягоды в лесу»

Беседа-обсуждение «Что можно приготовить из грибов и ягод»

Экскурсии

в детскую библиотеку.

Просмотр мультфильмов

«Лунтик. Белый гриб»;

«Маша и медведь» - «День варенья»

Презентация

  • Вечер загадок и отгадок

Исследовательская деятельность «Игры с губкой»

Дидактические игры :

«Собери грибы в корзину»,

«Найди лишний»,

«Отыщи и назови гриб»»,

«Скажи по-другому»,

«Угадай, где гриб растёт»,

«Лесные дары»,

«Узнай по описанию»,

«Сравни грибы и ягоды»,

«Чей гриб?»

Сюжетно-ролевые :

Сюжетно-ролевая игра «Семья – в лес за грибами», «Заготовки на зиму»

Подвижные:

«Грибники»,

«Ягодка – малинка»

Чтение и обсуждение с детьми литературных произведений, рассказывающих о грибах и ягодах:

В. Сутеева «Под грибом»

Чтение рассказов В. Зотова из книги «Лесная мозаика» («Брусника», «Земляника», «Малина», «Мухомор», «Подберезовик»),

Тематическая сказка «Грибы и ягоды»,

Прослушивание видеосказки В. Даля «Война грибов и ягод».

Разучивание стихов, загадок о грибах и ягодах

Обсуждение пословиц и поговорок.

Слушание музыки: Абелян Л. «По грибы»,

Разучивание песни-игры с грибами.

Просмотр презентаций

Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий с изображением грибов и ягод

Мини-выставка рисунков

Работа с родителями .

Консультации

Создание детских шумовых инструментов из бросового материала.

Выставка книг и аудиозаписей на тему.

Совместное с детьми рисование на тему «Мы в лес пойдём – грибы ягоды найдём».

Выставка поделок «Дары леса»

Участие в игре-викторине «Вопрос на засыпку». Тема: "Царство ягод и грибов"

Ресурсное обеспечение проекта :

1. Кадры и социальные партнеры :

  • Взрослые - воспитатели, учитель-дефектолог; музыкальный руководитель, родители.
  • социум – детская библиотека.

2 . Материальные база:

  • оборудование: компьютер, проекционная система, интернет, DVD плеер, телевизор, музыкальный центр
  • программноеобеспечение: Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, Microsoft OfficePublisher, Microsoft Office Point
  • дидактическиеигры;
  • репродукции картин, изображения и муляжи грибов, ягод;

3. Интернет ресурсы.

Этапы реализации проекта

Название этапа

Мероприятия

Подготовительный.

Определение проблемы детской цели, введение детей в проектную деятельность через обсуждения, размышления.

Диагностирование детей с целью выявления уровня знаний и представлений о дарах леса – грибах и ягодах.

Анкетирование родителей.

Подготовка взрослых к проектной деятельности: подбор литературы, иллюстративного материала, изготовление атрибутов и пособий для игровой деятельности, подготовка материалов для продуктивной деятельности детей.

Организационный.

Распределение амплуа, определение видов работ по проекту, детских задач в рамках проектной деятельности.

Пополнение развивающей среды

Основной.

Реализация всех видов работ по проекту.

Итоговый.

Итоговое диагностирование детей

Повторное анкетирование родителей

Презентация проекта:

Выставка детских работ

Игра-викторина «Вопрос на засыпку».

Тема: "Царство ягод и грибов"

Предполагаемые результаты проекта

Краткосрочные :

Будет достигнута цель: получение детьми новых знаний;

Повысится интерес и активность родителей к участию в жизни детского сада;

Пополнится картотека дидактических игр и пособий иллюстративный материал, фонотека;

Будет созданы новыепечатные продукты;

Повысится профессиональный уровень воспитателя по применению в работе современных педагогических технологий;

Получив представление о многообразии грибов и ягод, правилах сбора и поведения в природе, дети сознательно поставят новую познавательную задачу.

Долгосрочные :

Знакомство с разнообразием окружающей ребёнка природой окажет помощь в социализации, в воспитание желания и умения сохранять окружающий мир природы;

Станет возможным реализация данного проекта в работе с новыми детьми;

Возникнет потребность воспитателя в разработке и реализации новых проектов в работе с детьми;

Появится возможность представить данный проект в профессиональных конкурсах педагогического мастерства

Эффективность реализации проекта.

В процессе реализации проекта были достигнуты определенные результаты. Перед началом и в конце проекта был проведен опрос детей и анкетированиеродителей. В результате реализации проекта отмечена положительная динамика качества знаний среди воспитанников и их родителей.

В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты :

1. Дети узнали много интересного о грибах и ягодах, их строении, правилах сбора и поведения в природе и пришли к выводу:

Необходимо знать об этом как можно больше, чтобы лишний раз уберечь себя от беды. Важно бережно относиться к природе, ведь это дом для его обитателей.

Одним из видов педагогической фиксации результатов работы была фиксация детских открытий .

2. Родители воспитанников с удовольствием приняли участие во всех предложенных мероприятиях:

Рисование вместе с детьми на тему: «В лес мы пойдём - грибы, ягоды найдём»;

Выставка поделок;

Посещение игры-викторины;

Чтение предложенной им литературы и поиск новой.

3. Были созданы:

Новые пособия дидактических игр;

Альбом «Царство ягод и грибов»;

Создана подборка стихов, загадок, пальчиковой гимнастики, пословиц, поговорок о грибах и ягодах.

4. Участники проекта пришли к заключению, что проектный метод – очень интересный и продуктивный вид педагогической деятельности. Появилась идея для разработки и реализации нового педагогического проекта «Почему желтеют листья»

Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска

Риск

Недостаточная компетентность педагогов в освоении новых форм работы.

Увеличение учебной нагрузки.

Нежелание родителей участвовать в мероприятиях.

Пути минимизации рисков:

Повышение квалификации педагогических кадров посредством проведения консультационной работы. Помощь педагогам путём создания на базе дошкольного учреждения методической службы.

Оптимизация количества занятий и приведения его к нормам СанПиН

Проведение мероприятий в увлекательной форме.

Дальнейшее развитие проекта

Представить данный проект в профессиональных конкурсах педагогического мастерства.

Использовать этот проект в работе с другими детьми.

Литература:

И.П. Павленко, Н.Г. Родюшкина «Развитие речи и ознакомление с окружающим», Москва, 2005 г.

Е.А. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам», Москва, 2006 г.

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа», москва, 2007 г.

Шорыгина Т. А. «Грибы. Какие они?», ГНОМ и Д, 2010 г

Шорыгина Т. А. «Ягоды. Какие они?», ГНОМ и Д, 2012 г

Энциклопедия «Я познаю мир»

Белая К. Ю. , Зимонина В. Н., Как обеспечить безопасность дошкольников. /Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возрастаю – Москва «Просвещение», 2006.

Полынова В. К. Дмитренко З. С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста /Планирование работы. Беседы. Игры.- Санкт – Петербург Детство – Пресс, 2010.

Интернет-ресурсы:

«Страна мастеров» http://stranamasterov.ru/

«Дошкольник.ру» http://doshkolnik.ru/

Детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/

«Дошколёнок» http://dohcolonoc.ru/dobavit-svoyu-rabotu.html

«МАААМ.RU» http://www.maaam.ru/

Открытый класс» http://www.openclass.ru

Ирина Ефремова

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Грибы . Плесень вредная и полезная » .

Цель : узнать условия появления и развития грибов .

Задачи :

Коррекционно-образовательные :

- познакомить с разновидностью грибов – плесенью ,

Закрепить строение грибов и познакомить с условиями произрастания грибов ,

Объяснить на примере разницу между вредной и полезной плесенью .

Коррекционно-развивающие :

Формировать предпосылки поисковой деятельности , интеллектуальной инициативы;

Развивать способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы,

Развитие коммуникативных навыков.

Коррекционно-воспитательные :

Воспитывать бережное отношение к живой природе,

Воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование :

Лупа, 2 банки с молоком, 3 куска хлеба, сыр плесневый , сыр с плесенью , сыр сливочный, творог в упаковке, пакеты для продуктов, зубочистки, блюдца, ИКТ монитор и экран.

Предварительная работа :

Выращивание плесени на сыре , беседа с детьми о грибах и их строении (шляпка, ножка, грибница ) .

Ход познавательно-исследовательской деятельности :

Ребята, вы уже знакомы со съедобными и несъедобными грибами .

Назовите съедобные грибы .

(Ответы детей)

Назовите несъедобные грибы .

(Ответы детей) .

А теперь я вас приглашаю к столу.

Воспитатель предлагает детям сесть за стол, на котором выставлены продукты (молоко в двух прозрачных банках, тарелка с сыром с плесенью , тарелка с плесневым сыром , тарелка со сливочным сыром, творог у прозрачной упаковке, 3 куска ржаного хлеба). Ребята, как вы думаете, а на этом столе есть грибы ?

(Ответы детей)

Оказывается, среди грибов есть плесень , которая приводит в негодность продукты. Определенные виды плесени разводят для придания вкуса продуктам. Такую плесень называют пищевой . Бывает она разных цветов : синяя, зеленая, голубая, белая.

Посмотрите на стол, рассмотрите сыр, вооружитесь лупой и скажите, какой сыр свежий, какой плесневый , а который с плесенью .

(Дети рассматривают сыры, высказывают предположения, пробуют сыры, кроме плесневого )

- Ребята, как вы думаете : если срезать корочку у плесневого сыра , можно будет его кушать?

(Ответы детей)

- Плесень распространяется по воздуху в виде микроскопических частиц. При попадании на сырую поверхность она прорастает тончайшими нитями. Плесень способна выделять такие вещества, которые могут нанести вред организму людей и животных. Это значит, кушать сыр плесневый , даже если срезать корочку, нельзя! Такой сыр ядовит. Так же происходит и с другими заплесневевшими продуктами (показать фотографии на экране)

Кто хочет, может попробовать сыр свежий и сыр с плесенью . Плесневый сыр мы не будем трогать! (Желающие кушают, пробуют)

Ребята, следующий эксперимент поможет нам узнать, как появляется плесень . Хотите узнать, что это за эксперимент?

(Ответы детей)

Посмотрите, какие еще продукты лежат на столе.

Возьмем 1 баночку с молоком и поместим ее в теплое место (куда, например? Ответы детей, 1 кусок ржаного хлеба поместим в теплое место в пакете, сыр, с которого снимали корочку, тоже поместим в пакете в теплое место, кусочек свежего сыра на забудем также поместить в пакете в теплое место, как и творог в упаковке.

Вторую баночку молока и второй кусочек хлеба поместим в холодное место (куда, например) (Ответы детей)

Третий кусочек хлеба оставим лежать на столе.

Через несколько дней рассмотрим эти продукты.

Итак, ребята, о каком виде грибов вы сегодня узнали ?

(Ответы детей)

Можно ли кушать сыр с плесенью ?

Можно кушать плесневый сыр ? Другие заплесневевшие продукты ?

(Нет)

Верно. В следующий раз узнаем, как появляется плесень на продуктах .

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Конспект организации познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Сельскохозяйственный труд» (интеграция содержания.

Направление «Познавательно – речевое развитие» Образовательные области: (познание, физическая культура, здоровье, социализация, труд)

Дети входят в группу и садятся за стол.

Воспитатель: Дети, сядьте прямо, прислонитесь к спинке стула.

Восп.: Кто мне скажет какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Восп.: Правильно. Время года – осень. А какие осенние месяцы вы знаете?

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Восп.: Правильно. Это - сентябрь, октябрь, ноябрь.

Восп.: А какой сейчас осенний месяц?

Дети: Октябрь.

Восп.: Молодцы. Октябрь – очень красивый месяц.

Восп.: А как вы думаете, почему он красивый? (ответы детей)

Восп.: Правильно. Потому, что начинается листопад. Солнышко еще светит, и листья кажутся золотыми.

Восп.: Многие поэты тоже писали об осени. Восхваляли ее красоту. Давайте почитаем стихотворения об осени. (Дети читают стихотворения).

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом.

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна,

Значит, осень – не весна.

Улетает лето

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор, как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У березы на плечах...

Утром мы во двор идем -

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

Восп.: Молодцы! Очень красивые стихи.

Восп.: А давайте вспомним, куда вы осенью часто ходили с родителями? (ответы детей)

Восп.: А сейчас послушайте загадку.

Кто стоит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

С виду он похож на зонтик,

Только меньше во сто крат.

Коль гроза на горизонте,

Он бывает очень рад.

Если дождик и тепло,

Он считает – провезло!

Дети: Гриб.

Восп.: Правильно – это гриб. А кто из вас ходил в лес за грибами? (ответы детей)

Восп.: Названия каких грибов вы знаете? (ответы детей)

Восп.: Молодцы, вы знаете очень много грибов.

А какие грибы собирали вы? (ответы детей)

Восп.: В лесу много знакомых грибов, но немало и тех, которые мы не знаем. Незнакомые грибы собирать нельзя, среди них могут оказаться и ядовитые.

Назовите грибы, которые нельзя есть. (ответы детей)

Восп.: Правильно. Мухомор, бледная поганка, зеленая поганка, желчный гриб.

Восп.: Есть немало пословиц и поговорок о грибах. Какие вы знаете пословицы?

1-ый реб.: «Всякий гриб берут, да не всякий в кузовок кладут».

2-ой реб.: «Мухомор красен, да для здоровья опасен».

Восп.: Молодцы. А сейчас посмотрите, что у меня есть? (Воспитатель достает корзину)

Сейчас я буду доставать из корзины грибы, а вы будете их называть. Посмотрите. что это за гриб?

Дети: Масленок.

Восп.: Правильно, а кто может рассказать о маслятах, где они растут?

1-ый реб. Маслята очень любя расти под сосновыми деревьями, они растут целыми семьями, их бывает очень много. У масленка светлая ножка и коричневая липкая шляпка, которая снизу закрывается юбочкой. Это съедобный гриб. (прикрепляет гриб на магнитную доску)

Восп.: Молодец! А как называется следующий гриб?

Дети: Опята.

Восп.: Правильно. Кто нам расскажет об опятах?

2-ой реб.: Опята растут в лесу на пеньках. С одного пенька целую корзину можно насобирать. У опят длинные ножки и круглые шляпки. А еще опята бывают

луговые, они растут в траве. (прикрепляет гриб на доску)

Восп.: Какой следующий гриб?

Дети: Это белый гриб.

Восп.: Верно. Расскажите о нем.

Этот гриб живет под елью,

Под ее огромной тенью,

Мудрый бородач – старик,

Житель леса боровик.

Это очень красивый гриб, его называют царем всех грибов. У него толстая ножка и красивая темная шляпка. (прикрепляет гриб на доску)

Восп.: Молодец. Следующий гриб из корзинки. Что это за гриб?

Дети: Подосиновик.

Восп.: Кто может рассказать о подосиновике?

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых,

Меня увидишь за версту,

Зовусь я подосиновик.

Он растет в лесу, под осинками. Очень красивый гриб, с ярко оранжевой шляпкой.

Этот гриб – съедобный. (прикрепляет гриб на доску)

Восп.: Молодец! Достает мухомор. А это что за красавец?

Дети: Мухомор.

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый мухомор.

Этот гриб есть нельзя. Хотя он очень красивый.

Восп.: Правильно. Мухомор опасный для здоровья гриб. Молодец! А теперь соберем все съедобные грибы в корзину. (Дети встают около стульев)

Восп.: А вы хотите нарисовать грибы, тогда подготовим наши пальчики.

Пальчиковая игра «Корзинка» .

Раз, два, три, четыре, пять

Грибы будем собирать

(Сжимают и разжимают пальцы)

На пенечке,

(Загибают пальцы по - очереди, начиная с большого)

Возле кочки,

Под осинкой,

Под сосенкой,

Под березкой

Гриб найдем,

(сжимают и разжимают кулачки)

И в корзиночку кладем.

Восп.: Молодцы. Садитесь на места.

Посмотрите, перед вами лежит альбомный лист, смятая бумага, фломастеры и гуашь. Сейчас мы будем рисовать грибы – опята. Они растут целыми семейками,

их много. Поэтому, рисовать мы будем сразу пять опят. (Демонстрация воспитателя) Обрисуем коричневым фломастером свою ладошку. Это будут ножки у опят.

Затем, над каждой ножкой смятой бумагой нарисуем эскиз шляпки, делая примакивание. (Демонстрация воспитателя) Затем, возьмите фломастер зеленого цвета и нарисуйте траву. (Демонстрация воспитателя)

Восп.: Но, посмотрите, шляпки опят у нас получились расплывчатые, поэтому мы промокнем палец в коричневую краску и подрисуем контур у шляпок.

(Демонстрация воспитателя)

Восп.: После выполнения работ, вытираем пальцы влажной салфеткой. Дети приступают к работе. Звучит музыка. Готовые работы воспитатель выкладывает на стол.

Восп.: Посмотрите, сколько красивых опят у нас получилось. А кто вспомнит стихотворение про грибы – опята?

Сбились в стайку, как цыплята,

Возле пня грибы – опята.

Вот какая возле пня

Собралась в лесу родня.

Восп.: Молодец! Мне очень понравились ваши работы, выполнены они аккуратно, у всех получились красивые грибы с интересными ножками и оригинальными шляпками.

Восп.: Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Знаете много названий грибов, какие они – съедобные или нет. И в следующий раз, когда вы пойдете в лес то уже будете знать, какие грибы можно класть в корзинку, а какие – нет.

На этом наше с вами занятие закончилось. Вы все молодцы!