Ремонт

Кто создал общество иисуса в 16 веке. Иезуит - кто это? История иезуитов

Орден иезуитов был основан в 1534 Игнацием Лойолой. На сегодняшний день в его составе находятся 17676 человек. Девиз ордена - «К вящей славе Божией». Глава ордена – Адольфо Николас.

Особенности движения

Построение ордена включает в себя определенные принципы, главными из которых являются: жесткая дисциплина и полное повиновение младших старшим, строгая централизация, а также беспрекословный и абсолютный авторитет главы ордена. Последний избирается на пожизненный срок и носит имя генерала («черного папы»). Единственный, «черный папа» - это папа римский.

Иезуитская мораль приспособленческая, в случае необходимости закон Божий трактуется, основываясь на обстоятельства.

Для достижения наибольшего успеха своей деятельности орден позволил многим иезуитам сохранять свою принадлежность к ордену в тайне и вести обычный светский образ жизни. Такие иезуиты получили от папства множество привилегий (освобождение от некотрых религиозных обрядов и предписаний и т.д.). Благодаря этому данная организация в короткие сроки стала гибкой и прочной и распространила свою деятельность на многочисленные страны. Также подобное положение дел привило слову «иезуит» переносное значение. Так, иезуитом называют человека, ничем не выдающего свои истинные намерения и планы, действующего незаметно и тонко, проникающего в душу человека.

Взлет и крах

Орден иезуитов достиг вершин могущества в конце XVI века, когда число последователей выросло до более чем 10000 человек, что для того времени цифра огромная – примерное население очень большого города. Иезуиты проникали в самые отдаленные части света, неся свое учение. К примеру, иезуит Маттео Риччи получил право проповедовать в Китае от самого императора. Южная Америка и Африка видели солдат «Иисуса Сладчайшего» на своей территории.

В 1614 году более миллиона японцев были христианами (до того как христианство в этой стране подверглось преследованиям). Но в 1773 году наступил крах, причиной которого стала природа движения иезуитов. Церковные дела интересовали их ровно настолько, насколько они помогали в завоевании политического и финансового влияния. Существует мнение о том, что орден проповедовал нестяжательство, однако это не так.

На 1750 год в нем состояло 22787 членов, орден имел 381 резиденцию, 669 коллегий, 176 семинарий и 223 миссии. Руководители ордена вступали в открытые прения с монархами, насаждали свое видение власти. Результат был ужасен – он был распущен, лидер Лоренцо Риччи был заточен в тюрьму, а все имущество секуляризовано в пользу государств, на которых располагались отделения ордена. В 1814 году орден вновь был восстановлен, но прежнего влияния не получил. Его члены занимались больше наукой и исследованиями истории. Сегодня орден переживает не лучшие времена, а о былом влиянии речь даже не идет.

Иезуи́ты (Орден Иезуитов) - неофициальное название «Общества Иисуса» (лат. Societas Iesu ) - религиозного ордена Римско-католической церкви , члены которого дают обет прямого безусловного подчинения Папе Римскому . Этот монашеский орден был основан в 1534 году в Париже испанским дворянином Игнатием Лойолой и утверждён Павлом III в . Членов ордена, известных как «иезуиты», начиная со времён протестантской Реформации называли «пехотинцами Римского папы» отчасти потому, что основатель ордена, Игнатий Лойола, был солдатом до того, как стал монахом, и, в конечном счёте, священником. Иезуиты активно занимались наукой, образованием, воспитанием юношества, широко развивали миссионерскую деятельность. Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam », что переводится с латыни как «К вящей славе Божией».

Сегодня число иезуитов составляет 19 216 человек (данные 2007 года), из них 13 491 священников. Около 4 тысяч иезуитов в Азии, 3 - в США , а всего иезуиты ведут работу в 112 странах мира, они служат в 1 536 приходах. Орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни.

Территориально Орден делится на «провинции» (в некоторых странах, где иезуитов много, существует по несколько провинций; и наоборот, некоторые провинции объединяют несколько стран), «регионы», зависимые от той или иной провинции, и «независимые регионы». Иезуиты, проживающие на территории бывшего СССР , за исключением стран Балтии , относятся к Независимому Российскому Региону.

В настоящее время главой (генералом) ордена является испанец Адольфо Николас, сменивший Питера Ханса Колвенбака. Главная Курия ордена находится в Риме , в исторически значимом комплексе зданий, и включает в себя знаменитую церковь Святейшего Имени Иисуса.

История ордена

Оппозиция Обществу дворов великих католических монархов Европы (Испании, Португалии , Франции) вынудила папу Климента XIV упразднить орден в 1773 году . Последний генерал ордена заключён в римскую тюрьму, в которой и умер через два года.

Общество в XIX и XX веках

Упразднение ордена продолжалось сорок лет. Закрылись коллегии, миссии, остановлены разнообразные начинания. Иезуиты были присоединены к приходскому клиру. Однако по различным причинам Общество продолжало своё существование в некоторых странах: в Китае и в Индии , где сохранилось несколько миссий, в Пруссии и, прежде всего, в России , где Екатерина II отказалась публиковать указ папы.

Общество было восстановлено в 1814 году . Новый расцвет испытывают коллегии. В условиях «промышленной революции» проводится усиленная работа в области технического образования. Когда в конце XIX века появляются движения мирян, иезуиты принимают участие в руководстве ими.

Продолжается интеллектуальная деятельность, в числе прочего создаются новые периодические издания. Необходимо, в частности, отметить французский журнал «Etudes», основанный в г. о. Иваном-Ксаверием Гагариным. Создаются центры общественных исследований для изучения новых социальных феноменов и воздействия на них. В г. была создана организация «Народное действие» (Action Populaire), для того чтобы способствовать изменению социальных и международных структур и помочь рабочим и крестьянским массам в их коллективном развитии. Многие иезуиты также занимаются фундаментальными исследованиями в области естественных наук, переживающих свой подъём в XX веке . Из этих учёных наиболее известен палеонтолог Пьер Тейяр де Шарден .

Иезуиты работают также в мире массовой коммуникации. Они работают на радио Ватикана со времени его основания по сегодняшний день (в частности, в русской секции).

Вторая мировая война стала для Общества, так же как и для всего мира, переходным периодом. В послевоенное время возникают новые начинания. Иезуиты участвуют в создании «рабочей миссии»: священники работают на заводе, чтобы разделить условия, в которых живут рабочие, и сделать Церковь присутствующей там, где её не было.

Развиваются теологические исследования. Французские иезуиты изучают богословие Отцов Церкви и предпринимают первое научное издание греческих и латинских святоотеческих писаний, которое приходит на смену старому изданию отца Миня: это собрание «Христианских источников». Работа над ним продолжается и сегодня. Другие богословы становятся знаменитыми в связи со Вторым Ватиканским Собором : о. Карл Ранер в Германии, о. Бернард Лонерган, преподававший в Торонто и Риме.

Запрет деятельности иезуитов действовал до падения монархии в марте 1917 года.

Советская власть и ее идеология относилась к иезуитам крайне негативно, подавая их как некую аморальную шпионскую спецслужбу католической церкви. В частности, им приписывался принцип «Цель оправдывает средства» (на деле изречение принадлежит Никколо Макиавелли).

Известные иезуиты

  • Св. Игнатий де Лойола (1491-1556) - основатель ордена.
  • Св. Франциск Ксаверий (1506-1552) - миссионер и проповедник, проповедовал в Азии - от Гоа и Цейлона до Японии .
  • Бальтасар Грасиан-и-Моралес (1600-1658) - известный испанский писатель и мыслитель.
  • Антонио Поссевино (1534-1611) - папский легат, посещал Россию.
  • Хосе де Акоста (1539-1600) - исследователь Южной Америки, впервые высказал теорию о заселении американского континета переселенцами из Азии.
  • Св. мученик Иоанн де Бребёф (Жан де Бребёф) - исследователь Сев. Америки, замучен индейцами.
  • Франсиско Суарес (1548-1617) - испанский теолог и философ.
  • Маттео Риччи (1552-1610) - основатель иезуитской миссии в Пекине .
  • Мансиу Ито ( -) - глава первого японского посольства в Европу .
  • Адам Коханский ( -) - учёный, математик.
  • Жан Франсуа Жербильон ( -) - французский учёный иезуит -миссионер в Китае .
  • Джованни Саккери (1667-1733) - учёный, математик.
  • Лоренцо Риччи (1703-1775)- генерал ордена иезуитов; после уничтожения ордена папой Климентом XIV заключен в крепость св. Ангела , где и умер. Известен ответом на предложение о реформе ордена: «Sint ut sunt aut non sint».
  • Мишель Корретт (1707-1795) - французский композитор и органист.
  • Мартин Почобут-Одляницкий (1728-1810) - белорусский и литовский просветитель, астроном, математик, ректор Главной виленской школы (1780-1803).
  • Джерард Мэнли Хопкинс (1844-1889) - английский поэт.
  • Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955) - французский теолог, философ, палеонтолог.

Образование в иезуитских школах получали Декарт , Корнель , Мольер , Лопе де Вега , Дж. Джойс и многие другие видные писатели и учёные.

Иезуиты в мировой литературе

  • Беранже - «Святые отцы»
  • Бласко Ибаньес - «Отцы иезуиты»
  • Стендаль «Красное и черное» - рисует картину иезуитской школы
  • Дюма, Александр (отец) - «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя »
  • отец д"Оржеваль - роман «Анжелика» из 13 томов Анн и Серж Голон
  • Джеймс Джойс - главный герой романа «Портрет художника в юности», Стивен Дедал, обучается в иезуитской школе
  • Эжен Сю - «Агасфер»

Иезуитский антисемитизм

Согласно исследованию философа и историка Ханны Арендт , именно иезуитское влияние было причиной распространения антисемитизма в Европе. Так, например, иезуитский журнал «Civiltà Cattolica», бывший одним из наиболее влиятельных католических журналов, в то же время «был в высшей мере антисемитским».

См. также

Библиография

  • Марек Инглот SJ Общество Иисуса в Российской Империи (1772-1820 гг.) и его роль в повсеместном восстановлении Ордена во всем мире - Москва: Институт философии, теологии и истории.
  • Мишель Леруа Миф о иезуитах: От Беранже до Мишле - Москва: Языки Славянской Культуры, 2001.
  • Генрих Бемер История Ордена Иезуитов - Сборник Издательство АСТ, 2007
  • Габриэль Моно Об Истории Общества Иисуса - Сборник Орден Иезуитов Правда и Вымысел Издательство АСТ, 2007

члены католического монашеского ордена ("Общество Иисуса", латинское "Sociеtas Jеsu"), основанного в 1534 в Париже Игнатием Лойолой. Для ордена И. характерны жесткая дисциплина, централизация, беспрекословное подчинение главе ордена и папе Римскому. Первый И., прибывший в Россию, - посол папы Антоний Поссевино. Попытки И. проникнуть в Россию пресекались правительством: в 1719 по указу Петра I они были изгнаны из страны. Возобновили деятельность при императрице Екатерине II на белорусских и литовских землях, вошедших в состав России в 1772-95. Официально признаны в 1801 императором Павлом I, однако в 1815 высланы из С.-Петербурга и Москвы, а в 1820 их деятельность на территории Российской империи запрещена. В Российской Федерации в 1992 зарегистрировано Российское отделение ордена И. -"Независимый российский регион общества Иисуса".

Отличное определение

Неполное определение ↓

Иезуиты

Иезуи?ты (Орден Иезуитов) - неофициальное название «Общества Иисуса» (лат. «Societas Jesu») - религиозного ордена Римско-католической Церкви, члены которого дают обет прямого безусловного подчинения Папе Римскому. Этот монашеский орден был основан в 1534 году в Париже испанским дворянином Игнатием Лойолой и утвержден Павлом III в 1540. Членов ордена, известных как «иезуиты», начиная со времен протестантской Реформации называли «пехотинцами Римского папы» отчасти потому, что основатель ордена, Игнатий Лойола, был солдатом до того, как стал монахом, и, в конечном счете, священником. Иезуиты активно занимались наукой, образованием, воспитанием юношества, широко развивали миссионерскую деятельность. Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam», что переводится с латыни как «К вящей славе Божией».

Сегодня число иезуитов составляет 19 216 человек (данные 2007 года), из них 13 491 священников. Около 4 тысяч иезуитов в Азии, 3 - в США, а всего иезуиты ведут работу в 112 странах мира, они служат в 1 536 приходах. Этот самый большой орден Католической Церкви разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни. Их работа сосредоточена на образовании и интеллектуальном развитии, прежде всего в школах (коллегиях) и университетах. Они также продолжают свою миссионерскую деятельность и активно вовлечены в решение проблем, связанных с правами человека и социальной справедливости.

Впервые в истории Церкви религиозный орден соединил в своем служении две миссии: защиту веры и защиту достоинства человека во всех частях света, среди любых народов, независимо от вероисповедания, культуры, политического строя, расовой принадлежности.

В настоящее время главой (генералом) ордена является испанец Адольфо Николас, сменивший Питера Ханса Колвенбака. Главная Курия ордена находится в Риме, в исторически значимом комплексе зданий, и включает в себя знаменитую церковь Святейшего Имени Иисуса.

История ордена

Игнатий де Лойола, основатель Общества Иисуса, родился в 1491 году в замке Лойола в стране Басков в Испании. В молодости он бывал при испанском дворе и поступил на службу к вице-королю Наварры. Раненый во время осады Памплоны 28 марта 1521 года, он был перевезен в замок Лойола. Там он обратился, читая книгу «Жизнь Христа», и решил отправиться в Иерусалим нищенствующим паломником. Вылечившись, он покинул замок, по пути остановился в бенедиктинском аббатстве Монсеррат в Каталонии, потом провел некоторое время в городе Манреза, где и получил свой решающий духовный опыт. Впоследствии этот опыт ляжет в основу текста Духовных упражнений. 1523 год он провел в Иерусалиме, исследуя пути Иисуса, «Которого он желал все лучше узнавать, Которому стремился подражать и следовать». По возвращении он учился в Барселоне, потом в городе Алькала. Сложные отношения с инквизицией (он даже просидел несколько дней в тюрьме) заставили его покинуть Алькала и отправиться в Саламанку, а затем в Париж, где он учился в Сорбонне. Ему в это время было 37 лет.

Мало-помалу вокруг этого человека собирается небольшая группа студентов. Это Пьер Фавр из Савойи, Франциск Ксаверий из Наварры, португалец Симон Родригес, некоторые испанцы. Один за другим они решают под руководством Игнатия выполнить духовные упражнения. Они часто встречаются, они озабочены состоянием Церкви, идейными движениями, которые волнуют мир парижских студентов. Они беседуют о «божественном» и часто молятся вместе.

Две вещи кажутся им необходимыми и неотложными в современной им ситуации: «знать Иисуса Христа, подражать ему и следовать за ним» и вернуться к подлинной евангельской бедности. Они составляют план, который намерены осуществить сразу же по окончании своей учебы: они вместе отправятся в Иерусалим. Но если они не смогут этого сделать, они пойдут в Рим, чтобы предоставить себя в распоряжение папы для «всякой миссии среди верных или неверных».

15 августа 1534 года, ранним утром семеро сотоварищей взбираются на холм Монмартр, возвышающийся над Парижем, и в часовне Мучеников запечатлевают свой план личными обетами, во время мессы, которую служит Пьер Фавр, принявший сан священника несколькими месяцами ранее.

В конце 1536 года сотоварищи, которых теперь уже десять, отправляются из Парижа в Венецию. Однако из-за войны с турками в Святую Землю не отплывает ни одно судно. Тогда они идут в Рим и, в ноябре 1537 года, принятые папой Павлом III, поступают на службу Церкви для выполнения любой ее миссии.

Теперь, когда их могут разослать «по всему миру», сотоварищи предчувствуют, что их группа может распасться. Перед ними встает вопрос о том, какие отношения они должны отныне установить между собой. Напрашивается очевидное решение: раз Господь собрал их из столь разных стран, людей столь различного образа мыслей, то «лучше было бы для нас быть таким образом объединенными и связанными в единое тело, чтобы никакое физическое разделение, сколь бы велико оно ни было, не могло нас разделить».

Однако в ту эпоху отношение к монашеским орденам было самым неблагоприятным. На них возлагалась значительная часть ответственности за упадок в Церкви. Тем не менее, после долгого размышления принято решение основать новый монашеский орден. Написан проект устава, который представлен папе. Последний утверждает его 17 сентября 1540 года. В апреле следующего года товарищи Игнатия избирают его своим настоятелем («praepositus»).

В течение оставшихся пятнадцати лет своей жизни Игнатий руководит Обществом (он поддерживает впечатляющую переписку: 6.800 писем) и составляет Конституции нового института. К дню его смерти они практически завершены. Первая Конгрегация, которая изберет его преемника, внесет в этот труд последние штрихи и официально его утвердит.

Члены Общества, число которых стремительно растет, разосланы по всему миру: в христианскую Европу, взбудораженную различными движениями Реформации, а также в земли, открытые испанцами и португальцами. Франциск Ксаверий отправляется в Индию, потом в Японию и умирает у врат Китая. Нобрега в Бразилии, прочие - в Конго и Мавритании служат зарождающейся Церкви. Четыре члена Общества участвуют в Тридентском соборе, который занимается реформой Церкви.

Золотой век

Первое столетие существования Общества отмечено замечательным развитием, в частности, в области науки. Коллегии множатся. В 1565 году орден насчитывал 2.000 членов; в 1615, когда умер пятый генерал ордена, - 13.112.

Продолжается миссионерская деятельность. Иезуиты появляются во Флориде, в Мексике, в Перу, на Мадагаскаре, на Филиппинах, в Тибете. Основаны «редукции» Парагвая.

В Азии иезуиты пользуются большим успехом. В 1614 году более миллиона японцев - христиане (до того как Общество в этой стране подверглось преследованиям). В Китае иезуиты получают от императора право провозглашать Евангелие благодаря своим знаниям в области астрономии, математики и других наук.

Успехи, а также методы и идеология Общества на протяжении первого века его существования возбуждают против иезуитов соперничество, зависть и интриги. Во многих случаях борьба была столь ожесточенной, что орден едва не прекратил свое существование в эпоху, обуреваемую движением самых противоречивых идей, таких как янсенизм, квиетизм.

Оппозиция Обществу дворов великих католических монархов Европы (Испании, Португалии, Франции) вынудила папу Климента XIV упразднить орден в 1773 году. Последний генерал ордена заключен в римскую тюрьму, в которой и умер через два года.

Общество в ХIХ и XX веках

Упразднение ордена продолжалось сорок лет. Закрылись коллегии, миссии, остановлены разнообразные начинания. Иезуиты были присоединены к приходскому клиру. Однако по различным причинам Общество продолжало свое существование в некоторых странах: в Китае и в Индии, где сохранилось несколько миссий, в Пруссии и, прежде всего, в России, где Екатерина II отказалась публиковать указ папы. Много усилий было предпринято Обществом Иезуитов на территории Российской империи, чтобы оно могло дальше существовать и действовать.

Общество было восстановлено в 1814 году. Новый расцвет испытывают коллегии. В условиях «промышленной революции» проводится усиленная работа в области технического образования. Когда в конце XIX века появляются движения мирян, иезуиты принимают участие в руководстве ими.

Продолжается интеллектуальная деятельность, в числе прочего создаются новые периодические издания. Необходимо, в частности, отметить французский журнал «Etudes», основанный в 1856 г. о. Иваном-Ксаверием Гагариным. Создаются центры общественных исследований для изучения новых социальных феноменов и воздействия на них. В 1903 г. была создана организация «Народное действие» (Action Populaire), для того чтобы способствовать изменению социальных и международных структур и помочь рабочим и крестьянским массам в их коллективном развитии. Многие иезуиты также занимаются фундаментальными исследованиями в области естественных наук, переживающих свой подъем в XX веке. Из этих ученых наиболее известен палеонтолог Пьер Тейяр де Шарден.

Иезуиты работают также в мире массовой коммуникации. Они работают на радио Ватикана со времени его основания по сегодняшний день (в частности, в русской секции).

Вторая мировая война стала для Общества, так же как и для всего мира, переходным периодом. В послевоенное время возникают новые начинания. Иезуиты участвуют в создании «рабочей миссии»: священники работают на заводе, чтобы разделить условия, в которых живут рабочие, и сделать Церковь присутствующей там, где ее не было.

Развиваются теологические исследования. Французские иезуиты изучают богословие Отцов Церкви и предпринимают первое научное издание греческих и латинских святоотеческих писаний, которое приходит на смену старому изданию отца Миня: это собрание «Христианских источников». Работа над ним продолжается и сегодня. Другие богословы становятся знаменитыми в связи со Вторым Ватиканским Собором: о. Карл Ранер в Германии, о. Бернард Лонерган, преподававший в Торонто и Риме.

Другая важная сфера - экуменическая деятельность. Второй Ватиканский собор дал ей мощный импульс. Одним из пионеров в этой области был о. Августин Беа (впоследствии кардинал).

Общество пришло к необходимости видоизменить свой образ деятельности. В 1965 году была созвана 31-я Генеральная Конгрегация, которая избрала нового Генерала, о. Педро Аррупе и задумалась над некоторым необходимыми изменениями (формация, образ апостольства, функционирование Общества и т. п.)

Через 10 лет о. Педро Аррупе решает собрать 32-ю Генеральную Конгрегацию, чтобы более глубоко задуматься о миссии Общества в сегодняшнем мире. Эта Конгрегация, утвердив в своих декретах первостепенное значение миссии «служения веры», которая была определена 31-ой Конгрегацией, выдвинула и другую задачу - участие Ордена в борьбе за справедливость в мире. И ранее многие члены Общества Иисуса, как бы выходя за привычные пределы своего и без того разностороннего призвания, включались в разные сферы общественной деятельности для установления более справедливого общественного строя и защиты прав человека. Но то, что в прошлом считалось делом отдельных членов, отныне, после официальных декретов Конгрегации, стало церковной миссией Ордена наряду с миссией противостояния атеизму. Поэтому 4-й декрет, принятый этой Конгрегацией, носит название: «Наша миссия сегодня: служение веры и содействие справедливости».

Иезуиты в мировой литературе

* Беранже - «Святые отцы»

* Бласко Ибаньес - «Отцы иезуиты»

* Стендаль «Красное и черное» - рисует картину иезуитской школы

* Дюма, Александр (отец) - «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя»

* отец д´Оржеваль - роман "Анжелика" из 13 томов Анн и Серж Голон

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИЕЗУИТЫ, Общество Иисуса (латинский Societas Jesu), католический монашеский орден, основанный Игнатием Лойолой.

История . Символической датой создания ордена иезуитов считается 15.8.1534, когда в часовне Богоматери на холме Монмартр в Париже Игнатий Лойола и его сподвижники Франциск Ксавье, Пьер Фабер, Диего Лаинес, Альфонсо Сальмерон, Николас Бобадилья и Симон Родригес принесли обеты нестяжания, целомудрия и апостольского служения в Святой земле или (если оно окажется невозможным) в других частях света, по выбору папы Римского. Обеты заканчивались словами «Ad majorem Dei gloriam» («Для вящей славы Господней»), которые стали девизом будущего ордена. Из-за войны между Венецианской республикой и Османской империей поездка в Святую землю не состоялась, поэтому Игнатий Лойола с соратниками в ноябре 1539 года отправился в Рим, где основал Общество Иисуса, призванное защитить Церковь от внутренних противоречий и внешних врагов. Общество Иисуса было утверждено 27.9.1540 буллой «Regimini militantis Ecclesiae» папы Римского Павла III (1534-49); его структура определена Уставной формулой (Formula Instituti), составленной Игнатием Лойолой, который после избрания 8.4.1541 «генералом» ордена разработал и его пространную Конституцию (численность Общества изначально ограничивалась 60 членами; в 1544 это ограничение было отменено). Игнатий Лойола создал монашеский орден с жёсткой дисциплиной: его члены, помимо трёх обычных монашеских обетов (нестяжания, целомудрия и послушания), приносили четвёртый - безусловного повиновения папе Римскому. Игнатием Лойолой были также определены критерии приёма новых членов, предполагающие длительный новициат, а также второй срок испытания перед принятием последнего, четвёртого, обета. В июле 1548 года в бреве «Pastoralis Officii» папа Павел III утвердил составленные Игнатием Лойолой «Духовные упражнения» («Exercitia Spiritualia») - курс созерцательных практик и молитвенных размышлений, помогающих практикующим, прежде всего членам ордена, определить личные жизненные приоритеты, достигнуть духовного очищения и укрепиться на пути добродетели.

Преемники Павла III, и прежде всего папа Римский Юлий III (1550-55), оказывая покровительство ордену, предоставляли ему права, какими никогда не пользовался никакой другой католический монашеский орден. Иезуитам было доверено создание нового теологическо-апологетического фундамента католической церкви, способного противостоять Реформации и внутрицерковным противоречиям. На Тридентском соборе в качестве папских теологов выступали иезуиты Д. Лаинес (в 1558-1565 генерал ордена) и А. Сальмерон. Во 2-й половине 16 века орден укрепил своё положение во Франции и Германии - основном ареале распространения протестантских идей в Европе. Тогда же первостепенное значение приобрела деятельность иезуитов в области реорганизации системы католического духовного и светского образования благодаря созданию сети иезуитских образовательных коллегий (в конце 16 века их насчитывалось около 140). Папа Юлий III одобрил основание иезуитами в феврале 1551 года Римской коллегии (преобразованной в дальнейшем в Григорианский университет) и вверил им Германскую коллегию, готовившую священников для служения в странах, подверженных влиянию протестантских идей. С 1571 иезуитам было разрешено преподавать в крупнейших европейских университетских городах. В конце 16 века в системе образования в католических странах ведущую роль играли иезуиты. Принципы, положенные в основу иезуитской системы образования, были разработаны под наблюдением К. Аквавива (генерала ордена в 1581-1615). К началу 17 века общая численность ордена возросла до более чем 13 тысячи членов в 32 орденских провинциях.

Изначально приоритетным регионом осуществления служения ордена была определена Европа, раздираемая политическими и церковными противоречиями. С начала 1540-х годов Римская курия стала направлять иезуитских миссионеров в различные регионы Азии, Африки и Нового Света: в 1542 - в Индию, в 1549 - в Японию, в 1562 - в Китай (Макао); в 1548 были основаны иезуитские миссии в Конго и Марокко, в 1550 - в Анголе, Мозамбике, Гвинее, в 1604 - в Сьерра-Леоне, в 1616 - на острове Мадагаскар. В 1549 году трудами иезуитского священника М. да Нобрега духовная миссия ордена была учреждена в Бразилии (развита благодаря деятельности Ж. ди Аншиеты и А. Виейры), в 1566 - во Флориде, в 1567 - в Перу, в 1652 - на Гаити, в 1697 - в Калифорнии. Иезуитов государство 1610-1767 существовало в Парагвае. В 1611 году положено начало миссии ордена в Канаде (И. де Бребёф, И. Жог), в 1634 - в Мэриленде (на территории современных США). На Ближнем Востоке (Сирия) иезуитская миссия была открыта в 1831 (её центром в дальнейшем стал Бейрут и основанный там иезуитский университет Святого Иосифа).

В 17 - 1-й половине 18 века иезуиты играли значительную роль в европейской политике. В Риме многие иезуиты были духовниками пап и кардиналов.

Со 2-й половины 18 века орден подвергся гонениям со стороны европейских королевских домов: в 1760-х годах иезуиты были изгнаны из Португалии, в 1764 - из Франции и в 1767 - из Испании. Под нажимом Бурбонов папа Римский Климент XIV (1769-1774) принял решение о роспуске ордена, который был оформлен бреве «Dominus ас Redemptor Noster» (от 21.7.1773), мотивируя своё решение тем, что существование ордена препятствует воцарению длительного мира в самой Церкви. Орден восстановлен в период после окончания наполеоновских войн папой Римским Пием VII (1800-23), согласно его булле «Sollicitudo omnium Ecclesiarum» (от 7.8.1814).

Наиболее тесные отношения ордена с папством установились во время понтификата Пия IX (1846-78), когда иезуиты стали основной опорой курии в противостоянии нараставшей либерализации и секуляризации европейской мысли. Иезуиты играли важную роль во всех теологических дискуссиях того времени и в возрождении интереса к философской системе томизма; во время работы Ватиканского I собора позиции иезуитов были особенно сильны в комиссии по фундаментальному богословию. Во время понтификата Льва XIII (1878-1903) представитель ордена принимал участие в подготовке текста папской энциклики « Rerum Novarum». В тот же период на иезуитов была возложена миссия по распространению идей неотомизма и подтверждена их главенствующая роль в сфере католического образования (так, ордену был вверен Библейский институт в Риме). Во время понтификата Пия XI (1922-39) иезуиты Р. Ляйбер и А. Беа принимали участие в подготовке папской энциклики «Mit brennender Sorge» (1937) вместе с кардиналом Э. Пачелли, который, став папой Римским Пием XII (1939-58), назначил первого личным секретарём, а второго - своим духовником. Пий XII прибегал к помощи иезуитов также в области экзегетики, при подготовке таких богословских текстов, как энциклика «Mystici corporis» (1943), догмата о Вознесении Девы Марии. Значительным было представительство и участие иезуитов на Ватиканском II соборе: в разработке подготовительных «схем», в работе различных комиссий (А. де Любак, Ж. Даниелу, К. Ранер), в качестве епископских консультантов.

Современное положение. В начале 21 века орден вносит значительный вклад в работу различных ведомств Ватикана, участвует в проведении синодов и подготовке официальных документов Святого престола, активно занимается издательской деятельностью: в его ведении находится официальный печатный орган Святого престола - журнал «La Civiltà Cattolica».

Структура ордена и принципы его организации не претерпели особых изменений с момента его основания. Первый, низший класс ордена - новиции; к нему относятся готовящиеся к вступлению в орден в течение двух лет, по завершении которых они приносят первые три обета. Второй класс - схоластики; его составляют новиции, выдержавшие вступительные испытания и служащие в качестве миссионеров, помощников учителей и др. После получения философской, теологической и педагогической подготовки, рукоположения в священный сан и принесения четвёртого обета безусловного повиновения папе Римскому они получают постоянный статус профессов, которым вверяются главные орденские должности, важные миссии и посольства. Схоластики, не претендующие на получение священного сана, переходят в разряд духовных коадъюторов и назначаются на должности профессоров, духовников, проповедников и т. п. Светские коадъюторы служат в хозяйственных учреждениях ордена. Во главе ордена стоит генерал, избираемый профессами из своей среды на Генеральной конгрегации. Он является пожизненным и неограниченным главой ордена, зависимым только от папы Римского.

Орден объединяет монашеские ассистенции (округа), управляемые ассистентами; ассистенции делятся на провинции и вице-провинции (в миссионерских странах), во главе которых стоят провинциалы, назначаемые генералом (как правило, на 3 года); в состав провинций входят орденские дома (обители) - коллегии (в случае если при них имеются учебные заведения) или резиденции. Члены ордена со всеми орденскими учреждениями с самого начала были выведены из-под юрисдикции местных духовных властей, включая епископа.

С сентября 1983 года генерал ордена иезуитов - П. Х. Кольвенбах (избран на 33-й Римской генеральной конгрегации ордена). По данным на 2007, орден объединяет 19573 члена, включая новициев (из них 13 736 - священнослужители), а также 1536 обителей. Генеральная курия ордена расположена в Риме. За 5 веков существования ордена католическая церковь канонизировала 28 его членов (2006).

Лит.: Dizionario storico del Papato. Mil., 1996. Vol. 1; Бемер Г. История ордена иезуитов. Смоленск, 2002; Блинова Т. Б. Иезуиты в Беларуси: Роль иезуитов в организации образования и просвещения. Гродно, 2002; Инглот М. Общество Иисуса в Российской Империи (1772-1820 годы) и его роль в повсеместном восстановлении Ордена во всем мире. М., 2004; Cattabiani А. Santi d’Italia. 3 ed. Mil., 2004. Vol. 2; Райт Д. Иезуиты. М., 2006; Annuario Pontificio 2007. Città del Vaticano, 2007.

Е. В. Калиниченко.

Орденская миссия в России. Первая попытка создания орденской миссии в Московской Руси была предпринята в понтификат папы Григория XIII (1572-85), когда ко двору царя Ивана IV Васильевича Грозного была направлена миссия во главе со священником Антонио Поссевино (в неё также входили священники Джованни Паоло Кампана и Стефан Дреноцкий, схоластик Модест, брат Мориено) (1581). Результатом миссии Антонио Поссевино стало заключение Ям-Запольского мира 1582 между Московским царством и Речью Посполитой. В качестве придворных проповедников и советников при дворе Лжедмитрия I и Марины Мнишек действовала значительная группа иезуитских священников во главе с К. Савицким (духовником Марины Мнишек), М. Цировским, А. Лавицким. В 1684 в Москве была основана миссия богемской провинции ордена, в 1685 представители иезуитской миссии учредили школу для дворянских детей. После перерыва, последовавшего в 1689-1698 годах, деятельность иезуитской миссии в Москве была возобновлена в 1698. К 1707 в московской школе иезуитов насчитывалось около 30 учеников. В 1713-19 в Санкт-Петербурге действовала иезуитская обитель литовской провинции ордена. В апреле 1719 последовал обусловленный требованием митрополита Стефана Яворского и обстоятельствами политического конфликта с венским двором указ императора Петра I о прекращении деятельности иезуитов в России. После упразднения ордена в Европе иезуиты, с согласия императрицы Екатерины II, продолжили свою деятельность в Российской империи, создав белорусскую провинцию с собственным генеральным викарием. В 1777 основан иезуитский новициат в Полоцке; в 1800 иезуитам был вверен петербургский приход Святой Екатерины; в 1801 в Санкт-Петербурге основана иезуитская школа, преобразованная в 1806 в Благородный пансион (существовал до 1815). В 1812 году в ранг академии была возведена Полоцкая иезуитская коллегия. В 1802-15 в Санкт-Петербурге находилась Генеральная курия ордена. Иезуитские миссии действовали в Риге, Саратове, Одессе, Астрахани, Иркутске, Томске и других городах. В 1815 указом императора Александра I иезуиты были высланы из Санкт-Петербурга с запретом проживания и в Москве; в 1820 последовал императорский указ, запрещавший деятельность ордена на всей территории Российской империи. С этого момента до 1990 года иезуиты не имели возможности легального осуществления своей миссии на территории Российской империи, а потом и СССР. Миссия ордена на территории СССР, а затем и Российской Федерации была возобновлена в 1990; в 1990-92 функции координатора деятельности ордена в СССР и Российской Федерации выполнял ассистент генерала ордена для Восточной Европы Б. Стечек. В 1992 учреждён Независимый Российской регион Общества Иисуса (объединяет также все страны СНГ; в Литве, Латвии и Эстонии образованы самостоятельные орденские провинции). В 1994 в Новосибирске открыт Католический центр духовного развития «Иниго»; в июне 1997 иезуитам был передан колледж (ныне институт) философии, теологии и истории Святого Фомы Аквинского в Москве.

По данным на 2007, Независимый Российский регион Общества Иисуса объединяет 56 человек: 34 священника, 19 схоластиков, 3 брата. Курия находится в Москве.

Лит.: Морошкин М. Иезуиты в России с царствования Екатерины II и до настоящего времени. СПб., 1867. Т. 1-2; Сапунов А. Заметка о коллегии и Академии иезуитов в Полоцке. Витебск, 1890; Simon С. Russicum: pioneers and witnesses of the struggle for Christian unity in Eastern Europe. Rome, 2002. Vol. 2: The first years, 1929-1939; Инглот М. Общество Иисуса в Российской империи (1772-1820) и его роль в повсеместном восстановлении Ордена Св. Игнатия. М., 2004.

Священник М. Инглот.

Изобразительное искусство и архитектура. Придавая исключительную важность религиозным образам, воспринимая их и как помощь верующим в молитве, и как средство пропаганды веры, иезуиты внесли существенный вклад в формирование иконографии Контрреформации. По заказам иезуитов и на основе их иконографических программ работали лучшие европейские художники; их искусство способствовало утверждению театрализации и иллюзионизма как основных качеств живописи барокко.

«Поклонение имени Иисуса». Алтарный образ Эль Греко. 1578-79. Монастырь Сан-Лоренцо-дель-Эскориал (Испания).

Особое значение для иезуитов имело почитание имени Иисуса, с которым связано появление таких сюжетов, как «Торжество имени Иисуса» (свод церкви Иль-Джезу в Риме, художник Дж. Б. Гаулли, 1678-79) и «Поклонение имени Иисуса» (Эль Греко, 1578-79, монастырь Сан-Лоренцо дель-Эскориал; А. Поццо, 1700-01, иезуитская церковь в Бамберге). В этой связи особенную важность приобрела тема «Принесение во храм», во время которого происходило наречение имени Иисуса (П. П. Рубенс, 1605, церковь Сант-Амброджо, Генуя; С. Вуэ, 1641, Лувр, Париж).

Ещё до канонизации первых святых ордена иезуитов - Игнатия Лойолы и Франциска Ксавье - их образы появляются в алтарной живописи, созданной по заказу иезуитов («Чудеса святого Игнатия» и «Чудеса святого Франциска Ксавье» Рубенса, около 1617-1618, Художественно-исторический музей, Вена). Впоследствии жития этих святых стали распространённым сюжетом живописи: перспективно-иллюзионистический плафон А. Поццо («Апофеоз святого Игнатия Лойолы и миссионерская деятельность иезуитского ордена») в церкви Святого Игнатия в Риме (1688-94); «Чудо святого Франциска Ксавье» Н. Пуссена (1641, Лувр) и др. Популярностью пользовались эпизоды миссионерской деятельности Ксавье в Индии и Китае: крещение индийской царицы, ранее преследовавшей христиан (А. Поццо, 1701, Музей Кишцелли, Будапешт), одинокая смерть проповедника в Китае (Дж. Б. Гаулли, 1676, церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале в Риме). На рельефе «Святой Игнатий и первые святые иезуитского ордена» А. Альгарди (1629) для урны с прахом святого Игнатия в церкви Иль-Джезу в Риме изображены канонизированные иезуиты Ф. Борджиа и Станислав Костка. Сцена смерти последнего представлена в скульптурной композиции П. Легро Младшего (1702-03) в римской церкыи Сант-Андреа-аль-Квиринале. Миссионерскую деятельность иезуитов в аллегорической форме отображают скульптурные группы «Религия, низвергающая ересь» (П. Легро Младший) и «Вера, сокрушающая идолопоклонство» (Ж. Теодон, обе 1695-1699) в алтаре святого Игнатия в этой же церкви. Иезуиты подчёркивали важность мученичества во имя веры и способствовали распространению соответствующих сюжетов (сцены мученичества святых в церкви Сан-Стефано-Ротондо в Риме, художник Н. Чирчиниано).

Требования иезуитов к церковной архитектуре воплотились в церкови Иль-Джезу в Риме (1568-84, Дж. да Виньола; фасад - 1573, Дж. делла Порта); тип храма с единственным центральным нефом (с куполом над средокрестием) оказался наиболее удобным для проповедей, а связанные между собой сквозными проходами капеллы на месте боковых нефов облегчали доступ священнослужителей к алтарям. Интерьер и фасад Иль-Джезу стали образцом иезуитского храма, которому подражали по всему миру. Так, в Новом Свете сложился особый стиль «иезуитского» барокко (смотри Иезуитские миссии).

Лит.: Galassi Paluzzi С. Storia segreta dello stile dei Gesuiti. Roma, 1951; Pirri Р. Giovanni Tristano е i promordi della architettura gesuitica. Roma, 1955; Kubier G., Soria М. Art and architecture in Spain and Portugal and their American dominions, 1500 to 1800. Harmondsworth, 1959; Wittkower R., Jaffé I. В. Baroque art: the Jesuit contribution. N. Y., 1972; Вösel R. Jesuitenarchitektur in Italien, 1540-1773. W., 1985. Bd 1-2.

Иезуиты (Орден Иезуитов; официальное название «Общество Иисуса» (лат. Societas Jesu) — мужской монашеский орден Римско-католической церкви, основанный в 1534 году Игнатием Лойолой и утверждённый Павлом III в 1540 году. Иезуиты сыграли большую роль в контрреформации, активно занимались наукой, образованием и миссионерской деятельностью. Члены Общества Иисуса наряду с тремя традиционными обетами (бедности, послушания и целомудрия) дают и четвёртый — послушания папе римскому «в вопросах миссий». Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam» («К вящей славе Божией»).

Сегодня число иезуитов составляет 19 216 человек (данные 2007 года), из них 13 491 — священники. Около 4 тысяч иезуитов в Азии, 3 тысячи — в США, а всего иезуиты ведут работу в 112 странах мира, они служат в 1536 приходах. Орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни.

Территориально Орден делится на «провинции» (в некоторых странах, где иезуитов много, существует по несколько провинций; и наоборот, некоторые провинции объединяют несколько стран), «регионы», зависимые от той или иной провинции, и «независимые регионы». Иезуиты, проживающие на территории бывшего СССР, за исключением стран Прибалтики, относятся к Независимому Российскому Региону.
Церковь Святейшего Имени Иисуса, главный иезуитский храм в Риме

В настоящее время главой (генералом) ордена является испанец Адольфо Николас, сменивший Питера Ханса Колвенбака. Главная курия ордена находится в Риме, в исторически значимом комплексе зданий, и включает в себя знаменитую церковь Святейшего Имени Иисуса.

Основные принципы построения ордена: жесткая дисциплина, строгая централизация, беспрекословное повиновение младших по положению старшим, абсолютный авторитет главы — пожизненно избираемого генерала («чёрного папы»), подчинённого непосредственно папе римскому. Система морали, разработанная иезуитами, ими самими называлась «приспособительной» (accomodativa), так как давала широкую возможность в зависимости от обстоятельств произвольно толковать основные религиозно-нравственные требования.

Для большей успешности их деятельности орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни, сохраняя в тайне свою принадлежность к ордену. Широкие привилегии, данные папством иезуитам (освобождение от многих религиозных предписаний и запрещений, ответственность только перед орденским начальством и др.) способствовали созданию чрезвычайно гибкой и прочной организации, в короткое время распространившей свою деятельность на многочисленные страны. Слово «иезуит» приобрело переносное значение.

В средние века иезуиты активно использовали казуистику, систему пробабилизма, а также применяли различные приемы для трактовки вещей в выгодном для себя ключе, в частности мысленные оговорки и т. п. Из-за подобной морали в бытовом языке слово «иезуит» стало синонимом хитрого, двуличного человека. Многие тезисы иезуитской морали были осуждены папой Иннокентием XI, Александром VII и другими. С иезуитами полемизировал Паскаль в своих Письмах к провинциалу. Несмотря на то, что современные иезуиты не сильно выделяются своей философией на фоне других католических орденов, часть критиков считает, что иезуиты не до конца отвергли принятую в средние века мораль, допускающую очень вольное трактование различных вещей и событий.