Покраска

Презентация на тему "виртуальная экскурсия по золотому кольцу россии". Виртуальная экскурсия "донской монастырь" Новодевичий женский монастырь

Цели урока:

Познакомить учащихся с удивительными памятниками Древней Руси - монастырями;

Представить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу;

Показать роль монастырей и монашества в государственном и культурном строительстве России.

Задачи урока.

Обучающая: познакомить учащихся с православными традициями монашеской жизни, с монашескими обетами, с монашеским облачением.

Развивающая: понять монашество как воплощение одного из возможных призваний человека; расширять кругозор учащихся, умение работать с учебником, работать в группах, умение анализировать и делать выводы, развивать связную речь.

Воспитывающая: осознать разницу в проявлениях жизненного призвания и случайного желания, воспитывать уважительное отношение к монахам, к правилам монастырской жизни.

Виды деятельности:

Лекция учителя;

Самопрезентации экскурсоводов – учеников;

Работа с историческими источниками;

Анализ исторического материала.

Основные термины и понятия:

Монах (монахиня) – человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи. Сам он считает, что он не столько отказался, сколько согласился: согласился с некиим “зовом” - зовом Бога, который указал ему на его призвание.

Монастырь - обозначает обитель (от глагола “обитать”), в которой живут люди, удалившиеся от общества и посвятившие себя служению Богу, - иноки, или монахи. Монахи дают обеты послушания, смирения, чистоты, совершают подвиги поста и молитвы. Монастыри же бывают мужскими и женскими. Инок, послушник - до пострижения его в "малую схиму" (обусловленную окончат. принятием монашеских обетов и наречением нового имени). И. - как бы "новоначальный монах"; кроме рясы он получает также камилавку. И. сохраняет мирское имя и волен в любое время прекратить прохождение послушничества и вернуться к прежней жизни, что для монаха, по правосл. законам, уже невозможно

Молитва - важная часть духовной жизни верующего человека”, обращение “человека к Богу, богам, святым, ангелам, духам, персонифицированным природным силам, вообще Высшему Существу или его посредникам”, важнейшее проявление общественной и частной религиозной жизни в словесной либо мысленной форме, подразделяется “на славословия, прошения и благодарения”.

Послушание - поведение человека, характеризующееся добровольным подчинением авторитету. Во многих традиционных культурах рассматривается как добродетель.

Облачение – одежды духовенства, церковнослужителей и монахов. По своему значению облачение делится на: а) внебогослужебное облачение духовенства;

б) богослужебное облачение клира; в монашеское облачение.

Тип урока: урок формирования новых знаний, проводится в форме экскурсии.

Необходимое техническое оборудование.

  • Мультимедийный проектор.
  • Компьютер для воспроизведения диска с материалами урока.
  • Диск с материалами урока. (Презентация).
  • Индивидуальный раздаточный материал.

Ход урока

1. Выявление восприятия, мотивация

Каждое из предыдущих поколений, хотело оно того или нет, оставило следы в нашей с вами русской культуре. Что-то остаётся менее заметным для нас, а что-то надолго может остаться в памяти людей. Несомненно, православные монастыри спустя многие столетия вызывают восхищение и удивление во всём мире со стороны не только простых людей, но и профессиональных строителей. Памятники зодчества являются не только украшением любого города и селения, но ведь это ещё и национальное сокровище, и святыни каждого государства. Роль монастыря и монашеских подвигов значимы в жизни общества и государства.

2. Изучение нового материала. Лекция учителя

Монастырь, с одной стороны это- форма организации общины монахов, живущих по определенному уставу и соблюдающих религиозные обеты, с другой - комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных и других построек, огражденный, как правило, стеной. В определении монастыря нас больше интересует вторая его часть. Анализируя понятия, становится ясно, что такие, как церковь и храм, являются почти одинаковыми, но понятие монастырь намного больше по объему и включает в себя первых два, так как помимо помещений для отправки богослужений он вмещает еще и целый ряд других сооружений. Историки-исследователи отмечают, что первые монастыри возникли после введения христианства на Руси в 988 г. князем Владимиром. В это время стали появляться отшельники, которые, отказываясь от мирских благ, ставили своей целью спасение души. На какое-то время изможденный голодом и холодом отшельник становится образом истинного христианина. Понятно, что у них появляются подражатели из числа обычных людей, которые селились поблизости жилищ отшельников. Так стали возникать уединенные заселения - монастыри. Обитатели их, монахи, считались как бы братьями и подчинялись старейшему, игумену, чтили его как отца. Предание гласит, что первый митрополит Михаил основал на одной из гор киевских первый монастырь и церковь во имя архистратига Михаила, неподалеку от того места, где прежде стоял Перун. Впервые годы существования монастыри представляли собой земледельческие поселки, хотя и не похожие на обычные крестьянские хозяйства. Монахи расчищали лес, заводили пашню, разводили огороды и сенокосы. Возле созданных монастырей образовывались села, деревни. В ряде известных случаев около них строились и города. Так, в голодные и суровые годы они кормили сотни голодающих, в годы войны часто в монастырях создавались больницы, гостиницы и богадельни, также монастыри были центрами просветительской и миссионерской деятельности, монастырь же оставался местом убежища и приюта на случай старости и инвалидности. Приобретя государственное значение, монастыри служили делу военной защиты Руси от врагов. Обладая людскими, материальными, духовными ресурсами, помноженными на хорошо поставленные управленческое и организационное начала, они становились как бы "волноломами" на пути движения вражеских полчищ. Так, история свидетельствует о том, как в начале XVII столетия защитники Кирилло-Белозерского монастыря, что под Вологдой, более шести лет выдерживали осаду польско-литовских интервентов.

3. Опережающее задание

Выскажите свое мнение о том, когда в России возникли монастыри и к чему призваны люди, избравшие путь монашеского служения?

Татарское иго привело к разрушению некоторых монастырей, но зато способствовало постройке новых. XIV век был временем особенно сильного развития монастырей на Руси. До половины XV века, за полтора столетия, было основано до 180 новых монастырей. Увеличению числа монастырей способствовали, с одной стороны, льготы, которыми пользовалось русское духовенство от татар. С другой стороны у людей было усилено религиозное чувство. Это произошло под влиянием недавних ужасов татарского нашествия. Особое значение получает Троицкий монастырь, основанный в середине XIV веке Сергием Радонежским. Из него расходились по северу России иноки, которые основывали новые монастыри. В Твери было основано одиннадцать монастырей, в Нижнем Новгороде четыре. Дионисий Суздальский в XIV веке основал на берегу Волги Печерский монастырь. Его ученик Евфимий основал Спасо-Евфимиев монастырь. Макарий Унженский, переходя с одного места на другое, основал в костромских пределах три монастыря.

В одних монастырях насчитывалось до 300 иноков, в других было всего несколько монахов. Малые монастыри, по большей части, не были самостоятельны. Они зависели от больших. В некоторых монастырях монахи и монашки жили вместе. Иногда женские монастыри приписывались к мужским и управлялись игуменами. Каждый монах имел свое хозяйство, жил отдельно. Только для богослужения монахи сходились вместе. Таким характером отличались северные небольшие монастыри, которые имели от 2 до 10 монахов. В XV--XVI веках насчитывалось до 300 вновь основанных монастырей. Монах свободно мог уходить из монастыря, не спрашивая ни у кого согласия. Он избирал себе уединенное место, строил келью, собирал несколько душ братии. В итоге образовывался монастырь. Богатые и знатные люди иногда сами основывали свои монастыри, состоявшие в полной от них зависимости. Большие обители образовывали от себя монастыри-колонии. То есть приписные монастыри, которые оставались в их ведении. Иногда одни монастыри приписывались к другим по распоряжению своего основателя или правительства.

В период с XV по XVII в. были основаны, между прочим, следующие монастыри. В Москве и ее окрестностях был основан Новоспасский, Николаевский на Угреши и Новодевичий монастырь. В Твери: Калязинский, Троицкий Селижаров. В Смоленске Святотроицкий Болдинский. В Казани Успенский Зилантов монастырь. В Новгородско-Псковской земле: Троицкий Александро-Свирский, Тихвинский Успенский, Псково-Печерский. В Двинской области Антониев Сийский монастырь. В Белозерском краю Нилова пустынь и другие. Почти все монастыри, кроме северных, были общежительными. То есть в них жили мужчины и женщины. Некоторые обители служили приходскими церквями. В 1528 году Макарий, впоследствии митрополит Московский, новгородским архиепископом стремился ввести общежитие в северорусских монастырях. Это ему отчасти удалось. Некоторые основатели монастырей, по примеру Феодосия Печерского, Кирилла Белозерского, Евфросина Псковского, сами писали уставы для своих монастырей. Сюда можно было отнести Иосифа Волоцкого, Нила Сорского, Герасим Болдинского и других. Однако общие основы древнерусского монастырского быта были выработаны самой жизнью, независимо от этих уставов.

Во главе монастырской общины стоял настоятель, а в женских монастырях игуменья. Настоятели обыкновенно избирались монастырским собором, но могли назначаться и епархиальным архиереем, если монастырь от него зависел. Настоятели знатнейших монастырей утверждались в своей должности, а иногда и назначались самим царем. Без благословения настоятеля ничего не могло быть предпринято монастырем, но настоятель должен был совещаться с собором. Хозяйственная часть была сосредоточена в руках келаря, который ведал монастырскими вотчинами. Он подсчитывал все доходы, расходы и сборы. Для этого он имел многих помощников. Казной монастыря заведовал казначей.

Все должностные лица выбирались монастырской общиной. Письменными делами монастыря управлял дьяк или подьячий. По судебным делам монастыря ходатайствовал стряпчий. Прием в монастыри был свободный, но от желающего требовался вклад деньгами или другим имуществом. Только лица, внесшие вклад, считались действительными членами монастырской общины. Принятые без вклада, "Бога ради", не принимали участия в монастырской жизни. Они составляли тот бродячий монашеский элемент, который был так силен в древней Руси. С ним упорно и напрасно боролась духовная власть. Стоглав (церковный документ) предписал принимать в монастыри и без вклада "приходящих с верою и страхом Божьим".

4. Самопрезентации – экскурсии учащихся. Крупнейшие монастыри России.

Презентация 1 . Александро-Невский Сафрониев монастырь

Презентация 2 . Верхотурский Николаевский монастырь

Презентация 3 . Свято-Николаевский монастырь

Презентация 4 . Псково-Печерский монастырь

Презентация 5 . Одигитриевский монастырь

Презентация 6 . Свято-Введенский Толгский женский монастырь

Презентация 7 . Свято-Серафимо-Саровский мужской монастырь

Презентация 8 . Соловецкий монастырь

Презентация 9 . Свято-Данилов монастырь

Презентация 10 . Свято-Успенская Саровская пустынь

Презентация 11 . Новодевичий монастырь

Презентация 12 . Киево-Печерская лавра

Презентация 13 . Боголюбский монастырь

4. Подведение итогов

Монастырь - это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры. Решение вопроса об открытии монастырей принадлежит Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду по представлению епархиального архиерея. Монастыри разделяются по своему подчинению на ставропигиальные и епархиальные. Ставропигиальные монастыри находятся под начальственным наблюдением и каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси или тех Синодальных учреждений, которым Патриарх Московский и всея Руси благословит такое наблюдение и управление. Епархиальные монастыри находятся под наблюдением и каноническим управлением епархиальных архиереев. Сейчас многое делается для того, чтобы возродить лучшие православные традиции и святыни и, прежде всего, это касается восстановления монастырей и церквей. Дело в том, что они являются не просто учреждениями для отправления культовых надобностей верующих, но "духовно-историческими центрами", они составляли как бы камни в основании здания русского государства.




Совершая поездку в монастырь, к источнику духовной и нравственной чистоты, многие как будто заново открывают мир. Всякий монастырь имеет свою, не схожую с другими историю. Новоспасский монастырь Данилов монастырь Рождественский монастырь. Андроньевский монастырь




Тема экскурсии: «УЗНИЦЫ МОСКОВСКИХ МОНАСТЫРЕЙ» Монастырские легенды и предания, история их создания, таинственные судьбы, загадки, спрятанные за толстыми стенами женских монастырей. Вид на Рождественский монастырь Художник Александр Косничев В музее Новодевичьего монастыря




Сабурова Соломония Юрьевна (ок декабря 1542) первая жена Великого князя Василия III. Дочь дворянина Юрия Ивановича Сабурова. Рано лишилась матери, была воспитана тётей, Евдокией Ивановной (сестрой отца). Отличалась добротой и набожностью. В 1505 году Василий Иоаннович женился на Соломонии. Ее выбрали из 1500 девиц, представленных ко двору для этой цели со всей страны. Брак был бездетным. После 20 лет супружества Василий III развелся с Соломонией. В 1525 Соломонию насильно привели в Московский Рождественский монастырь и постригли с именем София, а позже ее заточили в Покровском монастыре Суздаля. Существовует легенда, что Соломония во время пострижения была беременна и уже в монастыре родила мальчика, которого она отдала в надежные руки, а сама объявила, что новорожденный скончался. По легенде выросший сын Соломонии стал, знаменитым разбойником Кудеяром, о котором сложена «Песня о двенадцати разбойниках». Этой историей очень интересовался Иоанн Грозный, он потребовал все архивы, касавшиеся дела Соломонии. Так рассказывает легенда. Однако при реконструкции монастыря в 1934 году было обнаружено тайное захоронение, в котором оказалась тряпичная кукла, одетая в расшитые жемчугом распашонки. Василий III Иванович


Анна Ивановна Колтовская - царица, 4-я жена Ивана Грозного, дочь дворянина московского И. А. Колтовского. Иван Грозный женился на 18-летней Анна и прожил с ней 3 года. Поскольку Анна вела себя очень независимо по отношению к ближайшему опричному окружению царя, и многие опричники были казнены при ее содействии, опричная верхушка по приказу царя Ивана Грозного в 1575 г. ее заключили в Рождественский монастырь. Там царицу насильно постригли под именем Дарии; церемонией пострижения руководил Малюта Скуратов-Бельский. Однако на том Иван не остановился, и в тот же день ее постригли в схимонахини, надев на нее схиму черную груботканую рясу с белым черепом на груди, что означало смерть всех земных радостей для постриженной и одиночество до последнего дня жизни. Схимонахиню Дарью отвезли в подземную келью, где она и пребывала в одиночестве много лет. После смерти Ивана ее выпустили из подземелья, но она продолжала оставаться в монастыре и скончалась в августе 1626 года, пережив, таким образом, своего венценосного супруга более чем на сорок лет. Ивана Грозного


Ворота монастыря. Собор Иоанна Предтечи (гг.) Ивановский монастырь,– один из самых таинственных и загадочных монастырь Москвы. Загадочная монахиня Досифея – легендарная княжна Тараканова. Кто она самозванка или наследница русского престола? «Убивица и кровопивица» - Салтычиха. Хлыстовская «Богородица» - Анастасия. Таинственная ясновидящая Марфа. Жены царевича Ивана – сына И. Грозного.


Салтыкова Дарья Николаевна (или 1801, Москва), известная под именем ""Салтычихи"" и ""людоедки"". Помещица Подольского уезда Московской губернии.В течение 7 лет замучила до смерти 139 душ, преимущественно женщин, в том числе несколько девочек лет. Главной причиной ее гнева было нечистое мытье платья или полов. В1768 году она была приговорена к смертной казни, которая была заменена пожизненным заключением в монастырской тюрьме. В Москве была устроена показательная гражданская казнь, Салтычиха была возведена на эшафот, прикована к столбу, причем у нее на шее был привешен лист с надписью: ""мучительница и душегубица"", и после часового стояния заключена в подземельную тюрьму в Ивановском московском девичьем монастыре, где и сидела до 1779 года под сводами церкви, а затем до самой смерти в застенке, пристроенном к стене храма. Ни разу она не обнаружила раскаяния. Салтыкова Дарья Николаевна


Схимонахиня Марфа погребена в монастыре, известная своей благочестивой жизнью, скрытой под видом юродства. Прах ее покоится под церковью, у западного столпа, где и обложена по приказанию митрополита Филарета ее гробница. Схимонахиня Марфа известна как узорошительница. На могилу ее приходили служить панихиды беременные женщины и получали помощь. Ни о ее происхождении, ни о ее образе жизни ничего неизвестно. На верхней плите ее могилы вычеканена следующая надпись: "7146 (1638) г. марта в 1-й день на память святые преподобномученицы Евдокии преставися раба Божия девица Дарья, во инокинях схимница Марфа юродивая". Иоанно-Предтеченский монастырь


К.Флавицкий."Княжна Тараканова в Петропавловской крепости во время наводнения" г. В конце XVIII - начале ХIХ веков в обители содержалась еще одна таинственная затворница, по преданию - родная дочь Императрицы Елизаветы Петровны от тайного морганатического брака с графом Алексеем Григорьевичем Разумовским. По повелению Екатерины II в 1785 году дочь Елизаветы Петровны была доставлена из-за границы, представлена императрице и "для блага России" пострижена в монашество с именем Досифеи. Царственная инокиня содержалась в строжайшем затворе около 25 лет. Свой невольный затвор она обратила во спасение своей души и душ тех ближних, кто приходил к ней с верой за помощью. После смерти Екатерины II к старице Досифее Тараканове стали допускать народ, тогда и явлены были миру дары молитвы и прозорливости, которыми щедро наделил Господь смиренную инокиню, принявшую крест свой от руки Божией. Досифея Тараканова


Новодевичий монастырь - самый красивый и аристократический монастырь Москвы. Тайны жизни и смерти монастырских узниц, бывших царских жен, дочерей и невесток, насильно постриженных в этот престижный монастырь. (Евдокия Лопухина, Софья Милославская, Ирина Годунова) и др. Амвросиевская церковь с палатами Ирины Годуновой (XVI-XVII вв.) Преображенская церковь (гг.) Смоленский собор (гг.) Ограда монастыря (южная стена).




Софья Алексеевна, правительница России в, дочь царя Алексея Михайловича от брака с М. И. Милославской.«Первым» царём был провозглашен Иван V Алексеевич, а «вторым» ПетрI,Софья 29 мая стала регентшей при обоих царях. Софья фактически возглавила правительство. В 1689 произошёл разрыв между Софьей и боярско-дворянской группировкой, поддерживавшей ПетраI. Партия ПетраI одержала победу. Софья Алексеевна была заточена в Новодевичий монастырь. Во время Стрелецкого восстания 1698 сторонники Софьи намеревались «выкликнуть» её на царство. После подавления восстания Софья Алексеевна была пострижена под именем Сусанны. Перед окнами ее кельи Петр велел повесить несколько трупов казненных стрельцов. Софья оставалась в Новодевичьем монастыре, она содержалась там под самым строгим надзором. Умерла Софья в1704году. Софья Алексеевна, царевна Царевна Софья. Художник И.Е. Репин


Ирина Фёдоровна Годунова сестра Бориса Годунова и супруга царя Федора Иоанновича. Её брак с Фёдором Иоанновичем совершился по воле Грозного в 1580 и послужил новой ступенью для возвышения Годунова, влияние которого на Фёдора Иоанновича в значительной мере основывалось на любви последнего к Ирине. Тем не менее, противники Годунова, Шуйские, решили устранить Ирину и таким образом подорвать влияние Бориса: они решили просить царя Фёдора развестись с Ириной по причине её бесплодия.Годунов узнал, однако, о нём заранее и расстроил его. После смерти Фёдора Иоанновича (7 января 1598) бояре, опасаясь бедствий междуцарствия, решили присягнуть Ирине, но она на девятый день после смерти мужа удалилась в Новодевичий монастырь и постриглась там, приняв имя Александры; вплоть до избрания Бориса царём боярская дума издавала указы от имени «царицы Александры». Умерла в Амвросиевская церковь, трапезная, палаты Ирины Годуновой, XVI - XVIIвв.


Евдоки́я Фёдоровна (Прасковья Илларионовна), царица первая супруга (с 27 января 1689) Петра I, дочь боярина Лопухина. От этого брака родились трое сыновей: двое умерли в младенчестве, в 1690 году родила царевича Алексей. Пётр быстро охладел к Евдокие, не любил её родни, приверженцев старины, скоро сблизился с красавицей немецкой слободы Анной Монс. В1696г. Пётр из Лондона поручал Л. Нарышкину уговорить Евдокию постричься. Евдокия не согласилась; твёрдо стояла за свои права, но в 1698г.насильно пострижена в Суздальско-Покровском монастыре под именем Елены, через полгода сняла рясу и стала жить мирянкой; была в связи с майором Глебовым. С воцарением Петра II, переехала в Москву и жила в Новодевичьем монастыре. Существуют свидетельства, что, пережив Петра II, Евдокия Фёдоровна отказалась от престола, предложенного ей членами Верховного тайного совета. Умерла в 1731 при правлении императрицы окружённая почётом. Похоронена в соборной церкви Новодевичьего монастыря. Евдоки́я Фёдоровна


Использованная литература. 1. М.А.Ильин. МОСКВА. "Искусство", Москва, МОСКВА. Атлас туриста. ГУГК при Совете Министров СССР, Москва, 1989 г. 3. Л.В.Цюрик НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ, "Советская Россия", Москва, 1970 г. 5. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. - М., Элиаде М. Священное и мирское. - М, С Новалис Г. фон О. Фрагменты. Ученики в Саисе. - СПб., С Энциклопедия символов, знаков, эмблем. - М., Флоренский П. А. Иконостас. - М., Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г. 11.Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т. 31 (61). – СПб., 1900.

«Зимний Дворец» - Вывод. Во время первой мировой войны во дворце был размещён военный госпиталь. А в 1725 году во дворце скончался император. Историческая ценность. Здание включало в себя около 1500 комнат. За столовой следовала Парадная опочивальня, ставшая через год Алмазным покоем. Зимний дворец представляет огромную ценность для нашей странны.

«Чудеса России» - 16, 9, 6, 18, 16 - 2, 1, 11, 12, 1, 13 4, 16, 18, 1 - 31, 13, 30, 2, 18, 21, 19 17, 6, 20, 6, 18, 4, 16, 22 5, 16, 13, 10, 15, 1 - 4, 6, 11, 9, 6, 18, 16, 3 19, 20, 16, 13, 2, 29 - 3, 29, 3, 6, 20, 18, 10, 3, 1, 15, 10, 33 23, 18, 1, 14 - 3, 1, 19, 10, 13, 10, 33 - 2, 13, 1, 8, 6, 15, 15, 16, 4, 16 14, 1, 14, 1, 6, 3 – 12, 21, 18, 4, 1, 15 – 10 – 18, 16, 5, 10, 15, 1 – 14, 1, 20, 30.

«Башни Нижегородского кремля» - Так и случилось. Ивановская башня. Крутой северный склон берега Волги неоднократно подвергался оползням. Смещение фундаментов кремлевских стен достигало 14 метров. Бой часовых колоколов звучал и как сигнал тревоги. Не потому ли и башня называется Коромысловой. Коромыслова башня. Архангельский собор.

«Архитектура XVIII» - 4. Адмиралтейство, арх. Зимний дворец, арх. Выполнил: Студент гр.ОС-91 Егоров Степан Проверила: Соколова Александра Григорьевна. Что привело к кризису стиля барокко, и предпочтения более реалистичной архитектуры. 7. Архитектура барокко середины XVIII века. Д. Трезини. 5. Возводятся дворцово-парковые ансамбли в Петергофе.

«Архитектура 14-16 веков» - Московская архитектура XVI века Церкви: шатровый стиль. Образцы светской архитектуры. Живопись. Феофан Грек. Архангельский собор. Каменное строительство. Церковь заложена в 1360 году по указу новгородского посадника Семёна Андреевича. Русская живопись в XIV – XVI в.в. Архитектура в XIV веке. Успенский собор 1326-1327 годов был первым каменным храмом Москвы.

Герасимов Михаил

Дорогие друзья! Вашему вниманию предлагается удивительная возможность в режиме онлайн посетить Донской монастырь, познакомиться с историей обители и ее святынями. Презентацию подготовил ученик ГБОУ СОШ № 922 Герасимов Михаил под руководством учителя русского языка и литературы Богачевой Анастасии Валентиновны.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Виртуальная экскурсия «Д онской монастырь» Презентацию подготовил ученик ГБОУ СОШ №922 7 «Б» класса Герасимов Михаил

Донской монастырь в прошлом и настоящем Летом 1591 года хитрый и жестокий хан Казы-Гирей устремился к Москве с юга. В это время Русь вела тяжелую войну со шведами и основное русское войско находилось на северо-западе страны. Крымский хан, совершив разведывательный бой, стоял у Воробьевых гор и готовился к нападению. Оставшиеся в столице стрельцы ставят передвижную деревянную крепость Гуляй-город между Тульской и Калужской дорогой. Разбили стан и поставили полотняную, походную церковь во имя преп.Сергия Радонежского. Царь Федор Иоаннович поместил в нее Донскую икону Божьей Матери, почитаемую как покровительницу русских воинов. Перед чудотворным образом всю ночь слезно молились, совершались крестные ходы.

Закладка Донского монастыря На утро свершилось чудо, хан бежал без боя, бросив раненых и обозы с награбленным. В ознаменование благодарности заступничества Богородицы царь Федор Иоаннович повелел возвести на том месте, где стояла походная церковь, монастырь во имя Донской Богоматери.

Донская икона и ее список. Донская икона получила свое название в память о победе русских воинов на Куликовом поле. С нее появляются списки. Один из них, написанный Феофаном Греком, помещается в походной церкви прп. Сергия Радонежского. Оригинал (Третьяковская галерея) Список (Большой собор монастыря) Автор- Феофан Грек Автор- Симеон Ушаков (16век) 1сентября –перенос иконы на 1день в Донской монастырь

Храмы и соборы Донского монастыря: Малый (старый) собор. Одна из самых древних построек - это малый собор в честь Донской иконы Б.М. В 1593 году основан собор. В смутное время монастырь был разорен поляками. Лишь с утверждением на троне династии Романовых возобновлены государевы заботы о монастыре. В малом соборе традиционно совершается чин мироварения на первой неделе Великого Поста (1 раз в четыре года).

Большой (новый)собор Спустя почти 100 лет со времени постройки малого собора строится большой собор, тоже в честь Донской иконы Б.М. Возводится он на средства сестры Петра 1 , Екатерины Алексеевны. Храм построен в стиле московского барокко с ориентацией куполов на четыре стороны света. Под алтарем большого собора устроена крипта-место захоронения грузинских царей. Царь Алексей Михайлович предоставил политическое убежище грузинской царской фамилии- Багратиони. В крипте большого собора устроен храм в честь Сретения Господня, ставший их усыпальницей.

Внутреннее убранство большого собора Сохранился семиярусный иконостас 17-го века. Один из авторов иконостаса Карп Золотарев. Росписи храма итальянского зодчего Клауди. Главными святынями собора являются Донская икона Божией Матери и мощи патриарха Тихона.

Стены и башни Одновременно с большим собором начинают возводиться стены монастыря с 12-ю башнями и двумя проездными воротами. Угловые башни круглые, другие - квадратные. Башни имеют бойницы для нижнего и среднего боя. Верх стен завершают боевые зубцы в виде ласточкиного хвоста. Они были возведены на средства Якова Кирилова, сына думного дьяка, будущего монаха Донского монастыря.

Надвратные храмы Над проездными воротами в 18-м веке сооружены колокольни с надвратными храмами: Западные ворота завершены трехъярусной колокольней в стиле Елизаветинского барокко. Строилась колокольня около 25-ти лет по проекту итальянского архитектора Трезини. В нижнем ярусе находится церковь праведных Захарии и Елизаветы.

Чумной бунт В 1771-м году в Москве разразилась эпидемия чумы. Москвичи, прибегая к заступничеству Богородицы, молились перед ее чудотворным образом, помещенной на варварских воротах Китай-города. Архиепископ Амвросий снял икону с ворот, желая прекратить опасное скопление людей и распространение заразы. Сам же укрылся в Донском монастыре. Разъяренная толпа кинулась в монастырь, ворвалась в храм, вывела архиепископа за стены обители и растерзала. Растерзанный архиерей сутки лежал у северных ворот. Похоронили его в малом соборе Донского монастыря.

Надвратные храмы Над серверными воздвигнута изящная четырехъярусная колокольня в стиле Нарышкинского барокко с церковью Тихвинской Божией Матери «под колоколы ». Архитектор- Иван Зарудный. Рядом с колокольней 2-х этажная Постройка - бывшая канцелярия, сейчас там патриаршие келии, где с 1922 по 1925 год держали под стражей патриарха Тихона. Сейчас там музей.

Святитель Тихон Будущий патриарх родился в 1865 году в псковской губернии в семье священника. Мальчика звали Василий, в семье было четверо детей. Закончил семинарию и Петербургскую Духовную Академию. В 1891 году принял постриг с именем Тихона (в честь Тихона Задонского). В 33 года стал епископом. Почти 10 лет возглавлял православную церковь в Америке. 18 ноября 1917 года избирается патриархом всея Руси в храме Христа Спасителя. С мая 1922 года святитель находился в Донском монастыре, практически в полной изоляции и под строжайшей охраной красноармейцев. 9 декабря 1924 года двумя выстрелами в упор был убит келейник святителя Тихона - Яков Полозов. Совершенно очевидно, что выстрелы предназначались самому патриарху. Но убийцы по ошибке застрелили келейника. Святитель глубоко переживал его смерть и здоровье его резко ухудшилось. 7 апреля 1925 года в день Благовещения пресвятой Богородицы он отошел ко Господу. Церковь осиротела.

Обретение мощей Святитель Тихон был погребен в малом соборе монастыря. 18 ноября 1991 года в малом соборе был намеренный поджог, чудом удалось остановить пожар. При реставрации храма на большой глубине были обнаружены мощи патриарха Тихона, которые в советское время большевикам обнаружить не удалось. Святитель Тихон был канонизирован и его святые мощи были перенесены в большой собор Донского монастыря, где почивают и поныне.

Жемчужина Москвы