Покраска

Позднее средневековье. Позднее Средневековье, XIV- XV века Времен позднего средневековья в обыденном

Генезис Капитализма в Западной Европе

16-17 века – это время основным содержанием которого было три процесса,

1. Генезис капитализма

2. Реформация

3. Складывание абсолютной монархии

Этот период традиционной историограффии считался поздним средневековьем, а вЗападной историографии – Новым временем. Эта разница обхясняется тем что Марксисткая наука брала за основу смену общ-жконом формации и буржуазной революции, а западная наука опиралась на развитие духа, поэтому считала возможным начинать новое время с Культуры возрождения. 16-17 векка сильно отличаются от Нового Времени, и сегдня используется етрмин Раннее новое время .

Отличие феодального способа произовдства от капиталлистчекого. Для определения содержания генезиса капитализма необходимо выявить, чем капиталлситический способ производства отличается от феодального.

Основные отличия:

1. При феодализме, феодал имеет собственность на землю – но не на орудие производства которые принадлежат крестьянину. При капитализме – капиталист имеет собственность на все.

2. При феодализме непосредственный производитель имеет средство производства. При капитализме происходит отчуждение непосредственного производителя от средств производства – но он лично свободен.

3. При феодализме основная производственная ячейка – это крестьянское хозяйство. При капитилизме – это капиталлсистическое предприятие: мануфактура, фабрика, фермерское хозяйство.

Таким образом для того чтобы феодальый способ про-ва трансформировался капиталлистический, надо было лишить непосредственных производителей средств производсва, заменить мелкую производственную ячейку на крупную капиталлистическую, изменить форму собственности. Исходя из этого следует рассматривать генезис капитализма.

Первоначальное накопление . Первоначальное накопление – это процесс создания (предпосылок) условии для складывания буржуазных отношении. Термин введен Марксом, чтобы отдельть понятие первоначального накопления и капиталлситческго накопления. Вокруг проблемы ведутся споры:

1 точка зрения:проблемы первоначального накопления нет, так как по сути капиталистические отношения существовали всегда.

Почему этот процесс приходится на 16 века, а не на время появления городов(не раньше): для процесса первоначального накопления нужны условия, требовалось развитое товарное хозяйство. Это расширяло торговые связи способствовало специаллизации отдельных районов. В товарные отношения включались и феодал и крестьянин. Появились потенциальные капиталисты – ростовщики и купцы, продукт превращался в товар.

К концу 15 века появились технические новшества

– верхнебойное колесо, с его появлением производительность увеличилось в десятки раз.

Доменные процессы, после которых появились ковка и отливка металла.

Новые виды прялки и ткацкого станка

До какого то времени устраивала старая организация производства, но чем больше рос уровень развития тем более тесными становились цеховые рамки. Производство по мере усложнения приобретало общественный характер. Сам процесс удорожался – требовалось вкладывание средств, и встал вопрос о возникновении новых форм. Таким образом именно к 16 веку в производстве возникли условия которые выходили за пределы мелкого хозяйства. Сущность первоначального накопления, была определена Карлом Марксом в книге «Капитал » - в 21. Главной сущностью первоначального накопрукления является отдделение непосредственного производителя от средств производства – экспроприация. Этот процесс осуществлялся в отношении своих и чужих селений.

Формы первоначального накопления:

1. Прямое отделение непосредственного производителя от средств производства. Наиболее развито в Англии, происходило в форме огораживаний.

2. Налоги - у Франции был так – постоянно повышали налоги постоянно. За время правление Ришелье налоги увеличились в 4 раза.

3. Ограбление колоний. – хотя оно само по себе не могло дать эффекта, так как нужна совокупность благоприятных условии. Например Испания грабила колонии больше всех, но капиталлизм там не развивался так интенсивно как в англии. В конечном итоге средства награбленные в колониях стекались в те страны, где были были наиболее блоагоприятные условия для капитализма.

Мануфактура – она развивалась не на базе разложения цехового ремесла, а за его пределами. Но само существование мануфактуры способствовало разложению цехового ремесла. Возникновение мануфактуры напрямую связано с процессом первоначального накопления, так как в результате экспроприации высвобождаются свободные руки – наемники. Мануфактура возникает на базе сельских промыслов. Мануфактура возникает скорее там:

1. Где больше ремесленников заним ающихся промыслами

2. Где появились новые отрасли производства, которые не успели принять форму цеха(типография, кораблестроение, новое металлургическое производство)

3. Где требовались большие капитало-вложения

4. Где продукция находиа широкий сбыт на внешнем рынке(английское сукноделие)

Со временем ремесленник стал получать зарплату, а купец стал организатором производства. Появляется рассеянная мануфакура. Предприниматель мог вырасти не только из купцов, но и из самих ремесленников. Главное условие существование мануфактуры – это разделение труда.

Возникновение мануфактур медленный процесс. Даже в Англии накануне революции, в самой развитой отрасли сукноделии –мануйфактуры составляли только 10 % производства. ОКончатьльно цеховое производство было вытеснено только фабрикой.

Развитие капиталима в сельском хозяйстве. В сельском хозяйстве капиталистское производство шло медленное, и имело успехи только В Нидерландах и Англии. В других странах, о фермерском хозяйстве можно говорить только условно. Там сохранялись старые формы земледения. В Нидерландах, развитию капиталлистических отношений в сельском хозяйстве способствовали природные услвия: осушение, постройка дамб и плотин, созданеи огромных площадей отвоеванных у моря и превращение их в луга и площади под посев. Без трудолюбия и капиталовлажении – все это нифига не значило бы. В результате на кануне Нидерландской революции, феодальное землевладение составляло только 25%, а остальное фермерское хозяйство. В Англии:

1. Никогда не было резких граней между сословиями. Разбогатевший крестьянин был обязан посвящаться в рыцари, т.е. была размытая грань, между верхушкой крестьянства и низшим рыцарством. В 15 веке зарождаются джендри – новое дворянство(дворяне по рождению, буржуа по методоам извлечения доходов.) Это стало возможно так как с 11 века Англии никто не угрожал, она не была в войнах защищающиейся стороной – и не было необходимости содержать большое рыцарское общество. Так дворянство лишилось традиционного занятия, и проявляло хозяйственную инициативу.

2. Революция цен нигде не повлияло столь значительно на традиционные феодальные отношения как в Англии, так как она здесь упала на подготовленную почву. К моменту революции цен, в Англии были широко распространены арендные отношения, а поскольку арендатор платил землевладельцу постоянно, то от революции цен он выйграл.

Отличие феодальной ренты от капиталистической:

1. Феодальная аренда, как правило была длительной не менее чем на срок жизни, чаще на три жизни – 99 лет.

2. Феодальный арендатор не вкладывет в землю свой капитал, а капиталлистический вкладывает, т.е. арендатором выступает не тот кто работает на земле, а тот кто вкладывает своей капитал. Непосредственно на земле работают батраки, батракам не принадлежит то что они производят.

3. Здесь не 2 фигуры –Землевладелец –арнедатор, а 3 – зем – арен- батрак. ЗЕмлевладеле не имеет вообще никакого отношения к производству, даже косвенного, он только получает арендатора, арендатор и платит батракам.

Роль государства в процессе первоначального накопления . Государство играло активную роль, при это и способствующую и торомзящую, но способствующих фактов было больше:

1. Капиталлистические отношения носят чисто экономический характер, и здесь применяется экономическое принуждение. Но на первых порах государство применяет внеэкономическое принуждение, регулирует отношения между буржуазией и рабочими. Примером служит кровавое рабочее законодательство в Англии, когда рабочего заставляли наниматься на мануфактуру под страхом наказания

2. Без государства, буржуазия не могла решить проблему снабжения сырьем, и некоторые другие вопросы. Наиболее яркое вмешательство государтсва – протекционзим: снабжение сырьем, искусственное расширение внутреннего рынка, привлечение спецов из других стран. Создание монополий. Наиболее преуспели в протекционистской политике Елизавета 1, и Ришелье.

3. Созданию условии для внутреннего экномического развития буржуазии, способствовала внешняя активная политика государства. В этом плане наиболее примечательны, войны Англии с Испанией, а затем с Голландией.

___________________________________________________________________________________-

Напишите отзыв о статье "Позднее Средневековье"

Отрывок, характеризующий Позднее Средневековье

– А вы не видели моего папу, добрые светящиеся девочки? Он с моим братиком куда-то исчез...
Стелла вопросительно на меня посмотрела. И я уже заранее знала, что она сейчас предложит...
– А хотите, мы их поищем? – как я и думала, спросила она.
– Мы уже искали, мы здесь давно. Но их нет. – Очень спокойно ответила женщина.
– А мы по-другому поищем, – улыбнулась Стелла. – Просто подумайте о них, чтобы мы смогли их увидеть, и мы их найдём.
Девочка смешно зажмурилась, видимо, очень стараясь мысленно создать картинку своего папы. Прошло несколько секунд...
– Мамочка, а как же так – я его не помню?.. – удивилась малышка.
Такое я слышала впервые и по удивлению в больших Стеллиных глазах поняла, что для неё это тоже что-то совершенно новенькое...
– Как так – не помнишь? – не поняла мать.
– Ну, вот смотрю, смотрю и не помню... Как же так, я же его очень люблю? Может, и правда его больше нет?..
– Простите, а вы можете его увидеть? – осторожно спросила у матери я.
Женщина уверенно кивнула, но вдруг что-то в её лице изменилось и было видно, что она очень растерялась.
– Нет... Я не могу его вспомнить... Неужели такое возможно? – уже почти испуганно сказала она.
– А вашего сына? Вы можете вспомнить? Или братика? Ты можешь вспомнить своего братика? – обращаясь сразу к обеим, спросила Стелла.
Мама и дочь отрицательно покачали головами.
Обычно такое жизнерадостное, личико Стеллы выглядело очень озабоченным, наверное, никак не могла понять, что же такое здесь происходит. Я буквально чувствовала напряжённую работу её живого и такого необычного мозга.
– Придумала! Я придумала! – вдруг счастливо заверещала Стелла. – Мы «оденем» ваши образы и пойдём «погулять». Если они где-то есть – они нас увидят. Правда же?
Идея мне понравилась, и оставалось только мысленно «переодеться» и пойти на поиски.
– Ой, пожалуйста, а можно я с ним побуду, пока вы не вернётесь? – упорно не забывала своего желания малышка. – А как его зовут?
– Пока ещё никак, – улыбнулась ей Стелла. – а тебя?
– Лия. – Ответила малышка. – А почему всё-таки вы светитесь? Мы один раз видели таких, но все говорили, что это ангелы... А кто же тогда вы?
– Мы такие же девочки как ты, только живём «наверху».
– А верх – это где? – не унималась маленькая Лия.
– К сожалению, ты не можешь туда пойти, – пыталась как-то объяснить, попавшая в затруднение Стелла. – Хочешь, я тебе покажу?
Девчушка от радости запрыгала. Стелла взяла её за ручку и открыла перед ней свой потрясающий фантастический мир, где всё казалось таким ярким и счастливым, что не хотелось в это верить.
Глаза у Лии стали похожими на два огромных круглых блюдца:
– Ой, красота-а кака-ая!....А это что – рай? Ой ма-амочки!.. – восторженно, но очень тихо пищала девчушка, как будто боясь спугнуть это невероятное видение. – А кто же там живёт? Ой, смотрите, какое облако!.. И дождик золотой! А разве такое бывает?..
– А ты когда-нибудь видела красного дракончика? – Лия отрицательно мотнула головой. – Ну, вот видишь, а у меня бывает, потому что это мой мир.

Господство устной культуры мощно способствовало умножению суеверий, страхов и коллективных паник. Однако, в конце концов, города возрождались, люди, уцелевшие от мора и войны, получили возможность устраивать свою жизнь лучше, чем в предыдущие эпохи. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства. Этот подъем с необходимостью вел к так называемому Возрождению или Ренессансу.

Народные верования и суеверия.

На протяжении всего средневековья в народной культуре сохраняются пережитки язычества, элементы народной религии. Спустя века после принятия христианства западноевропейские крестьяне продолжали тайно молиться и приносить жертвы старым языческим святыням. Под влиянием христианства многие языческие божества трансформировались в злых демонов. Особые магические обряды совершались в случае неурожая, засухи и т.п. Древние верования в колдунов, оборотней сохранялись в крестьянской среде на всем протяжении средневековья. Для борьбы с нечистой силой широко использовались различные обереги, как словесные (всевозможные заговоры), так и предметные (амулеты, талисманы). Едва ли не в каждой средневековой деревне можно было встретить колдунью, умеющую не только навести порчу, но и лечить.

Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики. Однако ход их был далеко не гладким. В XIV-XV веках Западная Европа неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, особенно чумы, принесли неисчислимые человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя война.

В эти периоды неуверенность и страх владели массами. Хозяйственный подъем сменяется длительными периодами спада и застоя. В народных массах усиливались комплексы страха перед смертью и загробным существованием, усиливаются страхи перед нечистой силой.

В конце Средневековья в сознании простонародья Сатана трансформируется из, в общем-то, не страшного и иногда смешного черта во всемогущественного повелителя темных сил, который в завершение земной истории выступит в роли Антихриста.

Другая причина страхов - голод, как следствие низкой урожайности и нескольких лет засух.

Источники страхов лучше всего высвечиваются в молитве крестьянина того времени: "Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны".

Господство устной культуры мощно способствовало умножению суеверий, страхов и коллективных паник.

Однако, в конце концов, города возрождались, люди, уцелевшие от мора и войны, получили возможность устраивать свою жизнь лучше, чем в предыдущие эпохи. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства. Этот подъем с необходимостью вел к так называемому Возрождению или Ренессансу.

Черное и белое, без середины - такова была действительность для средневековых людей. Итак, человек Средневековья был вечным яблоком раздора между Богом и Сатаной. Существование Дьявола представлялось столь же реальным, как и бытие бога; он даже испытывал меньшую нужду в том, чтобы представать перед человеком в перевоплощенном виде или в видениях. Главным образом он принимал различный антропоморфный вид. Особо избранные жертвы подвергались неоднократным натискам Сатаны, который использовал все уловки, маскировки, искушения и пытки. Объект препирательства между Богом и дьяволом на земле, человек, после смерти становился ставкой в их последнем и решающем споре.

Средневековое искусство насыщено изображениями финальной сцены земного существования, когда душа умершего раздиралась между Сатаной и архангелом Михаилом прежде, чем победитель уводил её в рай или ад. Эта сцена, которой заканчивалась жизнь средневекового человека, подчеркивает пассивность его существования. Она представляет собой самое сильное и впечатляющее выражение того, что он не принадлежал самому себе. В чем не сомневался средневековый человек, так это в том, что не только дьявол мог, подобно Богу (разумеется с его дозволения) творить чудеса, но этой способностью обладали также и смертные, обращая её во благо или во зло. Каждый человек имел своего ангела, и на земле обитало двойное население, люди и их небесные спутники, или, вернее, тройное, т.к. к ним прибавлялся подстерегавший их мир демонов. Земное общество было лишь сколком с общества небесного. Представление о небесной иерархии сковывало волю людей, мешало им касаться здания земного общества, не расшатывая одновременно общество небесное. Средневековые люди доводили до крайности аллегорическое толкование содержавшихся в Библии более или менее символических дат и сроков творения.

Карнавал.

Карнавал - это вторая жизнь народа, организованная на началах смеха. Это - веселый праздник для всех. Праздничность - существенная особенность всех смеховых обрядно-зрелищных форм средневековья. Карнавалы проводились в последние дни перед великим постом. Очень важная черта карнавала - отмена иерархических отношений: на карнавале все были равны. Официальные празднества как бы освещали неравенство - на них люди появлялись во всех регалиях. В больших городах Средневековья карнавалы продолжались в общей сложности до 3 месяцев в году60. Карнавалы "давали совершенно иной, подчеркнуто неофициальный, внецерковный и негосударственный аспект мира, человека и человеческих отношений; они как бы строили по ту сторону всего официального второй мир и вторую жизнь. Это - особого рода двухмерность, без учета которой ни культурное сознание средневековья, ни культура возрождения не могут быть понятыми. Таковы карнавального типа празднества античного мира,. Таковы и средневековые карнавалы".

Прежде всего, карнавал - это не зрелище!

Карнавал - это внутренняя свобода, проявленная в действиях. Высвобождается огромное количество энергии - это и есть источник жизненной энергии карнавала. Камень сваливается с плеч - мир вокруг расцветает красками.

Вечная ноша средневекового человека - сословные условности.

Когда наступал карнавал, все прятались за маски, одевали одинаковые костюмы (в ранних венецианских карнавалах было лишь несколько фасонов масок и мешковатой одежды, которая скрывала фигуру и делала человека практически неузнаваемым). Люди получали право быть самими собой, а не рабами, кузнецами, торговцами, священниками, воинами, королями, придворными.

Западный мир менялся, и старый смысл карнавала перестал быть актуален. Карнавал постепенно исчез.

Зарождение "городской культуры”.

В этот период быстро развивается так называемая "городская литература”, для которой было характерно реалистическое изображение городского повседневного быта различных слоев городского населения, а также появление сатирических произведений.

Развитие городской литературы свидетельствовало о новом явлении в культурной жизни западноевропейского общества - городской культуре, сыгравшей очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом.

Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия.

Городская культура зародилась во Франции в XI-XII вв. В этот период она была представлена, в частности, творчеством "жонглеров”, которые выступали на городских площадях как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы. Они выступали на ярмарках, народных праздниках, свадьбах, крестинах и т.п. и пользовались большой популярностью в народе.

Примерно с середины XII века театральные действия перемещаются из-под церковных сводов на площади и действия разыгрываются уже не на латыни, а на французском языке. В роли же актеров выступают уже не священнослужителя, а горожане, сюжеты пьес становятся все более светскими, пока не превращаются в сценки из обыденной городской жизни, часто сдобренными доброй порцией сатиры. В это же время развивается театральное искусство и в Англии.

Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим об углублении процесса развития городской культуры, было создание в городах нецерковных школ - это были частные школы, материально от церкви не зависящие.

Преподаватели этих школ жили за свет платы, взимаемой с учащихся и обучать в них своих детей могли все, кто мог позволить себе заплатить за обучение.

С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения.

Особенности городской литературы:

  • 1) Городская литература отличается вниманием к повседневной жизни человека, к быту.
  • 2) Пафос городской литературы дидактический и сатирический (в отличие от рыцарской литературы).
  • 3) Стиль тоже противоположен рыцарской литературе. Горожане не стремятся к отделке, изяществу произведений, для них самое главное - донести мысль, дать доказательный пример. Поэтому горожане используют не только стихотворную речь, но и прозу. Стиль: бытовые подробности, грубые подробности, много слов и выражений ремесленного, народного, жаргонного происхождения.
  • 4) Горожане начали делать первые прозаические пересказы рыцарских романов. Здесь берет начало прозаическая литература.
  • 5) Тип героя весьма обобщён. Это не индивидуализированный рядовой человек. Этот герой показывается в борьбе: столкновение со священниками, феодалами, где привилегии не на его стороне. Хитрость, изворотливость, жизненный опыт - черты героя.
  • 6) Жанрово-родовой состав.

В городской литературе развиваются все 3 рода.

Развивается лирическая поэзия, неконкурентная рыцарской, переживаний любовных здесь не найдёшь. Творчество вагантов, у которых запросы были гораздо выше, в силу своего образования всё-таки оказало синтез на городскую лирику.

В эпическом роде литературы в противовес объёмным рыцарским романам, горожане работали в малом жанре бытового, комического рассказа. Причина также в том, что у горожан нет времени работать над объёмными произведениями, да и какой смысл говорить о жизненных мелочах долго, их надо изображать в коротких анекдотических рассказах. Этим-то и привлекали внимание человека

В городской среде начинает развиваться и достигает расцвета драматический род литературы. Драматический род развивался по двум линиям:

Городская литература в средние века оказалась весьма богатым и разносторонним явлением. Это разнообразие жанров, развитие трёх родов литературы, многогранность стиля, богатство традиций - всё это обеспечивало данному сословному направлению большие возможности и перспективы. Кроме нее горожанам открывалась сама история. Именно в городе в эпоху Средневековья начали формироваться новые для феодального мира товарно-денежные отношения, которые и станут основой будущего капитального мира. Именно в недрах третьего сословия начнёт формироваться будущая буржуазия, интеллигенция. Горожане чувствуют, что будущее за ними, уверенно смотрят в завтрашний день. Поэтому в XIII в., веке интеллектуальной образованности, науки, расширения кругозора, развития городов и духовная жизнь горожан начнёт существенно меняться.

(1300-1640 гг.)

В западноевропейской науке конец средневековья обычно связывают с началом церковной реформации (начало 16 в.) или эпохи великих географических открытий (15-17 вв.). Позднее средневековье называют также эпохой Возрождения.

Это один из самых трагичных периодов средневековья. В XIV веке почти весь мир пережил несколько эпидемий чумы, Черной смерти. Только в Европе она уничтожила более 60 миллионов человек, почти половину населения. Это время сильнейших крестьянских восстаний в Англии и Франции и самой длительной войны за всю историю человечества – Столетней. Но одновременно – это эпоха Великих географических открытий и Возрождения.

Реформа́ция (лат. reformatio - исправление, преобразование, реформирование) - широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI - начала XVII века, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.

Основной причиной Реформации явилась борьба между теми, кто представлял зарождавшийся капиталистический способ производства, и защитниками господствовавшего в то время феодального строя, охраной идеологических догм которого занималась католическая церковь. Интересы и чаяния зарождавшегося класса буржуазии и так или иначе поддержавших его идеологию народных масс нашли проявление в основании протестантских церквей, призывавших к скромности, экономии, накоплению и опоре на себя, а также в формировании национальных государств, в которых церковь не играла главную роль.

До 16 века церковь в Европе владела крупными феодальными владениями, и ее мощь могла продолжаться только до того периода, пока существует феодальный строй. Богатства церкви основывались на владении землей, церковной десятине и плате за обряды. Великолепие и убранство храмов поражало. Церковь и феодальный строй идеально дополняли друг друга.

С появлением нового, постепенно набирающего силу класса общества – буржуазии, ситуация стала меняться. Многие уже давно высказывали недовольство излишней пышностью обрядов и храмов церкви. Большой протест у населения вызывала и дороговизна церковных обрядов. Особенно недовольна была таким положением дел буржуазия, которая хотела вкладывать деньги не в пышные и дорогие церковные обряды, а в производство.

В некоторых странах, где была сильной власть короля, церковь была ограничена в своих аппетитах. Во многих других, где священники могли хозяйничать вволю, ее ненавидело все население. Здесь Реформация нашла благодатную почву.

В 14 веке открыто против католической церкви выступил профессор Оксфорда Джон Виклиф, призывавший уничтожить институт папства и отнять все земли у священников. Его преемником стал Ян Гус, ректор Пражского университета и по совместительству пастор. Он полностью поддержал идею Виклифа и предложил провести в Чехии реформу церкви. За это он был объявлен еретиком и сожжен на костре.

Началом Реформации принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций. Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.

Основная мысль его сочинения – человеку не нужно посредничество церкви для обращения к Богу, ему достаточно веры. Этот поступок стал началом Реформации в Германии. Лютер подвергся преследованиям со стороны церковных властей, требовавших его отречения от своих слов. За него вступился правитель Саксонии Фридрих, спрятавший доктора богословия в своем замке. Последователи учения Лютера продолжали бороться за проведение изменения церкви. Выступления, которые жестоко подавлялись, привели к Крестьянской войне в Германии. Сторонников Реформации стали называть протестантами.

Со смертью Лютера Реформация не закончилась. Она началась в других странах Европы – в Дании, Англии, Норвегии, Австрии, Швеции, Швейцарии, Прибалтике, Польше.

Протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство) и др.

Комплекс мер, предпринятых католической церковью и иезуитами для борьбы с Реформацией,

Процесс общеевропейской интеграции был противоречив: наряду со сближением в области культуры и религии прослеживается стремление к национальной обособленности в плане развития государственности. Средневековье – это время образования национальных государств, которые существуют в виде монархий как абсолютных, так и сословно-представительных. Особенностями политической власти были ее раздробленность, а также соединение с условной собственностью на землю. Если в античной Европе право владеть землей определялось для свободного человека его этнической принадлежностью – фактом его рождения в данном полисе и вытекающими из этого гражданскими правами, то в средневековой Европе право на землю зависело от принадлежности человека к определенному сословию.

В это время укрепляется централизованная власть в большинстве западноевропейских стран, начинают образовываться и укрепляться национальные государства (Англия, Франция, Германия и др.). Крупные феодалы все в большей степени зависят от короля. Однако власть короля по-прежнему не является подлинно абсолютной. Наступает эпоха сословно-представительных монархий. Именно в этот период начинается практическое осуществление принципа разделения властей, и возникают первые парламенты – сословно-представительные органы, значительно ограничивающие власть короля. Ранее всего такой парламент – кортесы появился в Испании (конец XII – начало XII вв.). В 1265 г. парламент появляется в Англии. В XIV в. парламенты уже были созданы в большинстве стран Западной Европы. Вначале работа парламентов не была сколько-нибудь регламентирована, не были определены ни сроки собраний, ни порядок их проведения – все это решал король в зависимости от конкретной ситуации. Однако уже тогда стал важнейшим и постоянным вопрос, который рассматривали парламентарии, – налоги.

Парламенты могли выступать и как совещательный, и как законодательный, и как судебный орган. Постепенно за парламентом закрепляются законодательные функции, и намечается определенное противостояние парламента и короля. Так, король не мог без санкции парламента вводить дополнительные налоги, хотя формально король был намного выше парламента, и именно король созывал и распускал парламент, предлагал вопросы для обсуждения.

Парламенты были не единственным политическим новшеством классического Средневековья. Еще одной важной новой составляющей общественной жизни стали политические партии, которые впервые начинают формироваться в XIII в. в Италии, а затем (в XIV в.) во Франции. Политические партии жестко противостояли друг другу, однако причиной их противоборства тогда выступали скорее психологические причины, нежели экономические.

В XV–XVII вв. в области политики также появилось много нового. Заметно укрепляются государственность и государственные структуры. Общая для большинства стран Европы линия политической эволюции заключалась в укреплении центральной власти, в усилении роли государства в жизни общества.

Практически все страны Западной Европы в этот период прошли через ужасы кровавых раздоров и войн. Примером может быть война Алой и Белой Розы в Англии в XV в. В результате этой войны Англия потеряла четвертую часть своего населения. Средневековье также время крестьянских восстаний, волнений и бунтов. Примером может служить восстание под руководством Уота Тайлера и Джона Болла в Англии в 1381 г.

Великие географические открытия. Одна из первых экспедиций в Индию была организована португальскими моряками, которые пытались добраться до нее, огибая Африку. В 1487 г. ими был открыт мыс Доброй Надежды – самая южная точка Африканского материка. Тогда же путь в Индию искал и итальянец Христофор Колумб (1451–1506), сумевший снарядить четыре экспедиции на деньги испанского двора. Испанская королевская чета – Фердинанд и Изабелла – поверили его доводам и обещали ему огромные доходы из вновь открытых земель. Уже в ходе первой экспедиции в октябре 1492 г. Колумбом был открыт Новый Свет, названный затем Америкой по имени Америго Веспуччи (1454–1512), участвовавшего в экспедициях в Южную Америку в 1499–1504 гг. Именно он впервые описал новые земли и впервые высказал мысль о том, что это новая, не известная еще европейцам, часть света.

Морской путь в реальную Индию впервые проложила экспедиция португальцев под предводительством Васко да Гамы (1469–1524) в 1498 г. Первое кругосветное путешествие было совершено в 1519–1521 гг., возглавил его португалец Магеллан (1480–1521). Из 256 человек команды Магеллана в живых остались только 18, а сам Магеллан погиб в схватке с туземцами. Многие экспедиции того времени заканчивались столь печально.

Во второй половине XVI – XVII вв. на путь колониальных захватов вступили англичане, голландцы и французы. К середине XVII в. европейцы открыли Австралию и Новую Зеландию.

В результате Великих географических открытий начинают складываться колониальные империи, и из вновь открытых земель в Европу – Старый Свет – стекаются сокровища – золото и серебро. Следствием этого явилось повышение цен, прежде всего на сельскохозяйственную продукцию. Этот процесс, в той или иной степени имевший место во всех странах Западной Европы, получил в исторической литературе название революции цен. Она способствовала росту денежного богатства у купцов, предпринимателей, спекулянтов и послужила одним из источников первоначального накопления капитала.

Еще одним важнейшим следствием Великих географических открытий было перемещение мировых торговых путей: монополия венецианских купцов на караванную торговлю с Востоком в Южной Европе была нарушена. Португальцы стали продавать индийские товары в несколько раз дешевле, чем венецианские купцы.

Усиливаются страны, активно занимающиеся посреднической торговлей – Англия и Нидерланды. Занятие посреднической торговлей было очень ненадежным и опасным, но очень выгодным: так, если из трех кораблей, посланных в Индию, возвращался один, то экспедиция считалась успешной, а прибыли торговцев нередко достигали 1000%. Таким образом, торговля была важнейшим источником для образования крупных частных капиталов.

Количественный рост торговли способствовал появлению новых форм, в которых была организована торговля. В XVI в. впервые возникают биржи, главная цель и назначение которых состояли в использовании колебаний цен во времени. Благодаря развитию торговли в это время возникает значительно более прочная, чем раньше, связь между континентами. Так начинают закладываться основы мирового рынка.

Процесс первоначального накопления капитала происходил и в сфере сельского хозяйства, которое по-прежнему выступает основой экономики западноевропейского общества. В позднее Средневековье значительно усиливается специализация сельскохозяйственных районов, в основе которой преимущественно лежали различные природные условия. Идет интенсивное осушение болот, и, преображая природу, люди преображались сами.

Повсеместно увеличивались площади посевов, валовые сборы зерновых, росла урожайность. Этот прогресс был во многом основан на положительной эволюции агротехники и агрокультуры. Так, хотя все основные сельскохозяйственные орудия остались прежними (плуг, борона, коса и серп), они стали изготавливаться из более качественного металла, широко применялись удобрения, в сельскохозяйственный оборот были введены многополье и травосеяние. Успешно развивалось и скотоводство, велось улучшение пород скота, и применялся его стойловый откорм. Быстро менялись и общественно-экономические отношения в сфере сельского хозяйства: в Италии, Англии, Франции, Нидерландах практически все крестьяне были уже лично свободны. Важнейшим новшеством этого периода было широкое развитие арендных отношений. Землевладельцы все охотнее сдавали землю крестьянам, так как экономически это было более выгодно, чем организация собственного помещичьего хозяйства.

В период позднего Средневековья аренда существовала в двух видах: феодальная и капиталистическая. В случае феодальной аренды земельный собственник давал крестьянину какой-то участок земли, как правило, не очень большой, и при необходимости мог снабжать его семенами, скотом, инвентарем, а крестьянин отдавал за это часть урожая. Суть капиталистической аренды была несколько иной: собственник земли получал от арендатора денежную ренту, сам арендатор был фермером, его производство было ориентировано на рынок, а размеры производства были значительны. Важной особенностью капиталистической аренды было применение наемного труда. В этот период фермерство наиболее быстро распространялось в Англии, Северной Франции и Нидерландах.

Определенный прогресс наблюдался и в промышленности. Мануфактура предполагала специализацию между работниками при выполнении какого-либо изделия, что значительно повышало производительность труда, который, как и раньше, оставался ручным. На мануфактурах Западной Европы работали наемные работники.

Совершенствовались техника и технология. В таких отраслях, как металлургия, начинают применяться доменная печь, волочильные и прокатные механизмы, существенно увеличивается производство стали. В горном деле повсеместно использовались водоотливные насосы и подъемники, повышавшие производительность труда горняков. В ткачестве, и в частности в сукноделии, активно использовалась изобретенная в конце XV в. самопрялка, выполнявшая сразу две операции – скручивание и наматывание нити.

Важнейшие процессы, проходившие в это время в области общественно-экономических отношений в промышленности, сводились к разорению части ремесленников и превращению их в наемных рабочих на мануфактурах.

Важным слоем городского населения были купцы, игравшие главную роль во внутренней и внешней торговле. Они постоянно разъезжали по городам с товарами. Купцы, как правило, были грамотны и могли говорить на языках тех стран, через которые они проезжали. Внешняя торговля в этот период, по-видимому, все еще более развита, чем внутренняя. Центрами внешней торговли в Западной Европе тогда были Северное, Балтийское и Средиземное моря. Из Западной Европы вывозили сукна, вина, металлические изделия, мед, строевой лес, мех, смолу. С Востока на Запад везли в основном предметы роскоши: цветные ткани, шелк, парчу, драгоценные камни, слоновую кость, вино, фрукты, пряности, ковры. Ввоз в Европу в целом превышал вывоз. Крупнейшим участником внешней торговли Западной Европы были ганзейские города. Их насчитывалось около 80, и наиболее крупными из них были Гамбург, Бремен, Гданьск и Кельн.

Развитие внутренней торговли значительно тормозилось отсутствием единой денежной системы, многочисленными внутренними таможнями и таможенными сборами, отсутствием хорошей транспортной сети, постоянным разбоем на дорогах.

Активно развивается и европейская наука, столь сильно повлиявшая не только на европейскую цивилизацию, но и на все человечество. В XVI–XVII вв. в развитии естествознания происходят существенные сдвиги, связанные с общим культурным прогрессом общества, развитием человеческого сознания и ростом материального производства. Этому в громадной степени способствовали Великие географические открытия, давшие массу новых фактов по географии, геологии, ботанике, зоологии, астрономии. Основной прогресс в области естественных наук в этот период шел по линии обобщения и осмысления накопленной информации. Так, немец Агрикола (1494–1555) собрал и систематизировал сведения о рудах и минералах и описал технику горнорудного дела. Швейцарец Конрад Геснер (1516–1565) составил фундаментальный труд «История животных». Появились первые в европейской истории многотомные классификации растений, были заложены первые ботанические сады. Знаменитей швейцарский врач

Ф.А. Парацельс (1493–1541), изучал природу человеческого организма, причины болезней, методы их лечения. Весалий (1514–1564), родившийся в Брюсселе, учившийся во Франции и Италии, автор труда «О строении человеческого тела», заложил основы современной анатомии, и уже в XVII в. идеи Весалия были признаны во всех европейских странах. Английский ученый Уильям Гарвей (1578–1657) открыл кровообращение у человека. Большую роль в развитии методов естествознания сыграл англичанин Френсис Бэкон (1564–1626), утверждавший, что истинное знание должно основываться на опыте.

В области физики можно назвать целый ряд великих имен. Это, прежде всего, Леонардо да Винчи (1452–1519). Гениальный ученый составил технические проекты, намного опередившие его время – чертежи механизмов, станков, аппаратов, включая проект летающей машины. Итальянец Эванджелиста Торричелли (1608–1647) занимался вопросами гидродинамики, изучал атмосферное давление, создал ртутный барометр. Французский ученый Блез Паскаль (1623–1662) открыл закон о передаче давления в жидкостях и газах.

Крупный вклад в развитие физики внес итальянец Галилео Галилей (1564–1642), который приобрел большую известность как астроном: он впервые сконструировал телескоп и впервые в истории человечества увидел громадное количество звезд, невидимых невооруженным глазом, горы на поверхности Луны, пятна на Солнце. Его предшественником был польский ученый Николай Коперник (1473–1543), автор знаменитого труда «Об обращении небесных сфер», в котором он доказывал, что Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вместе с другими планетами вокруг Солнца. Взгляды Коперника были развиты немецким астрономом Иоганном Кеплером (1571–1630), которому удалось сформулировать законы движения планет. Идеи эти разделял и Джордано Бруно (1548–1600), утверждавший, что мир бесконечен и что Солнце является лишь одной из бесконечного числа звезд, которые, как и Солнце, имеют планеты, подобные Земле.

Интенсивно развивается математика. Итальянец Джероламо Кардано (1501–1576) находит способ решения уравнений третьей степени. Изобретены и в 1614 г. опубликованы первые таблицы логарифмов. К середине XVII в. во всеобщее употребление входят специальные знаки для записи алгебраических действий: знаки сложения, возведения в степень, извлечения корня, равенства, скобок и др. Знаменитый французский математик Франсуа Виет (1540–1603) предложил использовать буквенные обозначения не только для неизвестных, но и известных величин, что дало возможность ставить и решать алгебраические задачи в общей форме. Математическая символика была усовершенствована Рене Декартом (1596–1650), создавшим аналитическую геометрию. Француз Пьер Ферма (1601–1665) успешно разрабатывал проблему исчисления бесконечно малых величин.

Национальные достижения быстро становились достоянием общеевропейской научной мысли. К концу позднего Средневековья в Европе заметно меняется организация науки и научных исследований. Создаются сообщества ученых, совместно обсуждающих опыты, методику, задачи, результаты. На базе научных кружков в середине XVII в. образуются национальные академии наук, первые из них возникли в Англии и Франции.

В период позднего Средневековья оформляется важнейшая идея Запада: активное отношение к жизни, стремление познавать окружающий мир и убежденность в том, что он может быть познан с помощью разума, желание преобразовывать мир в интересах человека.

В области техники наблюдался большой прогресс: появилась более совершенная конная упряжь и повозки с поворотной осью, стремена у всадников, ветряные мельницы, шарнирный руль на кораблях, доменные печи и чугун, огнестрельное оружие, печатный станок. В средние века появилось организованное профессиональное обучение в виде университетов, однако в целом наука находилась в глубоком упадке. В XII веке на всю Европу приходилось не более 10 учёных, в XIII - не более 15, в XIV - менее 25 (для сравнения: сегодня их сотни тысяч).

Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «re/ri» - «снова» или «заново» и «nasci» - «рождённый») - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре Нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи: начало XIV - последняя четверть XVI века и в некоторых случаях - первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения - светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» - так и появился термин.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма - общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В позднее Средневековье в Европе складывается новое мировоззрение, основанное на гуманизме. Теперь в центр мира ставилась конкретная личность, а не церковь. Гуманисты резко противостояли традиционной средневековой идеологии, отрицая необходимость полного подчинения души и разума религии. Человек все более интересуется окружающим миром. В этот период более отчетливо проявляется неравенство в уровнях экономического и политического развития отдельных стран. Более быстрыми темпами развиваются Италия, Нидерланды, Англия и Франция. Отстают Испания, Португалия, Германия. Однако важнейшие процессы в развитии стран Европы по-прежнему носят общий для всех стран характер.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканья и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

НОВОЕ ВРЕМЯ

Новое время до сих пор является довольно условным понятием, поскольку все страны ступили в него в разное время. Новое время явилось этапом больших перемен во всех сферах жизни: экономической, социальной, политической. Оно занимает более краткий период, если сравнивать его со Средними веками, и тем более, с древним миром, но в истории этот период имеет крайне важное значение. Знаменитые географические открытия, книга Николая Коперника изменили старые представления людей о Земле, расширили знания человека о мире.

Реформация, прошедшая по всем странам Европы, отменила власть римских пап над сознанием людей, и привела к появлению протестантского движения. Гуманисты эпохи Ренессанса добились появления множества университетов и привели к полному перевороту в сознании человека, объяснив его место в окружающем мире.

В эпоху нового времени человечество осознало, что живет на самом деле в небольшом пространстве. Географические открытия привели к сближению стран и народов. В Средние века все было иначе. Медленная скорость передвижения, невозможность пересечь океан приводили к тому, что даже о соседних странах не было достоверной информации.

Западная Европа в новое время осуществила экспансию, установив свое господство над большинством стран в Азии и Африки. Для народов этих стран новое время стало периодом жестокой колонизации со стороны европейских захватчиков.

Каким образом небольшим странам Западной Европы удалось в короткие сроки подчинить себе огромные территории в Африке и Азии? Для этого было несколько причин. Европейские страны вырвались далеко вперед в своем развитии. На Востоке жизнь поданных, их земли и имущество принадлежали правителю. Больше всего там ценились не личные качества человека, а интересы общины. Основой хозяйства было земледелие. На Западе все было по-другому. Превыше всего были права человека, его личные качества, стремление к выгоде и процветанию. Возникшие в Средние века города привели к появлению разнообразных ремесел и прорыву в развитии техники. В этом отношении страны европейские страны ушли далеко вперед от восточных.

Новое время привело к изменению политического строя во многих странах. Бурное развитие торговли, особенно в период знаменитых географических открытий, возникновение банковского дела, появление мануфактур стали все сильнее противоречить традиционной экономике и политическому строю. Появившийся новый класс, буржуазия, постепенно начинает играть значительную роль в государстве.

В XVIII веке сила буржуазии многократно возрастает. Во многих странах достигшие предела противоречия между капиталистическим способом производства и феодальным строем привели к буржуазным революциям. Такое произошло в Англии и Франции. Капитализм окончательно побеждает в Европе. Начинается промышленный переворот, и устаревшая мануфактура вытесняется фабрикой.

Большинство европейских стран в новое время переживают сложное время изменения форм власти, кризис абсолютной монархии. В результате изменений в политическом строе в наиболее прогрессивных странах возникает парламентская демократия. В этот же период начинает складываться современная система международных отношений.

Новое время это период своеобразного второго Возрождения. Реальность показывала, сколько на самом деле может сделать и изменить обычный человек. Постепенно в людском сознании формируется мысль – человек на самом деле может все. Появляется убеждение, что он может подчинить природу и изменить свое будущее.

Большое развитие получает философия. Происходит в буквальном смысле ее возрождение. Философии удалось сохранить за собой главенствующее положение среди наук. Философы нового времени искренне верили в то что общество нуждается в их идеях. Происходит формирование совершенно новой философии, проблемы которой остаются важными и сегодня.

В раннее новое время в европейской экономике аграрная сфера производства по-прежнему резко преобладала над промышленностью; несмотря на ряд технических открытий, ручной труд господствовал повсеместно. В этих условиях особое значение приобретали такие факторы экономики, как рабочая сила, масштабы рынка труда, уровень профессионализма каждого работника. Заметное воздействие на развитие экономики в эту эпоху оказывали демографические процессы.

Одной из главных исторических предпосылок генезиса капитализма был высокий уровень разделения общественного труда, а также технические сдвиги в ведущих отраслях промышленности, что сделало возможным организацию мануфактурного производства. Поступательный характер генезиса капитализма, его необратимость во многом зависели и от широты экспорта производимых товаров массового спроса. Так, немалую их часть начали поглощать колонии, что подтолкнуло производство одежды, утвари и других товаре в странах Европы.

Раннее новое время было эпохой складывания предпосылок капитализма и становления раннекапиталистического уклада в экономике феодального общества. Одна из главных сторон этого процесса - первоначальное накопление капитала в различных его формах - торгового, банковско-ростовщического и промышленного - в условиях более высокого, чем в средние века, уровня производства и обмена. В раннее новое время товарное обращение быстро перерастало локальные и национальные рамки, приобретая широкий международный размах. Первоначальному накоплению дали мощный импульс Великие географические открытия и связанное с ними освоение новых земель и торговых путей, что ускорило складывание мирового рынка. В XVI - первой половине XVII в. неуклонно возрастало производство на экспорт товаров массового потребления, торговля ими европейских стран приобретала куда более значительные, чем прежде, масштабы. Торговля с колониями, в которой норма прибыли была особенно велика, ускоряла формирование крупного купеческого капитала.

Существенное воздействие на экономическое развитие Европы оказала так называемая "революция цен" (своеобразный механизм обесценивания денег) - повышение цен на продовольствие, вызванное увеличением массы денег, находившихся в обращении. С освоением американских колоний, богатых залежами драгоценных металлов, и грабежом сокровищ индейцев начался приток в Европу дешевого золота и серебра - низкая их себестоимость была связана с использованием на рудниках почти дарового труда местного населения. Длившаяся многие десятилетия "революция цен" приводила к обогащению самых разных слоев европейского общества в зависимости от экономической и политической ситуации в той или иной стране». Так, в Англии от нее выиграли преимущественно новое дворянство и фермеры, в Испании - гранды, в Германии - крупное купечество.

Накоплению капиталов в сфере торговли благоприятствовала система монополий, сложившаяся еще в предшествующие столетия. В ряде стран требования рядового купечества ввести свободную торговлю и решительно бороться с монополиями на торговлю отдельными видами товаров оказались в целом тщетными. Монополии нередко насаждались или активно поддерживались королевской властью. Так было в Испании, Англии, Франции. Процесс первоначального накопления ускорялся и благодаря значительной разнице в ценах на многие "колониальные" товары. Так, продажная цена на привозимые из Индонезии, Индии, Аравии пряности в сто и более раз превышала их стоимость на месте производства. В первоначальном накоплении немалую роль играл и такой важный экономический фактор эпохи, как наличие дешевой рабочей силы в условиях массовой пауперизации крестьянства и городских ремесленников. Особенно дешевым был женский и детский труд, широкое использование которого стало характерной и весьма печальной приметой времени.

В банковско-ростовщической сфере накопление капитала имело свои многочисленные источники - государственные и крупные частные займы, система откупов на сбор налогов, ростовщическое кредитование ремесленников (займы под залог мастерской, станков, инвентаря) и в особенно широком масштабе - финансирование под высокие проценты крестьянства. Денежная зависимость арендаторов и других категорий держателей земли от ростовщика углубляла дифференциацию в их среде, это способствовало пополнению рынка свободной рабочей силы и в то же время вело к значительному обогащению заимодавцев.

Торговый капитал в ремесле и промышленности. Именно торговый капитал выступал в эту эпоху инициатором нововведений в организации производства, ориентированного на рынок, причем с тенденцией расширения экспорта продукции в другие страны.

Финансовая зависимость ремесленников от купцов - а с ними рука об руку действовали и ростовщики - вела к постепенной утрате самостоятельными производителями прав собственности на мастерскую, орудия производства и превращению их по сути в наемных рабочих. Экспроприация городских и сельских ремесленников, пауперизация основной массы производителей - процесс, неизменно сопутствовавший проникновению торгового капитала в сферу ремесла и промышленности.

Наиболее глубоким и широкомасштабным было внедрение торгового капитала в горное дело, металлургию, текстильное и книжное производства. Новые методы организации производства порождали изменения в социальном статусе его контрагентов: купец и мастер превращались в предпринимателей ранне-капиталистического типа, а ремесленники формировали среду лишенных собственности наемных рабочих, предпролетариата,

Мануфактура. Подчинение ремесла и промышленности торговому капиталу, ориентированному на получение прибыли, влекло за собой поиски новых, более рентабельных форм организации производства. Такой формой раннекапиталистического предпринимательства стала мануфактура, основанная в целом на ручном труде, Но максимально специализированном. Экономическую базу мануфактуры составляла собственность предпринимателя на орудия производства, организация и контроль за процессом изготовления продукции и ее сбытом, использование наемного труда работников. Раннее новое время отмечено многообразием видов мануфактуры - зависимости от характера самого производства и степени охвата ей капиталом. Мануфактуры были трех типов - рассеянная, смешанная и централизованная.

Экономически более эффективной оказывалась смешанная мануфактура, когда часть производственных операций производилась в мастерской предпринимателя.

Промышленный капитал в раннее новое время еще только начинал складываться как самостоятельная финансовая сфера, чаще он был одной из функций торгово-банковского капитала. В новых формах организации промышленности, прежде всего в мануфактурах, создавались благоприятные условия для первоначального накопления. Росту прибыли здесь способствовали: повышение производительности труда, немалую роль в которой играли технические усовершенствования и улучшение технологии производства; отсутствие конкуренции на рынке рабочей силы; наконец, проводившаяся в ряде стран протекционистская политика власти.

Когда в деятельности отдельных купеческих домов, компаний, кланов сочетались все функции капитала, то создавались условия для образования огромных для той эпохи, подчас миллионных, состояний, Наличие крупных капиталов было важным, но не единственным условием активизации процесса генезиса капитализма. К тому же далеко не всегда накопленные в торгово-банковской сфере крупные денежные массы устремлялись в промышленность, в предпринимательство раннего капиталистического типа. Более надежным, как и прежде, оставалось вложение капитала в земельную собственность и прочую недвижимость. Нередко богатое купечество тратило огромные суммы на приобретение дворянских титулов и званий, на покупку выгодных должностей в государственном аппарате, а также на поддержание пышного, престижного образа жизни.

Помимо накопления капитала, другим важным экономическим условием генезиса капитализма было наличие рынка свободной рабочей силы. В раннее новое время такой рынок активно формировался за счет пауперизации крестьянства и городских ремесленников. Лишенные средств производства, выбитые из привычной жизненной колеи, бедняки были вынуждены продавать свой труд предпринимателю на выгодных для него условиях. Законы против бродяжничества (в Англии, Франции) принуждали к труду нищих и бродяг, насильственно вовлекая их в сферу раннекапиталистического производства и делая их объектом особенно жестокой эксплуатации. Социально разнородная масса бедного люда была, как правило, лишена всякой правовой защищенности и обречена на жалкое, полунищенское существование даже в тех случаях, когда добровольно или по принуждению получала работу на мануфактурах. Генезис капитализма сопровождался небывалой интенсификацией труда и высокой нормой эксплуатации наемных работников (низкая заработная плата, продолжительный рабочий день, использование труда женщин и детей, которым платили меньше за равный с мужчинами труд).

В раннее новое время раннекапиталистический уклад сложился или начал складываться в большинстве стран Европы. Динамика его развития активно влияла и на традиционные формы феодального производства, побуждая к изменениям в цеховом ремесле, арендных отношениях, свободном мелкотоварном хозяйстве. Ранний капитализм обозначил главную линию экономического прогресса в Европе в последующие столетия.

Крупнейшим достижением нового времени стало разрушение феодально-патриархальных пут и провозглашение прав и свобод человека и гражданина. Это развязало огромные созидательные силы, изменившие облик мира, но не смогло помешать концентрации собственности и власти в руках немногих, эксплуатации и подавлению ими большинства индивидуумов и народов. Как никогда прежде обнажились коллизии свободы и равенства, интересов индивидуума и общества, эффективности производства и социальной справедливости. Следствием фетишизации капитала стало крайнее обострение классовых, межэтнических и других общественных противоречий. Они способствовали взлету националистических и социалистических утопий, еще более ожесточивших антагонизмы.

Сельским хозяйством в раннее новое время по-прежнему занималось подавляющее большинство населения Европы. Эта главная сфера экономику оставалась мало подверженной изменениям как в агрикультуре, так и в наборе инвентаря. В методах землепользования можно отметить переход в ряде районов зернового хозяйства к многополью и травосеянию по пару, а также более частое, чем в предшествующие столетия, применение удобрений. Множились виды железного сельскохозяйственного инвентаря, вытеснявшего деревянные орудия. В организации производства кардинальных сдвигов не было - оно оставалось мелким, индивидуальным, основанным на ручном труде с традиционным использованием тяги животных - лошадей и быков.

И все же под влиянием расширявшихся рыночных отношений сельский ландшафт начал меняться: во многих районах сокращались посевы зерна, но возрастали размеры площадей, занятых под сады и огороды, увеличивались масштабы, возделывания технических культур - льна, конопли, красивей (вайды, марены, шафрана). Интенсификация методов хозяйствования была заметнее в виноградарстве, садоводстве, чем в хлебопашестве, она происходила главным образом под влиянием требований городского или внешнего рынков (например, экспортная торгом я вином). Продовольственные запросы горожан заметно воздействовали на расширение огородных культур. В рацион западноевропейского горожанина теперь входили, помимо традиционных овощных культур, картофель, помидоры, цветная капуста, артишоки, саржа.

Происходила эволюция поземельных отношений: разные формы феодального держания хотя и не исчезли (порой менялся лишь юридический статус землепользователя), но уступали место свободной срочной аренде с тенденцией к сокращению ее сроков, характерной для многих стран. В этом был непосредственно заинтересованы земельные собственники, поскольку малый срок - от 3 до 5 лет - позволял чаще менять условия аренды и повышать плату за землю, приводя ее в соответствие с изменяющейся рыночной конъюнктурой.

Средний слой крестьянства, состоявший преимущественно из лично свободных арендаторов сравнительно небольших участков земли, все чаще ориентировал свое хозяйство на связь с рынком. Это выразилось, в частности, в отказе от землепашества и переходе к интенсивному садоводству, виноградарству, разведению технических культур. Для этого слоя характерно использование наряду с семейным, наемного труда.

Крестьянская беднота, хотя и имела небольшое приусадебное хозяйство, не всегда обеспеченное рабочим скотом, главный источник существования видела в заработной плате, нанимаясь к богатым соседям, городским земельным собственникам, фермерам. Из массы бедняков формировался сельский предпролетариат, вовлекавшийся и в организуемое предпринимателями деревенское ремесло.

Складывалась и прослойка фермерства - крупных арендаторов (или собственников) земли, к обработке которой привлекались батраки. Фермерские хозяйства обычно носили товарный характер, в них чаще встречались новые методы интенсификации труда и продиктованная рыночными условиями специализация. Фермерами становились как выходцы из зажиточных крестьян, так и горожане, переключавшиеся на сельскохозяйственное предпринимательство. Раннекапиталистические отношения начали проникать и в деревенскую экономику, но их удельный вес в сельском хозяйстве был невелик.

Новое время – период быстрого развития техники. Одно из важных изобретений того времени, которое сыграло огромную роль в развитии культуры – это книгопечатание. Появление печатного станка во много раз ускорило скорость создания книги. Раньше книги переписывали вручную, или создавали при помощи штампов, и этот процесс занимал огромное количество времени. Теперь все намного упрощалось.

В XVIII в Англии, где была большая сырьевая база, создаются первые прядильные, ткацкие и швейные станки. Развитие мореплавания, рост армий, появление легкой промышленности приводит к усилению роли машиностроения и металлургической промышленности. Европейцы научились в начале XVIII века выплавлять дешевый чугун и раскрыли секрет стали. В это же время братьями Мартенами была изобретена печь, позволяющая восстанавливать сталь из чугуна. В их честь она получила название мартеновской печи. В XIX веке была решена проблема с транспортировкой большого количества сырья и продукции – были изобретены паровоз и пароход.

Источники энергии. Двигатели. Главные условия экономического прогресса в раннее новое время - накопление производственного опыта, углубление общественного разделения труда, совершенствование орудий труда и улучшение технологии производства. Не малую роль в поступательном развитии экономики играли виды энергии и методы ее использования. Основными видами энергии как и в средние века, оставались труд человека, сила животных, воды и ветра. Источниками тепловой энергии были древесина, древесный и каменный уголь, торф. В эту эпоху инженерная мысль направляла усилия к тому, чтобы совершенствовать традиционные и изобретать новые приспособления для использования основных источников механической энергии - силы воды и ветра. Ветряные мельницы стали строить с приспособлениями для вращения корпуса башни или ее шлема, изменялся наклон их крыльев, что позволяло улавливать меняющий направление ветер. Усовершенствовались и водяные мельницы: увеличился вдвое диаметр вертикального водоналивного колеса (он достигал порой 10 метров), а погруженное в водяной поток горизонтальное колесо обрело лопасти. Все это повышало энергетическую мощность мельниц. Их стали применять не только в мукомольном деле и суконном производстве, как прежде, но и на лесопилках, дм измельчения и обогащения руды, приготовления бумажной массы, в кузнечном деле.

Важным фактором технического прогресса стало изобретение системы передачи энергии и использование для этого механизмов, известных в древности, но почти забытых в средине века (ворот, насос» подъемный кран и др.). Это коснулось прежде всего горного дела: здесь начали использовать механизмы для откачки воды из глубоких шахт и штолен (они достигали от 300 до 800 метров глубины). Воду откачивали насосами, помпами, которые приводил в движение конный привод или водяное колесо, а иногда ветряная мельница. Для подъема руды из шахт начали применять ворот, разительно повысивший производительность труда: ворот могли обслуживать всего два человека, тогда как прежде на подъеме руды обычно было занято несколько сотен рабочих. Появились вагонетки на деревянных рельсах для доставки руды к домнам.

Весьма значительными были технические сдвиги в металлургии. Здесь активно использовали водяное колесо - им приводили в движение тяжелые молоты, которыми обрабатывали железо. Подлинным переворотом в металлургии стало усовершенствование изобретенной в XV в. доменной печи - она заменяла градационный горн. В доменных печах, где температура была значительно выше, чем в горне, сначала выплавляли чугун и из руды, а затем из чугуна железо. К тому же в домнах стали использовать в качестве топлива не древесный уголь, а каменный, поскольку он давал более высокую температуру горения. Это делало процесс плавки более эффективным, улучшалось и качество выплавленного металла. Усовершенствовалась и технология плавки металлов (железа, стали, серебра, меди, свинца), создавались новые виды сплавов. Еще одно важное техническое новшество в металлургии - использование валков для обработки железа.

Кардинальные изменения произошли в оружейном производстве с усовершенствованием огнестрельного оружия. В XVI в. пушки отливали, а не клепали. Многообразные железные изделия (серпы, косы, колеса и др.). Гвозди, изготовление которых стимулировалось развитием кораблестроения, стали широко использовать и в хозяйственных нуждах.

Текстильное производство. Значительная динамика отмечена в раннее новое время в текстильной промышленности: появились новые отрасли (изготовление смешанных тканей), в суконоделии и шелкоткачестве создавались новые виды тканей, старые центры текстильной промышленности сменялись новыми. В текстильном производстве важным новшеством стал горизонтальный ткацкий станок с челноками новой конструкции. В конце XV в. появилась колесная прялка ("самопрялка*"): прядильщик вращал колесо, благодаря которому мог не только прясть нить, но и наматывать ее. Совершенствовалась и технология текстильного производства - появились новые методы окраски тканей и закрепления краски.

Благодаря трудам Галилео и Коперника создается новая картина мира – гелиоцентрическая. В науке на первое место выходит не авторитет ученого, а личный опыт и эксперименты.

Расцвет европейской культуры происходит в XVII – XVIII веках. Происходят большие изменения в искусстве. Появляются новые стили – барокко и классицизм.

В XVIII веке, как в свое время, в эпоху Ренессанса, появляется большая необходимость в просветителях. Появляется блестящая плеяда умов почти во всех областях искусства и науки. Это Вольтер, Ломоносов, Локк, Кант, Дидро, Руссо. Их общей объединяющей чертой была большая вера в науку и прогресс.

Карта позднесредневековых государств Европы

Позднее Средневековье - термин, используемый историками для описания периода европейской истории в XIV-XV вв.

Около 1300 года период роста и процветания Европы закончился целой серией бедствий, таких как Великий голод 1315-1317 годов , который случился из-за необыкновенно холодных и дождливых лет, погубивших урожай. За голодом и болезнями последовала Чёрная смерть - эпидемия чумы, которая уничтожила 1/3 европейского населения. Разрушение социального строя привело к массовым волнениям, именно в это время бушевали известные крестьянские войны в Англии и Франции , такие как Жакерия . Депопуляция европейского населения была довершена опустошениями, произведенными Западным походом монголов и Столетней войной .

Во Франции, Англии, Западной Германии в течение XIV века практически все крестьяне получили личную свободу.

Этот период характеризуется прежде всего преодолением феодальной раздробленности и образованием централизованных государств в Англии и Франции. Используя финансовые средства городов, короли могли содержать постоянную наёмную армию для борьбы с мятежными феодалами. В связи с появлением в начале XIV века огнестрельного оружия уменьшилось значение рыцарства . Ни один замок не мог устоять против артиллерии, а появление большого количества ручного огнестрельного оружия сделало бессмысленными тяжёлые доспехи рыцарей. Главную роль на войне стала играть пехота, в первую очередь наёмная: сначала швейцарская , потом немецкие ландскнехты .

Несмотря на кризис, уже в XIV веке в Западной Европе начался период прогресса наук и искусств, подготовленный появлением университетов и распространением учености. Возрождение интереса к античной литературе (см. Древнегреческая литература и Древнеримская культура) привело к началу итальянского Проторенессанса . Древности, в том числе книги, накапливались в Западной Европе во времена крестовых походов , особенно после разграбления крестоносцами Константинополя и последовавшего упадка христианской культуры на Балканах , из-за которого византийские ученые начали переселяться на Запад, особенно в