Покраска

Основы социально психологической теории парыгин читать онлайн. Парыгин, Борис Дмитриевич - Социальная психология: истоки и перспективы

Бендюков М.А. докт. психол. наук, профессор кафедры «Прикладная психология» Петербургского государственного университета путей сообщения
Социально-психологическая теория Б. Д. Парыгина и вызовы ХХI века.

(В преддверии 80-летия ученого) 1
19 июня 2010 года Борису Дмитриевичу Парыгину исполнится 80 лет. Трудно переоценить значение научного творчества профессора Б. Д. Парыгина для отечественной и мировой психологии и тот вклад, который внесли его работы в развитие научных знаний о функционировании человеческой психики. В нашей стране вряд ли найдется психолог, которому ничего не говорит имя Б. Д. Парыгина - пионера возрождения отечественной социальной психологии в 60-х годах прошлого века. Также общеизвестно, что именно этот ученый заложил те методологические и теоретические основы отечественной социальной психологии, которые и сегодня придают своеобразие и оригинальность российским социально-психологическим исследованиям. Представляется, что и в будущем социально-психологическая теория Б. Д. Парыгина, может послужить фундаментальным основанием исследований в области социальной психологии.

Последнее утверждение может показаться некоторым преувеличением. Мир изменился, в научный обиход вошли другие имена и другие теории, и, вообще, ХХI век на дворе. А сделанное ранее уже потеряло свою актуальность и значимость.

Так ли это? Или это проявление известного социально-психологического феномена «Нет пророка в своем отечестве»?

Представляется, что сегодня рефлексия методологических оснований социальной психологии весьма актуальна по ряду причин. И потому что психология в целом, и социальная психология в частности являются идеологически весьма нагруженными дисциплинами, и потому, что якобы новые методологические подходы при ближайшем рассмотрении оказываются подобны старому перелицованному пальто, и потому что закат «великих нарративов», объявленный Ж.-Ф. Лиотаром, пожалуй, преждевременен, что стало особенно очевидным при возникновении мирового экономического кризиса.

Работы Б. Д. Парыгина дают возможность такой конструктивной рефлексии. В качестве объектов анализа мы выбрали две ключевых монографических работы Б. Д. Парыгина: «Основы социально-психологической теории» (1971 г.) и «Социальная психология» (2003г.).

Первое на что обращаешь внимание при прочтении этих книг - абсолютно ясная и одновременно идеологически не ангажированная методологическая позиция. Здесь, несомненно, сказывается блестящая философская подготовка автора и его склонность к прояснению базовых оснований своей теоретической работы, которая немыслима без обращения к философско-мировоззренческим основаниям естественной науки Нового времени.

Очевидно, что в качестве философской основы социально-психологической теории Б. Д. Парыгина выступает диалектический материализм. Однако, это не вульгарный и идеологизированный диамат «красной профессуры» и партийных работников, а научно-обоснованное применение философских принципов к новому объекту социальной реальности – совокупности социально-психологических феноменов. Выражаясь современным языком, социально-психологическая теория Б. Д. Парыгина фрактальна относительно диалектического материализма (напомним, что Бенуа Мандельброт определял фрактал как «структуру, состоящую из частей, которые в каком-то смысле подобны целому»). В этом смысле Б. Д. Парыгин при построении своей теории шел тем же путем, что и Л. С. Выготский при создании культурно-исторической теории развития психики; А. Н. Леонтьев при разработке общепсихологической теории деятельности; Б. Д. Ананьев в разработке антропоцентристской методологии психологии и, несколько позже, Б. Ф. Ломов при разработке системного подхода в психологии.

Существенным отличием методологической позиции Б. Д. Парыгина является четко артикулированное различие между идеологией и общественной психологией как видами общественного сознания. Широко известна фраза А. Н. Леонтьева из предисловия к книге «Деятельность. Сознание. Личность» датированная 1974 годом: «В современном мире психология выполняет идеологическую функцию и служит классовым интересам; не считаться с этим невозможно» 2 . Б. Д. Парыгин по этому вопросу занимает принципиально иную позицию: «Общественная психология качественно отличается от идеологии, прежде всего по способам своего функционирования. Идеология существует в виде системы взглядов и теорий, которые материализуются в форме политических программ, моральных и правовых кодексов и научных трактатов. Общественная психология же функционирует в форме настроений и действий, поступков и системы поведения, как отдельного индивида, так и различных социальных групп людей»(с. 66). 3

Рассматривая позицию Б. Д. Парыгина в историческом ракурсе, следует отметить, что разделение социальной психологии и идеологии было исторически оправдано и, на тот момент, весьма актуально. Индустриальное общество, одним из вариантов которого являлось советское общество, к 70-м годам принципиально изменилось. Индустриальный прогресс, характерным признаком которого является усложнение и интеллектуализация труда, привел к появлению новых социальных и профессиональных групп (партийные работники, управленцы-хозяйственники, силовики, ученые и проч.) самоидентификация которых в социальном поле принципиально отличалась от традиционного для вульгарного истмата классового деления. Структура власти уже не соответствовала традиционно ключевой для советской идеологии идее диктатуры пролетариата. Фактически идеология перестала отражать структуру советского общества, и стала служить легитимизирующей ширмой для новых властных групп.

Перед властными группами, на мой взгляд, возник системный выбор. Первый вариант, это модификация идеологии, на основе естественнонаучной методологии и эмпирических социологических и психологических исследований. Выбор этого пути, несомненно, сделал бы идеологию более адекватной возросшей сложности общества. Но при этом, действительные носители власти должны были бы вступить в открытую борьбу за новую идеологию, т.е. за легитимизацию своей власти. Здесь мы не будем обсуждать о то, почему это не было сделано, и лишь отметим факт: этот способ разрешения возникших общественных противоречий не был принят.

Другой – принятый – вариант состоял в том, чтобы ничего не менять. Борис Дмитриевич рассказывал, как в 1972 г. состоялось специальное совещание с идеологическим активом в ЦК КПСС посвященное его теории, где ее автор был объявлен лидером международного (sic!) ревизионизма в марксизме замаскированного психологическим подходом. И только выступление ведущих ученых (в том числе и А. Н. Леонтьева) избавило его от неприятных «оргвыводов». Тем не менее, несколько позже в Ленинграде Б. Д. Парыгину было предъявлено обвинение в стремлении подменить марксистскую философию философией человека. В связи с этим, он был фактически изгнан из Педагогического института, где на тот момент им уже были созданы лаборатория социально-психологических исследований и первый в стране факультет социальной психологии.

Даже беглый взгляд на структуру книги «Основы социально-психологической теории» показывает, что автором была предложена целостная естественнонаучная концепция социальной психологии. Б. Д. Парыгин стремился выстроить здание новой науки на принципах целостности, системности и, на мой взгляд, прикладной целесообразности. Прежде всего, автор определяет методологические основы социально-психологической теории и место социальной психологии в системе общественных наук. Этому посвящен первый раздел книги.

Очевидно, что в конце 60-х годов было необходимо убедить научное сообщество и представителей власти в наличии самих социально-психологических феноменов и их значимости для развития общества. Полагаю, что именно поэтому два из трех разделов книги названы «Феноменологические основы социально-психологической теории». В них обсуждается социально-психологическая структура личности, социализация, структура и динамика общения, а также такие прикладные аспекты темы как лидерство и, способы взаимодействия и воздействия на людей, мода, социально-психологические аспекты руководства производственными коллективами. При этом возможности и направления будущих эмпирических исследований прописаны четко и последовательно, в полном соответствии с методологическими принципами приращения объективного знания. Таким образом, автор занял академическую позицию свойственную роли науки в обществе и соответствующую принципу: «Ты можешь подвести лошадь к воде, но не можешь заставить ее пить».

Обращаясь к другой работе Б. Д. Парыгина: «Социальная психология» (2003г.) следует сказать, что плодотворные идеи, сформулированные в книге «Основы социально-психологической теории» нашли свое конкретное воплощение в результатах дальнейшей теоретической и экспериментальной работы автора. Исключительно ценными являются такие научные концепты как духовно-практический потенциал личности, социально-психологические барьеры личности, феномены психологической готовности к деятельности и психологической включенности в нее, подробно описанные в данной работе и обоснованные эмпирическими исследованиями самого Б. Д. Парыгина и его учеников.

Особое место в этом ряду занимает разработанный автором концепт «общность как социально-психологический феномен». Б. Д. Парыгин справедливо отмечает, что в настоящее время в социальной психологии гипертрофирован феномен малой группы, что не позволяет социальной психологии выявить универсальные социально-психологические механизмы, «а также такие глобальные социально-психологические явления и процессы, как психология социальных движений, психология и «душа» народа, история и судьба России» (с. 260). 4 Автор стремится к разрешению этой проблемы, предлагая принципы классификации общностей и описывая некоторые наиболее важные общности.

Еще одним концептом, обладающим большой эвристической ценностью является «состояние как социально-психологическое явление». Введение понятия «состояние» в социально-психологическую теорию позволяет по-новому взглянуть как на проблему психических состояний вообще , так и на детерминацию этих психических явлений. Исходя из этих концептуальных представлений, Б. Д. Парыгин по-новому описывает такие феномены как настроение, установка, социально-психологический климат, а также дает новое содержание понятиям «общественное настроение», «массовая культура», «гуманитарная культура».

Размышляя об актуальности социально-психологической теории Б. Д. Парыгина, следует заключить, что значимость этой теории возрастает. Действительно, сегодня наша страна стоит перед лицом многообразных глобальных вызовов. И не последнее место среди них занимают интеллектуальные и методологические вызовы.

Социальная психология сегодня переживает не лучшие времена. И первым методологическим вызовом для отечественной психологии является, казалось бы, давно признанный контрпродуктивным, радикальный позитивизм. Перелистывая современные переводные учебники по социальной психологии, которые с поистине посмодернистской иронией названы учебниками ХХI века, обнаруживаешь описание десятков локальных феноменов и результатов экспериментов абсолютно не связанных между собой и не находящих объяснений в рамках хоть какой-то общей социально-психологической теории. При этом, чем более новым является учебник, тем большее место там занимают истории, случаи из жизни, юмористические иллюстрации и картинки. И все это аргументируется необходимостью обеспечения практической направленности знаний.

В книге «Великая трансформация» Карл Поланьи обсуждая то, каким образом Германия смогла обеспечить быстрое развитие после первой мировой войны, указывает на «некое зловещее интеллектуальное превосходство» 5 (с. 41) тогдашних германских лидеров над государственными деятелями других стран. Как видно, уже в начале ХХ века значение знаний и способности создавать обобщенные и сложные интеллектуальные модели в целях обеспечения развития той или иной человеческой общности, было критичным. Однако сомнительно, что подобное «интеллектуальное превосходство» может развиться при освоении материала вышеупомянутых учебников.

Другим принципиальным интеллектуальным вызовом отечественной социальной психологии является социальный конструктивизм как новейшая методологическая парадигма .

В течение последних 20-ти лет нас стремятся убедить в том, что общество изменилось настолько кардинально, что можно говорить о новой эпохе – эпохе посмодерна. Многочисленные постмодернистские философы подробно объясняют, что эпоха «великих нарративов» закончилась и вместе с ней закончилась история, наука и культура Нового времени. Поскольку знание конструируется в дискурсивных практиках, то бессмысленно говорить об истине, прогрессе, законах, теориях и проч. По-сути, речь идет о том, что деятельность человеческих общностей, в прошлом или в настоящем, не может быть понята в категориях объективных законов, которые открыты или могут быть открытыми. Более того, не существует объективной основы, лежащей под тем, что люди могут думать, говорить или совершать в рамках общества, в котором они живут. Ученые могут выдвигать лишь ту или иную интерпретацию происходящего, но замена одной интерпретации на другую не выражает продвижения к чему-то объективно более истинному, чем то, что было написано ранее, так как не существует объективной истины.

Даже если не обсуждать вопрос о том, существует ли в действительности постмодернистское общество и не является ли оно «симулякром» (Ж. Бодрийар), вполне резонно задать следующие вопросы. Что по-сути может предложить данная методология для социальной психологии и в целом для общественных наук? Лингвистические игры? Постмодернистскую иронию? Нонфинальность социальной реальности, которая описывается как имманентная нестабильность ризоморфной среды (Ж. Делез)? И что такая наука может предложить обществу кроме примитивной мифологии и «шествия симулякров»? Не лишен смысла и вопрос о том, в какой степени социальный конструктивизм является философским учением, а в какой одним из идеологических компонентов так наз. «soft power», целью которого является легитимизация доминирования стран «золотого миллиарда»?

Вообще говоря, идеи социального конструктивизма отнюдь не новы. Первым кто предложил методологическую и прикладную антитезу этой мыслительной конструкции был Конфуций, который в трактате «Лунь Юй» («Беседы и высказывания») определил свой подход как «исправление имен» («чжэнмин»). Вот цитата из этого произведения: «Если имена неправильны, то слова не имеют под собой оснований. Если слова не имеют под собой оснований, то дела не могут осуществляться». Именно с «исправления имен» китайский мыслитель предлагал начинать улучшение положения дел в обществе и государстве. И полагаю, что сегодня уже пришло время для «исправления имен» в психологической науке .

В заключение следует сказать следующее. Представляется, что социально-психологическая теория Б. Д. Парыгина может быть вполне адекватным методологическим ответом отечественной психологической науки на интеллектуальные и методологические вызовы ХХI века. Во-первых, потому что она построена на прочном диалектико-материалистическом фундаменте, т.е. философском подходе, ценность которого не была опровергнута ни теоретически, ни общественной практикой. Во-вторых, теория Б. Д. Парыгина целостна и обладает достаточной степенью обобщенности, что позволяет на ее основе строить концепты, описывающие локальные психологические феномены в контексте общей теории. Иными словами, она обладает эвристической силой. И, в-третьих, рассматриваемая теория позволяет осуществить «исправление имен», т.е. избавить социальную психологию от постмодернистского субъективизма и вернуть теоретическим изысканиям прикладную направленность и связь с объективной социальной реальностью.


2Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность М.: Политиздат, 1975. – 304 с.

3 Парыгин Б. Д. : Основы социально-психологической теории. М.: Мысль 1971 – 347 с.

4 Парыгин Б. Д. Социальная психология. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 616 с.

5 Поланьи К. Великая трансформация. Политические и экономические истоки нашего времени. М.: Алетейя, 2002. – 240 с.

Существует большое разнообразие теорий личности, в которых принцип структурности занимает большое место. При этом на передний план выдвигаются различные аспекты структуры, рассматриваются ее разные стороны. В ряде теорий решающее значение придается одному какому-либо фактору объединения разных сторон, элементов в единое образование. Для социальной психологии большое значение имеют взгляды социальных психологов - А. Г. Ковалева, К. К. Платонова, Б. Д. Парыгина - на структуру личности.

В этих концепциях заложены основания для целостного понимания личности в ее специфическом качестве как предмета социальной психологии, определяются социально-психологические качества личности.

А. Г. Ковалев предложил различать в личности три образования: психические процессы, психические состояния и психические свойства. Эти образования динамичны и взаимосвязанны. Чрезвычайно динамичны психические процессы, менее динамичны состояния, устойчивы психические свойства личности. Психические процессы составляют фундамент личности. Они формируют состояния. Из психических процессов образуются психические свойства. Свойства характеризуют устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействиям извне.

В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями к деятельности Образуются их сложные структуры, к которым относятся темперамент (структура природных свойств), направленность (система потребностей, интересов, идеалов), способности (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств). Синтез структур образует своеобразный облик или характер. Образование структур, а особенно их системы, обеспечивает относительную независимость поведения от случайных воздействий, ситуаций. В них выражается степень зрелости и определенности личности, умственной и практической ее самостоятельности (Ковалев, 1970, с. 39).

Более детальная и развернутая характеристика структуры личности содержится в трудах К. К. Платонова . Свою концепцию он называет психологической концепцией динамической функциональной структуры личности . Центральными в этой концепции являются понятия: личность, психологическая структура, динамическая структура, элементы структуры, подструктуры, иерархия подструктур, свойства личности, сознание, деятельность. Платонов выделил в личности четыре подструктуры. Основанием для этого разделения послужил ряд критериев:

  • отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного;
  • внутренняя близость черт личности, входящих в каждую из них, выделение в них своих подструктур;
  • особый для каждой из подструктур вид ее формирования;
  • объективно существующая иерархическая зависимость этих подструктур.

На основании этих критериев, учитывая историю развития отечественной психологии личности, Платонов дает целостную картину личности. Она складывается из описания ее подструктур, структурирования самих подструктур, соотношения биологического и социального, связей подструктуры с отражением, сознанием, потребностями, активностью Обозначаются виды формирования каждой из этих подструктур. В этой картине первая подструктура - это направленность личности . Она включает убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания Формируется эта подструктура в процессе воспитания. Вторая подструктура - опыт . Его составляющие - привычки, умения, навыки, знания. В ней значительно больше социального, чем биологического. Формируется она в процессе обучения. Третья подструктура - индивидуальные особенности отдельных психических процессов, ставших свойствами личности. Сюда относятся: воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память. В ней чаще больше социального. Формируется эта подструктура упражнениями. Четвертая подструктура - биопснхические свойства . В нее входят: темперамент, половые, возрастные свойства. В этой подструктуре социального почти нет. Формируется она путем тренировки (Платонов, 1986, с. 138). Как видно из этого, доля социального снижается от первой к четвертой подструктуре. Соответственно, от четвертой к первой подструктуре возрастает значимость социальных и социально-психологических свойств личности. Первая подструктура - это преимущественно социально-психологическая подструктура личности и составляет основной предмет социально-психологического анализа. При всей детальности структурирования психического содержания личности, некоторой формально-логической привязанности разных процессов, свойств и состояний к структурам и их подструктурам важной представляется мысль Платонова о том, что эти подструктуры нерядоположны, что они сами постоянно развиваются, также изменяется соотношение между ними в процессе исторического развития человека и индивидуального развития личности. В структурно-динамической концепции Платонова имплицитно содержится определение специфики предмета социальной психологии личности в отличие от общепсихологического и дифференциально-психологического. Последнее преимущественно анализирует третью подструктуру, общепсихологический анализ касается третьей и второй подструктур. Социальная психология изучает преимущественно первую подструктуру.

Существенное продвижение структурно-динамического подхода к изучению личности содержится в концепции Б. Д. Парыгина . Он поставил своей задачей проанализировать социально-психологическую структуру личности . Новым в его представлениях является выделение двух качественно различных моделей структуры личности; статической и динамической. Особую роль в структуре личности он отводит эмоциональному фактору. Вводится новое понятие - психический настрой. Под статической структурой Парыгин понимает «предельно отвлеченную от реально функционирующей личности абстрактную модель, характеризующую основные аспекты, пласты или компоненты психики индивида» (Парыгин, 1999, с. 132). В динамической структуре личности фиксируются основные компоненты в психике индивида в непосредственном контексте человеческой деятельности. «Под динамической структурой личности мы подразумеваем ту одномоментную фотографию или модель психического состояния и поведения человека, которая позволяет понять механизмы взаимосвязи и взаимодействия между собой всех компонентов и структурных пластов в психике индивида» (там же, с. 133). В характеристике модели социально-психологической структуры личности выдвигаются два параметра:

  • тот, который связан с характером самом модели (статической или динамической);
  • тот, который связан с определением инструментального подхода (способа исследования) (аналитический или интегральный).

В концепции Парыгина представлена развернутая характеристика элементов той или иной структуры. В статической структуре по параметру различия всех компонентов психики человека, по степени их распространенности в структуре личности выделяются: свойства всеобщие, т. е. единые для всех людей; социально-специфические, т. е. присущие тем или иным группам людей или общностям; индивидуально-неповторимые, т. е. характеризующие индивидуально-типологические особенности, свойственные той или иной личности. Центральным в характеристике социальной психологии личности выступает социально-специфический опыт. Осуществление этого опыта зависит от проявления специальных социально-психологических феноменов: социальных ролей, социальных норм, ценностных ориентации, символов, социальных значений, степени интернализации этого опыта, позиции личности, ее самосознания. Все эти категории - категории социально-психологические. Через раскрытие их содержания познается социально-психологическая сущность личности. В динамической структуре личности Парыгин выделяет два основных аспекта: внутренний, интроспективный, и внешний, поведенческий. Модификациями динамической структуры выступают: структура вербального поведения; структура невербального поведения; структура внутреннего состояния; структура невербального психического состояния.

«В качестве эквивалентов различных моделей динамической структуры личности выступают: психический настрой личности и стереотип социального поведения. Психический настрой личности представлен, с одной стороны, неосознанным эмоциональным фоном, что соответствует невербальному психическому поведению, а с другой - умонастроением, осознанным переживанием, системой мотивации и планов поведения, что соответствует вербальному психическому поведению» (Парыгин, 1999, с. 147).

Динамическая и статическая структуры личности могут находиться в противоречии, противоречивыми могут оказаться разные составляющие (элементы) этих структур. Характеристики слаженности структур личности, противоречивость их в разных жизненных обстоятельствах привели Парыгина к необходимости специально исследовать два интегрирующих социально-психологических феномена -духовный потенциал личности и социально-психологические ее барьеры. Анализом этих феноменов существенно дополняется структурно-динамическое представление о личности.


Похожая информация.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2012, том 33, № 5, с. 126-128

ПАРЫГИН БОРИС ДМИТРИЕВИЧ

9 апреля 2012 на 82 году жизни после продолжительной болезни скончался основатель философско-социологического направления отечественной социальной психологии, профессор, доктор философских наук, заслуженный деятель науки РФ Борис Дмитриевич Парыгин.

Б.Д. Парыгин родился 19 июня 1930 года в Ленинграде. Подростком пережил ленинградскую блокаду. После окончания школы поступил на философский факультет ЛГУ и окончил его в 1953 году с отличием. Будучи студентом, начал работу учителем психологии в школе. Уже здесь определился его интерес к социальной психологии, который развивался по мере его учебной и научной работы в качестве преподавателя философии в различных вузах. В 1961 году Парыгин защитил кандидатскую диссертацию и перешел на работу в Ленинградский государственный университет (1962) в качестве доцента кафедры

философии философского факультета. В 1967 г. защитил докторскую диссертацию на тему "Социальная психология как наука (вопросы истории, методологии и теории)". В эти годы вышли его статьи с определением предмета и обоснованием прав этой отрасли науки на существование. В монографии "Социальная психология как наука" (1965 г. 1-е изд.; 1967 г. 2-е изд.) впервые в отечественной литературе Парыгиным была предложена концепция социальной психологии как системы научного знания, определены природа, истоки и основные тенденции ее развития, прослежена история становления социально-психологической мысли в России и ее место в ряду других гуманитарных и естественных наук. Его публикации вызвали живой интерес у психологов, философов и социологов как у нас в стране, так и за рубежом. Часть статей была опубликована в Германии и США, а монография была переиздана в Болгарии, Чехословакии, Бразилии и Уругвае.

Другое направление исследований Парыгина в эти годы было связано с его обращением, вслед за Н.К. Михайловским и В.М. Бехтеревым, к феномену общественного настроения. В книге "Общественное настроение" (1966) им были определены понятие и природа, структура и динамика общественных настроений; показана специфика, место и роль общественных настроений в различных сферах социальной жизнедеятельности людей. Здесь же раскрыты способы диагностики и механизмы формирования общественных настроений как важнейшего индикатора психологического состояния общества.

В 1968 году Парыгин возглавил кафедру философии в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И. Герцена. При кафедре им была создана лаборатория социально-психологических исследований и открыт первый в стране факультет социальной психологии на правах факультатива. Под его редакцией были опубликованы книги преподавателей кафедры и сотрудников лаборатории: "Социальная психология и философия"; "Личность и группа" (1971). В том же году вышел в свет главный труд Па-рыгина - "Основы социально-психологической теории". В нем было представлено авторское видение необходимости разработки общей со-

циально-психологической теории и определены ее ключевые составляющие. В качестве таковых автором были названы феномены личности и общения, которые исследовались им с позиций структурно-динамического подхода. Созданная Парыгиным модель общения, включающая в себя перцептивную, коммуникативную и интерактивную составляющие, обрела широкое признание в социальной психологии.

Выход этой книги стал началом первых серьезных исследований общения и фактором обретения общением статуса основополагающей категории не только в социальной психологии, но и в ряду смежных с ней научных дисциплин -культурологии, теории информации и др. Эта монография означала инновационный прорыв социально-психологической мысли - разработка основ общей теории социальной психологии дала ответ на социальный заказ своего времени. Знаком признания авторитета Б.Д. Парыгина в этом направлении служат неоднократные переиздания его книги в Германии (1975 и 1976 гг.) и ее выход в 1977 г. на японском языке в Токио.

В 1976 году Б.Д. Парыгин организовал и возглавил сектор социально-психологических проблем трудовых коллективов и регионального управления в Институте социально-экономических проблем АН СССР. Результаты его работы нашли отражение в книге "Научно-техническая революция и личность" (1978), в которой охарактеризованы социально-психологические противоречия и тенденции, связанные с ходом научно-технического прогресса. В числе последних - интенсификация психической жизнедеятельности человека, эскалация ее опосредованности и тенденции персонификации и деперсонификации человеческой деятельности и отношений. Из этого следовал вывод о возрастающей значимости социально-психологического обеспечения готовности человека ко все более сложным и напряженным условиям его жизни и деятельности. Существенным фактором такой психологической готовности, как показали исследования, является здоровый социально-психологический климат коллектива. Результатом многолетних исследований, осуществленных под руководством Парыгина, стала разработка стандартизированных способов диагностики и прогнозирования динамики социально-психологического климата коллектива. Это нашло отражение в монографии Парыгина "Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы изучения" (1981), а также "Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива" (под его редакцией, 1986 г.)

В дальнейшем Парыгиным были разработаны методы оценки социально-психологической готовности к эффективной деятельности субъектов территориального управления (на уровне городов и регионов), которые, к сожалению, не были в полном объеме приняты к внедрению в связи с переоценкой возможностей решения этих проблем чисто экономическими средствами. (См.: Парыгин Б.Д. Социальная психология территориального самоуправления. 1993 г.)

В 1992 году Парыгин перешел на работу в Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, где основал и возглавил кафедру социальной психологии. Здесь по итогам своих многолетних теоретических и экспериментальных исследований в 1999 г. им была опубликована монография "Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории". Несмотря на традиционность авторского обращения к целому ряду представленных в книге проблем, работа включала в себе и новые подходы. Это относится к трактовке, прежде всего, феноменологии личности. Применительно к ней произошло углубление авторского видения сущностной характеристики и истоков противоречий личности. Рассогласованность ее динамической и статической структур теперь рассматривалась Парыгиным как результат психологической неготовности личности к адекватному восприятию и реализации возможностей своего духовно-психологического потенциала. Формированию психологической готовности личности к самореализации служат практики социально-психологического тренинга, апробированные авторским коллективом кафедры социальной психологии под руководством Парыгина, в том числе и разработанный им постдиагностический тренинг-коррекция. Авторский тренинг Б.Д. Парыгина изложен в коллективной работе "Практикум по социально-психологическому тренингу", вышедшей под его редакцией в 1994 году и неоднократно переизданной.

В вышедшей в 1999 году книге "Анатомия общения" дан системный анализ общения: его сущности, природы, механизмов, видов и т.д.

Научно-педагогическая деятельность Парыги-на нашла свое выражение прежде всего в написанном им учебном пособии "Социальная психология" (2003).

В 2010 г. вышла в свет последняя книга Пары-гина, ставшая значительным явлением в отечественной науке: "Социальная психология: истоки и перспективы" (СПб., 2010). Парыгин продолжил здесь разработку общей социально-психологической теории, обобщил написанное ранее

и охарактеризовал специфику и модификации социально-психологической парадигмы. Он обратился к анализу наиболее острых проблем современности, в свете которых были рассмотрены перспективные тенденции развития социальной психологии. Прежде всего, его внимание было обращено к проблеме личностной уникальности и самоидентификации, в которой Парыгин видит механизм социально-психологической защиты личности, понимаемой им как микрокосм в поликультурном мире.

Парыгин - автор более 400 научных работ. Он лауреат ряда конкурсов научной и научно-популярной литературы, неоднократно удостаивался грантов российских фондов, Действительный член Международной Академии психологических наук, Нью-Йоркской Академии наук и др. Результаты его исследований неоднократно докладывались на российских и международных форумах. В их числе "Международные Лихачевские научные чтения", "Международные конференции по психологии общения", ежегодная Межвузовская конференция по социальной психологии, проходящая в СПбГУП и др.

До последних дней Борис Дмитриевич вел активную научную и педагогическую деятельность в Санкт-Петербургском гуманитарном университе-

те профсоюзов. В последней своей статье "Социально-психологическая наука: испытание временем" для сборника материалов VII Межвузовской научно-практической конференции, с идеями которой Парыгин выступил 20 марта 2012 г., он выразил обеспокоенность тем, что "блокирующим фактором развития общей социально-психологической теории являются недооценка ее статуса как в ряду других теоретических подходов, так и в общем контексте гуманитарной культуры социума", и утверждал "главную ценность, какой является сам человек и гуманизм в отношениях между людьми ради достижения свободы и духовно-нравственного богатства раскрепощенной личности".

Методологическая основательность и полемический потенциал работ Парыгина послужат дальнейшему развитию современной социальной психологии.

ЖУРАВЛЕВ А.Л., МИРОНЕНКО И.А. - 2015 г.

  • УКАЗАТЕЛЬ СТАТЕЙ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В “ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЖУРНАЛЕ” В 2012 Г., ТОМ 33
  • БОРИС ДМИТРИЕВИЧ ПАК (1931-2010)

    ДАЦЫШЕН В.Г. - 2011 г.

  • Система социальной психологии

    Концептуальные основы социальной психологии

    Как и всякая наука, социальная психология характеризуется определенной структурой элементов, из которых формируется определенная система. По мнению Б.Д. Парыгина, такая система может быть представлена следующим образом:

    Из этой схемы видно, что социальная психология как наука может быть рассмотрена с трех сторон - (а) методологической, (6) феноменологической, (в) праксиологической.

    Методологию социальной психологии можно кратко охарактеризовать как совокупность приемов исследования, совокупность средств, необходимых для организации и проведения процессов познания социопсихических явлений. Эти средства представлены на схеме Б. Д. Парыгина, с одной стороны, концептуальным, с другой - инструментальным аппаратом.

    Феноменологию социальной психологии интересуют социально-психологические явления, т. е. психическое состояние и поведение индивида в группе и в совокупной групповой деятельности. Согласно такому представлению, объектами этой науки являются личность и человеческое общение (Г. М. Андреева вводит сюда еще большие и малые группы. Такой же позиции придерживается и группа ученых во главе с Е. С. Кузьминым и В. Е. Семеновым)

    Праксиологическая сторона социальной психологии - это конкретное индивидуальное и групповое поведение людей. Это прикладная социальная психология.

    Разработка частных проблем прикладной социальной психологии весьма значима для более глубокого понимания ряда вопросов, связанных с феноменологическими основами науки.

    Структура социально-психологической теории, таким образом, может быть представлена следующим образом.

    Методологические основы теории Феноменологические основы теории Праксиологические основы теории
    Концептуальный аппарат Проблема личности (понятие, функции, структура, динамика) Психология быта
    I. Основные положе­ния исторического материализма, связан­ные с определенней места и роли психи­ческого фактора в социальной жизни
    2. Принципы, законы и категории социальной психологии Проблема общности и общения (понятие, функции, структура, динамика) Индустриальная психология Правовая психология Психология политики Этническая психоло­гия
    3 Теоретические предпосылки исполь­зования методов, методики и техники конкретного исследо­вания Психология искусства Психология религии Психология науки


    Представленная Б. Д. Парыгиным структура социально-психологической теории в качестве концептуального ядра имеет исторический материализм, через призму которого и преломляются феноменологические и праксиологические основы теории. Формирование концептуального аппарата ориентировано только на исследовательскую практику социальной психологии. Такое ограничение концептуального аппарата, на наш взгляд, уже преодолено в работах Л. А. Петровской и Ю. Н. Емельянова. Эти социальные психологи разработали теоретические основы социальной психологии как науки и практики социально-психологического воспитания личности и управления процессами групповой жизни. В этом же направлении интенсивно ведется работа и в зарубежной социальной психологии. Достаточно назвать имена Дж. Морено и К. Рудестама.

    Дж. Морено, автор всемирно известной социометрической концепции малых групп, в своей книге "Основы социометрии" вводит понятие социоатрии, которую рассматривает как науку о "лечении" социальных систем (в том числе малых и больших групп).

    К. Рудестам разработал теоретические и практические основы групповой психотерапии.

    Можно было бы, ссылаясь на других исследователей, продемонстрировать разнообразие характеристик структуры социально-психологической теории. Но это бесперспективное дело, ибо у разных авторов концептуальные ядра теории различны.

    По нашему же мнению, концептуальная схема социальной психологии должна иметь,в качестве теоретико-методологического ядра философско-антропологическую теорию общения . Такая теория, по мнению М. С. Кагана (с которым мы полностью солидарны), подчеркивает междисциплинарное значение общения, а развивающаяся на ее базе социально-психологическая теория предстает как междисциплинарная наука.

    Философско-антропологическая теория общения позволяет не только преодолеть существующие концептуально-методологические разногласия в определении объекта науки, но и объяснить коммунологические тенденции в философии зарубежных стран (философия "экзистенциональной коммуникации" К. Ясперса, "диалогическая антропология" М. Бубера, теория коммуникации О. Ф. Больнова и др.), интерпретации феномена общения в современной религиозной антропологии.

    Философско-антропологическая теория общения, получившая свое развитие в трудах М. М. Бахтина, М. С. Кагана, Л. П. Буевой и др., позволяет определить социальную психику как объект специальной научной теории - социальной психологии, придав ей междисциплинарный научныйстатус .

    Таким образом, социальная психология предстает как междисциплинарная научная теория, призванная изучать социальную психику как динамическую систему, включающую в себя явления и законы, которые возникают в общении и объясняют его, а также механизм социальной регуляции человеческого общения. В таком случае предметом социальной психологии будет общение как основа и источник социальной психики, а ее феноменами

    Общение (как основа и источник социальной психики),

    Личность (как субъект общения),

    Малая группа (как совокупный субъект и совокупность субъектов общения),

    Механизмы общения,

    Формы общения,

    Социальные и психологические технологии общения.

    Такое представление проблемного поля общения способствует

    дифференциации теории и более широкому использованию ее в практике.

    Контрольные вопросы

    Борис Дмитриевич Парыгин (19 июня 1930, Ленинград — 9 апреля 2012, Санкт-Петербург) — советский и российский философ и психолог, основоположник научной социальной психологии. Доктор философских наук, профессор. Специалист в области философско-социологических проблем социальной психологии — её истории, методологии, теории и праксиологии. Заслуженный деятель науки Российской Федерации.

    После школы Б.Д. Парыгин поступил на философский факультет Ленинградского государственного университета (1948-1953, диплом с отличием). В 1961 защитил кандидатскую диссертацию по проблеме общественного настроения, в 1967 — докторскую диссертацию «Социальная психология как наука (вопросы истории, методологии и теории)».

    После окончания вуза преподавал и исполнял обязанности заместителя заведующего кафедрой философии и замдекана по научной работе философского факультета ЛГУ (1953-1960), преподавал философию в Педиатрическом медицинском институте (1957-1962).

    С 1968 Парыгин возглавлял кафедру философии в ЛГПИ им. Герцена (1968-1976), где создал лабораторию «Социально-психологических исследований» и первый в СССР факультет социальной психологии.

    В 1971 вышел главный труд Б.Д. Парыгина «Основы социально-психологической теории» (тир. 20000 экз.), в котором была представлена концепция узловых проблем социальной психологии и прежде всего личности и человеческого общения.

    Эта книга имела большой резонанс в научной среде СССР и за рубежом, что нашло отражение в опубликованных рецензиях. Официально монография переиздавалась в Японии (Токио, 1977) и четыре раза в Германии (Кёльн, 1975, 1982, Берлин, 1975, 1976). Однако на совещании в ЦК КПСС с идеологическим активом (1972) Б. Д. Парыгин был квалифицирован лидером международного ревизионизма в марксизме за попытку трактовки последнего, смягченную психологическим подходом. Чуть позже и в институте Б. Д. Парыгину было предъявлено обвинение в намерении подменить марксистскую философию философией человека. Это привело к переходу Парыгина в 1976 из ЛГПИ им. А. И. Герцена в Институт социально-экономических проблем РАН (1976-1992), где он организовал и возглавил сектор социально-психологических проблем трудовых коллективов, а затем и регионального управления.

    В 1992 году основал и возглавил кафедру социальной психологии в СПб ГУП. Нацелив её коллектив на разработку и внедрение новейших исследовательских и учебно-методических разработок, в частности, первого экспериментального социально-психологического тренинга, направленного на оптимизацию климата в масштабах целого факультета (юридического) и обеспечения перехода к новой роли кафедры, выпускающей специалистов-психологов.

    Вел большую научно-педагогическую работу. 57 его учеников стали кандидатами наук, 10 — докторами наук. За прошедшие годы он читал курс лекций по социальной психологии в университетах и институтах многих городов страны, а также в странах как ближнего, так и дальнего зарубежья. Действительный член ряда академий: Международной академии психологических наук, Петровской академии наук и искусств, Академии гуманитарных наук, Национальной академии Ювенологии, Нью-Йоркская академия наук и других.