Материалыт

Классный час культура русского языка. Классный час: «Поговорим о культуре речи

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»

МО «город Бугуруслан»

Час общения

«Культура речи»

Классный руководитель 3а класса

Прыткова Светлана Николаевна

Тема: «Культура речи»

Цели: Способствовать формированию культуры поведения учащихся, культуру речи; закрепить правила культурного общения; развивать интерес к русскому языку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с пословицами, карточки со словами, памятки для учащихся.

Ход классного часа.

    Самоопределение.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, садитесь.

    Вступительное слово учителя. Мотивация. Формулирование цели классного часа

Культура …

В чем проявляется культура человека? (в поступках, в одежде, в отношении к взрослым, в любви к родине)

СЦЕНКА №1.

Доктор: На что жалуетесь, молодой человек?

Петя: Захворнул я малость, доктор. Только и делов-то, что в роте пухнет и в горлу дерет.

Доктор: Во рту говоришь? Сейчас посмотрим. А в каком классе учишься, молодой человек?

Петя: В 3-ем «бы»

Доктор: В 3- ем «бы»? Не знаю такого класса. А дружно ли вы живете в классе?

Петя: Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.

Доктор: Жутко весело. Гм… А учитесь как?

Петя: Порядочек! Железно! Круто! Особенно перваши жмут. Их учительница в пух и прах хвалит.

Доктор: Порядочек… Железно… Круто(берёт градусник). Откройте рот (Петя открывает рот, высовывает язык). Я так и знал. У тебя серьезно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Я дам тебе хороший рецепт. Вот он (достает из стола и показывает учебник русского языка).

Какую болезнь обнаружил доктор у Пети? Согласны ли вы с диагнозом? Какой рецепт дал доктор?

В чём же еще проявляется культура человека? (проявляется очень ярко в его речи, в том, как человек говорит).

Как вы думаете, о чем мы будем говорить? (о речи)

Тема нашего классного часа: «Культура речи» (на экране)

Это очень трудное дело – говорить ясно, четко, понятно всем. Этому мы с вами учимся в школе, и прежде всего на уроках русского языка и литературного чтения.

В качестве эпиграфа мы взяли слова Ивана Васильевича Тургенева – замечательного знатока и мастера русского языка:«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками!»

Учитель: Мы с вами постараемся выяснить, что значит «беречь» русский язык, от кого или от чего «беречь». Разве у языка есть враги или ему грозят какие-то опасности?

    О культуре речи.

Ребята, как вы думаете, что же такое культура речи? (это умение говорить и писать правильно; это способность излагать свои мысли просто, доступно, логично, точно, кратко и т.д.)

А всегда ли мы выражаем свои мысли ясно, точно, правильно?

Говорить правильно, красиво – это значит не только соблюдать правила произношения, но и умело строить предложения, подбирать нужные по смыслу слова.

Иначе у вас может появиться болезнь, которой болен герой сценки – Петя.

Ясность и точность мысли нарушаются при неправильном выборе слов или неудачном их сочетании. Нелепо звучат сочетания слов УЖАСНО ДРУЖНО, ЖУТКО ВЕСЕЛО, которые употребил Петя. Слова УЖАСНО, СТРАШНО, ЖУТКО обозначают тяжелые, гнетущие чувства, и их нельзя использовать для оценки чего-то положительного, хорошего.

Чтобы речь была правильной, грамотной, правильно произносите слова.

Чтобы овладеть литературным произношением, надо внимательно прислушаться к речи артистов, дикторов радио, телевидения, читать больше книг. Надо следить за ударением в словах. Вот к чему может привести неправильная расстановка ударения. Послушаем рассказ школьного портфеля о мальчике Пете, который не ставит ударений в словах.

Знакомьтесь: Петя мой сосед-

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не коридор, а колидор.

Дилектор входит в кабинет,

Закрыт маг а зин на обед.

Хозяйка моет стакан ы ,

Секёт свеклу, пекёт блины.

И до меня дошёл черёд:

Портфель он п о ртфелем зовёт.

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя.

Пусть и его зовут Пет я .

-Петя! – несётся со двора-

Тебе домой идти пора!

Не трогай малыша, Пет я ,

Ведь ты большой, а не дитя!

Пет я обижен на ребят,

Скажите, в чём я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил.

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

Как же помочь Пете, ребята? (Высказывания детей.)

Да, во всех словах нужно правильно ставить ударение.

А теперь мы посмотрим, как вы умеете ставить ударение в словах. (Работа в парах):

Красивее Позвонишь

Звонит алфавит

Баловать Балованный

Газопровод Договор

Завидно Искра

Компас Медикаменты

Свекла Торты

Щавель Ирис (цветок)

(Самопроверка, правильный вариант на экране)

Ребята, посмотрите, а не встречались ли вы с героями следующей сценки. Она называется «Прочь с дороги».

СЦЕНКА №2.

Комната, в ней стол, стулья. Девочка читает. Мама шьет.

Юля: Мама, сколько время? Ой! Я покушаю и побегу в школу.

Мама: Что за спешка?

Юля: Да наш класс сегодня собирает и сдает… Как это?.. Макулатуру.

Мама: Обед на плите.

Юля: Суп? Ладно. А мясо я разрежу: себе возьму меньшую половинку, а тебе оставлю большую половинку. Хорошо?

Миша (вбегает): Юля, ты что так долго?

Юля: Сейчас. Только попью. Мама, у нас есть холодный кипяток? (наливает воду, пьет). Что мне одеть? Я одену свитер. Хорошо?

Мама: Возьми пальто, еще холодно.

Юля: Хорошо, одену пальто.

Мама: Не могу понять, почему Юля, да и другие ребята не следят за своей речью. Кажется, и книги читают, и в школе по русскому языку хорошие отметки получают, а говорить правильно по-русски не умеют.

Появляются ВРЕМЯ, ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПОЛОВИНА, НАДЕТЬ, ОДЕТЬ, КУШАТЬ, КАК ЭТО (ребята с табличками, на которых четко прописаны эти слова) и все хором говорят:

Мы поражаемся, мы удивляемся, мы возмущаемся, ведь неправильно употребляют нас при общении ребята.

ВРЕМЯ: Вы слышали, что со мной сделали? Во-первых, мой родительный падеж – ВРЕМЕНИ, а во-вторых, вопрос «Сколько времени?» требует продолжения, например: «Сколько времени я вас жду?». А в том смысле, как спросила Юля, надо сказать: «Который час?» Видите, как со мной небрежно обращаются?

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ: Нет, имена существительные, уж если кому тяжело, так это нам, именам прилагательным. С нами вовсе не считаются, присоединяют, не думая, к любому существительному, пользуясь нашей дружбой с вами. Вот и получается «ХОЛОДНЫЙ КИПЯТОК». Ведь если кипяток остыл, он перестал быть кипятком, а стал КИПЯЧЕНОЙ ВОДОЙ. И говорить «ХОЛОДНЫЙ КИПЯТОК» так же нелепо, как «СЛАДКАЯ СОЛЬ».

ПОЛОВИНА: Да, имена прилагательные, вы совершенно правы. Вы же знаете, что я – половина – одна из двух равных частей чего-нибудь целого, и разве не смешно слышать, когда говорят: «большая половина, меньшая половина и даже третья половина». Очевидно, меня путают с существительным ЧАСТЬ, про которую можно сказать и большая, и меньшая, и третья часть. Ох, как тяжело!

НАДЕТЬ, ОДЕТЬ (спутанные вместе).

НАДЕТЬ: Да, уважаемая ПОЛОВИНА, мы вас очень хорошо понимаем и сочувствуем вам, так как нас так часто путают, что мы скоро сами не сможем разобраться, где должен стоять я – НАДЕТЬ, а где мой брат – ОДЕТЬ.

ОДЕТЬ: ОДЕТЬ можно КОГО-ТО, одушевленный предмет. ОДЕТЬ ребенка. НАДЕТЬ НА ЧТО-ТО или НА КОГО-ТО: НАДЕТЬ кольцо на палец, НАДЕТЬ пальто.

НАДЕТЬ и ОДЕТЬ (вместе, хором): А нас путают и путают. Помогите нам распутаться.

КУШАТЬ: Вы два брата, очень похожи, поэтому вас и путают. А я… Меня литературный язык не допускает в первое лицо. Вместо «я кушаю, мы кушаем», говорят: «Я ем, мы едим». И даже в третьем лице меня употребляют ограниченно. Лишь о ребенке можно сказать: «Он кушает». В остальных случаях: «Он ест». Вот в вежливой форме при приглашении к еде мною пользоваться не запрещено: «Пожалуйста, кушайте, сколько хотите».

КАК ЭТО: Конечно, вы все можете обижаться, что вас употребляют неправильно. Но что сказать мне? Меня совершенно замучили: прибавляют без всякого смысла к любому слову. Зачем? Не знаю!

Мама: Как интересно вы рассказали о себе. Мне понятны ваши обиды. В разговоре Юли и Миши мы видели ошибки. Ребята, а вы заметили эти ошибки? Дружите ли вы с обиженными словами? Давайте скажем все вместе, дружно: «ПРОЧЬ С ДОРОГИ ВСЕ, ЧТО ПОРТИТ НАШУ РЕЧЬ!»

4) Ералаш «Почему мы так говорим?»

Как называются такие и им подобные слова? (Сленг или жаргон).

А что представляет собой жаргон? Можно ли эти слова назвать общеупотребительными и понятными всем?

- К сожалению, устная речь современных подростков и молодежи просто усыпана жаргонами.
Жаргон – это искусственно созданный « язык», который не понятен большинству людей.

Работа в группах:

Сейчас мы с вами проведем небольшой практикум. Вам будут предложены слова, которые вы часто употребляете в своей речи. Подберите к ним слова-синонимы.

Крутой – (характер) – Решительный, суровый, строгий, повелительный.
Иди на фиг – убирайся, проваливай.
Офигенно – хорошо, весело, великолепно, радостно, комфортно, уютно, красиво.
Прикольный – (от слова – прикол т.е. свая, кол, укрепленные в земле для привязи лодки, судна). (Удивительный, интересный, своеобразный, разносторонний, веселый)
Колбаситься – (весело проводить время) – куролесить (спьяну), озорничать, безобразничать (во хмелю), хулиганить.
Уупс – междометие недовольства, удивления, типа «ох», «ух».

Мы с вами убедились, что в русском языке есть великое множество слов, при помощи которых можно высказать любую мысль, объяснить свои чувства.

Слово – удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке есть великое множество слов. Сколько их? На этот вопрос не может убедительно ответить ни один специалист, ни одна статистика.

Около 200 тысяч русских слов собрал в своем толковом словаре Владимир Иванович Даль. В словаре С.И. Ожегова – 57 тысяч слов. В произведениях А.С. Пушкина было использовано 20 тысяч слов.

Можно ли продолжить список «врагов» русского языка?

Согласно словарю В. Даля “скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное”.

Что же такое сквернословие – порок или болезнь?

История возникновения сквернословия.

История возникновения мата уходит в глубину тысячелетий, в далекую языческую древность. Во времена язычества произносить эти слова-заклинания имел право только жрец на праздниках, когда имитировалось зачатие сущего мира. И ни одному человеку не могло прийти в голову, чтобы произнести эти слова мысленно или вслух. Тогда люди знали, какой мощной энергией были наделены эти слова, какую опасность несли, если употреблялись без надобности.

Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову свои близких.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат - это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.

При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зеркало", где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием от бранной ругани. Нелишне будет вспомнить, что за нецензурную брань в общественном месте даже по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста.

Каковы причины, побуждающие человека сквернословить?

(Слайды 16-17-18). перечислить следующие причины употребления скверных слов (см. слайд).

    Плохое воспитание, низкий уровень культуры, нехватка словарного запаса, неумение говорить по-другому.

    Отрицательное влияние окружающих и неспособность противостоять ему.

    Злоба, гнев, ненависть, неадекватность поведения, агрессия.

    Стремление быть лидером, демонстрация принадлежности к “своим”.

    Скверный характер, вредные привычки.

    Неуважение к окружающим.

    Отсутствие внутреннего самоконтроля.

    Использование для эмоциональной разрядки в тяжёлых ситуациях.

    Неправильная трактовка понятия “свобода слова”.

Опасно ли сквернословие?

Как влияет мат человека?

Надо сказать, что проблемой сквернословия, изучением его влияния на организм человека, на его духовное и физическое здоровье занимались и занимаются многие учёные, исследователи разных стран.

А) . В числе первых ученых, которые занимались этим вопросом вплотную, был и доктор биологических наук Иван Борисович Белявский. Он попытался выяснить, каким образом на человеческий организм влияют не какие-то огромные блоки информации, а простые односложные слова.

Семнадцатилетнее исследование Белявского и его коллег увенчалось настоящим открытием. Ученым удалось доказать, что каждое произнесенное нами слово очень отчетливо влияет на срок жизни!

Одним словом, мат способствует быстрому старению.

Не рискуя экспериментировать на людях, ученые провели исследования на растениях. Опытам подверглись семена растения арабидопсис. В течение нескольких недель регулярно - по три-четыре часа в день - магнитофон поблизости от них “начитывал” грубые фразы. В результате большинство семян погибли, а выжившие стали генетическими уродами. Эти монстры, перенеся множество болезней, передали их по наследству, и через несколько поколений выродились. Интересно, что мутагенный эффект не зависел от силы слова, они не могли произноситься то громко, то шепотом..

Проведен был и обратный эксперимент: ученые “благословляли” семена, убитые радиоактивным облучением в десять тысяч рентген, молились над ними, и тогда убитые семена ожили.

В XX веке японский ученый Масаро Эмото с помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом.

То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости – с виду очень похожие на снежинки.

Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристалла отражает удивительные свойства воды. Глядя на фотографии на слайдах, можно сделать вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.

Слова с негативным смыслом даже не способствуют образованию формы, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. А ведь человек состоит на 80-90% из воды. Страшно представить, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же тогда они могут сотворить с человеком.

Не по этой ли причине так мало здоровых людей остается, не оттого ли так часто болеют дети, чьи родители постоянно матерятся?

Нужно ли бороться со сквернословием и как? Как борется с матом закон.

А чтобы правильно и разумно владеть речью, что нужно предпринять? (работа в группах)

Правила «Культура речи»

1.Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений.

2.Говори только о том, что знаешь. Помни, что «говорить, не думая, всё равно, что стрелять, не целясь».

3.Не спеши высказывать свои мысли.

4.Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова, которые лучше других выражают твою мысль.

5.При разговоре не размахивай руками. Мысль надо выражать словами, а не жестами.

6.Не говори быстро, не проглатывай слова.

7.Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни говорить тихо – собеседник тоже перестанет кричать.

8.Будь ласков и приветлив в разговоре с малышами.

9. Не давай кличек своим товарищам.

ЗАПОМНИ ЭТИ ПРАВИЛА И ВЫПОЛНЯЙ ИХ.

    Итог. Рефлексия.

А сейчас вновь вернемся к словам Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык…»

- Вы согласны с этим утверждением писателя? Нужно ли беречь язык? От кого или от чего? (Освобождать нашу речь от словесного «мусора», рождаемого незнанием русского языка и небрежным, безжалостным отношением к нему)

Язык свободный, мудрый и простой

Нам поколения в наследство подарили.

Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой

Его в своих твореньях сохранили.

Язык писателей нам служит образцом.

Он мудростью народною отмечен.

Овладевайте литературным языком,

Боритесь за культуру речи!

    Что нового вы узнали сегодня?

    Полезен ли был сегодняшний разговор?

    Какие выводы вы сделали?

Цели : дать понятие «культура речи», научить слушать собственную речь и речь окружающих, ориентироваться в разных типах ситуаций общения и выбирать языковые средства, адекватные ситуации, приобщать учащихся к культуре устной и письменной речи, воспитывать ответственность за грамотную речь и письмо

Наш язык .

К нам пришел он по наследью,

Для нас дороже он всего,

Мы заменять чужою медью

Не смеем золото его.

Как стража драгоценной чаши,

Должны мы дар веков сберечь

И новым блеском жизни нашей

Обогатить родную речь.

(С.Сергеев-Ценский)

1 вед. Дар слова... Испокон веков его главное назначение в том, чтобы объединять людей. Каждое наше слово, хотим мы этого или нет, - это поступок. И только от нас зависит, будет этот поступок добрым или злым.

Недаром же в народе сложено множество мудрых поговорок о роли слова в человеческих взаимоотношениях:"0т одного слова да навек ссора", " Бритва скребет, а слово режет", "Слово пуще стрелы разит", "Ласковое слово что весенний день", "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести".

2 вед. Считается само собой разумеющимся, что на родном языке говорить нормально и правильно легко. Но коли есть тьма свидетельств тому, что с русским языком у многих, мягко говоря, нелады, то почему бы и не приняться повсеместно за пропаганду подлинно эстетического и разумного слова? "Грамота - к мудрости ступенька", - гласит старинная русская пословица. Российский народ во все времена с большим уважением относился к грамотным людям, справедливо считая, что владение грамотой является важнейшим и непременным условием для приобщения человека к сокровищам мировых знаний.

1 вед. Бережно относиться к родной речи - обязанность не только специалистов, филологов и литераторов, это гражданский долг каждого из нас, ибо в слове отражается национальная культура и история, духовный талант и сила народа.

Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека, как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаем об их мыслях, чувствах, но можем получить представление об их общем развитии, грамотности, начитанности.

2 вед. Прежде всего речь должна быть грамматически правильной. Достаточно услышать "У меня ухи болят" или "бежи к ихнему дому", чтобы составить неблагоприятное мнение о культуре человека.

Одно из требований, которое предъявляется к устной речи - это правильное литературное произношение. Так нужно говорить" ево, севодня, купацца, што, конешно", а писать" его, сегодня, купаться, что, конечно".

1 вед. Известный детский писатель Виталий Бианки, обращаясь к школьникам, говорил: "Народный язык наш я сравнил бы с могучим потоком, как Волга- матушка, течет он через всю нашу Родину. Он всем необходим, всеми любим. Он чист на глубине и ничем его не замутишь. А по краям, на мелких местах, несет мусор, выплескивает на берег вместе с грязной пеной всякую дрянь".

2 вед. Большой вред языку наносят слова- сорняки. Они делают речь смешной и бессмысленной. О низкой культуре языка свидетельствует также засорение речи неуместными иностранными словами, которые вдобавок употребляются иногда неправильно. Например, вполне уместны в речи английские слова трактор, комбайн, которые вошли в наш язык, но странно и дико слышать" окей", вместо русского "хорошо", "гуд-бай"- вместо "до свидания".

1 вед. А теперь мы с вами поиграем в переводчиков. Английский и немецкий отдыхают, они тут ни при чем! Разговор о сленге. Кому-то он понятен. Кому-то нет! Что такое сленг? (ТО же, что и жаргон, - это буквально: испорченный язык. Англ.- слова или выражения, употребляемые людьми определенных возрастных групп, профессий или классовых прослоек).) Щеголяют сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться среди всех, самый легкий способ - напустить на себя туману и говорить каким-нибудь непонятным и таинственным языком. Ну, что, переводчики, вы готовы? Вот вам задание. Переведите такие фразы, которых не знал русский человек еще лет сто назад:

1 .Я торчу от этой песни (она мне нравится).

2.Ловлю кайф (получаю удовольствие).

З.Выделываться (вести себя вызывающе).

4.Понтово (получаю удовольствие).

5.Прикол (шутка).

6. Отпад (замечательно).

7.Тащиться (быть в восторге).

2 вед . Ну, вот и справились. Да, несложным оказалось задание. Видно, все так накинулись на этот сленг, что он незаметно вошел в нашу речь, стал нормой общения подростков и перевести его на литературный язык нам проще простого. Надеюсь, что подобный "словесный мусор", тем более непристойная брань, уже не слишком засоряет ваше общение. Потому что "болезнь сленга"- это все- таки болезнь детская, а значит, должна проходить быстро, если, конечно, человек стремится стать не только взрослым, но и культурным...

1 вед. Русский язык является одним из наиболее развитых и красивых языков современности. И все мы должны бережно и требовательно относиться к русскому языку.

2 вед. Говорить правильно и красиво - это значит не только соблюдать правила произношения, но и умело строить предложения, подбирать нужные по смыслу, в логической последовательности излагать свои мысли. Иначе у вас может появиться болезнь, какой болел Петя Крутенкин.

(На сцену выходят доктор в белом халате, в очках, и Петя.
Доктор жестом предлагает Пете стул и сам садится напротив).
Доктор . На что жалуетесь, молодой человек?
Петя . Захворнул я малость, доктор. Только и делов, что в роже что-то пухнет и в горле дерет.

Доктор . Во рту, говоришь? Сейчас посмотрим (ставит градусник).В каком классе учитесь, молодой человек?
Петя . В 7-ом "бы".

Доктор . Бы? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?

Петя . Ужасно дружно! У нас всегда жутко весело! И пацаны все классные!

Доктор . Жутко весело, классные. Гм... А учишься как?
Петя . Порядочек... Железно...

Доктор (берет градусник). Ну-ка, откройте рот(Петя высовывает язык).Я так и знал.У тебя серьезно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты сможешь только сам. Я тебе дам хороший рецепт. Вот он (учебник русского языка). Из нее ты узнаешь, как нужно говорить.

1 вед. Ребята, когда вы говорите, то старайтесь правильно и четко произносить окончания, чтобы каждый мог вас понять и чтобы не было у вас во рту каши, какая была у Саши.

Михалков " Сашина каша ".

Живет на свете Саша,

Во рту у Саши каша,

Не рисовая каша,

Не гречневая каша,

Не манка, не овсянка,

На сладком молоке.

С утра во рту у Саши

Слова простые наши,

Слова простые наши

На русском языке.

Но то, что можно внятно

Сказать для всех понятно

Красиво, чисто, ясно -

Как люди говорят.

Наш Саша так корежит,

Что сам понять не может.

Произнесет словечко,-

И сам тому не рад!

Он скажет: "До свиданья".

А слышится: "До зданья".

Он спросит: "Где галоши?"

А слышно: "Это лошадь?"

Когда он вслух читает,

поймешь едва-едва,

И буквы он глотает,

и целые слова

Он так спешит с налета

прочесть, спросить, сказать,

Как будто тонет кто-то,

А он бежит спасать.

Он может, но не хочет.

За речью последить,

Нам нужен переводчик

его переводить.

2 вед. А вы знаете, иногда бывает и такое, что человек при взрослых людях говорит грамотно и красиво, а в кругу сверстников он кардинально меняет свое поведение и речь его звучит совсем по-иному. А чтобы убедиться в этом, посмотрим следующую сценку.

1 вед . Прочти нам, Сережа, свое сочинение.

Сережа . Пришла весна. Почернели сугробы. Подул теплый ветер и солнце ласково засветило на голубом небе, наконец и речка не выдержала и освободилась ото льда. Побежали прозрачные ручейки по дорогам, по оврагам.

(Сережа уходит, но сразу же возвращается. Шапка сбита набок, в руках расстегнутый портфель).

2 вед . Хорошо написал Сережа о весне. Интересно было слушать его сочинение, но вот кончилис уроки и во дворе не узнаете Сережи

Сережа (размахивая портфелем). Мишка, оглох что ли? Вали сюда!
Миша . Ну как контрольная прошла?

Сережа . Классно! На все пять! Ну что, Мишка, махнем сегодня в кино? Там, говорят, фильм идет, блеск!

1 вед . Что же ты, Сережа, так странно заговорил?
Сережа . А у меня два языка:один для приятелей, а другой для занятия. Гуд-бай, мы отчаливаем.

2 вед . Ну, а в вашем классе есть такие Сережи? Но это еще цветочки, а ягодки будут впереди.

В сером доме на Садовой

Вот уже десятый год,

Ученик Бутылкин Вова

Припеваючи живет.

Если вы случайно, скажем,

Повстречаете его,

То пройдете мимо, даже

Не заметив ничего.

А сказать, как от любого

Можно Вовку отличить?

Ученик Бутылкин Вова

Не умеет говорить.

Но к чему об этой драме

Мне рассказывать самой?

Загляните лучше сами

Вы к Бутылкину домой.

Бут . (сестре). Привет!
Сестра . Мне? От кого?

Бут .(передразнивая).От кого... от кого... Наше вам с кисточкой говорю!

Сестра . С какой кисточкой?

Бут . А ну тебя, малявка.

Сестра (обиженно). Почему малявка? Какие-то кисточки, а объяснить не может (начинает плакать).

Бут . Брось хлюпать!

Сестра . Не брошу! Назло тебе не брошу!

Бут . А еще сеструха называется.

Сестра . И никакая я тебе не сеструха.

Бут. Колоссально! А кто?

Сестренка снова плачет. Бутылкин старается ее успокоить, но безуспешно, наконец он находит выход.

Бут. Хочешь, я тебе сказку соображу?

Сестра. Ничего мне не надо соображать, расскажи.

Бут. Ну, железно! По рукам. Про кого тебе?

Сестра. Про курочку Рябу.

Бут. Слушай...В некотором царстве, в некотором государстве жила- была законная курица по прозвищу Ряба. Жила она, значит, жила, а потом ей что-то в голову ударило: решила она снести яичко, но не простое, а золотое. Сказано, значит, сделано, значит, снесла. А тут бабка ковыляет. Увидела яичко и рот разинула. «Вот это, говорит, - сила! Вот это,- говорит, - мощно! Вот это повезло!» И кричит на всю деревню: «Эй, старик, вали сюда, дело есть!» привалил старик, увидел яичко и тоже: «Вот это колоссально! Дай-ка я его куда - нибудь заныкаю, чтоб не стянули». Заныкал его, значит, на полку. А ночью мышка бежала, сослепу-то и не заметила, хвостом размахнулась, раз, два и в шляпе…

Сестра. В какой шляпе?

Бут. Отстань, не перебивай! Раскололось яичко начисто! А утром бабка в панику ударилась: «Что такое, да как так?» тут к ней курица подскакивает. «Не плачь, - говорит, - старушенция, все будет железно. Снесу я тебе яичко, но не золотое, а простое». Вот и вся сказка. Смехатурно, да?

Сестра. Я таких сказок никогда не слышала.

Бут. Вот теперь услышала (вдруг сестренка начала нюхать воздух и побежала на кухню).

Сестра (из кухни). Вова, что делать, на кухне пол горит! Мама газ забыла выключить!Что делать?! (Бутылкин несколько минут мечется по комнате, а затем набирает номер 01).

Бут. Тут понимаете ли мощно газ забыли! И теперь, значит, во дает этот, как его…

Бут. Вот это законно! Я еще и безобразничаю! (сестра выхватывает у него трубку).

Сестра. Дяденька, миленький, помогите, горим!

Сестра. Садовая, 52, кв.5(повесила трубку и Бутылкину). Эх, ты, а еще старший. Бежим.

Бут. (растерянно). Колоссально! (убегают).

В.Шефнер «Устная речь»

Это так, а не иначе,

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов, родных и метких,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь - людское чудо

Не скудела в наши дни.

1 вед. Великий писатель М. Горький говорил: "Я выражаю протест против засорения нашего языка хламом придуманных слов".

2 вед. Л.Н.Толстой говорил: "Где нужно-нежный, трогательный, где нужно-строгий, серьезный, где нужно-бойкий и живой - таков наш русский язык".

1 вед. Великим, могучим, правдивым и свободным называл наш русский язык И.С.Тургенев. Он призывал беречь чистоту языка, как святыню.

2 вед .В блокадные годы А.Ахматова клятвенно обещала от имени всех сограждан:

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

В мирное время с нас не снимается обязанность хранить свободным и чистым наше великое слово.

Язык свободный, мудрый и простой

Нам поколения в наследство подарили.

Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой

Его в своих твореньях сохранили.

Язык писателей нам служит образцом,

Он мудростью народною отмечен.

Овладевайте же литературным языком

Боритесь за культуру речи.

Cлайд 1

Cлайд 2

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость Приветливость вам открывает сердца Составляющие нашего здоровья Образ жизни современного подростка Стремление к совершенствованию Ответственность за слова и поведение

Cлайд 3

«Воспитывать такого человека, который должен быть вежливым, суровым, добрым и беспощадным в зависимости от условий его жизни, способным бороться и строить, жить и любить жизнь.» А. Макаренко. «Молодёжь надо научить ставить перед собой амбициозные задачи, быть самодостаточной, успешной в научной, производственной, предпринимательской и культурологической деятельности». Н. В. Федоров. Объяснить, что такое речевое поведение и каково его значение в жизни человека, что надо быть осторожным в мыслях и словах, ибо они приводят к соответствующим поступкам и последствиям; воспитывать любовь и уважение к языку; воспитывать и прививать культуру мысли и культуру слова. Продолжить развитие умения общаться, выступать перед аудиторией, умения дискутировать.

Cлайд 4

Культура речи – это та этикетка, по которой можно безошибочно определить уровень общей культуры и воспитанности человека. Культура речи – это важнейшая часть общей культуры человека. Высокая культура речи – показатель образованности и воспитанности. Всякое ругательное, а тем более нецензурное слово, употребляемое молодыми людьми при каждом случае, опустошает их, «выветривает» человеческое и поднимает животное, низменное, не говоря уже о том, что такие слова унижают и обижают другого человека.

Cлайд 5

Язык мой – враг мой. Словом человека можно ранить больнее, чем оружием. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. В здоровом теле здоровый дух. Чем меньше человек думает, тем больше он говорит. (Монтескье)

Cлайд 6

Слово – великий дар человеку. Надо знать, когда можно говорить, а когда нельзя. Сплетни и праздная болтовня – это неразумная трата времени и здоровья. Мысли, а затем слова приводят к соответствующим поступкам. Поэтому речь и связанные с ней поступки называют речевым поведением.

Cлайд 7

Слово обязательно несет в себе энергию души, и поэтому надо стараться, чтобы эта энергия была доброй созидательной. Очень ошибаются те, кто недооценивает силу слова: словом можно все разрушить и все создать; словом обманывают человека и направляют его на путь зла, словом же вдохновляют солдат, идущих в бой.

Cлайд 8

Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кто в равной степени вежлив и со старшими, и с младшими. Воспитанный человек во всех отношениях не ведёт себя «громко», экономит время других, строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же – дома, в школе, на работе, в магазине и в автобусе.

Cлайд 9

Нужно быть очень осторожным в своих мыслях, словах и поступках, то есть в речевом поведении. От этого зависит вся ваша жизнь, здоровье ваше и счастье.

Cлайд 10

Я смотрю на мир с любовью и радостью Я обо всех и обо всем говорю с любовью. Я люблю жизнь. Я с легкостью и радостью общаюсь с людьми. Отовсюду исходит добро. Я превратила свои уроки в настоящее развлечение. Я желаю учиться. Я распространяю только хорошие новости.

Cлайд 11

За худые слова слетит и голова Много говорить – голова заболит Сердечное слово до сердца доходит Малое слово большую обиду творит Хорошее слово – половина счастья Сперва подумай – потом говори Красную речь красно и слушать

Cлайд 12

Культурные нормы – требования, которые налагает общество на человека, стремящегося быть воспитанным, духовно развитым. Добрый человек любит не только себя, но и других. Заботится о тех, кто страдает. Нравственность – это больше, чем хорошие привычки.

Cлайд 13

Доброму Бог помогает. За добро добром платят. Добрый скорее дело сделает, чем сердитый. Доброе слово железные ворота отопрет. Доброе слово сказать – посошок в руки дать. Доброе слово лучше пустого бормотанья. Доброе слово и кошке приятно. Доброе слово лучше мягкого пирога.

Cлайд 14

Быть хозяином своей жизни – это значит выбирать мысли и слова. Если вы хотите жить радостно, у вас должны быть светлые мысли. Жизнь – это путешествие, в котором мы открываем себя. Мы в ответе за свою жизнь.

Cлайд 15

Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Если ты хочешь, чтобы друг твой горбов у тебя не заметил, сам не смотри на его бородавки. (Гораций) Кто злословит с вами, тот злословит и о вас. Не делай людям того, чего не желаешь себе.

Cлайд 16

Язык – это удивительное орудие, с помощью которого люди, общаясь между собой, передают друг другу любые мысли. Глупо и бесполезно всё время сердиться. Это – пустая трата времени. Всё, что вы отдаете другим, возвращается к вам. Любовь всё исцеляет, а дорога к любви идёт через прощение. Прощение помогает избавиться от обиды.

Cлайд 17

С умным разговориться, что меду напиться Ласковое слово многих прельщает Ласковое слово что вешний денек Хорошо и там и тут, где по имени зовут Слова обладают силой. Нужно научиться отвечать за всё, что мы произносим вслух, ибо сказанное нами является продолжением наших мыслей.

Cлайд 18

Ответственность – это наша способность реагировать на ситуацию. У нас всегда есть выбор. Надо уметь сознательно отвечать за свои мысли и слова. Важно, какие мысли, убеждения и слова мы выбираем прямо сейчас. Мой выбор – взгляд на мир с любовью.

Cлайд 19

Поклониться – вперед пригодится За правое дело говори смело Что посеешь, то и пожнёшь Учтивое слово и буйную голову смиряет Звон не молитва, крик не беседа Недоброе слово что огонь жжет

Cлайд 20

Восхищение. Одобрение. Любовь. Прощение. Раскаяние. Приветствие. Радость. Смущение. Равнодушие. НОС К НОСУ. РВАТЬ НА СЕБЕ ВОЛОСЫ. СМОТРЕТЬ СКВОЗЬ ПАЛЬЦЫ. ЗАДИРАТЬ НОС. Здравствуйте. До свидания. Спасибо. Извините. Простите. Пожалуйста.

Cлайд 21

О многом может сказать жестикуляция. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Это объясняется тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его. В русском языке существует немало устойчивых выражений, возникших на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, например, опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, рука не поднимается, развести руки, опустить руки, махнуть рукой, приложить руку, протянуть руку, положа руку на сердце, погрозить пальцем.

«Средняя общеобразовательная школа № 12»

Единый классный час в 6 классе

«Культура общения – требования современного общества»

Составил и провел : учитель

русского языка и литературы

МБОУ «Средняя

общеобразовательная школа №12» ,

классный руководитель 6 класса

Морозова Наталья Ивановна

Классный час «Поговорим о культуре речи»

Цели: помочь учащимся почувствовать важность культуры речи; содействовать воспитанию патриотических чувств, потребности в работе над речью. Прививать эстетическое чувство и уважение к родному языку.

Оформление: портреты русских писателей, выставка книг.

Ход классного часа.

1.Вступительное слово учителя.

2. Чтение стихотворения учащейся

Много слов на земле. Есть дневные слова –

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова - словно раны, слова – словно суд -

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти.

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

3.Пословицы о слове.

Слово не воробей, вылетит не поймаешь.

Недоброе слово больней огня жжет.

Добрые слова дороже богатства.

Худое слово и сладким медом не зальешь.

И дорого дал бы за словечко, да не выкупишь. (Ребята дают толкование каждой пословице).

4. Учитель.

Дивишься драгоценностям нашего языка: что ни звук, то и подарок. « Настоящий, сильный, где нужно - нежный, трогательный, где нужно - строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно - бойкий и живой…» (Л. Н. Толстой).

« Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…» (А. И. Куприн.)

В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность.

Что вы понимаете под культурой речи? (Обращение к ребятам).

Учитель. Под культурой речи имеется в виду прежде всего владение человеком нормами литературного языка как письменной, так и устной речи. Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. Язык – это самая большая ценность народа, на котором он пишет, думает, говорит.

Объясняется значение слова « эстетика»).

Эстетика речи состоит в подчинении слов определенным нормам произношения, ударения, построения словосочетаний и предложений. В ясности, эмоциональности, образности, выразительности языка.

Каким же, на ваш взгляд, должен быть собеседник? (Он должен обладать терпением, уметь слушать собеседника, уважительно относиться к чужому мнению. Не говорить громко).

Учитель. Повышение культуры речи является актуальной проблемой общества. Так, например, сегодняшние старшеклассники употребляют самое большее количество жаргонизмов. А ведь они – наше будущее. Попробуем же поработать над исправлением наших ошибок.

Задание. Исправьте ошибки в сочетаниях слов.

Эта новость причинила ей удовольствие.

С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино.

У нее были огромные каштановые глаза.

Он испытывал к нему крепкую ненависть.

Задание. Исправить ошибки, связанные с речевой избыточностью.

В марте месяце открылось совместное предприятие. – В марте открылось совместное предприятие.

Эти компьютеры просты по устройству и дешевы по стоимости. – Эти компьютеры просты по устройству и дешевы.

Писателя интересуют взаимоотношения участников движения друг с другом.- Писателя интересуют взаимоотношения участников движения.

И в то мгновение я почувствовал, что он почувствовал во мне врага. – И в то же мгновение он почувствовал во мне врага.

И вот недавно сослуживцы по работе преподнесли сюрприз.- И вот недавно сослуживцы преподнесли сюрприз.

Вопросы классу: Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку?

Почему вы так поступите?

Исследователи отмечают, что уровень культуры речи в настоящее время резко падает. Это связано с резкой сменой в 80 гг. 20 века политического и экономического курса государства, появлением относительной « свободы слова », а также с отсутствием необходимого контроля.

В нашей речи встречается еще много орфоэпических, лексических, грамматических и стилистических ошибок.

Поэтому каждому культурному, образованному человеку необходимо следить за своей речью, добиваться ее правильности и грамотности.

« Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками», - призывает И. С. Тургенев. Учиться этой красоте слога следует у замечательных классиков: А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, Л.Н. Толстого...

Информационная справка

Культура речи

Культура речи – один из главных показателей общей культуры человека. А потому нам всем необходимо постоянно совершенствовать свои манеры общения и речь. Культура речи заключается не только в умении избегать ошибок в речи, но и в стремлении постоянно обогащать свой словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения.

Культура общения

Речь – это одна из самых важных характеризующих черт человека. От нашей манеры общения зависит то впечатление, которое мы производим на окружающих. Речь человека способна притягивать к нему людей или, наоборот, отталкивать. Речь также может оказывать сильное влияние на настроение нашего собеседника.

Таким образом, культура общения складывается из умения слушать собеседника, речевого этикета, а также соблюдения правил хорошего тона.

Умение слушать

Нередко, увлекаясь темой разговора, мы совсем забываем о культуре общения: стараемся навязать собеседнику свою точку зрения по поводу темы разговора; не пытаемся вникать в доводы, которые приводит наш визави, попросту его не слушаем; и, наконец, стремясь заставить всех окружающих согласиться с нашим взглядом на вещи, пренебрегаем речевым этикетом: перестаём следить за собственными словами.

По правилам культуры общения, категорически запрещено оказывать давление на собеседника. Кроме того, что навязывать своё мнение – очень некрасиво, это ещё и неэффективно. Ваша манера поведения, скорее всего, вызовет защитную реакцию партнёра, и тогда Ваш разговор в лучшем случае просто не сложится.

Если Вы мало того, что не слушаете своего визави, да ещё и постоянно перебиваете его, не позволяя договорить, знайте, Вы не просто демонстрируете отсутствие у себя культуры речи, но и проявляете неуважение к личности собеседника, что характеризует Вас отнюдь не с положительной стороны.

Умение слушать – непременная составляющая культуры общения. Если Вы проявляете неподдельное внимание к мыслям и чувствам того, с кем говорите, если искренне уважаете мнение своего визави, можете быть уверены в том, что Вы хороший собеседник и людям приятно с Вами общаться. Умение слушать является залогом Вашего успеха в любой жизненной ситуации и в любом обществе.

Но как быть в том случае, когда Вы придерживаетесь правил культуры общения и следуете речевому этикету, а Ваш собеседник, пренебрегая правилами хорошего тона, пытается перетянуть Вас «на свою сторону»? Если Вам не нравится манера общения Вашего визави или Вы не согласны с тем, в чём он Вас старается убедить, выразите свою точку зрению, начав речь с этикетного клише: «Вам не кажется, что…».

Если во время разговора у Вас с собеседником завязался спор, в итоге которого Вы осознали свою неправоту, по правилам культуры общения, Вы должны признать свою ошибку. Не доводите ситуацию до конфликта.

Речевая культура

По мнению большинства людей, речь – это всего лишь механизм оформления своих мыслей в слова. Но это ошибочное суждение. Речь и речевой этикет – это важные инструменты в налаживании общения с людьми, в установлении контактов (в частности, в деловой сфере), в повышении продуктивности общения, в склонении массовой аудитории на свою сторону (при публичном выступлении, например).

Помимо всего прочего, культура речи оказывает огромное влияние на манеру поведения самого говорящего. Ведь всем известно, что манера речи и выбор слов при диалоге не только настраивают собеседника на нужный лад, но и программируют наше собственное поведение. Мы следим за своим речевым этикетом, взвешиваем каждое сказанное и услышанное в ответ слово.

В деловой сфере нередко возникают ситуации, когда по нашей речевой культуре окружающие судят не только о нас самих, но и об учреждении, официальным представителем которого мы являемся. Поэтому крайне важно соблюдать речевой этикет во время деловых встреч и собраний. Если у Вас плохая культура речи, это резко понижает Ваши карьерные возможности. Придётся ознакомиться с правилами речевого этикета, для того чтобы сначала получить работу в престижной организации, а затем не портить имидж компании и иметь шанс на повышение в должности.

Правила общения

Правило 1. Обращайтесь с людьми так, как вам хотелось бы, чтобы обращались с вами. Уважение других начинается с уваже­ния себя, а уважение себя с уважительного отношения к другим. Проявляйте к людям искренний интерес, помните, что одобрение, похвала - эффективные средства самореализации.

Правило 2. Хорошее настроение начинается с улыбки. Улы­байтесь чаще себе и окружающим. Добрая шутка сближает лю­дей. Оптимист вселяет в окружающих убежденность успехе са­мого трудного дела.

Правило 3. Старайтесь сохранять спокойствие во всех си­туациях. Помните, что со спокойными людьми общаться гораздо приятнее. Спокойная атмосфера повышает чувство собственного достоинства, создает комфортные условия для труда, учебы, творчества.

Правило 4. Справедливо оценивайте людей, а если крити­куете, то делайте это умело, сохраняя честь и достоинство крити­куемого. Лучше всего замечание делать с глазу на глаз. Помните, что ничто так не деморализует людей, как постоянные упреки.

Правило 5. В общении стремитесь к диалогу, тогда вы не только расскажете о своей точке зрения, но и узнаете мнение ок­ружающих, что может оказаться гораздо ценнее.

Правило 6. Соблюдайте культуру речи, которая заключается в сознательном отборе и использовании тех языковых средств, которые помогают общению. Критериями культуры речи, опре­деленными еще с древнейших времен, являются: правильность, коммуникативная целесообразность, точность, логичность, яс­ность и доступность изложения, чистота и выразительность речи, разнообразие средств выражения, эстетичность и уместность. То, какие слова человек употребляет, говорит о его внутренней куль­туре, духовном богатстве.

Правило 7. Помните о культуре одежды. Эффект первого впечатления оказывает влияние на последующее общение. Сна­чала человек видит, а уже потом слышит и воспринимает смысл сказанного. Симпатия к человеку возникает первоначально от внешнего восприятия. Учитесь располагать к себе людей.

Правило 8. Будьте благодарны. Человек, умеющий благода­рить, получает во много раз больше. Когда дают совет, следует поблагодарить, а уже потом решать: следовать этому совету или нет.

Правило 9. Стремитесь к развитию и совершенствованию. Как только вы поймете, что причина жизненных неудач внутри, а не вне вас, вы начнете прогрессировать.

Подготовил и провел

классный руководитель

2 а класса

Савосина Н.С.

Классный час «Культура речи»

Цели: способствовать формированию культуры поведения учащихся; закрепить правила культурного общения; развивать интерес к русскому языку.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Что бы узнать, о чём сегодня наша беседа, я предлагаю ответить на вопросы кроссворда. (Культура)

Катя пупсика Игнатку

Уложила спать в кроватку –

Больше он играть не хочет,

Говорит: «…»

(Спокойной ночи!)

Если просишь что-нибудь, то сначала не забудь

Разомкнуть свои уста и сказать …(пожалуйста)

Когда я что-то подарю, мне говорят:... (благодарю)

Если встретилась компания, не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания всем скажите: ... (до свидания)

Порвал Воробей паутинные нити.

Чирикнул смущенно: Ну ….(извините)

Если встретился знакомый, хоть на улице, хоть дома –

Не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче ….(здравствуй)

Если невежей прослыть не хотите, очень прошу вас - будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните: Будьте ….(любезны), будьте ….(добры)

Если словом или делом Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело говорить:...(Спасибо)

Культура человека проявляется в его одежде, в поступках, в отношении к взрослым, в любви к России. И еще культура человека очень ярко проявляется в его речи, в том, как говорит человек. Тема нашей беседы - культура речи.(слайд)

По тому, как говорит человек, какие слова он употребляет в речи, уже можно предположить, культурный ли он или нет.

Если человек скажет: «У меня болят ухи», «Отдай мой портфель», «Сколько часов?», уже видно, что большой культурой человек не отчается. Что же такое культура речи? (Выслушиваются ответы детей.)

Под культурой речи мы понимаем умение правильно, ясно, четко точно и коротко излагать свои мысли.(слайд) . А это очень трудное дело - говорить ясно, четко, понятно всем. Этому вас, ребята, учат в школе, прежде всего на уроках русского языка, литературного чтения и других предметов.

Чтобы овладеть литературным произношением, надо читать больше книг. Надо следить за ударением в словах. Вот к чему может привести неправильная расстановка ударения. Послушаем рассказ школьного портфеля о мальчике Пете, который не ставит ударений в словах.

Знакомьтесь: Петя, мой сосед –

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не коридор, а колидор .

Дилектор входит в кабинет,

Закрыт магА зин на обед.

Хозяйка моет стаканЫ ,

Секет свеклУ , пекёт блины.

И до меня дошел черед:

Портфель он пО ртфелем зовет.

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя.

Пусть и его зовут ПетЯ .

ПетЯ ! - несется со двора –

Тебе домой идти пора!

Не трогай малыша, ПетЯ ,

Ведь ты большой, а не дитя!

ПетЯ обижен на ребят,

Скажите, в чем я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил.

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

Как же помочь Пете, ребята? (Высказывания детей.)

Да, во всех словах нужно правильно ставить ударение. Говорить точно, выражая свои мысли, очень трудно, и часто, стоя у доски, вы испытываете затруднение в подборе нужного слова. Еще труднее отыскать такое слово, когда урок плохо выучен. Тут вот и появляются в нашей речи слова-сорняки: значит, так сказать, это.

Мы должны все бережно относиться к русскому языку. Иначе у вас может появиться болезнь, какой болел Вася Крутилкин.

Сценка

Доктор. На что жалуешься, молодой человек?

Вася.Захворнул я малость, доктор. Только и делов, что в роте что-то пухнет и в горлу дерет.

Доктор. Во рту, говоришь?! Сейчас посмотрим (ставит термометр). В каком классе учитесь, молодой человек?

Вася.В третьем «Бы».

Доктор. В третьем «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?

Вася.Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.

Доктор. Жутко и весело?! Гм! А учитесь как?

Вася.Порядочек! Железно! Особенно девчонки жмут. Их учительница в пух и прах хвалит.

Доктор. Порядочек. Железно. (Берет у Васи градусник.)

Ну-ка, открой рот. Я так и знал. У тебя серьезно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь сам. Я тебе дам хороший рецепт (достаёт и показывает учебник русского языка). Из него ты узнаешь, как нужно говорить.

Какую болезнь обнаружил доктор у Васи? Согласны ли вы с диагнозом?

Какой рецепт дал доктор?

Ясность и точность мысли нарушаются при неправильном выборе слов или неудачном их сочетании. Нелепо звучат сочетания слов УЖАСНО ДРУЖНО, ЖУТКО ВЕСЕЛО, которые употребил Вася. Слова УЖАСНО, СТРАШНО, ЖУТКО обозначают тяжелые, гнетущие чувства, и их нельзя использовать для оценки чего-то положительного, хорошего.

Чтобы речь была правильной, грамотной, правильно произносите слова.

Некоторые ученики следят за своей речью только в школе. Но стоит им выйти из класса, и появляются ненужные словечки, и даже грубые выражения.

А как неприятно слышать, когда ребята называют друг друга Валерка, Сашка, Димка, Танька. Откуда же произошли эти слова? Это раньше барин, желая подчеркнуть свое превосходство над крестьянами, называл их с пренебрежением:

Петрушка! Вечно ты с обновкой - с разодранным локтем.

Ты, Филька, ты - прямой чурбан.

А вы, ребята, живете в обществе, где нет ни слуг, ни помещиков, поэтому нужно забыть о таких именах. О тех, кто не уважает своих друзей, говорится в этом стихотворении М.Червинского «Как его зовут?» .

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Не скажет он друзьям по школе:

Алеша, Витя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовет он только

Алешка, Витька, Ванька, Толька.

Также очень неприятное впечатление производит, когда, разговаривая друг с другом, вы называете не имя, а клички, часто очень обидные. У поэта С. Михалкова есть хорошее стихотворение «Смешная фамилия».

Каких фамилий только нет:

Пятеркин, Двойкин, Супов,

Слюнтяев, Тропкин-Дармоед,

Пупков и Перепупов.

В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названия рыб и птиц,

Зверей и насекомых.

Лисичкин, Раков, Индюков,

Селедкин, Мышкин, Пчелкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепелкин.

Но может некий Комаров

Иметь характер львиный,

А некий Тигров или Львов

Умишко комариный.

Бывает, Коршунов иной

Синичкина боится.

Какой вывод? Дело не в фамилии и в кличке, а в том, каков человек.

Давайте вспомним девять основных правил по культуре речи.

Правила «Культура речи»

1. Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений.

2. Говори только о том, что знаешь. Помни, что «говорить, не думая, все равно, что стрелять, не целясь».

3. Не спеши высказать свои мысли.

4. Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова, которые лучше других выражают твою мысль.

5. При разговоре не размахивай руками. Мысль надо выражать словами, а не жестами.

6. Не говори быстро, не проглатывай слова.

7. Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни говорить тихо - собеседник тоже перестанет кричать.

8. Будь ласков и приветлив в разговоре с малышами.

9. Не давай кличек своим товарищам.

ЗАПОМНИТЕ ЭТИ ПРАВИЛА И ВЫПОЛНЯЙ ИХ.

Культура речи - это и употребление вежливых слов. Давайте их повторим.

Добрый день! - тебе сказали,

Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и красоты.

Здравствуйте! - ты скажешь человеку.

Здравствуй! - улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

Отменить, что ли, «Пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет! Пожалуй, без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

За что мы говорим «Спасибо»?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не могли бы –

Кому сказали? Сколько раз?

Нам желают доброго пути!

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, «добрый путь»

Тоже к доброму чему-нибудь.

Эти слова всем известны давно,

Видишь, они и просты, и не новы,

Но я еще повторю все равно:

Добрые люди, будьте здоровы!

Будьте здоровы! Приходите к нам ещё.